ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНСИТРАЦИИ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 8 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
«Утверждено»
приказом директора школы
от 31.08.2018 г. № 603С
«Принято»
на заседании педагогического совета от 31.08.2018 г. протокол № 1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предмета «Изобразительное искусство»
для 5-х классов
на 2018 -2019 учебный год
Составлена в соответствии с рабочей программой: «Изобразительное искусство». Предметная линия учебников под редакцией Т.Я. Шпикаловой. 5-8 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Г.А.Поровская и д.р. ; под редакцией Т.Я. Шпикаловой. – М : «Просвещение», 2012г.
Учебник – «Изобразительное искусство». 5 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А.Поровская и др.; под.ред. Т.Я.Шпикаловой. – М.: «Просвещение», 2015
Автор-составитель:
Курепина Н.Г. - учитель ИЗО
МБОУ СШ №8 с углублённым
изучением отдельных предметов
Нижегородская область
г. Кстово
2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Содержание | Стр. |
1. | Планируемые результаты освоения учебного предмета | 4 |
2. | Содержание учебного предмета | 6 |
3. | Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. | 8 |
4. | Учебно- методический комплекс | 18 |
Настоящая рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5 классов составлена на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897)
-программы формирования универсальных учебных действий;
-рабочей программы автора Т.Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство» (5-8 классы) Москва, «Просвещение» 2012
При разработке программы были учтены требования, отраженные в федеральном государственном стандарте общего основного образования. ( ФГОС ООО)
Структура рабочей программы основана на Приказе Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897»
Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5 классов рассчитана на 35 учебных часов из расчета 1 час в неделю.
Цель курса – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры.
Задачи курса:
-формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
-обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;
-освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
-развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
-формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
-воспитание уважения к истории культуры своего отечества, выраженной в ее изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;
-развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
-овладение средствами художественного изображения;
-овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения изобразительного искусства в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом Примерной программы обучающиеся к концу 5 класса должны знать:
жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический) и виды изобразительного искусства (живопись, графика, книжная и печатная графика);
имена выдающихся мастеров отечественного и зарубежного искусства и их наиболее известные произведения;
основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, цвет, ритм, тон, форма, перспектива, композиция);
несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (городецк, мезенская роспись)
уметь:
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства, выражать собственное отношение к воспринятому художественному образу;
применять художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства в своем творчестве;
применять приемы художественного конструирования объемных предметов с опорой на план проектируемого объекта;
изображать с натуры, по памяти и по представлению предметы несложных форм с использованием различных графических и живописных изобразительных материалов;
изображать фигуру человека и животных с натуры, по памяти и по представлению, с передачей движения и пропорций;
выполнять построение и перспективные изменения предметов, цветовое соотношение с учетом источника освещения и влияния цвета окружающей среды;
сравнивать изображаемые с натуры предметы по форме, размеру, фактуре материала;
самостоятельно создавать тематические композиции с использованием знания народных традиций архитектуры, народного костюма, народных праздников, особенностей искусства родного края;
создавать эскизы декоративных композиций с использованием знания приемов построения орнаментальных композиций, элементарных навыков стилизации формы и цвета природных форм;
работать в творческих группах;
применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для эстетической оценки явлений окружающего мира;
восприятия произведений искусства и высказывания суждений о них;
участия в культурной жизни семьи, школы, своего города, родного края;
сохранения памятников истории и культуры своего Отечества, бережного отношения к природе.
