СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа
Коррекционной образовательной деятельности учителя- логопеда ДОУ
в условиях введения ФГОС ДО
2019 г.
Содержание
I. Целевой раздел программы…………………………….…………………………………..3
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………………..3
1.2. Цели и задачи программы…………………………………………………………………..7
1.3. Принципы и подходы к формированию программы……………………………………...7
1.4. Характеристика особенностей детей с нарушениями речи………………………………9
1.5. Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения программы………………..11
II. Содержательный раздел программы………………………………………...………….17
2.1. Модель организации коррекционно-образовательного процесса ……………………...17
2.2. Содержание коррекционно-образовательного процесса………………………………..18
2.3. Формы организации коррекционно-развивающей работы………………………….…..20
2.4. Методы и средства коррекционно-развивающей работы……………………………….24
2.5. Содержание и основные направления коррекционно-развивающей работы………….27
2.6. Организация взаимодействия с педагогами……………………………………………...29
2.7. Организация взаимодействия с родителями……………………………………………..31
III. Организационный раздел программы………………………………………………....35
3.1. Материально-техническое обеспечение работы учителя-логопеда
ДОУ……………………………………………………………………………………………...35
3.2. Особенности предметно-развивающей пространственной среды
логопедического кабинета……………………………………………………………………..37
3.3. Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей
работы логопеда………………………………………………………………………………...39
3.4. Циклограмма деятельности учителя-логопеда, расписание занятий……………..……43
Приложение……………………………………………………………………………………44
Годовой план работы учителя – логопеда.
План работы учителя-логопеда по взаимодействию с педагогическим коллективом
План работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями.
Планирование индивидуальных занятий по коррекции фонетического недоразвития речи.
Планирование индивидуальных занятий по коррекции фонематического недоразвития речи.
Перспективный план образовательной деятельности по коррекции речи детей
5-6 лет с ФНР, ФФНР и ОНР.
Перспективный план образовательной деятельности по коррекции речи детей
6-7 лет с ФНР, ФФНР и ОНР.
Календарно-перспективный план по коррекции фонетико – фонематического недоразвития речи у детей 6 – 7 лет.
Календарно-перспективный план по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей 5- 7 лет с ОНР.
I. Целевой раздел программы
1.1. Пояснительная записка
Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии на основании Конвенции ООН «О правах ребёнка», Закона РФ «Об образовании», Федеральной программы развития образования. Одним из таких подходов является дальнейшее развитие систем коррекционно - развивающего и компенсирующего обучения, которые нацелены на создание наиболее адекватных педагогических условий для детей, имеющих проблемы в развитии.
В этих условиях требуется повышенное внимание к вопросам охраны здоровья детей, личностно-ориентированный подход в образовательном процессе, помощь специалистов, готовых осуществлять активное взаимодействие с учётом познавательно-речевых, физических и психологических возможностей детей.
По Положению в логопедическую группу зачисляются дети с диагнозом ФН и ФФН. Программы по преодолению ФН нет, а программу по ФФН необходимо адаптировать к условиям логопедического кабинета. Исходя из этого, возникла необходимость разработать программу и построить логопедическую деятельность при массовом детском саде так, чтобы дети получили необходимую коррекционную помощь. До настоящего времени не создана единая система своевременной комплексной квалифицированной помощи ребёнку с речевыми нарушениями. Однако, такая форма организации оказания коррекционной логопедической помощи, как логопедический кабинет при дошкольном учреждении, необходима и популярна на сегодняшний день, т.к. позволяет включить в сферу коррекционно-речевой работы более широкий круг детей, включая и раннюю возрастную группу, полнее использовать резервы коррекционно - педагогического воздействия и сделать его органичной составляющей целостного дошкольного образовательного процесса. Поэтому разработка вопросов и организации комплексного воздействия на ребёнка с речевыми нарушениями в условиях непосещения специализированных групп, является одним из приоритетных направлений. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
Программа коррекционно-образовательной деятельности разработана в соответствии с:
Конституцией Российской Федерации;
Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.09.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 гг.;
Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025г. утвержденной указом президента Российской Федерации №1666 от 19.12.2012г.;
«Положением об организации работы учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп» от 24.02.2000 г.;
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384);
Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. №666;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013г. №1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования".
Письмом МО РФ от 02.06.98г. №89/34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий».
Письмом МО РФ от 24.04.95г. №46/19-15 «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для ДОУ».
Письмом МО РФ от 14.03.00г. №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»
Временными (примерными) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ, утвержденные приказом МО РФ №448 от 22.08.96
Уставом МКДОУ;
Инструкцией по охране жизни и здоровья детей дошкольного возраста.
Актуальность программы.
Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи дошкольникам, имеющим нарушение речи.
Актуальность раннего выявления, профилактики и коррекции речевых нарушений у детей аргументируется тем, что воспитанники с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска.
Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев в развитии речи ребенка. Заканчивается процесс становления звукопроизношения к 5-6 годам, когда ребенок правильно может произносить все звуки родного языка.
Однако благополучное формирование звукопроизносительной стороны речи происходит далеко не всегда. У многих детей дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Кроме того, недостатки устной речи могут являться причиной ошибок в письменной речи и затрудняют успешное овладение учебным материалом в школе. Научными исследованиями в области дефектологии доказано исключительно важное значение раннего распознавания речевого недоразвития и его более ранней коррекции.
Для достижения целевых ориентиров и обеспечения индивидуализации необходима организованная деятельность по систематической профилактике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста, поскольку многие из них имеют индивидуальные особенности, нарушающие или замедляющие благоприятный ход развития речи.
Научная обоснованность.
Программа написана в соответствии с современными представлениями науки о механизмах формирования звукопроизношения у ребенка. Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, Б.Д.Элькониным.
Рабочая программа по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопедического кабинета разработана:
В соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МКДОУ «Детский сад «Солнышко» на 2017 – 2018 учебный год, разработанной в соответствии с ФГОС ДО и с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования «Радуга»
Т.Н. Дороновой.
В основу логопедической работы положены традиционные,
классические программы:
1. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя
речи (для детей подготовительной к школе группы) Сост.: Каше Г.А.,
Филичева Т.Б. М.: Просвещение, 1978.
2. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа). Программа и
методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 2004.
3. Программа коррекционного обучения и воспитание детей с общим
недоразвитием речи 6-го года жизни. Программа и методические
рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 1989.
4. Программа коррекционного обучения и воспитание детей 5-летнего
возраста с общим недоразвитием речи. Программа и методические
рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 1991.
