МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Администрация города Улан – Удэ
Комитет по образованию
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25»
Рассмотрена на заседании МО _____________________ Протокол № ____ «____»____________20 г | Принята на заседании МС ______________________ Протокол № ____ «____»____________20 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ СОШ № 25 ______________________ Приказ №____ от «___»____________20 г. |
РА Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
Курс Изобразительное искусство
Уровень обучения базовый год обучения 1
для учащихся 1 «Г» класса
на 2024-2025 учебный год
составитель: Илькова Н.В.
УМК Л. А. Неменская
1. Пояснительная записка
Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.12 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
- Приказом Министерства образования РФ №1015 от 30.08.2014 г «Об утверждении порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»( с изменениями и дополнениями от 17.07.15,01.03,10.06.19)
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.
- приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».;
- Постановлением главного государственного врача РФ от 29.12.23010г №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях с изменениями на 22.05.2019»;
- образовательной программой начального общего образования;
- Учебным планом МАОУ «СОШ№25»;
- Положением о рабочей программе МАОУ «СОШ№25».
Данная программа создана для реализации курса изобразительное искусство в начальной школе, который является первой частью непрерывного курсаизобразительного искусства 1-9 классы по программе Б.М. Неменского.
Срок реализации программы 1 год.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи преподавания изобразительного искусства в первом классе:
развивать наблюдательность детей, способность живо откликаться на события жизни;
первичное освоение художественных материалов.
2.Планируемые результаты по курсу
«Изобразительное искусство» к концу 1-го года обучения
В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно – прикладного искусства в собственной художественно – творческой деятельности. Полученные универсальные учебные действия учащиеся также могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценки произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.
В результате изучения курса «Изобразительное искусство»
Первоклассник научится:
понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;
различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, бумагу);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах – иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
выполнять простейшие композиции из бумаги.
Первоклассник получит возможность научиться:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещение выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиции.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения
Личностными результатами» является формирование следующих умений:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные УУД:
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:
Обучающийся научится:
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
различать основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
различать эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
составлять композиции с учётом замысла;
конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
конструировать из природных материалов;
пользоваться простейшими приёмами лепки.
Обучающийся получит возможность:
усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости , в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
развивать фантазию, воображение;
приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
научиться анализировать произведения искусства;
приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
Общая характеристика учебного предмета
основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Место учебного предмета в учебном плане
Преподавание содержания предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе по программе «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского рассчитано на 33 часа (1 час в неделю).
Формы организации учебного процесса.
Формой проведения занятий по программе является урок.
Общеклассные формы: урок, конференция, семинар, лекция, собеседование, консультация, лабораторно-практическая работа, программное обучение, зачетный урок.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой лабораторный практикум, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий по программированию или информационными технологиям за компьютером, работа с обучающими программами за компьютеромТехнологии, используемые в обучении.
Среди разнообразных направлений педагогических технологий на уроках в 1 классе используются:
технология объяснительно-иллюстративного обучения;
технология разноуровневого дифференцированного обучения;
технология проблемного обучения;
технология проектного обучения;
личностно-ориентированные технологии обучения;
игровые технологии;
информационные технологии обучения.
Формы и виды контроля.
Контроль осуществляется в следующих видах:
- текущий, тематический, промежуточный, итоговый.
