Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области
Краснобаковский филиал
ГБПОУ «Варнавинский технолого-экономический техникум»
Рассмотрена на ЦК общеобразовательных и профессиональных дисциплин протокол №_____ от _____________ 20___ г. | «УТВЕРЖДАЮ» Зав филиала ГБПОУ «ВТЭТ» ______________ Н.А.Кулигина «___» ____________ 20___ г. |
ПРОГРАММА КРУЖКА ТЕХНИЧЕСКОГО
ТВОРЧЕСТВА «ЮНЫЙ СВАРЩИК»
Кружок «Юный сварщик»
2 курс
на 2020-2021 уч.год
Руководитель: Е.В.Гуровав
Красные Баки
Содержание
Пояснительная записка стр.3
Тематический план стр.8
Программа стр.9
Расписание стр.11
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка является дополнением к программе обучения по профессии сварщик, предназначена для углубленного изучения науки о металлах. Она рекомендуется для вовлечения подростков в кружок от 15 до 20 лет включительно.
Программа разработана так, чтобы дать возможность некоторым студентам раскрыть и развить свои творческие способности, полнее и глубже получить знания о металлах, о профессиях, связанных с ними, о способах и приёмах работы с металлом. Показать актуальность, значение и применение металла сегодня, на данном, современном этапе развития экономики и общества в целом.
Творческое развитие и совершенствование способностей студентов осуществляется через их знакомство с высокохудожественными образцами, выполненными из металла, кузнечного и декоративного прикладного искусства прошлого и настоящего, традициями народных ремёсел. При выполнении практических работ студенты осваивают и совершенствуют не только технологические приёмы работы с металлом своих предшественников, но и ищут новые технологии, ставят и решают задачи по созданию творчески интересного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.
В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса у студентов к обработке металлов.
Программа рассчитана на один год обучения. Обучение ориентировано на углубление знаний в области слесарного дела, специальных предметов, по данной специальности, изучение гибки металла, освоение на профессиональном уровне техники и технологии основ слесарной обработки металлов, создание изделий, разработку самостоятельных проектов и композиций.
Занятия в кружке способствуют привитию любви и интереса к избранной профессии, развитию и совершенствованию профессиональных навыков, тем самым повышается мотивация в обучении, развиваются творческие способности, интеллектуальный и духовный уровень личности студента. Развивается техническое и логическое мышление и воображение, развиваются сенсорные навыки (зрительные, слуховые, осязательные), психологические, физические и волевые качества личности, а также умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, самостоятельно принимать решение.
Развитие вышеперечисленных качеств формирует у будущего специалиста творческое отношение к труду, коммуникабельность, коллективизм, способность творчески мыслить, выполнять производственные задания качественно и подходить творчески, помогут ему в дальнейшем реализоваться в жизни, легко адаптироваться в условиях производства. Работа кружка помогает стимулировать студентов к реализации своих индивидуальных способностей, путём создания оптимальных условий для выполнения работ творческого плана, через участие в выставках, презентациях, конкурсах профессионального мастерства.
В течение года постоянно ведётся мониторинг развития творческих способностей студентов, отслеживается профессиональный рост каждого кружковца, что даёт возможность своевременно направлять деятельность студентов на развитие и совершенствование способностей, используя разнообразные формы и методы в работе с ними.
Основная цель: способствовать формированию у студентов художественной и технологической культуры, расширение кругозора в области декоративно – прикладного искусства, выявление, развитие и совершенствование индивидуальных творческих способностей студентов.
ЗАДАЧИ РАБОТЫ КРУЖКА:
*Углубление и расширение профессиональных знаний, умений и навыков студентов по профессии слесарь и сварщик;
*Развитие и совершенствование профессионального мастерства студентов, с их учётом индивидуальных особенностей; творческого и художественного
мышления;
*Развитие творческого отношения к труду, самостоятельности в работе, инициативы, активизации познавательной деятельности студентов; эстетического восприятия окружающей действительности;
*Формирование качеств студентов, необходимые для их успешной трудовой деятельности, которые предъявляются к высококвалифицированным рабочим, умеющим легко адаптироваться в условиях современного производства;
*Развитие личностных качеств студентов: терпения, аккуратности в работе, усидчивости, трудолюбия, бережного отношения к оборудованию, инструментам, материалу;
* Создание коллектива по интересам (единомышленников); развить чувство товарищества и взаимопомощи;
*Умение самостоятельно создавать эскизы изделий, образно представлять их, конструировать и доводить работу до конца;
ЦЕЛИ РАБОТЫ КРУЖКА:
Способствовать получению дополнительных знаний о металле, о его художественной обработке, новом рождении этого промысла на данном этапе развития общества.
