Пояснительная записка
Рабочая программа «Химия в жизни казаков» имеет естественнонаучную направленность.
Рабочая программа «Химия в жизни казаков» разработана на основе следующих нормативно- правовых документов: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, №1726-р
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008)
Рабочая программа «Химия в жизни казаков» ориентирована на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление школьной программы по химии, формированию интереса к научно-исследовательской деятельности.
Новизна рабочей программы «Химия в жизни казаков» заключается в том, что кроме определённых знаний и умений учащиеся проводят большую и направленную работу по накоплению и расширению знаний о применении химических веществ в повседневной жизни. В программе кроме традиционных методов и форм организации занятий, используются информационно-коммуникативные технологии. Применение ИКТ позволяет значительно расширить возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию обучающихся.
Актуальность программы. Химия - это наука о веществах, их свойствах и превращениях. Роль химии в жизни человека огромна. Химическая промышленность в настоящее время развивается гораздо быстрее, чем любая другая, и в наибольшей степени определяет научно - технический прогресс. Современному человеку просто необходимо знать и правильно использовать достижения современной химии и тех веществ, которые используются в быту.
Знания, получаемые в школе по химии, возможно и необходимо грамотно применять и в повседневной жизни. Познавая основополагающие законы химии, обучающиеся знакомятся с составом и свойствами различных химических веществ, как естественным образом присутствующие в человеческом организме, так и при независимом внешнем воздействии. Школьники узнают, как именно эти вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма и на саму жизнь человека - что полезно и в каких количествах, а что может оказывать отрицательное влияние.
Учебная дисциплина «Химия в жизни казаков» знакомит обучающихся с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов (физика, биология, экология, география, история) Экологический аспект: анализ изменений в окружающей среде и организация своего влияния на ситуацию, формирование бережного отношения к природе.
Физический аспект: изучение физических свойств веществ, физические методы анализа вещества. Исторический аспект: исторические сведения о влиянии химии на жизнь казаков.
Биологический аспект: изучение химического состава объектов живой природы.
Информатика – поиск информации в Интернете, создание и оформление презентаций, работа в текстовых и табличных редакторах.
Содержание дисциплины знакомит обучающихся с характеристикой веществ, окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, с веществами, из которых сделаны посуда, строительные материалы, действующее вещество в лекарствах растительного происхождения, какие удобрения использовали наши предки, как заменяли современную бытовую химию. Такие темы как: «Вода», «Поваренная соль», «Удобрения», «Мыло» дают возможность актуализации экологических знаний обучающихся.
Практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием.
Проектные работы, тематика которых приводится в Программе, позволят сформировать у обучающихся умение самостоятельно приобретать и применять знания, а также развивают их творческие способности.
Срок реализации программы и объём учебных часов:
Программа рассчитана на 1 год обучения. 1 раз в неделю,34 часа в год.
В процессе обучения используется такие формы занятий как: комбинированное, практическое, беседа, опыты, эксперименты, экскурсии.
В данной программе отдается предпочтение таким формам, методам обучения, которые:
стимулируют обучающихся к постоянному пополнению знаний (беседы, викторины, олимпиады и т.д.);
способствуют развитию творческого мышления, методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, а также традиционные методы – беседа, наблюдения, опыт, эксперимент, практические работы;
обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений; основ проектного мышления обучающихся (проектные работы, проблемный подход к изучению отдельных явлений).
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: Формирование у обучающихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических, исследовательских умений и навыков для проведения лабораторных работ, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Задачи:
Образовательные:
углублять и расширять знания обучающихся по неорганической и органической химии;
сформировать умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту;
развивать умения работать с химическими приборами, с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;
развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельность приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
расширять интерес к химии, способствовать выбору учащимися путей дальнейшего продолжения химического или естественно-научного образования.
