СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа коррекционного курса внеурочной деятельности для обучающихся 9 класса с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционного курса внеурочной деятельности для обучающихся 9 класса с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»


Государственное общеобразовательное бюджетное учреждение

Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа-интернат

п. Целинные Земли»








Рабочая программа

коррекционного курса внеурочной деятельности для обучающихся 9 класса с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


Деловое письмо


на 2021 – 2022 учебный год








Составитель:



Введение


Рабочая программа курса «Деловое и творческое письмо» разработана на основе программы «Русский язык и развитие письменной речи» из сборника «Программно – методическое обеспечение для 9 класса с углублённой трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида» под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. Серия: Коррекционная педагогика. Издательство: ВЛАДОС, 2006 год и программы С.Ю.Ильиной «Деловое и творческое письмо» из сборника «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией А.К.Аксёновой, А.П.Антропова, И.М.Бгажноковой. Издательство «Просвещение», Москва, 2-е издание, 2005 год.

Рабочая программа представляет собой систему коррекционного воздействия, направленного на социализацию детей с интеллектуальной недостаточностью путём формирования у них умения составлять деловые бумаги. Курс «Деловое письмо» нацелен не на элементарное воспроизводство суммы знаний, а на социальное развитие личности, т.е. на повышение компетентности ученика при работе с деловыми бумагами, что помогает подростку успешно пройти социальную адаптацию и, безусловно, снимает излишнее напряжение и возможный дискомфорт в определённых жизненных ситуациях, связанных с оформлением или использованием деловых бумаг.

Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 9 класса. Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин). В 9 классе на предмет «Деловое письмо» в ГОБУ С(К)ШИ п. Целинные Земли по Учебному плану отведено 34 часа в год (1 час в неделю). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.

Учебный материал (в плане усвоения грамматики и синтаксиса) остаётся в объёме ранее изученного по письму и развитию речи в 5 – 9 классах. В 9 классе он даётся в определённой последовательности в виде повторения тех разделов, которые будут актуальными для решения задач развития и формирования деловой и творческой письменной речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Предлагаемая программа представляет собой интегрированный курс русского языка и делового и творческого письма. Курс русского языка включает в себя набор необходимых жизненно значимых теоретических сведений по грамматике, орфографии, синтаксису. При этом повторение материала русского языка основывается на тематике социально – бытовой ориентировки. Работа по развитию связной устной и письменной речи ведётся на каждом уроке, независимо от формулировки темы.

Рабочая программа составлена с учётом тех знаний и умений, которыми школьники уже овладели в процессе изучения русского языка, что позволяет избежать дублирования уже известного учащимся материала о деловой речи и совершенствовать умения на новом материале.














Пояснительная записка


XXI век характеризуется как век деловых взаимоотношений на различных уровнях. Деловые бумаги занимают все большее место в жизни современного человека. Возрастает роль правильно оформленных документов.

Первостепенной задачей коррекционной школы VIII вида является подготовка детей с интеллектуальной недостаточностью к практической жизни, в которой оформление и ведение различной деловой документации занимают важное место. Следовательно, серьёзное внимание должно быть уделено обучению навыкам делового письма.

Необходимость составлять различные деловые бумаги возникает у учащихся уже в старших классах. Это объяснительные записки, написание заявления и заполнение трудового договора для работы в трудовой бригаде и др. В самостоятельной жизни им потребуется умение писать заявление, автобиографию, доверенность, расписку, адрес на почтовых конвертах, письма, поздравительные открытки, заполнять анкеты, бланки, телеграммы.

Программа курса «Деловое и творческое письмо» в школе VIII вида требует, чтобы учитель познакомил учеников с формой составления вышеуказанных документов.

Обучающимся с интеллектуальной недостаточностью сложно формулировать свои мысли. Деловое письмо отличается краткостью и точностью. В этом отношении работа над деловым письмом ценна тем, что приучает детей писать точно, ясно, коротко.

Конечно, в большинстве учреждений в настоящее время вывешены образцы заполнения деловых бумаг. Однако без специальной тренировки в их оформлении учащиеся с ограниченными возможностями здоровья оказываются недостаточно подготовленными к правильному выбору нужного бланка и его заполнению. Поэтому работа с деловыми документами остаётся одним из направлений уроков по развитию письменной речи детей.

Тема «Деловое письмо» является сквозной в курсе русского языка для 5—9 классов средней школы любого типа. А пропедевтическая работа начинается уже в начальных классах. Это в большинстве своем письменные поздравления с днем рождения, Днем знаний, Днем учителя, с другими общепринятыми праздниками, а также письма и приглашения.

