Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16
имени Романа Георгиевича Цецульникова»
Рабочая программа коррекционно-развивающих
занятий для обучающихся 1 класса
Исполнитель:
Степанова Елена Юрьевна,
педагог-психолог высший квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №16
имени Романа Георгиевича Цецульникова»
г. Кемерово
Кемерово 2020
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 3 стр.
Содержание учебных тем 10 стр.
Календарно тематическое планирование 1 класс 12 стр.
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам 22 стр.
Список средств 23 стр.
Список литературы 24 стр.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Коррекционно-развивающая программа составлена для обучающихся с ЗПР и обучающихся по общеобразовательной программе варианту 7.2 в 1 классах.
Тематическое планирования данной коррекционно-развивающей программы учитывает обучающую, образовательную и социальную направленность и предполагает, что коррекционно-развивающие занятия проводятся 2 раза в неделю. Данная программа реализуется в течение 33 учебных недель.
Целью применения данной программы является: ликвидация пробелов знаний (ЛПЗ) обучающихся, развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер: памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, которые помогают развивать познавательную деятельность у ребенка.
Темы занятий, составляющие основу программы индивидуально-групповых занятий по психологии, вводятся в качестве отдельных упражнений и классифицированы по основным целям воздействия. Такая классификация является в некоторой степени условной, поскольку все познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т.д.) представляют собой единую систему и развиваются в комплексе. Подробная классификация по целям воздействия, позволяет облегчить выбор заданий, соответствующих целям и задачам конкретных занятий, уровню развития обучающихся (средний, низкий, высокий) и их индивидуальным особенностям.
Календарно-тематическое планирование составлено на основе учебного материала таких предметов, как математика, русский язык, окружающий мир. В соответствии с темой каждого занятия, подбираются такие формы работы, которые помогают сделать обучение разнообразным, а выбор упражнений и игр не только ликвидировали пробелы в знаниях, но и стимулировали бы познавательную деятельность. Изучаемые темы выстроены по концентрическому принципу, постепенно расширяя, углубляя и повторяя изученный материал.
Систематическое применение технологии имитационного моделирования позволяют решать поставленные задачи, так как игровая форма наиболее доступна для детей, она способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода, а также формирует учебную мотивацию через ситуацию успеха в игровой деятельности. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям с ограниченными возможностями в коллективе класса, школы и в социуме.
Использование на занятиях словесных методов (рассказ, объяснение, беседа) помогают в общении с учащимися. У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечаются нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога-психолога, которая является образцом для обучающихся. Необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи у обучающихся.
Устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими упражнениями. В качестве практических заданий используются развивающие материалы, посредством взаимодействия с которыми у детей развивается моторика, влияющая на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.
Для более полного усвоения детьми учебного материала, применяются проблемно-поисковые и наглядные методы, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; широко используются ИКТ: компьютер.
Одним из главных условий достижения положительного результата является опора на чувственное познание детей, на их личный опыт. Предметы, используемые на занятиях, позволяют сблизить теоретические знания и реальную жизнь.
Еще одной важной причиной, побуждающей активнее внедрять специальные развивающие упражнения, является возможность проведения с их помощью эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Это позволяет реализовать на практике заложенный в концепции коррекционно-развивающего обучения принцип единства диагностики и коррекции, и он же является основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы.
Продолжительность коррекционно-развивающих занятий не превышает 40 минут. В начале или в середине каждого занятия в организационный момент или в физкультминутки включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают детям сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку. Это могут быть дыхательные упражнения, «пальчиковые» игры, артикуляционная гимнастика. Перед выполнением каждого задания даётся подробная инструкция (для младших школьников повторяется один или несколько раз), возможен показ действия психологом. Ученик должен учиться, сам оценивать качество выполнения задания и уметь контролировать свои действия. Выбирается оптимальный темп деятельности, установка делается не на скорость, а на качество. Оценивая работу, внимание акцентируется на положительном моменте и не заостряется на неудаче. Ученик должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен.
Цели и задачи программы:
1. Обеспечение оптимальных условий для развития личности ребенка путем создания:
- климата психологического комфорта и эмоционального благополучия;
- развивающей среды предусматривающей широкий выбор разнообразных форм деятельности, среди которых, ребенок может отыскать наиболее близкие его способностям и возможностям;
- ситуации достижения успеха вне учебной и учебной деятельности.
