Учитель: Каленова Е. И.
с. М-Майдан
2019 г.
Рабочая программа коррекционного курса (ИГЗ по русскому языку) для 2 класса составлена в соответствии с:
- Адаптированной основной образовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ «М-Майданская СШ»
Программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей и коррекции пробелов в знаниях по русскому языку.
Рабочая программа коррекционного курса рассчитана на 34 часа в год.
Количество часов в неделю – 1.
1. Формирование у обучающихся первоначальных языковых обобщений и интереса к языку.
2. Формирование представлений о связной письменной речи как о виде общения.
3. Формирование навыков грамотного и аккуратного письма.
4. Формирование нравственных, эстетических качеств личности.
- писать под диктовку буквы, слоги, слова (из 3-4 букв), написание которых не расходится с произношением (6 слов).
- группировать слова – названия предметов и названия действий, приводить в качестве примеров слова этих категорий;
-развитие графических навыков.
№ | Тема занятий | Дата | Коррекционная работа | Универсальные учебные действия |
1 | Составление предложений на основе демонстрации действий. Схема предложения. Обозначение на схеме правил записи предложений. | 3.09 | Развитие графических навыков. Развитие произвольного внимания | Уметь составлять предложения на основе демонстрации действий. Уметь составлять схему предложений . |
2 | Большая буква в предложении и точка в конце. Анализ схемы. Количество слов в схеме и записанном предложении. | 10.09 | Развитие графических навыков. Развитие способности к дифференцированию усилий кисти руки | Уметь делать анализ схемы предложения. Определять количество слов в нём. |
3 | Распространение предложений с помощью картинок. | 17.09 | Развитие графических навыков. Развитие зрительной памяти. | Уметь распространять предложения с помощью картинок. |
4 | Называние предметов различных родовых групп: игрушки, учебные вещи, фрукты, овощи, школьная мебель и др. | 24.09 | Развитие графических навыков. Развитие произвольного внимания | Уметь объединять различные предметы в родовые группы называя их одним словом. |
5 | Расположение предложений в последовательном порядке на основе серии сюжетных картинок. | 01.10 | Развитие графических навыков. Развитие произвольного внимания | Уметь располагать предложения в правильном порядке на основе серии сюжетных картинок. |
6 | Гласные звуки и буквы. Условное обозначение гласных звуков и букв в схеме (звуко-буквенная схема) | 08.10 | Развитие графических навыков. Развитие способности к дифференцированию усилий кисти руки | Уметь выделять и обозначать значками гласные звуки и буквы в схеме. |
7 | Согласные звуки и буквы. Условное обозначение согласных звуков и букв в схеме (звуко-буквенная схема) | 15.10 | Развитие графических навыков. Развитие способности к дифференцированию усилий кисти руки | Уметь выделять и обозначать значками согласные звуки и буквы в схеме. |
8 | Сравнение слов, отличающихся одним звуком (дом-дым, кашка-каска). Наблюдение за звуковой и буквенной структурой слова | 22.10 | Развитие графических навыков. Развитие произвольного внимания | Уметь сравнивать слова, отличающиеся одним звуком (дом-дым, кашка-каска). Наблюдать за звуковой и буквенной структурой слова, Выполнять наглядное объяснение значения слова . |
9 | Ударение в двусложных словах. Знак ударения. | 05.11 | Развитие графических навыков. Развитие способности к дифференцированию усилий кисти руки | Уметь выделять ударный гласный по образцу |
10 | Слог. Деление слов на слоги. Четкое произнесение каждого слова. Составление слов из данных слогов с опорой на картинки. | 12.11 | Развитие графических навыков. Развитие фонематического восприятия. Развитие объёма внимания. | Уметь делить слова на слоги. Четко произносить слова, деля их на слоги. Составлять слова из слогов с опорой на предметные картинки |
11 | Слова со звуками [и] и [й], различение их значений. Деление данных слов на слоги. Составление схемы слова. | 19.11 | Развитие графических навыков. Развитие зрительной памяти. | Уметь делить слова на слоги. Составлять схему слова. |
12 | Звонкие и глухие согласные, их различение». | 26.11 | Развитие графических навыков. Развитие зрительной памяти. | Различать слова на слух и в произношении. Различение значений слов. Звуко-буквенный анализ. |
13 | Звонкие и глухие согласные, их различение | 03.12 | Развитие графических навыков. Развитие фонематического восприятия. Развитие объёма внимания. | Различать слова на слух и в произношении. Различение значений слов. Звуко- буквенный анализ. |
14 | Шипящие и свистящие согласные. | 10.12 | Развитие графических навыков. Развитие способности к дифференцированию усилий кисти руки | Различать слова на слух и в произношении. Различение значений слов. Звуко-буквенный анализ. |
15 | Дифференциация шипящих и свистящих согласных. Звуко-буквенный анализ слов. Различение значения слов. | 17.12 | Развитие графических навыков. Развитие зрительной памяти. | Различать слова на слух и в произношении. Различение значений слов. Звуко-буквенный анализ. |
