СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "ИЗО"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "ИЗО"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Новокасторенская средняя общеобразовательная школа»

Касторенского района Курской области


Рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов


Руководитель ____________________/И.В. Орехова/

(Протокол №____ от __________________ 2020 года)


Принята на заседании педагогического совета



(Протокол №____ от __________________2020 года)



УТВЕРЖДЕНА


Директор школы _______________/А.В. Матяшова/

(Приказ №____ от ___________________2020 года)









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Изобразительное искусство»

ДЛЯ 4 КЛАССА

НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД






Составитель:

Студеникина Любовь Васильевна, учитель начальных классов 1 категории




п. Новокасторное, 2020 г.







1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 4 класса составлена на основе:

1

Федерального закон  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года N 273-ФЗ


2

ФГОС НОО, утверждённый приказом Минобразования РФ №373 от 6.10.2009г., зарегистрирован в Минюсте РФ 22.12.2009г. №17785 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22. 09.2011 №2357)

3

ООП НОО Новокасторенской средней общеобразовательной школы

4

Учебного плана Новокасторенской средней общеобразовательной школы на 2020-2021 учебный год

5

Календарного учебного графика Новокасторенской средней общеобразовательной школы на 2020-2021 учебный год

6

Примерной программы по учебному предмету «Изобразительное искусство» авторов Б.М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»)


В соответствии с Образовательной программой школы, данная рабочая программа рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю с использованием учебных пособий:



Авторы


Название


Год

издания


Издательство


1

Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С., Гуров Г.Ё.,

Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений

2015

М.: Просвещение

2

Горяева Н.А.

Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс.

2018

М.: Просвещение


  1. Планируемые образовательные результаты освоения предмета, курса


Личностные

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей ( потребности общения с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру и т.д.), ценностей и чувств;

  • развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • овладение навыками  коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.


Метапредметные

Регулятивные УУД:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой коллективной работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовать свое рабочее место;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.


Познавательные УУД:

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.


Коммуникативные УУД:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия.


Предметные

  • сформированность  первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовном развитии;

  • сформированность основ художественной культуры, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусств;

  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности;

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства)

  • применение художественных умений, знаний, представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и своего региона;

  • умение видеть проявление визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре и на празднике.


Ученик научится:

  • понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;

  • понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;

  • понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни  и нашего общения;

  • работать с пластилином, конструировать из бумаги маке

  • использовать элементарные приемы изображения пространства;

  • правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;

  • называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет:

  • называть разные типы музеев;

  • сравнивать различные виды изобразительного искусства;

  • называть народные игрушки, известные центры народных промыслов;

  • использовать различные художественные материалы.


Ученик получит возможность научиться:

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;

  • воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;

  • оценивать произведения искусства при посещении музеев изобразительного искусства, выставок, народного творчества  и др.;

  • использовать приобретенные навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности;

  • использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной деятельности;

  • использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

  • анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;

  • осваивать основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности.



  1. Содержание учебного предмета, курса


Раздел / тема


Часы

Содержание

Раздел «Истоки родного искусства»


Какого цвета Родина? Осенний вернисаж.

Пейзаж родной земли. Березовая роща.









Гармония жилья с природой.

Деревня - деревянный мир













Образ русского человека (женский образ).

Образ русского человека (мужской образ).














Воспевание труда в искусстве.

Народные праздники. Ярмарка. Обобщение по теме «Истоки родного искусства».

8



Красота природы родной земли. Эстетические характеристики различных пейзажей — среднерусского, горного, степного, таежного и др. Разнообразие природной среды и особенности среднерусской природы. Характерные черты, красота родного для ребенка пейзажа.

Красота природы в произведениях русской живописи (И. Шишкин, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Левитан, И. Грабарь и др.). Роль искусства в понимании красоты природы.

Изменчивость природы в разное время года и в течение дня. Красота разных времен года.


Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром природы. Природные материалы для постройки, роль дерева.

Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Образ традиционного русского дома — избы. Воплощение в конструкции и декоре избы космогонических представлений — представлений о порядке и устройстве мира.

Конструкция избы и назначение ее частей. Единство красоты и пользы. Единство функциональных и духовных смыслов. Украшения избы и их значение. Магические представления как поэтические образы мира.

