СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» 3 «В» класс на 2021 – 2022 учебный год для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные цели коррекционного курса «Логопедические занятия» для обучающихся воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 класса: развивать речевую базу, предупредить трудности в общении, способствовать успешному усвоению школьной программы и социальной адаптации обучающихся. Программа коррекционного курса «Логопедические занятия» учитывает особенности познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта, направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное воспитание.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» 3 «В» класс на 2021 – 2022 учебный год для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).»

Областное казенное общеобразовательное учреждение

«Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени»



«Рассмотрено» «Согласовано»

на заседании МО зам. директора по УВР

учителей русского языка и литературы ____________Е.В. Зубрилова

протокол № 1 от «__» августа 2021 года

«__» августа 2021 года


«Утверждено» «Введено в действие»

на заседании МС приказом ____от

ОКОУ «Курская школа «Ступени» «__» августа 2021 года

Протокол №1 от Директор ОКОУ Курская школа «Ступени»

« » августа 2021 года

_____________ О.А. Фатеева


Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия»

3 «В» класс

на 2021 – 2022 учебный год

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)




Составитель:

Учитель-логопед высшей квалификационной категории

Пенькова Светлана Владимировна



Курск – 2021 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующим обязательным коррекционным курсом: «Логопедические занятия».

Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия», составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), направленная на реализацию системы логопедической помощи обучающимся в освоении адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 «В» класса разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы/ под редакцией кпн, профессора И.М.Бгажноковой –М.; Просвещение, 2013 г. 1-4 класс и следующих нормативно-правовых документов, учебника по русскому языку Э. В. Якубовской, Я. В. Коршуновой.

- Закона 273-ФЗ от 21 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».

- Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования».

- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".

- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

- Постановления Главного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г N 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

- Приказа от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».

- Приказа комитета образования и науки Курской области № 1 – 226 от 13.03.2015 г. «Об утверждении Плана действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

- Письма Минобрнауки России от 11.08.2016 № ВК-1789/07 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
- Распоряжения Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 "Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность".

- Письма Министерства образования и науки РФ от 11.03.2016 г. № ВК – 452/07 «Методические рекомендации по вопросам введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

- Положения о рабочей программе ОКОУ «Курская школа «Ступени».

- Устава ОКОУ «Курская школа «Ступени».

- Учебного плана ОКОУ «Курская школа «Ступени».

- Должностной инструкции учителя – логопеда ОКОУ «Курская школа «Ступени».

ФГОС НОО поставил задачу обеспечить «равные возможности получения качественного начального общего образования» для всех детей, поступающих в школу.

ФГОС указывает на обязательный учет индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на необходимость создания системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и специальных условий для их обучения и воспитания. Современный опыт показывает, что в условиях раннего вмешательства развитие детей с ОВЗ приобретает стойкую положительную динамику. В соответствии с данными рекомендациями были разработаны следующие цели и задачи коррекционного курса «Логопедические занятия» во втором классе:

Основные цели коррекционного курса «Логопедические занятия»: развивать речевую базу, предупредить трудности в общении, способствовать успешному усвоению школьной программы и социальной адаптации обучающихся с ОВЗ.

Основные задачи программы:

  1. Развитие мотивации речевого общения, положительных личностных качеств, эмоционального контакта с окружающими и интереса обучающихся к занятиям.

  2. Развитие слуховой и зрительной функции, восприятия, внимания, памяти, а также умственных способностей и умений, эмоционально-волевой сферы.

  3. Устранение дефектов произношения, упорядочение представлений о звуковой стороне речи.

  4. Развитие (формирование) навыков грамматического конструирования словосочетаний и предложений.

  5. Коррекция всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи.

  6. Развитие коммуникативных умений, навыков и познавательной деятельности за счёт уточнения и расширения представлений об окружающей действительности.

  7. Развитие умений сопровождать речью совершаемые действия, умения чётко и ясно выстраивать речевые конструкции.

  8. Развитие дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата, общей, ручной моторики; графических навыков.

  9. Развитие просодической стороны речи.

  10. Развитие пространственно-временных представлений.

  11. Развитие навыков письма (правильности и скорости перевода фонемы в графему, графемы в кинему), осуществление перехода к чтению целыми словами.

  12. Развитие готовности к восприятию орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова.

  13. Работа со звуковым строением слов, развитие (формирование) навыков звукового анализа слов, навыков языкового анализа и синтеза.

  14. Уточнение гласных и согласных звуков и букв; интонационное выделение звука в слове.

  15. Развитие слоговой структуры слов. Развитие грамматических стереотипов словоизменения и словообразования.

  16. Формировать синтаксические стереотипы и работать над усвоением синтаксических связей в составе предложения.

  17. Составление простых распространенных предложений (из 3, 4, 5, 6 слов) на основе различных опор.

  18. Расширение возможностей участия детей в диалоге, развитие монологической речи.

Общая характеристика коррекционного курса «Логопедические занятия»

Программа предусматривает проведение логопедических занятий с использованием межпредметных связей с психокоррекционно- развивающими занятиями по психологическому практикуму (развитие зрительной памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения); учебными предметами: «Русский язык», «Чтение», «Мир природы и человека», «Речевая практика», «Математика». Учитель-логопед ведет работу в тесном контакте с учителями: психологом, дефектологом, классным руководителем, «предметными» учителями, социальным педагогом, воспитателями и родителями.

