Муниципальное образование город Горячий Ключ
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
муниципального образования город Горячий Ключ
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 31 августа 2015 года протокол № 1
Председатель________ Евтушенко Е.И.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Юный инспектор движения, спасатель».
(внеурочная деятельность)
Уровень образования (класс) основное общее, 5 - 9 класс
Количество часов 170
Учитель: Жаворонкин Михаил Сергеевич
Рабочая программа «Юный инспектор движения, спасатель» для внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования (ФГОС), программы для учащихся общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-11классы. Под редак. Воробьева М.: Дро2007, рекомендации Минобрнауки 2012 г. по реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 г»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
приоритет жизни и здоровья граждан, являющихся участниками дорожного движения, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
соблюдение интересов граждан, общества и государства.
Резкое возрастание в последние годы автомобилизации населённых пунктов порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы».
Такое определение было дано на заседании рабочей группы по вопросам охраны здоровья детей при Правительственной комиссии по охране здоровья граждан. Ущерб от гибели, ранения людей и повреждения транспортных средств в дорожно-транспортных происшествиях (далее – ДТП) сопоставим с доходной частью бюджета и составляет в целом по России около 15 % от его величины. В отдельных регионах значение этого показателя достигает 30-40%. Общее число погибших в ДТП за последние 10 лет эквивалентно населению среднего областного центра страны, а ежегодное число пострадавших в ДТП многократно превышает количество жертв стихийных бедствий и техногенных катастроф. Особую категорию пострадавших в результате ДТП составляют дети.
По усредненным данным ежегодно на улицах и дорогах страны гибнет 1500 и получает ранения 24000 несовершеннолетних участников дорожного движения. Около четверти (26,8%) всех пострадавших детей – это подростки от 14 до 16 лет. Каждый пятый пострадавший ребенок не достиг восьмилетнего возраста. Более половины (55%) пострадавших составили школьники в возрасте от 7 до 14 лет: из 100 пострадавших – 9 получают смертельные ранения. Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом, - по оценке ГУ ГИБДД МВД России, - свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения (далее – ПДД) и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма, в первую очередь, со стороны органов образования. Несмотря на то, что в России действует целый ряд нормативных документов, обязывающих учебные заведения проводить последовательную профилактическую работу по изучению Правил дорожного движения, результаты контрольно-аналитической работы Госавтоинспекции показывают, что более половины дорожно-транспортных происшествий происходит по вине детей, нарушающих правила поведения на улицах и дорогахСоциальная острота проблемы диктует необходимость активизации местных органов образования, разработки и внедрения программ профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей. В соответствии с этим разработана программа: « Юный инспектор движения, спасатель». 5-9 классы. Работа по программе осуществляется во внеурочное время. За основу для разработки данной программы взяты рекомендации Минобрнауки 2012 г. по реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 гг»
Цель программы – повышение эффективности профилактики детского дорожно-транспортного травматизма посредством углублённого изучения пунктов ПДД за счёт увеличенного количества часов (34ч на каждую параллель 5-9 класс) и проведения обязательных практических занятий по каждой теме.
Задачи программы:
- повысить у учащихся уровень знаний по ПДД;
- помочь учащимся усвоить требования разделов ПДД для пешеходов, пассажиров и водителей;
-оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи;
- развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- выработать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
- сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становятся: нарушение правил перехода проезжей части (61,9%); неподчинение сигналам светофора (11,8%); неожиданный выход из - за транспортного средства, деревьев… (15,3%); игра на проезжей части (4,2%); неумелое управление велосипедом (3,0%). В течение года наиболее опасными с точки зрения риска ДТП являются апрель-май, а также конец августа и сентябрь. Из дней недели наиболее часто ДТП с участием детей происходят в понедельник, меньше всего в четверг. Наиболее аварийное время суток – это утренние часы с 8 до 9, когда дети идут в школу, а также с 15 до 20 часов. При этом с 17 до 18 часов происходит наибольшее число аварий, что объясняется увеличением потока транспорта, когда взрослые возвращаются с работы домой. Основной категорией детей, пострадавших в ДТП являются школьники, из них мальчиков гибнет больше.
Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.
