РАССМОТРЕНО
на заседании МС
Протокол № ___
от «___» ___ 20___г
______Ж. Ю. Притульская
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
По УВР
«___» ___ 20___ г
______ Ж. Ю. Притульская
УТВЕРЖДАЮ
Директор БОУ
«Воронцовская СШ»
«___» ___ 20 ___ г
______ Я. В. Бауэр
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: химия
Класс: 9
Уровень общего образования: основной
Учитель: Дюсенова Жанаргуль Бакиджановна
Срок реализации программы, учебный план: 2019-2020
Количество часов: 2 ч в неделю, всего 67 ч
Планирование составлено на основе:
О. С. Габриелян Химия. 7—9 классы : рабочая программа к линии УМК О. С. Габриеляна : учебно-методическое пособие / О. С. Габриелян. — М. : Дрофа, 2017. — 123.
Рабочую программу составил учитель химии
Дюсенова Жанаргуль Бакиджановна
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Химия» 9 класс составлена на основе нормативных документов:
федерального компонента государственного стандарта общего образования,
программы курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна (Москва, Дрофа, 2011г);
базисного учебного плана;
учебного плана БОУ « Воронцовская СШ» на 2019-2020 уч. год;
-основной общеобразовательной программы БОУ « Воронцовская СШ».
Место учебного курса в учебном плане
Согласно базисному учебному плану на изучение химии в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (67 часов в год). Для выполнения практической части предусмотрено 6 практических работ и 4 контрольных работы.
Планируемые результаты изучения учебного курса
В результате изучения химии ученик должен
знать/понимать
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определен- ному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
Содержание рабочей программы
Введение (10 ч)
Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.
Лабораторный опыт.
Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.
Тема 1. Металлы (15 ч)
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.
Общая характеристика щелочных металлов . Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в на- родном хозяйстве. Калийные удобрения.
Общая характеристика элементов ΙΙ группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
А л ю м и н и й . Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Ж е л е з о . Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.
Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой.
Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).
Лабораторные опыты.
Ознакомление с образцами металлов.
Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.
Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа.
Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей.
6. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.
Т е м а 2. Практикум № 1
Свойства металлов и их соединений (3 ч)
Осуществление цепочки химических превращений металлов.
Получение и свойства соединений металлов.
Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.
Т е м а 3. Неметаллы (23 ч)
Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Алло- тропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».
В о д о р о д . Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
Общая х а р а к т е р и с т и к а г а л о г е н о в . Строение атомов. Простые вещества, их фи- зические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и гало- гениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.
Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы
(IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.
Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
Ф о с ф о р . Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.
У г л е р о д . Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на угле- кислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.
К р е м н и й . Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей.
Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.
Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.
Лабораторные опыты.
Качественная реакция на хлорид-ион.
Качественная реакция на сульфат-ион.
Распознавание солей аммония.
Получение углекислого газа и его распознавание.
Качественная реакция на карбонат-ион.
Ознакомление с природными силикатами.
Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.
Т е м а 4. Практикум № 2
Свойства неметаллов и их соединений (3 ч)
Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».
Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода».
6. Получение, собирание и распознавание газов.
Т е м а 5. Органические соединения (10 ч)
Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.
Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.
Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.
Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт — глицерин.
Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту. Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.
Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.
Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль. Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.
Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.
Лабораторные опыты.
Изготовление моделей молекул углеводородов.
Свойства глицерина.
Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании.
Взаимодействие крахмала с иодом.
Т е м а 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (8 ч)
Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.
Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).
