Муниципальное общеобразовательное учреждение
Лашманская основная общеобразовательная школа
имени академика В.А. Канайкина
Утверждено: директор Н.И. Седова Приказ № от |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
7 класс
Количество часов: 34 часа
Учитель изобразительного искусства
I квалификационной категорииикационной категории
Куликова Марина Юрьевна
Программа разработана на основе авторской программы Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-8 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). М.: Просвещение, 2015
2018 г.
Пояснительная записка
Нормативная база преподавания предмета:
- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2017-2018 учебный год;
Программа, на основе которой разработана рабочая программа:
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-8 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). М.: Просвещение, 2015, соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ А.С. Питерских, Г.Е. Гуров; под редакцией Б.М. Неменского, М.: Просвещение, 2015.
Изменения, внесенные в авторскую рабочую программу, их обоснования:
В авторскую программу внесены следующие изменения: на освоение учебного материала по программе Б.М. Неменского отводится 35 часов в каждом классе, но так как в соответствии с учебным планом Муниципального общеобразовательного учреждения - Лашманская основная общеобразовательная школа имени академика В.А. Канайкина продолжительность учебного года составляет 34 рабочие недели, то была уменьшена на 1 час тема: «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека».
II. Содержание учебного предмета.
Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.
Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры. (8 часов)
Основы композиции в конструктивных искусствах.
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесём порядок в хаос!».
Прямые линии и организация пространства.
Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна.
Буква — строка — текст. Искусство шрифта.
Когда текст и изображение вместе.
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна.
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств (8 часов)
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ времени.
Форма и материал.
Цвет в архитектуре и дизайне.
Роль цвета в формотворчестве.
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (11 часов)
Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого.
Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.
Вещь в городе и дома.
Городской дизайн.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно вещной среды интерьера.
Природа и архитектура.
Организация архитектурно ландшафтного пространства.
Ты — архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование (8 часов)
Мой дом — мой образ жизни.
Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом.
Интерьер, который мы создаём.
Пугало в огороде, или… Под шёпот фонтанных струй.
Мода, культура и ты.
Композиционно конструктивные принципы дизайна одежды. Встречают по одёжке.
Автопортрет на каждый день.
Моделируя себя — моделируешь мир.
III. Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры. | 8 |
2 | В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. | 8 |
3 | Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека. | 10 |
4 | Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование. | 8 |
IV. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, многообразию, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественной творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках и различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусств; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
В результате изучения изобразительного искусства, обучающиеся должны знать и уметь:
7 класс:
учащиеся должны знать:
- о жанровой системе в изобразительном искусстве и её значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
- о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и её жанровых видах: бытовом, историческом, о мифологической и библейской темах в искусстве;
- о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;
- о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой творчеством художников, о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
- о роли искусства в создании памятников большим историческим событиям, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
- о роли художественной иллюстрации;
- о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;
- наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины 19-20 столетий;
- об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах её выражения, о роли существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;
В процессе практической работы учащиеся должны:
- иметь первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
- владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
- развивать навыки наблюдательности, способности образно видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
- иметь творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа её выражения;
- иметь навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.
V. Учебно–методический комплекс.
1. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-8 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). М.: Просвещение, 2015
2. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ А.С. Питерских, Г.Е. Гуров; под редакцией Б.М. Неменского, М.: Просвещение, 2015.
3. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 7 класс. Гуров Г. Е., Питерских А. С. / Под ред. Неменского Б. М. М.: Просвещение, 2016.
4. Г.Е. Гуров, А.С. Питерских. Уроки изобразительного искусства. Дизайн и архитектура в жизни человека. Поурочные разработки. 7 класс./ под ред. Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2013.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
___________________________
«____»____________20 года
Рязанская область Касимовский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Лашманская основная общеобразовательная школа имени академика В.А. Канайкина
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по изобразительному искусству
Класс: 7
Учитель: М.Ю. Куликова
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час;
Планирование составлено на основе авторской программы Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-8 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). М.: Просвещение, 2015
Тематическое планирование для 7 класса
№ урока | Дата | Тема раздела, урока | Примечание |
п/п | в теме | по плану | по факту |
Тема 1: «Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры» (8 часов) |
1 | 1 | .09 | | Мир, который создаёт человек. | |
2 | 2 | .09 | | Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесём порядок в хаос!». | |
3 | 3 | .09 | | Прямые линии и организация пространства. | |
4 | 4 | .09 | | Цвет — элемент композиционного творчества. | |
5 | 5 | .10 | | Свободные формы: линии и тоновые пятна. | |
6 | 6 | .10 | | Буква — строка — текст. Искусство шрифта. | |
7 | 7 | .10 | | Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. | |
8 | 8 | .10 | | В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна. | |
Тема 2: «В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств» (8 часов) | |
9 | 1 | .11 | | Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. | |
10 | 2 | .11 | | Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. | |
11 | 3 | .11 | | Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля. | |
12 | 4 | .11 | | Важнейшие архитектурные элементы здания. | |
13 | 5 | .12 | | Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ времени. | |
14 | 6 | .12 | | Форма и материал. | |
15 | 7 | .12 | | Цвет в архитектуре и дизайне. | |
16 | 8 | .12 | | Роль цвета в формотворчестве. | |
Тема 3: «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека» (10 часов) | |
17 | 1 | .01 | | Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого. | |
18 | 2 | .01 | | Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. | |
19 | 3 | .01 | | Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. | |
20 | 4 | .01 | | Вещь в городе и дома. | |
21 | 5 | .02 | | Городской дизайн. | |
22 | 6 | .02 | | Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера. | |
23 | 7 | .02 | | Природа и архитектура. | |
24 | 8 | .02 | | Организация архитектурно-ландшафтного пространства. | |
25 | 9 | .03 | | Ты — архитектор! | |
26 | 10 | .03 | | Замысел архитектурного проекта и его осуществление. | |
Тема 4: «Реальность жизни и художественный образ» (8 часов) | |
27 | 1 | .03 | | Мой дом — мой образ жизни. | |
28 | 2 | .04 | | Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом. | |
29 | 3 | .04 | | Интерьер, который мы создаём. | |
30 | 4 | .04 | | Пугало в огороде, или… Под шёпот фонтанных струй. | |
31 | 5 | .05 | | Мода, культура и ты. | |
32 | 6 | .05 | | Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Встречают по одёжке. | |
33 | 7 | .05 | | Автопортрет на каждый день. | |
34 | 8 | .05 | | Моделируя себя — моделируешь мир. | |
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания школьного
методического объединения
учителей гуманитарного цикла
от ___________ 20 года №
____________________
руководитель ШМО Т.С. Ткачёва
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________ Т.Л. Алькина
__________________ 20 года