СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа коррекционно─развивающей работы по профилактике и преодолению нарушений устной и письменной речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по профилактике и преодолению нарушений устной и письменной речи младших школьников с ЗПР предназначена для работы в условиях логопедического пункта с группами учащихся 1-4 коррекционных классов VII вида, имеющими логопедические заключения: «нарушение формирования процессов чтения и письма, обусловленное системным недоразвитием речи (III уровень развития речи) у ребенка с ЗПР » или «нарушение чтения и письма, обусловленное системным недоразвитием речи (III уровень развития речи) у ребенка с ЗПР».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционно─развивающей работы по профилактике и преодолению нарушений устной и письменной речи»

Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты обучения.

Учащиеся должны обладать: чувством патриотизма, гордости за свою Родину; толерантностью, уважительным отношением к иному мнению, истории и культуре; ответственным отношением к учёбе; осознанным, доброжелательным и уважительным отношением к другому человеку, его мнению; навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; обладать установками на безопасность на безопасный и здоровый образ жизни; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности, основами экологической культуры.

Метапредметными результатами обучения являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД: ставить учебную задачу под руководством учителя-логопеда; планировать свою деятельность под руководством учителя-логопеда; работать в соответствии с поставленной задачей; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем-логопедом; работать по плану и корректировать свою деятельность; определять успешность своей работы и других детей. Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД: искать и отбирать информацию в справочных пособиях и словарях; осуществлять анализ и синтез; составлять описание объекта; строить рассуждение; составлять простой и сложный план текста; работать с текстом; устанавливать причинно-следственные связи; составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы, по содержанию текста; правильно отображать на письме зрительно-пространственный образ графемы; средством формирования познавательных УУД служат тексты упражнений.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне слога, слова, предложения или небольшого текста); адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми под руководством учителя-логопеда; оценивать свою работу и работу товарища; уметь работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

коррекционно-развивающей работы с обучающимися 1 класса, имеющими логопедическое заключение

«Трудности формирования навыков письма и чтения, обусловленные системным недоразвитием речи у ребенка с ЗПР»

(90 часов, 3 часа в неделю)


1 КЛАСС

  1. Уточнение и развитие пространственно-временных представлений (6 ч).

Определение схемы собственного тела и тела, стоящего напротив. Определение правого и левого направлений в пространстве. Ориентировка на листе бумаги, графическое воспроизведение направлений. Определение пространственного соотношения элементов графических изображений и букв. Уточнение временных представлений: времена года, месяцы. Уточнение временных представлений: неделя, сутки. Календарь. Уточнение понятий о возрасте и ролях в семье.

II. Развитие речевого анализа и синтеза на уровне предложения (слова) (12 часов).

Понятие о предложении. Большая буква в начале предложения. Интонационная законченность предложения. Составление простого распространенного предложения. Слово как часть предложения. Дифференциация понятий «слово» - «предложение». Слова, обозначающие предмет. Слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы. Слова, обозначающие действия предмета. Дифференциация слов-предметов и слов-действий. Слова, обозначающие признак предмета. Согласование прилагательных в роде и числе с существительным. Дифференциация слов-предметов, слов-действий и слов-признаков.

III. Развитие фонетико-фонематических представлений (58 часов).

Строение и функции речевого аппарата. Речевые и неречевые звуки. Образование звуков речи.

Гласные звуки. Общая характеристика. Выделение из ряда звуков, из слога. Гласные звуки и буквы. Узнавание на фоне слова. Выделение гласного из начала, середины, конца слова. Определение позиции гласного в слове.

Слог. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги.

Понятие об ударении. Место ударения в слове. Выделение ударного гласного в слове.

Согласные звуки и буквы. Общая характеристика. Выделение из ряда звуков, из слога. Звукобуквенный анализ слога. Выделение согласного из слова. Определение позиции согласного в слове. Согласные звонкие и глухие. Согласные твёрдые и мягкие. Обозначение мягкости согласных с помощью гласных второго ряда. Звуко-буквенный анализ и синтез слов. Слоговой анализ и синтез слов. Звуки п, пь. Буква П, п. Звуки б, бь. Буква Б, б. Дифференциация б, бь - п, пь в слогах, словах и предложениях. Звуки т, ть. Буква Т, т. Звукобуквенный анализ и синтез. Звуки д, дь. Буква Д, д. Дифференциация т, ть - д, дь в слогах, словах и предложениях. Звуки к, кь. Буква К, к. Звуки г, гь. Буква Г, г. Дифференциация к, кь - г, гь в слогах, словах и предложениях. Звуки з, зь. Звуки с, сь. Буква С, с. Дифференциация с, сь - з, зь в слогах, словах и предложениях. Звуки в, вь. Буква В, в. Звуки ф, фь. Буква Ф, ф. Дифференциация ф, фь - в, вь в слогах, словах и предложениях. Звуки р, рь. Буква Р, р. Звуки л, ль. Буква Л, л. Дифференциация р, рь - л, ль в слогах, словах и предложениях. Звук ш. Буква Ш, ш. Звук ж.

