СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционно-развивающих занятий для детей с РАС, вариант 8.4 «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ» 1 дополнительный класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционно-развивающих занятий для детей с РАС, вариант 8.4 «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ» 1 дополнительный класс»






















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Коррекционно-развивающих занятий

для детей с РАС, вариант 8.4

«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ»

1 дополнительный класс
























Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе примерной адаптированной основной

общеобразовательной программы для детей с РАС и в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

-на основе создания оптимальных условия познания каждого объекта в совокупности

-сенсорных свойств, качеств, признаков дать ребенку правильное, многогранное,

-полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее

-оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе.

Общая характеристика учебного предмета

Задачи и направления, реализуемые в рамках рабочей программы:

- формирование, на основе активизации работы всех органов чувств, восприятия

явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

- формирование пространственно-временных ориентировок;

- коррекция познавательного развития путём систематического целенаправленного

развития у детей восприятия цвета, формы, величины;

- развитие слухового восприятия;

- исправление недостатков моторики;

- коррекция зрительно-моторной координации.

Описание места коррекционного курса «Сенсорное развитие» в учебном плане:

На изучение курса отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные планируемые результаты:

- Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков(рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических, жестов;

- Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;

- Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;

- Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом;

- Использование доступных жестов для передачи сообщения;

- Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;

- Умение использовать усвоенный словарный, невербальный и жестовый материал в коммуникативных ситуациях.

Базовые учебные действия.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Планируемые результаты коррекционной работы:

- умеет рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;

- умеет фиксировать взгляд на объекте;

- умеет воспринимать, удерживать предмет в руках рассматривая его со всех сторон;

- понимает эмоциональное состояние других людей;

- понимает язык эмоций;

- выполняет последовательно организованные движения;

- играет с кубиками, карандашами, палочками и т. д;

- строит их двух трех кубиков (деревянных, пластмассовых) простые конструкции (стол, стул, домик);

- узнает материалы на ощупь, по звуку;

- строит из кубиков башню;

- наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами;

-умеет соотносить и знает цвета;

-имеет представление о величине и форме предметов;

-имеет представление о разнообразии вкусовых ощущений;

-имеет представление о разнообразии обонятельных ощущений;

-имеет представление о разнообразии тактильных ощущений.



Основное содержание учебного предмета

Раздел «Развитие моторики» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки.

Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира в программу включен раздел, основной целью которого является развитие тактильно- двигательного восприятия. Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Формирование ощущений этого вида у детей с интеллектуальной недостаточностью значительно затруднено. Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» предполагает формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве.

Основной задачей раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. С учетом особенностей психофизиологического развития детей с интеллектуальными нарушениями становится ясно, что данный вид работы требует системного и последовательного подхода.

Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3), составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения.

Введение в программу раздела «Развитие зрительного восприятия» обусловлено рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром. К ним относятся: замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность, снижение остроты зрения, что особенно мешает восприятию мелких объектов или составляющих их частей.

Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств» способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов. Особое значение придается развитию осязания, так как недостатки его развития отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и в дальнейшем на оперировании образами.

Значительные отклонения, наблюдаемые в речевой регуляции деятельности ребенка с интеллектуальными нарушениями, имеют в своей основе недостатки слухового восприятия вследствие их малой дифференцированности. Для решения указанных недостатков в программу включен раздел «Развитие слухового восприятия и слуховой памяти».

По каждому разделу предусмотрено усложнение и увеличение объема сведений. В основе лежит комплексный подход, который предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка, формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3), составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения.

Введение в программу раздела «Развитие зрительного восприятия» обусловлено рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром. К ним относятся: замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность, снижение остроты зрения, что особенно мешает восприятию мелких объектов или составляющих их частей.

Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств» способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов. Особое значение придается развитию осязания, так как недостатки его развития отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и в дальнейшем на оперировании образами. Значительные отклонения, наблюдаемые в речевой регуляции деятельности ребенка с интеллектуальными нарушениями, имеют в своей основе недостатки слухового восприятия вследствие их малой дифференцированности. Для решения указанных недостатков в программу включен раздел «Развитие слухового восприятия и слуховой памяти».

По каждому разделу предусмотрено усложнение и увеличение объема сведений. В основе лежит комплексный подход, который предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка.

Содержание программы

Наименование разделов/тем программы

1

Развитие моторных навыков, слухового восприятия, обонятельных ощущений.

Эмоциональное восприятие

1.1

В мире звуков (знакомство с окружающими звуками, звучанием различных

предметов)

1.2

В мире запахов (исследование различных запахов)

1.3

Игры с прищепками (учимся прикреплять прищепки, прикреплять с их помощью

недостающие детали к фигурам)

1.4

Мое настроение (учимся понимать эмоции «Я злюсь…», «Я радуюсь…»)


1

Развитие моторных навыков, зрительного восприятия, вкусовых ощущений.