Форма контроля:
фронтальный опрос,
викторина,
тесты по теоретическому материалу,
устные выступления учащихся,
презентации.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, защита творческих проектов.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения искусства у обучающихся:
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности,
разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность; установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья
род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;
будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
3.Содержание учебного предмета
класс ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ./ 33 ч./
Части | Темы | Примечание |
Ты учишься изображать. | | 9ч. |
Знакомствос Мастером Изображения. | 1.Изображения всюду вокруг нас. | |
| 2.Мастер Изображения учит видеть. | |
| 3.Изображать можно пятном. | |
| 4.Изображать можно в объеме. | |
| 5.Изображать можно линией. | |
| 6.Разноцветные краски. | |
| 7. Изображать можно и то, что невидимо (настроение). | |
| 8. Изображать можно и то, что невидимо (настроение). | |
| 9.Художники и зрители (обобщение темы). | |
Ты украшаешь. | | 7ч. |
Знакомство с Мастером Украшения. | 1.Мир полон украшений.Цветы. | |
| 2.Красоту надо уметь замечать.Узоры на крыльях. Ритм | |
| пятен. | |
| 3.Красивые рыбы. Монотипия. | |
| 4.Украшения птиц. Объемная аппликация. | |
| 5.Узоры, которые создали люди. | |
| 6.Как украшает себя человек. | |
| 7.Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение | |
| темы). | |
Ты строишь. | | 10ч. |
Знакомство с Мастером Постройки. | 1.Постройки в нашей жизни. | |
| 2.Дома бывают разными. | |
| 3.Домики, которые построила природа. | |
| 4.Дом снаружи и внутри. | |
| 5. Строим город. | |
| 6.Строим город. | |
| 7.Все имеет свое строение. | |
| 8.Строим вещи. | |
| 9.Строим вещи. | |
| 10.Город, в котором мы живем (обобщение темы). | |
| | |
Изображение, украшение, постройка | | 8ч. |
всегда помогают друг другу. | 1. Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. | |
| 2.«Праздник весны». Конструирование из бумаги. | |
| 3. .«Праздник весны». Конструирование из бумаги. | |
| 4.«Сказочная страна». Создание панно. | |
| 5. «Сказочная страна». Создание панно. | |
| 6. Времена года. | |
| 7. Времена года. | |
| 8. Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы). | |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
1 КЛАСС (1 ч в неделю, всего 33 ч)
Тема первого года обучения: «Ты изображаешь, украшаешь, строишь».
| Тема,тип | Содержание темы, | Планируемые результаты обучения | | Примечание | |
№/п | урока | термины и понятия | | | | | |
Предметные | Метапредметные | Личностные | | |
| | | | (УУД: регулятивные, | | | |
| | | | познавательные, | | | |
| | | | коммуникативные) | | | |
| | | | | | | |
I | | Ты учишься изображать. Знакомствоство Мастером Изображения. (9 ч) | |
| | | | | | |
1 | Изображения | Предмет «Изобразите | Рассуждать о | Организовывать свое рабочее | Понимание особой | | |
| всюду вокруг | льное искусство». | содержании рисунков, | место. | роли культуры и | | |
| нас. | Изображения в жизни | сделанных | Ориентироваться в учебнике | искусства в жизни | | |
| Урок- | человека. | детьми. Находить в | (на развороте, в оглавлении, | общества и каждого | | |
| путешествие. | Знакомство с | окружающей | в словаре); | отдельного человека. | | |
| | Мастером | действительности | Пользоваться языком | Мотивация к учебной | | |
| | Изображения. | изображения, | изобразительного искусства. | деятельности, владение | | |
| | | сделанные | Работать по предложенному | культурой поведения и | | |
| | | художниками. | учителем плану; | общения. | | |
| | | Рассматривать | Ориентироваться в своей | | | |
| | | иллюстрации | системе знаний: отличать | | | |
| | | (рисунки) в детских | новое от уже известного с | | | |
| | | книгах. | помощью учителя; | | | |
| | | Придумывать и | Слушать и понимать | | | |
| | | изображать то, что | высказывания собеседников. | | | |
| | | каждый хочет, умеет, | | | | |
| | | любит. | | | | |
2 | Мастер | Красота и | Находить, | Проговаривать | Формирование | | |
| Изображения | разнообразие | рассматривать | последовательность | эстетических чувств, | | |
| учит видеть. | окружающего мира | красоту в | действий на уроке; | художественно- | | |
| Урок - | природы. | обыкновенных | Добывать новые знания: | творческого мышления, | | |
| творческая | Знакомство с | явлениях природы и | находить ответы на вопросы, | наблюдательности и | | |
