Рабочая программа
элективного курса «Комплексный анализ текста»
в 10 классе
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
- базисного учебного плана,учебного плана МБОУ Хомутовская СОШ, программы по русскому языку и литературе 5-9 кл. общеобразовательных учреждений с русским (неродным) языком обучения (2018г.).
Единый государственный экзамен существенно отличается от традиционного выпускного экзамена как по содержанию, так и по форме проведения. Его главная особенность состоит в полноте охвата курса русского языка. В экзаменационной работе используются задания трех типов: задания с выбором ответа, задания с кратким ответом, задания с развернутым ответом. У ЕГЭ есть плюсы и минусы. К положительным сторонам можно отнести следующее:
-ЕГЭ повышает заинтересованность выпускников в полученных отметках на экзамене (у ребят нет возможности пересдать ЕГЭ), а следовательно способствует ответственной подготовке учащихся к предметам;
-вследствие вышеизложенного повышается качество знаний;
-задания, входящие в ЕГЭ, проверяют подготовку выпускников по всем основным содержательным линиям школьного курса. Они проверяют
-знания о языке как о системе (знания по лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису);
-речеведческие знания. (О тексте, основной мысли, средствах связи в нем. О типах речи: повествовании, описании, рассуждении. О стилях речи: разговорном, официально-деловом, публицистическом, научном, художественном. Об использовании языковых средств в тексте в зависимости от цели, темы, адресата и т. д.);
-специальные учебные умения (владение способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил);
-орфографическую и пунктуационную грамотность;
-владение нормами литературного языка (орфоэпическими; лексическими; морфологическими; синтаксическими; стилистическими; орфографическими и пунктуационными);
-умения, связанные с разными видами речевой деятельности – чтением (проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста) и письмом (создавать на основе прочитанного вторичный текст – сочинение-рассуждение);
-у учащихся появляется больше возможностей для поступления в ВУЗы.
Но наряду с плюсами есть и минусы:
-к ЕГЭ необходима серьёзная подготовка учащихся;
-малое количество часов, выделяемое на изучение русского языка в старших классах .
Некоторые из этих недостатков позволяет решить элективный курс, рассчитанный на 35 часов (из расчёта 1 час в неделю): «Комплексный анализ текста». Например, такие как:
-вводится дополнительное время (+1 час в неделю) для целенаправленной подготовки к экзамену выпускников;
-курс способствует психологической адаптации учащихся на экзамене;
-подготавливает ребят к написанию сочинения-рассуждения. (В основном школьном курсе уделяется внимание написанию сочинений по художественным текстам).
Содержание дисциплины.
Для написания творческой работы (выполнения части С) необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как-то: тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс. Курс «Комплексный анализ текста» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Уделяется внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень подготовленности выпускников. Так как в старших классах на изучение русского языка отводится 1 час, то проводить подготовку к Единому государственному экзамену на уроках не представляется возможным, поэтому элективный курс является необходимым для успешной сдачи экзамена. Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания. Программа состоит из четырёх разделов: «Что такое текст?», «Стили и типы текста», «Языковой анализ текста», «Составление текста-рассуждения».
Основные цели курса:
Основными целями курса являются совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.
- совершенствование практических, коммуникативных умений учащихся;
- повышение общей культуры русской речи.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие о нормах современного литературного языка;
- развивать умение целесообразного выбора языковых средств, соответствующих определенному функциональному стилю;
- выработать умения и навыки рационального речевого поведения;
В результате учащиеся должны
овладеть практическими навыками выполнения части С и написания сочинения-рассуждения, а также навыками самостоятельного анализа предложенного текста.
Литература
Смирнова М.М. Русский язык и культура речи: комплексный анализ текста. Методические рекомендации по проведению устного и письменного экзамена по русскому языку и культуре речи. Интернет, 2018
Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1983.
РозентальД.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: Айрис-пресс, 1999.
Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации.- Издания разных лет.
Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2018: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2018.
А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. Русский язык. Литература. Базовый уровень. М.: «Просвещение», 2017г.
Тематическое планирование элективного курса
«Комплексный анализ текста».
