СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа коррекционного курса "Произношение", 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нарушения речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями проявляются в системной недостаточности всех ее компонентов. В области произносительной стороны речи для этих обучающихся характерны выраженные недостатки, включающие дефекты артикуляции звуков, недоразвитие фонематического восприятия, трудности в передаче звуко-слоговой структуры слова. Программа коррекционного курса «Произношение», наряду с общеобразовательными задачами, ведет к единой цели – ликвидировать в процессе обучения недостатки речевого развития ребенка и создать у него готовность к овладению школьными навыками и умениями.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционного курса "Произношение", 3 класс»

Рабочая программа

коррекционного курса «Произношение», 3 класс

Пояснительная записка


  1. Цель: воспитание у обучающейся четкой, правильной речи на основе усвоения слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры, а также развития фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза звукового состава слова для овладения грамотой.

  2. Задачи:

- развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия;

- обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова);

- коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова;

- формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения).

  1. Место коррекционных занятий «произношение» 3 класс в 2024-2025 уч. г.:

- 33 часа по 1 часа в неделю.

  1. Содержание коррекционного курса «Произношение» 4 класс:

Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.

Развитие моторики артикуляционного аппарата. Закрепление правильного произношения и различения звуков не требующих коррекции: [а], [о], [у], [м], [п], [в], [к], [], [ф], [т], [х], [э]; дифференциация [к] – [х];

Различение на слух усвоенных звуков и звукосочетаний от прочих ( [у] от [а], [о], [ы], [и], [э]; па от ма, ка, ва; са от ца, тя, ша и т.д.). Различение звуков в составе слова.

  1. Развитие внимания, памяти; запоминание 3 -4 инструкций выполнения действия, повторение в заданной последовательности слоговых рядов ( по - по; ка - та; ум - ам - ом; фпа - фта и т. д.), запоминание в заданно последовательности 3 - 4 слов различного и сходного ритмического и звукового состава (муха, кот, вата; липа, лента, лимон, малина; венок, каток, моток и др.).

Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры речи.

Произнесение слогов открытых: па; обратных и закрытых: ап, пап; со стечением двух согласных: авт, фта; сочетаний из этих типов слогов: ту - ат; ап - та; ту - та - ты; кто - кта - кты и т.д.

Четкое и слитное произнесение односложных, двусложных и трехсложных слов различного слогового состава с правильным ударением.

Различение односложных, двусложных и трехсложных слов по количеству слогов, повторение слоговых рядов с выделением ударных слогов.

Развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слова.

Выделение начального ударного гласного из слов (Оля, утка). Определение последовательности гласного в ряду из 2 - 3 гласных: [а], [у]; [а], [о], [у].

Анализ и синтез обратных слогов; выделение последнего согласного из слов (кот).

Выделение слогообразующего гласного из слов типа: мох, пух и т.д.

Анализ и синтез прямых слогов типа са, су. Выделение первого согласного и слогообразующего гласного из слов типа сани, совы и т.д.

Звуковой анализ слов типа суп, нос и т.п. (составление схем).

Членение слов на слоги, составление слоговой схемы односложного, двусложного и трехсложного слова.

Звуко-слоговой анализ слов типа сова, косы и т.п. (составление схем).

Усвоение терминов «звук», «слово», «гласный звук», «согласный звук», «мягкий звук», «твердый звук», «слог». Усвоение слогообразующей рели гласных.

Закрепление правильного произношения и различения звуков не требующих коррекции: [б], [б']; дифференциация [б] - [б']; [п] - [б]; [т'], [д], [д']; дифференциация [д] - [д'], [т] - [д]; [г], [г'];

требующих коррекции:[и], [л'], [м'], [к'], [п'], [в'], [н'], [ф'] в сочетаниях типа ми, ме и в конце слога; дифференциация [в] - [ф], [в']-[ф']; [j]; дифференциация [j] - [л']; [с], [с']; дифференциация [с] - [с']; [ы]; дифференциация [ы] - [и]; [з], [з']; дифференциация [ з ] - [ з' ]; [ с ] - [ з ]; [ с' ] - [ з' ].

Дифференциация [г] – [г'], [к] - [г]; [л]; дифференциация [л] - [л']; [ш]; дифференциация [с] - [ш]; [ж]; дифференциация [з] –[ж]; [ш] - [ж]; [р], [р']; дифференциация [р] - [р']; [р] – [л].

Развитие навыка правильного произношения изученных мягких звуков в сочетании с гласными (ти, те, тю, тя, тë) и в конце слова (ать). Выделение мягкого согласного из состава слова.

