1.Пояснительная записка
Предлагаемая рабочая программа «Химия-11 класс» составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ по химии, федерального компонента государственного стандарта общего образования, авторской программой О.С.Габриеляна на основе следующих нормативных документов:
Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Закона Ростовской области от 14.11.2013 г. №26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
«Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации».
авторской программы О.С.Габриелян. Программа курса химии для 8- 11классов общеобразовательных учреждений. М. « Дрофа » 2014. рекомендованной МО РФ;
основной образовательной программы МКОУ «Краснознаменская СОШ»;
учебного плана среднего (полного) общего образования и календарного учебного графика
МКОУ «Краснознаменская СОШ»;
Письма МО РО № 24/411-4851/м от 08.08. 2014 «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ учителя». Локального акта МКОУ «Краснознаменская СОШ»; «Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов»;
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по химии. Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004г. (Вестник образования России. 2004г. №12).
дополнения к государственному образовательному стандарту, называемому «Региональный компонент»».
Программа реализуется с использованием учебника Химия. 11 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений О. С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2015- 2016 Учебник содержит весь необходимый теоретический и практический материал для изучения курса химии в общеобразовательных заведениях. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного стандарта по химии и имеет гриф "Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
2.Общая характеристика учебного предмета, курса .
Целями обучения химии являются:
формирование основ химического знания :важнейших фактов, понятий, законов и теорий;
развитие личности обучающихся, формирование доступных учащимся обобщений мировоззренческого характера ;формирование умений безопасного обращения с веществами в повседневной жизни, формирование экологически целесообразного поведения в быту и на производстве; развитие умений наблюдать и объяснять химические явления в лаборатории, на производстве, в повседневной жизни; формирование у учащихся понимания общественной потребности в развитии химии, формирование у них отношения к химии, как возможной области будущей практической деятельности. .Ведущими идеями представленного курса являются: материальное единств веществ природы, их генетическая связь; причинно-следственные связи между составом, строением , свойствами и применением веществ; познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций; объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов, законы природы объективны и познаваемы, знание химии даёт возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды от загрязнения; конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции. Решению задач воспитания у учащихся интереса к знаниям, самостоятельности, логического мышления при обучении химии служат разнообразные методы и организационные формы: реализация межпредметных связей с курсом физики (строение атома), с курсом биологии( обмен веществ), использование укрупнённых дидактических единиц, применение алгоритмов при формировании умений, использование дифференцированного подхода как при изучении материала так и при выявлении уровня обучения.
задачи химического образования:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химически е явления, проводить химический экспери мент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решение практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Курс «Химия 11 класс» (четвёртый год обучения, вторая ступень) реализуется через блоковую систему по темам «Строение атома», «Строение вещества», «Химические реакции», «Вещества и их свойства» на уровне обобщения знаний по неорганической и органической химии.
Для текущего контроля уровня обучения в программе предусмотрены 5 контрольных работ. Программа включаёт практическую часть — 2 практические работы, которые распределены по соответствующим темам. Химический эксперимент в форме 4 лабораторных работ и 14 демонстрационных опытов также распределён поурочно.
В рабочей программе учтены рекомендации автора программы для общеобразовательных классов (базисный уровень) из расчета 2 ч в неделю, всего 68 часов в год при 34 рабочих неделях (Габриелян О.С.Химия 8-11 классы: Методическое пособие М.:Дрофа, 2016)
Изменений в структуре и содержании программы нет. Региональный компонент 10% включает информацию по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов
3.Содержание учебного предмета.
1.Строение атома (7часов)
Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.
Атом. Изотопы. Атомные орбитали. s-, p-, d- элементы. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
2.Строение вещества (21час)
Химическая связь. Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь.
Вещество. Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия. Явления, происходящие при растворении веществ – разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация. Тепловые явления при растворении. Чистые вещества и смеси. Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Золи, гели, понятие о коллоидах
3.Химические реакции(1 6 часов)
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Реакция ионного обмена в водных растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора. Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз растворов и расплавов. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализ. Обратимость химических реакций. Химическое равновесие и способы его смещения
.
4.Вещества и их свойства.(14 часов)
Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений.
Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.
Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Общая характеристика подгруппы галогенов.