Логопедическая работа строится на основе положений, разработанных в дефектологии и логопедии (Л.В. Выготским, Р.Е. Левиной, В.И. Лубовским и др.):

1. формирование коммуникативной функции речи, как регулятора психической деятельности детей;

2. онтогенетического, последовательного формирования всех сторон речи;

3. системного подхода к характеру нарушения речи и ее формированию.

Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» в 3 классе для обучающихся воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

  • развивающего обучения (с опорой на "зону ближайшего развития");

  • учёта закономерностей речевого развития в норме

  • гуманизма – вера в возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;

  • системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

  • рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

  • реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации; единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

  • единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

  • деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

  • индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;

  • системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи;

  • коррекционной направленности.

В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных обучающихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Основные методы организации логопедической работы:

Для усвоения программы используются основные методы обучения:

Словесные: рассказ, используется при объяснении нового материала, дети получают полную информацию о новых незнакомых понятиях; беседа, используется при выяснении уровня знаний учащихся; объяснение, используется для раскрытия причинно-следственных связей; работа с учебником и книгой; инструкции; анализ выполненных работ.

Наглядные: демонстрация; экскурсии; самостоятельные наблюдения, иллюстрации, показ наглядных пособий: предметных и сюжетных картинок, инструкционных карт, таблиц, схем.

Метод практических знаний (устные и письменные упражнения, практические работы, работа по образцу); проблемно-поисковый; репродуктивный метод (при этом методе обучающиеся воспроизводят полученные знания в речевой деятельности). Методы индивидуального обучения.

Приемы, которые используются на занятиях:

  • Совместные действия ребенка и взрослого.

  • Действия по подражанию.

  • Действия по образцу, по словесной инструкции.

  • Приемы наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов для закрепления представлений о форме, величине, количестве предметов.

  • Предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога форму, величины, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке.

  • Соотнесение натуральных предметов с объемными и плоскостными изображениями.

  • Подготовительные наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями в природе в разное время года, изменениями, происходящими в течении дня, и так далее, с целью формирования временных представлений.

  • Обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного использования в процессе учебной деятельности.

  • Соотносить плоскостные и пространственные фигуры в процессе игр и в игровых упражнений.

  • Перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно.

  • Производить простейшие действия по перемещению предметов вперед, назад, вверх, вниз по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции.

В процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения:

  • коррекции звукопроизношения;

  • игровые;

  • разноуровневого и дифференцированного обучения;

  • личностно-ориентированные, как способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей (индивидуальные задания в ходе работы);

  • здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности, упражнения на внимание);

  • технологии реализации метапредметных связей в образовательном процессе;

  • информационно-коммуникационные технологии (использование мультимедийных средств обучения);

  • технологии коррекционно-развивающего обучения;

  • технология формирования учебной самооценки;

ключевых компетенций:

  • ценностно-смысловые;

  • общекультурные;

  • учебно-познавательные;

  • информационные;

  • коммуникативные;

  • социально-трудовые.

В ходе коррекционной логопедической работы реализуются следующие направления:

Создание условий, способствующих освоению детьми адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) обучающихся с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.

Разработка и реализация рабочей программы коррекционного курса «Логопедические занятия», организация и проведение логопедических индивидуальных и групповых занятий по коррекции речевых нарушений; устной и письменной речи;

Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с речевым недоразвитием по вопросам речевого развития детей.

Комплексное исследование фонда знаний, умений, навыков, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи; нейропсихологическое изучение; выявление обучающихся с нарушениями устной речи; наблюдение за динамикой речевого развития в условиях коррекционной работы (проведение мониторингов), выстраивание индивидуального маршрута коррекции речевых нарушений.

Подготовка необходимых для занятий дидактических и методических пособий, их применение с учетом возрастных и психических возможностей ребенка;

Оказание консультативно-методической помощи учителям, воспитателям, родителям (законным представителя ребёнка).

Обсуждение речевого развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с врачами, учителями и родителями, выстраивание индивидуального образовательного маршрута.

Следующее направление - профилактика. Она включает совокупность предупредительных мер, направленных на сохранение речевой функции и предупреждение её нарушений.

Логопедическое воздействие осуществляется в процессе обучения, воспитания и развития. Таким образом, выделяются следующие направления в работе учителя-логопеда: коррекция, компенсация, адаптация, диагностика, профилактика, консультирование, просвещение, психотерапия, а также обучение, воспитание и развитие.

Логопедическое воздействие реализуется в процессе фронтальных и индивидуальных занятий. В течение учебного года проводятся фронтальные и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения (постановке и автоматизации звуков) проводятся один раз в неделю, а групповые (фронтальные) два раза. Особенностью логопедической работы по устранению дефектов звукопроизношения является её индивидуализация; максимальное использование полимодальных афферентаций на этапе постановки звука, наличие длительных этапов автоматизации дифференциации звуков.

Основные направления логопедической работы на индивидуальных занятиях:

Для автоматизации поставленных звуков дети объединяются в подгруппы по однородности дефекта.

1. Развитие слухового восприятия, понимания речи.

