СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа юношеского клуба общения "Унисон"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа расчитана на мальчиков 13-15 лет. Курс состоит из 25 занятий.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа юношеского клуба общения "Унисон"»

«Утверждаю»

Директор ГБПОУ СО «СМХК»

_______ А.В.Войня

«___» _______ 2019г.






Рабочая программа

юношеского клуба общения

«Унисон»







Разработала:

Зам. директора по ВР:

Е.В.Билюшова







2019 г.

Содержание:



Стр.

  1. Паспорт рабочей программы юношеского клуба общения «Унисон»

3

  1. Пояснительная записка

5

  1. Технологическая модель развития культуры общения у обучающихся СМХК

8

  1. Тематический план

10

  1. Библиографический список


13



















  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ЮНОШЕСКОГО КЛУБА ОБЩЕНИЯ «УНИСОН»


Наименование Программы

Программа юношеского клуба общения «Унисон» (Далее – Программа)

Разработчик

Программы

Билюшова Елена Викторовна

Нормативно-правовая база Программы

  • Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года);

  • Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ

"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

  • Федеральный закон от 24 июня 1999года № 120-ФЗ

"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

Основные цели и задачи программы

Цель: развитие коммуникативных умений подростков, включающих в себя освоение регулятивных и познавательных компонентов.

Задачи: - расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;

- отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;

- активизация процесса самопознания и самоактуализации;

- формирование стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем;

- формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций;

- формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

Исполнитель программы

Заместитель директора по воспитательной работе,

педагог-психолог

Организация выполнения программы

Контроль за выполнением Программы осуществляется зам.директора по воспитательной работе.

Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Корректировка Программы может осуществляться ежегодно.

Ожидаемые результаты реализации программы

  1. Усиление личностных ресурсов;

  2. Формирование адекватной самооценки;

  3. Наличие навыков конструктивного поведения;

  4. Наличие навыков и умений снятия эмоционального напряжения и тревожности.

Эффективность программы оценивается по итогам сравнительной оценки результатов тестирования и анкетирования в начале и конце курса.

Срок реализации программы

Сентябрь – декабрь (каждого учебного года)
















  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



«Мы должны использовать доступные нам методы для понимания движения Вселенной вокруг нас и соотносить с ними наши действия, чтобы не противостоять, а двигаться в унисон с ними»

Артур Голден

Общение – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и попытками взаимного влияния.

Подростковый возраст - время, когда закладывается фундамент будущей жизни в обществе. От того насколько подростки 11-15 лет успешно научатся выстраивать отношения с родителями, взрослыми, сверстниками, зависит их удовлетворенность профессиональной и личной жизнью в будущем. Именно в этом возрасте, выстраивая свои отношения с окружающими методом «проб и ошибок», взрослеющий человек чаще всего попадает в конфликтные ситуации, испытывает сложности не только в общении с другими людьми, но и с пониманием самого себя.

В ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж» ежегодно обучаются около 150 мальчиков и юношей в возрасте от 7 до 20 лет. Уровень конфликтности в чисто мужских коллективах зачастую выше обычного, выяснили исследователи из Высшей школы экономики. Психологи выделяют несколько основных проблем неразбавленных мужских коллективов. Для ГБПОУ СО «СМХК» наиболее актуальны следующие:

  1. Конкуренция. Постоянное стремление к соперничеству, гласной или негласной социальной иерархии –«кто кого круче», «кто в доме хозяин» и связанные с этим возможные проявления грубости, психологического и иногда даже физического давления.

  2. Драки. Все мужчины (даже маленькие) – защитники. Там, где слова малоэффективны, ставка делается на физическую силу.

Как быть более уверенным в себе, общаться тепло и бесконфликтно, умея при этом отстаивать свои интересы? Как правильно управлять своей внутренней погодой, воспринимать себя и окружающий мир ярче и объемнее, слышать и чувствовать партнера по общению? Как решать конфликтные ситуации, быть уважаемым и мудрым лидером, грамотно строить нужные отношения? Вот основные темы, которые рассматривают участники юношеского клуба общения «Унисон».

Основные принципы построения программы:

  • Последовательность;

  • Системность;

  • Опора на имеющиеся компетенции;

  • Занимательность;

  • Научность;

  • Природосообразность;

  • Культуросообразность.

Основные методы реализации:

  • Анкетирование;

  • Тестирование;

  • Наблюдение;

  • Тренинг;

  • Игра.

Основные формы работы:

  • Беседа;

  • Дискуссия;

  • КТД;

  • Конкурсно-игровая программа;

  • Самопрезентация.

Основные этапы программы:

  1. Диагностический.

Цель: определение уровня коммуникативных способностей обучающихся, выявление их интересов, запросов, ожиданий, проблем.

Задачи: - знакомство с программой;

- выявление имеющихся проблем коммуникации.

2. Развивающий.

Цель: развитие коммуникативной компетентности обучающихся.

Задачи: - вовлечение в совместную деятельность;

- снятие агрессии и преодоление застенчивости;

- стимулирование саморазвития подростков.

3. Преобразующий (результативный).

Цель: развитие практических навыков.

Задачи: - организация участников программы на самостоятельную работу (коммуникативное творчество).





