Эффективность и соответственно, направления профилактических мероприятий тесно связаны с возрастными особенностями детей.
Основой профилактической работы с детьми младшего и среднего школьного возраста является: формирование знаний о Правилах дорожного движения и навыков их применения. В рабочих материалах по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (далее – ДДТТ),
подготовленных сотрудниками ГИБДД, приводятся следующие данные об особенностях детского восприятия и действий в экстремальных ситуациях: «Часто дети с большим трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации и не способны принимать решения, соизмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на котором автомобиль находиться от них. Они еще не способны предугадывать все возможные варианты поведения водителя. Больше того, в экстремальной ситуации, и вообще в случаях, когда ребенок поставлен перед срочным выбором: как поступить, он легко впадает в состояние безысходности, незащищенности, он просто теряется. Чем труднее ситуация для ребенка, и чем большую сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. И, таким образом, возникает замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и не правильнее принимает решение».
Вместе с тем оценка детьми собственного безопасного поведения существенно различается в зависимости от возраста. Чем младше школьники, тем чаще они завышают оценку собственной дисциплинированности на дорогах.
Помимо формирования знаний о Правилах дорожного движения, педагогу с первых дней обучения детей в школе необходимо обсудить с детьми безопасный маршрут движения в школу и из школы, опасные участки в микрорайоне, поведение во дворах, дорогах между домами, где движутся автомашины.
Среди учащихся лишь 70% выражают уважение к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах. Наряду с правопослушными, часто встречаются демонстративное или агрессивное поведение. Соответственно, дети подросткового возраста часто становятся участниками и виновниками ДТП по причине проявления поведенческих рисков. Первый тип рисков связан с подражательным поведением. В этом случае подросток действует исходя из следующего понимания: так делать опасно, но другие так делают и ничего не происходит! Действенными мерами профилактики данной модели поведенческих рисков является демонстрация негативных последствий такого типа поведения. Вторая модель проявления поведенческих рисков заключается в самоутверждении учащихся в коллективе, что связано с переоценкой собственных возможностей, стремлении доказать свою смелость, перебежав на глазах у сверстников дорогу перед идущим транспортом или проехать, зацепившись за бампер транспортного средства. Профилактике этого типа рисков большое значение имеет формирование у учащихся знаний о динамике движения транспортных средств, умения правильно соизмерять свои физические возможности и, самое главное, формировать стремление к самоутверждению в общественно значимых видах деятельности. Направления педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Разработку комплекса профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения для учащихся целесообразно проводить по пяти направлениям:
• Информационное – обучение учащихся Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.
•Развивающее – формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.
•Воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально – значимой сфере.
•Методическое – методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДДТТ.
•Контрольное – система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программы профилактики ДДТТ.
Настоящая программа является примерной, имеющий компонент содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Окружающий мир». На изучение программы учебным планом предусмотрено 170 учебных часов (по 34часа на каждую параллель 5-9классов).
при планировании уроков, по изучению Правил дорожного движения, используются: реальные части дорог, (обочины, тротуары, пешеходные переходы, перекрёстки и т.д.) площадки для практических занятий и закрепляется материал с помощью тестов;
при изучении Правил дорожного движения большое внимание уделяется правилам для пешеходов, пассажиров, велосипедистов;
организовывается участие сотрудников ГИБДД, в проведении как теоретических, так и практических занятий;
Основными направлениями изучения правил дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются:
1. Ознакомление с окружающим миром: (двор, улица, село, город), транспортными средствами (велосипед, мопед, мотоцикл, автомобиль).
2. Формирование знаний, умений, навыков и привычек безопасного поведения (внимание и наблюдательность, дисциплинированность, знание Правил дорожного движения для пешеходов, пассажиров, водителей, умение ориентироваться в дорожной обстановке, умение соблюдать Правила дорожного движения, развитие координации движения, реакции и т.д.).
3. Воспитание дисциплинированности, основанной как на требованиях безопасности дорожно-транспортной среды, так и на требованиях норм общественной морали и нравственности.
Планируемые результаты
Личностные: самоопределение (мотивация учения, формирование личности).
смыслообразования ( «значение, смысл учения», и уметь находить ответ на него).
нравственно-этического оценивания (оценивание содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор).