Классификация и номенклатура органических соединений. химические свойства основных классов органических соединений. Теория строения органических соединений. Углеродный скелет. радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия. Типы химических связей в молекулах органических соединений. Углеводороды: алканы, алкены и диены, алкины, арены. Природные источники углеводородов : нефть и природный газ., Кислородсодержащие соединения: одно – и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры , углеводы. Азотсодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки. Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна
5.Повторение, обобщение. Химия и жизнь (10 часов)
Экспериментальные основы химии. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами. Проведение химических реакций в растворах. Проведение химических реакций при нагревании. Качественный и количественный анализ веществ. Определение характера среды. Индикаторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений.
Химия и жизнь. Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии .Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре. Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере производства серной кислоты). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Бытовая химическая грамотность
Перечень контрольных работ | Перечень практических работ |
1.Строение атома. 2.Строение вещества. 3.Химические реакции. 4.Вещества и их свойства. 5.Итоговая контрольная работа. | 1.Получение газообразных веществ (водорода, кислорода, оксида углерода (IV), аммиака). Доказательство их наличия. 2.Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений |
Перечень лабораторных работ 1.Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. 2.Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. 3.Получение водорода взаимодействием кислот с цинком. 4. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. | Перечень демонстрационных опытов 1.Различные формы периодической системы Д.И.Менделеева. 2.Модели ионных, атомных, молекулярных .кристаллических решеток. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств. 3..Модели молекул изомеров и гомологов. 4..Получение аллотропных модификаций серы. 5..Ознакомление с дисперсными системами. Растворение окрашенных веществ в воде. 6..Ознакомление с минеральными водами. 7..Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца(ІV) и каталазы сырого картофеля. 8.Образцы металлов и неметаллов. Работа с коллекциями 9.Опыты по коррозии металлов и защите от нее. 10.Возгонка йода. 11.Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами. 12.Получение и свойств нерастворимых оснований 13.Ознакомление с коллекцией минералов, содержащих соли. 14.Образцы лекарственных препаратов, витаминов, средств гигиены. |
4.Планируемые результаты освоения курса Химия 11
ЗНАТЬ:
Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, относительная атомная масса, изотопы. Периодический закон Д.И. Менделеева. Химическая связь, ионы, электроотрицательность, валентность, степень окисления. Основные теории химической связи.
Молекула, относительная молекулярная масса, аллотропия, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы. Основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава Электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие. Основные положения теории Важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения. Искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.
УМЕТЬ:
Характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева. Определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона. Объяснить зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической).
Использовать приобретенные знания и умения для приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве, критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников. Определять характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель, восстановитель.
Объяснить зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов. Определять характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель, восстановитель.
Объяснить зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов. Называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре характеризовать общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1.Объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве
2.Определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий.
3.Экологически грамотного поведения в окружающей среде
4.Оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы
5.Безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием
Календарно-тематический план
| Тема урока | | Дата по плану | Дата по факту | Домашнее задание |