5. Воспитание и обучение детей с ФФН (подготовительная группа).
Программа и методические рекомендации для образовательных учреждений компенсирующего вида. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Лагутина А.В. М.:
2004.
Данные программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп специального детского сада, в связи с чем, не совсем подходят для логопедического кабинета детского сада и не предполагают использование новых методов, приёмов, технологий, не учитывают особенностей детей, что является необходимым. Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы – создать условия для формирования полноценной
фонетической и лексико-грамматической системы языка, развития
фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа
и синтеза у детей с нарушениями речи (ФНР, ФФНР, ОНР и др. речевыми
патологиями), зачисленных в логопедический кабинет ДОУ.
В процессе коррекционной работы решаются следующие задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить представления о звуках, слогах, словах и предложениях;
- закрепить умение различать понятия «звук» и «буква», подбирать слоги, слова с поставленным звуком;
- уточнить оптический и графический образ букв;
- продолжать учить различать звуки в словах по артикуляционно-акустическим признакам: гласные – согласные;
- по глухости – звонкости, твёрдости – мягкости;
- обогащать словарный запас детей;
- формировать у детей умения ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
- укрепить мелкую моторику, сформировать графические навыки;
- закрепить поставленные звуки в связной речи.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематическое восприятие, зрительную и слуховую память, умение составлять связное развёрнутое высказывание;
- развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки.
Коррекционно-воспитывающие:
- Формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности, ответственности, взаимопонимания.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
принцип природосообразности, т.е. синхронного выравнивания
речевого и психического развития детей с нарушениями речи;
онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития
детской речи в норме;
принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей
развития и потребностей каждого ребенка;
принцип признания каждого ребенка полноправным участником
образовательного процесса;
принцип конкретности и доступности учебного материала,
соответствия требований, методов, приемов и условия образования
индивидуальным и возрастным особенностям детей;
принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
принцип постепенности подачи учебного материала;
принцип концентрического наращивания информации в каждой из
последующих возрастных групп во всех пяти образовательных
областях.
Принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем.
Принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем.
Основной формой работы с детьми является игровая деятельность —
основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие (индивидуальные и фронтальные) занятия, в соответствии с Рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.
Таким образом, основной задачей Рабочей программы учителя-логопеда на 2017-2018 учебный год является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
1.4. Характеристика особенностей детей с нарушениями в речевом развитии
Структура нарушения речи у детей дошкольного возраста неоднородна.
| Характеристика детей с нарушением речи |
ФНР (фонетическое недоразвитие речи) | Фонетическое недоразвитие речи – это нарушение в еѐ звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания. Нарушение звукового оформления речи обусловлено неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. Различают следующие нарушения звуков: - искаженное произношение звука; - отсутствие звука в речи; - замена одного звука другим, близким по своему артикуляционному укладу. |
ФФНР (фонетико- фонематическое недоразвитие речи) | Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребѐнка с фонетико- фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребёнка различным образом: - заменой звуков более простыми по артикуляции; - трудностями различения звуков; - особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте. Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика. Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в 11 употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п. |
ОНР III уровня (общее недоразвитие речи) | Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи. Уровень общего недоразвития речи может быть различен: от полного отсутствия речевых средств обучения, до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Основной контингент старших дошкольников имеет третий уровень речевого развития. Дети с ОНРIII уровня характеризуются появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико- грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднён подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов: в, на, под, к, из-под, из-за, между и т.д., в согласовании различных частей речи, построении предложений. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения. Дети с ОНР отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок. Многие дети с ОНР имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе. |
НВОНР (ОНР IV уровня) | У детей с ОНР IV уровня наблюдаются остаточные явления недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция. Незавершѐнность формирования звуко -слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен. |
1.5. Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения программы
Характеристика ориентировочных результатов образовательной деятельности в рамках образовательной области «Речевое развитие»
Главной идеей рабочей программы является реализация образовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи, зачисленных в логопедический кабинет ДОУ.
Результаты освоения рабочей программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной рабочей программы.
К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения
дошкольного образования) в соответствии с программой ДОУ относятся
следующие социально-нормативные характеристики возможных
достижений ребенка:
Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли
и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы,
делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки,
рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок
или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные
навыки звуко- слогового анализа, что обеспечивает формирование
предпосылок грамотности.
Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он
обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на
знания и умения в различных видах деятельности.
Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах
деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по
совместной деятельности.
Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и
взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к
самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.
Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет
радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен
договариваться, старается разрешать конфликты.
Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в
себя.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в
разных видах деятельности.
Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам,
способен к волевым усилиям.
У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и
вынослив, владеет основными движениями, может контролировать
свои движения, умеет управлять ими.
Промежуточные планируемые результаты по образовательной
области «Речевое развитие» в соответствии с возрастом.
Возраст | Промежуточные планируемые результаты по образовательной |
5 -6 лет | Нормализация фонетической стороны речи: |
6 – 7 лет | Нормализация фонетической стороны речи: - свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора. |
Планируемые результаты логопедической работы в результате коррекции речевого нарушения.
Планируемые результаты логопедической работы в результате коррекции речевого нарушения Дети умеют: | |
у детей с ФНР | - правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи; - четко дифференцировать все изученные звуки |
у детей с ФФНР | - правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи; - четко дифференцировать все изученные звуки; - называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; - находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове; - различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне; - владеют интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов. |
у детей с ОНР III уровня | - понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы; - фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи; - правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи; - пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ; - владеть элементарными навыками пересказа; - владеть навыками диалогической речи; - владеть навыками словообразования: - продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных, от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.; - грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; - простые и почти все сложные предлоги употребляться адекватно; - использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.); - владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы. |
у детей с НВОНР | - свободно составлять рассказы, пересказы; владеть навыками творческого рассказывания; - адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т. д.; - понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги; - понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов; - владеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал; - оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка; - владеть правильным звуко- слоговым оформлением речи. |
Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности
дошкольного и начального общего образования.
Результативность коррекционной логопедической образовательной
деятельности отслеживается через диагностические исследования 2 раза в
год с внесением последующих корректив в индивидуальные планы
(маршруты) коррекции и в содержание всего коррекционно-образовательного
процесса.
Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, где отмечается динамика коррекции звукопроизношения и развития речевых
функций каждого ребенка, итоговом обследовании речевого развития детей, ежегодном отчете учителя-логопеда и анализе эффективности работы логопедического кабинета ДОУ. Для диагностики используются методики логопедического обследования Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Сроки проведения мониторинговых исследований – сентябрь, май.
Согласно целям и задачам образовательной области «Речевое развитие»
основным планируемым результатом работы в этой области является достижение каждым ребенком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных нарушениями речи, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.
II. Содержательный раздел программы
2.1. Модель организации коррекционно-образовательного процесса
Организация деятельности учителя-логопеда в условиях логопедического кабинета НДОУ включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание, что представлено в виде модели:
Диагностическая работа Обеспечивает своевременное выявление детей с нарушениями речевого развития, проведение обследования состояния речи, определение структуры речевого нарушения, создание условий для профилактики или коррекции нарушений ..речи
Информационно- просветительская работа направлена на освещение вопросов, связанных с особенностями речевого развития и созданием условий для своевременной профилактики нарушений речи у детей, формирование специальных знаний у родителей (законных представителей), педагогических работников.
Коррекционно-развивающая работа Обеспечивает своевременную профессиональную коррекцию недостатков речевого развития ребенка и профилактику вторичных нарушений, создавая условия для освоения воспитанником ООП НДОУ в соответствии с ФГОС
Направления коррекционной работы учителя-логопеда в ДОУ
Консультативная работа обеспечивает непрерывность коррекционно-развивающего сопровождения воспитанника с нарушениями речевого развития и их семей по вопросам создания полноценной речевой среды для коррекции и автоматизации сформированных речевых навыков.
Комплектование логопедического кабинета осуществляется по разновозрастному принципу из числа воспитанников 4-7 лет с нарушениями речи, посещающих ДОУ. Механизм комплектования описан в разделе: Мониторинг речевого развития ребенка (Первичная диагностика) данной Рабочей программы. Учитель-логопед ежегодно с 1 по 15 сентября и в течение учебного года по необходимости проводит логопедическое обследование состояния речевого развития воспитанников с 4 до 7 лет, посещающих НДОУ (до 4 лет по запросу родителей или педагогов). По результатам логопедического обследования составляет список детей, нуждающихся в логопедической помощи, доводит до сведения педагогов и родителей.
На основании результатов диагностики планирует консультативную работу с педагогами родителями по профилактике нарушений речи у детей, выявленных в группе риска. Итогом деятельности учителя-логопеда по подробному обследованию речевого развития ребенка является логопедическое заключение, которое записывается в индивидуальную речевую карту. В заключении указывается характер нарушений речи на основе психолого-педагогической и клинико-педагогической классификации. На основании диагностики речевого развития учитель-логопед проводит индивидуальные консультации для родителей, после чего проводит комплектование логопедического кабинета, составляя список детей, зачисленных на занятия. Зачисляются воспитанники 4-7 лет, имеющие фонетические, фонематические, фонетико- фонематические нарушения в речевом развитии:
- ФНР (фонетическое недоразвитие речи) у детей с различными формами дислалии, дизартрии, ринолалии;
- ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) у детей с различными формами дислалии, дизартрии, ринолалии; Допускается зачисление на логопедический пункт воспитанников с общим недоразвитием речи:
- НВОНР (ОНР IV уровня) различного генеза;
- ОНР III уровня у детей с различными формами дизартрии, алалии.
Воспитанники от 3 до 7 лет с тяжелыми, стойкими нарушениями речи, имеющие логопедическое заключение: ОНР I уровня, ОНР II уровня; ринолалия; заикание; системное недоразвитие речи; системное нарушение речи; афазия направляются на ПМПК для проведения комплексного обследования специалистами. В случае отказа родителей (законных представителей) от прохождения ПМПК родители пишут письменный отказ. Зачисление в логопедический кабинет проводится в течение всего учебного года при наличии свободных мест. Выпуск детей из производиться в течение всего учебного года после устранения у них нарушений речевого развития. Решение о прекращении занятий с ребёнком учитель-логопед принимает, руководствуясь степенью приближения уровня его речевого развития к возрастным нормам. Сроки логопедической работы находятся в прямой зависимости от степени выраженности у ребенка речевых нарушений, его индивидуально-личностных особенностей, условий воспитания в НДОУ и семье и могут составлять от 2-3 месяцев до 1,5-2 и более лет. Предельная наполняемость логопедического пункта, из расчёта на 1 ставку, не должна превышать 20 человек. Количество воспитанников, зачисленных на логопедический кабинет, может меняться в зависимости от степени тяжести речевых нарушений, что регламентируется Положением о логопедическом кабинете НДОУ.
Логопедическая работа строится на основе комплексного психолого-педагогического подхода, который выражается в следующем:
- логопедические воздействия учителя-логопеда;
- максимальная помощь родителей и воспитателей.
Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также на занятиях по труду, изобразительной деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки. В связи с этим учитель- логопед планирует деятельность с учетом взаимодействия с воспитателями и родителями с целью создания максимального речевого пространства для закрепления скорректированных навыков в результате коррекции речевого нарушения.
Рабочая программа учителя-логопеда МКДОУ на 2017-2018 учебный год составлена на основе типовых базовых ПРОГРАММ с учетом положений программы МКДОУ и ФГОС ДО:
- ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НАРУШЕНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
(авторы программы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина),
- ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ
ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ (авторы программы
Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркина, Т.В, Туманова),
- ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (с 4 до 7 лет) (автор Н. В. Нищева),
рекомендованных Ученым Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» для использования в ДОУ.
Использование двух программ одновременно обусловлено наличием на
логопедическом кабинете МКДОУ детей как с ФНР и ФФНР, так и с ОНР.
Содержание коррекционной образовательной деятельности обеспечивает:
Выявление особых образовательных потребностей детей с
нарушениями речи;
Осуществление индивидуально ориентированной медико-педагогической помощи детям с нарушениями речи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей;
Возможность освоения детьми с нарушениями речи основной
общеобразовательной программы ДОУ и их интеграции в образовательном учреждении.
В соответствии со спецификой логопедического кабинета ДОУ
образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в рабочей
программе на первый план, так как овладение родным языком является
одним из основных элементов формирования личности.