| мастерская. | понятием «форма». | рассуждать об | используя учебник, свой | фантазии. | | |
| | | увиденном. | жизненный опыт и | | | |
| | | Видеть зрительную | информацию, полученную на | | | |
| | | метафору в | уроке; | | | |
| | | выделенных деталях | Согласованно работать в | | |
| | | природы. | группе. | | |
| | | Выявлять | | | |
| | | геометрическую | | | |
| | | форму простого | | | |
| | | плоского тела. | | | |
| | | Сравнивать | | | |
| | | различные листья на | | | |
| | | основе выявления их | | | |
| | | геометрических форм. | | | |
| | | Создавать, изображать | | | |
| | | на плоскости | | | |
| | | графическими | | | |
| | | средствами заданный | | | |
| | | метафорический образ | | | |
| | | на основе выбранной | | | |
| | | геометрической | | | |
| | | формы. | | | |
3. | Изображать | Пятно как способ | Использовать пятно | Совместно с учителем и | Формирование | |
| можно | изображения на | как основу | другими учениками давать | эстетических | |
| пятном. | плоскости. | изобразительного | эмоциональную оценку | потребностей — | |
| Урок - | Тень как пример | образа на плоскости. | деятельности класса на | потребностей в | |
| творческая | пятна, которое | Видеть зрительную | уроке. | творческом отношении | |
| мастерская | помогает увидеть | метафору — находить | Перерабатывать полученную | к окружающему миру, | |
| | обобщенный образ | потенциальный образ | информацию: делать выводы | потребностей в | |
| | формы. | в случайной форме | в результате совместной | самостоятельной | |
| | | силуэтного пятна и | работы всего класса; | практической | |
| | | проявлять его путем | Пользоваться языком | творческой | |
| | | дорисовки. | изобразительного искусства. | деятельности. | |
| | | Овладевать | | | |
| | | первичными | | | |
| | | навыками | | | |
| | | изображения на | | | |
| | | плоскости с помощью | | | |
| | | пятна, навыками | | | |
| | | работы кистью и | | | |
| | | краской. | | | |
4. | Изображать | Объемные | Овладевать | Принимать и удерживать | Формирование | |
| можно в | изображения. | первичными | цели и задачи учебной | эстетических чувств, | |
| объеме. | Отличие изображения | навыками | деятельности, находить | художественно- | |
| Урок-игра. | в пространстве от | изображения в | средства и способы еѐ | творческого мышления, | |
| | изображения на | объеме. | осуществления. | наблюдательности и | |
| | плоскости. | Изображать в объеме | Сравнивать и группировать | фантазии. | |
| | Целостность формы. | птиц, зверей | произведения | | |
| | Приемы работы с | способами | изобразительного искусства | | |
| | пластилином. | вытягивания и | (по изобразительным | | |
| | | вдавливания (работа с | средствам, жанрам и т.д.). | | |
| | | пластилином). | Слушать и понимать | | |
| | | | высказывания собеседников. | | |
5. | Изображать | Знакомство с | Овладевать | Организовывать своѐ рабочее | Формирование | |
| можно | понятиями «линия» и | первичными | место. | эстетических | |
| линией. | «плоскость». | навыками | Ориентироваться в учебнике | потребностей — | |
| Урок - | Линии в природе. | изображения на | (на развороте, в оглавлении, | потребностей в | |
| творческая | Линейные | плоскости с помощью | в словаре); | творческом отношении | |
| мастерская. | изображения на | линии, навыками | Пользоваться языком | к окружающему миру, | |
| | плоскости. | работы графическими | изобразительного искусства. | потребностей в | |
| | Повествовательные | материалами (черный | | самостоятельной | |
| | возможности линии | фломастер, простой | | практической | |
| | (линия — | карандаш, гелевая | | творческой | |
| | рассказчица). | ручка). | | деятельности. | |
6. | Разноцветны | Знакомство с цветом. | Овладевать | Работать по предложенному | Формирование | |
| е краски. | Краски гуашь. | первичными | учителем плану; | эстетических чувств, | |
| Урок - | Цвет. Эмоциональное | навыками работы | Ориентироваться в своей | художественно- | |
| творческая | и ассоциативное | гуашью. | системе знаний: отличать | творческого мышления, | |
| мастерская. | звучание цвета (что | Соотносить цвет с | новое от уже известного с | наблюдательности и | |
| | напоминает цвет | вызываемыми им | помощью учителя; | фантазии. | |
| | каждой краски?). | предметными | Слушать и понимать | | |
| | Проба красок. | ассоциациями (что | высказывания собеседников. | | |
| | | бывает красным, | | | |
| | | желтым и т. д.), | | | |
| | | приводить примеры. | | | |
| | | Экспериментировать, | | | |
| | | исследовать | | | |
