СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно - развивающего курса «Речевая практика» для обучающихся 8-9 классов с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по коррекционному курсу "Речевая практика" для 8-9 классов.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно - развивающего курса «Речевая практика» для обучающихся 8-9 классов с нарушениями опорно-двигательного аппарата»








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционно - развивающего курса

«Речевая практика»

для обучающихся 8-9 классов

с нарушениями опорно-двигательного аппарата







































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по специальному коррекционному курсу «Речевая практика» разработана с учетом Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования (АООП ООО) для обучающихся с НОДА.

Важность данного курса в системе обучения детей с НОДА состоит в том, что в результате освоения речи создается практическая база общения, обеспечивается пропедевтика курсов русского языка и литературного чтения, а также осуществляется профилактика дисграфии и дислексии.

Речевая практика  играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования, способствуют социальной адаптации и развитию личности ребенка с НОДА. Своевременное овладение правильной речью является одним из главных условий формирования полноценной личности ребенка, гармоничного психофизического развития, успешного обучения его в школе.

Внедрение данного курса в образовательный процесс учащихся с НОДА позволяет максимально успешно усвоить как «академический» компонент образовательных программ, так и «жизненные компетенции» позволяющие ребенку овладеть знаниями, умениями и навыками необходимыми для успешной социализации.

Цель курса: активизация и совершенствование навыков вербальной коммуникации в различных социальных ситуациях, их подготовка к жизни в современном обществе.

Задачи:

  • способствовать языковому и речевому развитию школьников;

  • развивать умение решать различные коммуникативные задачи;

  • прививать культуру речи, знакомить с правилами речевого этикета в обществе;

  • формировать уважительное отношение к родному языку и литературе как воплощению речевой культуры;

  • развивать различные виды устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной);

  • формировать умение грамотно ставить и задавать вопросы, отвечать на них.

  • развивать письменную речь, исправлять нарушения чтения и письма.

Общая характеристика и коррекционно-развивающее

значение курса

Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с НОДА и направлен на формирование разнообразных моделей общения, на коррекцию устной речи обучающихся, профилактику и коррекцию дисграфии и дислексии.

Своевременное овладение правильной речью является одним из главных условий формирования полноценной личности ребенка, гармоничного психофизического развития, успешного обучения его в школе.

Благодаря индивидуальному подходу в выборе средств коммуникации, стратегии коррекционной работы с учетом индивидуальных особенностей, существует высокая вероятность успешного овладения ребенком коммуникативными навыками.

Коммуникативное поведение является крайне важным для ребенка, так как затруднения в данной сфере влияют не только на взаимодействие ребенка с окружающим миром, общение, но и на формирование и развитие всех когнитивных процессов.

Описание места коррекционного курса в ученом плане

В 6 классе программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся в групповой форме, 1 раз в неделю.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Реализация программы специального курса «Речевая практика» обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

8 класс

Личностные УУД:

  1. Осознание себя как гражданина России.

  2. Развитие доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, проявления сопереживания к чувствам других людей.

  3. Формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

  4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

      1. Активное использование вербальных и невербальных средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Познавательные УУД:

1. Умение работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, схематическое изображение, таблицу, предъявляемые на бумажных, электронных и других носителях).

2. Пересказывание прослушанного; определение темы.

3. Составление связного рассказа.

Коммуникативные УУД:

1. Участие в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2. Умение точно отвечать на вопросы учителя.

3. Соблюдение норм речевого этикета.

Предметные УУД:

  1. Различение устной и письменной речи.

  1. Пересказывание небольших текстов с опорой на наглядный материал;

  2. Слушание сказки или рассказа, обсуждение поступков героев;

  3. Составление диалога с незнакомыми людьми (продавец, почтальон и т.д.);

  4. Называние окружающих предметов, их качеств, повседневных действий. Умение их употреблять в составе собственного высказывания.

  5. Усвоение морально-этических норм поведения в социальном окружении.

  6. Умение обратиться к взрослому или ребенку с просьбой или вопросом для удовлетворения своих потребностей.

  7. Называние и характеризование предметов и явлении, сравнение и классифицирование, установление общих и отличительных свойств.

