МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования Орловской области
Муниципальное образование «Город Орел»
муниципальная средняя общеобразовательная школа №7
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
Руководитель ШУМО Смагина О.Н. Протокол №
от " " г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Юдиной О.В. Протокол №
от " " г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
Хрипунова И.Ю. Приказ №
от " " г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Юные волонтеры»
для 10-11 классов основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Составитель: Кадиева Мелиса Исаевна
учитель географии
Орел 2022
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………….……3
2. Содержание программы………………………………………………….…...4
3. Планируемые результаты………………………………………………….….6
4. Учебный план на 2022-2023 год…………………………………….……...…8
5. Тематическое планирование…………………………………………….….…8
6. Список используемых методических материалов……………….…….…….9
7. Материально-технические условия реализации программы……….…….…9
Приложение 1. Оценочные материалы……………………………….…..…...10
Приложение 2 Учебно-тематическое планирование……………………..…..10
Приложение 3 Годовой календарный учебный график………………………11
1.Пояснительная записка
Рабочая программа «Юные волонтеры» реализуется в образовательном учреждении и ориентирована на формирование среди детей ответственного отношения к себе и людям, умения сочувствовать и сострадать другому человеку и носит воспитательный характер. Программа разработана на основе типовых программ и методических разработок. По функциональному предназначению курс носит системно-деятельностный подход, который направлен на развитие личности.
Работа проекта нацелена на личный вклад каждого ребёнка-волонтера на оказание социальной помощи и улучшения благополучия уязвимых категорий граждан. Реализация курса поможет нуждающимся людям, а также воспитает в детях доброжелательное отношение к окружающим.
В основу реализации программы заложены следующие принципы обучения:
– самореализации учеников;
– включенности учащихся в реальные социально значимые отношения;
– развития лидерских и организаторских способностей;
– равных возможностей;
– создания «ситуации успеха»;
– личностно ориентированного подхода.
Цель программы –активация учащихся на добровольческую деятельность.
Направления работы
экологическое (организация и участие в различных акциях помощи бездомным животным "Поможем животным вместе!", "Сезоны добра", поездки в приюты, уборка территории школы и города)
спортивное (организация и проведение мероприятий по сплочению детей и семей "Мама, папа, я - спортивная семья!", масленичные старты)
патриотическое ( уроки памяти, участие в акции "Бессмертный полк")
социальное (помощь людям в трудных ситуациях, поддержка и включение в активную деятельность детей с трудностями в поведении, работа службы медиации, лагеря и сборы актива)
событийное (подготовка к различным школьным праздникам, флэшмобы, челленджы, мастер-классы)
Задачи программы:
1. Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.
2. овладение основными практическими умениями в области социальных отношений.
3. формирование позитивного мнения по отношению к людям из социально-незащищенных слоев населения.
4. Создание условий, позволяющих учащимся своими силами вести работу, направленную на снижение уровня алкоголизма, табакокурения, потребления ПАВ в подростковой среде.
5. Формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере.
2. Содержание программы
I год обучения (34 часа)
Тема 1. «Школа волонтёра»
Введение. Инструктаж по технике безопасности. Выбор старосты. Организация рабочего места .Знакомство с планом работы. Обсуждение. Оформление стенгазеты. Разработка эмблемы. Тренинг : «Я и команда». Творческая игра «Послание человечеству».
Тема 2. «Добрые сердца»
Помощь престарелым и ветеранам труда и ВОВ. Помощь детским сад. Помощь детям. оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации. Помощь одиноким пенсионером. Участие в социальных акциях.
Тема 3. «Здоровый образ жизни»
Пропаганда, реклама ЗОЖ, занятий спортом. Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков. Участие в спортивных соревнованиях. Организация спортивных праздников и мероприятий. Вовлечение учащихся в спортивные секции и кружки. Организация конкурсов рисунков, плакатов. Участие на классных часах, посвященных ЗОЖ, акциях. Распространение брошюр, листовок по данной теме.
Тема 4. «Творческий блок»
Формирование социально – активной позиции в жизни детей и подростков, развитие творческих и альтернативных способностей. Организация и проведение вечеров, праздников. Подготовка и показ мероприятия по профилактике курения, алкоголизма. Участие в художественной самодеятельности. Участие в акциях, флешмобах.