Личностные результаты:
В ценностно - ориентационной сфере:
∙ Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
∙ Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства;
В трудовой сфере:
∙ Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
В познавательной сфере:
∙ Овладение средствами художественного изображения;
∙ Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально- нравственной оценки;
Метапредметные результаты:
В ценностно-ориентационной сфере:
∙ Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее национальных образах предметно- материальной и пространственной среды и понимания красоты человека;
В трудовой сфере;
∙ Обретения самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях;
∙ Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
В познавательной деятельности;
∙ Развитие художественно- образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
∙ Формирование способности к целостному художественному восприятию мира;
Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;
Предметные результаты:
∙ Восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
∙ Активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
В познавательной сфере;
∙ Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
∙ Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы;
∙ Восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;
В коммуникативной сфере:
∙ Умение ориентироваться и находить самостоятельно необходимую информацию по искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству. В электронных информационных ресурсах;
∙ Диалогический подход к освоению произведений искусства;
∙ Понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
В трудовой сфере;
∙ Применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности (работа в области декоративно- прикладного искусства).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС
Раздел I. Образ родной земли в изобразительном искусстве (9 часов)
Тема 1.Образ плодородия земли в изобразительном искусстве (5ч.)
Виды живописи (станковая, монументальная декоративная) Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная). Жанры пейзажа и натюрморта в живописи и графике. Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи (цвет, цветовой контраст, тон и тональные отношения). Формат и композиция. Ритм пятен. Произведения выдающихся художников: И. Левитан, И. Шишкин, В. Фаворский, П. Сезанн, В. Серов и др.
Тема 2.Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве (4ч.)
Раздел II. «Живая старина. Природные трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве» (8ч.)
Тема 3.Народные праздники и обряды в жизни и искусстве. Традиции и современность (2ч.)
Тема 4.Образ времени года в искусстве (2ч.)
Тема 5.Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве. Роль декоративно-прикладных искусств в повседневной жизни человека и общества (2ч.)
Тема 6.Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев (2ч.)
Бытовой жанр в живописи и графике. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Художественный образ и художественно-выразительные средства графики: линия, штрих, пятно и др. Художник – творец – гражданин. Сказочные темы в искусстве. Произведения выдающихся художников: И. Репин, М. Врубель, В. Васнецов и др.
Раздел III « Мудрость народной жизни в искусстве» (11ч.)
Тема 7.Русское народное деревянное зодчество. Польза и красота (5ч.)
Художественная культура Древней Руси, и своеобразие, символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка. Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры. Связь времен в народном искусстве. Орнамент как основа декоративного украшения.
Тема 8.Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка». Синтез искусств (3ч.)
Тема 9.Календарный праздник широкой масленицы как часть народной художественной культуры и современной жизни (3ч.)
Истории и современное развитие Городецкой росписи по дереву. Произведения выдающихся художников: В. Суриков, Б. Кустодиев и др.
Раздел IV « Образ единения человека с природой в искусстве» (7 часов)
Тема 10.Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа (2ч.)
Анималистический жанр и его особенности. Плакат как вид графики. Темы и содержание изобразительного искусства Др. Руси: А. Рублев «Троица».
Тема 11.Тема защиты и охраны природы и памятников культуры (1ч.)
Тема 12.Народный календарный праздник троицыной недели в жизни и искусстве (3ч.)
