СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа: «Изобразительное искусство». Предметная линия учебников под редакцией Т.Я. Шпикаловой. 5-8 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Г.А.Поровская и д.р. ;

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

составлена в соотвествии с рабочей программой "Изобразительное искусство" Предметная линия под редакцией Т.Я. Шпикаловой 5-8 классы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа: «Изобразительное искусство». Предметная линия учебников под редакцией Т.Я. Шпикаловой. 5-8 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Г.А.Поровская и д.р. ;»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНСИТРАЦИИ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 8 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ

ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»



«Утверждено»

приказом директора школы

от 31.08.2018 г. № 603С

«Принято»

на заседании педагогического совета от 31.08.2018 г. протокол № 1








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

предмета «Изобразительное искусство»

для 5-х классов

на 2018 -2019 учебный год

Составлена в соответствии с рабочей программой: «Изобразительное искусство». Предметная линия учебников под редакцией Т.Я. Шпикаловой. 5-8 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Г.А.Поровская и д.р. ; под редакцией Т.Я. Шпикаловой. – М : «Просвещение», 2012г.



Учебник – «Изобразительное искусство». 5 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А.Поровская и др.; под.ред. Т.Я.Шпикаловой. – М.: «Просвещение», 2015


Автор-составитель:

Курепина Н.Г. - учитель ИЗО

МБОУ СШ №8 с углублённым

изучением отдельных предметов








Нижегородская область

г. Кстово

2018 г.



СОДЕРЖАНИЕ



п/п

Содержание

Стр.

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

4

2.

Содержание учебного предмета

6

3.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

8

4.

Учебно- методический комплекс

18


































Настоящая  рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5 классов составлена на основе:

-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897)

-программы формирования универсальных учебных действий;

-рабочей программы автора  Т.Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство» (5-8 классы) Москва, «Просвещение» 2012

При разработке программы были учтены требования, отраженные в федеральном государственном стандарте общего основного образования. ( ФГОС ООО)

Структура рабочей программы основана на Приказе Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897»

Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5 классов рассчитана на 35 учебных часов из расчета 1 час в неделю.

Цель курса – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры.

Задачи курса:

-формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

-обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;

-освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;

-развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

-формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

-воспитание уважения к истории культуры своего отечества, выраженной в ее изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;

-развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

-овладение средствами художественного изображения;

-овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения изобразительного искусства в соответствии с Федеральным государст­венным образовательным стандартом и с учетом Примерной программы обучающиеся к концу 5 класса должны знать:

  • жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический) и ви­ды изобразительного искусства (живопись, графика, книжная и печатная графика);

  • имена выдающихся мастеров отечественного и зарубежного искусства и их наиболее из­вестные произведения;

  • выдающиеся памятники народного деревянного зодчества;

  • основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, цвет, ритм, тон, форма, перспектива, композиция);

  • несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (городецк, мезенская роспись)

уметь:

  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобрази­тельного искусства, выражать собственное отношение к воспринятому художественному образу;

  • применять художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, народ­ного и декоративно-прикладного искусства в своем творчестве;

  • применять приемы художественного конструирования объемных предметов с опорой на план проектируемого объекта;

  • изображать с натуры, по памяти и по представлению предметы несложных форм с исполь­зованием различных графических и живописных изобразительных материалов;

  • изображать фигуру человека и животных с натуры, по памяти и по представлению, с пере­дачей движения и пропорций;

  • выполнять построение и перспективные изменения предметов, цветовое соотношение с уче­том источника освещения и влияния цвета окружающей среды;

  • сравнивать изображаемые с натуры предметы по форме, размеру, фактуре материала;

  • самостоятельно создавать тематические композиции с использованием знания народных традиций архитектуры, народного костюма, народных праздников, особенностей искусства род­ного края;

  • создавать эскизы декоративных композиций с использованием знания приемов построения орнаментальных композиций, элементарных навыков стилизации формы и цвета природных форм;

  • работать в творческих группах;

применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для эстетической оценки явлений окружающего мира;

  • восприятия произведений искусства и высказывания суждений о них;

  • участия в культурной жизни семьи, школы, своего города, родного края;

  • сохранения памятников истории и культуры своего Отечества, бережного отношения к при­роде.