2. Субъектно-ориентированная организация совместной деятельности ребенка и взрослого:
- опора на личный опыт ученика;
- обеспечение близкой и понятной цели деятельности;
- индивидуальный подход к ребенку, как на индивидуальных, так и на групповых занятиях;
- использование различных видов помощи (стимулирующей, организующей и обучающей);
- организация взаимодействия со сверстниками.
3. Проведение коррекционно-развивающей работы в рамках ведущей деятельности:
- стимуляция познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации;
- развитие социальных навыков у ребенка;
- использование игровых приёмов, элементов соревнования, дидактических игр на всех этапах деятельности ребенка.
Программа занятий включает следующие основные направления:
Формирование обще интеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов).
Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль и т.д).
Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти).
Развитие восприятия (пространственного, слухового) и сенсомоторной координации.
Формирование учебной мотивации.
Ликвидацию пробелов знаний.
Развитие личностной сферы, в том числе снятие характерных для адаптационного периода тревожности, робости.
Формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей.
Практическое значение: систематизируя и анализируя специфические проявления познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями в здоровье, формулируются психолого-педагогические условия, позволяющие прогнозировать эффективную реализацию потенциальных возможностей у детей.
Основные направления коррекционной работы на коррекционно-развивающих занятиях с педагогом-психологом:
1. Совершенствование движений и сенсорно-моторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотнесенного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ТЕМ
Развитие аналитико-синтетической сферы
Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному мышлению. Развитие способности анализировать простые закономерности. Умение выделять в явлении природы разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества.
Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы; сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т.д.; различные виды задач на группировку: “Исключи лишнее”, “Сходство и различие”, “Продолжи закономерность”; аналитические задачи с прямым утверждением.
Развитие внимания
Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания при работе над вычислительными задачами и развитием речи. Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах; “Графический диктант” с выявлением закономерностей (по визуальному образцу); составление простых узоров из карточек по образцу (“Мозаика”); знакомство с игрой “Муха” — 1-й уровень (с указкой у доски); игры: “Внимательный художник”, “Точки”, “И мы...”, “Запутанные дорожки”.
Развитие пространственного восприятия и воображения
Развитие пространственной ориентировки, восприятия глубины и объема, выделение фигуры из фона. Формирование элементов конструктивных навыков и воображения.
Упражнения на развитие пространственной координации (понятия — слева, справа, перед, за и т.п.): “Графический диктант”, наложенные рисунки, составление мозаики из 4 элементов зарисовываем в тетрадь, нахождение заданной фигуры из двух или более изображений. Игры на перевоплощение.
Развитие памяти
Развитие объема и устойчивости визуальной памяти.
Упражнения на запоминание различных предметов (5-6 предметов без учета месторасположения), игры “Внимательный художник”, “Найди отличия”.
Развитие личностно-мотивационной сферы
Формирование учебной мотивации, снятие тревожности и других невротических комплексов, связанных с периодом адаптации.
Упражнения-этюды на перевоплощение, рисунки “Моя проблема”, тестирование уровня тревожности с помощью методики “Дом. Дерево. Человек”.
Общая структура программы
1 блок – Диагностический – 1-4 занятия. Вначале курса занятий проводиться диагностика развития когнитивной и эмоционально-волевой сфер.
2 блок - Коррекционно-развивающие занятия – 62 занятия (с учетом возрастных особенностей обучающегося). Занятия направлены на развитие и коррекцию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, снятия эмоционального напряжения, формирование и развитие УУД, развитие психических процессов.