Тематическое планирование, с указанием количества часов отводимое на изучение каждой темы
№ урока | Тема урока | Изучаемые вопросы (основные понятия, термины) | Коли- чество часов | Дата |
План | Факт |
Введение (10 часов) |
1(1) | Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе Д.И Менделеева | Строение атома, характер простого вещества; сравнение свойств простого вещества со свойствами простых веществ, образованных соседними по периоду и подгруппе элементами; состав и характер высшего оксида; состав и характер высшего гидроксида; со- став летучего водородного соединения. Генетические ряды металлов | 1 | | |
2 (2) | Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе Д.И Менделеева | Строение атома, характер простого вещества; сравнение свойств простого вещества со свойствами простых веществ, образованных соседними по периоду и подгруппе элементами; состав и характер высшего оксида; состав и характер высшего гидроксида; со- став летучего водородного соединения ( для неметалла). Свойства электролитов в свете ТЭД. Генетические ряды металла и неметалла | 1 | | |
3 (3) | Амфотерные оксиды и гидроксиды | Свойства электролитов в свете ТЭД. Генетические ряды металла и неметалла. Строение атома. | 1 | | |
4 (4) | Периодический закон и система элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома | Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента | 1 | | |
5 (5) | Химическая организация природы | Периодический закон и Периодическая система Д. И. Менделеева и строение атома. Значение ПЗ и ПС. Предсказания Д. И. Менделеева для германия, скандия и галлия. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете учения о строении атома. | 1 | | |
6(6) | Химические реакции | Периодический закон и Периодическая система Д. И. Менделеева и строение атома. Свойства электролитов в свете ТЭД. Генетические ряды металла и неметалла Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента | 1 | | |
7(7) | Скорость химической реакции | Периодический закон и Периодическая система Д. И. Менделеева и строение атома. Свойства электролитов в свете ТЭД. Генетические ряды металла и неметалла Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента | 1 | | |
8 (8) | Катализаторы и катализ | Свойства электролитов в свете ТЭД. Генетические ряды металла и неметалла Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Катализаторы и катализ | 1 | | |
9 (9) | Обобщение и систематизация знаний по теме «Ввдение» | | 1 | | |
10 (10) | Контрольная работа по теме «Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» | | 1 | | |
Металлы (15 час) |
1 (11) | Положение элементов- металлов в Периодической системе Д. И. Менделеева и особенности строения их атомов. | Характеристика положения элементов- металлов в Периодической системе. Строение атомов металлов. Металлические кристаллические решетки. Металлическая химическая связь. | 1 | | |
2 (12) | Физические свойства металлов. Сплавы | Характеристика сплавов, их свойств. Важнейшие сплавы и их значение. Физические свойства металлов – простых веществ. | 1 | | |
3 (13) | Химические свойства металлов | Характеристика химических свойств металлов | 1 | | |
4(14) | Получение металлов | Самородные металлы и основные соединения металлов в природе. Важнейшие руды. Понятие о металлургии и ее разновидностях: пиро-, гидро-,электрометаллургии | 1 | | |
5 (15) | Коррозия металлов | Коррозия металлов. Способы защиты металлов от коррозии | 1 | | |
6 (16) | Общая характеристика элементов главной подгруппы Ι группы (щелочных металлов) | Сравнительная характеристика щелочных металлов по плану: Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Кислородные соединения (оксиды, гидроксиды) | 1 | | |
7 (17) | Соединения щелочных металлов | Обзор важнейших соединений щелочных металлов: оксидов, гидроксидов, солей (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты). Природные соединения щелочных металлов их свойства и применение в народном хозяйстве. Понятие о калийных удобрениях. | 1 | | |
8 (18) | Общая характеристика элементов главной подгруппы ΙΙ группы | Характеристика щелочноземельных металлов по плану: Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Кислородные соединения (оксиды, гидроксиды) | 1 | | |
9 (19) | Соединения щелочно-земельных металлов | Обзор важнейших соединений щелочно-земельных металлов: оксиды, гидроксиды, соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства, применение в народном хозяйстве | 1 | | |
10 (20) | Алюминий и его соединения | Строение атома алюминия, физические и химические свойства алюминия — просто- го вещества. Применение алюминия на основе его свойств | 1 | | |