Развитие фонематического восприятия, умения отличать усвоенные звуки от прочих [а] от [с], [ж] от [з], [б] от [п] и т.д., различение и выделение из состава доступных по структуре слов усвоенные звуки: звонкие, глухие. Твердые и мягкие; запоминание 3 - 4 инструкций доступной сложности (возьми три кубика, один положи на стол, другой под стол, третий на шкаф); повторение в данной последовательности слогового рядя, состоящего из 3 - 4 сочетаний (спа - зба - спа; пло - плу - пла - плы и т.д.).

Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова.

Усвоение произношения слогов различной сложности и их сочетаний. Четкое произношение окончания слова в связи с изменением его формы. Выделение ударного слога в дву-трехсложных словах, составление схемы двусложного слова с обозначением места ударения

Включение заученных слов в предложения и тексты.

  1. Личностные результаты

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением коррекционных занятий;

  • умение слушать и понимать речь окружающих;

  • умение вступать в контакт и работать, используя принятые ритуалы − социального взаимодействия (учитель-ученик);

  • овладение запасом фраз и определений для обозначения возникшей проблемы, развитие умения сформулировать запрос о помощи;

  • умение начинать и поддерживать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание; завершить разговор;

  • умение оценивать совместно с учителем-логопедом результат своих действий.

  1. Базовые учебные действия

Коммуникативные учебные действия:

  • умение вступать в контакт и работать (учитель−ученик);

  • умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем;

  • умение обращаться за помощью и принимать помощь;

  • умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

  • умение сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

  • договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

  • адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения;

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия других людей;

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

  • умение выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

  • устанавливать видо-родовые отношения предметов;

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

  1. Предметные результаты:

Минимальный уровень:

− владеть понятиями: «слово», «слог», «звук», «гласный звук»: ударный и безударный, «согласный звук»: «мягкий», «твёрдый», «звонкий», «глухой».

- понимать слогообразующую роль гласных.

- правильно произносить пройденные звуки и различать их по акустическим и артикуляционным признакам;

- удерживать в памяти и воспроизводить в заданной последовательности слоговые ряды из 3-4 слогов открытых, обратных и закрытых; запоминать в заданной последовательности 3-4 слова различного и сходного ритмического и звукового состава;

- повторять слоговые ряды с выделением ударных слогов;

- чётко и слитно произносить односложные, двусложные и трёхсложные слова различного слогового состава с выделением ударного слога;

- проводить звуко-слоговой анализ одно-трехсложных слов без стечений согласных и со стечениями согласных на границе слога, написание которых совпадает с произношением, с помощью материализованных опор;

- соотносить схему (модель) звука и фонему; соотносить схему слога (слова) и акустический образ слова;

- сравнивать по заданному алгоритму звуки, слоги, слова;

- преобразовывать слоги и слова по заданному алгоритму с использованием материализованных опор.

Достаточный уровень:

− проводить звуковой и слоговой анализ по заданному алгоритму в умственном плане;

- адекватно понимать и использовать терминологию в пределах программных требований (уровень практического владения терминологией);

- выделять дифференциальные признаки гласных и согласных звуков (в практическом плане);

- удерживать в памяти и воспроизводить в заданной последовательности слоговые ряды из 4-5 слогов открытых, обратных и закрытых, со стечением 2 согласных; запоминать в заданной последовательности 4-5 слов различного и сходного ритмического и звукового состава;

- понимать роль ударения в слове;

- понимать коммуникативное и семантическое значение интонации в структуре высказывания (в практическом плане).

- четко и слитно произносить простые и распространенные предложения с соблюдением правильной интонации и ударения, владеть логическим ударением;

- правильно произносить пройденные звуки и различать их по акустическим и артикуляционным признакам;

- проводить полный и выборочный звуковой анализ слов, содержащих оппозиционные фонемы, в том числе, в умственном плане;

- четко, слитно, с правильным ударением произносить слова, состоящие из правильно произносимых звуков (трех-пятисложных); из открытых и закрытых слогов (типа: почтальон, перепорхнуть, однозначное, двузначное), со стечением двух-трех согласных в составе слога (строительство, кладовщица, птичница, удовольствие, пластмассовый).

- различать односложные, двусложные и трёхсложные слова по количеству слогов;

- проводить полный звуковой анализ двух и трехсложных слов, произношение которых совпадает с написание;

- соотносить звуковой и графический образ слова;

- выделять слова заданного звуко-слогового состава из ряда других слов, из состава предложения и короткого текста;

- осуществлять контроль за качеством собственного звукопроизношения.

