муниципальное образовательное учреждение
Ломовская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена Утверждена:
на заседании научно - Приказ по школе
методического совета от ________ 2015г.
протокол № 1 от _______2015 г. Директор школы
Председатель научно - Винокурова Е.А.
методического совета
Петухова А.С.
___________________ ____________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий
по обществознанию
для 9б специального коррекционного класса
основного общего образования
Составила: Жаренова М.Г.
учитель истории и обществознания
п. Дюдьково, 2015 год
Пояснительная записка к преподаванию коррекционно-развивающих занятий по обществознанию в 9б скк классе
Рабочая программа создана на основе:
- федерального базисного учебного плана, утверждённого приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312
-федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Мин. Образования РФ от 05.03.2004 № 1089
- примерной программы основного общего образования по обществознанию, созданной на основе федерального компонента Государственного стандарта (основного) общего образования 2004 г.
- Приказа Минобрнауки России от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года. № 253».
-требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
–- письма Департамента образования Ярославской области от 25.07.2014 № 1776/01-10 «О примерных учебных планах для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Письма Департамента образования Ярославской области о преподавании учебного предмета «Обществознанию» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2015/2016 уч.г.
- Письма Департамента образования Ярославской области «О примерных основных образовательных программах» от 11.06.2015 № 1031/0110.
- основной образовательной программы основного общего образования Ломовской средней общеобразовательной школы
- учебного плана школы на 2015-2016 учебный год.
Данная программа коррекционно-развивающих занятий разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в 9б специально-коррекционном классе на основе рабочей программы по предмету обществознание.
Цель коррекционных занятий – повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и образования, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.
Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития.
Содержание коррекционных занятий направлено на развитие и коррекцию (исправление, восстановление) определенных функций, процессов, способностей, навыков. Планируется не столько достижение отдельного результата, сколько создание условий для улучшения возможностей развития ребенка в целом.
Программа обеспечивает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся специальных (коррекционных) классов и построена на основе коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Поскольку у обучающихся СКК есть трудности в усвоении обществоведческих представлений, понятий, процессов, они плохо анализируют и обобщают факты, не всегда понимают закономерности развития, возникла необходимость включить ряд вопросов в программу индивидуально-групповых занятий. Характеристика класса
Класс состоит из учеников имеющих рекомендации ПМПК. Класс состоит из 6 мальчиков и 1 девочки. Данный класс можно охарактеризовать как слабый, но работоспособный. Ученики приучены к выполнению разнообразных учебных действий, но только тех, которые им понятны, легки и доступны. Ученики хорошо выполняют такие виды работ как чтение, списывание, нахождение нужного материала в тексте, работа по учебной картине, карте, разгадывание кроссвордов. Очень любят соревновательные моменты и игры на уроках.
В целом ученики имеют очень низкий кругозор и интеллект. Низкий уровень восприятия информации, требует постоянного повторения, проговаривания по несколько раз. У учащихся очень низкий самоконтроль и умения самостоятельно организовать свою деятельность (собрать портфель, выполнить задание по тексту, определить что нужно сделать первым действием, что вторым), что требует постоянного контроля со стороны учителя. У всех учеников развита кратковременная память, очень быстро забывают все, и учебный материал, и события школьной жизни. У детей в данном классе очень высокий уровень тревожности, они капризны, вспыльчивы, плаксивы, постоянно нуждаются в похвале и одобрении учителя, конфликтны. Очень болезненно воспринимают критику. Внимание рассеянное, часто не видят что записано на доске, не слышат с первого раза задание, не слышат ответы друг друга, часто отвлекаются, как бы погружаясь в «в себя». Мотивация на учебу крайне низкая. Ребят можно разбить на три группы:
Средние – Грибушкин Дмитрий, Грудина Люба– бегло читают, выполняют задания значительно быстрее остальных, на уроке могут успеть больше.
Слабые – Рябков Антон, Рябков Кирилл, Лазарев Артем. Выполняют работу на среднем уровне, на уроке успевают не все.