Национальные особенности орнамента в одежде разных народов. Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальное обучение;
групповое обучение;
индивидуально-групповое обучение
Технологии обучения:
Метод проектов
Игровая методика
Проблемное обучение
Компьютерные технологии
Педагогика сотрудничества
Развивающее обучение
Виды контроля:
Текущий
Тематический
Периодический
Итоговый
Формы контроля:
Фронтальная
Индивидуальная
Устная
Письменная
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ темы п/п | Тема урока | Количество часов, отводимое на изучение темы урока | УУД |
5 КЛАСС (35 ЧАСОВ) Раздел I. Образ родной земли в изобразительном искусстве (9 часов) |
1. | Образ плодородия земли в изобразительном искусстве 5 ч. |
Дары осени в натюрморте. Колорит и образный строй натюрморта. | 2 | Научатся самостоятельно анализировать колорит (какой цвет преобладает, каковы цветовые оттенки – тёплые или холодные, контрастные или нюансные) натюрмортов живописцев. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности. Научится работать по художественно-дидактической таблице. Определять местоположение главного предмета в композиции. Находить общее и объяснять, в чём их различия. Научатся основам коммуникативной рефлексии понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы |
Осенние плоды в твоём натюрморте. | 2 | Научатся самостоятельно анализировать цвет как основное выразительное средство декоративной живописи, его возможности в передаче своеобразия плодов и цветов, роль линии в декоративной живописи. Научатся устанавливать причинно-следственные связи. Работать по художественно-дидактическим таблицам. Научатся совместно обсуждать, анализировать произведения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
| Чудо-дерево. Образ-символ «дерево жизни» в разных видах искусства | 1 | Называть главные средства выразительности рельефных композиций (пластика, высота рельефа, цвет, линия), приводить примеры изображения «древа жизни» в разных видах искусства. Знать значение слов барельеф, горельеф, участвовать в обсуждении особенностей изображения мотива «древо жизни» в тезхнике рельефной лепки, средств художественной выразительности, своеобразия композиции, значения образа символического мотива «древо жизни» согласно условиям творческого задания. Научатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками , определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы |
2. | Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве 4 ч. |
Красота осеннего пейзажа в живописи и графике. | 2 | Давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Объяснять значение слова монотипия, отличать особенности техники монотипия. Представлять мотив этого пейзажа, близкий для его настроения колорит. Определять тёплые и холодные, контрастные и сближенные цвета для передачи состояния природы. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников. |
«Осенних дней очарованье» в книжной графике. | 2 | Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале, рассматривать примеры оформления книги выдающихся мастеров книжной графики. Высказывать суждение о разнообразии приёмов и манер иллюстрирования в русской книжной графике, особенностях стиля, единстве изобразительного образа и литературного текста. Сопоставлять техники, манеры и приёмы выполнения иллюстраций разных художников-иллюстраторов. Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей |
Раздел II. «Живая старина. Природные трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве» (8ч.) |
3. | Народные праздники и обряды в жизни и искусстве. Традиции и современность 2 ч. |
Человек и земля-кормилица. Праздник урожая как завершение трудового и природного цикла. | 1 | Анализировать изображения фигуры взрослого человека в движении, пропорции взрослого и ребёнка. На основе анализа определять последовательность работы над зарисовкой. Объяснять смысл понятий бытовой жанр, пропорции фигуры человека. Определять смысловой центр многофигурных композиций в произведениях живописцев и народных мастеров, статичный и динамичный строй композиции Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь |
Ярмарка как периодически устраиваемый торг и обмен культурно-промышленными товарами и форма общения между людьми. | 1 | Анализировать художественные произведения, на основе этого планировать последовательность составления композиции, выделять главное в композиции, составлять сюжет картины. Находить общее и различное. Сравнивать произведения западноевропейских мастеров с произведениями отечественных живописцев. Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы |
4. | Образ времени года в искусстве 2 ч. |
Зимняя пора в живописи и графике. | 2 | Ставить цели художественной работы на основе анализа произведений художников-пейзажистов. Высказывать своё мнение о средствах художественной выразительности в передаче красоты и особенностей зимней природы, отображённой живописцами и графиками в своих произведениях. Устанавливать последовательность изображения композиции. Находить общее и различное в передаче естественной красоты зимнего пейзажа, понимание сути природы и её значимости для человека .Приводить примеры. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. |
5. | Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве. Роль декоративно-прикладных искусств в повседневной жизни человека и общества 2 ч. |
Делу - время, потехе – час. Искусство вокруг нас. Рукодельницы и мастера. | 2 | Основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей. Составление плана и последовательности действий согласно технологической карте. Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения работы. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Научатся работать в паре. |
6. | Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев 2 ч. |
Герои сказок и былин в творчестве мастеров искусства. | 2 | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Анализировать схемы и последовательность изображения по художественно-дидактической таблице. Различать средства художественной выразительности в творчестве мастеров народного и декоративно-прикладного, театрально-декорационного искусства и книжной графики. Участвовать в коллективной работе по созданию новогодней галереи образов фольклорных героев. |