  1. Оборудование, электронные ресурсы: РП коррекционного курса «Произношение» ФГБНУ ИКП, интернет-ресурсы, ИКТ, рабочие тетради, дидактический материал.

Календарно-тематическое планирование уроков по внеурочной деятельности «произношение», 4 класс.

Дата

Тема

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

I четверть – 8 ч.

1


Понятие «звук». Гласный звук «А» «О» «У»


1 ч.

Выполнять артикуляционную гимнастику, направленную на активизацию мышц артикуляционного аппарата. Различать неречевых звуков. Закреплять четкого произношения гласных звуков. Игры направленные на развитие голосового дыхания, звуко-высотных параметров голоса («Кукла плачет», «Паровозик», Удивление» и проч.). Знакомиться с понятием «гласный звук». Закреплять данное понятие в пассивной и активной речи. Знакомится с материализованной основой гласного звука (формирование элементарных понятий о символизации).

Различать на слух гласные звуки а, у, о. Воспроизводить ряды из 3-4 гласных. Повторять слоговые ряды с ускорением темпа, с изменением силы голоса и высоты голоса, продолжительности произнесения. Развивать речевое дыхание. Выделять гласные [ а ], [ о ], [ у ] в структуре обратного слога, ударных гласных из начала слова, типа «Оля», «утка». Развивать память и внимание: запоминание 1-2 инструкций. Выполнять действия строго по заданию.

2


Согласный звук «М». Понятие «Согласный звук (звонкий)» Согласный «П». Понятие «глухой согласный звук»

1 ч.

Выполнять артикуляционную гимнастику, направленную на активизацию мышц артикуляционного аппарата. Четко произносить открытые «ма», обратные «ам», и закрытые «мам» слогов с пройденными согласными.

Отраженно повторять слоговые ряды (2-3 слога) с пройденными звуками с выделением ударного слога.

Знакомиться с понятием «согласный звук», «звонкий согласный звук». Обозначать звонкий согласный звук (введение материализованной опоры). Знакомиться с понятием «ударение» в пассиве.

Выделять ударный слог из ряда слогов. Отхлопываать ритмический рисунок слогового ряда.

Выделять звук «М» из ряда других звуков.

Знакомиться с понятием «глухой согласный звук». Обозначать глухой согласный звук (введение материализованной опоры).

Закреплять понятия «ударение» в активной речи. Выделять ударный слог из ряда слогов. Отхлопывать ритмический рисунок слогового ряда.

Выделять звук «П» из ряда других звуков. Анализ и синтез обратных слогов с опорой на материализованную основу с проговариванием хода анализа вслух.

3


Согласный звук «К». Понятие «Твердый звук»

1 ч.

Выполнять артикуляционную гимнастику, направленную на активизацию мышц артикуляционного аппарата. Четко произносить звук в открытых, обратных и закрытых слогах.

Отраженно повторять слоговые ряды (2-3 слога) с пройденными звуками с выделением ударного слога. Закрепить понятия «согласный звук». Произносить последовательность из трех – четырех слогов в заданной последовательности с пройденными согласными (типа, па-пу-по; ав-ап-ам-ом).

Закрепить понятия «глухой согласный звук» - «звонкий согласный звук».

Познакомиться с понятием «твердый согласный звук». Обозначение твердого согласного звука (введение материализованной опоры). Введение понятия «слог». Дифференциация понятий «слог» - «звук» - «слово». Понятия «ударение», «ударный слог». Выделять ударный слог из ряда слогов. Отхлопывать ритмический рисунок слогового ряда. Анализ и синтез обратных слогов с опорой на материализованную основу с проговариванием хода анализа вслух.

4


Согласный звук «Ф». Согласный звук «В».

1 ч.

Выполнять артикуляционную гимнастику, направленную на активизацию мышц артикуляционного аппарата. Произносить слоговые ряды (2-3 слога) с пройденными согласными с чередованием ударных и безударных слогов. Определять количество слогов и место ударного слога в ряду других слогов (в том числе, с опорой на материализованную основу).

Произносить слоговые ряды из обратных слогов с ускорением темпа, интонации. Выделять слог с заданным звуком из ряда других слогов.

Определять наличие-отсутствие звука в слове. Определять место звука в слове (начало – середина – конец).

Выделять последний согласный из обратного и закрытого слогов типа «ак», «уп», «мон». Выделять последний согласный из слов типа «суп», «сон».