2. Развитие движений артикуляционного аппарата, необходимого для правильного и четкого произношения звуков. Развитие речевого дыхания, отработка ротового и носового выдоха. Работа над голосом, стимуляция нёбно-глоточного смыкания. Для детей с выраженными нарушениями моторики артикуляционного аппарата проводятся специальные упражнения (в течение года).

3. Постановка, автоматизация навыков правильного произношения корригированных звуков и их дифференциация.

4. Формирование (развитие) фонематических процессов.

5. Преодоление затруднений, связанных с произношением слов различного слогового состава (многосложные слова, со стечением 2-3 согласных).

6. Развитие коммуникативных навыков.

7. Развитие познавательных процессов.

8. Развитие лексики, навыков словообразования и словоизменения.

9. Развитие математических представлений в процессе согласования числительных с существительными.

10. Формирование связной (диалогической и монологической) выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.

Основные направления логопедической работы на фронтальных занятиях:

  1. Упражнения для развития артикуляционной моторики; для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; глазодвигательная гимнастика.

2. Правильное, четкое произношение отрабатываемых звуков.

3. Формирование (развитие) слоговой структуры речи.

4. Формирование (развитие) фонематических процессов; фонематического и слогового анализа и синтеза.

5. Дифференциация свистящих между собой, шипящих между собой и других парных согласных (по звонкости – глухости).

6. Развитие лексико-грамматического строя речи (обогащение и активизация словарного запаса, формирование или развитие словообразовательных навыков).

7. Работа над словосочетанием и предложением.

8. Развитие связной речи, просодической стороны речи (темп, ритм, голос, выразительность).

9. Предупреждение и устранение нарушений письма и чтения.

10.Развитие когнитивных навыков.

11. Работа по развитию эмоционально-личностных качеств познавательной сферы.

12. Развитие математических представлений в процессе согласования числительных с существительными.

13. Формирование связной (диалогической и монологической) выразительной речи.

Эта работа ведётся одновременно с развитием связной речи. Поэтому учащиеся упражняются в составлении и четком произнесении простых распространенных предложений с соблюдением правильной интонации и ударением. Внимание обращается на умение четко произносить окончания слов в связи с изменением их форм.

Большое внимание при этом уделяется развитию слуховой памяти, развитие фонематического слуха. Работа включает:

- умение повторить в данной последовательности слоговой ряд, состоящий из 3-4 сочетаний;

- умение запомнить в данной последовательности 4-6 слов;

- заучивание наизусть скороговорок, пословиц, поговорок, стихотворений и коротких текстов.

На заключительном этапе происходит совершенствование навыков произношения в самостоятельной связной речи. К этому времени уже сформированы механизмы правильной артикуляции звуков и восприятие фонем, поэтому процесс автоматизации идет по пути уменьшения утрированного проговаривания звуков. Зато значительно повышаются требования к ритмико-интонационной организации речи. Интонация обладает свойством изменять смысл предложения, а также для передачи отношения и эмоционального состояния говорящего.

В процессе работы у учащихся формируются средства интонационного оформления высказывания: повышение и понижение голоса, изменения темпа, увеличение или ослабление громкости.

Наиболее эффективной формой организации работы по формированию произношения является сочетание индивидуальных и фронтальных занятий.

Методические рекомендации реализации программы:

1. Использование игры, как основного ведущего вида деятельности ребенка.

Именно в игре можно наиболее эффективно осуществить коррекционное воздействие на речь и личность ребенка. Еще большую значимость приобретает создание специальной игровой среды в работе с детьми с различными нарушениями в психофизическом развитии. Игра побуждает говорить свободно и выразительно, позволяет отработать навык правильной речи, дает возможность тренировать движения тонких мышц. Наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Наконец, игровая среда сама по себе оказывает благотворное воздействие на общее психофизическое состояние ребенка, вызывает у него встречную активность, затрагивает его интересы, фантазию, воображение, освобождает детей от утомительной неподвижности на логопедических занятиях и помогает чередовать виды речевой работы.

2. Закрепление правильных речевых навыков в различных ситуациях (диалоги с детьми и взрослыми, телефонные разговоры, пересказы фильмов, мультфильмов, сказок и т. д.)

3. Частая повторяемость логопедических упражнений.

4. Максимальное включение анализаторов.

5. Тщательная дозировка заданий и речевого материала.

6. Не очень быстрый темп работы.

7. Проведение речевых действий через материализацию их с опорой на вспомогательные средства (картинки, схемы и т.д.), в речевом плане и во внутреннем плане.

8. Содержание логопедической работы должно находиться в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка. В процессе логопедической работы осуществляется изучение языковых явлений и закономерностей овладения знаниями о языке и подготавливать детей к усвоению программы по русскому языку и чтению в данном классе. Учебный материал способствует коррекции и развитию речи, обогащает словарный запас школьников, способствует коррекции высших психических функций.

9. Работа учащихся на занятии не оценивается системой баллов. Оценка достижений осуществляется по шкале «хорошо - очень хорошо - отлично». При этом берется во внимание не только конечный результат работы ученика, а его продвижение в речевых умениях, тем самым поощряется любая попытка ученика участвовать в коммуникации, следить за исправлением ошибок в самостоятельной речи.

Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Одним из способов получения знаний в 3 «В» классе осуществляется благодаря деятельностному подходу. С точки зрения деятельностного подхода на логопедических занятиях используются специальные задания на применение существующих знаний «для себя» через дидактическую игру, проектную деятельность и работу с жизненными (компетентностными) задачами. Особенностью расположения материала в программе является наличие подготовительных упражнений, которые подводят учащихся к формированию того или иного понятия. Материалы курса организованы таким образом, чтобы педагог и дети могли осуществлять дифференцированный подход в обучении в зависимости, с одной стороны, от учета трудностей и особенностей овладения учащимися знаниями, а с другой – от учета их потенциальных возможностей. Таким образом, программа носит личностно-ориентированный, деятельный, коррекционный характер и направлена на своевременное выявление речевых патологий, на преодоление дефектов речи, на развитие у детей коммуникативных навыков и мотивации к обучению.

Для большинства детей с нарушениями речи с ОВЗ характерны затруднения в общении с окружающими их людьми. В связи с этим особую значимость приобретает формирование основ коммуникативной культуры учащихся с интеллектуальными нарушениями с учетом особенностей их речевого и личностного развития. Для снижения умственного переутомления обучающихся с ОВЗ предусмотрена доступная организация практической деятельности.

Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью разных групп проявляется и в глубоком своеобразии их социализации. Перспективы образования обучающихся с умственной отсталостью детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития интеллекта. Для обучающихся с умственной отсталостью выделяются образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические. Общие потребности: - непрерывность коррекционно-развивающего процесса.

Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выделяются образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.

Общие потребности: - непрерывность коррекционно-развивающего процесса.

Специфические образовательные потребности:

- наглядно-действенный характер содержания образования;

- подготовка необходимых для занятий дидактических и методических пособий, их применение с учетом возрастных и психических возможностей ребенка;

- упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

- специальное обучение «переносу» сформированных знаний, умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

- необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

-обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов, обучающихся с умственной отсталостью;

- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

- стимуляция познавательной активности.

Таким образом, логопедическая работа характеризуется большой спецификой, которая обусловлена особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями детей с нарушениями интеллекта, а также характером симптоматики, механизмов, структуры дефекта. Значит, для более успешной коррекции речевых нарушений необходимо:

  • согласование путей коррекционно-логопедического воздействия со службой сопровождения Курской школы «Ступени»;

  • речевое, познавательное, деятельностно-практическое, эмоционально-ценностное развитие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с опорой на наиболее сохранные анализаторы, учёт компенсаторных возможностей, создание комфортных условий для обучения, воспитания и развития.

Программа коррекционного курса «Логопедические занятия» учитывает особенности познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта, направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное воспитание. Рабочая программа решает задачи нравственного и эстетического воспитания: воспитание начал гуманизма, любовь к Родине, формирование коллективистских чувств и отношений, трудолюбие, воспитание дисциплинированности, сдержанности, бережного отношения к школьному имуществу, а также развитие у детей способности воспринимать красоту окружающего мира, формировать эстетический вкус. Программа содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. Программа определяет оптимальный объём знаний и умений, который доступен большинству учеников. Некоторые обучающиеся постоянно отстают от одноклассников в усвоении знаний, однако они должны овладевать минимальным уровнем знаний и умений, для самостоятельной же работы таким обучающимся следует давать посильные для выполнения задания.

Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Логопедические занятия строятся так, чтобы усвоение знаний, формирование умений и навыков органично сочетались с развитием у каждого ребенка положительных качеств личности и способствовали комплексному решению задач обучения, коррекции и воспитания. Логопедические занятия призваны оказывать большое влияние на воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью, на их адаптацию в современном обществе, что определяет актуальность и практическую значимость предлагаемой программы.

В процессе логопедических занятий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 «В» класса корригируются высшие психические функции, устная речь и письменная речь; осуществляется обучение грамоты, профилактика нарушений письма; воспитывается интерес к родному языку.

Каждое занятие построено с учетом нарушений в устной речи, программных требований, общих психофизических особенностей, характерных для детей с интеллектуальной недостаточностью, а также индивидуальных особенностей каждого ребенка. Основным принципом такого подхода является установка на коррекцию тех или иных недостатков детей с максимальным использованием их возможностей. Так же занятия практическим путём формируют и развивают умения анализировать, сравнивать и обобщать слова по их звукобуквенным структурам и значениям, способствуют наблюдению за языковыми фактами. Наряду с этим, коррекционная работа, проводимая на занятиях, должна формировать у учащихся умение самостоятельно планировать предложенные задания и контролировать себя в ходе выполнения работы.

Таким образом, курс логопедических занятий направлен на учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития, способствует адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в социуме.

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом школы коррекционный курс «Логопедические занятия» относится к внеурочной деятельности на ступени основного общего образования. Срок реализации программы 1 год (2021-2022 учебный год). Занятия проводятся фронтально и индивидуально. Продолжительность занятий — 40 мин. Посещение фронтальных занятий обучающимися 1 раз в неделю.

Класс

Количество

часов в неделю

Количество учебных недель

Итого часов

3 «В»

1

35

35

Индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения (постановке и автоматизации звуков) проводятся два раза в неделю. Продолжительность занятий с одним обучающимся — 15-20 мин. Для автоматизации поставленных звуков дети объединяются в подгруппы (2 ученика) по однородности дефекта.