Личностные результаты:

В ценностно - ориентационной сфере:

∙        Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;

∙        Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства;

В трудовой сфере:

∙        Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;

В познавательной сфере:

∙        Овладение средствами художественного изображения;

∙        Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально- нравственной оценки;

Метапредметные результаты:

В ценностно-ориентационной сфере:

∙        Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

 Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее национальных образах предметно- материальной и пространственной среды и понимания красоты человека;

В трудовой сфере;

∙        Обретения самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях;

∙        Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

В познавательной деятельности;

∙        Развитие художественно- образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;

∙        Формирование способности к целостному художественному восприятию мира;

Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;

Предметные результаты:

∙        Восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;

∙        Активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

В познавательной сфере;

∙        Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;

∙        Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы;

∙        Восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;

В коммуникативной сфере:

∙        Умение ориентироваться и находить самостоятельно необходимую информацию по искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству. В электронных информационных ресурсах;

∙        Диалогический подход к освоению произведений искусства;

∙        Понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;

В трудовой сфере;

∙        Применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности (работа в области декоративно- прикладного искусства).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5 КЛАСС

Раздел I. Образ родной земли в изобразительном искусстве (9 часов)

Тема 1.Образ плодородия земли в изобразительном искусстве (5ч.)

Виды живописи (станковая, монументальная декоративная) Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная). Жанры пейзажа и натюрморта в живописи и графике. Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи (цвет, цветовой контраст, тон и тональные отношения). Формат и композиция. Ритм пятен. Произведения выдающихся художников: И. Левитан, И. Шишкин, В. Фаворский, П. Сезанн, В. Серов и др.

Тема 2.Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве (4ч.)

Раздел II. «Живая старина. Природные трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве» (8ч.)

Тема 3.Народные праздники и обряды в жизни и искусстве. Традиции и современность (2ч.)

Тема 4.Образ времени года в искусстве (2ч.)

Тема 5.Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве. Роль декоративно-прикладных искусств в повседневной жизни человека и общества (2ч.)

Тема 6.Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев (2ч.)

Бытовой жанр в живописи и графике. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Художественный образ и художественно-выразительные средства графики: линия, штрих, пятно и др. Художник – творец – гражданин. Сказочные темы в искусстве. Произведения выдающихся художников: И. Репин, М. Врубель, В. Васнецов и др.

Раздел III « Мудрость народной жизни в искусстве» (11ч.)

Тема 7.Русское народное деревянное зодчество. Польза и красота (5ч.)

Художественная культура Древней Руси, и своеобразие, символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка. Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры. Связь времен в народном искусстве. Орнамент как основа декоративного украшения.

Тема 8.Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка». Синтез искусств (3ч.)

Тема 9.Календарный праздник широкой масленицы как часть народной художественной культуры и современной жизни (3ч.)

Истории и современное развитие Городецкой росписи по дереву. Произведения выдающихся художников: В. Суриков, Б. Кустодиев и др.

Раздел IV « Образ единения человека с природой в искусстве» (7 часов)

Тема 10.Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа (2ч.)

Анималистический жанр и его особенности. Плакат как вид графики. Темы и содержание изобразительного искусства Др. Руси: А. Рублев «Троица».

Тема 11.Тема защиты и охраны природы и памятников культуры (1ч.)

Тема 12.Народный календарный праздник троицыной недели в жизни и искусстве (3ч.)

Национальные особенности орнамента в одежде разных народов. Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека.


Формы организации учебного процесса:

индивидуальное обучение;

групповое обучение;

индивидуально-групповое обучение


Технологии обучения:

Метод проектов

Игровая методика

Проблемное обучение

Компьютерные технологии

Педагогика сотрудничества

Развивающее обучение


Виды контроля:

Текущий

Тематический

Периодический

Итоговый


Формы контроля:

Фронтальная

Индивидуальная

Устная

Письменная


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ



темы п/п

Тема урока

Количество часов, отводимое на изучение темы урока


УУД

5 КЛАСС (35 ЧАСОВ)

Раздел I. Образ родной земли в изобразительном искусстве (9 часов)

1.

