СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ИЗО 5 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 5 класса по программе Неменского

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ИЗО 5 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Киржеманская средняя общеобразовательная школа»

Чамзинского муниципального района

Республики Мордовия



Рассмотрена и одобрена на Утверждена

заседании методического объединения директором МБОУ

учителей изобразительного искусства «Киржеманская СОШ»

Протокол № от __________ 2017 г. Чамзинского муниципального

Руководитель МО: района Республики Мордовия

_______________/_____________/ __________ /Е.И.Бочкарева/

31 августа 2017 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Изобразительное искусство»

в 5 классе

на 2017-2018 учебный год





Автор программы:

учитель, первой

квалификационной категории

Гаваева Е.Н.




2017 год


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию и утверждена протоколом № 1/15 от 8 апреля 2015 г.), рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Б.М. Неменского для 5-9 классов: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М: Просвещение .2011, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Киржеманская СОШ», Положения о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов в ФГОС НОО и ООО, утвержденного приказом МБОУ «Киржеманская СОШ» от 28.06.2016 г. № 85, учебного плана МБОУ «Киржеманская СОШ», учебника, входящего в список рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации авторов Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. Изобразительное искусство. Декоративно прикладное искусство в жизни человека 5 класс :учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение 2014 г.

Рабочая учебная программа учебного предмета «Изобразительное искусство» содержит следующие разделы:

  • планируемые предметные результаты освоения учебного предмета;

  • содержание учебного предмета, с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;

  • календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Цель и задачи учебного предмета «Изобразительное искусство»

Цель: развитие личности учащегося средствами предмета, а именно развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Задачи:

  1. в направлении личностного развития:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


2) в метапредметном направлении:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;

  • развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.


  1. в предметном направлении:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение


Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета


Древние корни народного искусства

Ученик 5 класса научится:

  • определять значения и изображать древние символы;

  • отличать архитектурные элементы древнерусской избы;

  • выполнять конструкцию и декор предметов народного быта;

  • осознавать важность сохранения русского народного костюма;

  • понимать символическое значение обрядовых праздников русского народа.

Ученик получит возможность :

  • выполнять эскизы и макеты костюма, изделий с вышивкой, декоративного украшения предметов крестьянского быта;

  • пользоваться разными материалами (художественными, графическими, скульптурными) для передачи различной фактуры.

Связь времен в народном искусстве

Ученик 5 класса научится:

  • определять значение древних образов в современных игрушках;

  • определять конструктивные, декоративные, изобразительные особенности гжельской росписи;

  • определять конструктивные, декоративные, изобразительные особенности городецкой росписи;

  • определять конструктивные, декоративные, изобразительные особенности хохломской росписи;

  • определять конструктивные, декоративные, изобразительные особенности жостовской росписи;

  • определять конструктивные, декоративные, изобразительные особенности работы по дереву, лубу, бересте;

  • выполнять основные элементы росписи каждого направления;

  • составлять композицию росписи предметов.

Ученик получит возможность:

  • развить предста различать произведения разных направлений и техник ДПИ;

различать изделия ДПИ по художественной манере (по промыслу).

  • анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;

  •  понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной

Декор – человек, общество, время

Ученик 5 класса научится:

  • осознавать роль ДПИ в жизни человека и общества;

  • отличать особенности искусства Древнего Египта, Древнего Китая, Западной Европы 17 века;

  • правилам выполнения геральдических символов.

  • выполнять эскизы на тему древних образов древнеегипетского искусства;

  • работать над коллективным изображением;

  • выполнять гербы и эмблемы.

Ученик получит возможность:

  • выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении ДПИ;

  • определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное» в произведениях ДПИ и использовать эти знания на практике;

  • определять шедевры национального и мирового декоративно-прикладного искусства;

  • понимать историческую ретроспективу становления ДПИ.


Декоративное искусство в современном мире

Ученик 5 класса научится:

  • определять отличие выставочных изделий от изделий массового производства;

  • определять свойства материалов используемых для изделий ДПИ.

  • выбирать материалы в соответствии с формой и назначением предмета ДПИ;

  • выполнять творческие работы из различных материалов (бумага, картон, соленое тесто, мочало;

  • выполнять макет витража.

Ученик получит возможность :

  • выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении ДПИ;

  • понимать специфику ориентированности отечественного ДПИ на приоритет этического над эстетическим.

  • анализировать средства выразительности, используемые художниками, работающими в сфере ДПИ, для создания художественного образа.































Содержание учебного предмета

Рабочая программа учебного предмет «Изобразительное искусство» для 5 класса составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования и учебном плане МБОУ «Киржеманская СОШ». Предмет «Изобразительное искусство» изучается в 5 классе в объеме 34 часов, из расчета 1 час в неделю.


Раздел 1. Древние корни народного искусства (8 часов)

Темы раздела 1. Древние образы в народном искусстве. Декор русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды.

Основные виды учебной деятельности:

Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического и т. д.). Участвовать в художественной жизни класса, школы, создавать атмосферу праздничного действа, живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства экскурсоводов, народных мастеров, экспертов. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.

Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное искусство.


Раздел 2. Связь времен в народном искусстве (8 часов)

Темы раздела 2. Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Городецкая роспись. Золотая Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Основные виды учебной деятельности:

Приобретать элементарные навыки декоративной росписи и практическое освоение отдельных элементов, последовательности выполнения росписи, ее цветового строя.

Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов.