Познавательные: Общеучебные - формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации; знаково-символические моделирование Логические -анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, выбор оснований и критериев для сравнения,
установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные: планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия); постановка вопросов ( сотрудничество в поиске и сборе информации); разрешение конфликтов ( выявление, проблемы, поиск альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения).
Управление поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).
Регулятивные: Целеполагание (постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и того, что ещё неизвестно); Планирование (составление плана и последовательности действий); прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик); контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном); коррекция (внесение дополнений и корректив в план и способ действия); Оценка.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем занятий | Количество часов |
| | классы | всего | в том числе |
| | 5кл | 6кл | 7кл | 8кл | 9кл | | Т | П |
I | Правила дорожного движения | теор/прк | т/пр | т/пр | т/пр | т/пр | 100 | 44 | 56 |
1 | Общие положения. | 1 | 1 | | | | 2 | 2 | |
2 | Общие обязанности водителей | | | 1/1 | | | 2 | 1 | 1 |
3 | Применение специальных сигналов | | 1 | 1 | | | 2 | 2 | |
4 | Обязанности пешеходов | 1/1 | | | | | 2 | 1 | 1 |
5. | Обязанности пассажиров | 1/1 | | | | | 2 | 1 | 1 |
6. | Сигналы светофора и регулировщика | 2/2 | 2/3 | 0/5 | 0/5 | 0/4 | 23 | 4 | 19 |
7. | Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки | | | | 1/1 | | 2 | 1 | 1 |
8. | Начало движения, маневрирование | | 1/1 | 1/1 | | 0/5 | 9 | 2 | 7 |
9 | Расположение транспортных средств на проезжей части | | | | 1/1 | | 2 | 1 | 1 |
10 | Скорость движения | | | | | 1/1 | 2 | 1 | 1 |
11 | Обгон, опережение, встречный разъезд | | | | | 1/1 | 2 | 1 | 1 |
12 | Остановка и стоянка | | | | | 1/1 | 2 | 1 | 1 |
13 | Проезд перекрёстков | 1/2 | 2/2 | 1/2 | 0/4 | 0/4 | 18 | 4 | 14 |
14 | Пешеходные переходы и места остановки маршрутных транспортных средств | 1/1 | | | | | 2 | 1 | 1 |
15 | Движение через железнодорожные пути | 1/1 | | | | | 2 | 1 | 1 |
16 | Движение по автомагистралям | | | 1 | | | 1 | 1 | |
17 | Движение в жилых зонах | | 1 | | | | 1 | 1 | |
18 | Приоритет маршрутных транспортных средств | | 1 | | | | 1 | 1 | |
19 | Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами | | | 1 | | | 1 | 1 | |
20 | Буксировка механических транспортных средств | | | | 1/1 | | 2 | 1 | 1 |
21 | Учебная езда | | | | 1 | | 1 | 1 | |
22 | Перевозка людей | | | | 1 | | 1 | 1 | |
23 | Перевозка грузов | | | | | 1 | 1 | 1 | |
24 | Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов | 1 | | | | | 1 | 1 | |
25 | Дополнительные требования к движению гужевых повозок, а так же к прогону животных | 1 | | | | | 1 | 1 | |
26 | Предупреждающие знаки | | 1/1 | | | | 2 | 1 | 1 |
27 | Знаки приоритета | 1/1 | | | | | 2 | 1 | 1 |
28 | Запрещающие знаки | | 1/1 | /1 | | | 3 | 1 | 2 |
29 | Предписывающие знаки | | 1 | | | | 1 | 1 | |
30 | Знаки особых предписаний | | | 1 | | | 1 | 1 | |
31 | Информационные знаки | | | 1 | | | 1 | 1 | |
32 | Знаки сервиса | | | | 1 | | 1 | 1 | |
33 | Знаки дополнительной информации (таблички) | | | 1/1 | | | 2 | 1 | 1 |
34 | Горизонтальная разметка | | | | 1 | | 1 | 1 | |
35 | Вертикальная разметка | | | | 1 | | 1 | 1 | |
II | ОБЖ. Основы управления и безопасность движения | | | | | | 34 | 17 | 17 |
36 | Техника управления велосипедом, мопедом | 1/1 | 1/1 | | | | 4 | 2 | 2 |