Основными направлениями работы учителя-логопеда МКДОУ по
коррекции и развитию речи детей с нарушениями речи в соответствии с образовательной областью «Речевое развитие» ФГОС ДО являются:
1. Воспитание звуковой культуры речи (нормализация звукопроизношения) - развитие восприятия звуков родной речи и произношения;
2. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи
(развитие фонематического восприятия и слуха) – различение звука и
слова, нахождение места звука в слове;
3. Развитие активного словаря – освоение значений слов и их уместное
употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в
которой происходит общение;
4. Формирование грамматического строя речи;
А) морфология (изменение слов по родам, числам, падежам),
Б) синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и
предложений),
В) словообразование;
5. Развитие связной речи – монологической (рассказывание) и
диалогической (разговорной);
6. Воспитание любви и интереса к художественному слову.
2.3. Формы организации коррекционно-развивающей работы
Учитель-логопед планирует коррекционно-развивающие занятия в соответствии с режимом работы НДОУ по согласованию с заведующим, старшим воспитателем, педагогами и родителями. Программа составлена с учётом основных форм организации коррекционных занятий: индивидуальные, индивидуально-подгрупповые и фронтальные. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми дошкольного возраста по всем направлениям развития является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия. Все коррекционно-развивающие занятия, носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и не дублируют школьных форм обучения.
Форма организации обучения в логопедическом кабинете ДОУ
Индивидуальные
Индивидуально- подгрупповые | Основной формой организации работы с детьми, имеющими нарушение речи, являются индивидуальные и индивидуально-подгрупповые занятия. Основная цель – подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи. Логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребенка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей. Также индивидуальные занятия проводится с теми детьми, у которых имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава, отдельные специфические проявления патологии речи, выраженные отклонения в строении артикуляционного аппарата и т.д. Задачи и содержание индивидуальных занятий Развитие артикуляционного и голосового аппарата; Развитие просодической стороны речи; Формирование звукопроизносительтных навыков, фонематических процессов; Постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков; Автоматизация звуков в облегченных фонетических условиях Индивидуально-подгрупповые занятия организуются по мере необходимости на определенных этапах логопедической работы. В подгруппы объединяются дети одного возраста, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, для оптимизации процесса автоматизации сформированных речевых навыков. Логопед может организовать простой диалог для тренировки произносительных навыков; упражнять детей в различении сходных по звучанию фонем в собственной и чужой речи, организовать игру и игровую ситуацию. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики и достижений в коррекции произношения и индивидуальной программы коррекции речевых нарушений у воспитанника. Индивидуальные и индивидуально-подгрупповые занятия являются преобладающей формой коррекционной работы. Планирование содержания логопедических занятий осуществляется в соответствии с индивидуальной программой коррекции в речевых картах ребенка: описываются основные направления, по которым планируется работать на занятии, названия дидактических игр, артикуляционных упражнений. Данный подход помогает дифференцированно работать с детьми, недостатки которых выражены в основном в звуковой стороне речи. |
Фронтальные занятия | Основная цель – создание речевой среды для коррекции полифункциональных речевых нарушений у детей с ФФНР, ОНР III – IV уровня. Задачи и содержание фронтальных занятий Формирование грамматического строя речи; полноценной фонетической системы; звуковой культуры речи; развитие связной речи; подготовка к овладению письменной формой речи; развитие языковой способности; В тоже время дети на фронтальных занятиях учатся взаимодействовать в коллективе. |
Организация деятельности логопеда в течение года определяется
задачами, поставленными Рабочей программой. Учебный год условно делится на 3 периода:
1 период – сентябрь – ноябрь;
2 период – декабрь – февраль,
3 период – март – май.
Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября.
Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15
сентября по регламенту НОД, составленному учителем-логопедом. По
договоренности с администрацией МКДОУ и воспитателями групп логопед
может брать детей со всех занятий. В отличие от специализированного ДОУ
задача коррекции речевой деятельности в системе работы логопедического кабинета является дополнительной. Поэтому в расписании образовательной
деятельности нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом.
Регламент логопедической НОД составляется таким образом, чтобы не
мешать усвоению общеобразовательной программы и предоставить возможность родителям при необходимости или желании участвовать в
индивидуальных логопедических занятиях: часть логопедической работы
вынесена во вторую половину дня (как правило, занятия с логопедом во
вторую половину дня проводятся в среду).
Образовательная нагрузка на воспитанников, посещающих логопедический кабинет, не может превышать показатели максимальной учебной нагрузки применительно к возрасту (п.11.10 СанПиН 2.4.1.3049-13).
Периодичность индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом в зависимости от тяжести нарушений речевого развития, ориентируясь на следующие требования: | |
занятия с детьми, имеющими ФНР (фонетическое недоразвитие речи) | не менее 1-2 раз в неделю |
занятия с детьми, имеющими ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) и фонематическое недоразвитие речи | не менее 2 раз в неделю |
занятия с детьми, имеющими ОНР (общее недоразвитие речи) III, IV уровня различной клинической обусловленности | не менее 3 раз в неделю |
Продолжительность индивидуальных и индивидуально-подгрупповых занятий определяется характером и степенью выраженности речевых нарушений, возрастом и психофизическими особенностями воспитанников и составляет от 15 до 25 минут с учетом времени на сопровождение ребенка в группу. Фронтальные занятия проводятся - 3 раза в неделю / по 30 минут;
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным
воспитанником ДОУ, зачисленным на индивидуальные занятия, включает в
себя те направления, которые соответствуют структуре его речевого дефекта.
Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом
обусловлена индивидуальными особенностями детей. Примерная
продолжительность занятий с детьми с ФНР составляет 6 месяцев, ФФНР - 1год, ОНР – 1-2 года.
Согласно положению о логопедическом кабинете ДОУ, в
течение года занимаются до 25 детей. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка.
2.4. Методы и средства коррекционно-развивающей работы
Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются:
Наглядные | Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи: - непосредственное наблюдение и его разновидности; - опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам); |
Словесные | Направлены на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы: - чтение и рассказывание художественных произведений; - заучивание наизусть стихов, небольших рассказов, скороговорок, чистоговорок и др. - пересказ; - обобщающая беседа; - рассказывание без опоры на наглядный материал; |
Практические | Практические методы используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр. К практическим методам можно отнести: - дидактические игры и упражнения; - игры-драматизации и инсценировки; - хороводные игры и элементы логоритмики; - метод моделирования; - метод проектов. Метод моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно – развивающего обучения. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. У ребенка, владеющего формами наглядного моделирования появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Введение наглядных моделей позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения. |
Средствами коррекции и развития речи детей с ФНР, ФФН и ОНР являются:
- общение детей со взрослыми (родителями, воспитателями, логопедом,
музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и др.);
- культурная языковая среда (дома и в детском саду);
- обучение родной речи на занятиях (занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи, занятия по развитию ЛГСР и связной речи, чтение художественной литературы);
- художественная литература, читаемая помимо занятий (дома и в детском
саду);
- изобразительное искусство, музыка, театр;
- занятия по другим разделам образовательной программы ДОУ.