Развивающие:
формировать специальные умения и навыки работы с химическими веществами и материалами в быту и использовать полученные знания на практике;
развивать творческие способности и умения обучающихся самостоятельно приобретать и применять знания на практике;
развивать познавательный интерес к окружающему миру;
развивать аналитический склада ума, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать полученные знания.
Воспитательные:
воспитывать экологическую грамотность и химическую культуру при обращении с веществами;
способствовать ориентации обучающихся на выбор химико- биологического профиля.
Содержание программы
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов |
всего | теория | практика |
1. | Введение | 2 | 1 | 1 |
2. | Тема 1. Вода и способы её очистки | 2 | 1 | 1 |
3. | Тема 2.Чем казаки белили хаты | | 2 | 1 | 1 |
4. | Тема 3. Поваренная соль и способы её очистки | | 2 | 1 | 1 |
5. | Тема 4. Посуда казаков | 4 | 2 | 2 |
6. | Тема 5. Использование реакции брожения при приготовлении продуктов питания в казачьей кухне | 2 | 1 | 1 |
7. | Тема 6. Сода | 2 | 1 | 1 |
8. | Тема 7. Сахар и глюкоза. Определение качества мёда | 2 | 1 | 1 |
9. | Тема 8. Пищевые кислоты, которые использовали казаки | 2 | 1 | 1 |
10. | Тема 9. Природные индикаторы. Определение натуральности сока | 2 | 1 | 1 |
11. | Тема 10. Термические реакции на кухне | 2 | 1 | 1 |
12. | Тема 11. Мыло. Виды мыла. Изготовление мыла по рецепту казаков | 2 | 1 | 1 |
13. | Тема 12. Чем заменяли казаки шампунь и зубную пасту | 2 | 1 | 1 |
14 | Тема 13. Действующее вещество в лекарственных растениях, которые использовали казаки | 4 | 2 | 2 |
15 | Тема 14. Органические удобрения. Исследование действующих веществ различных органических удобрений. | 1 | 1 | 0 |
16 | Итоговое занятие. Выбор тем исследовательских и проектных работ на лето | 1 | 1 | |
| Итого: | 34 | 18 | 16 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты:
сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
готовность и способность к самообразованию;
способность к самостоятельной, исследовательской, информационно- познавательной, аналитической деятельности;
сформированность навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Метапредметные результаты:
сформированность представлений о взаимосвязи и взаимодействии естественных наук;
сформированность умений самостоятельно определять цели и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять и корректировать деятельность;
владение навыками получения необходимой информации, умение критически ее оценивать и обрабатывать, успешная ориентация в различных источниках информации;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий;
умение анализировать, оценивать, проверять на достоверность
обобщать научную информацию;
владение навыками познавательной рефлексии и презентации результатов собственных исследований.
Предметные результаты: после завершения обучения по программе обучающиеся будут знать:
− состав, свойства, области применения наиболее распространённых веществ и материалов и уметь применять их по назначению, соблюдая правила безопасного обращения с ними;
− роль химических элементов и их соединений в жизнедеятельности организма;
− важнейшие химические превращения, лежащие в основе метаболизма;
− некоторые неорганические и органические вещества, применяемые в медицине.
После завершения обучения по программе обучающиеся будут уметь:
− составлять схемы основных круговоротов биогенных элементов в природе, обосновывать роль каждого в сохранении природного равновесия,
анализировать причины и последствия его нарушения;
− проводить химический эксперимент по обнаружению катионов и анионов в растворах;
−соблюдать правила безопасности при обращении с лекарственными веществами и средствами бытовой химии;
−составлять отчет о проделанном эксперименте;
−применять вещества по назначению; −решать задачи различной степени сложности: как типовые, так и
комплексные; −развивать собственную инициативу и познавательную активность при решении различных вопросов и проблем в химии.
Тематическое планирование.
