Муниципальное общеобразовательное учреждение
Дмитровская средняя общеобразовательная школа № 1
им. В.И.Кузнецова
«Утверждено» Директор МОУ Дмитровской СОШ №1 им. Кузнецова В.И. _____________ Чернышова Т.А. Приказ № ___ от «___» ______ 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Биология»
класс 8 «Б»
Базовый уровень
(индивидуальное обучение)
Крайневой Ирины Николаевны,
учителя химии и биологии
высшей квалификационной категории
2019 год
Дмитров
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. №1897), с учетом основной образовательной программы основного общего образования МОУ Дмитровской СОШ №1 имени В.И.Кузнецова (утвержденной приказом директора школы от 01.09.2015 №5/05), на основе авторской программы программы «Биология. Рабочие программы предметной линии учебников «Линия жизни» 5-9 класс. Авторы: В.В.Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г Швецов и др. М, «Просвещение», 2011г.
Настоящая программа составлена на 70 часов (из расчета 2 часа в неделю) в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
1.Рабочая тетрадь авторы: В. В.Пасечник, Г. Г. Швецов.- М. Просвещение 2010-2011 г
дополнительная литература для учителя и учащихся
2. Подготовка к олимпиадам по биологии 8-11 кл. Т. А. Ловкова М Айрис-прес 2011г
3.Уроки биологии. 8 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Авторы: В ВПасечник, Г Г Швецов.- М. Просвещение. 2010г. Академический школьный учебник. Серия «Линия жизни».
4.Лабораторный практикум Биология 6-11 класс М Республиканский мультимедиацентр 2004
Перечень обучающих, справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе:
1.Электронная библиотека Просвещения М Мультимедийное учебное пособие МЕДИА 2003
2.Библиотека электронных пособий КИМ 6-9 класс1 CDforWINDOWS 2004
3.Пособие для учащихся: Атлас « Биология. Человек » Линия жизни М. Просвещение.2011г
Перечень цифровых образовательных ресурсов и веб-сайтов Интернет
Широкий выбор электронных пособий представлен в единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/.
1.Лабораторный практикум Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр Москва. Республиканский мультимедиа центр 2004г
2.Электронная библиотека. Просвещение. Мультимедийное учебное пособие М Просвещение МЕДИА 2003г
3.Эйдос-центр дистанционного образования WWW. Km. ru /education
4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронное учебное издание),2009
5. Адреса сайтов в Интернете
http://edu.1c.ru
www.som.sio.ru
единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/.
www.bio.1september. ru – Газета «Биология» «Первое сентября»;
www.nature.ru - научные новости биологии;
www.herba.msu.ru - ботанический сервер МГУ;
Требования к образовательным результатам для учащихся 8 класса.
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- особенности строения и процессов жизнедеятельности клетки.тканей, органов и систем органов человеческого организма;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
- заболевания и заболевания систем органов, а также меры их профилактики;
- вклады отечественных учёных в развитие наук: анатомии, физиологии, психологии, гигиены, медицины
Учащиеся должны уметь:
-выделять существенные признаки строения и функционирования органов человеческого организма;
- объяснять:роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- в системе моральных норм ценностей по отношениюк собственному здоровью и здоровью других людей;
- проводить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
-получать информацию об организме человека из разных источников
Метопредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
-устанавливать причинно-следственные связи между строением органов и выполняемой им функцией;
- проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;
-находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов ,рефератов, презинтаций;
-находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об заболеваниях организма человека, оформлять её в виде рефератов, докладов;
- проводить исследовательскую и проектную работу;
- выдвигать гипотезы о влиянии поведения самого человека и окружающей среды на его здоровье;
- аргументировать свою точку в ходе дискуссии по обсуждению глобальных проблем: СПИД,наркомания,алкоголизм
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
- уметь выделять эстетические достоинства человеческого тела;
- следить за соблюдением правил поведения в природе;
- использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудах, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего
- уметь рационально организовывать труд и отдых;
- уметь проводить наблюдения за состоянием собственного организма;
- понимать ценность здорового и безопасного образа жизни;
- признавать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознавать значение семьи в жизни человека и общества;
- принимать ценности семейной жизни;
- уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи;
- понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
- проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
- признавать право каждого на собственное мнение;
- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
- уметь отстаивать свою точку зрения;
- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
- уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Содержание программы
8 класс «Человек и его здоровье»
Введение (3ч)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
Общий обзор организма человека (4ч)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид..
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Внешняя и внутренняя среда организма.
Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы.
Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.
Лабораторная работа. Изучение микроскопического строения тканей организма человека
Опорно-двигательная система (6 часов)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.
Лабораторные и практические работы. Микроскопическое строение кости.
Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).
Утомление при статической и динамической работе.
Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома).
Самонаблюдение работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.
Внутренняя среда организма (4 часа)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина «К» в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
Лабораторная работа. Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.
Кровеносная и лимфатическая системы организма (4 часа)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.
Дыхание (5 часов)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.
Лабораторные работы. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.
Питание (6 ч)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Демонстрация торса человека.
Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.
Обмен веществ и энергии (4 часа)
Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.
Выделение продуктов обмена (3 часа)
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Демонстрации модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».
.
Покровы тела человека (4 часа)
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».
Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности (8 часов)
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатич Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Демонстрация модели головного мозга человека.
Органы чувств. Анализаторы (5ч)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Демонстрации моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (6 часов)
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И.М. Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.
Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Демонстрации безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления; двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.