| | | возможности краски в | | | |
| | | процессе создания | | | |
| | | различных цветовых | | | |
| | | пятен, смешений и | | | |
| | | наложений цветовых | | | |
| | | пятен при создании | | | |
| | | красочных ковриков. | | | |
| Изображать | Выражение | Соотносить | Проговаривать | Формирование | 78 |
7 | можно и то, | настроения в | восприятие цвета со | последовательность | эстетических чувств, | |
| что невидимо | изображении. | своими чувствами и | действий на уроке; | художественно- | |
| (настроение). | Эмоциональное и | эмоциями. | Добывать новые знания: | творческого мышления, | |
| Урок- | ассоциативное | Изображать радость | находить ответы на вопросы, | наблюдательности и | |
| праздник. | звучание цвета. | или грусть (работа | используя учебник, свой | фантазии. | |
| | | гуашью). | жизненный опыт и | | |
| | | | информацию, полученную на | | |
| | | | уроке; | | |
| | | | Согласованно работать в | | |
| | | | группе. | | |
| Изображать | Выражение | Соотносить | Проговаривать | Формирование | . |
8 | можно и то, | настроения в | восприятие цвета со | последовательность | эстетических чувств, | |
| что невидимо | изображении. | своими чувствами и | действий на уроке; | художественно- | |
| (настроение). | Эмоциональное и | эмоциями. | Добывать новые знания: | творческого мышления, | |
| Урок- | ассоциативное | Изображать радость | находить ответы на вопросы, | наблюдательности и | |
| праздник. | звучание цвета. | или грусть (работа | используя учебник, свой | фантазии. | |
| | | гуашью). | жизненный опыт и | | |
| | | | информацию, полученную на | | |
| | | | уроке; | | |
| | | | Согласованно работать в | | |
| | | | группе. | | |
9. | Художники и | Художники и зрители. | Воспринимать и | Совместно с учителем и | Начальное | |
| зрители | Знакомство с | эмоционально | другими учениками давать | формирование навыков | |
| (обобщение | понятием | оценивать выставку | эмоциональную оценку | восприятия и оценки | |
| темы). | «произведение | творческих работ | деятельности класса на | собственной | |
| Урок – | искусства». Картина. | одноклассников. | уроке. | художественной | |
| творческая | Скульптура. | | Перерабатывать полученную | деятельности, а также | |
| мастерская | Цвет и краски в | | информацию: делать выводы | деятельности | |
| | картинах художников. | | в результате совместной | одноклассников. | |
| | Художественный | | работы всего класса; | | |
| | музей. | | | Пользоваться языком | | | |
| | | | | изобразительного искусства. | | | |
II. | | | Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения. (7 ч) |
| | | | | | |
10. | Мир полон | Украшения в | Находить примеры | | Организовывать своѐ рабочее | Формирование | |
| украшений. | окружающей | декоративных | | место. | эстетических чувств, | |
| Цветы. | действительности. | украшений в | | Ориентироваться в учебнике | художественно- | |
| Урок- игра. | Разнообразие | окружающей | | (на развороте, в оглавлении, | творческого | |
| | украшений (декор). | действительности (в | | в словаре); | мышления, | |
| | Знакомство с | школе, дома, на улице). | | Пользоваться языком | наблюдательности и | |
| | Мастером Украшения. | Создавать роспись | | изобразительного искусства. | фантазии. | |
| | Цветы — украшение | цветов-заготовок, | | Работать по предложенному | Овладение навыками | |
| | Земли. Разнообразие | вырезанных из цветной | | учителем плану; | коллективной | |
| | цветов, их форм, | бумаги (работа | | Ориентироваться в своей | деятельности в | |
| | окраски, узорчатых | гуашью). | | системе знаний: отличать | процессе совместной | |
| | деталей. | Составлять из готовых | | новое от уже известного с | творческой работы в | |
| | | цветов коллективную | | помощью учителя; | команде | |
| | | работу (поместив цветы | | Слушать и понимать | одноклассников под | |
| | | в нарисованную на | | высказывания собеседников. | руководством учителя. | |
| | | большом листе корзину | | | | | |
| | | или вазу). | | | | | |
| | | | | | | |
11. | Красоту | Многообразие и | Изображать | | Проговаривать последователь | Формирование | |
| нужно уметь | красота форм, узоров, | (декоративно) бабочек, | | действий на уроке; | эстетических чувств, | |
| замечать. | расцветок и фактур в | передавая характер их | | Добывать новые знания: | художественно- | |
| Узоры на | природе. | узоров, расцветки, | | находить ответы на вопросы, | творческого | |
| крыльях. | Ритмический узор | форму украшающих их | | используя учебник, свой | мышления, | |