5


Согласный звук «Т» Согласный звук «Н»

1 ч.

Выполнять артикуляционную гимнастику, направленную на активизацию мышц артикуляционного аппарата. Формировать умение запомнить 2-3-ступенчатую инструкцию и выполнить ее в заданной последовательности. Выделять слог с заданным звуков из ряда других слогов. Определять наличие-отсутствие звука в слове. Определять место звука в слове (начало – середина – конец). Выделять последний согласный из слов, типа «кот», «сон» с опорой на материализованную основу с проговариванием вслух.

6


Согласный звук «Х». Дифференциация звуков «К» и «Х»

1 ч.

Выполнять артикуляционную гимнастику, направленную на активизацию мышц артикуляционного аппарата. Произносить слоговые ряды (3-4 слога) из закрытых слогов в заданном порядке с ускорением темпа, интонации. Определять наличие-отсутствие звука в слове. Определять место звука в слове (начало – середина – конец).

Выделять ударный слог среди других слогов. Моделировать слоговой ряд с выделением ударного слога; воспроизводить ряд слогов с выделенным ударением по заданной схеме.

Игры, направленные на классификацию слов, слогов по определенным критериям (распределить картинки, в названиях которых есть определённые звуки по группам «домикам», «вагончикам» и проч.).

Анализ и синтез обратного слога, типа «АП», «ОТ», «УХ».

7


Гласные звуки «Э», «Ы», «И»

1 ч.

Выполнять артикуляционную гимнастику, направленную на активизацию мышц артикуляционного аппарата. Закрепить правильное произнесение гласных звуков, понятие «Гласный звук». Формировать умения запомнить 2-3-ступенчатую инструкцию и выполнить ее в заданной последовательности. Выделять на слух заданный закрытый слог среди других слогов того же типа. Анализ и синтез слогов типа: ма, хо, ны, во внешнем плане с опорой на материализованную основу. Игры «живые слоги». Запоминать в заданной последовательности 3-4 слова с пройденными звуками. Преобразовать слоги. «чтение» слогов с опорой на схему. Игры, направленные на классификацию слов, по заданным критериям: отсутствие/наличие звука в слове; место звука в слове (начало, середина, конец слова). Выделение гласного из слов типа: «сын», «пух».

8


Согласный звук «Л`».

1 ч.

Выполнять артикуляционную гимнастику, направленную на активизацию мышц артикуляционного аппарата. Закрепить правильное произнесение звука «Л´». Изучать понятие «мягкий согласный звук». Формировать умения запомнить 2-3-ступенчатую инструкцию и выполнить ее в заданной последовательности. Выделять на слух заданного закрытого слога среди других слогов того же типа. Анализ и синтез слогов типа: мак, ком, ток, во внешнем плане с опорой на материализованную основу. Игры «живые слоги». Запоминать в заданной последовательности 3-4 слова с пройденными звуками. Преобразовать слоги. «чтение» слогов с опорой на схему. Игры, направленные на классификацию слов, по заданным критериям: отсутствие/наличие звука в слове; место звука в слове (начало, середина, конец слова).

II четверть. – 8 ч.

1


Согласные звуки «Л´», «М´», «К´», «В´», П´», «Ф´», «Н´»

1 ч.

Выполнять артикуляционную гимнастику, направленную на активизацию мышц артикуляционного аппарата. Закреплять правильное произнесение изучаемых звуков на материале слогов, слов, предложений. Закреплять понятия «мягкий согласный звук». Воспроизводить слоговой ряд из 3-4 различных вида слогов в заданной последовательности.

Соотносить фонетический образ и символ. Выделять данный звук среди других звуков, в составе слога среди других слогов

Анализ и синтез двусложных слов, типа: мама, липа, уха, паук, с опорой на материализованные опоры с проговариваем вслух.

Преобразовывать слоги и слова: кот. Ток. Делить слова на слоги.

Звуковой анализ двусложных слов, в том числе, со стечением 2 согласных на границе слога, типа: липка. Определять количество слогов, выделять ударный слог. Наблюдать за изменением фонетического образа слова при изменении формы слова: липка – липки; мелок-мелки

2


Твердые и мягкие согласные звуки

1 ч.

Выполнять артикуляционную гимнастику, направленную на активизацию мышц артикуляционного аппарата. Четко произносить слова со стечением 2-х согласных, типа «пта – пти…». Различать на слух закрытые слоги с заданным мягким согласным среди других слогов. Различать на слух слогов со стечением согласных от слогов другого типа, например: тка-на-та-тпы.