№ | Наименование модулей | Максимальная нагрузка учащегося, ч. |
1. | Что такое текст? | 4 |
2. | Стили и типы текста | 10 |
3. | Языковой анализ текста | 10 |
4. | Составление текста-рассуждения | 11 |
5. | Итого | 35 |
Календарно-тематическое планирование элективного курса в 10 классе
«Комплексный анализ текста» на 2018-2019 учебный год
№ | Наименование разделов и тем | Форма организации | Кол-во часов | Виды самостоятель- ной работы | Дата проведения по плану | Дата проведения фактически |
1. | Инструктаж по ТБ. Вводное занятие. Новые требования к части 3 | Лекция с элементами беседы. | 1 | Работа с КИМами. | 05.09. 2018 г | |
2. | Что такое текст? Связь предложений в тексте | Практикум | 1 | Анализ образцов текста. | 12.09. 2018 г | |
3. | Текст и его строение. | Практикум | 1 | Анализ образцов текста. | 19.09. 2018 г | |
4. | Слово в словаре и слово в тексте. | Практикум | 1 | Работа со словарями. Работа с тестами ЕГЭ. | 26.09. 2018 г | |
5-6. | Стили текста: публицистический стиль | Практикум | 2 | Определение стилевой принадлежности текстов | 03.10. 2018 г 10.10. 2018 г | |
7-8. | Стили текста: художественный стиль | Практикум | 2 | Определение стилевой принадлежности текстов | 17.10. 2018 г 24.10. 2018 г | |
9-10. | Стили текста: научный стиль | Практикум | 2 | Определение стилевой принадлежности текстов | 07.11. 2018 г 14.11. 2018 г | |
11-12. | Стили текста: официально-деловой стиль | Практикум | 2 | Определение стилевой принадлежности текстов | 21.11. 2018 г 28.11. 2018 г | |
13-14. | Типы текста. | Практикум | 2 | Определение типов речи | 05.12. 2018 г 12.12. 2018 г | |
15. | Средства выразительности | Лекция с элементами беседы Практикум | 1 | Разбор заданий В в тестах ЕГЭ | 19.12. 2018 г | |
16. | Композиция сочинения – рассуждения. | Лекция с элементами беседы Практикум | 1 | Анализ критериев оценки части С в ЕГЭ | 26.12. 2018 г | |
17. | Роль вступления в сочинении-рассуждении | Лекция с элементами беседы Практикум | 1 | Анализ текстов и сочинений-рассуждений | 09.01. 2019 г | |
18. | Формулировка основной проблемы исходного текста | Лекция с элементами беседы Практикум | 1 | Анализ текстов и сочинений-рассуждений | 16.01. 2019 г | |
19. | Комментируем основную проблему текста | Лекция с элементами беседы Практикум | 1 | Анализ текстов и сочинений-рассуждений | 23.01. 2019 г | |
20. | Позиция автора и способы ее выражения | Лекция с элементами беседы Практикум | 1 | Анализ текстов и сочинений-рассуждений | 30. 01. 2019 г | |
21. | Типы аргументации в изложении собственной позиции | Лекция с элементами беседы Практикум | 1 | Анализ текстов и сочинений-рассуждений | 06.02. 2019 г | |
22. | Роль заключения в сочинении-рассуждении | Лекция с элементами беседы | 1 | Анализ текстов и сочинений-рассуждений | 13.02. 2019 г | |
23-24. | Комплексный анализ текста | Практикум | 2 | Анализ текстов и сочинений-рассуждений | 20.02. 2019 г 27.02. 2019 г | |
25-26-27-28-29-30-31- 32. | Написание сочинений-рассуждений по предложенным текстам | Практикум | 8 | Творческая мастерская | 06.03. 2019 г 13.03. 2019 г 20.03. 2019 г 03.04. 2019 г 10.04. 2019 г 17.04. 2019 г 24.04. 2019 г 08.05. 2019 г | |
33-34. | Редактирование. Взаиморецензирование сочинений-рассуждений | Практикум | 2 | Творческая мастерская | 15.05. 2019 г 22.05. 2019 г | |
35. | Какие ошибки являются наиболее типичными? | Лекция с элементами беседы | 1 | Разбор наиболее типичных ошибок в сочинениях учащихся | 29.05. 2019 г | |