9 класс


Содержание программы

8 класс

Раздел

Часы

1

Вводные занятия

2

2

Я и окружающие

15

4

Я и здоровье

5

5

Я и книга

4

6

Я и природа

6

7

Заключительные занятия

2

Итого

34


Тематическое планирование

(8 класс)

Тема

Количество часов

Характеристика деятельности учащегося

1-2

Вводные занятия

2

- выполнение задании диагностики

Я и окружающие (15 часов)

3

С днем знаний!

1

- вспоминаем и применяем в практических условиях правила поведения в столовой, в школе на уроке и перемене;

- учимся рассказывать о себе;

- изучаем понятие «совесть», «щедрость»;

- учимся различать чужие эмоциональные состояние на изображениях;

- вспоминаем о правилах дружбы;

- воспитываем доброжелательное отношение к противоположному полу;

- прогнозируем речевую ситуацию по сюжетным картинкам;

- правильно подбирать формулы приветствия и прощания со взрослыми;

- участвовать в учебном диалоге согласно подготовленной ситуации

4

Расскажи нам о себе

1

5

Семейный калейдоскоп

1

6

И это тоже я!

1

7

О профессиях и трудолюбии

1

8

В который раз о дружбе

1

9

Как выбирать друзей

1

10

О рыцарстве

1

11

О совести

1

12

Учимся быть щедрыми

1

13

Настроение

1

14

Приглашение к разговору

1

15

Наши бабушки

1

16

Учимся шутить

1

17

Покуда сердца стучатся...

1

Я и здоровье (5 часов)

18

Мы — за здоровый образ жизни!

1

- вспоминаем о необходимости ведения здорового образа жизни;

- составляем распорядок дня;

- вступаем в учебный диалог

19

О режиме дня

1

20

Будь здоров!

1

21

Секреты здоровья

1

22

О вреде курения

1

Я и книга (4 часа)

23

Берегите книгу

1

- вступаем в учебный диалог;

- учимся находить адекватные пути решения проблемы;

- сопоставляем свое эмоциональное состояние с героем сказки;

- обсуждаем прочитанное;

- воспитываем любовь к художественной литературе

24

Сказки Г.Х. Андерсена

1

25

Сказочная путаница

1

26

О Робинзоне Крузо

1

Я и природа (6 часов)

27

Осенняя сказка

1

- вспоминаем правила поведения на природе, в общественных местах;

- изучаем понятие «экология»;

- составляем рассказ по сюжетным картинам;

- вступаем в учебный диалог


28

Экологическая карусель

1

29

Станем друзьями природы

1

30

Путешествие капельки

1

31

Полюбуйся, весна наступает...

1

32

Здравствуй, первый листок!

1

Заключительные занятия (2 часа)

33-34

Итоговые занятия

2

- выполнение задании диагностики



Содержание программы

9 класс

Раздел

Часы

1-2

Бесценное наследие народа

2

3-4

Пословица – всем делам помощница

2

5-6

Где пословица, где поговорка

2

7-8

Повторенье – мать ученья

2

9-10

Хороша пословица в лад да в масть

2

11-12

Не мешай пресное с кислым

2

13-14

Как ни верти, а смысл один

2

15-16

Повторенье – мать ученья

2

17-18

Без языка и колокол в нем

2

19-20

Пословицу сказал - дорогу показал

2

21-22

Всяк молодец на свой образец

2

23-24

Повторенье – мать ученья

2

25-26

И так, да не так: и то, да не то

2

27-28

Все познается в сравнении

2

29-30

Красна речь поговорками

2

31-32

Повторенье – мать ученья

2

33-34

Делу время – потехе час

2

35-36

Приступаем к фразеологизмам

2

37-38

Об исконно русских фразеологизмах

2

39-40

Повторенье – мать ученья

2

41-42

Пришедшие из книг книги

2

43-44

Родом из античности

2

45-46

Зарубежные фразеологизмы

2

47-48

Повторенье – мать ученья

2

49-50

Ученье – свет…

2

51-52

Все, что связано со временем

2

53-54

Пожелания и напутствия

2

55-56

Повторенье – мать ученья

2

57-58

Страсти накаляются…

2

59-60

Язык мой – враг мой

2

61-62

Фразеологизмы военно-исторической тематики

2

63-64

Повторенье – мать ученья

2

65-66

Просто идеально

2

67-68

Итоговое занятие

2


Тематическое планирование


Тема

Часы

Характеристика деятельности учащегося

1-2

Бесценное наследие народа

2

Изучение пословиц и поговорок. Соотнесение пословицы и темы. Умение их использовать в различных речевых ситуациях.