11 (21) | Алюминий и его соединения | Соединения алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Глинозем и его модификации. Соли алюминия. Распространенность алюминия в природе. Применение алюминия и его соединений. | 1 | | |
12 (22) | Железо и его соединения | Особенности строения электронных оболочек атомов элементов побочных подгрупп на примере железа. Степени окисления железа в соединениях. Физические и химические свойства железа — простого вещества | 1 | | |
13 (23) | Железо и его соединения | Характеристика химических свойств оксидов (II)) и (III) и гидроксидов железа (И) и (III). Важнейшие соли железа (II) и (III): хлориды, сульфаты. Качественные реакции на Fe2+ и Качественные реакции на Fe3+ | 1 | | |
14 (24) | Обобщение по теме «Металлы» | | 1 | | |
15 (25) | Контрольная работа №2 по теме «Металлы» | Строение, свойства, получение металлов, соединения металлов. Их свойства и значение для человека. Задачи на определение выхода продукта, от теоретически возможного и из веществ содержащих примеси | 1 | | |
Практикум №1 Свойства металлов и их соединений (1 ч) |
1(26) | Практическая работа Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ | Получение и свойства соединений металлов. Качественные реакции на ионы металлов, кислотные остатки. Реакции ионного обмена, окислительно- восстанови- тельные реакции | 1 | | |
Неметаллы (23 час) |
1(27) | Общая характеристика не- металлов. Химические элементы в клетках живых организмов. | Положение элементов-неметаллов в Периодической системе, особенности строения их атомов. Электроотрицательность как мера неметалличности, ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Озон. Состав воздуха. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл» | 1 | | |
2 (28) | Водород. | Положение в ПТСХ Менделеева, строение атома, физические и химические свойства водорода, его получение и применение | 1 | | |
3(29) | Общая характеристика галогенов. Получение галогенов. | Строение атомов галогенов, их степени окисления. Строение молекул галогенов. Галогены — простые вещества. Закономерности в изменении их физических и химических свойств в зависимости от увеличения порядкового номера химического элемента. Краткие сведения о хлоре, броме, иоде и фторе | 1 | | |
4(30) | Соединения галогенов. Биологическое значение галогенов и применение. | Хлороводород и соляная кислота. Хлориды, их применение в народном хозяйстве | 1 | | |
5(31) | Кислород | Кислород в природе. Свойства кислорода. Горение и медленное окисление. Дыхание и фотосинтез. | 1 | | |
6(32) | Сера, ее физические и химические свойства | Строение атома серы. Аллотропия. Физические свойства ромбической серы. Характеристика химических свойств серы в свете представлений об окисли- тельно-восстановительных реакциях | 1 | | |
7(33) | Оксиды серы (IV) и (VI) Сероводородная и сернистая кислоты | Получение и свойства оксидов серы (IV) и (VI) как кислотных оксидов. Свойства и соединения кислот, их применение в народном хозяйстве | 1 | | |
8(34) | Серная кислота и еѐ соли | Характеристика состава и свойств серной кислоты в свете представления об электролитической диссоциации и ОВР. Сравнение свойств концентрированной и разбавленной серной кислоты. Производство серной кислоты: сырье, химизм процессов. Соли серной кислоты. Их применение в народном хозяйстве. Распознавание сульфат-иона | 1 | | |
9 (35) | Азот и его свойства | Строение атомов азота. Строение молекулы азота. Физические и химические свойства азота в свете представлений об окислительно- восстановительных реакциях | 1 | | |
10 (36) | Аммиак и его свойства | Строение молекулы аммиака. Физические свойства, получение, собирание, распознавание аммиака. Химические свойства аммиака: восстанови- тельные и образование иона аммония по донорно-акцепторному механизму | 1 | | |
11 (37) | Соли аммония | Соли аммония: состав, получение, физические и химические свойства. Представите- ли. Применение в народном хозяйстве | 1 | | |
12 (38) | Кислородные соединения азота. | Состав и химические свойства азотной кислоты как электролита. Особенности окислительных свойств концентрированной кислоты: ее взаимодействие с медью. Получение азотной кислоты из азота и аммиака. Применение HN03 в народном хозяйстве | 1 | | |
13 (39) | Соли азотистой и азотной кислот. Азотные удобрения | Нитраты и нитриты, их свойства (разложение при нагревании) и представители. Применение в народном хозяйстве. Проблема повышенного содержания нитратов и нитритов в сельскохозяйственной продукции | 1 | | |
14 (40) | Фосфор. | Строение атома. Аллотропия. Химические свойства. Фосфор в природе. | 1 | | |
15 (41) | Соединения фосфора | Оксид фосфора ( V ) и ортофосфорная кислота. Соли еѐ. Фосфорные удобрения. | 1 | | |
16 (42) | Углерод | Строение атома углерода. Аллотропия, свойства модификаций – алмаза и графи- та. Их применение. Аморфный углерод и его сорта: кокс, сажа, древесный уголь. Адсорбция и еѐ практическое значение. Химические свойства углерода | 1 | | |
