СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционно-развивающих занятий для детей с РАС, вариант 8.4 «Формирование средств невербальной и вербальной коммуникации» 1 дополнительный класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование  культуры  речевого  общения  у  младшего  школьника  -  одна  из важнейших  задач  обучения.  Обучение  учащихся  с  расстройством  аутистического  спектра представляет  для  педагогов  значительную  проблему,  так  как  у  большинства  детей  есть проблемы с общением с другими людьми.  

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционно-развивающих занятий для детей с РАС, вариант 8.4 «Формирование средств невербальной и вербальной коммуникации» 1 дополнительный класс»














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Коррекционно-развивающих занятий

для детей с РАС, вариант 8.4

«Формирование средств невербальной и вербальной коммуникации»

1 дополнительный класс























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Формирование культуры речевого общения у младшего школьника - одна из важнейших задач обучения. Обучение учащихся с расстройством аутистического спектра представляет для педагогов значительную проблему, так как у большинства детей есть проблемы с общением с другими людьми. Специфика коммуникативной деятельности младших школьников проявляется в задержке языкового развития, трудности с пониманием обращенной речи, в разрыве между пониманием речи и способностью к выражению, в недостаточном внимании к речи собеседника, дети не понимают коммуникативных намерений собеседника; в слабой интенсивность мимики, жестикуляции. У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное развитие вербальной и невербальной коммуникации. В значительной степени это обусловлено недостаточным уровнем развития коммуникативного поведения. Для преодоления низкой коммуникативной активности обучающихся с РАС в структуру учебного плана введен коррекционный курс «Формирование коммуникативного поведения», способствующий формированию коммуникативных навыков. Основной целью формирования коммуникативного поведения у обучающихся c РАС является активизация навыков вербальной и невербальной коммуникации в различных социальных ситуациях, их подготовка к жизни в современном обществе. В ходе реализации программы по формированию коммуникативного поведения решаются следующие взаимосвязанные задачи:

- обеспечение системного подхода к созданию условий для развития у детей с

ограниченными речевыми способностями возможности выражать свои желания, быть

услышанными своими близкими и обществом.

- формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;

- коррекция нарушений аффективного, сенсорно-перцептивного, коммуникативного и

личностного развития, дезадаптивных форм поведения;

- активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение

мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях;

- развитие коммуникативных навыков обучающихся, их использование в различных видах учебной и внешкольной деятельности.

Решение поставленных задач позволяет совершенствовать у обучающихся с расстройством аутистического спектра навыки элементарной устной коммуникации. Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с РАС. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанников, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности.

Содержание коррекционного курса «Формирование средств невербальной и вербальной коммуникации» на I этапе обучения (дополнительный первый класс ) представлен следующими разделами: невербальная коммуникация, вербальная коммуникация, моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций. Учебный материал в предложенных разделах, имеет концентрическую структуру и, в достаточной степени, представляет основы речевой практики необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.





Место курса в учебном плане

На изучение в (дополнительном первом классе) отводится по 2 часа в неделю, курс рассчитан на 66 часов (33 учебные недели).









Планируемые результаты изучения курса

Предметные результаты по формированию коммуникативного поведения

включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке

итоговых достижений.

Минимальный уровень:

- применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя (выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);

- знать и применять элементарные правила речевого общения;

- уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить элементарные сведения о себе – имя, домашний адрес);

Достаточный уровень:

- участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;

- выбирать правильные средства интонации, жестов и поз, ориентируясь на образец речи или анализ речевой ситуации;

- использовать изученные речевые алгоритмы при общении;

- использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.

С учётом психофизических особенностей обучающихся личностные результаты включают:

- овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

- овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.







ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Разделы курса

Содержание

1

Невербальная

Коммуникация

- распознавание различных эмоциональных состояний

- отслеживать жесты собеседника и правильно их

воспринимать в процессе общения

- демонстрация подходящих к случаю жестов

- рассматривание разных поз людей в различных

ситуациях

- прослушивание звуковых эмоциональных записей -крик, плач, смех, вскрики, неразборчивый шёпот с

оттенком тревоги, страха, радости и других эмоций

2

Вербальная

коммуникация

- Подбор нужных этикетных и речевых формул

приветствия и прощания, знакомства, извинения,

просьбы,

3

Моделирование и

разыгрывание

типичных

жизненных

ситуаций

- Прогнозирование речевой ситуации

(рассматривание рисунка)

- Проигрывание ситуаций из реальной жизни















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Примечание

1 раздел (невербальная коммуникация)

1

Упражнение «Кто умеет улыбаться?»

1


2

Упражнение «Мимическая гимнастика».

