СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по обществознанию в 9 специальном коррекционном классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа коррекционно-развивающих занятий разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в 9б специально-коррекционном классе на основе рабочей программы по предмету обществознание.

Цель коррекционных занятий – повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и образования, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция  отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.

Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по обществознанию в 9 специальном коррекционном классе»

муниципальное образовательное учреждение

Ломовская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена Утверждена:

на заседании научно - Приказ по школе

методического совета от ________ 2015г.

протокол № 1 от _______2015 г. Директор школы

Председатель научно - Винокурова Е.А.

методического совета

Петухова А.С.

___________________ ____________________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий

по обществознанию

для 9б специального коррекционного класса

основного общего образования

Составила: Жаренова М.Г.

учитель истории и обществознания

п. Дюдьково, 2015 год



Пояснительная записка к преподаванию коррекционно-развивающих занятий по обществознанию в 9б скк классе

Рабочая программа создана на основе:

- федерального базисного учебного плана, утверждённого приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312

-федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Мин. Образования РФ от 05.03.2004 № 1089

- примерной программы основного общего образования по обществознанию, созданной на основе федерального компонента Государственного стандарта (основного) общего образования 2004 г.

- Приказа Минобрнауки России от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года. № 253».

-требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

–- письма Департамента образования Ярославской области от 25.07.2014 № 1776/01-10 «О примерных учебных планах для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- Письма Департамента образования Ярославской области о преподавании учебного предмета «Обществознанию» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2015/2016 уч.г.

- Письма Департамента образования Ярославской области «О примерных основных образовательных программах» от 11.06.2015 № 1031/0110.

- основной образовательной программы основного общего образования Ломовской средней общеобразовательной школы

- учебного плана школы на 2015-2016 учебный год.



Данная программа коррекционно-развивающих занятий разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в 9б специально-коррекционном классе на основе рабочей программы по предмету обществознание.

Цель коррекционных занятий – повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и образования, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция  отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.

Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития.

Содержание коррекционных занятий направлено на развитие и коррекцию (исправление, восстановление) определенных функций, процессов, способностей, навыков. Планируется не столько достижение отдельного результата, сколько создание условий для улучшения возможностей развития ребенка в целом. 


Программа обеспечивает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся специальных (коррекционных) классов и построена на основе коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Поскольку у обучающихся СКК есть трудности в усвоении обществоведческих представлений, понятий, процессов, они плохо анализируют и обобщают факты, не всегда понимают закономерности развития, возникла необходимость включить ряд вопросов в программу индивидуально-групповых занятий. Характеристика класса

Класс состоит из учеников имеющих рекомендации ПМПК. Класс состоит из 6 мальчиков и 1 девочки. Данный класс можно охарактеризовать как слабый, но работоспособный. Ученики приучены к выполнению разнообразных учебных действий, но только тех, которые им понятны, легки и доступны. Ученики хорошо выполняют такие виды работ как чтение, списывание, нахождение нужного материала в тексте, работа по учебной картине, карте, разгадывание кроссвордов. Очень любят соревновательные моменты и игры на уроках.

В целом ученики имеют очень низкий кругозор и интеллект. Низкий уровень восприятия информации, требует постоянного повторения, проговаривания по несколько раз. У учащихся очень низкий самоконтроль и умения самостоятельно организовать свою деятельность (собрать портфель, выполнить задание по тексту, определить что нужно сделать первым действием, что вторым), что требует постоянного контроля со стороны учителя. У всех учеников развита кратковременная память, очень быстро забывают все, и учебный материал, и события школьной жизни. У детей в данном классе очень высокий уровень тревожности, они капризны, вспыльчивы, плаксивы, постоянно нуждаются в похвале и одобрении учителя, конфликтны. Очень болезненно воспринимают критику. Внимание рассеянное, часто не видят что записано на доске, не слышат с первого раза задание, не слышат ответы друг друга, часто отвлекаются, как бы погружаясь в «в себя». Мотивация на учебу крайне низкая. Ребят можно разбить на три группы:

Средние – Грибушкин Дмитрий, Грудина Люба– бегло читают, выполняют задания значительно быстрее остальных, на уроке могут успеть больше.

Слабые – Рябков Антон, Рябков Кирилл, Лазарев Артем. Выполняют работу на среднем уровне, на уроке успевают не все.