Размножение и развитие человека (2 ч)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля—Мюллера и причины отступления от него. Влияние ПАВ веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Демонстрации тестов, определяющих типы темпераментов.
Человек и окружающая среда (2 часа)
Связи человека с окружающей средой. Адаптация человека к среде обитания. Адаптация.
Напряжение и утомление.
Здоровье. Страх. Паника.
Первая помощь до прибытия профессиональной медицинской помощи.
Тематическое планирование
№ п / п | Название раздела | Количество часов Авторской программы В В Пасечник | Количество часов рабочей программы | Количество тестовых работ | Количество практических работ |
1 | Введение Человек как биологический вид | 4 | 3 | ---------------- | ---------------- |
2 | Общий обзор организма человека | 3 | 4 | 3 | 1 |
3 | Опора и движение | 6 | 6 | 2 | 4 |
4 | Внутренняя среда организма | 4 | 4 | 1 | 1 |
5 | Кровообращение и лимфообращение | 4 | 4 | 2 | 3 |
6 | Дыхание | 5 | 5 | 2 | 4 |
7 | Питание | 6 | 6 | 2 | 1 |
8 | Обмен веществ и превращение энергии | 4 | 4 | 5 | ---------------- |
9 | Выделение продуктов обмена | 3 | 3 | 3 | --------------- |
10 | Покровы тела | 4 | 4 | 2 | 1 |
11 | Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности | 8 | 8 | 5 | 1 |
12 | Органы чувств. Анализаторы | 5 | 5 | 5 | 1 |
13 | Психика и поведение человека Высшая нервная деятельность | 6 | 6 | 3 | ---------------- |
14 | Размножение и развитие человека | 3 | 2 | 2 | ---------------- |
15 | Человек и окружающая среда | 3 | 2 | 2 | ---------------- |
16 | Резервное время | 2 | 2 | | |
20 | Всего | 70 | 68 | | |
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№ урока | Наименование разделов и тем | Дата проведения урока по плану | Дата проведения урока по факту |
1. | Введение Наука о человеке (1ч.) Науки о человеке и их методы | 04.09 | |
2- 3 | 1 Общий обзор организма (2ч.) Строение организма человека (1) Строение организма человека (2) Л/р№1 «Изучение микроскопического строения тканей организма человека» | 11.09 18.09 | |
4. | Регуляция процессов жизнедеятельности | 25.09 | |
5. | Обобщающий урок | 02.10 | |
6. | 2. Опора и движение (1ч) Состав, строение и рост кости Л/р№2 «Изучение микроскопического строения кости». Соединение костей. Скелет головы. Скелет туловища, конечностей и их поясов. | 09.10 | |
7. | 3.Внутренняя среда организма. (2ч.) Состав и свойства крови. Л/р№4 «Микроскопическое строение крови» | 16.10 | |
8. | Иммунитет и его нарушения. | 23.10 | |
9. | 4.Кровообращение и лимфообразование (3 ч.) Органы кровообращения. Строение и работа сердца. | 06.11 | |
10. | Сосудистая система. Лимфообращение. | 13.11 | |
| |
11. | Сердечно-сосудистые заболевания. | 20.11 | |
12. | Обобщающий урок. Самостоятельная работа. | 27.11 | |
13. | 5.Дыхание. (2ч.) Дыхание и его значение. Органы дыхания | 04.12 | |
14. | Механизм дыхания. Жизненная емкость легких. Л/р№5 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» | 11.12 | |
15. | 6.Питание. (3ч.) Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции. | 18.12 | |
16. | Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод. Пищеварение в желудке и кишечнике. | 25.12 | |
17. | Всасывание питательных веществ в кровь. Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Самостоятельная работа. | | |
18. | 7. Обмен веществ и превращение энергии. (2ч.) Пластический и энергетический обмен. Ферменты и их роль в организме человека. Витамины и их роль в организме человека. | | |
19. | Нормы и режим питания. Нарушения обмена веществ. | | |
20. | 8. Выделение продуктов обмена. (1ч.) Выделение и его значение. Органы мочевыделения. Заболевание органов мочевыделения | | |
21. | 9.Покровы тела. (2ч.) Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Болезни и травмы кожи. | | |
22. | Гигиена кожных покровов. Самостоятельная работа. | | |
23. | 10.Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеяте льности. (4ч.) Железы внутренней секреции и их функции. Работа эндокринной системы и ее нарушения. | | |
24. | Строение нервной системы и ее значение. Спинной мозг. | | |
25. | Головной мозг. | | |
26. | Вегетативная нервная система. Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение. Самостоятельная работа. | | |
27. | 11. Органы чувств. Анализаторы. (3ч.) Понятия об анализаторах. Зрительный анализатор. Слуховой анализатор | | |
28. | Вестибулярный анализатор, мышечное чувство. Осязание. | | |
29. | Вкусовой и обонятельные анализаторы. Боль. | | |
30. | 12. Психика и поведение человека Высшая нервная деятельность. (3ч.) Высшая нервная деятельность. Рефлексы. | | |
31. | Память и обучение. Врожденное и приобретенное поведение | | |
32. | Сон и бодрствование. | | |
33. | Особенности высшей нервной деятельности человека. Самостоятельная работа. | | |
34 | 13. Размножение и развитие человека. (2ч.) Особенности репродукции человека. Органы размножения. Оплодотворение. | | |
35 | Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения. | | |
«Рассмотрено» Руководитель методического объединения учителей естествознания _________________ Хаустова О.Н. Протокол № ___ от «____» __________ 2019 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР __________________ Шафеева М.С «____» ______________ 2019 г. |