Введение (2 часа)
Предмет химии. Признаки химических реакций Общие правила работы в химической лаборатории. Техника безопасности при работе в химической лаборатории. Оказание первой помощи при несчастных случаях. Правила работы с кислотами, щелочами, летучими веществами. Нагревательные приборы и правила работы с ними. Химическая посуда общего назначения. Мытье и сушка химической посуды. Роль химии в жизни человека и развитии человечества. Химия -творение природы и рук человека. Химия вокруг нас. Химические вещества в повседневной жизни человека.
Практика. Приемы обращения с нагревательными приборами (спиртовка, плитка, водяная баня) и химической посудой общего назначения. Признаки химический реакций на примере реакций с выделением газа, осадка, изменения цвета и изменения температуры.
Тема 1. Вода (2 часа)
Теория (1 ч): Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Природная вода и её разновидности. Характеристика вод по составу и свойствам. Минеральные воды, их месторождения, состав, целебные свойства, применение. Запасы пресной воды на планете. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды. Вода в организме человека. Вода в медицине и фармакологии. Аномалии физических свойств. Растворяющая способность воды. Проблемы питьевой воды. Просмотр фрагмента фильма ВВС «Тайна живой воды».
Практика (1 ч): 1. Анализ воды из природных источников.
Очистка воды. Определение жесткости воды и ее устранение.
Тема 2. Чем казаки белили хаты (2 часа)
Теория (1 ч): Мел и известь. Разница в химическом составе и применении. Способ добычи и происхождении
Практика (1 ч): Качественные реакции на гидроскид кальция и карбонат кальция. Получение побелки для покрытия изделий.
Тема 3. Поваренная соль (2часов) Поваренная соль и способы её очистки
Теория (1 ч): Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд. Злоупотребление солью. Использование хлорида натрия в химической промышленности. Использование хлорида натрия в пище, медицине. Производство поваренной соли.
Практика (1ч): Свойства растворов поваренной соли. Очистка поваренной соли от примесей.
Тема 4. Посуда казаков (4 часа)
Теория (2ч): Классификация по суды по назначению и применению. Предназначение посуды сделанной из керамики и металлов (Чугун – один из лучших материалов для посуды, долговечный и практичный. Чугун обладает естественными антипригарными свойствами, долго сохраняет температуру, не боится воздействия огня и жара.
Пищевой алюминий – долговечный и прочный металл, который можно не покрывать защитной эмалью. Алюминиевую посуду производят методом литья и штамповки. Для защиты от пригорания сковороды и кастрюли покрывают антипригарными составами.
Черная сталь – прочный металл, устойчивый к деформации и высоким температурам. Требует покрытия эмалью.
Нержавеющая сталь – абсолютно инертный материал, не боится кислот и щелочей, выдерживает перепады температур и не теряет своих свойств при царапинах.
Медь – дорогое сырье, используемое для эксклюзивной посуды или некоторых ее видов, например, сковород для открытого огня и турок.
Практика (2ч): 1. Изучение свойств металлов
2. Изучение и получение керамики
Тема 5. Использование реакции брожения при приготовлении пищи в казачьей кухне (2 часов)
Теория (1ч): Теоретическое изучение реакции брожения. Какие бактерии осуществляют данную реакцию в природе. Значение данной реакции в природе и жизни человека.
Практика (1ч): Получение реакции брожения и качественные реакции на продукты реакции
Тема 6. Сода (2ч)
Теория (1ч): Знакомство учащихся с историческими сведениями по теме, со свойствами пищевой и кальцинированной соды; различия в химической формуле
Практика (1 ч): Изучение свойств пищевой и кальцинированной соды
Тема 7. Сахар и глюкоза. Определение качества мёда (2ч)
Теория (1 ч): Различия в химической формуле и свойствах глюкозы и сахара. История открытия данных веществ. В каких продуктах питания они находятся. Польза и вред данных веществ.
Практика (8ч): Определение качества мёда.
Тема 8. Пищевые кислоты, которые использовали казаки. (2ч)
Теория (1ч) Пищевые кислоты: Кислоты, входящие в состав пищи, их строение и состав. Характеристика пищевых кислот (уксусной, лимонной, яблочной, винной, молочной) Применение пищевых кислот в кулинарии и быту, влияние кислот на организм человека.