| Ритм пятен. | пятен и | деталей, узорчатую | | жизненный опыт и | наблюдательности и | |
| Урок- | симметричный | красоту фактуры. | | информацию, полученную на | фантазии. | |
| экскурсия. | повтор. | Понимать простые | | уроке; | | |
| Урок – | | основы симметрии. | | Согласованно работать в | | |
| творческая | | | | | группе. | | |
| мастерская. | | | | | | | | |
12. | Красивые | Ритмическое | Изображать | | Совместно с учителем и | Формирование | |
| рыбы. | соотношение пятна и | (декоративно) рыб, | | другими учениками давать | эстетических | |
| Монотипия. | линии. Симметрия, | передавая характер их | | эмоциональную оценку | потребностей — | |
| Урок – | повтор, ритм, | узоров, расцветки, | | деятельности класса на | потребностей в | |
| творческая | свободный | форму украшающих их | | уроке. | общении с | |
| мастерская. | фантазийный узор. | деталей, узорчатую | Перерабатывать полученную | искусством, природой, | |
| Урок – | Знакомство с | красоту фактуры. | информацию: делать выводы | потребностей в | |
| практикум. | техникой монотипии | Осваивать простые | в результате совместной | творческом | |
| | (отпечаток красочного | приемы работы в | работы всего класса; | отношении к | |
| | пятна). | технике живописной и | Пользоваться языком | окружающему миру. | |
| | Выразительность | графической росписи, | изобразительного искусства. | | |
| | фактуры. | монотипии и т. д. | | | |
| | | | | | |
13. | Украшения | Разнообразие | Изображать | Принимать и удерживать | Формирование | |
| птиц. | украшений в природе | (декоративно) птиц, | цели и задачи учебной | эстетических чувств, | |
| Объемная | и различные формы | передавая характер их | деятельности, находить | художественно- | |
| аппликация. | украшений. | узоров, расцветки, | средства и способы еѐ | творческого | |
| Урок – | Многообразие форм | форму украшающих их | осуществления. | мышления, | |
| праздник. | декоративных | деталей, узорчатую | Сравнивать и группировать | наблюдательности и | |
| | элементов. | красоту фактуры. | произведения | фантазии. | |
| | Объемная | Осваивать простые | изобразительного искусства | | |
| | аппликация, коллаж, | приемы работы в | (по изобразительным | | |
| | простые приемы | технике объемной | средствам, жанрам и т.д.). | | |
| | бумагопластики. | аппликации и коллаже | Слушать и понимать | | |
| | | | высказывания собеседников. | | |
14. | Узоры, | Красота узоров | Находить | Организовывать своѐ рабочее | Уважительное | |
| которые | (орнаментов), | орнаментальные | место. | отношение к культуре | |
| создали | созданных человеком. | украшения в | Ориентироваться в учебнике | и искусству других | |
| люди. | Разнообразие | предметном окружении | (на развороте, в оглавлении, | народов нашей страны | |
| Урок – сказка. | орнаментов и их | человека, в предметах, | в словаре); | и мира в целом. | |
| | применение в | созданных человеком. | Пользоваться языком | | |
| | предметном | Рассматривать | изобразительного искусства. | | |
| | окружении человека. | орнаменты, находить в | | | |
| | Природные и | них природные мотивы | | | |
| | изобразительные | и геометрические | | | |
| | мотивы в орнаменте. | мотивы. | | | |
| | | Придумывать свой | | | |
| | | орнамент: образно, | | | |
| | | свободно написать | | | |
| | | красками и кистью | | | |
| | | декоративный эскиз на | | | |
| | | листе бумаги. | | | |
15. | Как | Украшения человека | Изображать сказочных | Работать по предложенному | Формирование | |
| украшает | рассказывают о своем | героев, опираясь на | учителем плану; | эстетических чувств, | |
| себя человек. | хозяине. | изображения | Ориентироваться в своей | художественно- | |
| Урок – игра. | Какие украшения | характерных для них | системе знаний: отличать | творческого | |
| | бывают у разных | украшений (шляпа | новое от уже известного с | мышления, | |
| | людей. | Незнайки и Красной | помощью учителя; | наблюдательности и | |
| | Когда и зачем | Шапочки, Кот в | Слушать и понимать | фантазии. | |
| | украшают себя люди. | сапогах и т. д.). | высказывания собеседников. | | | |
| | | | | | | |
16. | Мастер | Без праздничных | Создавать несложные | Проговаривать | Овладение навыками | |
| Украшения | украшений нет | новогодние украшения | последовательность | коллективной | |
| помогает | праздника. | из цветной бумаги | действий на уроке; | деятельности в | |
| сделать | Новогодние гирлянды, | (гирлянды, елочные | Добывать новые знания: | процессе совместной | |
| праздник | елочные игрушки. | игрушки, карнавальные | находить ответы на вопросы, | творческой работы в | |