Очень слабые – Моржухин Алексей, Козлов Вова. За классом не успевают, читают по слогам, без помощи учителя работать не могут.
Каждый ученик нуждается в индивидуальном подходе со стороны учителя, индивидуальном дозировании заданий контроле. Программа составлена с учетом особенностей детей, испытывающих стойкие трудности в обучении и требующих специальной коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса.
Рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии:
При планировании занятий внимание обращено на разбор особо значимых фактов, процессов, персоналий; на развитие, совершенствование и применении полученных знаний, умений и навыков.
Занятия имеют практическую направленность, способствуют усвоению знаний, формированию и развитию умений и навыков. В занятиях предусмотрено различие возможностей обучающихся и рекомендации ПМПК. Поэтому в некоторых занятиях обучающиеся, имеющие более выдающиеся способности, выступают как консультанты и помощники для более слабых обучающихся.
Занятия имеют практическую направленность, способствуют формированию знаний, умений и навыков: ориентироваться в хронологии, систематизировать материал, лучше усваивать понятия, развивают логическое мышление, память, речь, что особенно важно обучающихся в СКК. Занятия предполагают использование наглядных пособий, карт, краеведческого материала, исторических источников, документов, произведений художественной литературы, живописи.
Занятия проводятся по предмету: обществознание
Основные направления коррекционной работы
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация и так далее).
Развитие речи, овладение техникой речи.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Комплекс коррекционно-развивающих упражнений по истории выступает в единой системе заданий, играющих определенную роль в решении конкретных дидактических задач и направлены на коррекцию недостатков познавательной деятельности обучающихся.
Разработанная система состоит из следующих комплексов:
комплекс упражнений, обеспечивающих произвольность психических процессов, сформированность важнейших учебных действий;
комплекс упражнений, направленных на развитие мышления;
комплекс упражнений, обеспечивающих коррекцию недостатков развития анализаторов;
комплекс упражнений, обеспечивающий поведенческую саморегуляцию.
Чтобы система была достаточно эффективна, необходимо соблюдать ряд методических требований:
Система упражнений базируется на логической системе учебного предмета история, она развивается вместе с развитием не только истории, но и сопредельных наук.
Задания учитывают индивидуально-типологические особенности обучающихся в познавательной деятельности. Составление упражнений ориентировано не только на достигнутый уровень обученности и развитие познавательных операций, но и учитывает «зону ближайшего развития».
Упражнения составлены так, чтобы умственные действия, которые придется совершать ученику при их выполнении, соответствовали характеру изучаемого материала и чтобы выполнение заданий способствовало формированию различных познавательных действий,
особенно мыслительных.
Упражнения предусматривают постоянную тренировку доминантных анализаторов и их частую смену, что позволяет обеспечить обработку поступающей учебной информации с помощью наиболее развитого анализатора.
Тематическое планирование коррекционных занятий
№№ п/п | Тема | Коррекция | Дата |
| Тема: Политика и социальное управление | | |
1 | Политика и власть. Власть. Роль политики в жизни общества | Развитие словесно-логического мышления – умение видеть причины и следствия событий, различать причины и повод | Сентябрь |
2 | Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. | Обучение приемам пользования отдельными дидактическими пособиями – работа по документам | Сентябрь |
3 | Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. | Развитие умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму – работа с опорной схемой | Сентябрь |
4 | Политический режим. | Развитие умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму, анализировать, сравнивать: составление сравнительной таблицы. | Сентябрь |
5 | Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократия, ее развитие в современном мире | Развитие словесно-логического мышления – умение видеть причины и следствия событий, различать причины и повод | октябрь |
6 | Местное самоуправление. | Обучение приемам пользования отдельными дидактическими пособиями – работа по документам | октябрь |
7 | Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. | Развитие умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму – работа с опорной схемой | октябрь |
8 | Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. | Развитие умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму, анализировать, сравнивать: составление сравнительной таблицы. | октябрь |
9 | Средства массовой информации в политической жизни. Роль СМИ в предвыборной борьбе. Влияние средств массовой информации в политической жизни. | Обучение приемам пользования отдельными дидактическими пособиями – работа по документам | ноябрь |
| Тема: Право | | |
10 | Система права. Принципы права. Норма права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства. Субъекты права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Правовая информация. Право и его роль в жизни общества и государства. Гражданское общество и правовое государство. | Тренировка зрительного анализатора, развитие мышления – составление плана ответа | ноябрь |