37 | Дорожное движение | | | 2/2 | 1/1 | | 6 | 3 | 3 |
38 | Психофизиологические и психические качества водителя и пешехода | | | | | 1/1 | 2 | 1 | 1 |
39 | Эксплуатационные показатели велосипедов, мопедов | | | | 1/1 | | 2 | 1 | 1 |
40 | Действия водителя в штатных и нештатных (критических) режимах движения | | | | 1/1 | 1/1 | 4 | 2 | 2 |
41 | Дорожные условия и безопасность движения | | 2/2 | 1/1 | | | 6 | 3 | 3 |
42 | Дорожно-транспортные происшествия | 1/1 | 1/1 | | | | 4 | 2 | 2 |
43 | Безопасная эксплуатация велосипедов, мопедов | | | | 1/1 | 1/1 | 4 | 2 | 2 |
44 | Перевозка грузов | | | | | 1/1 | 2 | 1 | 1 |
III | ОБЖ. Оказание первой медицинской помощи | | | | | | 36 | 17 | 19 |
45 | Структура дорожно-транспортного травматизма. Наиболее частые повреждения при ДТП и способы их диагностики. | 2/2 | | | | | 4 | 2 | 2 |
46 | Угрожающие жизни состояния при механических и термических поражениях | | | 3/3 | | | 6 | 3 | 3 |
47 | Острые угрожающие жизни терапевтические состояния. | | | | 2/2 | | 4 | 2 | 2 |
48 | Проведение сердечно-легочной реанимации, устранении асфиксии при оказании первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП | | | | | 1/2 | 3 | 1 | 2 |
49 | Остановка наружного кровотечения. Обработка ран. | 2/2 | 1/1 | 1/1 | | | 8 | 4 | 4 |
50 | Транспортная иммобилизация | | 2/2 | | | | 4 | 2 | 2 |
51 | Методы высвобождения пострадавших, извлечения из машины: их транспортировка, погрузка в транспорт. | | | | 1/1 | 1/1 | 4 | 2 | 2 |
52 | Правила пользования аптечкой | 1/1 | | | | 0/1 | 3 | 1 | 2 |
Программа
Правила дорожного движения 100 ч.
Тема 1.Общие положения.
Понятия и термины, используемые в Правилах. Общие требования к участникам движения. Особенности правостороннего движения. Ответственность водителя за нарушение Правил.
Тема 2. Общие обязанности водителей.
Документы водителя. Лица, которым разрешено контролировать водителя. Пользование ремнями безопасности и мотошлемами (перечень лиц, которым разрешено не пользоваться ремнями безопасности). Международное водительское удостоверение и обязанности водителей, участвующих в международном движении. Обязанности водителей перед выездом. Неисправности транспортных средств, при которых запрещается движение. Освидетельствование на состояние опьянения. Лица, которым водитель должен предоставлять транспортное средство. Взаимоотношения с сотрудниками Российской транспортной инспекции. Действия водителя при дорожно -транспортном происшествии.
Тема 3. Применение специальных сигналов.
Транспортные средства, оборудуемые проблесковыми маячками и устройствами, подающими специальные звуковые сигналы. Транспортные средства с синими и сине-красными проблесковыми маячками. Транспортные средства с оранжевым (жёлтым) и белым проблесковыми маячками.
Тема 4. Обязанности пешеходов.
Движение пешеходов по дорогам. Переход проезжей части. Места ожидания маршрутных транспортных средств.
Тема 5. Обязанности пассажиров.
Порядок посадки и высадки пассажиров. Действия, запрещённые пассажирам.
Тема 6. Сигналы светофора и регулировщика.
Типы светофоров и виды световых сигналов, используемых в них. Значение световых сигналов светофоров. Сигналы регулировщика. Места остановки транспортных средств, при запрещающем сигнале светофора или регулировщика. Обязанности водителей и пешеходов при включении жёлтого сигнала светофора или поднятием регулировщика жезла вверх.
Тема 7. Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки.
Случаи использования аварийной сигнализации. В каком случае и на каком расстоянии выставляется знак аварийной остановки. Правила буксировки транспортного средства с неисправной (отсутствующей) аварийной сигнализацией.