3-4

Пословица – всем делам помощница

2

Введение в речевую ситуацию: рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса. Роль пословиц и поговорок в русском языке.

5-6

Где пословица, где поговорка?

2

Умение различать пословицы и поговорки. Применение их в различных речевых ситуациях.

7-8

Повторенье – мать ученья

2

Роль в речи пословиц, поговорок и фразеологизмов. Их роль в речи. Закрепление пройденного.

9-10

Хороша пословица в лад да в масть

2

Подбор пословиц к разных речевым ситуациям. Сочинение истории по пословицам.

11-12

Не мешай пресное с кислым

2

Использование пословиц в прямом, переносном значениях.

13-14

Как ни верти, а смысл один

2

Составление половицы по заданной модели.

15-16

Повторенье – мать ученья

2

Закрепление пройденного материала.

17-18

Без языка и колокол в нем

2

Роль языка в жизни человека.

19-20

Пословицу сказал – дорогу указал

2

Упражнение в использовании поговорок и пословиц в речи.

21-22

Всяк молодец на свой образец

2

Изучение пословиц и поговорок противоположных по смыслу.

23-24

Повторенье – мать ученья

2

Закрепление пройденного материала.

25-26

И так, да не так; и то, да не то

2

Изучение пословиц-«перевертышей». Создание таких пословиц.

27-28

Все познается в сравнении

2

Сравнение русских и иностранных поговорок с одинаковым смыслом. Умение анализировать.

29-30

Красна речь поговорками

2

Значение поговорок для эмоционально-образной характеристики человека (внешний портрет, особенности характеристики, внутренне состояние).

31-32

Повторенье – мать ученья

2

Пословицы-«перевертыши». Значение поговорки для эмоционально-образной характеристики человека.

33-34

Делу время – потехе час

2

Узнавание пословицы по ее толкованию. Расширение словарного запаса.

35-36

Приступаем к фразеологизмам

2

Толкование фразеологизмов.

37-38

Об исконно русских фразеологизмах

2

Источники происхождения русских фразеологизмов.

39-40

Повторенье – мать ученья

2

Закрепление пройденного материала.

41-42

Пришедшие из книги книг

2

Изучение библейских фразеологизмов.

43-44

Родом из античности

2

Изучение античных фразеологизмов. Восстановление фразеологизмов путем добавления слов. Соотнесение фразеологизмов с их значением.


45-46

Зарубежные фразеологизмы

2

Значение зарубежных фразеологизмов.

47-48

Повторенье – мать ученья

2

Закрепление пройденного материала.

49-50

Ученье - свет

2

Изучение фразеологизмов на тему «Школа». Замена фразы знакомым устойчивым словосочетанием.

51-52

Все, что связано со временем

2

Изучение фразеологизмов связанных с темой «Время». Моделирование фразеологизмов. Упражнения в употреблении их в речи.

53-54

Пожелания и напутствия

2

Изучение фразеологизмов с напутствиями и пожеланиями. Упражнение в употреблении их в речи.

55-56

Повторенье – мать ученья

2

Повторение пройденного материала.

57-58

Страсти накаляются…

2

Изучение экспрессивно окрашенных фразеологизмов. Соотнесение фразеологизмов и их значении.

59-60

Язык мой – враг мой

2

Изучение фразеологизмов, уличающих человека в болтливости. Подбор фразеологизмов-синонимов.

61-62

Фразеологизмы военно-исторической тематики

2

Изучение фразеологизмов по теме.

63-64

Повторенье – мать ученья

2

Повторение пройденного материала.

65-66

Просто идеально

2

Изучение фразеологизмов имеющих значение «идеален, лишен недостатков».

67-68

Итоговое занятие

2

Подведение итогов курса.


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

    1. Комарова С.В. Устная речь: учебник для 4 класса - М. : Просвещение, 2014.

    2. Комарова С.В. Речевая практика. Методические рекомендации. 1-4 классы.

Учебно-наглядный материал:

- опорные таблицы

- дидактический материал

Технические средства обучения:

- компьютер;

- мультимедийная презентация;

- использование интернет-ресурсов