СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Химия в жизни казаков"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Химия в жизни казаков"»








































Пояснительная записка

Рабочая программа «Химия в жизни казаков» имеет естественнонаучную направленность.

Рабочая программа «Химия в жизни казаков» разработана на основе следующих нормативно- правовых документов: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, №1726-р

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008)

Рабочая программа «Химия в жизни казаков» ориентирована на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление школьной программы по химии, формированию интереса к научно-исследовательской деятельности.

Новизна рабочей программы «Химия в жизни казаков» заключается в том, что кроме определённых знаний и умений учащиеся проводят большую и направленную работу по накоплению и расширению знаний о применении химических веществ в повседневной жизни. В программе кроме традиционных методов и форм организации занятий, используются информационно-коммуникативные технологии. Применение ИКТ позволяет значительно расширить возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию обучающихся.

Актуальность программы. Химия - это наука о веществах, их свойствах и превращениях. Роль химии в жизни человека огромна. Химическая промышленность в настоящее время развивается гораздо быстрее, чем любая другая, и в наибольшей степени определяет научно - технический прогресс. Современному человеку просто необходимо знать и правильно использовать достижения современной химии и тех веществ, которые используются в быту.

Знания, получаемые в школе по химии, возможно и необходимо грамотно применять и в повседневной жизни. Познавая основополагающие законы химии, обучающиеся знакомятся с составом и свойствами различных химических веществ, как естественным образом присутствующие в человеческом организме, так и при независимом внешнем воздействии. Школьники узнают, как именно эти вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма и на саму жизнь человека - что полезно и в каких количествах, а что может оказывать отрицательное влияние.

Учебная дисциплина «Химия в жизни казаков» знакомит обучающихся с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов (физика, биология, экология, география, история) Экологический аспект: анализ изменений в окружающей среде и организация своего влияния на ситуацию, формирование бережного отношения к природе.

Физический аспект: изучение физических свойств веществ, физические методы анализа вещества. Исторический аспект: исторические сведения о влиянии химии на жизнь казаков.

Биологический аспект: изучение химического состава объектов живой природы.

Информатика – поиск информации в Интернете, создание и оформление презентаций, работа в текстовых и табличных редакторах.

Содержание дисциплины знакомит обучающихся с характеристикой веществ, окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, с веществами, из которых сделаны посуда, строительные материалы, действующее вещество в лекарствах растительного происхождения, какие удобрения использовали наши предки, как заменяли современную бытовую химию. Такие темы как: «Вода», «Поваренная соль», «Удобрения», «Мыло» дают возможность актуализации экологических знаний обучающихся.

Практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием.

Проектные работы, тематика которых приводится в Программе, позволят сформировать у обучающихся умение самостоятельно приобретать и применять знания, а также развивают их творческие способности.


Срок реализации программы и объём учебных часов:

Программа рассчитана на 1 год обучения. 1 раз в неделю,34 часа в год.

В процессе обучения используется такие формы занятий как: комбинированное, практическое, беседа, опыты, эксперименты, экскурсии.


В данной программе отдается предпочтение таким формам, методам обучения, которые:

  • стимулируют обучающихся к постоянному пополнению знаний (беседы, викторины, олимпиады и т.д.);

  • способствуют развитию творческого мышления, методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, а также традиционные методы – беседа, наблюдения, опыт, эксперимент, практические работы;

  • обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений; основ проектного мышления обучающихся (проектные работы, проблемный подход к изучению отдельных явлений).



ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: Формирование у обучающихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических, исследовательских умений и навыков для проведения лабораторных работ, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

Задачи:

Образовательные:

  • углублять и расширять знания обучающихся по неорганической и органической химии;

  • сформировать умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту;

  • развивать умения работать с химическими приборами, с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;

  • развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельность приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • расширять интерес к химии, способствовать выбору учащимися путей дальнейшего продолжения химического или естественно-научного образования.

Развивающие:

  • формировать специальные умения и навыки работы с химическими веществами и материалами в быту и использовать полученные знания на практике;

развивать творческие способности и умения обучающихся самостоятельно приобретать и применять знания на практике;

  • развивать познавательный интерес к окружающему миру;

  • развивать аналитический склада ума, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать полученные знания.

Воспитательные:

  • воспитывать экологическую грамотность и химическую культуру при обращении с веществами;

  • способствовать ориентации обучающихся на выбор химико- биологического профиля.

Содержание программы


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Введение

2

1

1


2.


Тема 1. Вода и способы её очистки


2


1


1


3.

Тема 2.Чем казаки белили хаты




2


1


1

4.

Тема 3. Поваренная соль и способы её очистки




2


1


1

5.

Тема 4. Посуда казаков

4

2

2

6.