Раздел III « Мудрость народной жизни в искусстве» (11ч.) |
7. | Первые приметы пробуждения природы и их образы в искусстве 5 ч. |
Памятники древнерусской архитектуры в музеях под открытым небом. | 1 | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Сравнивать конструктивные и художественные особенности крестьянских домов, храмов. Различать их типы, индивидуальные черты, назначение. Высказывать своё впечатление о красоте памятников древнерусского зодчества. Участвовать в коллективном обсуждении архитектурного образа памятников русского деревянного зодчества, роли русского деревянного зодчества в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. |
Изба – творение русских мастеров-древоделов. | 2 | Анализировать и планировать предстоящую работу, сравнивать полученное изделие с эталоном, Научить работать по технологической карте, сравнивать конструктивные и художественные особенности крестьянских домов, различать их типы, назначение Работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми |
Изба – модель мироздания. | 1 | Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности. Давать определение понятиям. Сравнивать художественные особенности декоративного убранства крестьянских домов разных регионов. Различать типы и назначение домовой резьбы. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь |
Лад народной жизни и его образы в искусстве. Традиции и современность. | 1 | Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности. Сопоставлять произведения художников, посвященные теме согласия в семье, взаимоотношениям между людьми разных поколений. Определять общее и различное в их содержании, композиции и средствах художественной выразительности, помогающих передавать идею связи поколений. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Участвовать в коллективной работе над проектом «Деревенская улица». |
14. | Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка». Синтез искусств 3ч. |
Художник и театр. Декорации к опере-сказке «Снегурочка» | 1 | Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Последовательность работы театрального художника адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание |
Художник и театр. Образы персонажей. Народные традиции в сценическом костюме к опере-сказке «Снегурочка» | 2 | Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Устанавливать причинно-следственные связи Участвовать в коллективной работе над панно «Театральное представление сказки «Снегурочка» в технике коллаж. |
15. | Календарный праздник широкой масленицы как часть народной художественной культуры и современной жизни 3ч. |
Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве. | 1 | Научится планировать пути достижения целей. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций Вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Традиции оформления праздничной среды. | 2 | Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. Объединять отдельные сюжетные панно, выполненные одноклассниками, в единое большое панно. Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. |
Раздел IV « Образ единения человека с природой в искусстве» (7 часов) |
22. | Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа 2 ч. |
Животные – братья наши меньшие. | 1 | Основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. Сопоставлять изображения животных и птиц в графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве. Находить общее и различное в создании художественного образа произведения. Объяснять значение понятий анималистический жанр и художник-анималист. Участвовать в коллективном обсуждении роли животных в жизни человека, анималистическом жанре в искусстве, передачи образа животных в разных материалах. |
Животное и его повадки в творчестве скульпторов-анималистов. | 1 | Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Сопоставлять изображения животных, выполненных художниками в разных материалах и техниках. Находить общее и различное. Работать по художественно-дидактическим таблицам, применяя различные приёмы лепки для создания своего образа животного, учитывая советы скульптора. Работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми |
23. | Тема защиты и охраны природы и памятников культуры 2 ч. |
Экологическая тема в плакате. | 1 | Планировать последовательность действий изображения плаката. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Участвовать в конкурсе плакатов на экологическую тему. Сравнивать плакаты по содержанию, целям воздействия на человека и закономерностям применения средств художественной выразительности. Участвовать в обсуждении роли плаката в сбережении памятников культуры и природы, художественных выразительных средств, применяемых в плакатах. Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия. |
24. | Народный календарный праздник троицыной недели в жизни и искусстве 3 ч. |
Троицына неделя и её образы в искусстве | 2 | Сравнивать свой сюжет с эталоном. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Участвовать в обсуждении образов весенних праздников и обрядов в искусстве, содержания и композиции картин, выразительных средств используемых художником. Называть основные детали праздничного народного костюма. Сравнивать пропорции фигуры взрослых и детей. Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей |
Обрядовые куклы Троицыной недели. Традиции и современность. | 1 | Составлять план своих действий по технологической таблице изготовления куклы. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Сравнивать северорусские и южнорусские костюмы. Находить общее и различное. Обсуждать народные традиции. Работать по художественно-дидактическим таблицам Вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
25. | Контрольное тестирование | 1 | Обобщить и систематизировать знания, полученные за курс 5 класса. |
ИТОГО часов | 35 | |
Учебно- методический комплекс
Рабочая программа: «Изобразительное искусство». Предметная линия учебников под редакцией Т.Я. Шпикаловой. 5-8 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Г.А.Поровская и д.р. ; под редакцией Т.Я. Шпикаловой. – М : «Просвещение», 2012г.