Очень слабые – Моржухин Алексей, Козлов Вова. За классом не успевают, читают по слогам, без помощи учителя работать не могут.

Каждый ученик нуждается в индивидуальном подходе со стороны учителя, индивидуальном дозировании заданий контроле. Программа составлена с учетом особенностей детей, испытывающих стойкие трудности в обучении и требующих специальной коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса.





Рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии:



При планировании занятий внимание обращено на разбор особо значимых фактов, процессов, персоналий; на развитие, совершенствование и применении полученных знаний, умений и навыков.

Занятия имеют практическую направленность, способствуют усвоению знаний, формированию и развитию умений и навыков. В занятиях предусмотрено различие возможностей обучающихся и рекомендации ПМПК. Поэтому в некоторых занятиях обучающиеся, имеющие более выдающиеся способности, выступают как консультанты и помощники для более слабых обучающихся.

Занятия имеют практическую направленность, способствуют формированию знаний, умений и навыков: ориентироваться в хронологии, систематизировать материал, лучше усваивать понятия, развивают логическое мышление, память, речь, что особенно важно обучающихся в СКК. Занятия предполагают использование наглядных пособий, карт, краеведческого материала, исторических источников, документов, произведений художественной литературы, живописи.

Занятия проводятся по предмету: обществознание

Основные направления коррекционной работы

 

Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

-         развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

-         развитие навыков каллиграфии;

-         развитие артикуляционной моторики.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

-         развитие зрительного восприятия и узнавания;

-         развитие зрительной памяти и внимания;

-         формирование обобщенных представлений о свойствах предметов;

-         развитие пространственных представлений и ориентации;

-         развитие представлений о времени;

-         развитие слухового внимания и памяти;

-         развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

Развитие основных мыслительных операций:

-         навыков соотносительного анализа;

-         навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

-         умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

-         умения планировать деятельность;

-         развитие комбинаторных способностей.

Развитие различных видов мышления:

-         развитие наглядно-образного мышления;

-         развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация и так далее).

Развитие речи, овладение техникой речи.

Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

 

Комплекс коррекционно-развивающих упражнений по истории выступает в единой системе заданий, играющих определенную роль в решении конкретных дидактических задач и направлены на коррекцию недостатков познавательной деятельности обучающихся.

Разработанная система состоит из следующих комплексов:

  1. комплекс упражнений, обеспечивающих произвольность психических процессов, сформированность важнейших учебных действий;

  2. комплекс упражнений, направленных на развитие мышления;

  3. комплекс упражнений, обеспечивающих коррекцию недостатков развития анализаторов;

  4. комплекс упражнений, обеспечивающий поведенческую саморегуляцию.

Чтобы система была достаточно эффективна, необходимо соблюдать ряд методических требований:

  1. Система упражнений базируется на логической системе учебного предмета история, она развивается вместе с развитием не только истории, но и сопредельных наук.

  2. Задания учитывают индивидуально-типологические особенности обучающихся в познавательной деятельности. Составление упражнений ориентировано не только на достигнутый уровень обученности и развитие познавательных операций, но и учитывает «зону ближайшего развития».

  3. Упражнения составлены так, чтобы умственные действия, которые придется совершать ученику при их выполнении, соответствовали характеру изучаемого материала и чтобы выполнение заданий способствовало формированию различных познавательных действий,

  4. особенно мыслительных.

  5. Упражнения предусматривают постоянную тренировку доминантных анализаторов и их частую смену, что позволяет обеспечить обработку поступающей учебной информации с помощью наиболее развитого анализатора.






Тематическое планирование коррекционных занятий

№№

п/п

Тема

Коррекция

Дата


Тема: Политика и социальное управление



1

Политика и власть. Власть. Роль политики в жизни общества

Развитие словесно-логического мышления – умение видеть причины и следствия событий, различать причины и повод


Сентябрь

2

Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет.

Обучение приемам пользования отдельными дидактическими пособиями – работа по документам

Сентябрь

3

Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство.

Развитие умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму – работа с опорной схемой

Сентябрь

4

Политический режим.

Развитие умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму, анализировать, сравнивать: составление сравнительной таблицы.

Сентябрь

5

Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократия, ее развитие в современном мире

Развитие словесно-логического мышления – умение видеть причины и следствия событий, различать причины и повод


октябрь

6

Местное самоуправление.