Тема 5. Использование реакции брожения при приготовлении продуктов питания в казачьей кухне

2

1

1

7.

Тема 6. Сода

2

1

1

8.

Тема 7. Сахар и глюкоза. Определение качества мёда

2

1

1

9.

Тема 8. Пищевые кислоты, которые использовали казаки

2

1

1

10.

Тема 9. Природные индикаторы. Определение натуральности сока

2

1

1

11.

Тема 10. Термические реакции на кухне

2

1

1

12.

Тема 11. Мыло. Виды мыла. Изготовление мыла по рецепту казаков


2

1

1

13.

Тема 12. Чем заменяли казаки шампунь и зубную пасту

2

1

1

14

Тема 13. Действующее вещество в лекарственных растениях, которые использовали казаки

4

2

2

15

Тема 14. Органические удобрения. Исследование действующих веществ различных органических удобрений.

1

1

0

16

Итоговое занятие. Выбор тем исследовательских и проектных работ на лето

1

1



Итого:

34

18

16









ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты:
    • сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

    • готовность и способность к самообразованию;

    • способность к самостоятельной, исследовательской, информационно- познавательной, аналитической деятельности;

    • сформированность навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Метапредметные результаты:
    • сформированность представлений о взаимосвязи и взаимодействии естественных наук;

    • сформированность умений самостоятельно определять цели и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять и корректировать деятельность;

    • владение навыками получения необходимой информации, умение критически ее оценивать и обрабатывать, успешная ориентация в различных источниках информации;

    • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий;

    • умение анализировать, оценивать, проверять на достоверность

    • обобщать научную информацию;

    • владение навыками познавательной рефлексии и презентации результатов собственных исследований.


Предметные результаты: после завершения обучения по программе обучающиеся будут знать:

− состав, свойства, области применения наиболее распространённых веществ и материалов и уметь применять их по назначению, соблюдая правила безопасного обращения с ними;

− роль химических элементов и их соединений в жизнедеятельности организма;

− важнейшие химические превращения, лежащие в основе метаболизма;

− некоторые неорганические и органические вещества, применяемые в медицине.

После завершения обучения по программе обучающиеся будут уметь:

− составлять схемы основных круговоротов биогенных элементов в природе, обосновывать роль каждого в сохранении природного равновесия,

анализировать причины и последствия его нарушения;

− проводить химический эксперимент по обнаружению катионов и анионов в растворах;

−соблюдать правила безопасности при обращении с лекарственными веществами и средствами бытовой химии;

−составлять отчет о проделанном эксперименте;

−применять вещества по назначению; −решать задачи различной степени сложности: как типовые, так и

комплексные; −развивать собственную инициативу и познавательную активность при решении различных вопросов и проблем в химии.


Тематическое планирование.


Введение (2 часа)

Предмет химии. Признаки химических реакций Общие правила работы в химической лаборатории. Техника безопасности при работе в химической лаборатории. Оказание первой помощи при несчастных случаях. Правила работы с кислотами, щелочами, летучими веществами. Нагревательные приборы и правила работы с ними. Химическая посуда общего назначения. Мытье и сушка химической посуды. Роль химии в жизни человека и развитии человечества. Химия -творение природы и рук человека. Химия вокруг нас. Химические вещества в повседневной жизни человека.

Практика. Приемы обращения с нагревательными приборами (спиртовка, плитка, водяная баня) и химической посудой общего назначения. Признаки химический реакций на примере реакций с выделением газа, осадка, изменения цвета и изменения температуры.


Тема 1. Вода (2 часа)

Теория (1 ч): Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Природная вода и её разновидности. Характеристика вод по составу и свойствам. Минеральные воды, их месторождения, состав, целебные свойства, применение. Запасы пресной воды на планете. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды. Вода в организме человека. Вода в медицине и фармакологии. Аномалии физических свойств. Растворяющая способность воды. Проблемы питьевой воды. Просмотр фрагмента фильма ВВС «Тайна живой воды».

Практика (1 ч): 1. Анализ воды из природных источников.

  1. Очистка воды. Определение жесткости воды и ее устранение.


Тема 2. Чем казаки белили хаты (2 часа)

Теория (1 ч): Мел и известь. Разница в химическом составе и применении. Способ добычи и происхождении

Практика (1 ч): Качественные реакции на гидроскид кальция и карбонат кальция. Получение побелки для покрытия изделий.


Тема 3. Поваренная соль (2часов) Поваренная соль и способы её очистки

Теория (1 ч): Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд. Злоупотребление солью. Использование хлорида натрия в химической промышленности. Использование хлорида натрия в пище, медицине. Производство поваренной соли.

Практика (1ч): Свойства растворов поваренной соли. Очистка поваренной соли от примесей.