17 (43) | Оксиды углерода (II) u (IV) | Строение молекулы СО и СО2. Физические и химические свойства оксидов углерода. Получение и применение СО и СО2. качественные реакции на углекислый газ | 1 | | |
18 (44) | Карбонаты | Важнейшие карбонаты: кальцит, сода, поташ – их значение и применение. Рас- познавание карбонатов. Переход карбонатов в гидрокарбонаты и обратно | 1 | | |
19 (45) | Кремний | Строение атома, сравнение его свойств со | 1 | | |
20 (46) | Силикатная промышленность | Производство стекла, фарфора, цемента. Их применение в народном хозяйстве | 1 | | |
21 (47) | Решение задач | Задачи различных типов по темам: металлы, неметаллы. | 1 | | |
22 (48) | Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы» | Решение задач и упражнений по теме. «Цепочки переходов», подготовка к контрольной работе | 1 | | |
23 (49) | Контрольная работа №3 по теме «Неметаллы» | Строение атомов простых веществ, состав и свойства сложных веществ. Распространение, получение и применение соединений неметаллов. Решение задач | 1 | | |
Практикум №2 Свойства неметаллов и их соединений (3 часа) |
1(50) | Практическая работа Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода» | Свойства элементов подгруппы кислорода | 1 | | |
2(51) | Практическая работа Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа галогенов» | Экспериментальные задания по теме «Подгруппа галогенов» | 1 | | |
3(52) | Практическая работа «Получение, собирание и распознавание газов» | Получение, собирание и распознавание газов | 1 | | |
Органические вещества ( 8 часов) |
1(53) | Предмет органической химии. Валентность. | Органическая химия — химия соединений углерода. Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия углеродных соединений. Молекулярные и структурные формулы органических со- единений. | 1 | | |
2(54) | Предельные углеводороды. Непредельные углеводороды. Этилен | Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана. Химическое строение молекулы этилена Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение. | 1 | | |
3(55) | Спирты. Понятие о функциональных группах: гидроксильной и альдегидной. Многоатомные спирты. | Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Функциональные группы: гидроксильная и альдегидная. Понятие об альдегидах. Уксусный альдегид. Окисление альдегида в кислоту. Этиленгликоль его свойства и применение. Глицерин как трехатомный спирт, его значение. | 1 | | |
4(56) | Карбоновые кислоты. Реакции этерификации | Понятие об одноосновных карбоновых кислотах на примере уксусной кислоты. Еѐ свойства и народнохозяйственное значение. Ацетаты. Стеариновая кислота как представитель | 1 | | |
5 (57) | Сложные эфиры. Жиры. | Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот. | 1 | | |
6 (58) | Аминокислоты. Белки | Понятие об аминокислотах. Реакции поли- конденсации. Белки, их строение их биологическая роль. | 1 | | |
7 (59) | Углеводы. | Понятие об углеводах. Глюкоза, еѐ свойства и значение. Крахмал и целлюлоза ( в сравнении) их биологическая роль. | 1 | | |
8(60) | Обобщение знаний учащихся по теме «Органические вещетва» | Генетическая связь между классами органических веществ | 1 | | |
Обобщение знаний по химии за курс основной школы (7 часов) |
1(61) | Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева в свете теории строения атома | Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение Периодического закона. | 1 | | |
2(62) | Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ | Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ | 1 | | |
3(63) | Классификация химических реакций по различным признакам. Скорость химических реакций | Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; наличие границы раздела фаз; тепловой эффект; изменение степеней окисления атомов; использование катализатора; направление протекания). Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее | 1 | | |
4(64) | Диссоциация электролитов в водных растворах. Ионные уравнения реакций | Электролитическая диссоциация кислот, оснований, солей. Ионные уравнения. Условия протекания реакций обмена до конца | 1 | | |
5(65) | Окислительно-восстановительные реакции | Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель | 1 | | |
6(66) | Классификация и свойства неорганических веществ | Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Состав, классификация и общие химические свойства оксидов и гидроксидов (оснований, кислот, амфотерных гидроксидов),соли в свете ТЭД | 1 | | |
7(67) | Итоговая контрольная работа | Понятия и законы химии за курс 8-9 классов. Навыки составления химических уравнений, решения задач | 1 | | |
Итого | 67 часов |