1


3

Упражнение «Зеркало». «Обезьянка». «Лица»

1


4

Классификация чувств

1


5

Классификация жестов (приветствие и прощание)

1


6

Классификация жестов (жест рукой, обозначающий

несогласие, отказ)

1


7

Упражнение .«Это я! Это моё!»

1


8

Упражнение «Заколдованный ребёнок»

1


9

Упражнение «Вот он какой!»

1


10

Рассматривание поз на картинках

1


11

Рассматривание поз на картинках



1


12

Использование поз с опорой на картинки


1


13

Упражнение «Подбери такую же», «Кто запомнил больше?»


1


14

Классификация чувств


1


15

Азбука настроений


1


16

Разыгрывание сюжета с использованием жестов


1


17

Упражнение «Тише!»


1


18

Упражнение «Отдай!»


1


19

Упражнение «Подбери такую же», «Кто запомнил больше?».


1


20

Упражнение «Части тела»


1


21

Подвижные игры: «Угадай позу», «Покажи такую же»


1


22

Тренируем мимику


1


23

Этюд на выражение радости и страха


1


24

Упражнение «До свидания!»


1


25

Упражнение «Я не знаю!»


1


26

Классификация жестов (указательный)


1


27

Классификация жестов (подзывание к себе с помощью пальчика)


1


28

Рассматривание поз на картинках


1


29

Использование поз с опорой на картинки


1


30

Использование поз с опорой на картинки


1


31

Подвижные игры: «Угадай позу», «Покажи такую же»


1


32

Упражнение «Запомни движения»


1


33

Тренируем мимику


1


34

Этюд на выражение удивления и огорчения.


1


35

Классификация жестов (сжимание кулаков, выражающее агрессивность)


1


36

Закрепление пройденных жестов. Упражнения на подражание


1


37

Разыгрывание сюжета с использованием жестов


1


38

Тренируем мимику


1


39

Этюд на выражение удивления и огорчения


1


40

Упражнение «Запомни свою позу».


1


41

Подвижные игры: «Угадай позу», «Покажи такую же»


1


Раздел 2. Вербальная коммуникация


42

Прослушивание эмоциональных записей – радости. Проигрывание


1


43

Прослушивание эмоциональных записей – смех. Проигрывание


1


44

Изображать животных


1


45

Формулы приветствия


1


46

Формулы знакомства


1


47

Прослушивание эмоциональных записей – плач. Проигрывание


1


48

Прослушивание эмоциональных записей – крик. Проигрывание


1


49

Прослушивание эмоциональных записей – плач. Проигрывание


1


50

Формулы прощания


1


51

Формулы извинения


1


52

Формулы извинения


1


53

Изображать голоса сказочных персонажей


1


54

Изображать, как шепчутся листья, как бушует море.


1


55

«Узнай по интонации»


1


56

« Скажи интонацией»


1


57

Формулы просьбы




Раздел 3. Моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций


58

Прогнозирование ситуаций


1


59

Прогнозирование ситуаций


1


60

Прогнозирование ситуаций


1


61

Разыгрывание ситуаций (доброта)


1


62

Упражнение «Ты гулял во дворе»


1


63

Упражнение «Ты потерял свою игрушку»


1


64

Упражнение «Ты поссорился с другом и теперь хочешь помириться»


1


65

Упражнение «Как отметить праздник в семье»


1


66

Упражнение «Как поднять маме (папе) настроение»


1








РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

9. «Альтернативная коммуникация». Методический сборник. Автор-составитель Штягинова Е. А. Городская общественная организация инвалидов «Общество «Даун синдром». Новосибирск, 2012.

10. Фрост Л., Бонди Э. "Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (peks)" Перевод с английского, Теревинф, 2011.









Методические пособия для педагога


- Методические рекомендации для учителя

- Коммуникативная игра как средство формирования положительных отношений между участниками образовательного процесса в системе психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра / Л. Н. Демьянчук, Н. В. Лебедева, Т. Н. Мирзоева. -

Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ, 2015


Технические средства обучения


Классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц; телевизор; CD-проигрыватель с USB-выходом, компьютер с программным обеспечением; слайд -проектор; мультимедиапроектор; магнитная доска; экран.


Дополнительные средства


Наглядный материал (слоги, слова), предметные и сюжетные картинки,

пальчиковый театр «Теремок», «Колобок», плоскостные игрушки, настольные игры





ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

При переходе в 1 класс обучающийся может уметь:

- Называть своё имя;

- Реагировать на обращение поворотом головы, взглядом;

- Подражать движениям и речи взрослого человека;

- Выражать свои намерения посредством тотальной коммуникации (использования предметных, жестовых, графических символов)