Тема 5. «Экология»
Помощь в благоустройстве территорий, клумб, парков. Охрана и уход за цветами в учреждении. Уборка мусора на территории города. Участие в экологических акциях. Оформление стендов по данной тематике.
Тема 6. «Моя безопасность»
Подготовка стендов. Изготовление плакатов, буклетов и памяток.
3. Планируемые результаты
Личностные:
- Увлеченность детей идеями добра и красоты, духовного и физического совершенствования;
- Приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
- Умение общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения;
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- Овладение знаниями о ЗОЖ и умение аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму;
- Рост интереса детей и подростков к общественно значимой деятельности;
- Снижение заболеваемости детей, риска совершения преступления;
- Рост числа добровольцев, желающих и способных заниматься профилактической работой.
Метапредметные:
- Овладение знаниями о составлении разных типов планов, структурировании материалов;
- Овладение знаниями о работе со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировании волонтёрской деятельности;
- Развитие организаторских способностей и навыков общения, владеть навыками планирования и самоанализа;
- способность оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников;
- Формировать опыт и навыки для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере.
Образовательные (предметные):
- обучение психологическим знаниям и умениям, позволяющим подросткам лучше понимать себя;
- обучение способности быстро ориентироваться в трудных ситуациях, проявлению самостоятельности, инициативности, способности быстро адаптироваться, отстаивать собственное мнение. самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;
- знакомство понятие, виды, алгоритм проведения социальной акции;
с технологией социальной акции и проведения социальных дел;
- обучение основам работы с различными видами информации.
- организовывать игры на знакомство и сплочение в разных возрастных группах;
- устанавливать контакт с незнакомыми людьми, договариваться, поддерживать разговор на заданную тему;
- владеть навыками поведения в конфликтной ситуации.
4. Учебный план на 2022-2023 год
Внеурочная программа | Кол-во часов в неделю | Всего часов |
«Юные волонтеры» | 1 час | 34 часа |
5. Тематическое планирование
1 сентября | День знаний |
8 сентября | Кто такие волонтеры? История волонтерского движения в России. |
15 сентября | Российский день леса (15 сентября) |
22 сентября | Подготовка к акции, посвященной "Всемирному дню животных" (4 октября) Всемирный день здоровья окружающей среды (26 сентября) Подготовка к Дню туризма (27 сентября) |
29 сентября | Подготовка к Международному празднику "День пожилого человека", (1 октября) Помощь в подготовке к празднику, посвященному «Дню учителя». (5 октября) |
6 октября | Проведение акции #Крышка-малышка. Орловская область |
13 октября | Экосбор «"Второй шанс" |
20 октября | Подготовка и проведение акции к Дню школьных библиотек "Живи, книга" (24 октября) |
27 октября | Подготовка к празднику «День народного единства» (4 ноября) |
10 ноября | Подготовка к акции приуроченной к Дню толерантности (16 ноября) |
17 ноября | Организация сборов помощи в благотворительный фонд, приуроченный к Всемирному дню ребенка (20 ноября) |
24 ноября | Организация сборов помощи в благотворительный фонд, приуроченный к Дню матери (27 ноября) |
1 декабря | Подготовка флешмоба к Всемирному Дню волонтера |
8 декабря | Подготовка плаката к памятной дате «День Героев Отечества в России» |
15 декабря | Проведение акции #Крышка-малышка. Орловская область |
22 декабря | Изготовление елочных игрушек и поделок |
12 января | Организация благотворительных сборов среди родителей, приуроченных к Международному дню детей, больных раком (15 февраля) |
19 января | Подготовка стенда со специальностями Орловских вузов и техникумов, приуроченная к Дню студента (25 января) |
26 января | Помощь в подготовке школьного мероприятия «ФЕВРОМАРТ» |
2 февраля | Помощь в подготовке школьного мероприятия «ФЕВРОМАРТ» |
9 февраля | Помощь в подготовке школьного мероприятия «ФЕВРОМАРТ» |
16 февраля | Подготовка мероприятия к празднованию Дня защитника Отечества (23 февраля) |
2 марта | Подготовка к мероприятию, посвященного празднованию Международного женского дня (8 марта) |
9 марта | Организации сборов гуманитарной помощи в благотворительный центр (склад) матери и ребёнку Помощь "МиРу" г. Орёл |
16 марта | Изготовление плаката к Международной акции на тему «Час Земли» (20 марта) |
6 апреля | Проведение квеста, приуроченного к Международному дню спорта (6 апреля) и к Всемирному дню здоровья (7 апреля) Подготовка к мероприятию, посвященного Дню авиации и космонавтики (12 апреля) |
13 апреля | Подготовка к мероприятию, посвященного Международному дню культуры (15 апреля) |
20 апреля | Проведение субботника, приуроченного к Международному дню Матери-Земли (22 апреля) |
27 апреля | Подготовка выставки любимых книг, приуроченная к Всемирному дню книги и авторского права (23 апреля) |
4 мая | Помощь в подготовке мероприятия, посвященного Дню Победы. Изготовление поздравительных открыток ветеранам. Подготовка акции «Георгиевская ленточка» (9 мая) |
11 мая | Проведение акции «Чистый город». Уборка пришкольной территории |
18 мая | Проведение экскурсии в школьном музее для младших школьников, приуроченная к Международному дню музеев (18 мая) |
25 мая | Помощь в проведении школьного мероприятия «Последний звонок» |
6. Список используемых методических материалов
Нормативно-правовая литература
Нормативно-правовая литература
I. Международный уровень:
1.Всеобщая декларация прав человека (Генеральная Ассамблея ООН 10 декабря 1948 г.).