Тема 8. Начало движения, маневрирование.
Использование световых указателей поворота. Значение сигналов, подаваемых рукой. Въезд на прилегающие территории и выезд с них. Правила перестроения. Правила выполнения поворотов, разворотов и движения задним ходом.
Тема 9. Расположение транспортных средств на проезжей части.
Определение количества полос движения на проезжей части. Расположение транспортных средств на дорогах с двустороннем движением, имеющих четыре и три полосы. Расположение на проезжей части транспортных средств, максимальная скорость движения которых не превышает 40 км/ч. Движение по дорогам с трамвайными путями посередине. Выезд на дорогу с реверсивным движением. Случаи использования для движения тротуаров и обочин. Дистанция и интервал. Особенности движения тихоходного транспорта.
Тема 10. Скорость движения.
Факторы, влияющие на выбор скоростного режима. Остановочный и тормозной путь транспортного средства. Максимальные разрешённые скорости транспортных средств на различных дрогах.
Тема 11. Обгон, опережение, встречный разъезд.
Действия водителя до начала обгона. Техника выполнения обгона. Действия водителя, которого обгоняют. Участки дорог, на которых обгон запрещён. Встречный разъезд транспортных средств на узких участках дорог.
Тема 12. Остановка и стоянка.
Преднамеренное прекращение движения на правой и левой сторонах дороги. Способы постановки транспортного средства при преднамеренном прекращении движения. Расположение остановившегося транспортного средства на дороге. Места запрещения остановки. Места запрещения стоянки. Действия водителя при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена. Действия водителя готовящегося покинуть транспортное средство.
Тема 13. Проезд перекрёстков.
Общие правила проезда перекрёстков. Обязанности водителя при повороте на перекрёстке. Определение типа перекрёстков. Действия водителя при заторе за перекрёстком. Порядок проезда регулируемых перекрёстков. Порядок проезда нерегулируемых перекрёстков неравнозначных дорог.
Порядок проезда нерегулируемых перекрёстков равнозначных дорог.
Тема 14. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств.
Действия водителя при подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу.
Правила проезда нерегулируемых пешеходных переходов. Правила проезда регулируемых пешеходных переходов. Действия водителя при заторе за пешеходным переходом. Слепые пешеходы. Правила проезда мимо маршрутных транспортных средств, стоящих на остановке. Правила проезда мимо стоящего транспортного средства с опознавательным знаком «Перевозка детей».
Тема 15. Движение через железнодоржные пути.
Действия водителя при подъезде к железнодорожному переезду. Случаи, когда выезжать на переезд запрещено. Места остановки при запрещении движения через переезд. Действия водителя при вынужденной остановке на переезде.
Тема 16. Движение по автомагистралям.
Участники движения, которым запрещено движение по автомагистралям.
Действия водителя при вынужденной остановке на автомагистрали.
Тема 17. Движение в жилых зонах.
Понятие «жилая зона». Действия, запрещённые водителям транспортных средств, в жилой зоне. Порядок выезда из жилой зоны.
Тема 18. Приоритет маршрутных транспортных средств.
Пересечение с трамвайными путями вне перекрёстка. Полосы для маршрутных транспортных средств. Движение мимо остановок автобусов и троллейбусов.
Тема 19. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.
Внешние световые приборы транспортных средств. Движение в тёмное время суток, в условиях недостаточной видимости и в тоннелях. Действия водителя при ослеплении. Остановка и стоянка в тёмное время суток на неосвещённых дорогах или в условиях недостаточной видимости. Применение противотуманных фар. Обозначение движущегося транспортного средства в светлое время суток. Использование фар-прожекторов, фар-искателей, задних противотуманных фонарей, опознавательного знака «Автопоезд» и проблесковых маячков оранжевого (жёлтого) цвета. Применение звуковых сигналов.
Тема 20. Буксировка механических транспортных средств.
Обозначение буксирующего и буксируемого механического транспортного средства. Способы и правила буксировки на гибкой и жёсткой сцепке, а также путём частичной погрузки. Случаи, когда буксировка запрещена.
Тема 21.Учебная езда.
Требования к обучаемому вождению и обучающему. Требования к механическому транспортному средству.