Класс

Количество

часов в неделю

Количество учебных недель

Итого часов

3 «В»

2

35

70


Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса «Логопедические занятия» в 3 «В» классе

В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с ин­теллектуальными нарушениями оценке подлежат личностные и предметные ре­зуль­та­ты. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с интеллектуальными нарушениями в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения коррекционного курса включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам освоения АОП относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты вклю­ча­ют освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для коррекционного курса «Логопедические занятия» в 3 «В» классе, готовность их применения. Предметные ре­зуль­та­ты обучающихся с интеллектуальными нарушениями рас­сматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Предметные результаты:

- иметь представления о значимости языка и речи в жизни людей;

- дифференцировать звонкие и глухие звуки;

- слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос простой фразой;

- правильно произносить все поставленные звуки, стараться употреблять их в речи, слышать нужный звук, определять его место в слове, последовательность звуков;

- классифицировать и объединять заданные слова по значению, исключать лишний предмет;

- использовать предложно-падежные конструкции;

- пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку, по вопросам учителя;

- работать с условно-графическим изображением слова, предложения;

- определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;

- соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;

- составлять предложение по несложной ситуативной картинке, связно высказываться по несложной сюжетной картинке;

- осуществлять переход к чтению целыми словами; читать преимущественно по слогам слова сложной звуко-слоговой структуры;

- списывать слова, предложения, писать под диктовку слова, предложения.

Содержание коррекционного курса «Логопедические занятия»

3 «В» класс

1. Обследование учащихся. Исследование артикуляционной, мелкой и общей двигательной моторики. Обследование звукопроизносительной стороны речи, слоговой структуры слов, фонематических процессов, навыков словообразования и словоизменения. Обследование словарного запаса. Обследование связной речи. Исследование навыков письма и чтения. (С 1по 15 сентября.)

2. Простые и сложные формы звукового анализа, слого-буквенный анализ и синтез. Ударение. Простые формы звукового анализа. Обобщающие понятия. Сложные формы звукового анализа. Различие слов, близких по звуковому составу. Занимательные игры и упражнения на различие слов, близких по звуковому составу. Различение обобщающих понятий. Слог. Слогообразующая роль гласного. Деление слов на слоги. Выделение первого слога в слове. Ударение в слове. Ударение в двусложных словах. Схемы слого-ритмической структуры слов. Ударение в трёхсложных сложных словах. Схемы слого-ритмической структуры слов. Выделение ударного гласного и ударного слога в слове.

3. Звуки согласные звонкие – глухие (парные). Парные согласные. Дифференциация букв и звуков [б – п] в устной и письменной речи. Дифференциация букв и звуков [д – т] в устной и письменной речи. Дифференциация букв и звуков [г – к] в устной и письменной речи. Дифференциация букв и звуков [в – ф] в устной и письменной речи. Дифференциация звуков букв и [ж – ш] в устной и письменной речи. Дифференциация звуков букв и [з – с] в устной и письменной речи. Тренировочные упражнения для проверки сомнительного согласного.

4. Слова. Слова - «предметы». Слова – «действия». Слова – «признаки». Закрепление предлогов.

5. Работа над словосочетанием и предложением. Составление словосочетаний по образцу. Составление простого распространенного предложения. Распространение простого предложения определениями.

6. Обучение навыку связного высказывания. Отличие рассказа от "не рассказа". Признаки связного высказывания. Диалог. Действия с диалогом. Пересказ рассказа «Весна» с использованием наглядной опоры. Пересказ рассказа «Стожок» с опорой на серию контурных рисунков. Составление описательного рассказа по плану-схеме. Письменное составление рассказа – описания по плану.

7. Обследование учащихся. Обследование звуко-слоговой структуры слова, коммуникативных навыков, лексико-грамматического строя речи, связной речи. Исследование навыков письма и чтения. Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год.

Тематическое планирование

3 «В» класс



Тема

Кол-во часов

Дата


Элементы содержания

1

Обследование звуко-слоговой структуры слова, лексический запас, навыков словоизменения и словообразования.

1


Исследовать анатомическое строение артикуляционного аппарата, речевую моторику, звуко-слоговую структуру слова, лексический запас, навыки словоизменения и словообразования.

2

Обследование звуко-слоговой структуры слова, диалогической и монологической речи обучающихся.

1


Исследовать анатомическое строение артикуляционного аппарата, речевую моторику, звуко-слоговую структуру слова, диалогическую и монологическую речь обучающихся. Проверить навыки пересказа текста с наглядной опорой, умение вести диалог.

3

Обследование навыка письма.

1


Исследовать умения самостоятельного письма и письма под диктовку, орфографическую зоркость.

4

Обследование навыка чтения, связной речи.

1


Проверить навыки чтения, понимания прочитанного; составления рассказа по одной картинке, серии картинок. Логопедическое заключение.

5

Простые формы звукового анализа. Обобщающие понятия.

1


Звуковой анализ слов. Развитие фонематических представлений. Развивать фонематический слух, элементарные навыки звукового анализа в процессе вычленения звука из начала, конца слова, середины слова. Учить подбирать одну из трёх графических схем к данной картинке, в названии которой согласный звонкий твёрдый звук находится в начале, конце, середины слова; придумывать слова к данным схемам. Повторить обобщающие названия слов. Тренировать в различении обобщающих понятий.