Буква Ж, ж. Дифференциация ш-ж в слогах, словах и предложениях. Дифференциация с-ш в слогах, словах и предложениях. Дифференциация з-ж в слогах, словах и предложениях Звук ч. Буква Ч, ч. Дифференциация ч - ть в слогах, словах и предложениях. Звук щ. Буква Щ, щ. Дифференциация щ - сь в слогах, словах и предложениях. Дифференциация щ-ч в слогах, словах и предложениях. Звук ц. Буква Ц, ц. Дифференциация ц - ть в слогах, словах и предложениях. Дифференциация ц-ч в слогах, словах и предложениях.

IV. Развитие связной речи (13 часов).

Последовательный пересказ текста с опорой на вопросы. Последовательный пересказ текста с опорой на предметные картинки и вопросы. Последовательный пересказ текстов от первого (третьего) лица по графическим (знаковым) схемам. Последовательный пересказ с опорой на серию картинок.



Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

к концу первого года обучения


Обучающиеся должны знать:

- конструкцию предложения;

- основное отличие звука от буквы;

- характеристики гласных и согласных звуков.


Обучающиеся должны уметь:

- ориентироваться на странице тетради;

- осуществлять звукобуквенный анализ и синтез слов;

- осуществлять слоговой анализ и синтез слов с опорой на слогообразующую роль гласных звуков;

- обозначать мягкость согласных с помощью гласных второго ряда;

- записывать предложения с соблюдением правил (прописная буква, точка в конце предложения);

- последовательно пересказывать несложные тексты.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

коррекционно-развивающей работы обучающимися 2 класса, имеющими логопедическое заключение

«Нарушения формирования навыков письма и чтения, обусловленные системным недоразвитием речи у ребенка с ЗПР» (90 часов, 3 часа в неделю)


  1. КЛАСС

I. Уточнение и развитие пространственно-временных представлений (4 ч).

Уточнение временных представлений. Уточнение пространственных представлений. Ориентировка на листе бумаги.

II. Развитие фонетико-фонематических представлений (45 ч).

Звуки гласные и согласные. Простые формы звукового анализа. Сложные формы звукового анализа. Слог. Слогообразующая роль гласных. Слоговой анализ и синтез. Ударение. Место ударения в слове. Смыслоразличительная роль ударения. Форморазличительная роль ударения. Безударные гласные в корне слов. Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме с помощью буквы Ь. Мягкий знак в середине слова. Мягкий знак в конце слова. Обозначение мягкости согласных с помощью гласных второго ряда. Дифференциация гласных а-я, о-е, у-ю, ы-и, о-у (е-ю). Непарные твёрдые и мягкие согласные. Правила написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Дифференциация звонких и глухих согласных: п-б, т-д, к-г, ф-в, с-з, ш-ж. Оглушение звонких согласных. Дифференциация свистящих и шипящих согласных: с-ш, з-ж, с-ц, ч-ц, ч-ть. ч-щ, сь-щ. Дифференциация сонорных согласных л, ль; р, рь.

III. Дифференциация кинетически сходных букв (8 ч): б-д, о-а, п-т, и-у, и-ш, ш-щ, л-м.

IV. Развитие речевого анализа и синтеза на уровне предложения (слова) (15 ч).

Большая буква в начале предложения. Интонационная законченность предложения. Составление простого распространенного предложения. Главные члены предложения. Слово как часть предложения. Дифференциация понятий «слово» - «предложение». Слова, обозначающие предмет. Слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы. Слова, обозначающие действия предмета. Дифференциация слов-предметов и слов-действий. Слова, обозначающие признак предмета. Согласование прилагательных в роде и числе с существительным. Дифференциация слов-предметов, слов-действий и слов-признаков. Дифференциация предлогов: в-на, в-из,к-от, за- из-за, под- из-под, над-под. Раздельное написание предлогов со словами. Употребление предлогов в связной речи.

V. Развитие связной речи (11 часов)

Выборочный пересказ.

Краткий пересказ. Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа. Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа. Творческий пересказ по обозначенной середине рассказа.


Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

к концу второго года обучения

Обучающиеся должны знать:

- названия основных единиц времени (времена года, месяцы, дни недели, части суток);

- названия направлений в пространстве;

- правила оформления предложения на письме;

- правила подбора проверочных слов;

- правило написания предлогов со словами;

Обучающиеся должны уметь:

- ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;

- образовывать и правильно употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения;

- ставить вопрос к слову, определять слова, обозначающие предмет, действие, признак;

- осуществлять звукобуквенный анализ и синтез слов;

- осуществлять слоговой анализ и синтез слов с опорой на слогообразующую роль гласных звуков;

- обозначать мягкость согласных с помощью буквы Ь и гласных 2 ряда;

- правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи;

- пересказывать тексты в зависимости от вида пересказа.






















СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

коррекционно-развивающей работы с обучающимися 3 класса, имеющими логопедическое заключение

«Нарушения письма и чтения, обусловленные системным недоразвитием речи у ребенка с ЗПР» (60 часов, 2 часа в неделю)


3 КЛАСС


  1. Уточнение пространственно-временных представлений (2 ч).