Практика (1ч) Изучение свойств пищевых кислот при помощи качественных реакций.
Тема 9. Природные индикаторы. Определение натуральности сока (2ч)
Теория(1ч): Что такое индикаторы. История открытия индикаторов. Растительные индикаторы кислотно- щелочной среды Для этой цели лучше использовать в качестве сырья чернику, вишню, черную смородину, краснокочанную капусту. Это объясняется тем, какой пигмент дает окраску растению. Антоцианы обуславливают красно-фиолетовое окрашивание (черника, вишня, черная смородина, свекла) и в кислой среде становятся ярко-алыми, а в щелочной приобретают сине-зеленые оттенки. Другие пигменты – каротиноиды – обуславливают оранжевый цвет растений (морковь, томат) и практически не изменяют свой цвет в зависимости от среды.
Практика (1ч): Определение качества сока.
Тема 10. Термические реакции на кухне (2ч)
Теория(1) Термические реакции. Особенности данных реакций. Запись данных реакций: выявление термических реакций при приготовлении пищи. Продукты горения и других термических реакций.
Практика(1ч): 1. Качественные реакции на продукты горения спирта, древесины и керосина. Выяснить сходство и различие.
Тема 11. . Мыло. Виды мыла. Изготовление мыла по рецепту казаков (2 часов)
Теория (1ч): История мыловарения на Руси. Виды мыла. Сырье для мыловарения.
Практика (1ч) Изготовление мыла из золы, жира и соли по старинному казачьему рецепту. Тема 12. Чем заменяли казаки шампунь и зубную пасту (32 часа)
Теория (1ч): История ухода за кожей и волосами на Руси. Использование подручных средств для получения средств по уходу за кожей. Что есть необычного в курином желтке и дождевой воде. Содержание зубного порошка
Практика(1ч): Изготовление моющего средства из куриного желтка
Тема 13 . Действующее вещество в лекарственных растениях, которые использовали казаки.
Теория (2ч): Лекарственные растения, которые использовали казаки для лечения различных болезней. Воздействие химических элементов на организм человека.
Практика (2ч): 1. Лекарственные растения, произрастающие в хуторе Малая Каменка.
2. Как химические элементы воздействуют на организм человека. В каких растениях они содержатся.
Тема 14. Органические удобрения. Исследование действующих веществ
Теория (2ч) Классификация удобрений. История применения удобрений. Органические удобрения, используемые казаками. Полезные для растений химические элементы, которые содержатся в органических удобрениях
Практика (2ч) 1. Внесение органических удобрений на пришкольном участке и в клумбы школьного двора.
Календарно- тематическое планирование
№п/п | Тема | Всего часов | Контр. работа | Практ. работа | Дата |
1 | Предмет химии. Признаки химических реакций. | 1 | | | 01.09.2023 |
2 | Знакомство с методами и правилами проведения практических работ | 1 | | 1 | 08.09.2023 |
3 | Вода. Растворы. Дистиллированная вода. Минеральная вода. Способы очистки воды | 1 | | | 15.09.2023 |
4 | Очистка воды. Устранение жесткости воды | 1 | | 1 | 22.09.2023 |
5 | Чем казаки белили хаты. Известь и мел | 1 | | | 29.09.2023 |
6 | Качественные реакции на гидроскид кальция и карбонат кальция. Получение побелки для покрытия изделий. | 1 | | 1 | 06.10.2023 |
7 | Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд. Злоупотребление солью. Использование хлорида натрия в химической промышленности. Использование хлорида натрия в пище, медицине. Производство поваренной соли. | 1 | | | 13.10.2023 |