Большое значение имеет речевая направленность курса, то есть работа, связанная с обогащением словарного запаса учащихся. В процессе обучения идёт постепенное накопление словаря: существительных, прилагательных, глаголов, наречий, то есть всех основных частей речи. При этом предусматривается не только его количественное развитие, пополнение активного словаря новыми словами, речевыми оборотами, но и качественное: уточнение значения слова, знакомство с многозначностью слова, синонимическим рядом.

Программа включает в себя формирование у учащихся навыков творческого письма и оформления деловых бумаг. Для формирования у учащихся необходимых умений по составлению деловых бумаг следует исходить из актуализации основных признаков базовой модели речевой ситуации, делать опору на речевые штампы и клише, наполняя их в процессе упражнений различным содержанием. Образцы (клише) деловых бумаг: заявление о приёме на работу, служебная записка, образец трудового договора, автобиография (резюме) и др. составят некий справочник выпускника, которым он будет пользоваться в своей дальнейшей жизни.

На уроках делового письма решаются задачи социальной адаптации и профессионально-трудового обучения. Подготовка ученика к выбору и получению профессии предполагает привитие ему навыков оформления деловых бумаг как части культуры устного и письменного общения, которое может реализоваться успешно в условиях России только средствами русского языка и усвоением его особенностей.


Формы организации обучения: лекции, беседы, практические работы.

Формы проведения занятий: групповые, индивидуальные.

Виды занятий: теоретические, практические.

Формы контроля: составление деловых бумаг, тест.


Цель курса:
  • способствовать совершенствованию устной и письменной речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в целом и письменной русской речи делового стиля в частности.


Задачи курса:
  • создание словарного запаса, определённого на основе содержания языкового минимума деловой речи;

  • усвоение обучающимися норм и правил составления деловых бумаг;

  • углубление знаний об официально-деловом стиле;

  • формирование представления о сферах употребления конкретных жанров деловой речи;

  • совершенствование орфоэпических, орфографических и пунктуационных навыков русской речи в процессе составления текстов деловых бумаг;

  • привитие интереса к изучению текстов официально-делового стиля речи;


Ожидаемый результат овладение обучающимися композиционными моделями

определённого жанра деловой бумаги и самостоятельное речевое «наполнение» моделей по структурным элементам.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Обучающиеся должны

знать:

  • части речи, использование их в деловой устной и письменной речи;

  • наиболее распространённые правила правописания слов.

  • основные функции делового письма, его жанры;

  • композиционные модели деловых бумаг;

  • основные требования к языку деловых бумаг и документов.

уметь:

  • оформлять в соответствии с нормами русского языка деловые бумаги;

  • редактировать и устранять типичные ошибки в языке деловых бумаг

  • составлять и писать изученные виды деловых бумаг по плану, опорным словам и образцу;

  • пользоваться орфографическим и толковым словарём, применять изученные орфографические правила на письме с помощью учителя или самостоятельно.















Содержание курса


Тема 1. Значение речи в жизни человека.

Речь как средство общения. Функции речи.


Тема 2. Стили речи. Официально-деловой стиль.

Актуализация знаний учащихся о стилях речи. Сфера применения. Особенности официально-делового стиля речи.


Тема 3. Устные формы деловой речи. Диалог.

Значение деловой устной речи в жизни современного человека. Составление памятки для ведения делового диалога


Тема 4. Речевые штампы и клише, этикетные фразы.

Понятие «Речевые штампы», «Клише». Отличия. Использование в официально-деловых документах.


Тема 5. Фактор адресата.

Влияние фактора адресата на выбор клише и этикетных фраз, на лексический состав текста и его объём.

Тема 6. Правила ведения телефонного диалога.

Телефонный диалог личного и служебного характера. Правила ведения телефонного диалога.


Тема 7. Диалоги при посещении разного рода учреждений.

Правила ведения диалога в различных ситуациях при посещении разного рода учреждений.


Тема 8. Трудоустройство Ведение диалога.

Правила ведения диалога при устройстве на работу. Перечень вопросов, которые необходимо задать работодателю.


Тема 9. Обобщающий урок по теме «Устные формы деловой речи»

Деловая игра «Я поступаю на работу». Анализ речевых ситуаций.


Тема 10. Письменные формы деловой речи.

Значение деловой письменной речи в жизни современного человека. Деловая переписка.


Тема 11. Личные и деловые письма.

Актуализация знаний учащихся. Постановка знаков препинания при обращениях в документации. Реквизиты делового письма. Правила расположения на листе текстового материала.