Различные виды изб. Традиции конструирования и декора избы в разных областях России.

Разнообразие сельских деревянных построек: избы, ворота, амбары, колодцы.


Представление народа о красоте человека, связанное с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях.

Женский и мужской образы. Сложившиеся веками представления об умении держать себя, одеваться.

Традиционная одежда как выражение образа красоты человека. Женский праздничный костюм — концентрация народных представлений об устройстве мира.

Конструкция женского и мужского народных костюмов; украшения и их значение. Роль головного убора. Постройка, украшение и изображение в народном костюме.

Образ русского человека в произведениях художников (А. Венецианов, И. Аргунов, В. Суриков, В. Васнецов, В. Тропинин, 3. Серебрякова, Б. Кустодиев).

Образ труда в народной культуре. Воспевание труда в произведениях русских художников.


Праздник — народный образ радости и счастливой жизни.

Роль традиционных народных праздников в жизни людей.

Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка; народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды и др.

Образ народного праздника в изобразительном искусстве (Б. Кустодиев, К. Юон, Ф. Малявин и др.).

Раздел «Древние города нашей земли»


Древнерусский город – крепость.








Древние соборы.






Древний город и его жители.







Древнерусские воины- защитники.






Города Русской земли. Золотое кольцо России.










Узорочье теремов. Изразцы.







Праздничный пир в теремных палатах. Обобщение по теме «Древние города нашей земли».

7



Образ древнего русского города. Значение выбора места для постройки города. Впечатление, которое производил город при приближении к нему. Крепостные стены и башни. Въездные ворота.

Роль пропорций в формировании конструктивного образа города. Понятия «вертикаль» и «горизонталь». Их образное восприятие.

Знакомство с картинами русских художников (А.Васнецова, И.Билибин, Н.Рерих, С.Рябушкин и др.).


Соборы — святыни города, воплощение красоты, могущества и силы государства. Собор — архитектурный и смысловой центр города.

Конструкция и символика древнерусского каменного храма, смысловое значение его частей. Постройка, украшение и изображение в здании храма. Соотношение пропорций и ритм объемов в организации пространства.


Организация внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад — основные структурные части города. Размещение и характер жилых построек, их соответствие сельскому деревянному дому с усадьбой. Монастыри как произведения архитектуры и их роль в жизни древних городов.

Жители древнерусских городов, соответствие их одежды архитектурно-предметной среде. Единство конструкции и декора.


Образ жизни людей древнерусского города; князь и его дружина, торговый люд. Одежда и оружие воинов: их форма и красота. Цвет в одежде, символические значения орнаментов.

Развитие навыков ритмической организации листа, изображения человека.


Общий характер и архитектурное своеобразие разных городов. Старинный архитектурный образ Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля (или других территориально близких городов). Архитектурная среда и памятники древнего зодчества Москвы.

Особый облик города, сформированный историей и характером деятельности жителей. Расположение города, архитектура знаменитых соборов.

Храмы-памятники в Москве: Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади, каменная шатровая церковь Вознесения в Коломенском. Памятники архитектуры в других городах.


Рост и изменение назначения городов — торговых и ремесленных центров. Богатое украшение городских построек. Терема, княжеские дворцы, боярские палаты, городская усадьба. Их внутреннее убранство. Резные украшения и изразцы.

Отражение природной красоты в орнаментах (преобладание растительных мотивов). Сказочность и цветовое богатство украшений.


Постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города. Праздник в интерьере царских или княжеских палат: изображение участников пира (бояре, боярыни, музыканты, царские стрельцы, прислужники); ковши и другая посуда на праздничных столах. Длиннополая боярская одежда с травяными узорами.

Стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры, убранства помещений.

Значение старинной архитектуры для современного человека.

Раздел «Каждый народ – художник»


Праздник как  элемент художественной культуры страны. Образ японских построек.

Отношение к красоте природы в японской культуре.

Образ человека, характер одежды в японской культуре.














Искусство народов гор и степей.












Образ художественной культуры Средней Азии.









Образ красоты древнегреческого человека.

Древнегреческая культура.

Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции.
















Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура.

Средневековые готические костюмы. Ремесленные цеха.







Многообразие художественных культур в мире. Обобщение по разделу «Каждый народ – художник».


11



Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир.