Эмоциональное восприятие

1.1

Цветик-семицветик (смешивание красок, игры с разноцветной водой)


1.2

Покажи настроение (учимся с помощью жестов, мимики показывать свои эмоции,настроение и определять их)

1.3

Игры с песком, фасолью, с мозаикой, кубиками


1.4

Угощение для куклы (исследование вкусов горький, солёный, сладкий)


1

Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности,

освоение отдельных операций

1.1

Поиск волшебных предметов (в коробке с фасолью ищем разные по форме и размеруфигуры)

1.2

Волшебный мешок (открываем «волшебный мешок» и достаём разные по звучаниюпредметы)

1.3

Игры с кубиками (собираем кубики в ряд, колонну, строим пирамиду)


1.4

Представление о величине (выкладываем фасолью, пуговицами по контуру разныепо величине изображения; сравниваем различные по величине предметы)

1

Развитие моторной сферы, вкусовых ощущений; представление о величине

предметов


1.1

Пуговка (застёгиваем и расстёгиваем пуговицы на тряпичных фигурах)

1.2

Вкусные продукты (находим и пробуем, сравниваем различные по вкусу продукты)

1.3

Строим дом (выкладываем деревянные кубики, строим из них башни)

1.4

Повторяй за мной движения (учимся повторять позу, держать тело в определённойпозе)

1.5

Представление о размере (выбираем из нескольких один наименьший предмет, затемнаибольший)

1

Развитие моторных навыков; развитие слуха и цветовосприятия

1.1

Подарки для Кати (учимся разворачивать интересную игрушку, завернутую в бумагуили ткань, разворачивать конфету, предметы)

1.2

Повторяй за мной (учимся держать позу, повторять движения)


1.3

Цветик-семицветик (учимся находить одинаковые по цвету предметы)


1.4

В мире звуков (учимся находить одинаковые по звуку предметы)


1.5

Морское приключение (отыскиваем руками предметы разной формы, спрятанные втаре с подкрашенной водой)

1

Развитие моторной сферы; развитие слуха и тактильных ощущений


1.1

Игры с прищепками (снимаем и прикрепляем прищепки)


1.2

Волшебная коробочка (ищем в коробке разные по форме, затем разные по размерупредметы)

1.3

Шнуровочка (учимся выполнять шнуровку)


1.4

Ладошки (исследуем разные по тактильным ощущениям предметы мягкий, твёрдый,жидкий)

1.5

Громкие и тихие звуки (определяем громкие и тихие звуки )



Всего часов: 66



Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Планируемые результаты обучения

Личностные

Коррекционные (предметные)

Базовые учебные действия

1 четверть (16 часов)

1

Знакомство с

миром звуков


3

Проявляет собственные чувства

Развитие

представления

различных звуках

Способен

реагировать на

громкие звуки,

фиксировать

взгляд на

источнике звука


2

В мире

запахов

2

Понимает

обращенную

речь; умеет

устанавливать

контакт со

взрослым


Развитие

наблюдательности

Умеет

фиксировать

взгляд на

объекте.


3

Игры с

прищепками


2

Принимает

участие в

коллективных

играх.


Развитие мелкой

моторики,

хватательных

навыков. Развитие

кистей рук

Умеет сжимать

и разжимать

прищепки,

фиксировать

их правильном

положении.

4

Мое настроение

3

Позитивно

настроен и

ориентирован

на совместную

деятельность.


Развитие

представлений о

мимике лица,

частях лица.


Умеет

смотреть на

себя в зеркало.


5

Цветик-семицветик

3

Способен совершать действия по инструкции

Развитие зрительного

восприятия

Умеет

различать цвета

красок.


6

Покажи настроение

3

Устанавливает

контакт с

окружающими.

Мотивирован

на совместную

деятельность.

Развитие

представлений о

мимике лица,

частях лица,

жестах.


Умеет следить

через зеркало

за мимикой

лица.


2 четверть (16 часов)

7

Игры с

фасолью,

мозаикой,

кубиками


3

Способен слышать,

понимать

инструкцию.


Развитие

тактильных

ощущений.


Умеет

манипулировать с предметами,

пользоваться дидактическими игрушками по

назначению

8

Угощение для

куклы


2

Способен

вступать

в коллективную работу,

принимать

правила игры.

Развитие

представления о

разнообразии

вкусовых

ощущений


Умеет фиксировать взгляд на игрушках, картинках

9

Поиск

волшебных

предметов


2

Способен выполнять

простую инструкцию

усидчив на уроке.


Развитие тактильных

ощущений,

мелкой моторики


Последовательно выполняет отдельныеоперации,действия по

Образцупедагога


10

Волшебный

мешок


3

Понимает

простую

инструкцию.