Образ плодородия земли в изобразительном искусстве 5 ч.

Дары осени в натюрморте. Колорит и образный строй натюрморта.

2

Научатся самостоятельно анализировать колорит (какой цвет преобладает, каковы цветовые оттенки – тёплые или холодные, контрастные или нюансные) натюрмортов живописцев. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности.

Научится работать по художественно-дидактической таблице. Определять местоположение главного предмета в композиции. Находить общее и объяснять, в чём их различия.

Научатся основам коммуникативной рефлексии понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы

Осенние плоды в твоём натюрморте.

2

Научатся самостоятельно анализировать цвет как основное выразительное средство декоративной живописи, его возможности в передаче своеобразия плодов и цветов, роль линии в декоративной живописи.

Научатся устанавливать причинно-следственные связи. Работать по художественно-дидактическим таблицам.

Научатся совместно обсуждать, анализировать произведения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач


Чудо-дерево. Образ-символ «дерево жизни» в разных видах искусства

1

Называть главные средства выразительности рельефных композиций (пластика, высота рельефа, цвет, линия), приводить примеры изображения «древа жизни» в разных видах искусства.

Знать значение слов барельеф, горельеф, участвовать в обсуждении особенностей изображения мотива «древо жизни» в тезхнике рельефной лепки, средств художественной выразительности, своеобразия композиции, значения образа символического мотива «древо жизни» согласно условиям творческого задания.

Научатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы

2.

Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве 4 ч.

Красота осеннего пейзажа в живописи и графике.

2

Давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Объяснять значение слова монотипия, отличать особенности техники монотипия. Представлять мотив этого пейзажа, близкий для его настроения колорит. Определять тёплые и холодные, контрастные и сближенные цвета для передачи состояния природы.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников.

«Осенних дней очарованье» в книжной графике.


2

Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале, рассматривать примеры оформления книги выдающихся мастеров книжной графики.

Высказывать суждение о разнообразии приёмов и манер иллюстрирования в русской книжной графике, особенностях стиля, единстве изобразительного образа и литературного текста. Сопоставлять техники, манеры и приёмы выполнения иллюстраций разных художников-иллюстраторов.

Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Раздел II. «Живая старина. Природные трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве» (8ч.)

3.

Народные праздники и обряды в жизни и искусстве. Традиции и современность 2 ч.

Человек и земля-кормилица. Праздник урожая как завершение трудового и природного цикла.


1

Анализировать изображения фигуры взрослого человека в движении, пропорции взрослого и ребёнка. На основе анализа определять последовательность работы над зарисовкой.

Объяснять смысл понятий бытовой жанр, пропорции фигуры человека. Определять смысловой центр многофигурных композиций в произведениях живописцев и народных мастеров, статичный и динамичный строй композиции

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Ярмарка как периодически устраиваемый торг и обмен культурно-промышленными товарами и форма общения между людьми.

1

Анализировать художественные произведения, на основе этого планировать последовательность составления композиции, выделять главное в композиции, составлять сюжет картины.

Находить общее и различное. Сравнивать произведения западноевропейских мастеров с произведениями отечественных живописцев.

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы

4.

Образ времени года в искусстве 2 ч.

Зимняя пора в живописи и графике.

2

Ставить цели художественной работы на основе анализа произведений художников-пейзажистов.

Высказывать своё мнение о средствах художественной выразительности в передаче красоты и особенностей зимней природы, отображённой живописцами и графиками в своих произведениях. Устанавливать последовательность изображения композиции.

Находить общее и различное в передаче естественной красоты зимнего пейзажа, понимание сути природы и её значимости для человека .Приводить примеры.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

5.

Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве. Роль декоративно-прикладных искусств в повседневной жизни человека и общества

2 ч.

Делу - время, потехе – час. Искусство вокруг нас. Рукодельницы и мастера.

2

Основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей. Составление плана и последовательности действий согласно технологической карте.

Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения работы.

Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Научатся работать в паре.

6.

Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев

2 ч.

Герои сказок и былин в творчестве мастеров искусства.

