Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Киржеманская средняя общеобразовательная школа»
Чамзинского муниципального района
Республики Мордовия
Рассмотрена и одобрена на Утверждена
заседании методического объединения директором МБОУ
учителей изобразительного искусства «Киржеманская СОШ»
Протокол № от __________ 2017 г. Чамзинского муниципального
Руководитель МО: района Республики Мордовия
_______________/_____________/ __________ /Е.И.Бочкарева/
31 августа 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Изобразительное искусство»
в 6 классе
на 2017-2018 учебный год
Автор программы:
учитель, первой
квалификационной категории
Гаваева Е.Н.
2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 6 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию и утверждена протоколом № 1/15 от 8 апреля 2015 г.), программа разработана на основе примерных программ ФГОС по учебному предмету «Искусство», образовательной программы ФГОС «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл.» Автор: Б.М. Неменский. – М.: «Просвещение», 2011г.,основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Киржеманская СОШ», Положения о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов в ФГОС НОО и ООО, утвержденного приказом МБОУ «Киржеманская СОШ» от 28.06.2016 г. № 76, учебного плана МБОУ «Киржеманская СОШ», учебника, входящего в список рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации авторов Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека 6 класс :учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение 2016 г.
Рабочая учебная программа учебного предмета «Изобразительное искусство» содержит следующие разделы:
планируемые предметные результаты освоения учебного предмета;
содержание учебного предмета, с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Цель и задачи учебного предмета «Изобразительное искусство»
Цель: развитие личности учащегося средствами предмета, а именно развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Задачи:
1) в направлении личностного развития:
формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
2) в метапредметном направлении:
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
3) в предметном направлении:
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка.
Ученик 6 класса научится:
добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;
передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний
линейной и воздушной перспективы;
Ученик получит возможность:
пользоваться различными графическими и живописными техниками;
анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность мышления;
творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся.
Мир наших вещей. Натюрморт.
Ученик 6 класса научится:
Ученик получит возможность:
Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве.
Ученик 6 класса научится:
выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над портретом;
передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица;
научиться определять понятие автопортрет,
сравнивать объекты.
Ученик получит возможность:
самостоятельно выбирать и использовать художественную технику;
осваивать навыки применения живописной фактуры;
определять индивидуальность произведений в портретном жанре;
находить и представлять информацию о портрете;
выполнять художественный анализ своих работ.
Человек и пространство в изобразительном искусстве. Пейзаж.
Ученик 6 класса научится:
выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над пейзажем;
определять термин жанр и его виды;
сравнивать объекты и определять термин тематическая картина и ее виды;
изображать глубину в картине;
определять характер цветовых отношений.
Ученик получит возможность:
устанавливать аналогии и использовать их в решении практической задачи;
использовать закономерности многомерного пространства при решении творческой задачи;
применять на практике знание правил линей ной и воздушной перспективы;
сравнивать картины по заданным критериям;
устанавливать аналогии для понимания закономерностей при создании эпических и романтических пейзажей;
организовывать перспективу в картинной плоскости.
Содержание учебного предмета
Рабочая программа учебного предмет «Изобразительное искусство» для 6 класса составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования и учебном плане МБОУ «Киржеманская СОШ». Предмет «Изобразительное искусство» изучается в 6 классе в объеме 34 часов, из расчета 1 час в неделю.
Раздел 1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 часов)
Темы раздела 1. Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств искусств. Рисунок- основа изобразительного творчества. Линия и ее выразительные возможности. Пятно, как средство выражения. Композиция, как ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения.
Основные виды учебной деятельности:
Развивать композиционные навыки, чувство ритма, вкус в работе с художественными материалами. Учиться рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы.
Овладевать навыками размещения рисунка в листе. Овладевать навыками работы с графическими материалами в процессе выполнения творческих заданий.
Объяснять понятия: цветовые отношения, теплые и холодные цвета, цветовой контраст, локальный цвет, сложный цвет. Объяснять понятия: цветовые отношения, теплые и холодные цвета, цветовой контраст, локальный цвет, сложный цвет. Различать и называть теплые и холодные оттенки цвета.
