СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Коррекционной образовательной деятельности учителя- логопеда в ДОУ

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Коррекционной образовательной деятельности учителя- логопеда в ДОУ»






Рабочая программа

Коррекционной образовательной деятельности учителя- логопеда ДОУ

в условиях введения ФГОС ДО



2019 г.



























Содержание


I. Целевой раздел программы…………………………….…………………………………..3

1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………………..3

1.2. Цели и задачи программы…………………………………………………………………..7

1.3. Принципы и подходы к формированию программы……………………………………...7

1.4. Характеристика особенностей детей с нарушениями речи………………………………9

1.5. Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения программы………………..11


II. Содержательный раздел программы………………………………………...………….17

2.1. Модель организации коррекционно-образовательного процесса ……………………...17

2.2. Содержание коррекционно-образовательного процесса………………………………..18

2.3. Формы организации коррекционно-развивающей работы………………………….…..20

2.4. Методы и средства коррекционно-развивающей работы……………………………….24

2.5. Содержание и основные направления коррекционно-развивающей работы………….27

2.6. Организация взаимодействия с педагогами……………………………………………...29

2.7. Организация взаимодействия с родителями……………………………………………..31


III. Организационный раздел программы………………………………………………....35

3.1. Материально-техническое обеспечение работы учителя-логопеда
ДОУ……………………………………………………………………………………………...35

3.2. Особенности предметно-развивающей пространственной среды
логопедического кабинета……………………………………………………………………..37

3.3. Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей

работы логопеда………………………………………………………………………………...39

3.4. Циклограмма деятельности учителя-логопеда, расписание занятий……………..……43


Приложение……………………………………………………………………………………44

  • Годовой план работы учителя – логопеда.

  • План работы учителя-логопеда по взаимодействию с педагогическим коллективом

  • План работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями.

  • Планирование индивидуальных занятий по коррекции фонетического недоразвития речи.

  • Планирование индивидуальных занятий по коррекции фонематического недоразвития речи.

  • Перспективный план образовательной деятельности по коррекции речи детей

5-6 лет с ФНР, ФФНР и ОНР.

  • Перспективный план образовательной деятельности по коррекции речи детей

6-7 лет с ФНР, ФФНР и ОНР.

  • Календарно-перспективный план по коррекции фонетико – фонематического недоразвития речи у детей 6 – 7 лет.

  • Календарно-перспективный план по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей 5- 7 лет с ОНР.



I. Целевой раздел программы


1.1. Пояснительная записка

Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии на основании Конвенции ООН «О правах ребёнка», Закона РФ «Об образовании», Федеральной программы развития образования. Одним из таких подходов является дальнейшее развитие систем коррекционно - развивающего и компенсирующего обучения, которые нацелены на создание наиболее адекватных педагогических условий для детей, имеющих проблемы в развитии.
В этих условиях требуется повышенное внимание к вопросам охраны здоровья детей, личностно-ориентированный подход в образовательном процессе, помощь специалистов, готовых осуществлять активное взаимодействие с учётом познавательно-речевых, физических и психологических возможностей детей.
По Положению в логопедическую группу зачисляются дети с диагнозом ФН и ФФН. Программы по преодолению ФН нет, а программу по ФФН необходимо адаптировать к условиям логопедического кабинета. Исходя из этого, возникла необходимость разработать программу и построить логопедическую деятельность при массовом детском саде так, чтобы дети получили необходимую коррекционную помощь. До настоящего времени не создана единая система своевременной комплексной квалифицированной помощи ребёнку с речевыми нарушениями. Однако, такая форма организации оказания коррекционной логопедической помощи, как логопедический кабинет при дошкольном учреждении, необходима и популярна на сегодняшний день, т.к. позволяет включить в сферу коррекционно-речевой работы более широкий круг детей, включая и раннюю возрастную группу, полнее использовать резервы коррекционно - педагогического воздействия и сделать его органичной составляющей целостного дошкольного образовательного процесса. Поэтому разработка вопросов и организации комплексного воздействия на ребёнка с речевыми нарушениями в условиях непосещения специализированных групп, является одним из приоритетных направлений. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

Программа коррекционно-образовательной деятельности разработана в соответствии с:

  • Конституцией Российской Федерации;

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.09.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

  • Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 гг.;

  • Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025г. утвержденной указом президента Российской Федерации №1666 от 19.12.2012г.;

  • «Положением об организации работы учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп» от 24.02.2000 г.;

  • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384);

  • Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. №666;

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013г. №1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования".

  • Письмом МО РФ от 02.06.98г. №89/34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий».

  • Письмом МО РФ от 24.04.95г. №46/19-15 «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для ДОУ».

  • Письмом МО РФ от 14.03.00г. №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»

  • Временными (примерными) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ, утвержденные приказом МО РФ №448 от 22.08.96

  • Уставом МКДОУ;

  • Инструкцией по охране жизни и здоровья детей дошкольного возраста.

Актуальность программы.

Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи дошкольникам, имеющим нарушение речи.

Актуальность раннего выявления, профилактики и коррекции речевых нарушений у детей аргументируется тем, что воспитанники с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска.

Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев в развитии речи ребенка. Заканчивается процесс становления звукопроизношения к 5-6 годам, когда ребенок правильно может произносить все звуки родного языка.

Однако благополучное формирование звукопроизносительной стороны речи происходит далеко не всегда. У многих детей дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Кроме того, недостатки устной речи могут являться причиной ошибок в письменной речи и затрудняют успешное овладение учебным материалом в школе. Научными исследованиями в области дефектологии доказано исключительно важное значение раннего распознавания речевого недоразвития и его более ранней коррекции.

Для достижения целевых ориентиров и обеспечения индивидуализации необходима организованная деятельность по систематической профилактике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста, поскольку многие из них имеют индивидуальные особенности, нарушающие или замедляющие благоприятный ход развития речи.

Научная обоснованность.

Программа написана в соответствии с современными представлениями науки о механизмах формирования звукопроизношения у ребенка. Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, Б.Д.Элькониным.

Рабочая программа по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопедического кабинета разработана:

В соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МКДОУ «Детский сад «Солнышко» на 2017 – 2018 учебный год, разработанной в соответствии с ФГОС ДО и с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования «Радуга»

Т.Н. Дороновой.

В основу логопедической работы положены традиционные,
классические программы:
1. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя
речи (для детей подготовительной к школе группы) Сост.: Каше Г.А.,
Филичева Т.Б. М.: Просвещение, 1978.
2. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа). Программа и
методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 2004.
3. Программа коррекционного обучения и воспитание детей с общим
недоразвитием речи 6-го года жизни. Программа и методические
рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 1989.
4. Программа коррекционного обучения и воспитание детей 5-летнего
возраста с общим недоразвитием речи. Программа и методические
рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 1991.
5. Воспитание и обучение детей с ФФН (подготовительная группа).
Программа и методические рекомендации для образовательных учреждений компенсирующего вида. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Лагутина А.В. М.:
2004.