3 блок – Диагностический – 2 занятия. По окончанию курса занятий проводиться диагностика динамики, коррекция развития когнитивной и эмоционально-волевой сфер.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС
N урока | Тема занятия | Содержание работы | Терминология | Содержание коррекционно-воспитательного процесса |
I четверть |
Диагностический блок – 4 часа |
1 - 2 | Диагностическое обследование -2 часа | Диагностика познавательной сферы развития | Вводное занятие. Начальная диагностика и тестирование | Знакомство с программой и обучением. Диагностика динамики развития, когнитивной и эмоционально-волевой сфер |
3 - 4 | Диагностическое обследование-2 часа | Диагностика эмоционально-волевой сферы развития | Начальная диагностика и тестирование | Диагностика динамики развития, когнитивной и эмоционально-волевой сфер |
Коррекционно-развивающие занятия - 62 часа |
5 | Сравнение предметов по величине, длине, ширине. | Научиться различать предметы и находить одинаковые | Величина, масса, размер | Коррекция зрительного восприятия, сенсорное развитие. Коррекция мелкой моторики |
6 | Осень | Знакомство с характерными признаками, осенними месяцами, погодой данного времени года | Сентябрь, октябрь, ноябрь, Осадки. Похолодание | Формирование знаний о сезонных явлениях |
7 | Трафарет | Различные формы листьев. Название деревьев | Листопад | Развитие наглядно-образного мышления |
8 | Временные представления | Знакомство с временными представлениями | Год. Месяц | Развитие наглядно-образного мышления |
9 | Временные представления | Знакомство с частями суток, с их последовательностью. | Дни недели. | Развитие речи, развитие мышления |
10 | Временные представления | Знакомство с временными представлениями | Время суток. День, ночь, вечер, утро; сегодня, вчера, завтра, позавчера, послезавтра | Развитие временных представлений |
11 | Учебный кабинет | Знакомство с классом, с кабинетом | Доска, парта, одноклассник, учитель, психолог | Развитие навыков пространственной ориентировки |
12 | Звук. Буква | Развитие навыков каллиграфии | Слоги | Коррекция мелкой моторики |
13 | Слово | Определение порядка при счете, количества предметов | Слова | Развитие зрительного внимания |
14 | Зрительный диктант | По порядку | Слова Строки | Развитие зрительного восприятия |
15 | Числовой ряд от 1 до 5 | Формирование элементарных математических представлений | Цифры | Развитие зрительного восприятия |
16 | Прямой счёт | Формирование элементарных математических представлений | Цифры | Развитие речи, расширение математических представлений. |
17 | Обратный счёт | Формирование элементарных математических представлений | Цифры | Развитие зрительного внимания |
18 | Моя семья | Формирование знаний и представлений о членах семьи | Родители, родственники | Развитие речи, развитие внимания к окружающим людям |
19 | Рисование прямых линий | Вертикальные и горизонтальные прямые линии | Прямая линия | Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия |
20 | Слова, отвечающие на вопросы кто? и что? | Формирование навыка тактильно узнавать предметы | Много, гладкий, живой и неживой предмет | Развитие мелкой моторики, развитие тактильного восприятия. |
21 | Геометрические фигуры | Знакомство с различиями и сходством геометрических фигур | Прямоугольник – прямоугольный, круг - круглый и т. д. | Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия |
22 | Части и целое | Формирование навыка узнавать предмет по части и собирать из частей целый предмет | Целое, часть | Развитие целостного и дифференцированного восприятия, развитие зрительного внимания, развитие наглядно-образного мышления |
23 | Обобщающее занятие | Формирование навыка узнавать предмет по части и собирать из частей целый предмет | Целое, часть | Развитие целостного и дифференцированного восприятия, развитие зрительного внимания, развитие наглядно-образного мышления |
II четверть |
24 | Состав числа | Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание | Один, первый и т.д. | Формирование математических представлений, развитие |
25 | Шнуровка | Формирование умения шнуровать, завязывать, заплетать | Бант, шнурок, узел | Развитие мелкой моторики рук, развитие координации движений |
26 | Большая буква в именах и фамилиях людей | Формирование навыков грамотного письма | Имена людей | Заучивание правил правописания |
27 | Большая буква в кличках животных | Формирование навыков грамотного письма | Имена людей, клички животных | Заучивание правил правописания |
28 | Числовой ряд. Нуль | Формирование навыков присчитывание, отсчитывание | Состав числа, порядок числа | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций |
29 | Чистописание | Элементы строчных, заглавных букв: крючки, петли | Звонкие и глухие согласные | Развитие зрительного внимания и зрительного восприятия, развитие зрительно-моторной координации, формирование пространственной ориентировки на листе бумаги при написании в тетради |
30 | Числовой ряд от 1 до 5 | Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание | Числовой ряд | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций |
31 | Лица людей | Описание | Выделение главной мысли в задаче. Определение вопроса | Развитие зрительного восприятия |
32 | Эмоции | Прилагательные | Настроение | Эмоциональное воспитание |
33 | Чистописание | Формирование навыка правильного держания карандаша и ручки | Написание | Развитие зрительно-моторной координации, формирование пространственной ориентировки на листе бумаги при написании в тетради |
34 | Сравнение чисел от 1 до 5 | Развитие мыслительных операций | Узнавание. Написание | Формирование математических представлений |
35 | Форма предметов окружающего пространства | Развитие мыслительных операций | Узнавание. Рисование | Развитие зрительно-моторной координации, формирование пространственной ориентировки на листе бумаги при написании в тетради |
36 | Различение цветов | Различать и выделять необходимый цвет | Цвета | Формирование звукопроизношения, развитие речи, развитие наглядно-образного мышления |
37 | Отличительные признаки. Зима | Различать и выделять необходимые Признаки | Снегопад, гололёд, снежный покров, декабрь, январь, февраль | Формирование звукопроизношения, развитие речи, развитие наглядно-образного мышления |
38 | Что больше. Что меньше | Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание | Плюс, минус | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций |
39 | Сравнение. Нахождение суммы и остатка | Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание | Выделение главной мысли в задаче. Определение вопроса | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций |
40 | Составление рассказа «Зимние забавы» | Формирование знаний о зимних видах спорта, о детских играх зимой | Снеговик, санки, лыжи, коньки | Формирование звукопроизношения, развитие речи, развитие наглядно-образного мышления |
41 | Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц | Состав числа, порядок числа, решение примеров | Увеличить, уменьшить | Развитие воображения, развитие речи, расширение и уточнение словарного запаса |
42 | Определение расположения предмета | Анализ написания букв | Коза, коса, кожа, кошка | Развитие пространственной ориентировки, развитие глазомера |
43 | Составление математических выражений «больше на», «меньше на» | Составные части задачи | Условие, вопрос, решение | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций |
44 | (Сказка «Колобок» или «Репка») | Уметь составлять и излагать последовательность в пересказе сказки | Очерёдность, Последовательность | Развитие речи, развитие воображения |
III четверть |
45 | Большая буква в именах, фамилиях и отчествах людей | Анализ написания букв | Фамилия, имя, отчество | Развитие речи, развитие воображения |
46 | Построение отрезка | Построение отрезка | Точка, линия | Социально-бытовая ориентировка, развитие мыслительных процессов |
47 | Исключение лишнего | Анализ написания слов. Слова, обозначающие название предмета | Неживые предметы | Расширение и уточнение словарного запаса, развитие речи, развитие мышления |
48 | Названия предметов, отвечающих на вопрос что? | Правильная постановка вопроса Что? | Неживые предметы | Расширение и уточнение словарного запаса, развитие речи, развитие мышления |
49 | Названия предметов, отвечающие на вопрос кто? | Анализ написания слов. Слова, обозначающие название предмета | Шишка, шапка, Саша, Маша, Женя, жук | Коррекция фонетико-фонематического слуха и восприятия. Уметь правильно ставить вопрос |
50 | Слова, обозначающие один или несколько одинаковых предметов | Употребление слов, обозначающих один или несколько одинаковых предметов | Один, много | Формирование понятий один предмет, много предметов. Дифференциация понятий |
51 | Точка. Линия. Отрезок | Закрепление знаний о построении отрезка | Точка, линия, отрезок | Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия, формирование элементарных математических представлений |
52 | Геометрические фигуры | Закрепление знаний о геометрических фигурах | Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник | Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия, формирование элементарных математических представлений |