Охотно

участвует

совместной

деятельности

Развитие тактильных ощущений

Ориентируется в звуках окружающего мира, находит и распознает звуки

11

Игры с

кубиками


3

Умеет действовать по инструкции

Развитие моторной сферы, тактильных ощущений

Захватывает предметы

12

Представление о величине


3

Умеет слушать,

концентрировать внимание

Развитие

Концентрации внимания, мелкой моторики


Различает предметы

по величине

форме.

3 четверть (18 часов)

13

Пуговка

3

Проявляет

интерес к

выполнению

заданий

Развитие мелкой

моторики

Способен удерживать

Мелкие предметы в руках

14

Вкусные

продукты


2

Настроен на работу в

группе


Развитие

Представлений о

многообразии

вкусовых

с ощущений


Имеет

представление

о многообразии

вкусовых

ощущений


15

Строим дом

2

Умеет слушать инструкцию

Развитие

моторной сферы


Умеет

захватывать

предмет

выполнять

простые

манипуляции в

соответствии с

инструкции


16

Повторяй за мной

3

Позитивно

настроен.

Устанавливает и

поддерживает

контакт


Развитие способности удерживать тело в одном положении

Умение фиксировать позу

17

Представление о размере

2

Мотивирован на успешное выполнение заданий

Развитие

тактильных

и ощущений

зрительного

восприятия


Различает

размеры

предметов.


18

Подарки для Кати

3

Позитивно

Настроен на

совместную

деятельность.


Развитие мелкой моторики и тактильных ощущений

Умеет

и заворачивать и

разворачивать

предметы


19

Повторяй за мной

3

Принимает

участие в

коллективных

играх


Укрепление

Мышечного тонуса,

концентрации

внимания


УмеетДвижения повторять по примеру,

удерживатьпозу


4 четверть (16 часов)

20

Цветик-семицветик

2

Проявляет собственные чувства и поддерживает контакт

Обогащение

опыта зрительного восприятия

Имеет представление о многообразии цветов

21

В мире

Звуков

2

Охотно

в участвует

совместной

деятельности.


Развитие

слухового

внимания,

моторной сферы


Умеет

по манипулировать со звучащими

предметами


22

Морское

приключение


2

Устанавливает

и поддерживает

контакт.

Принимает

помощь


Развитие

тактильных

ощущений,

зрительного

восприятия


Умеетдоставать

предметы из

воды


23

Игры с

прищепками


2

Умеет

аккуратно

обращаться с

предметами

быта.

Развитие

тактильного

восприятия

моторики

,повышение

мышечного тонуса

Умеет

прикреплять

прищепки и

снимать их.


24

Волшебная коробочка

2

Умеет

к аккуратно

обращаться

предметами,

игрушками


Развитие

тактильного

восприятия


Умеет

Ощупыватьразличные предметы поформе

структуре


25

Шнуровочка

2

Испытывает потребность в хватательных ощущениях

Развитие

Хватательных качеств, мелкой

моторики

Захватывать

Шнурок, вставлять в

отверстие


26

Ладошки

2

Понимает простую

инструкцию.

Проявляет

к интерес к

выполнению

упражнений


Развитие мелкой

моторики,

тактильных

ощущений


Имеет представление о разнообразии

тактильных

ощущений


27

Громкие и тихие звуки

2

Способен вступить в коллективную работу, принимать правила игры

Развитие внимания, слухового восприятия

Имеет представление о многообразии звуков





Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению

- учебные столы;

- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);

- персональный компьютер;

- предметы для нанизывания на стержень, шнурки (кольца, шары, бусины), звучащие

предметы, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления

(стаканчики одинаковой величины), крупные пазлы, разрезные картинки, дидактические

игры, мозаика, кубики;

- продукты с различными вкусовыми качествами; стеклянные баночки с запахами.

Вспомогательные средства невербальной коммуникации: специально подобранныепредметы, графические / печатные изображения (тематические наборы рисунков)

- презентации по темам: «Звуки окружающего мира», «Цвет и форма», «Мир эмоций», «Мое настроение».

































Планируемые результаты изучения коррекционного курса

- умеет рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природныйматериали т.д.;

- умеет фиксировать взгляд на объекте;

- умеет воспринимать, удерживать предмет в руках рассматривая его со всех сторон;

- понимает эмоциональное состояние других людей;

- понимает язык эмоций;

- выполняет последовательно организованные движения;

- играет с кубиками, карандашами, палочками и т. д;

- строит их двух трех кубиков (деревянных, пластмассовых) простые конструкции (стол,стул, домик);

- узнает материалы на ощупь, по звуку;

- строит из кубиков башню;

- наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами;

-умеет соотносить и знает цвета;

-имеет представление о величине и форме предметов;

-имеет представление о разнообразии вкусовых ощущений;

-имеет представление о разнообразии обонятельных ощущений;

-имеет представление о разнообразии тактильных ощущений.