| (обобщение | Украшения для | головные уборы). | используя учебник, свой | команде | |
| темы). | новогоднего | | жизненный опыт и | одноклассников под | |
| Урок – сказка. | карнавала. | | информацию, полученную на | руководством учителя. | |
| | | | уроке; | | | |
| | | | Согласованно работать в | | | |
| | | | группе. | | | |
| | | | | | | |
III. | | | Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. (10 ч) |
| | | | | | |
17. | Постройки в | Первичное | Изображать | Организовывать свое рабочее | Мотивация к | |
| нашей | знакомство с | придуманные дома для | место. | учебной | |
| жизни. | архитектурой и | себя и своих друзей или | Ориентироваться в учебнике | деятельности, | |
| Урок- | дизайном. Постройки | сказочные дома героев | (на развороте, в оглавлении, | владение | |
| путешествие. | в окружающей нас | детских книг и | в словаре); | культурой | |
| | жизни. | мультфильмов. | Пользоваться языком | поведения и | |
| | Постройки, | | изобразительного искусства. | общения. | |
| | сделанные человеком. | | | | | |
18. | Дома бывают | Многообразие | Конструировать | Работать по предложенному | Формирование | |
| разными. | архитектурных | изображение дома с | учителем плану; | эстетических | |
| | построек и их | помощью печаток | Ориентироваться в своей | потребностей — | |
| | назначение. | («кирпичиков») (работа | системе знаний: отличать | потребностей в | |
| | Соотношение | гуашью). | новое от уже известного с | творческом | |
| | внешнего вида здания | | помощью учителя; | отношении к | |
| | и его назначения. | | Слушать и понимать | окружающему | |
| | Составные части | | высказывания собеседников. | миру, | |
| | (элементы) дома | | | потребностей в | |
| | (стены, крыша, | | | самостоятельной | |
| | фундамент, двери, | | | практической | |
| | окна и т. д.) и | | | творческой | |
| | разнообразие их | | | деятельности. | |
| | форм. | | | | |
19. | Домики, | Природные постройки | Изображать (или | Проговаривать | Формирование | |
| которые | и конструкции. | лепить) сказочные | последовательность | эстетических | |
| построила | Многообразие | домики в форме | действий на уроке; | чувств, | |
| природа. | природных построек | овощей, фруктов, | Добывать новые знания: | художественно- | |
| Урок - сказка. | (стручки, орешки, | грибов, цветов и т. п. | находить ответы на вопросы, | творческого | |
| | раковины, норки, | | используя учебник, свой | мышления, | |
| | гнезда, соты и т. п.), | | жизненный опыт и | наблюдательност | |
| | их формы и | | информацию, полученную на | и и фантазии. | |
| | конструкции. | | уроке; | | |
| | | | Согласованно работать в | | |
| | | | группе. | | |
20. | Дом снаружи | Соотношение и | Придумывать и | Совместно с учителем и | Формирование | |
| и внутри. | взаимосвязь внешнего | изображать | другими учениками давать | эстетических | |
| Урок – | вида и внутренней | фантазийные дома (в | эмоциональную оценку | потребностей — | |
| экскурсия. | конструкции дома. | виде букв алфавита, | деятельности класса на | потребностей в | |
| | Понятия «внутри» и | различных бытовых | уроке. | творческом | |
| | «снаружи». | предметов и др.), их | Перерабатывать полученную | отношении к | |
| | Назначение дома и | вид снаружи и внутри | информацию: делать выводы | окружающему | |
| | его внешний вид. | (работа цветными | в результате совместной | миру, | |
| | Внутреннее | карандашами или | работы всего класса; | потребностей в | |
| | устройство дома, его | фломастерами по | Пользоваться языком | самостоятельной | |
| | наполнение. Красота и | акварельному фону). | изобразительного искусства. | практической | |
| | удобство дома. | | | творческой | |
| | | | | деятельности. | |
21- | Строим | Архитектура. | Овладевать | Принимать и удерживать | Овладение | |
22. | город. | Архитектор. | первичными навыками | цели и задачи учебной | навыками | |
| Урок – | Планирование города. | конструирования из | деятельности, находить | коллективной | |
| путешествие. | Деятельность | бумаги. | средства и способы еѐ | деятельности в | |
| | художника- | Конструировать | осуществления. | процессе | |
| | архитектора. | (строить) из бумаги | Сравнивать и группировать | совместной | |
| | | (или коробочек- | произведения | творческой | |
| | | упаковок) | изобразительного искусства | работы в команде | |
| | | разнообразные дома. | (по изобразительным | одноклассников | |
| | | | средствам, жанрам и т.д.). | под руководством | |
| | | | Слушать и понимать | учителя. | |