Особое поклонение природе в японской культуре. Умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей, их многозначность и символический смысл.

Японские рисунки-свитки. Искусство каллиграфии. Японские сады. Традиции любования, созерцания природной красоты.

Традиционные постройки. Легкие сквозные конструкции построек с передвижными ширмами, отвечающие потребности быть в постоянном контакте с природой.

Храм-пагода. Изящная конструкция пагоды, напоминающая дерево.

Образ женской красоты — изящные ломкие линии, изобразительный орнамент росписи японского платья-кимоно, отсутствие интереса к индивидуальности лица. Графичность, хрупкость и ритмическая асимметрия — характерные особенности японского искусства.

Традиционные праздники: «Праздник цветения вишни-сакуры», «Праздник хризантем» и др.

Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.


Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях. Связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа. Изобретательность человека в построении своего мира.

Поселения в горах. Растущие вверх каменные постройки с плоскими крышами. Крепостной характер поселений. Традиции, род занятий людей; костюм и орнаменты.

Художественные традиции в культуре народов степей. Юрта как произведение архитектуры. Образ степного мира в конструкции юрты. Утварь и кожаная посуда. Орнамент и его значение; природные мотивы орнамента, его связь с разнотравным ковром степи.


Города в пустыне. Мощные порталь-но-купольные постройки с толстыми стенами из глины, их сходство со станом кочевников. Глина — главный строительный материал. Крепостные стены.

Здание мечети: купол, торжественно украшенный огромный вход — портал. Минареты. Мавзолеи.

Орнаментальный характер культуры. Лазурные узорчатые изразцы. Сплошная вязь орнаментов и ограничения на изображения людей.

Торговая площадь — самое многолюдное место города.


Особое значение искусства Древней Греции для культуры Европы и России.

Образ греческой природы. Мифологические представления древних греков. Воплощение в представлениях о богах образа прекрасного человека: красота его тела, смелость, воля и сила разума.

Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Конструкция храма. Древнегреческий ордер и его типы. Афинский Акрополь — главный памятник греческой культуры. Гармоническое согласие всех видов искусств в едином ансамбле.

Конструктивность в греческом понимании красоты мира. Роль пропорций в образе построек.

Красота построения человеческого тела — «архитектура» тела, воспетая греками. Скульптура. Восхищение гармоничным человеком — особенность миропонимания.

Искусство греческой вазописи. Рассказ о повседневной жизни.

Праздники: Олимпийские игры, праздник Великих Панафиней. Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве древних греков.


Образ готических городов средневековой Европы. Узкие улицы и сплошные фасады каменных домов.

Образ готического храма. Его величие и устремленность вверх. Готические витражи и производимое ими впечатление. Портал храма. Средневековая скульптура.

Ратуша и центральная площадь города. Городская толпа, сословное разделение людей. Ремесленные цеха, их эмблемы и одежды. Средневековые готические костюмы, их вертикальные линии, удлиненные пропорции.

Единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.


Художественные культуры мира — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа.

Влияние особенностей природы на характер традиционных построек, гармонию жилья с природой, образ красоты человека, народные праздники (образ благополучия, красоты, счастья в представлении этого народа).

Выставка работ и беседа на тему «Каждый народ — художник».

Понимание разности творческой работы в разных культурах.

Раздел «Искусство объединяет народы»


Портрет мамы.

Я и моя мама.






Все народы воспевают мудрость старости.








Сопереживание – великая тема искусства.






Герои, борцы и защитники.








Юность и надежды.






Искусство народов мира. Обобщение по теме «Искусство объединяет народы».


8



В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства — матери, дающей жизнь. Тема материнства — вечная тема в искусстве.

Великие произведения искусства на тему материнства: образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве, тема материнства в искусстве XX века.

  Развитие навыков творческого восприятия произведений искусства и навыков композиционного изображения.


Красота внешняя и красота внутренняя, выражающая богатство

духовной жизни человека.

Красота связи поколений, мудрости доброты. Уважение к старости в традициях художественной культуры разных народов.

Выражение мудрости старости в произведениях искусства (портреты Рембрандта, автопортреты Леонардо да Винчи.


Искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства.

Изображение печали и страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.

Искусство служит единению людей в преодолении бед и трудностей.


Все народы имеют своих героев-защитников и воспевают их в своем искусстве.

В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты.