6

Сложные формы звукового анализа. Различие слов,

близких по звуковому составу.

1


Звуковой анализ слов с опорой на цифровой ряд. Позиционный анализ звуков в слове. Закреплять представления о смысловом (семантическом) значении предлогов «перед», «за». Определение линейной последовательности предметного ряда. Определять последовательность и количество звуков в слове (по звуковой линейке). Различать звуки и буквы, сравнивать их количественный состав; выполнять звукобуквенный анализ слова.

7

Слогообразующая роль гласного. Деление слов на слоги. Выделение первого слога в слове.

1


Закрепление умения делить слово на слоги в соответствии с фонетическим и орфографическим принципами. Уточнение понятия о последовательности слогов в слове, являющейся смыслоразличительным фактором. Наблюдать за слогообразующей ролью гласных звуков. Комментированное письмо деформированных слов.

8

Деление слов на слоги. Составление слов из слогов. Слоговой анализ и синтез слов.

1


Типы слогов. Чтение слоговых таблиц. Определение количества слогов в слове. Решение слоговых задач по выбору типа слога и восстановлению недостающего слога. Закрепление умения делить слово на слоги в соответствии с фонетическим и орфографическим принципами. Развитие умения узнавать слово по его ритмическому рисунку.

9

Ударение в двусложных словах. Схемы слого-ритмической структуры слов.

1


Ударение. Упражнения в темпо-ритмическом проговаривании и отстукивании слоговых цепочек с выделением ударного слога в двусложных словах. Наблюдение за смыслоразличительной и фонетической ролью ударения. Подбор слов к схемам слого-ритмической структуры слов. Чтение.

10

Ударение в трёхсложных сложных словах. Схемы слого-ритмической структуры слов.

1


Развитие чувства ритма. Упражнения в темпо-ритмическом проговаривании и отстукивании слоговых цепочек с выделением ударного слога в трёхсложных сложных словах.

11

Выделение ударного гласного и ударного слога в слове.

1



Определение ударного гласного звука в слове. Установление разницы в звучании одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции. Подбор слов для проверки написания безударной гласной.

12

Глухие и звонкие согласные звуки. Парные согласные. Дифференциация букв и звуков [б – п] в устной и письменной речи.

1


Закрепить знания учащихся о звонких и глухих согласных, соотносить их произношение и написание. Выделять звонкие и глухие согласные из ряда звуков, слогов. Продолжать учить дифференцировать оппозиционные звуки, выделять их в слове, определять позицию, подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов. Совершенствовать навык чтения слогов и слов.

13

Дифференциация букв и звуков [д – т] в устной и письменной речи.

1


Продолжать учить дифференцировать оппозиционные звуки, выделять их в слове, определять позицию, подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов. Совершенствовать навык чтения слогов и слов.

14

Дифференциация букв и звуков [г – к] в устной и письменной речи.

1


Продолжать учить дифференцировать оппозиционные звуки, выделять их в слове, определять позицию, подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов. Совершенствовать навык чтения слогов и слов.

15

Дифференциация букв и звуков [в – ф] в устной и письменной речи.

1


Продолжать учить дифференцировать оппозиционные звуки, выделять их в слове, определять позицию, подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов. Совершенствовать навык чтения слогов и слов.

16

Дифференциация звуков букв и [ж – ш] в устной и письменной речи.

1


Продолжать учить дифференцировать оппозиционные звуки, выделять их в слове, определять позицию, подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов. Совершенствовать навык чтения слогов и слов.

17

Дифференциация звуков букв и [з – с] в устной и пись-менной речи.

1


Продолжать учить дифференцировать оппозиционные звуки, выделять их в слове, определять позицию, подбирать проверочные слова путем измене-ния формы слова и подбора однокоренных слов. Совершенствовать навык чтения слогов и слов.

18

Тренировочные упражнения для проверки сомнительного согласного.

1


Формировать умение обосновывать написание слов с парными звонкими и глухими согласными.

19

Слова - «предметы».

1


Предмет и его название. Уточнение и накопление слов, обозначающих предметы. Одушевлённые и неодушевлённые существительные; правописание большой буквы в именах собственных; учить ставить вопросы к словам.

20

Слова – «действия».

1


Уточнить понятие «действие». Рассмотреть разные и одинаковые действия. Учить подбирать к действию объекты, а к объекту действия.

21

Слова – «признаки».

1


Признаки предметов, явлений и их названия. Уточнение и накопление слов, обозначающих признаки предметов. Формирование умения ста-вить вопросы какой? какая? какое? какие?

22

Закрепление предлогов.

1


Повторить лексическое значение предлогов с опорой на схемы предлогов. Упражнять в раздельном написании предлогов со словами. Составлять предложения из заданных слов с предлогами.

23

Составление словосочетаний по образцу.

1


Пользуясь образцом, учить ставить вопросы к словам; изменять слова по вопросам.


24

Составление простого распространенного предложения.

1


Упражнять в различении предложения от набора слов, показать необходимость согласования слов в предложении. Учить составлять простое предложение и изображать его графически.

25

Распространение простого предложения определениями.