16 | Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога. Буква е в начале слова или слога. Буквенная схема слов. Запоминание написания слов с этой буквой. | 24.12 | Развитие графических навыков. Развитие зрительной памяти. | Уметь выделять и обозначать значками гласные звуки и буквы в схеме. |
17 | Согласные твердые и мягкие, различение их на слух и в произношении. Обозначение на письме мягкости и твердости согласных буквами ы-и. | 14.01 | Развитие графических навыков. Развитие способности к дифференцированию усилий кисти руки. | Различать на слух и в произношении слова с твёрдыми и мягкими согласными |
18 | Обозначение на письме мягкости и твердости согласных буквами о-ё. Определение значений слов. | 21.01 | Развитие графических навыков. Развитие фонематического восприятия. | Различать на слух и в произношении слова с твёрдыми и мягкими согласными |
19 | Буква мягкий знак для обозначения мягкости согласных на конце слова. | 28.01 | Развитие графических навыков. Развитие способности к дифференцированию усилий кисти руки. | Уметь правильно обозначать мягкие согласные с помощью ь знака. |
20 | Дифференциация слов с твердыми и мягкими согласными звуками на конце | 4.02 | Развитие графических навыков. Развитие фонематического восприятия. Развитие объёма внимания. | Различать на слух и в произношении слова с твёрдыми и мягкими согласными. |
21 | Называние предметов, отвечающих на вопрос что? Выделение частей предметов и их названий. | 11.02 | Развитие графических навыков. Развитие зрительной памяти. | Уметь классифицировать слова, ставить вопросы. |
22 | Обозначение обобщающим словом группы видовых предметов: игрушки, учебные вещи, посуда, мебель и т.д. Вопрос что? К группе предметов и их обобщающему названию. | 18.02 | Развитие концентрации внимания и его устойчивости. | Уметь классифицировать слова, ставить вопросы. |
23 | Группировка предметов и их названий (люди, птицы, звери, домашние животные), отвечающие на вопрос кто? | 25.02 | Развитие графических навыков. Развитие зрительной памяти. | Различать слова по их родовым категориям. |
24 | Называние одного предмета и несколько одинаковых предметов, отвечающих на вопросы кто? что? | 3.03 | Развитие концентрации внимания и его устойчивости. | Различать слова по их родовым категориям. |
25 | Большая буква в именах и фамилиях людей. | 10.03 | Развитие графических навыков. Развитие зрительной памяти. | Написание большой буквы в именах, фамилиях людей. |
26 | Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных | 17.03 | Развитие концентрации внимания и его устойчивости. | Написание большой буквы в именах, фамилиях людей, кличках животных. |
27 | Действие и его название. Различение действия и его названия. Называние действий предметов по вопросу что делает? | 31.03 | Развитие концентрации внимания и его устойчивости | Уметь классифицировать слова, ставить вопросы. |
28 | Роль предлога в обозначении пространственного расположения предметов. Упражнения в использовании предлогов для соответствующего обозначения предмета в пространстве (книгу положили в стол, на стол, взяли с полки и т.д.) | 7.04 | Развитие графических навыков. Развитие зрительной памяти. | Видеть и слышать предлоги в предложении |
29 | Слова с непроверяемой гласной (словарные слова). Наблюдение за единообразным написанием гласных в словах - «родственниках». Подбор таких слов на основе картинок, предметов и вопросов. | 14.04 | Развитие графических навыков. Развитие способности к дифференцированию усилий кисти руки. | Уметь правильно писать слова с непроверяемыми гласными |
30 | Выделение предложения из речи или из текста по заданию учителя («Прочитай и запиши предложение о волке, о лисе»). | 21.04 | Развитие графических навыков. Развитие произвольного внимания. | Знать, что наша речь состоит из предложений, уметь грамотно записывать предложение |
31 | Сравнение разрозненных слов (2-3) и предложения. Подведение учащихся к пониманию того, что набор слов не есть предложение. | 28.04 | Развитие графических навыков. Развитие произвольного внимания. | Знать, что наша речь состоит из предложений, уметь грамотно записывать предложение |
32 | Завершение начатого предложения с опорой на картинку: В зоопарк привезли (картинка). На ветке сидела (картинка). | 5.04 | Развитие графических навыков. Развитие способности к дифференцированию усилий кисти руки. | Знать, что наша речь состоит из предложений, уметь грамотно записывать предложение |
33 | Чтение диалогов. Определение количества предложений в них (не более 4 реплик). | 12.04 | Развитие графических навыков. Развитие зрительной памяти. | Уметь составлять предложения из слов |
34 | Вопросительная интонация в вопросе, повествовательная в ответе | 19.04 | Развитие графических навыков. Развитие способности к дифференцированию усилий кисти руки. | Уметь составлять предложения из слов |
1 А. К. Аксенова. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. М.: Просвещение, 2004.
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы», под ред. В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 2013.
3. Э. В. Якубовская, Н.В. Павлова «Русский язык 2 класса» учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - М.: Просвещение,2014.