Полный звуковой анализ трехсложных слов без стечения согласных с опорой на материализованные опоры с проговариваем вслух (малина, филины).

Формировать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления.

Различать на слух и по следам звукового анализа слова, схожие по слоговому составу, типа вата-фата, кот-кит.

3


Согласный звук «j» Дифференциация звуков «j»- «Л´»

1 ч.

Закреплять правильное произнесение звука «j». на материале слогов, слов, предложений. Различать на слух закрытые слоги с заданным мягким согласным среди других слогов. Полный звуковой анализ 1-2 сложных слов с согласным «j» с помощью педагога.

Закреплять правильное произнесение звуков «j» и «Л´» на материале слогов, слов, предложений и небольших текстов. Формировать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления. Полный и частичный звуковой анализ слов, содержащих оппозиционные согласные, типа: лей – лейка.

Определять местоположение звуков «Л´» и «j» в словах.

4


Согласный звук «С»

1 ч.

Выполнять артикуляционную гимнастику, направленную на активизацию мышц артикуляционного аппарата. Закреплять правильное произнесение звука «С». на материале слогов, слов, предложений. В начале, середине и конце слова, а также в словах 2-3 сложных со стечением 2 согласных, тапа: стакан, мост.

Выделять ударные и безударные слоги в рамках слоговых рядов. Моделировать и конструировать слоговую схему слоговых рядов. По следам звукового анализа конструировать слоговую схему слова, выделять ударный слог и безударные слоги. Подбирать слова, соответствующие слоговой и звуковой схеме слова.

Уметь отвечать на вопросы по ходу учебной работы, используя учебную лексику. Закреплять навыки звукового анализа.

5


Согласный звук «С´» Дифференциация звуков «С»-«С´»

1 ч.

Выполнять артикуляционную гимнастику, направленную на активизацию мышц артикуляционного аппарата. Закреплять правильное произнесение звука «С´». на материале слогов, слов, предложений, коротких текстов в начале, середине и конце слова, а также в словах 2-3 сложных со стечением 2 согласных, тапа: стакан, мост.

Выделять ударный и безударные слоги в рамках слоговых рядов. Выразительно читать короткие стихотворения на материале сохранных и поставленных звуков. Произносить скороговорки с ускорением

Произносить односложные слова со стечениями согласных в начале или конце слова (танк, стул).

Моделировать и конструировать слоговую схему слоговых рядов. По следам звукового анализа конструировать слоговую схему слова, выделять ударный слог и безударные слоги. Подбирать слова, соответствующие слоговой и звуковой схеме слова.

Уметь отвечать на вопросы по ходу учебной работы, используя учебную лексику.

Звуко-слоговой анализ двусложных слов со стечением согласных и вторым закрытым слогом, типа: компот с использованием материализованных опор.

6


Дифференциация согласных «З» - «З´»

1 ч.

Выполнять артикуляционную гимнастику, направленную на активизацию мышц артикуляционного аппарата. Закреплять правильное произнесение звука «З». на материале слогов, слов, предложений, коротких текстов в начале, середине и конце слова.

Выразительно читать короткие стихотворения на материале сохранных и поставленных звуков. Произнесение скороговорок с ускорением

Произнесение односложных слов со стечениями согласных в начале или конце слова (танк, стул).

Формировать навыки звукового анализа. Полный анализ слов со стечениями согласных на конце односложного слова, типа: танк, мост, - с опорой на материализованную основу с проговариванием.

Осуществлять звуко-слоговой анализ одно и двусложных слов без стечения согласных в умственном плане: совы, дым, лисы. Определять последовательность звуков, выделять гласные, определять место звука в слове, в том числе по отношению к другим звукам.

Формировать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления.

7


Дифференциация согласных звуков «С»-«З», «С´» - «З´».

1 ч.

Выполнять артикуляционную гимнастику, направленную на активизацию мышц артикуляционного аппарата. Произносить двусложные слова с двумя стечениями согласных, типа: клетка, сладкий, звезда.

Уметь отвечать 1-2 предложениями по ходу и итогам учебной работы.

Соблюдать речевой этикет в процессе общения (до конца учебного года).

Формировать умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления.

Игры, направленные на классификацию языковых единиц (наличие/отсутствие звука, место ударения, место звука в слове и проч.).

Моделировать и конструировать звуко-слоговую схему слова, подбирать слов по заданным параметрам.

Осуществлять звуко-слогового анализа слов- паронимов, типа: косы-козы, заносы - занозы.

