СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа изо 6 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа изо 6 класс»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Киржеманская средняя общеобразовательная школа»

Чамзинского муниципального района

Республики Мордовия



Рассмотрена и одобрена на Утверждена

заседании методического объединения директором МБОУ

учителей изобразительного искусства «Киржеманская СОШ»

Протокол № от __________ 2017 г. Чамзинского муниципального

Руководитель МО: района Республики Мордовия

_______________/_____________/ __________ /Е.И.Бочкарева/

31 августа 2017 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Изобразительное искусство»

в 6 классе

на 2017-2018 учебный год





Автор программы:

учитель, первой

квалификационной категории

Гаваева Е.Н.




2017 год

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 6 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию и утверждена протоколом № 1/15 от 8 апреля 2015 г.), программа разработана на основе примерных программ ФГОС по учебному предмету «Искусство», образовательной программы ФГОС «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл.» Автор: Б.М. Неменский. – М.: «Просвещение», 2011г.,основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Киржеманская СОШ», Положения о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов в ФГОС НОО и ООО, утвержденного приказом МБОУ «Киржеманская СОШ» от 28.06.2016 г. № 76, учебного плана МБОУ «Киржеманская СОШ», учебника, входящего в список рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации авторов Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека 6 класс :учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение 2016 г.

Рабочая учебная программа учебного предмета «Изобразительное искусство» содержит следующие разделы:

  • планируемые предметные результаты освоения учебного предмета;

  • содержание учебного предмета, с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;

  • календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Цель и задачи учебного предмета «Изобразительное искусство»

Цель: развитие личности учащегося средствами предмета, а именно развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Задачи:

1) в направлении личностного развития:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

  • освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

2) в метапредметном направлении:

  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

  • развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

  • формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

  • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

3) в предметном направлении:

  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

  • овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.


Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.


Виды изобразительного искусства и основы их образного языка.


Ученик 6 класса научится:

  • добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;

  • передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний

линейной и воздушной перспективы;

  • оформлять выставки работ своего класса.


Ученик получит возможность:

  • пользоваться различными графическими и живописными техниками;

  • анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность мышления;

  • творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся.


Мир наших вещей. Натюрморт.


Ученик 6 класса научится:

      • работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом;

  • выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом;

  • передавать при изображении предмета пропорции и характер формы.


Ученик получит возможность:

      • в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;

      • анализировать работы известных мастеров натюрморта.


Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве.


Ученик 6 класса научится:

  • выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над портретом;

  • передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица;

  • научиться определять понятие автопортрет,

  • сравнивать объекты.


Ученик получит возможность:

  • самостоятельно выбирать и использовать художественную технику;

  • осваивать навыки применения живописной фактуры;

  • определять индивидуальность произведений в портретном жанре;

  • находить и представлять информацию о портрете;

  • выполнять художественный анализ своих работ.


Человек и пространство в изобразительном искусстве. Пейзаж.


Ученик 6 класса научится:

  • выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над пейзажем;

  • определять термин жанр и его виды;

  • сравнивать объекты и определять термин тематическая картина и ее виды;

  • изображать глубину в картине;

  • определять характер цветовых отношений.


Ученик получит возможность:

  • устанавливать аналогии и использовать их в решении практической задачи;

  • использовать закономерности многомерного пространства при решении творческой задачи;

  • применять на практике знание правил линей ной и воздушной перспективы;

  • сравнивать картины по заданным критериям;

  • устанавливать аналогии для понимания закономерностей при создании эпических и романтических пейзажей;

  • организовывать перспективу в картинной плоскости.













































Содержание учебного предмета


Рабочая программа учебного предмет «Изобразительное искусство» для 6 класса составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования и учебном плане МБОУ «Киржеманская СОШ». Предмет «Изобразительное искусство» изучается в 6 классе в объеме 34 часов, из расчета 1 час в неделю.


Раздел 1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 часов)

Темы раздела 1. Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств искусств. Рисунок- основа изобразительного творчества. Линия и ее выразительные возможности. Пятно, как средство выражения. Композиция, как ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения.

Основные виды учебной деятельности:

Развивать композиционные навыки, чувство ритма, вкус в работе с художественными материалами. Учиться рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы.