8 | Свойства растворов поваренной соли. Очистка поваренной соли от примесей. | 1 | | 1 | 20.10.2023 |
9 | Классификация по суды по назначению и применению. Предназначение посуды сделанной из керамики и металлов. Керамическая посуда | 1 | | | 27.10.2023 |
10 | Изучение и получение керамики | 1 | | 1 | 10.11.2023 |
11 | Ме6таллическая посуда. Классификация и предназначение | 1 | | | 17.11.2023 |
12 | Свойства металлов | 1 | | 1 | 24.11.2023 |
13 | Теоретическое изучение реакции брожения. Какие бактерии осуществляют данную реакцию в природе. Значение данной реакции в природе и жизни человека. | 1 | | | 01.12.2023 |
14 | Получение реакции брожения и качественные реакции на продукты реакции. | 1 | | 1 | 08.12.2023 |
15 | Знакомство учащихся с историческими сведениями по теме, со свойствами пищевой и кальцинированной соды; различия в химической формуле | 1 | | | 15.12.2023 |
16 | Изучение свойств пищевой и кальцинированной соды | 1 | | 1 | 22.12.2023 |
17 | Различия в химической формуле и свойствах глюкозы и сахара. История открытия данных веществ. В каких продуктах питания они находятся. Польза и вред данных веществ. | 1 | | | 29.12.2023 |
18 | Определение качества мёда. | 1 | | 1 | 12.01.2024 |
19 | Пищевые кислоты: Кислоты, входящие в состав пищи, их строение и состав | 1 | | | 19.01.2024 |
20 | Изучение свойств пищевых кислот при помощи качественных реакций. | 1 | | 1 | 26.01.2024 |
21 | Что такое индикаторы. История открытия индикаторов. Растительные индикаторы кислотно- щелочной среды | 1 | | | 02.02.2024 |
22 | Определение качества сока. | 1 | | 1 | 09.02.2024 |
23 | Термические реакции. Особенности данных реакций. | 1 | | | 16.02.2024 |
24 | Качественные реакции на продукты горения спирта, древесины и керосина. Выяснить сходство и различие. | 1 | | 1 | 01.03.2024 |
25 | История мыловарения на Руси. Виды мыла. Сырье для мыловарения | 1 | | | 15.03.2024 |
26 | Изготовление мыла из золы, жира и соли по старинному казачьему рецепту. | 1 | | 1 | 22.03.2024 |
27 | Чем заменяли казаки шампунь и зубную пасту | 1 | | | 05.04.2024 |
28 | Изготовление моющего средства из куриного желтка | 1 | | 1 | 12.04.2024 |
29 | Действующее вещество в лекарственных растениях, которые использовали казаки. Лекарственные растения, которые использовали казаки для лечения различных болезней. | 1 | | | 19.04.2024 |
30 | Лекарственные растения, произрастающие в хуторе Малая Каменка. | 1 | | 1 | 26.04.2024 |
31 | Воздействие химических элементов на организм человека. | 1 | | | 03.05.2024 |
32 | Как химические элементы воздействуют на организм человека. В каких растениях они содержатся. | 1 | | 1 | 17.05.2024 |
33 | Органические удобрения, используемые казаками. | 1 | | | 24.05.2024 |
34 | Итоговое занятие. Выбор тем исследовательских и проектных работ на лето | 1 | | | 24.05.2024 |
Учебно-методическое обеспечение программы
lfirmal.com
dzen.ru›a/YcDbuh39qk1-cm66
livemaster.ru›topic…mylovarenie-v-rossii-istoriya…
liveinternet.ru›users/4600072/post241153748
levencovka.ru›2019/06/06/растения-ростовской…
urok.1sept.ru›Химия›Конкурс «Презентация к уроку»
studfile.net›preview/16467738/page:12/
nsportal.ru›shkola/khimiya/library/2011/11/05…soli
kopilkaurokov.ru›himiya/uroki/urok…i_sakharoza…
nsportal.ru›…issledovatelskaya-rabota…indikatory…
apni.ru›article/2673-rol-kislot…v-produktakh
vidy-posudy.ru›obzor-vidov-posudy…naznacheniju-i…
cyberleninka.ru›article…traditsii…istoricheskie-i
22