Определять последовательность звуков, выделять гласные, определять место звука в слове, в том числе по отношению к другим звукам. Выделять схожее и отличное в словах.

8


Согласный звук «Б», «Б´». Дифференциация звуков «Б» - «Б´»

1 ч.

Выполнять артикуляционную гимнастику, направленную на активизацию мышц артикуляционного аппарата. Запоминать 3-4 ступенчатые инструкции и их последовательное выполнение.

Запоминать ряды из 4-5 слогов или слов различного звуко-слогового состава и повторять их в заданной последовательности, в том числе с опорой на картинки.

Развивать навыки звуко-слогового анализа. Полный анализ и синтез двусложных слов со стечениями согласных на границе слогов и вторым закрытым слогом типа: компот, листок.

Моделировать и конструировать схемы слова. Подбирать слова из заданных в соответствии со схемой. Преобразовывать слова: палка – балка; палка – пилка; кубы-купи и т.д.

Формировать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления.

Игры, направленные на классификацию языковых единиц (наличие/отсутствие звука, место ударения, место звука в слове и проч.).

III четверть. – 10 ч.

1


Согласный звук «Д». Согласный звук «Д´». Дифференциация звуков «Д - Д´»

1 ч.

Выполнять артикуляционную гимнастику, направленную на активизацию мышц артикуляционного аппарата. Запоминать 3-4 ступенчатые инструкции и их последовательное выполнение.

Произносить четырехсложные слова с открытыми слогами, типа: паутина.

Развивать ритмико-мелодическую сторону речи

Запоминать ряды из 4-5 слогов или слов различного звуко-слогового состава и повторять их в заданной последовательности, в том числе с опорой на картинки.

Развивать навыки звуко-слогового анализа. Полный анализ и синтез двусложных слов со стечениями согласных на границе слогов и вторым закрытым слогом типа: компот, листок.

Моделировать и конструировать схемы слова. Подбирать слова из заданных в соответствии со схемой.

Формировать умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления.

Игры, направленные на классификацию языковых единиц (наличие/отсутствие звука, место ударения, место звука в слове и проч.).

2


Дифференциация звуков «Т»-«Д», «Т´» - «Д´»

1 ч.

Выполнять артикуляционную гимнастику, направленную на активизацию мышц артикуляционного аппарата. Запоминать 3-4 ступенчатые инструкции и их последовательное выполнение.

Запоминать ряды из 4-5 слогов или слов различного звуко-слогового состава и повторять их в заданной последовательности, в том числе с опорой на картинки.

Произносить четырехсложных слов с открытыми слогами, типа: паутина.

Развивать ритмико-мелодическую сторону речи

Развивать навыки звуко-слогового анализа. Полный анализ и синтез двусложных слов со стечениями согласных в начале слова и вторым закрытым слогом типа: плита.

Моделировать и конструировать схемы слова. Подбирать слова из заданных в соответствии со схемой.

3


Согласный звук «Г» Согласный звук «Г´». Дифференциация звуков «Г»-«Г´»

1 ч.

Выполнять артикуляционную гимнастику, направленную на активизацию мышц артикуляционного аппарата. Произносить трехсложные слова с двумя стечениями согласных, типа: клубника, космонавт.

Заучивать простые стихи. Выразительно их читать.

Либо заучивать скороговорки, их произносить с ускорением темпа, с выделением и переносом логического ударения.

Уметь целенаправленно и последовательно выполнять последовательность учебных действий.

Анализ и синтез трехсложных слов, типа «конфета», «палатка».

Формировать умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления.

Игры, направленные на классификацию языковых единиц (наличие/отсутствие звука, место ударения, место звука в слове и проч.).

4


Дифференциация звуков «Г-К», «Г´ - К´»

1 ч.

Выполнять артикуляционную гимнастику, направленную на активизацию мышц артикуляционного аппарата. Произносить трехсложные слова с двумя стечениями согласных, типа: клубника, космонавт.

Заучивать простые стихи. Выразительно их читать.

Либо заучивать скороговорки, их произносить с ускорением темпа, с выделением и переносом логического ударения.

Уметь целенаправленно и последовательно выполнять последовательность учебных действий. Полный звуко-слоговой анализ и синтез двусложных слов типа: клетка, звезда.

Игры, направленные на классификацию языковых единиц (наличие/отсутствие звука, место ударения, место звука в слове и проч.).

5


Звук «Л» Дифференциация звуков «Л» - «Л´»

1 ч.

Выполнять артикуляционную гимнастику, направленную на активизацию мышц артикуляционного аппарата. Произносить трехсложные слова с двумя стечениями согласных, типа: клубника, космонавт.