Овладевать навыками размещения рисунка в листе. Овладевать навыками работы с графическими материалами в процессе выполнения творческих заданий.

Объяснять понятия: цветовые отношения, теплые и холодные цвета, цветовой контраст, локальный цвет, сложный цвет. Объяснять понятия: цветовые отношения, теплые и холодные цвета, цветовой контраст, локальный цвет, сложный цвет. Различать и называть теплые и холодные оттенки цвета.


Раздел 2. Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)

Темы раздела 2. Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира. Натюрморт. Понятие формы Многообразие форм окружающего мира.

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень.

Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)

Основные виды учебной деятельности:

Приобретать навыки работы графическими и живописными материалами в процессе создания творческой работы. Развивать навык колористического восприятия художественных произведений, умение любоваться красотой цвета в произведениях искусства и в реальной жизни. Узнавать о разных способах изображения предметов (знаковых, плоских, символических, объемных и т. д.) в зависимости от целей художественного изображения. Отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь).


Раздел 3. Вглядываясь в человека. Портрет. (10 часов)

Темы раздела 3. Образ человека- главная тема искусства. Конструкция головы человека и ее пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Портрет в скульптуре. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Портрет в живописи. Роль цвета в портрете. Великие портретисты (обобщение темы)

Основные виды учебной деятельности:

Знакомиться с великими произведениями портретного искусства разных эпох и формировать представления о месте и значении портретного образа человека в искусстве.

Формировать представление об истории портрета в русском искусстве, называть имена нескольких великих художников-портретистов. Уметь различать виды портрета(парадный и лирический портрет). Приобретать представления о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорциях лица. Овладевать первичными навыками изображения головы человека в процессе творческой работы. Приобретать представления о способах объемного изображения головы человека. Создавать зарисовки объемной конструкции головы.


Раздел 4. Человек и пространство в изобразительном искусстве. Пейзаж (8 часов)

Темы раздела 4. Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила воздушной и линейной перспективы. Пейзаж- большой мир. Организация изображаемого пространства. Пейзаж – настроение. Природа и художник. Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

Основные виды учебной деятельности:

Знать и называть жанры в изобразительном искусстве. Рассуждать о том, как, изучая историю изобразительного жанра, мы расширяем рамки собственных представлений о жизни, свой личный жизненный опыт. Уметь рассуждать о месте и значении изобразительного искусства в культуре, в жизни общества, в жизни человека. Получать представление о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного отображения, ее претворении в художественный образ. Объяснять творческий и деятельностный характер восприятия произведений искусства на основе художественной культуры зрителя. Узнавать и называть авторов известных произведений, с которыми познакомились в течение учебного года. Участвовать в беседе по материалу учебного года. Участвовать в обсуждении творческих работ учащихся














Календарно-тематическое планирование


п/п

Наименование

разделов и тем

Всего

часов


Форма

занятия

Оценка

результатов

освоения знаний

Учебно-методическое пособие

Планируемые результаты (УУД)

Дата проведения урока


план

факт


РАЗДЕЛ 1. Раздел 1. Виды изобразительного искусства и основы их образного языка. ( 8 часов)


1

Введение. Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.

1

теоретическое занятие

беседа

портреты русских художников




Предметные:

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту. Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок. Создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трёхчастной структуре и декоре. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.

Метапредметные:

Регулятивные :целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка

Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем, извлечение необходимой информации

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества.

Личностные:

Смыслообразование, ценностное отношение к историческому прошлому.









2

Рисунок- основа изобразительного творчества.

1

практическое занятие

сравнение и выбор лучших работ

презентация






3

Линия и ее выразительные возможности.

1

практическое занятие

просмотр и обсуждение выполненных работ

презентация




4

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

1

практическое занятие

представление работ, анализ и оценивание.

таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента




5

Цвет. Основы цветоведения.

1

практическое занятие

представление работ, анализ и оценивание.

таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента





6

Цвет в произведениях живописи.

1

практическое занятие

решение кроссвордов

картины русских художников





7

Объемные изображения в скульптуре.

1

практическое занятие

анализ и оценивание работ

презентация




8

Основы языка изобразительного искусства.

1

теоретическое занятие

экскурсия в виртуальный музей

презентация




Раздел 2. Мир наших вещей. Натюрморт. ( 8 часов )




Представление работ. Анализ и оценивание.