1


Упражнять в грамматически правильном распространении предложений определениями с помощью вопросов. Составлять схемы предложений.

26

Отличие рассказа от "не рассказа".

1


Учить отличать рассказ от набора слов, бессвязных предложений, некомплектного варианта. Упражнять в грамматически правильном построении предложений. Тренировать в наблюдении за интонацией голоса, соотнося это с правилом обозначения границ предложения в письме. Составлять схемы предложений.

27

Признаки связного высказывания.

1


Отбирать из ряда предложенных картинок тех, которые иллюстрируют прочитанный рассказ, распределять сюжетные картинки в последовательности рассказа. Тренировать в восстановлении порядка в серии сюжетных картинок, учить находить место "пропавшей" картинки в ряду других. Распутывать две сюжетные линии, состоящие из 2-х наборов картинок, разных по содержанию. Распутывать две сюжетные линии, состоящие из 2-х наборов картинок, близких по содержанию.

28

Диалог. Действия с диалогом.

1


Обучить подбору самостоятельных речевых высказываний, анализу, планированию, моделированию сюжета и построению диалога.

29

Пересказ рассказа «Весна» с использованием наглядной опоры.

1


Познакомить с особенностями весны в регионе проживания.

Накопить лексический словарь по теме: «Весна». Учить пересказывать рассказ «Весна» с использованием предметных, сюжетных картинок и опорных слов.

30

Пересказ рассказа «Стожок» с опорой на серию контурных рисунков.

1


Учить связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

31

Составление описательного рассказа по плану-схеме.

1


Составлять и записывать предложения по плану-схеме и данному образцу; составлять предложения по вопросам, из разрозненных слов.

32

Письменное составление рассказа – описания по плану.

1


Определять порядок слов в предложении; составлять схемы предложений; видеть границы предложения; составлять и записывать предложения по картинкам и данному образцу; составлять предложения по вопросам, из разрозненных слов.

33

Обследование звуко-слоговой структуры слова, лексический запас, навыки словоизменения и словообразования, диалогическую и монологическую речь обучающихся.

1


Исследовать анатомическое строение артикуляционного аппарата, речевую моторику, звуко-слоговую структуру слова, лексический запас, навыки словоизменения и словообразования, диалогическую и монологическую речь обучающихся.

34

Мониторинг навыка письма.

1


Исследовать умения самостоятельного письма и письма под диктовку, орфографическую зоркость.


35

Мониторинг навыка навыка чтения.

1


Исследовать навыки послогового и чтения целым словом, понимания прочитанного.

Логопедическое заключение.


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса,

осуществляемого по коррекционному курсу «Логопедические занятия»

К материально-техническим средствам обучения, которые эффективно используются на занятиях относятся: персональные - персональный компьютер (ноутбук, планшет) мультимедиапроектор, СD, DVD-диски с дидактическим материалом по курсу.

Среди форм подачи материала на уроке с использованием компьютерных технологий применяются:

  • компьютерные презентации;

  • тестирование на компьютере;

  • работа на интерактивной доске.

Оборудование предметно-пространственной развивающей среды в кабинете логопеда:

Речевой центр. Стол логопеда с зеркалом и подсветкой, индивидуальные зеркала перед которыми проводится значительная часть работы, требующей зрительного контроля ребёнка (артикуляционные и мимические упражнения, постановка звуков и их первичная автоматизация). Кассы букв, слогов, азбука подвижная, звуковые линейки, символы звуков, буквенный конструктор, дидактические игры и т.д. Сенсорный центр (предметы по цвету, по форме, карточки, настольно-печатные дидактические игры, игрушки для развития тактильных ощущений и др.). Центр проведения логопедических компонентов: ноутбук, доска меловая и магнитная доска, столы и стулья детские, стол учителя-логопеда, компьютерный стул на колёсах. Центр моторного развития. Трафареты, обводки, массажные мячики, шнуровки, разрезные картинки, дидактические игры на развитие моторики. Центр речевого дыхания представлен картотекой дыхательных упражнений, разнообразием вертушек, трубочек, мыльными пузырями и т.д.

Учебное и учебно-методическое обеспечение

Для учителя:

  1. Афонькина Ю. А. Справочник учителя-логопеда школы. – Волгоград: Учитель. – 165 с.

  2. Бакисова Л. О. Система работы по развитию устной и письменной коммуникации у детей с ОВЗ. 1-4 классы: рабочие программы, индивидуальные и групповые занятия.- Волгоград: Учитель, 2015. – 90 с.

  3. Бгажнокова И.М. Кпн, профессор. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы/–М.; Просвещение, 2013 г.

  4. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников – М.: АСТ: Астрель: Профиздат,2007.

  5. Волкова Л.С. Логопедия. – М.: Просвещение, 1989.

  6. Ильина С. Ю., Багданова А. А. Чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 1. – М. : Просвещение, 2019. 

  7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения./– 2-ое издание дополненное. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005.

  8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001г.

  9. Солнцева В.А., Белова Т.В.. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников/ – М.:АСТ: Астрель.2007.

  10. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми /– М.: Владос, 1994.

  11. Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А. В мире слов, букв и звуков. – М.: ТЦ «Сфера», 2015.

  12. Филичева Т. Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии.– М.: Просвещение, 1989.