Данные программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп специального детского сада, в связи с чем, не совсем подходят для логопедического кабинета детского сада и не предполагают использование новых методов, приёмов, технологий, не учитывают особенностей детей, что является необходимым. Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.






1.2. Цели и задачи программы

Цель программы – создать условия для формирования полноценной
фонетической и лексико-грамматической системы языка, развития
фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа
и синтеза у детей с нарушениями речи (ФНР, ФФНР, ОНР и др. речевыми
патологиями), зачисленных в логопедический кабинет ДОУ.
В процессе коррекционной работы решаются следующие задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закрепить представления о звуках, слогах, словах и предложениях;

- закрепить умение различать понятия «звук» и «буква», подбирать слоги, слова с поставленным звуком;

- уточнить оптический и графический образ букв;

- продолжать учить различать звуки в словах по артикуляционно-акустическим признакам: гласные – согласные;

- по глухости – звонкости, твёрдости – мягкости;

- обогащать словарный запас детей;

- формировать у детей умения ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;

- укрепить мелкую моторику, сформировать графические навыки;

- закрепить поставленные звуки в связной речи.

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематическое восприятие, зрительную и слуховую память, умение составлять связное развёрнутое высказывание;

- развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки.

Коррекционно-воспитывающие:

- Формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности, ответственности, взаимопонимания.

1.3. Принципы и подходы к формированию программы

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
 принцип природосообразности, т.е. синхронного выравнивания
речевого и психического развития детей с нарушениями речи;
 онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития
детской речи в норме;
 принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей
развития и потребностей каждого ребенка;
 принцип признания каждого ребенка полноправным участником
образовательного процесса;
 принцип конкретности и доступности учебного материала,
соответствия требований, методов, приемов и условия образования
индивидуальным и возрастным особенностям детей;
 принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
 принцип постепенности подачи учебного материала;
 принцип концентрического наращивания информации в каждой из
последующих возрастных групп во всех пяти образовательных
областях.

Принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем.

 Принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем.


Основной формой работы с детьми является игровая деятельность
основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие (индивидуальные и фронтальные) занятия, в соответствии с Рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.

Таким образом, основной задачей Рабочей программы учителя-логопеда на 2017-2018 учебный год является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

1.4. Характеристика особенностей детей с нарушениями в речевом развитии

Структура нарушения речи у детей дошкольного возраста неоднородна.


Характеристика детей с нарушением речи

ФНР (фонетическое недоразвитие речи)

Фонетическое недоразвитие речи – это нарушение в еѐ звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания. Нарушение звукового оформления речи обусловлено неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. Различают следующие нарушения звуков: - искаженное произношение звука; - отсутствие звука в речи; - замена одного звука другим, близким по своему артикуляционному укладу.

ФФНР (фонетико- фонематическое недоразвитие речи)

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребѐнка с фонетико- фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребёнка различным образом: - заменой звуков более простыми по артикуляции; - трудностями различения звуков; - особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте. Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика. Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в 11 употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

ОНР III уровня (общее недоразвитие речи)

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи.

Уровень общего недоразвития речи может быть различен: от полного отсутствия речевых средств обучения, до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.
Левина Р.Е. выделила три уровня общего недоразвития речи:
1. самый тяжелый – ОНР I уровня;
2. средний – ОНР II уровня;
3. более легкий – ОНР III уровня.

Основной контингент старших дошкольников имеет третий уровень речевого развития. Дети с ОНРIII уровня характеризуются появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико- грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднён подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов: в, на, под, к, из-под, из-за, между и т.д., в согласовании различных частей речи, построении предложений. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения. Дети с ОНР отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок. Многие дети с ОНР имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.

НВОНР (ОНР IV уровня)

У детей с ОНР IV уровня наблюдаются остаточные явления недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция. Незавершѐнность формирования звуко -слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен.


1.5. Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения программы

Характеристика ориентировочных результатов образовательной деятельности в рамках образовательной области «Речевое развитие»

Главной идеей рабочей программы является реализация образовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи, зачисленных в логопедический кабинет ДОУ.
Результаты освоения рабочей программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной рабочей программы.
К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения
дошкольного образования) в соответствии с программой ДОУ относятся
следующие социально-нормативные характеристики возможных
достижений ребенка:
Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли
и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы,
делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки,
рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок
или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные
навыки звуко- слогового анализа, что обеспечивает формирование
предпосылок грамотности.
Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он
обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на
знания и умения в различных видах деятельности.
Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах
деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по
совместной деятельности.
Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и
взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к
самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.
Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет
радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен
договариваться, старается разрешать конфликты.
Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в
себя.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в
разных видах деятельности.
Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам,
способен к волевым усилиям.
У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и
вынослив, владеет основными движениями, может контролировать
свои движения, умеет управлять ими.

Промежуточные планируемые результаты по образовательной
области «Речевое развитие» в соответствии с возрастом.


Возраст

Промежуточные планируемые результаты по образовательной
области «Речевое развитие»

5 -6 лет

Нормализация фонетической стороны речи:
- правильно артикулирует все поставленные звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
- Дифференцирует все изученные звуки;
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
- свободно пользуется речью для выражения своих знаний, эмоций, чувств;
- в игровом взаимодействии использует разнообразные ролевые
высказывания.
Развитие компонентов ЛГСР (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:
- использует разнообразную лексику в точном соответствии со
смыслом;
- использует сложные предложения разных видов, разнообразные способы словообразования;
- составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; из личного опыта, последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:
- способен проводит звуковой анализ слов различной звуковой
структуры;
- способен качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук);
- правильно употребляет соответствующие термины.

6 – 7 лет

Нормализация фонетической стороны речи:
- правильно артикулирует все звуки русского языка в различных фонетических позициях и формах речи;
- Дифференцирует все звуки;
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
- способен участвовать в коллективной беседе (самостоятельно
формулировать и задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы);

- свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора.
Развитие компонентов ЛГСР (лексической стороны, грамматического
строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:
- использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка;
- использует разнообразные способы словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения;
- самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие
литературные произведения, составляет по плану и образцу
описательные и сюжетные рассказы;
- называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:
- воспринимает слово и предложение как самостоятельные единицы речи, правильно использует в своей речи;
- способен делить предложения на слова и составлять из слов (2-4);
- способен членить слова на слоги (2-4) и составлять из слогов;
- способен проводить звуковой анализ слов;
- понимает смыслоразличительную роль фонемы.


Планируемые результаты логопедической работы в результате коррекции речевого нарушения.

Планируемые результаты логопедической работы в результате коррекции речевого нарушения

Дети умеют:

у детей с ФНР

- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

- четко дифференцировать все изученные звуки

у детей с ФФНР

- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

- четко дифференцировать все изученные звуки;

- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

- различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

- владеют интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов.

