Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Киржеманская средняя общеобразовательная школа»
Чамзинского муниципального района
Республики Мордовия
Рассмотрена и одобрена на Утверждена
заседании методического объединения директором МБОУ
учителей изобразительного искусства «Киржеманская СОШ»
Протокол № от __________ 2017 г. Чамзинского муниципального
Руководитель МО: района Республики Мордовия
_______________/_____________/ __________ /Е.И.Бочкарева/
31 августа 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Изобразительное искусство»
в 5 классе
на 2017-2018 учебный год
Автор программы:
учитель, первой
квалификационной категории
Гаваева Е.Н.
2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию и утверждена протоколом № 1/15 от 8 апреля 2015 г.), рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Б.М. Неменского для 5-9 классов: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М: Просвещение .2011, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Киржеманская СОШ», Положения о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов в ФГОС НОО и ООО, утвержденного приказом МБОУ «Киржеманская СОШ» от 28.06.2016 г. № 85, учебного плана МБОУ «Киржеманская СОШ», учебника, входящего в список рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации авторов Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. Изобразительное искусство. Декоративно прикладное искусство в жизни человека 5 класс :учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение 2014 г.
Рабочая учебная программа учебного предмета «Изобразительное искусство» содержит следующие разделы:
планируемые предметные результаты освоения учебного предмета;
содержание учебного предмета, с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Цель и задачи учебного предмета «Изобразительное искусство»
Цель: развитие личности учащегося средствами предмета, а именно развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Задачи:
в направлении личностного развития:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
2) в метапредметном направлении:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
в предметном направлении:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Древние корни народного искусства
Ученик 5 класса научится:
определять значения и изображать древние символы;
отличать архитектурные элементы древнерусской избы;
выполнять конструкцию и декор предметов народного быта;
осознавать важность сохранения русского народного костюма;
понимать символическое значение обрядовых праздников русского народа.
Ученик получит возможность :
выполнять эскизы и макеты костюма, изделий с вышивкой, декоративного украшения предметов крестьянского быта;
пользоваться разными материалами (художественными, графическими, скульптурными) для передачи различной фактуры.
Связь времен в народном искусстве
Ученик 5 класса научится:
определять значение древних образов в современных игрушках;
определять конструктивные, декоративные, изобразительные особенности гжельской росписи;
определять конструктивные, декоративные, изобразительные особенности городецкой росписи;
определять конструктивные, декоративные, изобразительные особенности хохломской росписи;
определять конструктивные, декоративные, изобразительные особенности жостовской росписи;
определять конструктивные, декоративные, изобразительные особенности работы по дереву, лубу, бересте;
выполнять основные элементы росписи каждого направления;
составлять композицию росписи предметов.
Ученик получит возможность:
●различать изделия ДПИ по художественной манере (по промыслу).
анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной
Декор – человек, общество, время
Ученик 5 класса научится:
осознавать роль ДПИ в жизни человека и общества;
отличать особенности искусства Древнего Египта, Древнего Китая, Западной Европы 17 века;
правилам выполнения геральдических символов.
выполнять эскизы на тему древних образов древнеегипетского искусства;
работать над коллективным изображением;
выполнять гербы и эмблемы.
Ученик получит возможность:
выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении ДПИ;
определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное» в произведениях ДПИ и использовать эти знания на практике;
определять шедевры национального и мирового декоративно-прикладного искусства;
понимать историческую ретроспективу становления ДПИ.
Декоративное искусство в современном мире
Ученик 5 класса научится:
определять отличие выставочных изделий от изделий массового производства;
определять свойства материалов используемых для изделий ДПИ.
выбирать материалы в соответствии с формой и назначением предмета ДПИ;
выполнять творческие работы из различных материалов (бумага, картон, соленое тесто, мочало;
выполнять макет витража.
Ученик получит возможность :
выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении ДПИ;
понимать специфику ориентированности отечественного ДПИ на приоритет этического над эстетическим.
анализировать средства выразительности, используемые художниками, работающими в сфере ДПИ, для создания художественного образа.
Содержание учебного предмета
Рабочая программа учебного предмет «Изобразительное искусство» для 5 класса составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования и учебном плане МБОУ «Киржеманская СОШ». Предмет «Изобразительное искусство» изучается в 5 классе в объеме 34 часов, из расчета 1 час в неделю.
Раздел 1. Древние корни народного искусства (8 часов)
Темы раздела 1. Древние образы в народном искусстве. Декор русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды.
Основные виды учебной деятельности:
Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического и т. д.). Участвовать в художественной жизни класса, школы, создавать атмосферу праздничного действа, живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства экскурсоводов, народных мастеров, экспертов. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.
Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное искусство.
Раздел 2. Связь времен в народном искусстве (8 часов)
Темы раздела 2. Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Городецкая роспись. Золотая Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Основные виды учебной деятельности:
Приобретать элементарные навыки декоративной росписи и практическое освоение отдельных элементов, последовательности выполнения росписи, ее цветового строя.
Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов.
Раздел 3. Декор — человек, общество, время (10 часов)
Темы раздела 3. Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда «говорит» о человеке. О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Основные виды учебной деятельности:
Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам. Соотносить костюм, его образный строй с владельцем. Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского).