Тема 4. Посуда казаков (4 часа)

Теория (2ч): Классификация по суды по назначению и применению. Предназначение посуды сделанной из керамики и металлов (Чугун – один из лучших материалов для посуды, долговечный и практичный. Чугун обладает естественными антипригарными свойствами, долго сохраняет температуру, не боится воздействия огня и жара.

Пищевой алюминий – долговечный и прочный металл, который можно не покрывать защитной эмалью. Алюминиевую посуду производят методом литья и штамповки. Для защиты от пригорания сковороды и кастрюли покрывают антипригарными составами.

Черная сталь – прочный металл, устойчивый к деформации и высоким температурам. Требует покрытия эмалью.

Нержавеющая сталь – абсолютно инертный материал, не боится кислот и щелочей, выдерживает перепады температур и не теряет своих свойств при царапинах.

Медь – дорогое сырье, используемое для эксклюзивной посуды или некоторых ее видов, например, сковород для открытого огня и турок.

Практика (2ч): 1. Изучение свойств металлов

2. Изучение и получение керамики


Тема 5. Использование реакции брожения при приготовлении пищи в казачьей кухне (2 часов)

Теория (1ч): Теоретическое изучение реакции брожения. Какие бактерии осуществляют данную реакцию в природе. Значение данной реакции в природе и жизни человека.

Практика (1ч): Получение реакции брожения и качественные реакции на продукты реакции


Тема 6. Сода (2ч)

Теория (1ч): Знакомство учащихся с историческими сведениями по теме, со свойствами пищевой и кальцинированной соды; различия в химической формуле

Практика (1 ч): Изучение свойств пищевой и кальцинированной соды


Тема 7. Сахар и глюкоза. Определение качества мёда (2ч)

Теория (1 ч): Различия в химической формуле и свойствах глюкозы и сахара. История открытия данных веществ. В каких продуктах питания они находятся. Польза и вред данных веществ.

Практика (8ч): Определение качества мёда.

Тема 8. Пищевые кислоты, которые использовали казаки. (2ч)

Теория (1ч) Пищевые кислоты: Кислоты, входящие в состав пищи, их строение и состав. Характеристика пищевых кислот (уксусной, лимонной, яблочной, винной, молочной) Применение пищевых кислот в кулинарии и быту, влияние кислот на организм человека.

Практика (1ч) Изучение свойств пищевых кислот при помощи качественных реакций.


Тема 9. Природные индикаторы. Определение натуральности сока (2ч)

Теория(1ч): Что такое индикаторы. История открытия индикаторов. Растительные индикаторы кислотно- щелочной среды Для этой цели лучше использовать в качестве сырья чернику, вишню, черную смородину, краснокочанную капусту. Это объясняется тем, какой пигмент дает окраску растению. Антоцианы обуславливают красно-фиолетовое окрашивание (черника, вишня, черная смородина, свекла) и в кислой среде становятся ярко-алыми, а в щелочной приобретают сине-зеленые оттенки. Другие пигменты – каротиноиды – обуславливают оранжевый цвет растений (морковь, томат) и практически не изменяют свой цвет в зависимости от среды.

Практика (1ч): Определение качества сока.


Тема 10. Термические реакции на кухне (2ч)

Теория(1) Термические реакции. Особенности данных реакций. Запись данных реакций: выявление термических реакций при приготовлении пищи. Продукты горения и других термических реакций.

Практика(1ч): 1. Качественные реакции на продукты горения спирта, древесины и керосина. Выяснить сходство и различие.

Тема 11. . Мыло. Виды мыла. Изготовление мыла по рецепту казаков (2 часов)

Теория (1ч): История мыловарения на Руси. Виды мыла. Сырье для мыловарения.

Практика (1ч) Изготовление мыла из золы, жира и соли по старинному казачьему рецепту. Тема 12. Чем заменяли казаки шампунь и зубную пасту (32 часа)

Теория (1ч): История ухода за кожей и волосами на Руси. Использование подручных средств для получения средств по уходу за кожей. Что есть необычного в курином желтке и дождевой воде. Содержание зубного порошка

Практика(1ч): Изготовление моющего средства из куриного желтка



Тема 13 . Действующее вещество в лекарственных растениях, которые использовали казаки.

Теория (2ч): Лекарственные растения, которые использовали казаки для лечения различных болезней. Воздействие химических элементов на организм человека.

Практика (2ч): 1. Лекарственные растения, произрастающие в хуторе Малая Каменка.

2. Как химические элементы воздействуют на организм человека. В каких растениях они содержатся.



Тема 14. Органические удобрения. Исследование действующих веществ

Теория (2ч) Классификация удобрений. История применения удобрений. Органические удобрения, используемые казаками. Полезные для растений химические элементы, которые содержатся в органических удобрениях


Практика (2ч) 1. Внесение органических удобрений на пришкольном участке и в клумбы школьного двора.


