у детей с ОНР III уровня

- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

- владеть элементарными навыками пересказа;

- владеть навыками диалогической речи;

- владеть навыками словообразования:

- продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных, от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;

- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; - простые и почти все сложные предлоги употребляться адекватно;

- использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);

- владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.

у детей с НВОНР

- свободно составлять рассказы, пересказы; владеть навыками творческого рассказывания;

- адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т. д.;

- понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;

- понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;

- владеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;

- оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;

- владеть правильным звуко- слоговым оформлением речи.

Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности
дошкольного и начального общего образования.
Результативность коррекционной логопедической образовательной
деятельности отслеживается через диагностические исследования 2 раза в
год с внесением последующих корректив в индивидуальные планы
(маршруты) коррекции и в содержание всего коррекционно-образовательного
процесса.
Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, где отмечается динамика коррекции звукопроизношения и развития речевых
функций каждого ребенка, итоговом обследовании речевого развития детей, ежегодном отчете учителя-логопеда и анализе эффективности работы логопедического кабинета ДОУ. Для диагностики используются методики логопедического обследования Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Сроки проведения мониторинговых исследований – сентябрь, май.
Согласно целям и задачам образовательной области «Речевое развитие»
основным планируемым результатом работы в этой области является достижение каждым ребенком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных нарушениями речи, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.





















II. Содержательный раздел программы

2.1. Модель организации коррекционно-образовательного процесса

Организация деятельности учителя-логопеда в условиях логопедического кабинета НДОУ включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание, что представлено в виде модели:



Диагностическая работа Обеспечивает своевременное выявление детей с нарушениями речевого развития, проведение обследования состояния речи, определение структуры речевого нарушения, создание условий для профилактики или коррекции нарушений ..речи

Информационно- просветительская работа направлена на освещение вопросов, связанных с особенностями речевого развития и созданием условий для своевременной профилактики нарушений речи у детей, формирование специальных знаний у родителей (законных представителей), педагогических работников.


Коррекционно-развивающая работа Обеспечивает своевременную профессиональную коррекцию недостатков речевого развития ребенка и профилактику вторичных нарушений, создавая условия для освоения воспитанником ООП НДОУ в соответствии с ФГОС

Направления коррекционной работы учителя-логопеда в ДОУ





















Консультативная работа обеспечивает непрерывность коррекционно-развивающего сопровождения воспитанника с нарушениями речевого развития и их семей по вопросам создания полноценной речевой среды для коррекции и автоматизации сформированных речевых навыков.
















Комплектование логопедического кабинета осуществляется по разновозрастному принципу из числа воспитанников 4-7 лет с нарушениями речи, посещающих ДОУ. Механизм комплектования описан в разделе: Мониторинг речевого развития ребенка (Первичная диагностика) данной Рабочей программы. Учитель-логопед ежегодно с 1 по 15 сентября и в течение учебного года по необходимости проводит логопедическое обследование состояния речевого развития воспитанников с 4 до 7 лет, посещающих НДОУ (до 4 лет по запросу родителей или педагогов). По результатам логопедического обследования составляет список детей, нуждающихся в логопедической помощи, доводит до сведения педагогов и родителей.

На основании результатов диагностики планирует консультативную работу с педагогами родителями по профилактике нарушений речи у детей, выявленных в группе риска. Итогом деятельности учителя-логопеда по подробному обследованию речевого развития ребенка является логопедическое заключение, которое записывается в индивидуальную речевую карту. В заключении указывается характер нарушений речи на основе психолого-педагогической и клинико-педагогической классификации. На основании диагностики речевого развития учитель-логопед проводит индивидуальные консультации для родителей, после чего проводит комплектование логопедического кабинета, составляя список детей, зачисленных на занятия. Зачисляются воспитанники 4-7 лет, имеющие фонетические, фонематические, фонетико- фонематические нарушения в речевом развитии:

- ФНР (фонетическое недоразвитие речи) у детей с различными формами дислалии, дизартрии, ринолалии;

- ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) у детей с различными формами дислалии, дизартрии, ринолалии; Допускается зачисление на логопедический пункт воспитанников с общим недоразвитием речи:

- НВОНР (ОНР IV уровня) различного генеза;

- ОНР III уровня у детей с различными формами дизартрии, алалии.

Воспитанники от 3 до 7 лет с тяжелыми, стойкими нарушениями речи, имеющие логопедическое заключение: ОНР I уровня, ОНР II уровня; ринолалия; заикание; системное недоразвитие речи; системное нарушение речи; афазия направляются на ПМПК для проведения комплексного обследования специалистами. В случае отказа родителей (законных представителей) от прохождения ПМПК родители пишут письменный отказ. Зачисление в логопедический кабинет проводится в течение всего учебного года при наличии свободных мест. Выпуск детей из производиться в течение всего учебного года после устранения у них нарушений речевого развития. Решение о прекращении занятий с ребёнком учитель-логопед принимает, руководствуясь степенью приближения уровня его речевого развития к возрастным нормам. Сроки логопедической работы находятся в прямой зависимости от степени выраженности у ребенка речевых нарушений, его индивидуально-личностных особенностей, условий воспитания в НДОУ и семье и могут составлять от 2-3 месяцев до 1,5-2 и более лет. Предельная наполняемость логопедического пункта, из расчёта на 1 ставку, не должна превышать 20 человек. Количество воспитанников, зачисленных на логопедический кабинет, может меняться в зависимости от степени тяжести речевых нарушений, что регламентируется Положением о логопедическом кабинете НДОУ.

Логопедическая работа строится на основе комплексного психолого-педагогического подхода, который выражается в следующем:

- логопедические воздействия учителя-логопеда;

- максимальная помощь родителей и воспитателей.

Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также на занятиях по труду, изобразительной деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки. В связи с этим учитель- логопед планирует деятельность с учетом взаимодействия с воспитателями и родителями с целью создания максимального речевого пространства для закрепления скорректированных навыков в результате коррекции речевого нарушения.

Рабочая программа учителя-логопеда МКДОУ на 2017-2018 учебный год составлена на основе типовых базовых ПРОГРАММ с учетом положений программы МКДОУ и ФГОС ДО:
- ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НАРУШЕНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
(авторы программы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина),
- ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ
ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ (авторы программы

Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркина, Т.В, Туманова),

- ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (с 4 до 7 лет) (автор Н. В. Нищева),

рекомендованных Ученым Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» для использования в ДОУ.
Использование двух программ одновременно обусловлено наличием на
логопедическом кабинете МКДОУ детей как с ФНР и ФФНР, так и с ОНР.

Содержание коррекционной образовательной деятельности обеспечивает:
 Выявление особых образовательных потребностей детей с
нарушениями речи;
 Осуществление индивидуально ориентированной медико-педагогической помощи детям с нарушениями речи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей;
 Возможность освоения детьми с нарушениями речи основной
общеобразовательной программы ДОУ и их интеграции в образовательном учреждении.