| | | | высказывания собеседников. | Умение | |
| | | | | сотрудничать с | |
| | | | | товарищами в | |
| | | | | процессе | |
| | | | | совместной | |
| | | | | работы (под | |
| | | | | руководством | |
| | | | | учителя), | |
| | | | | выполнять свою | |
| | | | | часть работы в | |
| | | | | соответствии с | |
| | | | | общим замыслом. | |
23. | Все имеет | Конструкция | Составлять, | Работать по предложенному | Формирование | |
| свое | предмета. | конструировать из | учителем плану; | эстетических | |
| строение. | | простых | Ориентироваться в своей | чувств, | |
| Урок – | | геометрических форм | системе знаний: отличать | художественно- | |
| творческая | | (прямоугольников, | новое от уже известного с | творческого | |
| мастерская. | | кругов, овалов, | помощью учителя; | мышления, | |
| | | треугольников) | Слушать и понимать | наблюдательности | |
| | | изображения животных | высказывания собеседников. | и фантазии. | |
| | | в технике аппликации. | | | |
24- | Строим | Конструирование | Конструировать | Организовывать свое рабочее | Мотивация к | |
25. | вещи. | предметов быта. | (строить) из бумаги | место. | учебной | |
| Урок – сказка. | Знакомство с работой | различные простые | Добывать новые знания: | деятельности, | |
| | дизайнера | бытовые предметы, | находить ответы на вопросы, | владение | |
| | | упаковки, а затем | используя учебник, свой | культурой | |
| | | украшать их, производя | жизненный опыт и | поведения и | |
| | | правильный порядок | информацию, полученную на | общения. | |
| | | учебных действий. | уроке; | | |
| | | | Согласованно работать в | | |
| | | | группе. | | |
26. | Город, в | Разнообразие | Делать зарисовки | Совместно с учителем и | Формирование | |
| | | | | | |
| котором мы | городских построек. | города по впечатлению | другими учениками давать | эстетических | |
| живем | Малые архитектурные | после экскурсии. | эмоциональную оценку | потребностей — | |
| (обобщение | формы, деревья в | Участвовать в | деятельности класса на | потребностей в | |
| темы). | городе. | Создании коллективных | уроке. | общении с | |
| Урок – | Первоначальные | панно-коллажей с | Перерабатывать полученную | искусством, | |
| экскурсия. | навыки коллективной | изображением | информацию: делать выводы | природой, | |
| | работы над панно | городских (сельских) | в результате совместной | потребностей в | |
| | (распределение | улиц. | работы всего класса; | творческом | |
| | обязанностей, | | Пользоваться языком | отношении к | |
| | соединение частей | | изобразительного искусства. | окружающему | |
| | или элементов | | Организовывать свое рабочее | миру, | |
| | изображения в | | место. | потребностей в | |
| | единую композицию). | | Добывать новые знания: | самостоятельной | |
| | | | находить ответы на вопросы, | практической | |
| | | | используя учебник, свой | творческой | |
| | | | жизненный опыт и | деятельности. | |
| | | | информацию, полученную на | Овладение | |
| | | | уроке; | навыками | |
| | | | Согласованно работать в | коллективной | |
| | | | группе. | деятельности в | |
| | | | | процессе | |
| | | | | совместной | |
| | | | | творческой | |
| | | | | работы в команде | |
| | | | | одноклассников | |
| | | | | под руководством | |
| | | | | учителя. | |
| | | | | | |
IV. | | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. (7 ч) |
| | | | | |
27. | Три Брата- | Взаимодействие трех | Различать три вида | Проговаривать | Умение | |
| Мастера | видов | художественной | последовательность | обсуждать и | |
| всегда | художественной | деятельности (по цели | действий на уроке; | анализировать | |
| трудятся | деятельности. | деятельности и как | Ориентироваться в учебнике | собственную | |
| вместе. | | последовательность | (на развороте, в оглавлении, | художественную | |
| Урок- игра. | | этапов работы). | в словаре); | деятельность и | |
| | | Анализировать | Пользоваться языком | работу | |
| | | деятельность Мастера | изобразительного искусства. | одноклассников с | |
| | | Изображения, Мастера | | позиций | |
| | | Украшения и Мастера | | творческих задач | |
| | | Постройки, их | | данной темы, с | |
| | | «участие» в создании | | точки зрения | |
| | | произведений | | содержания и | |
| | | искусства | | средств его | |
| | | (изобразительного, | | выражения. | |
| | | декоративного, | | | |
| | | конструктивного). | | | |
28-29 | Праздник | Весенние события в | Придумывать, как | Совместно с учителем и | Формирование | |