Обучение приемам пользования отдельными дидактическими пособиями – работа по документам

октябрь

7

Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ.

Развитие умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму – работа с опорной схемой

октябрь

8

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ.

Развитие умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму, анализировать, сравнивать: составление сравнительной таблицы.

октябрь

9

Средства массовой информации в политической жизни. Роль СМИ в предвыборной борьбе. Влияние средств массовой информации в политической жизни.



Обучение приемам пользования отдельными дидактическими пособиями – работа по документам

ноябрь


Тема: Право



10

Система права. Принципы права. Норма права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства.

Субъекты права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Правовая информация. Право и его роль в жизни общества и государства.

Гражданское общество и правовое государство.



Тренировка зрительного анализатора, развитие мышления – составление плана ответа

ноябрь

11

Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоотношений


Развитие словесно-логического мышления – умение видеть причины и следствия событий, различать причины и повод.

Отработка навыков группировки и классификации – заполни таблицу

ноябрь

12

Понятие правоспособности и дееспособности. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Развитие словесно-логического мышления – умение видеть причины и следствия событий, различать причины и повод


декабрь

13

Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности.

Обучение приемам пользования отдельными дидактическими пособиями – работа по исторической карте

декабрь

14

Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Конституция Российской Федерации.

Развитие умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму – работа с опорной схемой

декабрь

15

Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации. Органы государственной власти.

Развитие умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму, анализировать, сравнивать: составление сравнительной таблицы.

декабрь

16

Конституционные основы судебной системы РФ. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Правоохранительные органы. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.


Отработка приемов запоминания

январь

17

.Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Права ребенка и их защита.

Развитие умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму – работа с опорной схемой

январь

18

Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

январь

19

Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Гражданские

правоотношения

Развитие речи, овладение техникой речи – пересказ индивидуального задания

февраль

20

Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения.

Развитие наглядно-образного мышления – работа по атласу и

словесно-логического мышления – умение видеть причины и следствия событий, различать причины и повод

февраль

21

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Тренировка зрительного анализатора, развитие мышления – составление плана ответа

февраль

22

Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей

Развитие словесно-логического мышления – умение видеть причины и следствия событий, различать причины и повод.

Отработка навыков группировки и классификации – заполни таблицу

февраль

23

Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.

Тренировка зрительного анализатора, развитие мышления – составление плана ответа

март

24

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. Административные правоотношения, правонарушения и наказания.

Развитие умений самостоятельного поиска информации

март

25

Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основные понятия и институты

уголовного права.

Пределы допустимой обороны.

Отработка приемов запоминания понятий, определений, дат и основных событий

март

26

Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний.

Отработка приемов пользования отдельными дидактическими пособиями – составление схемы органов власти

март


Экономика



27

Ограниченность ресурсов в экономике. Ресурсы и потребности. Экономика и ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

апрель

28

Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителя. Обменные курсы валют. Альтернативная стоимость (цена выбора). Экономические системы и собственность.


Тренировка зрительного анализатора, развитие мышления – составление плана ответа

апрель

29

Функции и формы денег. Обменные курсы валют. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Издержки, выручка, прибыль. Деньги. Инфляция

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях Отработка навыков группировки и классификации – заполни таблицу

апрель

30

Экономические системы и собственность. Экономическое развитие России в современных условиях. Безработица. Профсоюз. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие. Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Рынок. Рыночный механизм. Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы

Тренировка зрительного анализатора, развитие мышления – составление плана ответа

апрель

31

Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).

Отработка навыков работы с текстом учебника – «Выделение главной мысли»

апрель

32

Налоги, уплачиваемые гражданами.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

май

33

Экономические меры социальной поддержки.

Тренировка зрительного анализатора, развитие мышления – составление плана ответа

май

34

Пенсии, пособия, дотации.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях Отработка навыков группировки и классификации – заполни таблицу

май

35

Итоговое повторение по всему курсу.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

май

  1. Нормативно-методическое обеспечение
    преподавания обществознания

Учебный процесс осуществляется на основании следующих нормативно-правовых документов


1. Конституция РФ.

2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014)

3.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А М. Кондаков, В А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010.

4.Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / под ред. В В. Козлова, А М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009.

5.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к

условиям и реализации обучения в общеобразовательных учреждениях».