Тема 12. Разновидности деловых писем.

Составление письма-запроса, письма-просьбы, письма-напоминания, письма- подтверждения.


Тема 13. Самостоятельная работа по теме «Письменные формы деловой речи».


Тема 14. Заявление. Заявления на получение документа, на утерю документа, в полицию и т.д.

Актуализация знаний учащихся о написании заявлений. Правила написания заявлений на получение документа, на утерю документа, в полицию и т.д.


Тема 15. Заявление о приеме на работу, об увольнении, об очередном отпуске, по повестке в суд, по семейным обстоятельствам.

Правила написания заявлений о приеме на работу, об увольнении, об очередном отпуске, по повестке в суд, по семейным обстоятельствам.


Тема 16. Словарно-лексическая работа по теме «Деловая лексика»

Работа над составлением словаря деловой лексики.


Тема 17. Эмоционально окрашенная и нейтральная лексика.

Общее понятие. Прямое и переносное значение слова. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.


Тема 18. Использование в речи образных средств языка.

Использование образных средств языка, выраженных разными частями речи, при описании внешнего вида человека, его характера, интерьера, местности и т.д.


Тема 19. Деловая игра «Давай познакомимся!»

Повторение понятий: автобиография, характеристика, резюме.


Тема 20. Электронное письмо.

Урок с использованием ИКТ. Понятие «Электронное письмо». Назначение. Правила написания.


Тема 21. Использование местоимений в деловой документации.

Повторение темы «Местоимение». Склонение местоимений. Употребление местоимений в деловых текстах.


Тема 22. Практические упражнения в написании деловых бумаг. Тема 23. Практические упражнения в заполнении бланков.

Тема 24. Трудовой договор.

Общее понятие о трудовом договоре. Изучение бланка «Трудовой договор». Упражнения по его заполнению.


Тема 25. Делопроизводство. Экскурсия в канцелярию школы.

Знакомство с оформлением, ведением и хранением деловой документации.


Тема 26. Имя числительное. Правильное прочтение числа в тексте.

Актуализация знаний учащихся о числительном. Нахождение и правильное прочтение числа в тексте. Склонение числительных. Употребление в деловых бумагах.


Тема 27. Деловая игра «Деловой этикет»

Правила делового этикета. Внешний вид делового человека.


Тема 28. Предлоги и предложные словосочетания в деловой документации.

Предлоги и предложные словосочетания, наиболее часто употребляемые в деловых документах.


Тема 29. Сложносокращённые слова (аббревиатура).

Значение, цель сокращений в деловых бумагах.


Тема 30. Самостоятельная работа по теме «Использование различных частей речи в деловой документации».


Тема 31. Словарно-лексическая работа по теме «Деловая лексика»

Работа над составлением словаря деловой лексики.


Тема 32. Простые и сложные предложения в деловой документации.

Актуализация знаний учащихся по теме «Предложение». Знаки препинания в предложениях, употребляемых в деловой переписке и деловых бумагах.


Тема 33. Итоговый тест по темам курса «Деловое письмо».


Тема 34. Сочинение «Как помогут мне знания о деловом письме в жизни».


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


Учебные программы

Программа С.Ю.Ильиной «Деловое и творческое письмо» из сборника «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией А.К.Аксёновой, А.П.Антропова, И.М.Бгажноковой.

Издательство «Просвещение», Москва, 2-е издание, 2005 год

Учебные пособия

Рабочая тетрадь «Деловое письмо: тетр. по письму и развитию речи для учащихся 5-9 кл. спец. (коррекц.) образоват.

Учреждений VIII вида/ А.М.Шехирева. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 56 с. – (Коррекционная

педагогика)


Рабочие тетради по русскому языку. Учебные пособия для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. М.: Просвещение:

№ 1 «Имя существительное», 2003

№ 2 «Имя прилагательное», 2003

№ 3 «Состав слова», 2004

№ 4«Глагол», 2004.

Методический материал

Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.

дефектол. фак. педвузов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с. - (Коррекционная педагогика)


Щепина К. П. Обучение деловому письму на уроках русского языка / К. П. Щепина.- М.: Просвещение,1990.

Дидактический материал

Наглядные пособия: таблицы по русскому языку, образцы деловых бумаг.

Упражнения на коррекцию и развитие ВПФ. Презентации по темам курса.

Карточки для индивидуальной дифференцированной работы.


