Раздел 3. Декор — человек, общество, время (10 часов)

Темы раздела 3. Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда «говорит» о человеке. О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Основные виды учебной деятельности:

Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам. Соотносить костюм, его образный строй с владельцем. Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского).





Раздел 4. Декоративное искусство в современном мире (8 часов)

Темы раздела 4. Современное выставочное искусство. Ты сам — мастер декоративно-прикладного искусства. Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале.

Основные виды учебной деятельности:

Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д. Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства. Высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа. Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора. Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства. Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.





















Календарно-тематическое планирование


п/п

Наименование

разделов и тем

Всего

часов


Форма

занятия

Оценка

результатов

освоения знаний

Учебно-методическое пособие

Планируемые результаты (УУД)

Дата проведения урока

план

факт

РАЗДЕЛ 1. Древние корни народного искусства. ( 8 часов)

1

Древние образы в народном искусстве.


1

практическое занятие

сравнение и выбор лучших работ

презентация


Предметные:

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту. Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок. Создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трёхчастной структуре и декоре. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.

Метапредметные:

Регулятивные :целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка

Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем, извлечение необходимой информации

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества.

Личностные:

Смыслообразование, ценностное отношение к историческому прошлому.








2

Убранство русской избы.


1

практическое занятие

просмотр и обсуждение выполненных работ

альбом интерьера определенной эпохи





3

Внутренний мир русской избы.


1

практическое занятие

представление работ, анализ и оценивание.

презентация



4

Конструкция и декор предметов народного быта.


1

практическое занятие

сравнение и выбор лучших работ

альбом с народными промыслами



5

Русская народная вышивка.


1

практическое занятие

просмотр и обсуждение выполненных работ

таблицы по построению орнамента





6-7

Народный праздничный костюм (мужской, женский).


2

практическое занятие

представление работ, анализ и оценивание.

таблицы по декоративно-прикладному искусству, русскому костюму



8

Народные праздничные обряды (обобщение темы).


1

теоретическое занятие

беседа

презентация



Раздел 2. Связь времен в народном искусстве. ( 8 часов )


9

Древние образы в современных народных игрушках.

1

практическое занятие

сравнение и выбор лучших работ

презентация

Предметные:

Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки.

Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.

Распознавать и называть игрушки ведущих народных промыслов.

Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением её декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Овладевать приёмами создания выразительной формы в опоре на народные традиции.

Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

Метапредметные:

Регулятивные : целеполагание, планирование,

Познавательные: рассуждать, самостоятельно составлять алгоритм действий

Контроль и оценка процесса и результата действий

Извлечение необходимой информации

Коммуникативные

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения,

Личностные:

Ценностное отношение к миру природы

Эмоциональная отзывчивость








10

Искусство Гжели.


1

практическое занятие

просмотр и обсуждение выполненных работ

таблица особенности гжельской росписи



11

Городецкая роспись.


1

практическое занятие

представление работ, анализ и оценивание.

презентация





12-13

Хохлома.

2

практическое занятие

сравнение и выбор лучших работ

репродукции с изображением про­изведений хохломского промысла,





14

Жостово (роспись по металлу).

1

практическое занятие

просмотр и обсуждение выполненных работ

презентация





15

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте

1

практическое занятие

представление работ, анализ и оценивание.

презентация



16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (урок обобщение).


1

теоретическое занятие

викторина

изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов




Проектная деятельность. Учебный проект «Интерьер крестьянского дома».

Цель проекта: сформировать у учащихся образные представления об организации мудрости устроении человеком внутреннего пространства избы.


Раздел 3. Декор – человек, общество, время. (10 часов)


17-18

Зачем людям украшения.


Изготовление украшений из бумаги.

2

практическое занятие

сравнение и выбор лучших работ

Таблицы по стилям, одежды, предметов быта

Предметные:

Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя , пользователя). Выявлять и объяснять, в чём заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства. Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.

Метапредметные:

Регулятивные : целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка

Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий

Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем

Выдвижение гипотез

Извлечение необходимой информации

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества,

Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации

Личностные:

Смыслообразование. Ценностное отношение к историческому прошлому

Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности

Эмоционально-нравственная отзывчивость.



19-20

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

2

практическое занятие

просмотр и обсуждение выполненных работ

презентация



21-22

Одежда «говорит» о человеке.


2

практическое занятие

представление работ, анализ и оценивание.

презентация



23-24

О чём рассказывают гербы и эмблемы.


2

практическое занятие

представление работ, анализ и оценивание.

презентация



25-26

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).


2

теоретическое занятие

решение кроссвордов

презентация



Раздел 4. Декоративное искусство в современном мире. (8 часов)

27-28-29-30

Современное выставочное искусство.


4

урок-восприятие (рассматрива­ние) различных произведений совре­менного декоративного искусства; рас­суждение, участие в диалоге.

экскурсия в виртуальный музей

презентация

Предметные:

Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций.

Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.е. вести работу по принципу «от простого- к сложному».

Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

Метапредметные:

Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка

Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий

Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем

Выдвижение гипотез

Извлечение необходимой информации

Коммуникативные

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества,

Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации.

Личностные:

Смыслообразование,

Ценностное отношение к историческому прошлому

Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности




31-32-33-34

Ты сам мастер.

4

семинар-выставка

представление работ, анализ и оценивание.

презентация



Проектная деятельность. Учебный проект «Эмблема моего класса».

Цель проекта: развитие навыка учащихся в реализации проекта эмблемы своего класса; создание эмблемы своего класса.




34