Описание логопедической образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.
Социально- коммуникативное развитие –
Создаём условия:
– для развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям;
– развития коммуникативной и социальной компетентности;
– развития игровой деятельности;
– формирование у ребенка уверенности в своих возможностях;
– уважение и терпимость к другим.
Познавательное развитие.
Создаём условия:
- для знакомства с окружающим миром и профессиями,
- усвоение детьми норм и правил в практических ситуациях, с дальнейшим обсуждением.
- развития математических способностей (формирование согласования числительных с существительными);
- расширения активного словаря
Таким образом, автоматизируется произношение поставленных звуков и формируется развитие предпосылок успешного обучения в школе.
Речевое развитие.
Учитель-логопед стимулирует общение, сопровождающее различные виды деятельности детей, например, поддерживать обмен мнениями по поводу детских высказываний, рассказов, рисунков.
Овладение диалогической и монологической речью во время обсуждений содержания картинок, текстов, действий.
Создаёт возможности для формирования и развития звуковой культуры, образной, интонационной и грамматической сторон речи, фонематического слуха, правильного звуко- и словопроизношения, поощряют разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок, песен; организуют речевые игры, стимулирует словотворчество, использование речи для познавательно-исследовательского развития детей, например отвечая на вопросы «Почему?..», «Когда?..», обращая внимание детей на последовательность повседневных событий, различия и сходства, причинно-следственные связи, развивая идеи, высказанные детьми, вербально дополняя их.
Речевому развитию способствуют наличие в развивающей предметно-пространственной среде открытого доступа детей к различным литературным изданиям, предоставление места для рассматривания и чтения детьми соответствующих их возрасту книг, наличие плакатов и картин, рассказов в картинках, аудиозаписей литературных произведений и песен.
Художественно – эстетическое развитие
Учитель-логопед приобщает детей
- к литературному творчеству,
- к сопереживанию персонажам художественной литературы и фольклора, рассматриванию иллюстрации,
- развитию эмоциональной отзывчивости на красоту природы;
- демонстрируют слайды и учебные фильмы;
- развивает потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности,
- создаёт возможности для творческого самовыражения детей: поддерживает инициативу.
Физическое развитие
В сфере совершенствования двигательной активности детей логопед
- развивает представлений детей о своем теле и своих физических возможностях;
- использует логоритмику (ритмичные движения в сочетании со стихами);
- обращает внимание на соблюдение элементарных норм и правил;
- помогает детям осознать пользу здорового образа жизни;
- следит за осанкой для правильного формирования опорно-двигательной системы детского организма;
- проводит физические упражнения, способствующие развитию ловкости, гибкости, быстроты мелкой моторики обеих рук;
- отрабатывает речевой вдох и выдох.
2.5. Содержание и основные направления коррекционно-развивающей работы
Исходной методологической основой содержания коррекционной работы в логопедическом кабинете ДОУ являются положения, разработанные в отечественной логопедии Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной, Л.Е. Журовой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и другими.
Содержание коррекционно-развивающей работы по направлениям в соответствии с видом речевого нарушения:
Направление коррекционной работы | ФНР | ФФНР | НВОНР, ОНР III уровня | |
Коррекция звукопроизношения | Этапы коррекционной работы: I. Подготовительный Работа направлена на: - выработку четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке тех или иных звуков. - развитие речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи. II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков 1. Постановка нарушенных звуков, используя различные способы имитационный, механический, смешанный. Постановка звуков происходит в такой последовательности, которая определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме: свистящие С, 3, Ц, С', 3' шипящие Ш, Ж, Ч, Щ соноры Й, Л, Р, Р' Изменения в последовательности постановки звуков зависят от индивидуальных особенностей детей. Работа по постановке звуков проводится только индивидуально: показ артикуляции перед зеркалом, показ профиля данного звука, показ положения языка кистью руки, наглядная демонстрация звука и другие приемы постановки звука. 2. Автоматизация поставленных звуков: 1) изолированного произношения; 2) в слогах; 3) в словах; 4) в словосочетаниях; 5) в предложениях; 6) в тексте. 3. Дифференциация: 1) изолированных звуков; 2) в слогах; 3) в словах; 4) в словосочетаниях; 5) в предложениях; 6) в тексте.
III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков Автоматизация поставленных звуков в самостоятельной (спонтанной) речи, в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.). Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению. | |||
Развитие фонематического слуха |
| Этапы: I. Развитие слухового восприятия, внимания (осуществляется одновременно с подготовительным этапом коррекции звукопроизношения); Проводятся: 1. Упражнения, направленные на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности: «Угадай, чей голос», «Найди пару», «Улови шёпот», «Жмурки с голосом», «Отгадай, что звучит», «Где позвонили?» и др.. 2. Воспроизведение ритмического рисунка на слух: «Хлопни как я», II. Развитие фонематического слуха (осуществляется одновременно с подготовительным этапом и этапом формирования первичных произносительных умений и навыков); Включает: 1) Упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях: «Хлопни, когда услышишь звук», «Определи место звука в слове»; 2) Упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам: «Подними нужный символ», «Раз, два, три, за мною повтори» III. Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков). Предполагает: 1) Последовательное вычленение и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры: «Звуковое домино», «Весёлый рыболов», «Домики», «Кто за кем?», «Звуки поссорились», «Поймай звук», «Звук убежал»; 2) Последовательное вычленение и сочетание слогов в словах различной слоговой структуры: «Доскажи словечко», «Путаница», «Весёлый поезд», «Пуговицы», «Пирамидка»; 3) Обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов: «Отбери картинки», «Звуковое лото», «Отгадай», «Скажи наоборот»; 4) Составление условно-графических схем: «Телеграфист». | ||
Расширение словарного запаса |
|
| Пополнение словаря (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков): - номинативный словарь; - предикативный словарь; - словарь признаков; - числительные и местоимения; - навыки словообразования. | |
Совершенствование грамматического строя речи |
|
| Совершенствование грамматического строя (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков): - словоизменение; - согласование. | |
Совершенствование связной речи |
|
| Совершенствование связной речи (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков): - пересказ; - рассказ по серии сюжетных картин; - рассказ по сюжетной картине. |
2.6. Организация взаимодействия с педагогами
Развитие речи детей – это общая задача всего педагогического коллектива. Достижение положительного результата работы учителя- логопеда предполагает реализацию комплексного подхода в деятельности специалистов детского сада: учителя-логопеда, воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.
