«Утверждаю»
Директор ГБПОУ СО «СМХК»
_______ А.В.Войня
«___» _______ 2019г.
Рабочая программа
юношеского клуба общения
«Унисон»
Разработала:
Зам. директора по ВР:
Е.В.Билюшова
2019 г.
Содержание:
| Стр. |
Паспорт рабочей программы юношеского клуба общения «Унисон» | 3 |
Пояснительная записка | 5 |
Технологическая модель развития культуры общения у обучающихся СМХК | 8 |
Тематический план | 10 |
Библиографический список | 13 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ЮНОШЕСКОГО КЛУБА ОБЩЕНИЯ «УНИСОН»
Наименование Программы | Программа юношеского клуба общения «Унисон» (Далее – Программа) |
Разработчик Программы | Билюшова Елена Викторовна |
Нормативно-правовая база Программы | Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года); Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" |
Основные цели и задачи программы | Цель: развитие коммуникативных умений подростков, включающих в себя освоение регулятивных и познавательных компонентов. Задачи: - расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения; - отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми; - активизация процесса самопознания и самоактуализации; - формирование стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем; - формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций; - формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей. |
Исполнитель программы | Заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог |
Организация выполнения программы | Контроль за выполнением Программы осуществляется зам.директора по воспитательной работе. Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Корректировка Программы может осуществляться ежегодно. |
Ожидаемые результаты реализации программы | Усиление личностных ресурсов; Формирование адекватной самооценки; Наличие навыков конструктивного поведения; Наличие навыков и умений снятия эмоционального напряжения и тревожности. Эффективность программы оценивается по итогам сравнительной оценки результатов тестирования и анкетирования в начале и конце курса. |
Срок реализации программы | Сентябрь – декабрь (каждого учебного года) |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Мы должны использовать доступные нам методы для понимания движения Вселенной вокруг нас и соотносить с ними наши действия, чтобы не противостоять, а двигаться в унисон с ними»
Артур Голден
Общение – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и попытками взаимного влияния.
Подростковый возраст - время, когда закладывается фундамент будущей жизни в обществе. От того насколько подростки 11-15 лет успешно научатся выстраивать отношения с родителями, взрослыми, сверстниками, зависит их удовлетворенность профессиональной и личной жизнью в будущем. Именно в этом возрасте, выстраивая свои отношения с окружающими методом «проб и ошибок», взрослеющий человек чаще всего попадает в конфликтные ситуации, испытывает сложности не только в общении с другими людьми, но и с пониманием самого себя.
В ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж» ежегодно обучаются около 150 мальчиков и юношей в возрасте от 7 до 20 лет. Уровень конфликтности в чисто мужских коллективах зачастую выше обычного, выяснили исследователи из Высшей школы экономики. Психологи выделяют несколько основных проблем неразбавленных мужских коллективов. Для ГБПОУ СО «СМХК» наиболее актуальны следующие:
Конкуренция. Постоянное стремление к соперничеству, гласной или негласной социальной иерархии –«кто кого круче», «кто в доме хозяин» и связанные с этим возможные проявления грубости, психологического и иногда даже физического давления.
Драки. Все мужчины (даже маленькие) – защитники. Там, где слова малоэффективны, ставка делается на физическую силу.
Как быть более уверенным в себе, общаться тепло и бесконфликтно, умея при этом отстаивать свои интересы? Как правильно управлять своей внутренней погодой, воспринимать себя и окружающий мир ярче и объемнее, слышать и чувствовать партнера по общению? Как решать конфликтные ситуации, быть уважаемым и мудрым лидером, грамотно строить нужные отношения? Вот основные темы, которые рассматривают участники юношеского клуба общения «Унисон».
Основные принципы построения программы:
Основные методы реализации:
Анкетирование;
Тестирование;
Наблюдение;
Тренинг;
Игра.
Основные формы работы:
Основные этапы программы:
Диагностический.
Цель: определение уровня коммуникативных способностей обучающихся, выявление их интересов, запросов, ожиданий, проблем.
Задачи: - знакомство с программой;
- выявление имеющихся проблем коммуникации.
2. Развивающий.
Цель: развитие коммуникативной компетентности обучающихся.
Задачи: - вовлечение в совместную деятельность;
- снятие агрессии и преодоление застенчивости;
- стимулирование саморазвития подростков.
3. Преобразующий (результативный).
Цель: развитие практических навыков.
Задачи: - организация участников программы на самостоятельную работу (коммуникативное творчество).