Тема 22. Перевозка людей.
Требования к водителям, перевозящих людей в кузове грузового автомобиля. Порядок перевозки людей в кузове грузового автомобиля. Перевозка групп детей в автобусах или грузовых автомобилях с кузовом фургоном. Случаи, когда перевозка людей запрещена.
Тема 23. Перевозка грузов.
Требования к перевозимому грузу. Обязанности водителей при перевозке грузов. Обозначение грузов, выступающих за габариты транспортного средства.
Тема 24. Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов.
Возрастной ценз велосипедистов и водителей мопедов. Расположение велосипедистов, мопедов на проезжей части. Действия, запрещённые водителям велосипедов и мопедов. Нерегулируемое пересечение велосипедной дорожки с дорогой.
Тема 25. Дополнительные требования к движению гужевых повозок, а так же к прогону животных.
Возрастной ценз возниц и погонщиков. Расположение гужевых повозок (саней) верховых и вьючных животных на проезжей части. Действия запрещённые водителям гужевых повозок (саней), погонщикам верховых, вьючных животных и скота.
Тема 26. Предупреждающие знаки. Группа знаков. Значение. Место установки.
Тема 27. Знаки приоритета. Группа знаков. Значение. Место установки.
Тема 28. Запрещающие знаки. Группа знаков. Значение. Место установки.
Тема 29. Предписывающие знаки. Группа знаков. Значение. Место установки.
Тема 30. Знаки особых предписаний. Группа знаков. Значение. Место установки.
Тема 31. Информационные знаки. Группа знаков. Значение. Место установки.
Тема 32. Знаки сервиса. Группа знаков. Значение. Место установки.
Тема 33. Знаки дополнительной информации (таблички). Группа знаков. Значение. Место установки.
Тема 34. Горизонтальная разметка. Значение. Расположение.
Тема 35. Вертикальная разметка. Значение. Расположение.
II. ОБЖ. Основы управления и безопасность движения 34 час.
Тема 1. Техника управления велосипедом, мопедом.
Установка седла, руля. Старт, остановка, наклоны на виражах, использование переднего тормоза, использование заднего тормоза, одновременное использование переднего и заднего тормоза, накат велосипеда.
Тема 2. Дорожное движение.
Эффективность, безопасность и экологичность дорожно-транспортного процесса. Статистика эффективности, безопасности и экологичности дорожного движения в России и в других странах. Факторы, влияющие на безопасность. Обеспечение безопасности и экологичности дорожного движения. Требования по безопасности движения, предъявляемые к велосипедисту, водителю мопеда.
Тема 3. Психофизиологические и психические качества водителя и пешехода.
Зрительное восприятие. Поле зрения. Восприятие расстояния и скорости велосипеда, мопеда. Избирательность восприятия информации. Направления взора. Ослепление. Адаптация и восстановление световой чувствительности. Восприятие звуковых сигналов. Маскировка звуковых сигналов шумом. Восприятие линейных ускорений, угловых скоростей и ускорений. Суставные ощущения. Восприятие сопротивлений и перемещений органов управления. Время переработки информации. Психомоторные реакции велосипедиста, водителя мопеда. Время реакции. Изменение времени реакции в зависимости от сложности дорожно-транспортной ситуации. Мышление. Прогнозирование развития дорожно-транспортной ситуации. Подготовленность водителя: знания, умения, навыки. Этика водителя в его взаимоотношениях с другими участниками дорожного движения. Межличностные отношения и эмоциональные состояния. Соблюдение правил дорожного движения. Поведение при нарушении Правил другими участниками дорожного движения. Взаимоотношения с другими участниками дорожного движения, представителями органов милиции и ГАИ
Тема 4. Эксплуатационные показатели велосипедов, мопедов.
Показатели эффективного и безопасного движения на велосипеде, мопеде: габаритные размеры, параметры массы, грузоподъемность (вместимость), скоростные и тормозные свойства, устойчивость против опрокидывания, заноса и бокового скольжения, топливная экономичность, приспособленность к различным условиям эксплуатации, надежность. Их влияние на эффективность и безопасность дорожного движения. Силы, вызывающие движение велосипеда, мопеда: тяговая, тормозная, поперечная. Сила сцепления колес с дорогой. Резерв сцепления - условия безопасности движения. Сложение продольных и поперечных сил. Устойчивость против опрокидывания.