Комплексный подход к профилактике речевых нарушений у воспитанников ДОУ предполагает такую организацию взаимодействия педагогов, при которой создаются условия для оптимального речевого развития ребенка.
Комплексный подход к профилактике речевых нарушений | |
Условия комплексного подхода для оптимального речевого развития ребенка | Задачи комплексного подхода в работе педагогов по коррекции речи |
Речевая среда, содержащая образцы правильного использования языка как средства общения и познания. Организация таких форм детской деятельности, в которых активизируются функции и процессы, находящиеся в основе речевого развития: психомоторные, познавательные, эмоциональные. Обогащение содержания самой деятельности детей, что составляет основу содержания речи. Систематическое развитие предпосылок речевого развития. Развитие предпосылок учебной деятельности: умение выполнять задания в общем темпе, удерживать внимание и задачу в течении занятия, следовать единому замыслу работы, прилагать волевые усилия для достижения цели, достигать результата, взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения заданий, осуществлять самоконтроль своей деятельности (к концу дошкольного возраста). | Закрепление речевых навыков; Преодоление вторичных нарушений, обусловленных проблемами в развитии речи; Повышение качества образовательных достижений воспитанников. |
В сравнительном контексте практика совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя ДОУ может быть представлена следующим образом:
Воспитатель | Учитель-логопед |
замечает проблемы в речевом развитии детей и своевременно адресует логопеду запрос, информируя учителя-логопеда о проблемах в развитии речи конкретных детей; создает условия для развития всех сторон речи в пределах возрастной нормы; формирует общие предпосылки для речевого развития: фонематические процессы; общую, мелкую и речевую моторику; обогащает содержание детской речи. | диагностирует уровень развития речи воспитанников; дифференцирует категории детей по специфике нарушений речи и структуре речевого нарушения; осуществляет коррекцию нарушенных сторон речи. |
Учитель-логопед дает воспитателю рекомендации по проведению игр и игровых заданий логопедической профилактической направленности со всей группой воспитанников, а также по организации индивидуальной работы с детьми, обучающимися в логопедическом кабинете. Кроме того, учитель- логопед помогает воспитателю организовать обучение и воспитание ребенка с нарушениями речи с учетом особенностей развития его познавательных интересов, личности, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер, например, подобрать наглядно-дидактические и литературные материалы, организовать совместную деятельность со сверстниками.
В одних случаях работа воспитателя предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в других – воспитатель содействует закреплению результатов, полученных на логопедических занятиях. Совместное решение общих образовательных задач воспитателя и учителя-логопеда определяется их профессиональными функциями, реализуемыми в работе с детьми.
Профессиональные функции педагогов ДОУ
Направления работы | Воспитатель | Учитель-логопед |
Пропаганда знаний | Сообщает родителям информацию об условиях благополучного развития речи. | Сообщает родителям информацию о видах и причинах речевых нарушений. |
Диагностическое | Распознает недостатки в речевом развитии и адресует логопеду запрос, содействуя раннему выявлению речевых нарушений. | Осуществляет первичную, вторичную, последующую и итоговую диагностику речевого развития воспитанника. (см. раздел программы Мониторинг индивидуального речевого развития ребенка). |
Коррекционно-развивающее | Формирует у ребенка общие предпосылки, обеспечивающие успешность логопедической коррекции речи. Развивает все стороны речи детей в пределах нормы. | Корректирует все стороны речи для оптимизации ее развития. Развивает сохранные речевые навыки, что создает основу для коррекции ее нарушенных сторон. |
В содержание деятельности учителя-логопеда по пропаганде логопедических знаний в ДОУ входит работа по ранней профилактике речевых нарушений у детей. Учитель-логопед организует взаимодействие с воспитателями групп раннего возраста, направленное на повышение их компетентности по данной проблеме. При организации коррекционно-развивающей деятельности по коррекции нарушений речи в условиях логопедического кабинета прослеживается интеграция коррекционных задач в деятельности педагогов ДОУ:
Музыкальный руководитель | Воспитатель | Инструктор по физической культуре |
- элементы логоритмики; - постановка диафрагмально-речевого дыхания; - развитие координации движений; - музыкотерапия; - развитие общей и мелкой моторики. | Реализация содержания ОО "Речевое развитие": - автоматизация звуков; - развитие фонематического слуха; - расширение словаря; - развитие грамматического строя и связной речи | - развитие крупной и мелкой моторики в играх и упражнениях; - интеграция речевой и двигательной функции; - развитие основных видов движения. |
2.7. Организация взаимодействия с родителями
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время
уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется,
прежде всего, в семье и семейных отношениях. В нашем дошкольном
учреждении создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в
организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях,
спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных
представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием единого
сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей проводятся
тематические родительские собрания и круглые столы, семинары, мастер-классы.
Этапы работы учителя-логопеда с родителями воспитанников, посещающих логопедический кабинет
Этап работы | Содержание |
Подготовительный | - сообщение данных о специфических нарушениях речи ребенка, уровнях развития разных сторон речи, специфичных трудностях и сильных сторонах речевого развития; - формирование представлений о содержании и формах взаимодействия с логопедом; - изучение родительских ожиданий в отношении организации и содержания логопедической коррекции. |
Основной | Обеспечивает преемственность логопедической коррекции в ДОУ и семье за счет вовлечения родителей в коррекционно-педагогический процесс с использованием следующих форм: включение родителей в проведение занятий; содержательное информирование родителей о динамике речевого развития в процессе логопедической коррекции; обучение приемам логопедической коррекции, используемым в семейном воспитании детей с нарушениями речи; содействие в создании коррекционно-педагогической среды в семье с учетом речевого нарушения ребенка. |
Завершающий | анализ эффективности взаимодействия с родителями за период логопедической коррекции; разработка рекомендаций по обеспечению устойчивости результатов логопедической коррекции. |
На 2017-2018 учебный год учителем-логопедом составлен план
взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ, в котором отражены все формы и методы взаимодействия (план представлен в годовом плане учителя-логопеда). Учитель-логопед привлекает родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по средам в письменной форме в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей — как в речевом, так и в общем развитии.