  1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ

Иерархия целей

Критерии достижения целей

Содержание педагогического процесса (ситуации)

Методы

Формы

Обратная связь

Качества педагога

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Самопознание (диагностика коммуникативной компетентности, самодиагностика личных качеств, ценностных ориентаций, потребностей, проблем)

Навыки самооценки, осознание своих достоинств и недостатков, проявление интереса к предлагаемой деятельности

Познавательные, дискуссионно-познавательные

Диагностика, самодиагностика, наблюдение

Беседа, опрос, самостоятельная работа

Анализ теста, анкетирование

Профессиональные качества

2

Самокоррекция, приобретение необходимых теоретических знаний по психологии общения

Умение найти «общий язык», уверенность в своих действиях, уважительное отношение к окружающим, умение формировать цели-идеалы (ценностные ориентиры развития)

Познавательные, моделирования, консультирования

Стимулирование, пример, метод включенного наблюдения

Самостоятельная работа, консультация, тренинг

Консультирование, анализ поведения

Профессиональные качества педагога

3

Проецирование личной культуры общения на картину мира других людей, адаптация «Я – образа» к системе «Я и другие»

Понимание психологических особенностей другого человека, знание механизмов восприятия человека человеком, навыки речевого и невербального общения, выбор стиля поведения

Ролевые игры

Моделирование

Ролевые игры, тренинги

Организация игровых ситуаций

Общекультурные (эрудиция, кругозор)

4

Проектирование культуры общения как системного личностного образования (целостный «Я – образ»)

Определение ценностных ориентиров саморазвития, развитие эрудиции, кругозора, стремления к совершенству

Игровые ситуации

Тренинги

Деловая игра, обыгрывание типичных ситуаций общения

Организация игровых ситуаций

Личностные

5

Самопрезентация «Я – проекта»

Навыки самовыражения, саморегулирования, умение гармонично включаться в коллективный творческий процесс

Проектирование игровых ситуаций

Проектирование творческих ситуаций

Творческий показ

Подготовка и проведение творческого показа

Профессиональные и личностные









  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел

Тема занятия

Содержание

Кол-во часов

  1. Общение как обмен информацией

    1. Сущность человеческого общения

Значение общения в развитии отдельной личности и общества. Типология общения. Функции общения.

1


    1. Информация или коммуникация

Побудительная и констатирующая информация. Понятие и сущность коммуникации. Понятие коммуникативной компетентности личности.

1


    1. Каким ты выглядишь в глазах других

Актуализация знаний обучающихся о многообразии человеческой индивидуальности. Знакомство с классификацией типов личности.

1


    1. Коммуникаторы и реципиенты

Знакомство с моделью коммуникативного процесса. Три позиции коммуникатора.

1


    1. Вербальная коммуникация

Язык – бесценный человеческий дар. Речь – язык в действии. Виды речи.

1


    1. Помощники и враги коммуникации

Основная цель обмена информацией – выработка единой точки зрения между общающимися, установления согласия по поводу различных ситуаций или проблем. Коммуникативные барьеры.

2

  1. Невербальная коммуникация

    1. Мимика

Физиогномика – учение о связи между внешним обликом человека и особенностями его поведения. Нос, рот, голова как элементы невербальной коммуникации.

1


    1. Визуальное общение

Глаза – ключевой элемент невербальной коммуникации, знакомство с описанием выражений глаз.

1


    1. Жесты

Использование жестикуляции в культуре разных стран. Классификация жестов.

1


    1. Поза

Телодвижения как способ выражения чувств.

1


    1. Дистанция

Проксемика – наука о нормах пространственной и временной организации общения. Знакомство с основными пространственными зонами. Правила поведения в местах большого скопления людей.

1

3. Общение как взаимодействие и восприятие людей друг друга

3.1. Теория взаимодействия

Общение как организация совместных действий. Мотивы взаимодействия с окружающими. Типы поведения по отношению к партнерам по взаимодействию. Теория обмена.

1


3.2. Социальный контроль

Значение социальной нормы. Влияние группы на отдельную личность. Конформисты и нонконформисты.

1


3.3. Сложности социальной перцепции

Понятие социальной перцепции. Влияние внутренних психологических и социальных установок личности на восприятие окружающих

1


3.4. Критика

Представление о критическом отношении к себе. Польза критики.

1

4.Конфликт – неэффективное общение

4.1. Конфликты и компромиссы

Признаки возникновения конфликтов. Причины и источники конфликтов. Стратегии поведения в конфликтной ситуации.

2


    1. Стресс в жизни человека

Положительные и отрицательные стрессы. Влияние стрессовых ситуаций на здоровье человека. Способы быстрого снятия стресса.

1


    1. Способы профилактики стрессов

Понятие стрессоустойчивости. Знакомство с методами профилактики стресса. Выработка личной стратегии борьбы со стрессом.

1

  1. Оптимизация общения

    1. Повышение эффективности коммуникации

Правила, повышающие эффективность коммуникации. Принципы сотрудничества.

1


    1. Техника обратной связи

Понятие обратной связи. Виды обратной связи. Правила эффективного слушания.

2


    1. Самоконтроль и саморазвитие – путь к самосовершенствованию

Способы укрепления взрослого «Я». Составление плана индивидуальной работы.

2

Общий объем курса – 25 часов















ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Касаткин С. Техника обратной связи. Питер, 2002

  2. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. Сост. Р.Римская, С.Римский. М, АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005

  3. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков. Методическое пособие под редакцией И.Соковни. М, Просвещение, 2003.

  4. Рогов Е.И. Психология общения. М, Владос, 2003.



Интернет-источники:

открытыйурок.рф/статьи/651669/

nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library...ikativnyh-trudnostey

institutnv.ru/stati-pro-treningi/trening-kommunika...sti-dlya-podrostkov/

docplayer.ru/27663482-Pasport-programmy-trening-ra...ativnyh-navykov.html






10