Раздел 2. Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)
Темы раздела 2. Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира. Натюрморт. Понятие формы Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)
Основные виды учебной деятельности:
Приобретать навыки работы графическими и живописными материалами в процессе создания творческой работы. Развивать навык колористического восприятия художественных произведений, умение любоваться красотой цвета в произведениях искусства и в реальной жизни. Узнавать о разных способах изображения предметов (знаковых, плоских, символических, объемных и т. д.) в зависимости от целей художественного изображения. Отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь).
Раздел 3. Вглядываясь в человека. Портрет. (10 часов)
Темы раздела 3. Образ человека- главная тема искусства. Конструкция головы человека и ее пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Портрет в скульптуре. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Портрет в живописи. Роль цвета в портрете. Великие портретисты (обобщение темы)
Основные виды учебной деятельности:
Знакомиться с великими произведениями портретного искусства разных эпох и формировать представления о месте и значении портретного образа человека в искусстве.
Формировать представление об истории портрета в русском искусстве, называть имена нескольких великих художников-портретистов. Уметь различать виды портрета(парадный и лирический портрет). Приобретать представления о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорциях лица. Овладевать первичными навыками изображения головы человека в процессе творческой работы. Приобретать представления о способах объемного изображения головы человека. Создавать зарисовки объемной конструкции головы.
Раздел 4. Человек и пространство в изобразительном искусстве. Пейзаж (8 часов)
Темы раздела 4. Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила воздушной и линейной перспективы. Пейзаж- большой мир. Организация изображаемого пространства. Пейзаж – настроение. Природа и художник. Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
Основные виды учебной деятельности:
Знать и называть жанры в изобразительном искусстве. Рассуждать о том, как, изучая историю изобразительного жанра, мы расширяем рамки собственных представлений о жизни, свой личный жизненный опыт. Уметь рассуждать о месте и значении изобразительного искусства в культуре, в жизни общества, в жизни человека. Получать представление о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного отображения, ее претворении в художественный образ. Объяснять творческий и деятельностный характер восприятия произведений искусства на основе художественной культуры зрителя. Узнавать и называть авторов известных произведений, с которыми познакомились в течение учебного года. Участвовать в беседе по материалу учебного года. Участвовать в обсуждении творческих работ учащихся
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | | Форма занятия | Оценка результатов освоения знаний | Учебно-методическое пособие | Планируемые результаты (УУД) | Дата проведения урока | |
план | факт | |
РАЗДЕЛ 1. Раздел 1. Виды изобразительного искусства и основы их образного языка. ( 8 часов) | |
1 | Введение. Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. | 1 | теоретическое занятие | беседа | портреты русских художников | Предметные: Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту. Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок. Создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трёхчастной структуре и декоре. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы. Метапредметные: Регулятивные :целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем, извлечение необходимой информации Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества. Личностные: Смыслообразование, ценностное отношение к историческому прошлому. | | | |
2 | Рисунок- основа изобразительного творчества. | 1 | практическое занятие | сравнение и выбор лучших работ | презентация | | | |
3 | Линия и ее выразительные возможности. | 1 | практическое занятие | просмотр и обсуждение выполненных работ | презентация | | | |
4 | Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. | 1 | практическое занятие | представление работ, анализ и оценивание. | таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента | | | |
5 | Цвет. Основы цветоведения. | 1 | практическое занятие | представление работ, анализ и оценивание. | таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента | | | |
6 | Цвет в произведениях живописи. | 1 | практическое занятие | решение кроссвордов | картины русских художников | | | |
7 | Объемные изображения в скульптуре. | 1 | практическое занятие | анализ и оценивание работ | презентация | | | |
8 | Основы языка изобразительного искусства. | 1 | теоретическое занятие | экскурсия в виртуальный музей | презентация | | | |
Раздел 2. Мир наших вещей. Натюрморт. ( 8 часов ) | | | | Представление работ. Анализ и оценивание. |