Более подробно познакомить студентов с историей развития металловедения, а также углубить знания по данной науке, совершенствовать навыки работы с инструментами, приспособлениями, оборудованием, применяемым при выполнении сварочных операций, гибке металла. Отработать нестандартные приёмы выполнения сварочных операций при выполнении сложных конструкций из различного профиля.
Углубить профессиональные знания, умения и навыки сварщика, которые бы помогли студентам им в жизни при становлении своей профессиональной деятельности и трудоустройстве.
Развить творческие способности каждого студента при посещении им кружка, сформировать у них осознанное отношение к получению профессии, профессиональном становлении, привить культуру в работе, утвердиться, как творческая личность.
Раскрыть индивидуальные способности и возможность каждого студента, развить нестандартное мышление, направить практическую деятельность студентов на раскрытие творческого потенциала, посредством выражения себя в творческих работах.
Повысить мотивацию к обучению и получению профессиональных знаний через творческий подход к труду, активизации познавательной деятельности студента.
ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА:
▪ словесные методы - лекции, беседы;
▪ практическая работа – основной вид деятельности (упражнения, создание, выполнение творческих работ);
▪ наглядность (показ и демонстрация приёмов выполнения работы мастером), образцы готовых изделий, показ выставок работ учащихся, плакаты, рисунки;
▪ доступность и посильность (учёт индивидуальных способностей учащихся);
▪систематичность;
▪ проблемно – поисковые методы;
▪ экскурсии ▪ выставки технического творчества;
▪ участие в конкурсах профессионального мастерства.
ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ:
В зависимости от периода обучения студентов в кружке, от сложности изучаемых тем и отработке приёмов выполнения операций, развития индивидуальных способностей студентов, процесс обучения можно разбить на несколько этапов:
□ Производственная творческая деятельность студентов осуществляется только под руководством и наблюдением мастера п/о;
□ Выполнение студентами творческих работ, создание эскизов малой и средней сложности под руководством и наблюдение мастером п/о;
□ Выполнение студентами сложных и малознакомых творческих работ и декоративных элементов, носящих комплексный характер, под незначительным руководством мастера п/о;
□ Самостоятельное выполнение студентами эскизов, творческих работ и сувениров, самостоятельный контроль качества их выполнения.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
Инструкционные карты: индивидуальные и общие,
с технологической последовательностью выполнения изделия, с рисунками, чертежами и эскизами;
Рабочие чертежи;
Кроссворды;
Плакаты;
Стенды в мастерских;
Образцы готовых изделий;
Шаблоны;
Художественные эскизы;
Видеосюжеты;
Карточки – задания для текущего, рубежного и итогового контроля – разного уровня обучения;
Тестовые задания текущего, рубежного и итогового контроля – 1,2,3 уровня обучения;
Инструкции по Т/Б;
Специализированные книги по обработке металла;
Приспособления и оборудование для слесарной обработки металла;
Приспособления и оборудование для сварки металла.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РАБОТЫ КРУЖКА:
Повышает мотивацию студентов в обучении по избранной профессии;
Стимулирует творческую активность студентов в процессе обучения;
Формирует прочные профессиональные знания, умения и навыки;
Развивает личностные (индивидуальные качества студентов), присущие будущему специалисту своего дела;
Стимулирует студента для лучшей адаптации его в новых условиях производства;
Повышает мотивированный интерес к специальным предметам по профессии;
Способствует корректированию индивидуальных способностей в процессе обучения;
Способствует самоутверждению и самовыражению своих индивидуальных особенностей в работе, путём участия в выставках, презентациях;
Повышает интерес к трудовой, самостоятельной деятельности.