Календарно- тематическое планирование


№п/п

Тема

Всего часов

Контр.

работа

Практ.

работа

Дата

1

Предмет химии. Признаки химических реакций.

1



01.09.2023

2

Знакомство с методами и правилами проведения практических работ

1


1

08.09.2023

3

Вода. Растворы. Дистиллированная вода. Минеральная вода. Способы очистки воды

1



15.09.2023

4

Очистка воды. Устранение жесткости воды

1


1

22.09.2023

5

Чем казаки белили хаты. Известь и мел

1



29.09.2023

6

Качественные реакции на гидроскид кальция и карбонат кальция. Получение побелки для покрытия изделий.

1


1

06.10.2023

7

Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд. Злоупотребление солью. Использование хлорида натрия в химической промышленности. Использование хлорида натрия в пище, медицине. Производство поваренной соли.

1



13.10.2023

8

Свойства растворов поваренной соли. Очистка поваренной соли от примесей.

1


1

20.10.2023

9

Классификация по суды по назначению и применению. Предназначение посуды сделанной из керамики и металлов. Керамическая посуда

1



27.10.2023

10

Изучение и получение керамики

1


1

10.11.2023

11

Ме6таллическая посуда. Классификация и предназначение

1



17.11.2023

12

Свойства металлов

1


1

24.11.2023

13

Теоретическое изучение реакции брожения. Какие бактерии осуществляют данную реакцию в природе. Значение данной реакции в природе и жизни человека.

1



01.12.2023

14

Получение реакции брожения и качественные реакции на продукты реакции.

1


1

08.12.2023

15

Знакомство учащихся с историческими сведениями по теме, со свойствами пищевой и кальцинированной соды; различия в химической формуле

1



15.12.2023

16

Изучение свойств пищевой и кальцинированной соды

1


1

22.12.2023

17

Различия в химической формуле и свойствах глюкозы и сахара. История открытия данных веществ. В каких продуктах питания они находятся. Польза и вред данных веществ.

1



29.12.2023

18

Определение качества мёда.

1


1

12.01.2024

19

Пищевые кислоты: Кислоты, входящие в состав пищи, их строение и состав

1



19.01.2024

20

Изучение свойств пищевых кислот при помощи качественных реакций.

1


1

26.01.2024

21

Что такое индикаторы. История открытия индикаторов. Растительные индикаторы кислотно- щелочной среды

1



02.02.2024

22

Определение качества сока.

1


1

09.02.2024

23

Термические реакции. Особенности данных реакций.

1



16.02.2024

24

Качественные реакции на продукты горения спирта, древесины и керосина. Выяснить сходство и различие.

1


1

01.03.2024

25

История мыловарения на Руси. Виды мыла. Сырье для мыловарения

1



15.03.2024

26

Изготовление мыла из золы, жира и соли по старинному казачьему рецепту.


1


1

22.03.2024

27

Чем заменяли казаки шампунь и зубную пасту

1



05.04.2024

28

Изготовление моющего средства из куриного желтка

1


1

12.04.2024

29

Действующее вещество в лекарственных растениях, которые использовали казаки. Лекарственные растения, которые использовали казаки для лечения различных болезней.

1



19.04.2024

30

Лекарственные растения, произрастающие в хуторе Малая Каменка.

1


1

26.04.2024

31

Воздействие химических элементов на организм человека.

1



03.05.2024

32

Как химические элементы воздействуют на организм человека. В каких растениях они содержатся.

1


1

17.05.2024

33

Органические удобрения, используемые казаками.

1



24.05.2024

34

Итоговое занятие. Выбор тем исследовательских и проектных работ на лето

1



24.05.2024









Учебно-методическое обеспечение программы
  1. lfirmal.com

  2. dzen.ru›a/YcDbuh39qk1-cm66

  3. livemaster.ru›topic…mylovarenie-v-rossii-istoriya…

  4. liveinternet.ru›users/4600072/post241153748

  5. levencovka.ru›2019/06/06/растения-ростовской…

  6. urok.1sept.ru›Химия›Конкурс «Презентация к уроку»

  7. studfile.net›preview/16467738/page:12/

  8. nsportal.ru›shkola/khimiya/library/2011/11/05…soli

  9. kopilkaurokov.ru›himiya/uroki/urok…i_sakharoza…

  10. nsportal.ru›…issledovatelskaya-rabota…indikatory…

  11. apni.ru›article/2673-rol-kislot…v-produktakh

  12. vidy-posudy.ru›obzor-vidov-posudy…naznacheniju-i…

  13. cyberleninka.ru›article…traditsii…istoricheskie-i

22