Героическая тема в искусстве разных народов. Памятники героям. Монументы славы.


Тема детства, юности в изобразительном искусстве. В искусстве всех народов присутствуют мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям.

Примеры произведений, изображающих юность в русском и европейском искусстве


Вечные темы в искусстве.

Восприятие произведений станкового искусства — духовная работа, творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.

Роль искусства в жизни человека. Многообразие образов красоты и единство нравственных ценностей в произведениях искусства разных народов мира.

Искусство помогает людям понимать себя и других людей.


  1. Учебно-тематический план



Наименование раздела


Всего часов


1

Раздел «Истоки родного искусства»

8

2

Раздел «Древние города нашей земли»

7

3

Раздел «Каждый народ – художник»

11

4

Раздел «Искусство объединяет народы»

8

Итого

34


График проведения контрольно-измерительных работ


Период обу­чения

Тесты

Практические работы

Проверочные работы

Диагностиче­ские работы

Проектные работы

1 четверть

-

1

1

-


2 четверть

-

1

1

-


3 четверть

-

1

1

-


4 четверть

-

1

1

1


Итого:

0

4

4

1

1


  1. Календарно-тематическое планирование



Тема урока


Количество часов


Домашнее задание

Дата

план

факт

Раздел «Истоки родного искусства» (8 часов)

1

Какого цвета Родина? Осенний вернисаж.

1

Стр.6-9

03.09


2

Пейзаж родной земли. Березовая роща.

1

Стр.14-19

10.09


3

Гармония жилья с природой.

1


17.09


4

Практическая работа. Деревня-деревянный мир.

1

Стр.20-26

24.09


5

Образ русского человека (женский образ).

1

Стр.35-39.

01.10


6

Образ русского человека (мужской образ).

1

Стр.35-39.

08.10


7

Воспевание труда в искусстве.

1

-

15.10


8

Народные праздники. Ярмарка.

Проверочная работа: «Истоки родного искусства».

1

Стр.40-43.

22.10


Раздел «Древние города нашей земли» (7 часов)

9

Древнерусский город – крепость.

1

Стр.46-53.

29.10


10

Древние соборы.

1

Стр.54-55

12.11


11

Древний город и его жители.

1

Стр.56-59

19.11


12

Древнерусские воины- защитники. Практическая работа.

1

Стр.60-63

26.11


13

Города Русской земли. Золотое кольцо России.

1

Стр.64-70

03.12


14

Узорочье теремов. Изразцы.

1

Стр.71-73

10.12


15

Проверочная работа: Праздничный пир в теремных палатах. Обобщение по теме «Древние города нашей земли».

1

Стр.64-67

17.12


Раздел «Каждый народ – художник» (11 часов)

16

Праздник как  элемент художественной культуры страны. Образ японских построек.

1

Стр.80-91

24.12


17

Отношение к красоте природы в японской культуре.

1

Стр.80-91

14.01


18

Образ человека, характер одежды в японской культуре.

1

Стр.80-91

21.01


19

Искусство народов гор и степей.

1

Стр.92-101

28.01


20

Образ художественной культуры Средней Азии.

1

Стр.92-109

04.02


21

Образ красоты древнегреческого человека. Практическая работа.

1

Стр.110-118

11.02


22

Древнегреческая культура.

1

Стр.110-118

18.02


23

Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции.

1

Стр.118-123

25.02


24

Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура.

1

Стр. 126-128.

04.03


25

Средневековые готические костюмы. Ремесленные цеха.

1

Стр.129-130

11.03


26

Многообразие художественных культур в мире.

Проверочная работа: «Каждый народ – художник».

1

-

18.03


Раздел «Искусство объединяет народы» (8 часов)

27

Портрет мамы. Проект «Это моя мама»

1

Стр. 139-140

08.04


28

Я и моя мама.

1

Стр.140-144

15.04


29

Все народы воспевают мудрость старости.

1

Стр.144-148

22.04


30

Сопереживание – великая тема искусства.

1

Стр.149-151

29.04


31

Герои, борцы и защитники. Практическая работа.

1

Стр.152-153

06.05


32

Юность и надежды.

1

Стр.154-155

13.05


33

Искусство народов мира.

Проверочная работа: «Искусство объединяет народы».

1

-

20.05


34

Диагностическая итоговая работа.

1

-

27.05