В соответствии со спецификой логопедического кабинета ДОУ
образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в рабочей
программе на первый план, так как овладение родным языком является
одним из основных элементов формирования личности.
Основными направлениями работы учителя-логопеда МКДОУ по
коррекции и развитию речи детей с нарушениями речи в соответствии с образовательной областью «Речевое развитие» ФГОС ДО являются:
1. Воспитание звуковой культуры речи (нормализация звукопроизношения) - развитие восприятия звуков родной речи и произношения;
2. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи
(развитие фонематического восприятия и слуха) – различение звука и
слова, нахождение места звука в слове;
3. Развитие активного словаря – освоение значений слов и их уместное
употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в
которой происходит общение;
4. Формирование грамматического строя речи;
А) морфология (изменение слов по родам, числам, падежам),
Б) синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и
предложений),
В) словообразование;
5. Развитие связной речи – монологической (рассказывание) и
диалогической (разговорной);
6. Воспитание любви и интереса к художественному слову.




2.3. Формы организации коррекционно-развивающей работы

Учитель-логопед планирует коррекционно-развивающие занятия в соответствии с режимом работы НДОУ по согласованию с заведующим, старшим воспитателем, педагогами и родителями. Программа составлена с учётом основных форм организации коррекционных занятий: индивидуальные, индивидуально-подгрупповые и фронтальные. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми дошкольного возраста по всем направлениям развития является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия. Все коррекционно-развивающие занятия, носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и не дублируют школьных форм обучения.


Форма организации обучения в логопедическом кабинете ДОУ


Индивидуальные


Индивидуально- подгрупповые

Основной формой организации работы с детьми, имеющими нарушение речи, являются индивидуальные и индивидуально-подгрупповые занятия.

Основная цель – подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи.

Логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребенка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей.

Также индивидуальные занятия проводится с теми детьми, у которых имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава, отдельные специфические проявления патологии речи, выраженные отклонения в строении артикуляционного аппарата и т.д.

Задачи и содержание индивидуальных занятий

  • Развитие артикуляционного и голосового аппарата;

  • Развитие просодической стороны речи;

  • Формирование звукопроизносительтных навыков, фонематических процессов;

  • Постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;

  • Автоматизация звуков в облегченных фонетических условиях

Индивидуально-подгрупповые занятия организуются по мере необходимости на определенных этапах логопедической работы. В подгруппы объединяются дети одного возраста, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, для оптимизации процесса автоматизации сформированных речевых навыков. Логопед может организовать простой диалог для тренировки произносительных навыков; упражнять детей в различении сходных по звучанию фонем в собственной и чужой речи, организовать игру и игровую ситуацию.

Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики и достижений в коррекции произношения и индивидуальной программы коррекции речевых нарушений у воспитанника.

Индивидуальные и индивидуально-подгрупповые занятия являются преобладающей формой коррекционной работы. Планирование содержания логопедических занятий осуществляется в соответствии с индивидуальной программой коррекции в речевых картах ребенка: описываются основные направления, по которым планируется работать на занятии, названия дидактических игр, артикуляционных упражнений.

Данный подход помогает дифференцированно работать с детьми, недостатки которых выражены в основном в звуковой стороне речи.

Фронтальные занятия

Основная цель – создание речевой среды для коррекции полифункциональных речевых нарушений у детей с ФФНР, ОНР III – IV уровня.

Задачи и содержание фронтальных занятий

  • Формирование грамматического строя речи;

  • полноценной фонетической системы;

  • звуковой культуры речи;

  • развитие связной речи;

  • подготовка к овладению письменной формой речи;

  • развитие языковой способности;

В тоже время дети на фронтальных занятиях учатся взаимодействовать в коллективе.



Организация деятельности логопеда в течение года определяется
задачами, поставленными Рабочей программой. Учебный год условно делится на 3 периода:
1 период – сентябрь – ноябрь;
2 период – декабрь – февраль,
3 период – март – май.
Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября.
Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15
сентября по регламенту НОД, составленному учителем-логопедом. По
договоренности с администрацией МКДОУ и воспитателями групп логопед
может брать детей со всех занятий. В отличие от специализированного ДОУ

задача коррекции речевой деятельности в системе работы логопедического кабинета является дополнительной. Поэтому в расписании образовательной
деятельности нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом.
Регламент логопедической НОД составляется таким образом, чтобы не
мешать усвоению общеобразовательной программы и предоставить возможность родителям при необходимости или желании участвовать в
индивидуальных логопедических занятиях: часть логопедической работы
вынесена во вторую половину дня (как правило, занятия с логопедом во
вторую половину дня проводятся в среду).

Образовательная нагрузка на воспитанников, посещающих логопедический кабинет, не может превышать показатели максимальной учебной нагрузки применительно к возрасту (п.11.10 СанПиН 2.4.1.3049-13).


Периодичность индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом в зависимости от тяжести нарушений речевого развития, ориентируясь на следующие требования:

занятия с детьми, имеющими ФНР (фонетическое недоразвитие речи)

не менее 1-2 раз в неделю

занятия с детьми, имеющими ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) и фонематическое недоразвитие речи

не менее 2 раз в неделю

занятия с детьми, имеющими ОНР (общее недоразвитие речи) III, IV уровня различной клинической обусловленности

не менее 3 раз в неделю


Продолжительность индивидуальных и индивидуально-подгрупповых занятий определяется характером и степенью выраженности речевых нарушений, возрастом и психофизическими особенностями воспитанников и составляет от 15 до 25 минут с учетом времени на сопровождение ребенка в группу. Фронтальные занятия проводятся - 3 раза в неделю / по 30 минут;

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным
воспитанником ДОУ, зачисленным на индивидуальные занятия, включает в
себя те направления, которые соответствуют структуре его речевого дефекта.
Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом
обусловлена индивидуальными особенностями детей. Примерная
продолжительность занятий с детьми с ФНР составляет 6 месяцев, ФФНР - 1год, ОНР – 1-2 года.

Согласно положению о логопедическом кабинете ДОУ, в
течение года занимаются до 25 детей. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка.


2.4. Методы и средства коррекционно-развивающей работы


Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются:

Наглядные

Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи:

- непосредственное наблюдение и его разновидности;

- опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам);

Словесные

Направлены на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы:

- чтение и рассказывание художественных произведений;

- заучивание наизусть стихов, небольших рассказов, скороговорок, чистоговорок и др.

- пересказ;

- обобщающая беседа;

- рассказывание без опоры на наглядный материал;

Практические

Практические методы используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр. К практическим методам можно отнести:

- дидактические игры и упражнения;

- игры-драматизации и инсценировки;

- хороводные игры и элементы логоритмики;

- метод моделирования;

- метод проектов.

Метод моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно – развивающего обучения. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. У ребенка, владеющего формами наглядного моделирования появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Введение наглядных моделей позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения.