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ДЕЛОВОЕ И ТВОРЧЕСКОЕ ПИСЬМО. 9 КЛАСС»


Примечание: данная рабочая программа рассчитана на учащихся 9 класса. Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин). В 9 классе на предмет

«Деловое письмо» в ГОБУ С(К)ШИ п. Целинные Земли по Учебному плану отведено 34 часа в год (1 час в неделю). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.

На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться).


I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Учебный год

9 ч.

8 ч.

10 ч.

7 ч.

34 ч.(+2 ч.

резервных)



КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

1.

Значение речи в жизни человека.

1


2.

Стили речи. Официально-деловой стиль.

1


3.

Устные формы деловой речи. Диалог.

1


4.

Речевые штампы и клише, этикетные фразы.

1


5.

Фактор адресата.

1


6.

Правила ведения телефонного диалога.

1


7.

Диалоги при посещении разного рода учреждений

1


8.

Трудоустройство Ведение диалога.

1


9.

Обобщающий урок по теме «Устные формы деловой

речи»

1


10.

Письменные формы деловой речи.

1


11.

Личные и деловые письма.

1


12.

Разновидности деловых писем.

1


13.

Самостоятельная работа по теме «Письменные формы

деловой речи».

1


14.

Заявления на получение документа, на утерю

документа, в полицию и т.д.

1


15.

Заявление о приеме на работу, об увольнении, об очередном отпуске, по повестке в суд, по семейным

обстоятельствам.

1


16.

Словарно-лексическая работа по теме «Деловая

лексика»

1


17.

Эмоционально окрашенная и нейтральная лексика.

1


18.

Использование в речи образных средств языка.

1


19.

Деловая игра «Давай познакомимся!»

1


20.

Электронное письмо.

1


21.

Использование местоимений в деловой

документации.

1


22.

Практические упражнения в написании деловых

бумаг.

1


23.

Практические упражнения в заполнении бланков.

1


24.

Трудовой договор.

1


25.

Делопроизводство. Экскурсия в канцелярию школы.

1


26.

Имя числительное. Правильное прочтение числа в

тексте.

1


27.

Деловая игра «Деловой этикет»

1


28.

Предлоги и предложные словосочетания в деловой

документации.

1


29.

Сложносокращённые слова (аббревиатура).

1


30.

Самостоятельная работа по теме «Использование

различных частей речи в деловой документации».

1


31.

Словарно-лексическая работа по теме «Деловая

лексика»

1


32.

Простые и сложные предложения в деловой

документации.

1


33.

Итоговый тест по темам курса «Деловое письмо».

1


34.

Практическая работа по написанию документов.

Резервный

урок


35.

Практическая работа по написанию документов.

Резервный

урок


36.

Сочинение «Как помогут мне знания о деловом

письме в жизни».

1




Использованная литература
  1. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.:

«ВЛАДОС», 2000.

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Москва: «Просвещение», 2005

  2. Программно-методическое обеспечение для 10–12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида : пособие для учителя / под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 331 с. — (Коррекционная педагогика).

  3. Щепина, К. П. Обучение деловому письму на уроках русского языка / К. П. Щепина.- М.: Просвещение,1990.


Рекомендованная литература
  1. Акишина А.Этикет русского письма / А. Акишина, Н. Формановская.– М.: Русский язык, 1991.

  2. Андреев В. Деловая риторика: Практический курс общения, делового и ораторского мастерства. – М.,1995

  3. Ахбарова Г.Х., Спиригайло Т.О. Деловое письмо: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2005.-103с.

  4. Бебешин Н.Н., Свириденков В.П. Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы. – М.: “Просвещение”, 1978.

  5. Голодяевская А. М. Деловая речь /А. М. Голодяевская.– Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1995.

  6. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М.,1993.

  7. Иванова Р.Я. Официально-деловой стиль. Армавир. 1995.

  8. Кривенцева И.Н. Русский язык. Деловая речь, деловое письмо. – Волгоград: Учитель, 2007.

  9. Рахманин, Л. В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных

документов / Л. В. Рахманин.- Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1998.

  1. Рогожин М. Ю. Справочник по делопроизводству / М. Ю. Рогожин.- СПб., 2007.

  2. Ахбарова Г.Х., Спиригайло Т.О. Деловое письмо: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2005.-103с.

  3. Скиргайло Т.О., Ахбарова Г.Х. Деловое письмо. (Пособие для учителей и учащихся). – Казань: ИПКРО РТ, 1999.

  4. Шведова Н. В., Ожегов С. И. Толковый словарь Русского языка / Н. В. Шведова, С. И. Ожегов.- М.: Элпис, 2003.