Список членов кружка
№ п/п | Ф. И.О. | Группа |
1 | Бахман Дмитрий | 21 |
2 | Голубев Артур | 21 |
3 | Сарнаков Дмитрий | 21 |
4 | Клюев Максим | 21 |
5 | Косников Александр | 21 |
6 | Кузнецов Павел | 21 |
7 | Новожилов Владимир | 21 |
8 | Сенин Илья | 21 |
9 | Сенин Коля | 21 |
10 | Ефремов Александр | 21 |
11 | Рыбаков Никита | 21 |
12 | Чистяков Артем | 21 |
13 | Муняев Максим | 21 |
Организационная работа
№ п/п | Мероприятия | Срок исполнения | Ответственный | Отметка о выполнении |
1 | Планирование работы кружка | сентябрь январь | Е.В. Гурова | |
2 | Инструктаж по охране труда на занятиях кружка | сентябрь | Е.В. Гурова | |
3 | Выборы старосты | сентябрь | Е.В. Гурова | |
4 | Принимать участие в муниципальных, областных и региональных конкурсах, олимпиадах | По плану ПЦК | Е.В. Гурова | |
2. Творческая работа и работа при кабинете
№ п/п | Мероприятия | Срок исполнения | Ответственный | Отметка о выполнении |
1 | Оформить стенд «Учимся учиться» (памятки) | В теч. года | Е.В.Гурова | |
2 | Составление тестов по сварке | В теч. года | Члены кружка Е.В.Гурова | |
| Составление кроссвордов по сварке | В теч. года | Члены кружка Е.В.Гурова | |
3 | Создание электронных тестов в помощь кабинету №3 «Теоретических основ сварки и резки металлов» | В теч. года | Члены кружка Е.В.Гурова | |
4 | Обновление и пополнение видеотеки учебных, научно-популярных фильмов | В теч. года | Члены кружка Е.В.Гурова | |
5 | Создание электронной презентации к урокам «Теоретических основ сварки и резки металлов» | В теч. года | Члены кружка Е.В.Гурова | |
6 | Решение производственных задач | В теч. года | Члены кружка Е.В.Гурова | |
3. Рефератная работа
№ п/п | Мероприятия | Срок исполнения | Ответственный | Отметка о выполнении |
1 | Реферирование литературы по «Теоретическим основам сварки и резки металлов» и подготовка тематических докладов | В теч. года | Члены кружка Е.В.Гурова | |
4. Экпонаты и материалы, предоставляемые на выставку творческих работ
№ п/п | Мероприятия | Срок исполнения | Ответственный | Отметка о выполнении |
1. | Электронные презентации к урокам по основам материаловедения и МДК | Февраль - март | Члены кружка Е.В.Гурова | |
Расписание занятий кружка технического творчества
«ЮНЫЙ СВАРЩИК»
Дни проведения | вторник |
Часы занятий | с 13.30 – 14.30 |
| Пятница |
Часы занятий | с 13.30 – 14.30 |
Руководитель кружка Е.В.Гурова
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
кружка технического творчества по профессии «Сварщик»
«Юный сварщик»
№ | Краткое содержание урока | Кол-во часов | Подпись препода-вателя |
1 | Составление плана работы кружка | 1 | |
2 | История зарождения и развития сварочного и кузнечного дела в России. | 2 | |
3 | Отечественные ученые в области сварки и их вклад. | 1 | |
4 | Выбор сварочного оборудования для работы . | 1 | |
5 | Выбор материалов для работы. | 1 | |
6 | Изучение чертежа сварной конструкции | 2 | |
7 | Свариваемость различных сплавов | 2 | |
8 | Свариваемость чугуна | 2 | |
9 | Свариваемость меди | 2 | |
10 | Изучение после сварочных деформаций | 2 | |
11 | Напряжение, возникающее при деформации | 2 | |
12 | Охрана труда | 1 | |
13 | Пожарная безопасность | 1 | |
14 | Техника безопасности | 1 | |
15 | Настраивать сварочное оборудование для ручной дуговой сварки | 1 | |
16 | Выбор режимов сварки | 1 | |
17 | Сущность процесса наплавки. | 1 | |