Раздел 4. Декоративное искусство в современном мире (8 часов)
Темы раздела 4. Современное выставочное искусство. Ты сам — мастер декоративно-прикладного искусства. Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале.
Основные виды учебной деятельности:
Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д. Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства. Высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа. Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора. Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства. Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | | Форма занятия | Оценка результатов освоения знаний | Учебно-методическое пособие | Планируемые результаты (УУД) | Дата проведения урока |
план | факт |
РАЗДЕЛ 1. Древние корни народного искусства. ( 8 часов) |
1 | Древние образы в народном искусстве. | 1 | практическое занятие | сравнение и выбор лучших работ | презентация | Предметные: Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту. Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок. Создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трёхчастной структуре и декоре. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы. Метапредметные: Регулятивные :целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем, извлечение необходимой информации Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества. Личностные: Смыслообразование, ценностное отношение к историческому прошлому. | | |
2 | Убранство русской избы. | 1 | практическое занятие | просмотр и обсуждение выполненных работ | альбом интерьера определенной эпохи | | |
3 | Внутренний мир русской избы. | 1 | практическое занятие | представление работ, анализ и оценивание. | презентация | | |
4 | Конструкция и декор предметов народного быта. | 1 | практическое занятие | сравнение и выбор лучших работ | альбом с народными промыслами | | |
5 | Русская народная вышивка. | 1 | практическое занятие | просмотр и обсуждение выполненных работ | таблицы по построению орнамента | | |
6-7 | Народный праздничный костюм (мужской, женский). | 2 | практическое занятие | представление работ, анализ и оценивание. | таблицы по декоративно-прикладному искусству, русскому костюму | | |
8 | Народные праздничные обряды (обобщение темы). | 1 | теоретическое занятие | беседа | презентация | | |
Раздел 2. Связь времен в народном искусстве. ( 8 часов ) |
9 | Древние образы в современных народных игрушках. | 1 | практическое занятие | сравнение и выбор лучших работ | презентация | Предметные: Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих народных промыслов. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением её декоративной росписью в традиции одного из промыслов. Овладевать приёмами создания выразительной формы в опоре на народные традиции. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. Метапредметные: Регулятивные : целеполагание, планирование, Познавательные: рассуждать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий Извлечение необходимой информации Коммуникативные Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, Личностные: Ценностное отношение к миру природы Эмоциональная отзывчивость | | |
10 | Искусство Гжели. | 1 | практическое занятие | просмотр и обсуждение выполненных работ | таблица особенности гжельской росписи | | |
11 | Городецкая роспись. | 1 | практическое занятие | представление работ, анализ и оценивание. | презентация | | |
12-13 | Хохлома. | 2 | практическое занятие | сравнение и выбор лучших работ | репродукции с изображением произведений хохломского промысла, | | |
14 | Жостово (роспись по металлу). | 1 | практическое занятие | просмотр и обсуждение выполненных работ | презентация | | |
15 | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте | 1 | практическое занятие | представление работ, анализ и оценивание. | презентация | | |
16 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни (урок обобщение). | 1 | теоретическое занятие | викторина | изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов | | |
| Проектная деятельность. Учебный проект «Интерьер крестьянского дома». Цель проекта: сформировать у учащихся образные представления об организации мудрости устроении человеком внутреннего пространства избы. |
| Раздел 3. Декор – человек, общество, время. (10 часов) |
17-18 | Зачем людям украшения. Изготовление украшений из бумаги. | 2 | практическое занятие | сравнение и выбор лучших работ | Таблицы по стилям, одежды, предметов быта | Предметные: Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя , пользователя). Выявлять и объяснять, в чём заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства. Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь. Метапредметные: Регулятивные : целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Выдвижение гипотез Извлечение необходимой информации Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации Личностные: Смыслообразование. Ценностное отношение к историческому прошлому Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности Эмоционально-нравственная отзывчивость. | | |
19-20 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | 2 | практическое занятие | просмотр и обсуждение выполненных работ | презентация | | |
21-22 | Одежда «говорит» о человеке. | 2 | практическое занятие | представление работ, анализ и оценивание. | презентация | | |
23-24 | О чём рассказывают гербы и эмблемы. | 2 | практическое занятие | представление работ, анализ и оценивание. | презентация | | |
25-26 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы). | 2 | теоретическое занятие | решение кроссвордов | презентация | | |
Раздел 4. Декоративное искусство в современном мире. (8 часов) |
27-28-29-30 | Современное выставочное искусство. | 4 | урок-восприятие (рассматривание) различных произведений современного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге. | экскурсия в виртуальный музей | презентация | Предметные: Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.е. вести работу по принципу «от простого- к сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. Метапредметные: Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Выдвижение гипотез Извлечение необходимой информации Коммуникативные Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации. Личностные: Смыслообразование, Ценностное отношение к историческому прошлому Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности | | |
31-32-33-34 | Ты сам мастер. | 4 | семинар-выставка | представление работ, анализ и оценивание. | презентация | | |
Проектная деятельность. Учебный проект «Эмблема моего класса». Цель проекта: развитие навыка учащихся в реализации проекта эмблемы своего класса; создание эмблемы своего класса. |
| | 34 | | | |