Уточнение временных представлений. Уточнение пространственных представлений. Ориентировка на листе бумаги.

II. Развитие фонетико-фонематических представлений (11 ч).

Звуки гласные и согласные. Согласные звуки: твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных с помощью буквы ь. Мягкий знак в середине слова. Обозначение мягкости согласных с помощью гласных 2 ряда. Разделительный ь. Глухие и звонкие согласные. Оглушение звонких согласных в конце и середине слова. Звуко-буквенный анализ и синтез слов. Слоговой анализ и синтез слов.

III. Развитие речевого анализа и синтеза на уровне предложения (слова) (14 ч).

Речь и предложение. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Слова, отвечающие на вопросы КТО? ЧТО? Слова, отвечающие на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? Слова, отвечающие на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? Дифференциация существительных, прилагательных, глаголов. Происхождение слов. Синонимы (слова - «приятели»). Антонимы (слова – «неприятели»). Омонимы (слова – «близнецы»). Многозначность слов. Прямое и переносное значение слова.

IV. Состав слова (20 ч).

Корень слова. Родственные слова. Родственные слова и слова с омонимичными корнями. Сложные слова. Безударные гласные в корне слова. Непроверяемые гласные в корне слова. Суффиксальный способ словообразования. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы профессий. Суффиксы прилагательных. Приставка. Разделительный твёрдый знак.

Дифференциация предлогов и приставок.

V. Связная речь (12 ч).

Изложение-повествование на основе зрительного восприятия текста по вопросам к каждому предложению. Изложение-повествование на основе зрительного восприятия текста по готовому плану, опорным словам. Изложение-повествование на основе слухового восприятия текста по вопросам, опорным словам. Изложение-описание на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам. Изложение с элементами описания и рассуждения на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам.




Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

к концу третьего года обучения


Обучающиеся должны знать:

- виды предложений по цели высказывания;

- схему фонетического разбора слова;

- названия основных частей речи и вопросы к ним;

- названия морфем, их определения;

- правила написания предлогов и приставок с разными частями речи.


Обучающиеся должны уметь:

- делить сплошной текст на предложения, выбирать знак препинания в соответствии с видом предложения по цели высказывания;

- осуществлять слоговой анализ и синтез слов;

- осуществлять фонетический анализ слова;

- применять изученные орфографические правила на письме;

- определять части речи путем постановки вопроса;

- осуществлять морфемный анализ слов;

- использовать различные способы словообразования для образования новых слов;

- дифференцировать предлоги и приставки;

- использовать в речи различные конструкции предложений;

- точно и четко формулировать мысль в процессе построения связного высказывания.















СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

коррекционно-развивающей работы с обучающимися 4 класса, имеющими логопедическое заключение

«Нарушения письма и чтения, обусловленные системным недоразвитием речи у ребенка с ЗПР» (60 часов, 2 часа в неделю)



4 КЛАСС


  1. Уточнение пространственно-временных представлений (2ч)

Уточнение временных представлений. Уточнение пространственных представлений. Ориентировка на листе бумаги.

II. Развитие фонетико-фонематических представлений (11 ч)

Звуки гласные и согласные. Звуко-буквенный анализ слов. Безударные гласные в корне слова. Оглушение звонких согласных в середине и в конце слова. Непроизносимые согласные в корне слова Слоговой анализ и синтез слов.

III. Развитие речевого анализа и синтеза на уровне предложения (слова) (19 ч). Понятия «словосочетание» и «предложение». Главные и второстепенные члены предложения. Простое предложение. Сложное предложение. Происхождение слов. Слова-синонимы. Слова-антонимы. Слова-омонимы. Многозначные слова.

Прямое и переносное значение слова.

Словообразование. Корень слова. Родственные слова и слова с омонимичными корнями. Суффиксальный способ словообразования. Приставочный способ словообразования.

IV. Словоизменение (15 ч).

Части речи. Имя существительное. Род имени существительного. Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода. Изменение по числам. Изменение по падежам. Имя прилагательное. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе. Согласование прилагательных с существительными в падеже. Глагол. Настоящее время глаголов. Согласование с существительными в числе. Прошедшее время глагола. Согласование с существительными в роде. Местоимение. Правописание местоимений с предлогами.

V. Развитие связной речи (12 ч).

Сочинение-повествование по серии картинок и вопросам.

Сочинение-повествование по серии картинок и опорным словам.

Сочинение-описание предмета.

Сочинение-описание на основе личного опыта и по наблюдениям

Сочинение-рассуждение.






Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

к концу четвертого года обучения.


Обучающиеся должны знать:

- названия изученных частей речи и их морфологические признаки;

- изученные языковые термины;

- структурные компоненты предложения;

- структурные компоненты текста.


Обучающиеся должны уметь:

- активно пользоваться различными способами словообразования;

- анализировать морфемный состав слова;

- составлять предложения различных синтаксических конструкций;

- составлять план текста;

- точно и четко формулировать мысль в процессе построения связного высказывания.