2.Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.)
II. Федеральный уровень:
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 04.07.2020 г.).
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. (серия «Стандарты нового поколения». Данилюк Александр Яковлевич и др. - Москва.: «Просвещение», 2009)
3. Концепция развития дополнительного образования детей (утвержденная распоряжением правительства РФ от 4.09.2014г. № 1726-р.
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года №196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от 18.11.2015.. Министерство образования и науки РФ.
6. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20» «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7. Федеральный закон «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ) с изменениями.
Литература для педагога:
1. Берис Р “ Развитие Я - концепция и воспитание” М.2009 г.
2.Альтушер В.Б Наркомания: дорога в бездну: книга для учителей и родителей/В.Б Альтушер А.В. Надеждин. - М.: Просвещение, 2000 - 46сю
3. Хомутовская, В. Радость добрых дел/ В Хомутовская // Студенчество: Диалоги о воспитании - 2015. №: (84) - 24 –25.
4. «Чудесная мастерская» - 3 учебника для начальной школы - М. Н. Конышева - 2000г.
5. В. В. Ячменёва. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет, М, 2003
6. Скорникова , ЕП. Волонтерство — это образ жизни/ Е.П. Скорникова, Д.В Воронков, О Подмосковна // Студенчество: Диалоги о воспитании. - 2009 - №2 (44) - с 8 – 10.
7. Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.
Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995.
8.Волонтерская служба негосударственной организации социальной сферыю - Киев: Сфера 2002.
9.Лях Т.А. Методика организации волонтерских групп: учебное пособие/ Г.Л. Лях. -К: КУ им. Бориса гринченко,2010.
10.КозловаН.П. Развитие волонтерского движения в России //Экономические системы. - 2017. - Т.10, № 1 (36) - С. 46 - 48
Литература для учащихся:
1.Гордиенко: Правило дорожного движения для детей Издательство: Феникс - Премьер, 2013г
2.Аниконова Т.Г. Народные игры:учебное пособие /Т.Г Аниконова ,- Белгород: ИПЦ ”Политерра”, 2004 - 76с.
3.” 100 поделок из бумаги” А.Ю. Долбишева. 2004
4.Ворочева, И Волонтеры спешат на помощь / И. Ворочева // Библиотека. - 2008 № 7
5.Гайдар А.П., Тимур и его команда. Рассказы, Ростов - на - Дону; И.Д. “ Проф - Пресс”, 2017 - 128с
6.Островок безопасности. / Под ред. О.А.Минич, О.А. Хаткевич, Минск, 2010.
7.Школа без наркотиков. / Под ред.Л.М. Шипициной, Е.И. Казановой, СПб, 2001г
8.Майорова Н.П.Обучение жизненноважным навыкам. СПб., 2006.
Интернет-ресурсы:
http://www.scienceforum.ru/2016/1892/24691
Волонтерское движение: прошлое и настоящее: учебное пособие / сост. И. А. Потапова, Г. Р. Джумагалиева. – Астрахань , 2012, с.12.
http://pandia.ru/text/79/071/5100.php
http://открытыйурок.рф/статьи/553465/
Всеобщая Декларация Добровольчества. www.udc-v.narod.ru/dokymentu-2.html.