  13. Якубовская Э. В., Коршунова Я. В. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организа­ций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы.— М.: Про­свещение, 2020.

Для учащихся:

  1. А.И. Богомолова. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.

  2. Е. Косинова. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Эксмо», 2003.

  3. О.Б. Иншакова. Альбом для логопеда. – М., 2003.

  4. И.А. Смирнова. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. – СПб., 2004.

  5. И.Д. Коненкова. Обследование речи дошкольников с ЗПР. Картинный диагностический материал. – М., 2005.

  6. Н.И. Соколенко. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. – М., 1966.

  7. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения свистящих звуков С, З, Ц. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2000.

  8. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения свистящих звуков Сь, Зь. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2005.

  9. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 1998.

  10. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Ч, Щ. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2000.

  11. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Л. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2000.

  12. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Ль. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2003.

  13. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Р. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2006.

  14. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Рь. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.,2002.

  15. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Парные звонкие-глухие согласные З-С. –М.: Изд. «Гном», 2012.

Электронные ресурсы:

  • Презентации к урокам (собственные и модифицированные).

  • Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru

  • www.uroki.ru Содержит тематические планы, поурочные планы, также разделы: методическая копилка, информационные технологии в школе;

  • www.metodiki.ru Содержит разделы психологии, дошкольного воспитания, дополнительного образования, управления образованием, внеклассной работы;

  • http://www.logoped.ru/skotes30.htm;;http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-5/defektologija;http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/07/16 /rabochaya-programma-vospitaniya-i-obucheniya-detey-s-narusheniyami; http://www.pedlib.ru/.

Планируемые результаты освоения коррекционного курса «Логопедические занятия»

Работа коррекционного курса «Логопедические занятия» в 3 «В» классе направлена на достижение обучающимися личностных и предметных результатов. Результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оцениваются как итоговые на момент завершения образования.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с интеллектуальными нарушениями в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Предметные ре­зуль­та­ты обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) рас­сматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Личностными результатами усвоения коррекционного курса «Логопедические занятия» являются:

  • проявлять интерес (мотивацию) к учению;

  • проявлять положительное эмоциональное отношение к логопедическим занятиям и коммуникации;

  • действовать совместно с взрослым и по подражанию действиям учителя, принимать помощь, участвовать в коллективных делах и играх; принимать участие в работе парами и группами;

  • действовать по образцу, по словесной инструкции;

  • владеть средствами коммуникации;

  • воспринимать и наблюдать за окружающими предметами и явлениями, рассматривать или прослушивать произведения искусства и т.д;

  • понимать смысловое значение изученных слов, включать новые слова в активный словарный запас;

  • доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;

  • проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;

  • оценивать совместно с учителем результат своих действий и действий одноклассников;

  • слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;

  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

  • слушать собеседника и понимать речь других;

  • оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений);

  • принимать участие в диалоге;

  • оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости;

  • называть свое имя, фамилию, имена и фамилии родителей, свой адрес.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

В целом оценка достижения обучающимися с интеллектуальной недостаточностью предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.

Планируемые предметные результаты

Достаточный уровень:

Учащиеся должны уметь:

- различать гласные и согласные, гласные ударные и безударные; выделять звуки в начале, в конце слов и в середине слов, с опорой на иллюстрацию и схему; анализировать слова по звуковому составу;

- определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;

- знать названия времён года и месяцев, их последовательность; использовать в речи слова-предметы, действия; слова-признаки;

- составлять предложения (в том числе предложно-падежные конструкции), конструировать простое предложения с небольшим распространением; восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;

- выделять предложения из речи и текста;


- владеть навыками словоизменения по числам: (существительных, глаголов настоящего времени) на уровне практического усвоения;

- владеть навыками словообразования (существительных с помощью суффиксов: -ик, -ек, -к, -ёнок, -онок, -ушк, -юшк, -ист);

- списывать текст целыми словами; писать под диктовку текст (20-25 слов);

- осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя; трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;

- отвечать на вопросы по прочитанному; высказывать своё отношение к поступку героя, событию; пересказывать содержание прочитанного; устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.

Учащиеся должны знать:

- алфавит, наизусть чистоговорки и стихотворения.

Минимальный уровень:

Учащиеся должны уметь:

- различать гласные и согласные, гласные ударные и безударные; выделять звуки в начале, в конце слов и в середине слов, с опорой на иллюстрацию и схему; - анализировать слова по звуковому составу с помощью учителя;

- использовать в речи слова-предметы, действия; слова-признаки;

- составлять (по аналогии) и употреблять предложения с некоторыми простыми предлогами;

- восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении с помощью учителя;

- понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, глаголов настоящего времени;

понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, глаголов настоящего времени;

- образовывать существительные по аналогии с помощью суффиксов: -ик, -ек, -к, -ёнок, -онок, -ист и употреблять;

- переносить части слова при письме;

- списывать текст;

- воспринимать на слух короткие тексты; отвечать на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

- осознанно и правильно читать текст вслух по слогам после работы над ним под руководством учителя; отвечать на вопросы по прочитанному;

- пересказывать содержание прочитанного с помощью учителя по вопросам.

Учащиеся должны знать:

- наизусть одну чистоговорку и одно стихотворение.


24