Средствами коррекции и развития речи детей с ФНР, ФФН и ОНР являются:
- общение детей со взрослыми (родителями, воспитателями, логопедом,
музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и др.);
- культурная языковая среда (дома и в детском саду);
- обучение родной речи на занятиях (занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи, занятия по развитию ЛГСР и связной речи, чтение художественной литературы);
- художественная литература, читаемая помимо занятий (дома и в детском
саду);
- изобразительное искусство, музыка, театр;
- занятия по другим разделам образовательной программы ДОУ.

Описание логопедической образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.

Социально- коммуникативное развитие

Создаём условия:

– для развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям;

– развития коммуникативной и социальной компетентности;

– развития игровой деятельности;

– формирование у ребенка уверенности в своих возможностях;

– уважение и терпимость к другим.

Познавательное развитие.

Создаём условия:

- для знакомства с окружающим миром и профессиями,

- усвоение детьми норм и правил в практических ситуациях, с дальнейшим обсуждением.

- развития математических способностей (формирование согласования числительных с существительными);

- расширения активного словаря

Таким образом, автоматизируется произношение поставленных звуков и формируется развитие предпосылок успешного обучения в школе.

Речевое развитие.

Учитель-логопед стимулирует общение, сопровождающее различные виды деятельности детей, например, поддерживать обмен мнениями по поводу детских высказываний, рассказов, рисунков.

Овладение диалогической и монологической речью во время обсуждений содержания картинок, текстов, действий.

Создаёт возможности для формирования и развития звуковой культуры, образной, интонационной и грамматической сторон речи, фонематического слуха, правильного звуко- и словопроизношения, поощряют разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок, песен; организуют речевые игры, стимулирует словотворчество, использование речи для познавательно-исследовательского развития детей, например отвечая на вопросы «Почему?..», «Когда?..», обращая внимание детей на последовательность повседневных событий, различия и сходства, причинно-следственные связи, развивая идеи, высказанные детьми, вербально дополняя их.

Речевому развитию способствуют наличие в развивающей предметно-пространственной среде открытого доступа детей к различным литературным изданиям, предоставление места для рассматривания и чтения детьми соответствующих их возрасту книг, наличие плакатов и картин, рассказов в картинках, аудиозаписей литературных произведений и песен.

Художественно – эстетическое развитие

Учитель-логопед приобщает детей

- к литературному творчеству,

- к сопереживанию персонажам художественной литературы и фольклора, рассматриванию иллюстрации,

- развитию эмоциональной отзывчивости на красоту природы;

- демонстрируют слайды и учебные фильмы;

- развивает потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности,

- создаёт возможности для творческого самовыражения детей: поддерживает инициативу.

Физическое развитие

В сфере совершенствования двигательной активности детей логопед

- развивает представлений детей о своем теле и своих физических возможностях;

- использует логоритмику (ритмичные движения в сочетании со стихами);

- обращает внимание на соблюдение элементарных норм и правил;

- помогает детям осознать пользу здорового образа жизни;

- следит за осанкой для правильного формирования опорно-двигательной системы детского организма;

- проводит физические упражнения, способствующие развитию ловкости, гибкости, быстроты мелкой моторики обеих рук;

- отрабатывает речевой вдох и выдох.

2.5. Содержание и основные направления коррекционно-развивающей работы

Исходной методологической основой содержания коррекционной работы в логопедическом кабинете ДОУ являются положения, разработанные в отечественной логопедии Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной, Л.Е. Журовой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и другими.

Содержание коррекционно-развивающей работы по направлениям в соответствии с видом речевого нарушения:

Направление коррекционной работы

ФНР

ФФНР

НВОНР,

ОНР III уровня

Коррекция звукопроизношения

Этапы коррекционной работы:

I. Подготовительный

Работа направлена на:

- выработку четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке тех или иных звуков.

- развитие речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи.

II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков

1. Постановка нарушенных звуков, используя различные способы имитационный, механический, смешанный.

Постановка звуков происходит в такой последовательности, которая определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме:

свистящие С, 3, Ц, С', 3'

шипящие Ш, Ж, Ч, Щ

соноры Й, Л, Р, Р'

Изменения в последовательности постановки звуков зависят от индивидуальных особенностей детей.

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально: показ артикуляции перед зеркалом, показ профиля данного звука, показ положения языка кистью руки, наглядная демонстрация звука и другие приемы постановки звука.

2. Автоматизация поставленных звуков:

1) изолированного произношения;

2) в слогах;

3) в словах;

4) в словосочетаниях;

5) в предложениях;

6) в тексте.

3. Дифференциация:

1) изолированных звуков;

2) в слогах;

3) в словах;

4) в словосочетаниях;

5) в предложениях;

6) в тексте.


III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков

Автоматизация поставленных звуков в самостоятельной (спонтанной) речи, в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).

Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.

Развитие фонематического слуха


Этапы:

I. Развитие слухового восприятия, внимания (осуществляется одновременно с подготовительным этапом коррекции звукопроизношения);

Проводятся:

1. Упражнения, направленные на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности: «Угадай, чей голос», «Найди пару», «Улови шёпот», «Жмурки с голосом», «Отгадай, что звучит», «Где позвонили?» и др..

2. Воспроизведение ритмического рисунка на слух: «Хлопни как я»,

II. Развитие фонематического слуха (осуществляется одновременно с подготовительным этапом и этапом формирования первичных произносительных умений и навыков);

Включает:

1) Упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях: «Хлопни, когда услышишь звук», «Определи место звука в слове»;

2) Упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам: «Подними нужный символ», «Раз, два, три, за мною повтори»

III. Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков).

Предполагает:

1) Последовательное вычленение и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры: «Звуковое домино», «Весёлый рыболов», «Домики», «Кто за кем?», «Звуки поссорились», «Поймай звук», «Звук убежал»;

2) Последовательное вычленение и сочетание слогов в словах различной слоговой структуры: «Доскажи словечко», «Путаница», «Весёлый поезд», «Пуговицы», «Пирамидка»;

3) Обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов: «Отбери картинки», «Звуковое лото», «Отгадай», «Скажи наоборот»;

4) Составление условно-графических схем: «Телеграфист».

Расширение словарного запаса



Пополнение словаря (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):

- номинативный словарь;

- предикативный словарь; -

словарь признаков;

- числительные и местоимения;

- навыки словообразования.

Совершенствование грамматического строя речи



Совершенствование грамматического строя (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):

- словоизменение;

- согласование.

Совершенствование связной речи



Совершенствование связной речи (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):

- пересказ;

- рассказ по серии сюжетных картин;

- рассказ по сюжетной картине.



2.6. Организация взаимодействия с педагогами

Развитие речи детей – это общая задача всего педагогического коллектива. Достижение положительного результата работы учителя- логопеда предполагает реализацию комплексного подхода в деятельности специалистов детского сада: учителя-логопеда, воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.