53 | Весна. Повторение пройденного материала | Повторение понравившихся игр | Март | Коррекция мыслительной деятельности, познавательных процессов |
IV четверть |
54 | «Найди слова», «Найди лишнее слово», «Нарисуй такую же фигуру» | Анализ написания слов. Слова, обозначающие название предмета | Слова Предметы | Развитие зрительно-моторной координации. Развитие мелкой моторики |
55 | «Выбери правильный ответ», «Найди слово в слове», «Нарисуй такую же фигуру» | Развитие мыслительных операций | Слова Предметы | Развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия. Развитие мелкой моторики |
56 | «Найди слова», «Найди лишнее слово», «Нарисуй такую же фигуру» | Соотнесение с предметами, написание | Слова Предметы | Развитие способности к классификации, абстрагированию Развитие мелкой моторики |
57 | «Выбери правильный ответ», «Найди общее название», «Нарисуй такую же фигуру». | Развитие мыслительных операций | Слова Предметы | Развитие понятийного мышления (умение обобщать). Развитие мелкой моторики |
58 | «Вставь по аналогии», «Допиши по аналогии», «Нарисуй такую же фигуру» | Анализ написания слов. Слова, обозначающие название предмета | Слова Предметы | Развитие умения устанавливать связи между понятиями. Развитие мелкой моторики |
59 | «Найди лишнее слово», «Раздели на группы», «Раскрась картинку» | Соотнесение с предметами, написание | Слова Предметы | Развитие умения классифицировать предметы и слова. Развитие мелкой моторики |
60 | «Тренируй внимание», «Соедини половинки слов», «Раскрась картинку» | Развитие мыслительных операций | Слова Предметы | Развитие внимания, наблюдательности, навыков устного счёта. Развитие мелкой моторики |
61 | «Тренируй внимание», «Найди пару», «Раскрась картинку» | Анализ написания слов | Слова Предметы | Развитие внимания. Развитие мелкой моторики |
62 | «Подчеркни «наоборот», «Найди слова», «Раскрась картинку» | Анализ написания слов. Слова, обозначающие название предмета | Слова Предметы | Развитие умения устанавливать связи между понятиями. Развитие мелкой моторики |
63 | «Выбери правильный ответ», «Найди слова», «Раскрась картинку» | Анализ написания слов. Слова, обозначающие название предмета | Слова Предметы | Развитие зрительно-моторной координации. Развитие мелкой моторики |
64 | «Собери слова», «Шифровальщик», «Раскрась картинку» | Развитие мелкой моторики | Слова | Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти. Развитие мелкой моторики |
65 | «Допиши по аналогии», «Вставь числа», «Раскрась картинку» | Анализ написания слов. Развитие мыслительных операций | Числа Слово | Развитие умения устанавливать связи между понятиями. Развитие мелкой моторики |
66 | «Найди пару», «Найди слова», «Раскрась картинку» | Развитие мыслительных операций | Пара Слово | Развитие умения владеть операциями анализа и синтеза. Развитие мелкой моторики |
Диагностический блок – 2 часа |
67-68 | Диагностическое обследование-2 часа | Диагностика динамики развития, когнитивной и эмоционально-волевой сфер | Итоговая диагностика и тестирование | Диагностика динамики развития, когнитивной и эмоционально-волевой сфер |
Итого: 68 часов |
| | | | |
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ, НАВЫКАМ 1 класс (7.2) К концу учебного года учащиеся должны уметь: - анализировать простые закономерности; - выделять в явлении разные особенности по наводящим вопросам педагога-психолога; - вычленять в предмете разные качества при помощи педагога-психолога; - сравнивать предметы с указанием их сходства и различия по заданным признакам. СПИСОК СРЕДСТВ 1. Канцелярские товары. 2. Наглядные пособия, конспекты занятий. 3. Мультимедийное оборудование (персональный компьютер), компьютерная программа развивающих упражнений. | | | | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Е. Худенко, Е. Останина 1-2 часть “Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии”. Издательство “Школа”. 2014 г. 2. Г.С. Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва. 2014г. 3. Т.Б. Епифанцева, Т.Е. Киселенко, И.А. Могилева “Настольная книга педагога – дефектолога” Москва 2015 г. 4. В.М.Мозговой, И.М. Яковлева, А.А.Еремина “Основы олигофренопедагогики”: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.: Издательский центр Академия”, 2016 г. 5. И.А.Морозова, М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром”. Москва. 2016 г. 6. Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”. Москва. 2016 г. 7. Бабкина Н.В. “Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития”. – Москва. 2016 г. | | | | |
| |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | . |
| | | |
| | | | |
| | | | |
11