| весны. | природе (прилет птиц, | достраивать простые | другими учениками давать | эстетических | |
| Урок – | пробуждение жучков, | заданные формы, | эмоциональную оценку | потребностей — | |
| творческая | стрекоз, букашек и | изображая различных | деятельности класса на | потребностей в | |
| мастерская. | т. д.). | насекомых, птиц, | уроке. | общении с | |
| | | сказочных персонажей | Перерабатывать полученную | искусством, | |
| | | на основе анализа | информацию: делать выводы | природой, | |
| | | зрительных | в результате совместной | потребностей в | |
| | | впечатлений, а также | работы всего класса; | творческом | |
| | | свойств и | Пользоваться языком | отношении к | |
| | | возможностей | изобразительного искусства. | окружающему | |
| | | заданных | | миру, | |
| | | художественных | | потребностей в | |
| | | материалов. | | самостоятельной | |
| | | | | практической | |
| | | | | творческой | |
| | | | | деятельности. | |
| | | | | | |
30- | Сказочная | Изображение | Создавать | Организовывать своѐ рабочее | Умение | |
31. | страна. | сказочного мира. | коллективное панно- | место. | сотрудничать с | |
| Урок- | Выразительность | коллаж с изображением | Ориентироваться в учебнике | товарищами в | |
| праздник. | размещения | сказочного мира. | (на развороте, в оглавлении, | процессе | |
| | элементов | | в словаре); | совместной | |
| | коллективного панно. | | Пользоваться языком | работы (под | |
| | | | изобразительного искусства. | руководством | |
| | | | | учителя), | |
| | | | | выполнять свою | |
| | | | | часть работы в | |
| | | | | соответствии с | |
| | | | | общим замыслом. | |
32 | Времена | Красота природы. | Любоваться красотой | Работать по предложенному | Формирование | |
| года. | Выразительные | природы. | учителем плану; | эстетических | |
| Урок – сказка. | детали весенней | Наблюдать живую | Ориентироваться в своей | потребностей — | |
| | природы (ветки с | природу с точки зрения | системе знаний: отличать | потребностей в | |
| | распускающимися | трех Мастеров, т. е. | новое от уже известного с | общении с | |
| | почками, цветущими | имея в виду задачи трех | помощью учителя; | искусством, | |
| | сережками, травинки, | видов художественной | Слушать и понимать | природой, | |
| | подснежники, стволы | деятельности. | высказывания собеседников. | потребностей в | |
| | деревьев, насекомые). | | | творческом | |
| | | | | отношении к | |
| | | | | окружающему | |
| | | | | миру, | |
| | | | | потребностей в | |
| | | | | самостоятельной | |
| | | | | практической | |
| | | | | творческой | |
| | | | | деятельности. | |
33 | Здравствуй, | Образ лета в | Создавать композицию | Проговаривать | Формирование | |
| лето! Урок | творчестве | на тему «Здравствуй, | последовательность | эстетических | |
| любования | российских | лето!» | действий на уроке; | чувств, | |
| (обобщение | художников. Картина | | Добывать новые знания: | художественно- | |
| темы). | и скульптура. | | находить ответы на вопросы, | творческого | |
| Урок- | Репродукция. | | используя учебник, свой | мышления, | |
| экскурсия. | | | жизненный опыт и | наблюдательности | |
| | | | информацию, полученную на | и фантазии. | |
| | | | уроке; | | |
| | | | Согласованно работать в | | |
| | | | группе. | | |
| | | | | | |
Учебно-методическое обеспечение курса
Данная программа обеспечена учебно-методическим комплектом для 1 класса общеобразовательных учреждений. В комплект входят
следующие издания под редакцией Б.М. Неменского.
Учебники:
Изобразительное искусство: Ты изображаешь, украшаешь и строишь 1 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений/Л.А.Неменская под ред. Б.М. Неменского.М.: АО Издательство «Просвещение», 2016-2018
Программы
2.Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для
учителей общеобразоват. учреждений/Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2011
Пособия:
3. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 класс
Бушкова Л.Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 1 класс. – М.: ВАКО, 2009.(В помощь школьному учителю).
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Специфическое сопровождение (оборудование):
-таблицы по цветоведению, построению орнамента;
-схемы рисования предметов, растений, животных;
-таблицы по ДПИ;
-стеллажи (полки) для хранения;
-разнообразные художественные материалы.
Электронно-программное обеспечение:
-презентации к урокам на флеш носителях;
-записи классической и народной музыки.
Технические средства обучения:
-мультимедийный проектор,
-ноутбук;
-музыкальный центр.