18 | Основные группы и марки материалов, свариваемых ручной дуговой сваркой | 2 | |
19 | Конструктивные элементы и размеры сварных соединений | 2 | |
20 | Назначение и применение наплавки | 1 | |
21 | Виды дуговой наплавки. | 1 | |
22 | Недостатки ручной дуговой сварки | 1 | |
23 | Материалы для сварки | 1 | |
24 | Электроды для наплавки: литые, трубчатые, порошковые. | 1 | |
25 | Порошкообразные наплавочные материалы, литые твердые сплавы. | 1 | |
26 | Назначение и область их применения. | 1 | |
27 | Маркировка электродов для наплавки. | 1 | |
28 | Основы дуговой резки металлов | 1 | |
29 | Причины возникновения дефектов | 1 | |
30 | Меры предупреждения дефектов при ручной дуговой сварке | 1 | |
31 | Чтение чертежа | 1 | |
32 | Чтение технической документации | 1 | |
33 | Составление технологического процесса | 1 | |
34 | Заполнение спецификации к чертежу | 1 | |
35 | Назначение, применение и требования предъявляемые к восстановительной наплавки. | 1 | |
36 | Достоинства и недостатки ручной дуговой наплавки. | 1 | |
37 | Особенности восстановления сваркой деталей из чугуна. | 2 | |
38 | Наплавка стальных деталей автомобилей и тракторов. | 1 | |
39 | Маркировка электродов для наплавки | 1 | |
40 | Достоинства и недостатки ручной дуговой наплавки. | 2 | |
41 | Дефекты отливок, методы обнаружения дефектов и их исправление. | 1 | |
42 | Ремонт трещин в стальных и чугунных отливках | 2 | |
43 | Мероприятия по охране труда | 1 | |
44 | Т/Б при наплавке | 1 | |
45 | Наплавка на чугуна с подогревом | 2 | |
46 | Наплавка чугуна без подогрева | 2 | |
47 | Строение сварного соединения | 1 | |
48 | Максимальные допустимые размеры дефектов при ручной дуговой сварке | 1 | |
49 | Классификация вредных производственных факторов | 1 | |
50 | Средства защиты | 1 | |
51 | Общие требования безопасности | 1 | |
52 | Правила безопасности перед началом работы | 1 | |
53 | Правила безопасности во время работы | 1 | |
54 | Действия электрического тока на организм | 1 | |
55 | Электробезопасность | 1 | |
56 | Защита от поражения электрическим током | 1 | |
| ИТОГО | 70 часов | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Алёшин Н.П., Щербинский В.Г., Контроль качества сварочных работ. – М.: Высшая школа, 2011.
Библиотечка мастера производственного обучения,
В.П. Иваненко «Формирование профессионального мастерства учащихся при обучении в учебных мастерских», Москва, «Высшая школа», 1980 год, 48с.;
Виноградов Ю.Т., Орлов К.С., Попов Л.А., Материаловедение.
Л.А. Ерлыкин, «Пионер – умелец», Москва, «Детская литература», 1986 год, 125с.
М. Беккерт, «Мир металла», издательство «Мир», Москва, 1980 год, 150с.;
М. Магир, «Плетение из проволоки», Издательский дом «Ниола 21век», 2004 год, 96с.;
Маслов В.И., Сварочные работы. М., ИРПО; Изд. Центр «Академия», 2014.
Н.И. Макиенко, «Слесарное дело с основами материаловедения», издательства «Высшая школа», 1984 год, 423с.,
С.В. Ухин, «Художественная обработка металлов», ООО «Издательство АСТ»,г.Донецк, 2003 год, 383с.;
Синельников А.Ф., Штоль Ю.А., Скрипников С.А., Сварка металла. 2014
Ханапетов М.В., Сварка и резка металлов., М. Стройиздат, 2013.
Чернышов Г.Г., Сварочное дело: сварка и резка металлов – М.: Академия, 2011.
http://electrowelder.ru – электро-газо сварщик
http://www.drevniymir.ru - электрическая сварка
http://constructionlinks.ru- сварка
http://sv-ka.ru – сварка