Заучивать простые стихи. Выразительно их читать.

Либо заучивать скороговорки, их произносить с ускорением темпа, с выделением и переносом логического ударения.

Закреплять навыки звукового анализа и синтеза изученных слоговых структур с использованием материализованных опор и в умственном плане. Уметь целенаправленно и последовательно выполнять последовательность учебных действий.

Полный звуко-слоговой анализ и синтез трехсложных слов, типа «памятник» с использованием материализованных опор с проговариванием вслух.

6


Звук «Ш» Дифференциация звуков «С»- «Ш»

1 ч.

Выполнять артикуляционную гимнастику, направленную на активизацию мышц артикуляционного аппарата. Четко, плавно произносить слоги, слова и предложения с изученными звуками. Работать над интонацией.

Закреплять сформированные навыки планирования и регулирования собственной учебной деятельности, а также коммуникативных сценариев (до конца учебного года)

Плавно произносить ряды из 4-5 слогов со стечениями согласных типа: што – шты -ашт – ушт.

Закреплять навыки звуко-слогового анализа и синтеза с использованием материализованных опор с частичным проговариванием вслух хода анализа.

Формировать умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления.

Игры, направленные на классификацию языковых единиц (наличие/отсутствие звука, место ударения, место звука в слове и проч.).

Моделировать и конструировать схемы слова. Подбирать слова из заданных в соответствии со схемой.

7


Звук «Ж» Дифференциация звуков «З»- «Ж»; «Ш» - «Ж»

1 ч.

Выполнять артикуляционную гимнастику, направленную на активизацию мышц артикуляционного аппарата. Четко, плавно произносить слоги, слова и предложения с изученными звуками. Работать над интонацией.

Закреплять сформированные навыки планирования и регулирования собственной учебной деятельности, а также коммуникативных сценариев (до конца учебного года)

Плавно произносить ряды из 4-5 слогов со стечениями согласных типа: жбо – жбы -ждо – жды.

Закреплять навыки звуко-слогового анализа и синтеза с использованием материализованных опор с частичным проговариванием вслух хода анализа.

Формировать умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления.

Игры, направленные на классификацию языковых единиц (наличие/отсутствие звука, место ударения, место звука в слове и проч.).

Моделировать и конструировать схемы слова. Подбирать слова из заданных в соответствии со схемой.

Закреплять навыки звукового анализа и синтеза с материализованными опора с частичным сворачиванием внешнего рассуждения.

8


Звук «Р»

1 ч.

Выполнять артикуляционную гимнастику, направленную на активизацию мышц артикуляционного аппарата. Четко, плавно произносить слоги, слова и предложения с изученными звуками. Работать над интонацией.

Закреплять сформированные навыки планирования и регулирования собственной учебной деятельности, а также коммуникативных сценариев (до конца учебного года)

Плавное произнесения ряда из 4-5 слогов со стечениями согласных типа: рпо – рпы -арт – урт.

Закреплять навыки звуко-слогового анализа и синтеза с использованием материализованных опор с частичным проговариванием вслух хода анализа.

Формировать умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления.

Игры, направленные на классификацию языковых единиц (наличие/отсутствие звука, место ударения, место звука в слове и проч.).

Моделировать и конструировать схемы слова. Подбирать слова из заданных в соответствии со схемой.

Закреплять навыки звукового анализа и синтеза с материализованными опора с частичным сворачиванием внешнего рассуждения.

9


Дифференциация звуков «Р» - «Р´». Дифференциация звуков «Р-Л», «Р´-Л´»

1 ч.

Выполнять артикуляционную гимнастику, направленную на активизацию мышц артикуляционного аппарата. Правильно воспроизводить изучаемые и ранее пройденные звуки в структуре ряда слогов, слов, в предложениях, простых текстах.

Заучивать простые стихи. Выразительное их чтение.

Либо заучивать скороговорки, их произнесение с ускорением темпа, с выделением и переносом логического ударения.

Уметь целенаправленно и последовательно выполнять последовательность учебных действий.

Закреплять навыки звукового анализа и синтеза изученных слоговых структур с использованием материализованных опор и в умственном плане. Формировать умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления.

Игры, направленные на классификацию языковых единиц (наличие/отсутствие звука, место ударения, место звука в слове и проч.).

10


Согласный звук «j»


1 ч.