Комплексный подход к профилактике речевых нарушений у воспитанников ДОУ предполагает такую организацию взаимодействия педагогов, при которой создаются условия для оптимального речевого развития ребенка.

Комплексный подход к профилактике речевых нарушений

Условия комплексного подхода для оптимального речевого развития ребенка

Задачи комплексного подхода в работе педагогов по коррекции речи

  • Речевая среда, содержащая образцы правильного использования языка как средства общения и познания.

  • Организация таких форм детской деятельности, в которых активизируются функции и процессы, находящиеся в основе речевого развития: психомоторные, познавательные, эмоциональные.

  • Обогащение содержания самой деятельности детей, что составляет основу содержания речи.

  • Систематическое развитие предпосылок речевого развития.

  • Развитие предпосылок учебной деятельности: умение выполнять задания в общем темпе, удерживать внимание и задачу в течении занятия, следовать единому замыслу работы, прилагать волевые усилия для достижения цели, достигать результата, взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения заданий, осуществлять самоконтроль своей деятельности (к концу дошкольного возраста).

  • Закрепление речевых навыков;

  • Преодоление вторичных нарушений, обусловленных проблемами в развитии речи;

  • Повышение качества образовательных достижений воспитанников.







В сравнительном контексте практика совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя ДОУ может быть представлена следующим образом:

Воспитатель

Учитель-логопед

  • замечает проблемы в речевом развитии детей и своевременно адресует логопеду запрос, информируя учителя-логопеда о проблемах в развитии речи конкретных детей;

  • создает условия для развития всех сторон речи в пределах возрастной нормы;

  • формирует общие предпосылки для речевого развития: фонематические процессы; общую, мелкую и речевую моторику;

  • обогащает содержание детской речи.

  • диагностирует уровень развития речи воспитанников;

  • дифференцирует категории детей по специфике нарушений речи и структуре речевого нарушения;

  • осуществляет коррекцию нарушенных сторон речи.



Учитель-логопед дает воспитателю рекомендации по проведению игр и игровых заданий логопедической профилактической направленности со всей группой воспитанников, а также по организации индивидуальной работы с детьми, обучающимися в логопедическом кабинете. Кроме того, учитель- логопед помогает воспитателю организовать обучение и воспитание ребенка с нарушениями речи с учетом особенностей развития его познавательных интересов, личности, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер, например, подобрать наглядно-дидактические и литературные материалы, организовать совместную деятельность со сверстниками.

В одних случаях работа воспитателя предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в других – воспитатель содействует закреплению результатов, полученных на логопедических занятиях. Совместное решение общих образовательных задач воспитателя и учителя-логопеда определяется их профессиональными функциями, реализуемыми в работе с детьми.

Профессиональные функции педагогов ДОУ

Направления работы

Воспитатель

Учитель-логопед

Пропаганда знаний

Сообщает родителям информацию об условиях благополучного развития речи.

Сообщает родителям информацию о видах и причинах речевых нарушений.

Диагностическое

Распознает недостатки в речевом развитии и адресует логопеду запрос, содействуя раннему выявлению речевых нарушений.

Осуществляет первичную, вторичную, последующую и итоговую диагностику речевого развития воспитанника. (см. раздел программы Мониторинг индивидуального речевого развития ребенка).

Коррекционно-развивающее

Формирует у ребенка общие предпосылки, обеспечивающие успешность логопедической коррекции речи. Развивает все стороны речи детей в пределах нормы.

Корректирует все стороны речи для оптимизации ее развития. Развивает сохранные речевые навыки, что создает основу для коррекции ее нарушенных сторон.



В содержание деятельности учителя-логопеда по пропаганде логопедических знаний в ДОУ входит работа по ранней профилактике речевых нарушений у детей. Учитель-логопед организует взаимодействие с воспитателями групп раннего возраста, направленное на повышение их компетентности по данной проблеме. При организации коррекционно-развивающей деятельности по коррекции нарушений речи в условиях логопедического кабинета прослеживается интеграция коррекционных задач в деятельности педагогов ДОУ:

Музыкальный руководитель

Воспитатель

Инструктор по физической культуре

- элементы логоритмики;

- постановка диафрагмально-речевого дыхания;

- развитие координации движений;

- музыкотерапия;

- развитие общей и мелкой моторики.

Реализация содержания ОО "Речевое развитие":

- автоматизация звуков;

- развитие фонематического слуха;

- расширение словаря;

- развитие грамматического строя и связной речи

- развитие крупной и мелкой моторики в играх и упражнениях;

- интеграция речевой и двигательной функции;

- развитие основных видов движения.



2.7. Организация взаимодействия с родителями

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время
уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется,
прежде всего, в семье и семейных отношениях. В нашем дошкольном
учреждении создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в
организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях,
спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных
представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием единого
сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей проводятся
тематические родительские собрания и круглые столы, семинары, мастер-классы.


Этапы работы учителя-логопеда с родителями воспитанников, посещающих логопедический кабинет

Этап работы

Содержание

Подготовительный

- сообщение данных о специфических нарушениях речи ребенка, уровнях развития разных сторон речи, специфичных трудностях и сильных сторонах речевого развития;

- формирование представлений о содержании и формах взаимодействия с логопедом;

- изучение родительских ожиданий в отношении организации и содержания логопедической коррекции.

Основной

Обеспечивает преемственность логопедической коррекции в ДОУ и семье за счет вовлечения родителей в коррекционно-педагогический процесс с использованием следующих форм:

  • включение родителей в проведение занятий;

  • содержательное информирование родителей о динамике речевого развития в процессе логопедической коррекции;

  • обучение приемам логопедической коррекции, используемым в семейном воспитании детей с нарушениями речи;

  • содействие в создании коррекционно-педагогической среды в семье с учетом речевого нарушения ребенка.

Завершающий

  • анализ эффективности взаимодействия с родителями за период логопедической коррекции;

  • разработка рекомендаций по обеспечению устойчивости результатов логопедической коррекции.


На 2017-2018 учебный год учителем-логопедом составлен план
взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ, в котором отражены все формы и методы взаимодействия (план представлен в годовом плане учителя-логопеда). Учитель-логопед привлекает родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по средам в письменной форме в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей — как в речевом, так и в общем развитии.
Методические рекомендации, данные в тетрадях для домашних работ,
подскажут родителям, в какое время лучше организовать совместную
игровую деятельность с ребенком, во что и как следует играть с ребенком
дома. Они предоставят дошкольнику возможность занять активную позицию,
вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с
помощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в
различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают
и стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и
отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая,
рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое
внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе. К тому же, богатый иллюстративный материал пособий
освободит родителей от поиска необходимых картинок и поможет сделать
занятия более интересными и яркими.
Задания тетрадей подобраны в соответствии с изучаемыми в группах
детского сада лексическими темами и требованиями программы. Работа с
детьми 5-7 летнего возраста строится на систематизации полученных ранее
знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к
обучению в школе.
Кроме методических рекомендаций в специальных тетрадях, учитель-логопед постоянно обновляет стенд «Советы логопеда» в коридоре ДОУ,
где собраны различные материалы, которые помогают родителям
организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке,
содержат описание опытов, подвижных игр, художественные произведения
для чтения и заучивания.
Без постоянного и тесного взаимодействия с семьями воспитанников
коррекционная логопедическая работа будет не полной и не достаточно
эффективной. Поэтому интеграция детского сада и семьи – одно из основных
условий работы учителя-логопеда на логопедическом пункте ДОУ. Модель
взаимодействия с семьями детей, имеющими нарушения речи, представлена
на схеме.