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ
№ | Иерархия целей | Критерии достижения целей | Содержание педагогического процесса (ситуации) | Методы | Формы | Обратная связь | Качества педагога |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Самопознание (диагностика коммуникативной компетентности, самодиагностика личных качеств, ценностных ориентаций, потребностей, проблем) | Навыки самооценки, осознание своих достоинств и недостатков, проявление интереса к предлагаемой деятельности | Познавательные, дискуссионно-познавательные | Диагностика, самодиагностика, наблюдение | Беседа, опрос, самостоятельная работа | Анализ теста, анкетирование | Профессиональные качества |
2 | Самокоррекция, приобретение необходимых теоретических знаний по психологии общения | Умение найти «общий язык», уверенность в своих действиях, уважительное отношение к окружающим, умение формировать цели-идеалы (ценностные ориентиры развития) | Познавательные, моделирования, консультирования | Стимулирование, пример, метод включенного наблюдения | Самостоятельная работа, консультация, тренинг | Консультирование, анализ поведения | Профессиональные качества педагога |
3 | Проецирование личной культуры общения на картину мира других людей, адаптация «Я – образа» к системе «Я и другие» | Понимание психологических особенностей другого человека, знание механизмов восприятия человека человеком, навыки речевого и невербального общения, выбор стиля поведения | Ролевые игры | Моделирование | Ролевые игры, тренинги | Организация игровых ситуаций | Общекультурные (эрудиция, кругозор) |
4 | Проектирование культуры общения как системного личностного образования (целостный «Я – образ») | Определение ценностных ориентиров саморазвития, развитие эрудиции, кругозора, стремления к совершенству | Игровые ситуации | Тренинги | Деловая игра, обыгрывание типичных ситуаций общения | Организация игровых ситуаций | Личностные |
5 | Самопрезентация «Я – проекта» | Навыки самовыражения, саморегулирования, умение гармонично включаться в коллективный творческий процесс | Проектирование игровых ситуаций | Проектирование творческих ситуаций | Творческий показ | Подготовка и проведение творческого показа | Профессиональные и личностные |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел | Тема занятия | Содержание | Кол-во часов |
Общение как обмен информацией | Сущность человеческого общения | Значение общения в развитии отдельной личности и общества. Типология общения. Функции общения. | 1 |
| Информация или коммуникация | Побудительная и констатирующая информация. Понятие и сущность коммуникации. Понятие коммуникативной компетентности личности. | 1 |
| Каким ты выглядишь в глазах других | Актуализация знаний обучающихся о многообразии человеческой индивидуальности. Знакомство с классификацией типов личности. | 1 |
| Коммуникаторы и реципиенты | Знакомство с моделью коммуникативного процесса. Три позиции коммуникатора. | 1 |
| Вербальная коммуникация | Язык – бесценный человеческий дар. Речь – язык в действии. Виды речи. | 1 |
| Помощники и враги коммуникации | Основная цель обмена информацией – выработка единой точки зрения между общающимися, установления согласия по поводу различных ситуаций или проблем. Коммуникативные барьеры. | 2 |
Невербальная коммуникация | Мимика | Физиогномика – учение о связи между внешним обликом человека и особенностями его поведения. Нос, рот, голова как элементы невербальной коммуникации. | 1 |
| Визуальное общение | Глаза – ключевой элемент невербальной коммуникации, знакомство с описанием выражений глаз. | 1 |
| Жесты | Использование жестикуляции в культуре разных стран. Классификация жестов. | 1 |
| Поза | Телодвижения как способ выражения чувств. | 1 |
| Дистанция | Проксемика – наука о нормах пространственной и временной организации общения. Знакомство с основными пространственными зонами. Правила поведения в местах большого скопления людей. | 1 |
3. Общение как взаимодействие и восприятие людей друг друга | 3.1. Теория взаимодействия | Общение как организация совместных действий. Мотивы взаимодействия с окружающими. Типы поведения по отношению к партнерам по взаимодействию. Теория обмена. | 1 |
| 3.2. Социальный контроль | Значение социальной нормы. Влияние группы на отдельную личность. Конформисты и нонконформисты. | 1 |
| 3.3. Сложности социальной перцепции | Понятие социальной перцепции. Влияние внутренних психологических и социальных установок личности на восприятие окружающих | 1 |
| 3.4. Критика | Представление о критическом отношении к себе. Польза критики. | 1 |
4.Конфликт – неэффективное общение | 4.1. Конфликты и компромиссы | Признаки возникновения конфликтов. Причины и источники конфликтов. Стратегии поведения в конфликтной ситуации. | 2 |
| Стресс в жизни человека | Положительные и отрицательные стрессы. Влияние стрессовых ситуаций на здоровье человека. Способы быстрого снятия стресса. | 1 |
| Способы профилактики стрессов | Понятие стрессоустойчивости. Знакомство с методами профилактики стресса. Выработка личной стратегии борьбы со стрессом. | 1 |
Оптимизация общения | Повышение эффективности коммуникации | Правила, повышающие эффективность коммуникации. Принципы сотрудничества. | 1 |
| Техника обратной связи | Понятие обратной связи. Виды обратной связи. Правила эффективного слушания. | 2 |
| Самоконтроль и саморазвитие – путь к самосовершенствованию | Способы укрепления взрослого «Я». Составление плана индивидуальной работы. | 2 |
Общий объем курса – 25 часов |
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ
Касаткин С. Техника обратной связи. Питер, 2002
Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. Сост. Р.Римская, С.Римский. М, АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005
Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков. Методическое пособие под редакцией И.Соковни. М, Просвещение, 2003.
Рогов Е.И. Психология общения. М, Владос, 2003.
Интернет-источники:
открытыйурок.рф/статьи/651669/
nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library...ikativnyh-trudnostey
institutnv.ru/stati-pro-treningi/trening-kommunika...sti-dlya-podrostkov/
docplayer.ru/27663482-Pasport-programmy-trening-ra...ativnyh-navykov.html
10