Выполнять артикуляционную гимнастику, направленную на активизацию мышц артикуляционного аппарата. Формировать умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления. Дифференцировать твердые и мягкие согласные, стоящие перед гласными «И», «Я», «Е», «Ё», «Ю» и в конце слова

Игры, направленные на классификацию языковых единиц (наличие/отсутствие звука, место ударения, место звука в слове и проч.).

Уметь оценивать свою работу и качество звукопроизношения (до конца учебного года).

Правильно воспроизводить изучаемые и ранее пройденные звуки в структуре ряда слогов, слов, в предложениях, простых текстах.

Заучивать простые стихи. Выразительное их чтение.

Либо заучивать скороговорки, их произнесение с ускорением темпа, с выделением и переносом логического ударения.

Полный и частичный анализ и синтез 3-х сложных слов различной структуры, в том числе в умственном плане

IV четверть – 7 ч.

1


Согласный звук «Ч»






1 ч.

Выполнять артикуляционную гимнастику, направленную на активизацию мышц артикуляционного аппарата. Правильно воспроизводить изучаемые и ранее пройденные звуки в структуре ряда слогов, слов, в предложениях, простых текстах.

Закреплять сформированные навыки планирования и регулирования собственной учебной деятельности, а также коммуникативных сценариев

Плавно произносить ряды из 4-6 слогов со стечениями согласных типа: чпо – чпы -ачт – учт - чит. Работать над интонацией

Заучивать скороговорки, короткие стихотворения.

Произносить все типы слов сложной слоговой структуры (до конца учебного года)

Формировать умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления.

Игры, направленные на классификацию языковых единиц (наличие/отсутствие звука, место ударения, место звука в слове и проч.).

Моделировать и конструировать схемы слова. Подбирать слова из заданных в соответствии со схемой.

Закреплять навыки звукового анализа и синтеза в мысленном плане.

2


Дифференциация согласных звуков «Ч» - «Т´»; «Ч»- «С»

1 ч.

3


Согласный звук «Ц»









1 ч.

Выполнять артикуляционную гимнастику, направленную на активизацию мышц артикуляционного аппарата. Правильно воспроизводить изучаемые и ранее пройденные звуки в структуре ряда слогов, слов, в предложениях, простых текстах.

Закреплять сформированные навыки планирования и регулирования собственной учебной деятельности, а также коммуникативных сценариев

Плавно произносить ряды из 4-6 слогов со стечениями согласных типа: . Работать над интонацией

Заучивать скороговорки, короткие стихотворения.

Произносить все типы слов сложной слоговой структуры (до конца учебного года)

Формировать умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления.

Игры, направленные на классификацию языковых единиц (наличие/отсутствие звука, место ударения, место звука в слове и проч.).

Моделировать и конструировать схемы слова. Подбирать слоав из заданных в соответствии со схемой.

Закреплять навыки звукового анализа и синтеза в мысленном плане.

Анализ и синтез слов, типа: тракторист с опорой на материализованную основу

4


Дифференциация согласных звуков «Ц» - «Т»; «Ц»-«С»; «Ц» - «Ч»

1 ч.

5


Звук «Щ»

1 ч.

Выполнять артикуляционную гимнастику, направленную на активизацию мышц артикуляционного аппарата. Правильно воспроизводить изучаемые и ранее пройденные звуки в структуре ряда слогов, слов, в предложениях, простых текстах. Закреплять сформированные навыки планирования и регулирования собственной учебной деятельности, а также коммуникативных сценариев. Произносить все типы слов сложной слоговой структуры.

Работать над интонацией. Заучивать скороговорки, короткие стихотворения.

Формировать умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления.

Игры, направленные на классификацию языковых единиц (наличие/отсутствие звука, место ударения, место звука в слове и проч.).

Моделировать и конструировать схемы слова. Подбирать слова из заданных в соответствии со схемой.

Закреплять навыки звукового анализа и синтеза в мысленном плане.

6


Дифференциация согласных «Щ» - «С´»; «Щ» - «Ч»; «Щ» - «Ш»

1 ч.

7

22.05

Подведение итогов

1 ч.

Правильно воспроизводить пройденные звуки в структуре ряда слогов, слов, в предложениях, простых текстах. Закреплять сформированные навыки планирования и регулирования собственной учебной деятельности, а также коммуникативных сценариев. Произносить все типы слов сложной слоговой структуры

Игры, направленные на классификацию языковых единиц (наличие/отсутствие звука, место ударения, место звука в слове и проч.). Моделировать и конструировать схемы слова. Подбирать слова из заданных в соответствии со схемой. Анализ и синтез слов всех типов