Модель взаимодействия учителя-логопеда с родителями

УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД

РОДИТЕЛИ





Диагностика уровня речевого развития; составление календарно- тематического плана работы с детьми.

Знакомство с результатами диагностического обследования






Формирование психологической базы речи.

Двигательные игры и упражнения на развитие психических процессов. Закрепление полученных знаний и умений





Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Посещение родителями занятий с детьми. Участие в мероприятиях группы и ДОУ



Артикуляционная, пальчиковая гимнастика; игры и упражнения на координацию речи и движения.

Устные и письменные консультации.






















III. Организационный раздел программы

3.1. Материально-техническое и методическое обеспечение работы учителя-логопеда ДОУ

Оснащение логопедического кабинета
1. Настенное зеркало – 1шт;
2. Стол для детей – 1 шт;
3. Стулья детские – 2 шт;
4. Стол для логопеда – 1 шт;
5. Стулья для взрослых – 2 шт;
6. Дополнительное освещение у зеркала – 1шт;
7. Шкаф для наглядностей, книг и пособий;
8. Палас – 1шт;
9.Тумбочка – 1 шт;
10. Коробки и папки для пособий;

11. Умывальник – 1 шт.

12. Магнитная доска – 1 шт.

Обеспеченность методическими материалами и средствами
обучения коррекционного логопедического процесса
Логопедический кабинет полностью оснащен необходимым
оборудованием, методическими материалами и средствами обучения.
В логопедическом кабинете имеются следующие материалы:
ПОСОБИЯ
для проведения логопедического обследования:
1. Обследование звукопроизношения;
2. Обследование понимания речи;
3. Обследование связной речи;
4. Обследование грамматического строя речи;
5. Обследование состояния словарного запаса;
6. Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа
и синтеза, фонематических представлений;
7. Обследование слоговой структуры слова;
8. Счетный материал для обследования;
9. Разрезные картинки для обследования на 2-4-6-8 частей;
10. Картинки и тексты

для формирования правильного звукопроизношения:
1. Артикуляционные упражнения (карточки);
2. Профили звуков;
3. Материал для автоматизации звуков в словах, предложениях,
текстах;
4. Пособия для работы над речевым дыханием;
5. Предметные картинки на все изучаемые звуки;
6. Альбомы на автоматизацию и дифференциацию поставленных
звуков;
7. Тексты и картотеки на автоматизацию поставленных звуков.
для формирования фонематического восприятия, звукового
анализа:
1. Сигнальные кружки на дифференциацию звуков;
2. Цветные фишки для звукобуквенного анализа;
3. Предметные картинки на дифференциацию звуков;
4. Тексты на дифференциацию звуков.
для обучения грамоте:
1. Бумажный алфавит;
2. Схемы для анализа предложений;
3. Наборы предметных картинок для деления слов на слоги;
4. Логопедические буквари;
5. Кассы букв.
для обогащения словарного запаса и формирования
грамматического строя речи:
1. Предметные картинки
 Ягоды;
 Мебель;
 Птицы;
 Растения;
 Обувь;
 Продукты;
 Грибы;
 Одежда;
 Посуда;
 Игрушки;
 Насекомые;
 Профессии;
 Деревья;
 Животные и их детеныши;
 Инструменты;
 Времена года;
 Овощи
 Фрукты
2. Предметные картинки на подбор антонимов;
3. Предметные картинки на подбор синонимов;
4. Многозначные слова;
5. Предметные картинки «один -много»;
6. Схемы предлогов;
7. Пособия на составление предложений с простыми и сложными
предлогами;
8. Пособия на согласование слов;
9. Деформированные тексты и др.
для развития связной речи:
1. Серии сюжетных картинок;
2. Сюжетные картинки;
3. Предметные картинки для составления сравнительных и описательных
рассказов;
4. Схемы и мнемотаблицы для составления описательных рассказов
ИГРУШКИ:
1. Кукла большая – 1 шт;

2. Кукла маленькая – 1 шт;
3. Набор овощей и фруктов – 1 шт;
4. Мяч маленький – 3 шт;
5. Мягкие игрушки – в ассортименте.
6. Мозаика – 1шт;

7. Пирамидки- 3 шт;

8. Кубик - сортер – 1 шт;

9. Машинка – 2 шт.


3.2. Особенности предметно-развивающей пространственной среды
логопедического кабинета


Организация образовательного пространства и разнообразие
материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда в
соответствии с Программой должны обеспечивать:
- экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с
песком и водой);
— двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой,
мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и
соревнованиях;
— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
— возможность самовыражения детей.
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая
среда в кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения
речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии; позволяет
ребенку проявлять свои способности не только в организованной
образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие
творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает
утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует
всестороннему гармоничному развитию личности.

Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его недирективным руководством.
Развивающая предметно-пространственная среда позволяет
предусмотреть сбалансированное чередование специально организованной

образовательной и нерегламентированной деятельности детей, время для
которой предусмотрено в режимах каждой из возрастных групп и в утренний,
и в вечерний отрезки времени.
Обстановка, созданная в кабинете учителя-логопеда, должна
уравновешивать эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его
эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из
важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что
ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное.
Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Логопедический кабинет имеет зональную структуру. В нем можно
выделить несколько основных зон:
1. Зона методического, дидактического и игрового сопровождения.
Она представлена книжными полками и детскими уголками и содержит
следующие разделы:
 Материалы по обследованию речи детей;
 Методическая литература по коррекции речи детей;
 Учебно-методическая литература по обучению грамоте детей с
нарушениями речи;
 Учебно-методические планы и другая документация учителя-логопеда;
 Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного
процесса (в коробках, папках и конвертах).