9

Художественное познание: реальность и фантазия.

1

теоретическое занятие

беседа

презентация

Предметные:

Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки.

Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.

Распознавать и называть игрушки ведущих народных промыслов.

Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением её декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Овладевать приёмами создания выразительной формы в опоре на народные традиции.

Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

Метапредметные:

Регулятивные : целеполагание, планирование,

Познавательные: рассуждать, самостоятельно составлять алгоритм действий

Контроль и оценка процесса и результата действий

Извлечение необходимой информации

Коммуникативные

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения,

Личностные:

Ценностное отношение к миру природы

Эмоциональная отзывчивость










10

Изображение предметного мира- натюрморт.

1

практическое занятие

просмотр и обсуждение выполненных работ

предметы для натурной постановки (кувшины, гипсовые и керамические вазы и др.).




11

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

1

практическое занятие

представление работ, анализ и оценивание.


тела геометрические











12

Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива.

1

практическое занятие

решение кроссвордов

презентация






13

Освещение. Свет и тень.

1

практическое занятие

представление работ, анализ и оценивание

презентация






14-15

Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте.

2

практическое занятие

экскурсия в виртуальный музей

муляжи фруктов




16

Выразительные возможности натюрморта.

1

практическое занятие

представление работ, анализ и оценивание.

муляжи овощей





Раздел 3. Вглядываясь в человека . Портрет в изобразительном искусстве. (10 часов)



17


Образ человека- главная тема искусства.

1

теоретическое занятие

беседа о портрете.

презентация

Предметные:

Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя , пользователя). Выявлять и объяснять, в чём заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства. Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.

Метапредметные:

Регулятивные : целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка

Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий

Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем

Выдвижение гипотез

Извлечение необходимой информации

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества,

Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации

Личностные:

Смыслообразование. Ценностное отношение к историческому прошлому

Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности

Эмоционально-нравственная отзывчивость.




18

Конструкция головы человека и ее пропорции.

1

практическое занятие

просмотр и обсуждение выполненных работ

таблица-схема построения головы человека




19

Изображение головы человека в пространстве. Работа карандашом.

1

практическое занятие

представление работ, анализ и оценивание.

презентация




20

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

Первый урок-работа в карандаше, второй урок- в цвете.

1

практическое занятие

просмотр и обсуждение выполненных работ

презентация




21

Портрет в скульптуре.

1

теоретическое занятие

решение кроссвордов

альбом художников портретистов




22

Сатирические образы человека.

1

практическое занятие

просмотр и обсуждение выполненных работ

презентация




23

Образные возможности освещения в портрете.

1

практическое занятие

представление работ, анализ и оценивание.

презентация




24

Портрет в живописи.

1

практическое занятие

просмотр и обсуждение выполненных работ

презентация




25

Роль цвета в портрете.

1

практическое занятие

представление работ, анализ и оценивание.

презентация




26

Великие портретисты (обобщение темы ).

1

теоретическое занятие

беседа

презентация





Раздел 4. Человек и пространство в изобразительном искусстве. Пейзаж. (8 часов)


27

Жанры в изобразительном искусстве.

1

теоретическое занятие.

экскурсия в виртуальный музей

презентация

Предметные:

Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций.

Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.е. вести работу по принципу «от простого- к сложному».

Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

Метапредметные:

Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка

Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий

Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем

Выдвижение гипотез

Извлечение необходимой информации

Коммуникативные

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества,

Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации.

Личностные:

Смыслообразование,

Ценностное отношение к историческому прошлому

Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности





28

Изображение пространства.

1

практическое занятие

просмотр и обсуждение выполненных работ

портреты художников пейзажистов




29

Правила линейной и воздушной перспективы.

1

практическое занятие

представление работ, анализ и оценивание.

презентация




30

Пейзаж- большой мир. Организация изображаемого пространства.

1

практическое занятие

просмотр и обсуждение выполненных работ

презентация




31

Пейзаж- настроение. Природа и художник.

1

практическое занятие

представление работ, анализ и оценивание.

презентация




32

Пейзаж в русской живописи.

Пейзаж в графике

1

практическое занятие

просмотр и обсуждение выполненных работ

презентация




33

Городской пейзаж

1

практическое занятие

представление работ, анализ и оценивание.

презентация




34

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

1

теоретическое занятие

беседа

презентация






34