Методические рекомендации, данные в тетрадях для домашних работ,
подскажут родителям, в какое время лучше организовать совместную
игровую деятельность с ребенком, во что и как следует играть с ребенком
дома. Они предоставят дошкольнику возможность занять активную позицию,
вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с
помощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в
различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают
и стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и
отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая,
рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое
внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе. К тому же, богатый иллюстративный материал пособий
освободит родителей от поиска необходимых картинок и поможет сделать
занятия более интересными и яркими.
Задания тетрадей подобраны в соответствии с изучаемыми в группах
детского сада лексическими темами и требованиями программы. Работа с
детьми 5-7 летнего возраста строится на систематизации полученных ранее
знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к
обучению в школе.
Кроме методических рекомендаций в специальных тетрадях, учитель-логопед постоянно обновляет стенд «Советы логопеда» в коридоре ДОУ,
где собраны различные материалы, которые помогают родителям
организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке,
содержат описание опытов, подвижных игр, художественные произведения
для чтения и заучивания.
Без постоянного и тесного взаимодействия с семьями воспитанников
коррекционная логопедическая работа будет не полной и не достаточно
эффективной. Поэтому интеграция детского сада и семьи – одно из основных
условий работы учителя-логопеда на логопедическом пункте ДОУ. Модель
взаимодействия с семьями детей, имеющими нарушения речи, представлена
на схеме.
Модель взаимодействия учителя-логопеда с родителями
УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД
РОДИТЕЛИ
Диагностика уровня речевого развития; составление календарно- тематического плана работы с детьми.
Знакомство с результатами диагностического обследования
Формирование психологической базы речи.
Двигательные игры и упражнения на развитие психических процессов. Закрепление полученных знаний и умений
Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Посещение родителями занятий с детьми. Участие в мероприятиях группы и ДОУ
Артикуляционная, пальчиковая гимнастика; игры и упражнения на координацию речи и движения.
Устные и письменные консультации.
III. Организационный раздел программы
3.1. Материально-техническое и методическое обеспечение работы учителя-логопеда ДОУ
Оснащение логопедического кабинета
1. Настенное зеркало – 1шт;
2. Стол для детей – 1 шт;
3. Стулья детские – 2 шт;
4. Стол для логопеда – 1 шт;
5. Стулья для взрослых – 2 шт;
6. Дополнительное освещение у зеркала – 1шт;
7. Шкаф для наглядностей, книг и пособий;
8. Палас – 1шт;
9.Тумбочка – 1 шт;
10. Коробки и папки для пособий;
11. Умывальник – 1 шт.
12. Магнитная доска – 1 шт.
Обеспеченность методическими материалами и средствами
обучения коррекционного логопедического процесса
Логопедический кабинет полностью оснащен необходимым
оборудованием, методическими материалами и средствами обучения.
В логопедическом кабинете имеются следующие материалы:
ПОСОБИЯ
для проведения логопедического обследования:
1. Обследование звукопроизношения;
2. Обследование понимания речи;
3. Обследование связной речи;
4. Обследование грамматического строя речи;
5. Обследование состояния словарного запаса;
6. Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа
и синтеза, фонематических представлений;
7. Обследование слоговой структуры слова;
8. Счетный материал для обследования;
9. Разрезные картинки для обследования на 2-4-6-8 частей;
10. Картинки и тексты
для формирования правильного звукопроизношения:
1. Артикуляционные упражнения (карточки);
2. Профили звуков;
3. Материал для автоматизации звуков в словах, предложениях,
текстах;
4. Пособия для работы над речевым дыханием;
5. Предметные картинки на все изучаемые звуки;
6. Альбомы на автоматизацию и дифференциацию поставленных
звуков;
7. Тексты и картотеки на автоматизацию поставленных звуков.
для формирования фонематического восприятия, звукового
анализа:
1. Сигнальные кружки на дифференциацию звуков;
2. Цветные фишки для звукобуквенного анализа;
3. Предметные картинки на дифференциацию звуков;
4. Тексты на дифференциацию звуков.
для обучения грамоте:
1. Бумажный алфавит;
2. Схемы для анализа предложений;
3. Наборы предметных картинок для деления слов на слоги;
4. Логопедические буквари;
5. Кассы букв.
для обогащения словарного запаса и формирования
грамматического строя речи:
1. Предметные картинки
Ягоды;
Мебель;
Птицы;
Растения;
Обувь;
Продукты;
Грибы;
Одежда;
Посуда;
Игрушки;
Насекомые;
Профессии;
Деревья;
Животные и их детеныши;
Инструменты;
Времена года;
Овощи
Фрукты
2. Предметные картинки на подбор антонимов;
3. Предметные картинки на подбор синонимов;
4. Многозначные слова;
5. Предметные картинки «один -много»;
6. Схемы предлогов;
7. Пособия на составление предложений с простыми и сложными
предлогами;
8. Пособия на согласование слов;
9. Деформированные тексты и др.
для развития связной речи:
1. Серии сюжетных картинок;
2. Сюжетные картинки;
3. Предметные картинки для составления сравнительных и описательных
рассказов;
4. Схемы и мнемотаблицы для составления описательных рассказов
ИГРУШКИ:
1. Кукла большая – 1 шт;
2. Кукла маленькая – 1 шт;
3. Набор овощей и фруктов – 1 шт;
4. Мяч маленький – 3 шт;
5. Мягкие игрушки – в ассортименте.
6. Мозаика – 1шт;
7. Пирамидки- 3 шт;
8. Кубик - сортер – 1 шт;
9. Машинка – 2 шт.
3.2. Особенности предметно-развивающей пространственной среды
логопедического кабинета
Организация образовательного пространства и разнообразие
материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда в
соответствии с Программой должны обеспечивать:
- экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с
песком и водой);
— двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой,
мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и
соревнованиях;
— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
— возможность самовыражения детей.
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая
среда в кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения
речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии; позволяет
ребенку проявлять свои способности не только в организованной
образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие
творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает
утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует
всестороннему гармоничному развитию личности.
Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его недирективным руководством.
Развивающая предметно-пространственная среда позволяет
предусмотреть сбалансированное чередование специально организованной
образовательной и нерегламентированной деятельности детей, время для
которой предусмотрено в режимах каждой из возрастных групп и в утренний,
и в вечерний отрезки времени.
Обстановка, созданная в кабинете учителя-логопеда, должна
уравновешивать эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его
эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из
важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что
ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное.
Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.