2. Информационная зона для педагогов и родителей.
Она расположена на планшетах (стендах): в коридоре, в приемной
группы, в логопедическом кабинете и содержит популярные сведения о
развитии и коррекции речи детей, обновляется раз в месяц.
3. Зона индивидуальной коррекции речи.
Здесь располагаются большое зеркало и рабочий стол, за которым
проходит индивидуальная коррекционная работа, над зеркалом
имеются изображения основных артикуляционных упражнений и
звуковых профилей.
Необходимым условием реализации рабочей образовательной программы
является наличие основной документации:
1. Журнал учета посещаемости логопедических занятий детьми.
2. Журнал обследования речи детей, посещающих дошкольное
образовательное учреждение (с 4 до 7 лет).
3. Журнал регистрации детей, нуждающихся в коррекционной
(логопедической) помощи.
4. Речевая карта на каждого ребенка с перспективным планом работы
по коррекции выявленных речевых нарушений, результатами продвижения
раз в полгода, с указанием даты ввода и окончания занятий.
5. Годовой план работы учителя-логопеда ДОУ.
6. Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ со всеми видами
планирования.
7. Тетради-дневники для методических рекомендаций родителям по
организации занятий с детьми в домашних условиях.
8. Регламент логопедической НОД, заверенный заведующим
дошкольным образовательным учреждением.
9. Циклограмма работы учителя-логопеда, утвержденная
руководителем дошкольного образовательного учреждения, согласованная с
администрацией учреждения.
10. Картотека с перечислением оборудования, учебных и наглядных
пособий, находящихся в логопедическом кабинете.
11. Копии отчетов об эффективности коррекционной (логопедической)
работы за учебный год (не менее чем за последние три года).





3.3. Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы логопеда

Коррекционные программы

1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003.

2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи//Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008.

3. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В //Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009.

4. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. Программно-методическое обеспечение в соответствии с ФГОС ДО

5. ФГОС. Мониторинг речевого развития 2-7 лет (компакт-диск), Издательство «Учитель» 2014.

6. ЖидковаЛ.И., КапицынаГ.А.. Коррекция произношения звуков раннего онтогенеза у детей дошкольного возраста в условиях логопунктаДОУ. Разработано в соответствии с ФГОС. Спб.: ООО Издательство Детство-Пресс, 2014.

7. Афонькина Ю.А.Рабочая программа учителя-логопеда ДОО. ФГОС ДО: практика реализации. Волгоград: Учитель, 2015.

8. Рыжова Н.В. Логопедические занятия с детьми 4-5 лет.ФГОС ДО: практика реализации. Волгоград: Учитель, 2015 10. Рыжова Н.В. Логопедические занятия с детьми 2-3 лет. ФГОС ДО: практика реализации. Волгоград: Учитель, 2015.

Программно-методическая литература (в том числе электронная)

1. Программа «Коррекция нарушения речи» Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., М.: «Просвещение», 2008г.

2. С.А. Миронова Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М.;Просвещение,1991

3. Л.П. Успенская, М.Б. Успенский Учите детей говорить правильно М.;Просвещение,1992

4. Л.П. Успенская, М.Б. Успенский Сборник речевого материала для исправления произношения звуков у дошкольников. Выпуск 2., М. 1962.

5. И.Г. Выготская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская Устранение заикания у дошкольников в игре. М.;Просвещение,1989.

6. Л.А. Горбушина, А.П. Николаичева Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. М.;Просвещение,1985.

7. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевича, М.:1984

8. Логопедия (уточнение и коррекция слоговой структуры слов). Разработки занятий с детьми дошкольного возраста. Выпуск 2 / Сост. О.В. Епифанова – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004.

9. Г.С. Швайко Игры и игровые упражнения для развития речи. М.;Просвещение,1988.

10. В.И. Селеверстов Речевые игры с детьми. М.; «Владос», 1994.

11. В.И. Селеверстов Игры в логопедиеской работе с детьми. М.;Просвещение,1987.

12. А.И. Максаков Правильно ли говорит ваш ребенок. М.;Просвещение,1988.

13. О.А. Андреев, Л.Н. Хромов Учитесь быстро читать. М.; Просвещение,1991.

14. Л.С. Смирнова Логопедия в детском саду. М. 2004.

15. Л.А. Боровцова Документация учителя- -логопеда ДОУ. Методическое пособие. М.; 2008.

16.Г.В. Милосердова Готов ли ваш ребенок к школе. Р. –на- Дону . 2006

17. Н.В. Новоторцева Учимся читать: Обучение грамоте в детском саду и дома. Ярославль 2000.

18. Л.Н. Ефименкова Коррекция звуков речи у детей. М.;Просвещение,1987

19. Г.А. Каше Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.;Просвещение,1985.

20. В.В. Волина Занимательноеазбуковедение. М.;Просвещение,1991.

21. З.Е. Агранович Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. С-П. 2009.

22. Е.П. Короткова Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М.;Просвещение,1982

23. Н.С. Жукова Преодоление недоразвития речи у детей. М. 1994.

24. Н.Ю. Борякова, А.В. Соболева, В.В. Ткачева Практикум по коррекционно- развивающим занятиям. М. 1994.

25. О.А. Степанова Дошкольная логопедическая служба. М. 2006.

26. Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.;Просвещение,1990.

27. Л.Н. Ефименкова Формирование речи у дошкольников. М.;Просвещение,1981.

28. Л.М. Житникова Учите детей запоминать. М.;Просвещение,1985.

29. В.И. Селеверстов Заикание у детей. М.; Просвещение,1979.

30. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев Методика развития речи детей дошкольного возроста. М.;Просвещение,1977.

31. Л.З. Арутюнян Комплексная система устойчивой нормализации речи заикающихся. М. 1990.

32. В.П. Аникина Русские пословицы и поговорки. М. 1988.

33. Б.Т. Панов, А.В. Текучев Школьный грамматико- орфографический словарь русского языка. М.;Просвещение,1991.

34. М.Е. Хватцев Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. М. 1961.

35. Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова Совершенствование связной речи. М. 1994.

36. С.Л. Таптапова Коррекционно- логопедическая работа при нарушениях голоса. М.;Просвещение,1984.

37. А.В. Соболева Загадки – смекалки. М. 1994.

38. Т.С. Третьякова Методическое руководство к раздаточному иллюстративному материалу. Играем и учимся. М.;Просвещение,1991.

39. Д.Б. Эльконин Букварь. М.;Просвещение,1993.

40. А.Ф. Бойцова, И.Г. Васильева, Л.Б. Маклакова, Т.Н. Орлова, Д.М. Тамбиева Здравствуй, школа. С-П. 1991.

41. С.Е. Костромина, Л.Г. Нагаева Как преодолеть трудности в обучении чтению. М. 1999.

42. О. С. Жукова Букварь. М. 2006.

43. А. И. Богомолова Нарушение произношения у детей. М.; Просвещение,1979.

44. А.Т. Ткаченко Логопедическая энциклопедия. Издательство Мир книги. 2008.

45. Е.М. Косинова Уроки логопеда. М. 2003.

46. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. М. 1998.

47. И.В. Скворцова 100 логопедических игр. Для детей 4-6 лет. С-П., 2005.



3.4. Циклограмма деятельности учителя-логопеда, расписание занятий

Циклограмма рабочего времени учителя логопеда построена из учета 4 часов
рабочего времени, из которых 3,5ч. в день отводятся на непосредственную
работу с детьми, и 0,5ч. – на методическую и организационную работу.



22