11 | Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоотношений | Развитие словесно-логического мышления – умение видеть причины и следствия событий, различать причины и повод. Отработка навыков группировки и классификации – заполни таблицу | ноябрь |
12 | Понятие правоспособности и дееспособности. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Особенности правового статуса несовершеннолетних. | Развитие словесно-логического мышления – умение видеть причины и следствия событий, различать причины и повод | декабрь |
13 | Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности. | Обучение приемам пользования отдельными дидактическими пособиями – работа по исторической карте | декабрь |
14 | Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Конституция Российской Федерации. | Развитие умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму – работа с опорной схемой | декабрь |
15 | Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации. Органы государственной власти. | Развитие умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму, анализировать, сравнивать: составление сравнительной таблицы. | декабрь |
16 | Конституционные основы судебной системы РФ. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Правоохранительные органы. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. | Отработка приемов запоминания | январь |
17 | .Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Права ребенка и их защита. | Развитие умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму – работа с опорной схемой | январь |
18 | Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях | январь |
19 | Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Гражданские правоотношения | Развитие речи, овладение техникой речи – пересказ индивидуального задания | февраль |
20 | Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения. | Развитие наглядно-образного мышления – работа по атласу и словесно-логического мышления – умение видеть причины и следствия событий, различать причины и повод | февраль |
21 | Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей. | Тренировка зрительного анализатора, развитие мышления – составление плана ответа | февраль |
22 | Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей | Развитие словесно-логического мышления – умение видеть причины и следствия событий, различать причины и повод. Отработка навыков группировки и классификации – заполни таблицу | февраль |
23 | Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника. | Тренировка зрительного анализатора, развитие мышления – составление плана ответа | март |
24 | Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. | Развитие умений самостоятельного поиска информации | март |
25 | Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основные понятия и институты уголовного права. Пределы допустимой обороны. | Отработка приемов запоминания понятий, определений, дат и основных событий | март |
26 | Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. | Отработка приемов пользования отдельными дидактическими пособиями – составление схемы органов власти | март |
| Экономика | | |
27 | Ограниченность ресурсов в экономике. Ресурсы и потребности. Экономика и ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности. | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях | апрель |
28 | Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителя. Обменные курсы валют. Альтернативная стоимость (цена выбора). Экономические системы и собственность. | Тренировка зрительного анализатора, развитие мышления – составление плана ответа | апрель |
29 | Функции и формы денег. Обменные курсы валют. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Издержки, выручка, прибыль. Деньги. Инфляция | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях Отработка навыков группировки и классификации – заполни таблицу | апрель |
30 | Экономические системы и собственность. Экономическое развитие России в современных условиях. Безработица. Профсоюз. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие. Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Рынок. Рыночный механизм. Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы | Тренировка зрительного анализатора, развитие мышления – составление плана ответа | апрель |
31 | Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги). | Отработка навыков работы с текстом учебника – «Выделение главной мысли» | апрель |
32 | Налоги, уплачиваемые гражданами. | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях | май |
33 | Экономические меры социальной поддержки. | Тренировка зрительного анализатора, развитие мышления – составление плана ответа | май |
34 | Пенсии, пособия, дотации. | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях Отработка навыков группировки и классификации – заполни таблицу | май |
35 | Итоговое повторение по всему курсу. | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях | май |
Нормативно-методическое обеспечение
преподавания обществознания
Учебный процесс осуществляется на основании следующих нормативно-правовых документов
1. Конституция РФ.
2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014)
3.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А М. Кондаков, В А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010.
4.Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / под ред. В В. Козлова, А М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009.
5.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и реализации обучения в общеобразовательных учреждениях».