1. | Введение в общую химию. Инструктаж по ТБ | 1 | | | |
2. | Строение атома. | 1 | | | § 1,упр.3 |
3. | Строение электронных оболочек атомов. | 1 | | | §2 |
4. | Строение электронных оболочек атомов. | 1 | | | |
5. | Особенности строения электронных оболочек атомов больших периодов | 1 | | | § 2, упр.3,5,7 |
6. | Периодический закон и Периодическая система Д. И. Менделеева в свете теории строения атома. | 1 | | | §5 |
7. | Значение Периодического закона и Периодической системы Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. | 1 | | | § 3,упр.3-5, 7-9 |
8. | Ионная химическая связь. | 1 | | | |
9. | Ионная кристаллическая решетка. | 1 | | | § 4, упр.1,2,4,7,8 |
10. | Ковалентная химическая связь. | 1 | | | |
11. | Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи | 1 | | | |
12. | Атомная и молекулярная кристаллические решетки. | 1 | | | § 12 (до материала о |
13. | Закон постоянства состава веществ. | 1 | | | массовой доле компонента смеси), упр.1-5 |
14. | Расчеты, связанные с понятием «массовая доля элемента в веществе». | 1 | | | § 5,упр.2-5 |
15. | Металлическая химическая связь. | 1 | | | § 6,упр.1-6 |
16. | Металлическая кристаллическая решетка. | 1 | | | |
17. | Водородная химическая связь. | 1 | | | § 7, упр.1-4,6 |
18. | Единая природа химических связей. | 1 | | | |
19. | Полимеры – высокомолекулярные вещества. | 1 | | | § 8, упр.1,7-9 |
20. | Волокна. | 1 | | | |
21. | Газообразное состояние вещества. | 1 | | | § 8, упр.11,12 |
22. | Примеры газообразных природных смесей. | 1 | | | |
23. | Представители газообразных веществ, изучение их свойств. | 1 | | | |
24. | Решение задач на нахождения объёма газообразных веществ | 1 | | | § 9, упр.1,2,6 -8 |
25. | П/Р № 1. «Получение собирание и распознавание газов, изучение их свойств». | 1 | | | |
26. | Жидкие вещества. | 1 | | | § 10, упр.1-4 |
27. | Массовая доля растворенного вещества. | 1 | | | |
28. | Твердое состояние вещества. | 1 | | | § 11, упр.1-8 |
29. | Аморфные вещества. | 1 | | | |
30. | Дисперсные системы. | 1 | | | |
31. | Повторение по теме «Строение вещества». | 1 | | | |
32. | Контрольная работа № 1. По теме «Строение вещества». | 1. | | | |
33. | Анализ контрольной работы. Решение задач | 1 | | | § 13, упр.1,2,5 |
34. | Понятие о химической реакции. | 1 | | | § 14, упр.1-4 |
35. | Реакции, идущие без изменения состава веществ. | 1 | | | |
36. | Реакции, идущие с изменением состава веществ. | 1 | | | § 15, упр.1,3,6,7 |
37. | Экзотермические и эндотермические реакции. | 1 | | | |
38. | Скорость химической реакции. | 1 | | | § 16, упр.1-6 |
39. | Факторы, влияющие на скорость химической реакции. | 1 | | | |
40. | Обратимость химической реакции. | 1 | | | § 17, упр.1,5-8 |
41. | Условия смещения химического равновесия по принципу ЛеШателье. | 1 | | | § 18, упр.1,3-5 |
42. | Роль воды в химических реакциях. | 1 | | | |
43. | Гидролиз солей | 1 | | | § 19 упр.1-4 |
44. | Гидролиз органических соединений | 1 | | | |
45. | Окислительно-восстановительные реакции. | 1 | | | § 19 до конца, упр.5-8 |
46. | Составление уравнений окислительно-восстановительные реакции. | 1 | | | |
47. | Электролиз. | 1 | | | § 21, упр.1-4 |
48. | Повторение по теме «Химические реакции». | 1 | | | |
49. | Контрольная работа № 2. По теме «Химические реакции». | 1 | | | § 20, упр.1-6 |
50. | Неметаллы. | 1 | | | |
51. | Химические свойства неметаллов. | 1 | | | § 22, упр.1 |
52. | Металлы. | 1 | | | § 22, упр.2-3 |
53. | Химические свойства металлов. | 1 | | | § 22, упр.4-5 |
54. | Кислоты неорганические и органические. | 1 | | | § 23, упр.1-2 |
55. | Химические свойства кислот | 1 | | | § 23, упр.3 |
56. | Свойства азотной и концентрированной серной кислот. | 1 | | | § 23, упр.4-5 |
57. | Основания неорганические и органические. | 1 | | | § 24, упр.1 |
58. | Химические свойства оснований | 1 | | | § 24, упр.2 |
59. | Применение оснований | 1 | | | § 25, упр.1-2 |
60. | Соли неорганические и органические. | 1 | | | § 26 упр.1-2 |
61. | Химические свойства солей. | 1 | | | § 26, упр.3-4 |
62. | Генетическая связь между классами неорганических соединений. | 1 | | | |
63. | Генетическая связь между классами органическими соединений. | 1 | | | |
64. | Повторение по теме «Вещества и их свойства». | 1 | | | |
65. | Контрольная работа № 3. По теме «Вещества и их свойства». | 1 | | | |
66 | Анализ контрольной работы | 1 | | | |
67. | П/Р № 2. Идентификация неорганических веществ. | 1 | | | |
68-70. | Обобщающее повторение. | 3 | | | |
РАССМОТРЕНО Руководитель МО __________________ ______________М.И.Луганская_ _______________ Протокол заседания МО № __ от ___ .08.2016г. | СОГЛАСОВАНО Руководитель МС _____________________Н.В. Доля Протокол заседания Методического совета № ____ от ______.08.2016г |