9 | Художественное познание: реальность и фантазия. | 1 | теоретическое занятие | беседа | презентация | Предметные: Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих народных промыслов. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением её декоративной росписью в традиции одного из промыслов. Овладевать приёмами создания выразительной формы в опоре на народные традиции. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. Метапредметные: Регулятивные : целеполагание, планирование, Познавательные: рассуждать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий Извлечение необходимой информации Коммуникативные Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, Личностные: Ценностное отношение к миру природы Эмоциональная отзывчивость | | | |
10 | Изображение предметного мира- натюрморт. | 1 | практическое занятие | просмотр и обсуждение выполненных работ | предметы для натурной постановки (кувшины, гипсовые и керамические вазы и др.). | | | |
11 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. | 1 | практическое занятие | представление работ, анализ и оценивание. | тела геометрические | | | |
| | |
12 | Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива. | 1 | практическое занятие | решение кроссвордов | презентация | | | |
13 | Освещение. Свет и тень. | 1 | практическое занятие | представление работ, анализ и оценивание | презентация | | | |
14-15 | Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. | 2 | практическое занятие | экскурсия в виртуальный музей | муляжи фруктов | | | |
16 | Выразительные возможности натюрморта. | 1 | практическое занятие | представление работ, анализ и оценивание. | муляжи овощей | | | |
| Раздел 3. Вглядываясь в человека . Портрет в изобразительном искусстве. (10 часов) | |
17 | Образ человека- главная тема искусства. | 1 | теоретическое занятие | беседа о портрете. | презентация | Предметные: Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя , пользователя). Выявлять и объяснять, в чём заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства. Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь. Метапредметные: Регулятивные : целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Выдвижение гипотез Извлечение необходимой информации Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации Личностные: Смыслообразование. Ценностное отношение к историческому прошлому Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности Эмоционально-нравственная отзывчивость. | | | |
18 | Конструкция головы человека и ее пропорции. | 1 | практическое занятие | просмотр и обсуждение выполненных работ | таблица-схема построения головы человека | | | |
19 | Изображение головы человека в пространстве. Работа карандашом. | 1 | практическое занятие | представление работ, анализ и оценивание. | презентация | | | |
20 | Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Первый урок-работа в карандаше, второй урок- в цвете. | 1 | практическое занятие | просмотр и обсуждение выполненных работ | презентация | | | |
21 | Портрет в скульптуре. | 1 | теоретическое занятие | решение кроссвордов | альбом художников портретистов | | | |
22 | Сатирические образы человека. | 1 | практическое занятие | просмотр и обсуждение выполненных работ | презентация | | | |
23 | Образные возможности освещения в портрете. | 1 | практическое занятие | представление работ, анализ и оценивание. | презентация | | | |
24 | Портрет в живописи. | 1 | практическое занятие | просмотр и обсуждение выполненных работ | презентация | | | |
25 | Роль цвета в портрете. | 1 | практическое занятие | представление работ, анализ и оценивание. | презентация | | | |
26 | Великие портретисты (обобщение темы ). | 1 | теоретическое занятие | беседа | презентация | | | | |
Раздел 4. Человек и пространство в изобразительном искусстве. Пейзаж. (8 часов) | |
27 | Жанры в изобразительном искусстве. | 1 | теоретическое занятие. | экскурсия в виртуальный музей | презентация | Предметные: Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.е. вести работу по принципу «от простого- к сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. Метапредметные: Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Выдвижение гипотез Извлечение необходимой информации Коммуникативные Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации. Личностные: Смыслообразование, Ценностное отношение к историческому прошлому Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности | | | |
28 | Изображение пространства. | 1 | практическое занятие | просмотр и обсуждение выполненных работ | портреты художников пейзажистов | | | |
29 | Правила линейной и воздушной перспективы. | 1 | практическое занятие | представление работ, анализ и оценивание. | презентация | | | |
30 | Пейзаж- большой мир. Организация изображаемого пространства. | 1 | практическое занятие | просмотр и обсуждение выполненных работ | презентация | | | |
31 | Пейзаж- настроение. Природа и художник. | 1 | практическое занятие | представление работ, анализ и оценивание. | презентация | | | |
32 | Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике | 1 | практическое занятие | просмотр и обсуждение выполненных работ | презентация | | | |
33 | Городской пейзаж | 1 | практическое занятие | представление работ, анализ и оценивание. | презентация | | | |
34 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. | 1 | теоретическое занятие | беседа | презентация | | | |
| | 34 | | | | |