Учебник – «Изобразительное искусство». 5 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А.Поровская и др.; под.ред. Т.Я.Шпикаловой. – М.: «Просвещение», 2015
1. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994.
2. Алленов М. история русского искусства Х-ХХвв. – М.1999
3. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.
4. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;
5. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961.
6. Дмитриева, М. А. Краткая история искусств – М.: Детская литература, 1988.
7. Круглова О. русская народная резьба и роспись по дереву. – М., 1994
8. Круглова О.народная роспись северной Двины. – М., 1987
9. Лихачёв Д. Человек в культуре древней Руси. – Л., 1998
10. Лихачёв Д. Письма о добром и прекрасном. – М., 1985
11. Лихачёв Д. Русское искусство от древности до авангарда. – М.,1992
12. Любимов Л. Искусство западной Европы – М., 1996
13. Любимов Л. Искусство Древнего мира: Книга для чтения. – М.,1980
14. Маслова Г. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. – М.,1998
15. Маслова Г. народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах(19- начало 20 в.) – М.,1994
16.О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.
17. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.
18. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.
19. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.
20. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.
21. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995.
22. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 1998.
23. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998.
24. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998.
25. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.
26. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998.
27. В. А. Барадулин "Основы художественного ремесла". Москва "Просвещение" 1987
28. Т. Я. Шпикалова "Народное искусство на уроках декоративного рисования". Москва "Просвещение"
Демо-версия контрольного тестирования за курс по «Изобразительное искусство» 5 класс
Вариант 1
1. Русский художник, сказочник, автор картин "Богатыри", "Аленушка", "Ковер-самолет".
а) И. Билибин,
б) В. Васильев,
в) В. Васнецов,
г) К. Брюлов
2. Вид художественной обработки дерева, кости, камня, алебастра, терракоты.
а) Резьба;
б) рубка;
в) литье;
г) лепка.
3. Художник, изображающий преимущественно лица людей.
а) Пейзажист;
б) маринист;
в) портретист;
г) анималист.
4. Соотношение элементов или частей изображаемого предмета, называется:
а) ритмом,
б) пропорциями,
в) симметрией.
5. Соотнеси изображение с названием вида искусства.
1.
2.
3.
а) Живопись; б) ДПИ; в) Скульптура.
Ответ: ______________________________________________________________
6. Основные цвета Филимоновой игрушки?
Ответ: ___________________________________________________________________
7. Интерьер – это…
а) Внутреннее пространство здания, которое является местом для жилья, работы, отдыха человека;
б) Совокупность основных идейно-художественных особенностей здания;
в) Это сооружение, имеющее стены, окна, крышу и помещения внутри, в котором живут или работают.
8. Архитектурный пейзаж – это …
а) жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа;
б) жанровая разновидность пейзажа, изображение в живописи и графике реальной или воображаемой архитектуры в естественной природной среде;
в) жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид, а также сцену морского сражения или иные события, происходящие на море.
9. Какой цвет доминируют в узорах русской вышивки?
а) зеленый;
б) синий;
в) красный.
10. Композиция в изобразительном искусстве – это…
а) важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника;
б) расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника;
в) категория музыковедения и музыкальной эстетики, характеризующая предметное воплощение музыки в виде выработанного и завершённого в себе музыкального произведения.
18