Тема 5. Действия водителя в штатных и нештатных (критических) режимах движения.
Управление в ограниченном пространстве, на перекрестках и пешеходных переходах, в транспортном потоке, в темное время суток и в условиях ограниченной видимости, на крутых поворотах, подъемах и спусках, по скользким дорогам, в зоне дорожных сооружений. Действия велосипедиста, водителя мопеда при отказе рабочего тормоза, разрыве шины в движении, при заносе.
Тема 6. Дорожные условия и безопасность движения.
Виды и классификация автомобильных дорог. Обустройство дорог. Основные элементы активной, пассивной и экологической безопасности дороги.
Виды дорожных покрытий, их характеристики. Влияние дорожных условий на безопасность движения. Дороги в населенных пунктах. Дороги в сельской местности. Автомагистрали. Особенности горных дорог. Влияние дорожных условий на движение. Понятие о коэффициенте сцепления шин с дорогой. Изменение коэффициента сцепления в зависимости от состояния дороги, погодных и гидрометеорологических условий. Особенности движения в тумане, по горным дорогам. Опасные участки автомобильных дорог: сужение проезжей части, свежеуложенное покрытие дороги, битумные и гравийные покрытия, затяжной спуск, подъезды к мостам, железнодорожным переездам; другие опасные участки. Пользование дорогами в осенний весенний периоды.
Тема 7. Дорожно-транспортные происшествия.
Понятия о дорожно-транспортной ситуации и дорожно-транспортном происшествии. Классификация дорожно-транспортных происшествий. Аварийность в городах, на загородных дорогах, в сельской местности. Причины возникновения дорожно-транспортных происшествий: нарушение Правил дорожного движения, неосторожные действия участников движения, выход велосипеда, мопеда из повиновения велосипедиста, водителя мопеда, техническая неисправность велосипеда, мопеда и др. Условия возникновения дорожно-транспортных происшествий: состояние велосипеда, мопеда и дороги, наличие средств регулирования дорожного движения и другие условия. Статистика дорожно-транспортных происшествий. Распределение аварийности по сезонам, дням недели, времени суток, категориям дороги, видам транспорта и др. факторам.
Тема 8. Безопасная эксплуатация велосипедов, мопедов.
Безопасная эксплуатация велосипедов, мопедов и её зависимость от технического состояния механизмов и сборочных единиц машины. Требования к состоянию рулевого управления, тормозной системы и ходовой части велосипедов, мопедов. системы электрооборудования. Экологическая безопасность.
Тема 9. Перевозка грузов.
Безопасное распределение грузов на велосипеде мопеде. Закрепление груза. Безопасная загрузка длинномерных грузов и их крепление. Соблюдение правил безопасности при перевозке грузов. Разгрузка. Требования безопасности при разгрузке.
III. ОБЖ. Оказание первой медицинской помощи 36 час.
Тема 1. Структура дорожно-транспортного травматизма. Наиболее частые повреждения при ДТП и способы их диагностики. Характеристика транспортных средств, приспособления, предохраняющие от травм при ДТП. Статистика повреждений при ДТП, их локализация и степень тяжести. Влияние фактора времени при оказании медицинской помощи пострадавшим, Повреждения, характерные для лобового столкновения, удара в бок, резкого торможения, переворачивания. Повреждения при ударе о рулевое колесо. Типичные повреждения при наезде на пешехода. Достоверные и вероятные признаки перелома, черепно-мозговой травмы, повреждения позвоночника, таза, открытого пневмоторакса.
Тема 2, Угрожающие жизни состояние при механических и термических поражениях. Определение понятий: предагональное состояние, агония, клиническая смерть, биологическая смерть. Их признаки. Содержание реанимационных мероприятий при оказании первой медицинской помощи и критерии её эффективности.
Шок. Виды: шок травматический, геморрагический, ожоговый, кардиогенный, аллергический. Клинические проявления шока. Комплекс противошоковых мероприятий при оказании первой медицинской помощи. Острая дыхательная недостаточность. Причины, клинические признаки, способы снижения степени дыхательной недостаточности при оказании первой медицинской помощи. Классификация повреждений грудной клетки. Асфиксия. Синдром утраты сознания. Кома. Причины. Способы профилактики асфиксии при утрате сознания. Особенности, угрожающие жизни детей, стариков, беременных женщин.