2

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. Участвовать в подведении итогов творческой работы.

Анализировать схемы и последовательность изображения по художественно-дидактической таблице. Различать средства художественной выразительности в творчестве мастеров народного и декоративно-прикладного, театрально-декорационного искусства и книжной графики.

Участвовать в коллективной работе по созданию новогодней галереи образов фольклорных героев.

Раздел III « Мудрость народной жизни в искусстве» (11ч.)

7.

Первые приметы пробуждения природы и их образы в искусстве

5 ч.

Памятники древнерусской архитектуры в музеях под открытым небом.

1

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Сравнивать конструктивные и художественные особенности крестьянских домов, храмов. Различать их типы, индивидуальные черты, назначение. Высказывать своё впечатление о красоте памятников древнерусского зодчества.

Участвовать в коллективном обсуждении архитектурного образа памятников русского деревянного зодчества, роли русского деревянного зодчества в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Изба – творение русских мастеров-древоделов.

2

Анализировать и планировать предстоящую работу, сравнивать полученное изделие с эталоном,

Научить работать по технологической карте, сравнивать конструктивные и художественные особенности крестьянских домов, различать их типы, назначение

Работать в группе устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Изба – модель мироздания.

1

Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности.

Давать определение понятиям. Сравнивать художественные особенности декоративного убранства крестьянских домов разных регионов. Различать типы и назначение домовой резьбы.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Лад народной жизни и его образы в искусстве. Традиции и современность.

1

Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности.

Сопоставлять произведения художников, посвященные теме согласия в семье, взаимоотношениям между людьми разных поколений. Определять общее и различное в их содержании, композиции и средствах художественной выразительности, помогающих передавать идею связи поколений.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Участвовать в коллективной работе над проектом «Деревенская улица».

14.

Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка». Синтез искусств

3ч.

Художник и театр. Декорации к опере-сказке «Снегурочка»

1

Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Последовательность работы театрального художника

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание

Художник и театр. Образы персонажей. Народные традиции в сценическом костюме к опере-сказке «Снегурочка»

2

Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Устанавливать причинно-следственные связи

Участвовать в коллективной работе над панно «Театральное представление сказки «Снегурочка» в технике коллаж.

15.

Календарный праздник широкой масленицы как часть народной художественной культуры и современной жизни

3ч.

Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве.

1

Научится планировать пути достижения целей. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций

Вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Традиции оформления праздничной среды.

2

Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. Объединять отдельные сюжетные панно, выполненные одноклассниками, в единое большое панно.

Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

Раздел IV « Образ единения человека с природой в искусстве» (7 часов)

22.

Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа

2 ч.

Животные – братья наши меньшие.

1

Основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. Сопоставлять изображения животных и птиц в графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве. Находить общее и различное в создании художественного образа произведения. Объяснять значение понятий анималистический жанр и художник-анималист.

Участвовать в коллективном обсуждении роли животных в жизни человека, анималистическом жанре в искусстве, передачи образа животных в разных материалах.

Животное и его повадки в творчестве скульпторов-анималистов.

1

Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Сопоставлять изображения животных, выполненных художниками в разных материалах и техниках. Находить общее и различное. Работать по художественно-дидактическим таблицам, применяя различные приёмы лепки для создания своего образа животного, учитывая советы скульптора.

Работать в группе устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

23.

Тема защиты и охраны природы и памятников культуры

2 ч.

Экологическая тема в плакате.

1

Планировать последовательность действий изображения плаката. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Участвовать в конкурсе плакатов на экологическую тему.

Сравнивать плакаты по содержанию, целям воздействия на человека и закономерностям применения средств художественной выразительности. Участвовать в обсуждении роли плаката в сбережении памятников культуры и природы, художественных выразительных средств, применяемых в плакатах.

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия.

24.

Народный календарный праздник троицыной недели в жизни и искусстве

3 ч.

Троицына неделя и её образы в искусстве

2

Сравнивать свой сюжет с эталоном. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Участвовать в обсуждении образов весенних праздников и обрядов в искусстве, содержания и композиции картин, выразительных средств используемых художником. Называть основные детали праздничного народного костюма. Сравнивать пропорции фигуры взрослых и детей.

Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Обрядовые куклы Троицыной недели. Традиции и современность.

1

Составлять план своих действий по технологической таблице изготовления куклы. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Сравнивать северорусские и южнорусские костюмы. Находить общее и различное. Обсуждать народные традиции. Работать по художественно-дидактическим таблицам

Вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

25.

Контрольное тестирование

1

Обобщить и систематизировать знания, полученные за курс 5 класса.

ИТОГО часов

35
















Учебно- методический комплекс

Рабочая программа: «Изобразительное искусство». Предметная линия учебников под редакцией Т.Я. Шпикаловой. 5-8 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Г.А.Поровская и д.р. ; под редакцией Т.Я. Шпикаловой. – М : «Просвещение», 2012г.



Учебник – «Изобразительное искусство». 5 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А.Поровская и др.; под.ред. Т.Я.Шпикаловой. – М.: «Просвещение», 2015



1. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994.

2. Алленов М. история русского искусства Х-ХХвв. – М.1999

3. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.

4. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;

5. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961.

6. Дмитриева, М. А. Краткая история искусств – М.: Детская литература, 1988.

7. Круглова О. русская народная резьба и роспись по дереву. – М., 1994

8. Круглова О.народная роспись северной Двины. – М., 1987

9. Лихачёв Д. Человек в культуре древней Руси. – Л., 1998

10. Лихачёв Д. Письма о добром и прекрасном. – М., 1985

11. Лихачёв Д. Русское искусство от древности до авангарда. – М.,1992

12. Любимов Л. Искусство западной Европы – М., 1996

13. Любимов Л. Искусство Древнего мира: Книга для чтения. – М.,1980

14. Маслова Г. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. – М.,1998

15. Маслова Г. народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах(19- начало 20 в.) – М.,1994

16.О.В.Свиридова,  Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.

17. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.

18. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.

19. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.

20. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.

21. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995.

22. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 1998.

23. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998.

24. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998.

25. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.

26. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998.

27. В. А. Барадулин "Основы художественного ремесла". Москва "Просвещение" 1987

28. Т. Я. Шпикалова "Народное искусство на уроках декоративного рисования". Москва "Просвещение"

Демо-версия контрольного тестирования за курс по «Изобразительное искусство» 5 класс


Вариант 1


1. Русский художник, сказочник, автор картин "Богатыри", "Аленушка", "Ковер-самолет".

а) И. Билибин,

б) В. Васильев,

в) В. Васнецов,

г) К. Брюлов


2. Вид художественной обработки дерева, кости, камня, алебастра, терракоты.


а) Резьба;

б) рубка;

в) литье;

г) лепка.


3. Художник, изображающий преимущественно лица людей.


а) Пейзажист;

б) маринист;

в) портретист;

г) анималист.


4. Соотношение элементов или частей изображаемого предмета, называется:


а) ритмом,

б) пропорциями,

в) симметрией.


5. Соотнеси изображение с названием вида искусства.


1. 2. 3.


а) Живопись; б) ДПИ; в) Скульптура.


Ответ: ______________________________________________________________


6. Основные цвета Филимоновой игрушки?


Ответ: ___________________________________________________________________


7. Интерьер – это…


а) Внутреннее пространство здания, которое является местом для жилья, работы, отдыха человека;

б) Совокупность основных идейно-художественных особенностей здания;

в) Это сооружение, имеющее стены, окна, крышу и помещения внутри, в котором живут или работают.


8. Архитектурный пейзаж – это …


а) жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа;

б) жанровая разновидность пейзажа, изображение в живописи и графике реальной или воображаемой архитектуры в естественной природной среде;

в) жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид, а также сцену морского сражения или иные события, происходящие на море.


9. Какой цвет доминируют в узорах русской вышивки?


а) зеленый;

б) синий;

в) красный.


10. Композиция в изобразительном искусстве – это…


а) важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника;


б) расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника;


в) категория музыковедения и музыкальной эстетики, характеризующая предметное воплощение музыки в виде выработанного и завершённого в себе музыкального произведения.


18