Тема 3. Острые, угрожающие жизни терапевтические состояния. Диабетическая кома. Острая сердечно - сосудистая недостаточность. Гипертонический криз. Эпилептический припадок. Астматический статус. Отравления. Клинические признаки, способы оказания первой медицинской помощи.
Тема 4. Проведение сердечно-легочной реанимации, устранение асфиксии при оказании первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП. Оценка тяжести состояния пострадавшего и определение показаний к проведению сердечно-легочной реанимации. Восстановление функции внешнего дыхания. Очищения ротовой полости тампоном, обеспечение проходимости верхних дыхательных путей. Проведение искусственного дыхания «изо рта в рот», «изо рта в нос». Использование воздуховода. Техника закрытого массажа сердца. Особенности проведения сердечно легочной реанимации одним или двумя спасателями. Особенности проведения сердечно - легочной реанимации пострадавшим с повреждениями лица, открытыми повреждениями грудной клетки, множественными переломами ребер.
Особенности проведения сердечно-легочной реанимации детям. Устранение механической асфиксии у детей.
Тема 5. Остановка наружного кровотечения. Обработка ран.
Виды кровотечений. Признаки артериального, венозного кровотечения. Приемы временной остановки наружного кровотечения: пальцевое прижатие артерии; наложение жгута - закрутки и резинового жгута; максимальное сгибание конечности; тампонирование раны, наложение давящей повязки. Приемы гемостаза при кровотечении из полости рта, из ушей, из носа. Первая медицинская помощь при кровохаркании, кровавой рвоте, подозрении на внутрибрюшное кровотечение. Техника туалета ран, дезинфицирования и наложения асептических повязок при повреждении различной локализации. Наложение повязки на грудную клетку с использованием индивидуального перевязочного пакета или подручных средств.
Наложение асептической повязки при травме брюшной стенки с эвентрацией внутренних органов. Использование подручных средств для наложения повязок.
Тема 6. Транспортная иммобилизация.
Общие принципы транспортной иммобилизации. Иммобилизация подручными средствами (импровизированные шины). Наложение бинтовых фиксирующих повязок. Использование транспортных шин (лестничных, лубочных), их подготовка. Правила наложения транспортной иммобилизации, типичные ошибки и осложнения. Особенности иммобилизации при повреждениях таза, позвоночника, головы, грудной клетки.
Тема 7. Методы высвобождения пострадавших, извлечения из машины; их транспортировка, погрузка в транспорт.
Приемы открытия заклиненных дверей машины, извлечения пострадавших с длительно придавленными конечностями. Приемы переноски на импровизированных носилках, волокуше, на руках, на плечах, на спине. Техника укладывания пострадавших на носилки. Особенности извлечения и перекладывания пострадавших с подозрением на травму позвоночника, таза. Использование попутного транспорта для транспортировки пострадавших (способы укладывания в легковой и грузовой автомобиль, автобус).
Тема 8. Пользование индивидуальной аптечкой.
Комплектация индивидуальной аптечки. Навыки применения её содержимого.
Литература для учащихся и учителя:
Правила дорожного движения Российской Федерации.
Кирьянова В. Н. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Методическое пособие – М.: «Издательский Дом Третий Рим», 2007, 125 с.
Рыбин А. Л. Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей. М: «Просвещение». 2008, 173 с.
Программы для учащихся общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-11классы. Под редак. Воробьева М.: Дро2007
УМК (Учебники, методические пособия к учебникам) 5 - 7 классы /Латчук В.Н., Марков В.В . Маслов А.Г. М.: Дрофа, 2005, 2009, 2010. 8-9 классы /Вангородский С.Н, Кузнецов М.И, ЛатчукВ.Н.М.:Дрофа, 2004,2010.0БЖ.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического заместитель директора по УВР
Объединения учителей физкультуры,
музыки, технологии и искусства №1
От 28 августа 2015г ______________ Куликова О.Н.
_________ Волкова И.И. 31 августа 2015 г.