Логопедический кабинет имеет зональную структуру. В нем можно
выделить несколько основных зон:
1. Зона методического, дидактического и игрового сопровождения.
Она представлена книжными полками и детскими уголками и содержит
следующие разделы:
Материалы по обследованию речи детей;
Методическая литература по коррекции речи детей;
Учебно-методическая литература по обучению грамоте детей с
нарушениями речи;
Учебно-методические планы и другая документация учителя-логопеда;
Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного
процесса (в коробках, папках и конвертах).
2. Информационная зона для педагогов и родителей.
Она расположена на планшетах (стендах): в коридоре, в приемной
группы, в логопедическом кабинете и содержит популярные сведения о
развитии и коррекции речи детей, обновляется раз в месяц.
3. Зона индивидуальной коррекции речи.
Здесь располагаются большое зеркало и рабочий стол, за которым
проходит индивидуальная коррекционная работа, над зеркалом
имеются изображения основных артикуляционных упражнений и
звуковых профилей.
Необходимым условием реализации рабочей образовательной программы
является наличие основной документации:
1. Журнал учета посещаемости логопедических занятий детьми.
2. Журнал обследования речи детей, посещающих дошкольное
образовательное учреждение (с 4 до 7 лет).
3. Журнал регистрации детей, нуждающихся в коррекционной
(логопедической) помощи.
4. Речевая карта на каждого ребенка с перспективным планом работы
по коррекции выявленных речевых нарушений, результатами продвижения
раз в полгода, с указанием даты ввода и окончания занятий.
5. Годовой план работы учителя-логопеда ДОУ.
6. Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ со всеми видами
планирования.
7. Тетради-дневники для методических рекомендаций родителям по
организации занятий с детьми в домашних условиях.
8. Регламент логопедической НОД, заверенный заведующим
дошкольным образовательным учреждением.
9. Циклограмма работы учителя-логопеда, утвержденная
руководителем дошкольного образовательного учреждения, согласованная с
администрацией учреждения.
10. Картотека с перечислением оборудования, учебных и наглядных
пособий, находящихся в логопедическом кабинете.
11. Копии отчетов об эффективности коррекционной (логопедической)
работы за учебный год (не менее чем за последние три года).
3.3. Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы логопеда
Коррекционные программы
1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003.
2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи//Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008.
3. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В //Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009.
4. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. Программно-методическое обеспечение в соответствии с ФГОС ДО
5. ФГОС. Мониторинг речевого развития 2-7 лет (компакт-диск), Издательство «Учитель» 2014.
6. ЖидковаЛ.И., КапицынаГ.А.. Коррекция произношения звуков раннего онтогенеза у детей дошкольного возраста в условиях логопунктаДОУ. Разработано в соответствии с ФГОС. Спб.: ООО Издательство Детство-Пресс, 2014.
7. Афонькина Ю.А.Рабочая программа учителя-логопеда ДОО. ФГОС ДО: практика реализации. Волгоград: Учитель, 2015.
8. Рыжова Н.В. Логопедические занятия с детьми 4-5 лет.ФГОС ДО: практика реализации. Волгоград: Учитель, 2015 10. Рыжова Н.В. Логопедические занятия с детьми 2-3 лет. ФГОС ДО: практика реализации. Волгоград: Учитель, 2015.
Программно-методическая литература (в том числе электронная)
1. Программа «Коррекция нарушения речи» Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., М.: «Просвещение», 2008г.
2. С.А. Миронова Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М.;Просвещение,1991
3. Л.П. Успенская, М.Б. Успенский Учите детей говорить правильно М.;Просвещение,1992
4. Л.П. Успенская, М.Б. Успенский Сборник речевого материала для исправления произношения звуков у дошкольников. Выпуск 2., М. 1962.
5. И.Г. Выготская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская Устранение заикания у дошкольников в игре. М.;Просвещение,1989.
6. Л.А. Горбушина, А.П. Николаичева Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. М.;Просвещение,1985.
7. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевича, М.:1984
8. Логопедия (уточнение и коррекция слоговой структуры слов). Разработки занятий с детьми дошкольного возраста. Выпуск 2 / Сост. О.В. Епифанова – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004.
9. Г.С. Швайко Игры и игровые упражнения для развития речи. М.;Просвещение,1988.
10. В.И. Селеверстов Речевые игры с детьми. М.; «Владос», 1994.
11. В.И. Селеверстов Игры в логопедиеской работе с детьми. М.;Просвещение,1987.
12. А.И. Максаков Правильно ли говорит ваш ребенок. М.;Просвещение,1988.
13. О.А. Андреев, Л.Н. Хромов Учитесь быстро читать. М.; Просвещение,1991.
14. Л.С. Смирнова Логопедия в детском саду. М. 2004.
15. Л.А. Боровцова Документация учителя- -логопеда ДОУ. Методическое пособие. М.; 2008.
16.Г.В. Милосердова Готов ли ваш ребенок к школе. Р. –на- Дону . 2006
17. Н.В. Новоторцева Учимся читать: Обучение грамоте в детском саду и дома. Ярославль 2000.
18. Л.Н. Ефименкова Коррекция звуков речи у детей. М.;Просвещение,1987
19. Г.А. Каше Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.;Просвещение,1985.
20. В.В. Волина Занимательноеазбуковедение. М.;Просвещение,1991.
21. З.Е. Агранович Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. С-П. 2009.
22. Е.П. Короткова Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М.;Просвещение,1982
23. Н.С. Жукова Преодоление недоразвития речи у детей. М. 1994.
24. Н.Ю. Борякова, А.В. Соболева, В.В. Ткачева Практикум по коррекционно- развивающим занятиям. М. 1994.
25. О.А. Степанова Дошкольная логопедическая служба. М. 2006.
26. Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.;Просвещение,1990.
27. Л.Н. Ефименкова Формирование речи у дошкольников. М.;Просвещение,1981.
28. Л.М. Житникова Учите детей запоминать. М.;Просвещение,1985.
29. В.И. Селеверстов Заикание у детей. М.; Просвещение,1979.
30. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев Методика развития речи детей дошкольного возроста. М.;Просвещение,1977.
31. Л.З. Арутюнян Комплексная система устойчивой нормализации речи заикающихся. М. 1990.
32. В.П. Аникина Русские пословицы и поговорки. М. 1988.
33. Б.Т. Панов, А.В. Текучев Школьный грамматико- орфографический словарь русского языка. М.;Просвещение,1991.
34. М.Е. Хватцев Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. М. 1961.
35. Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова Совершенствование связной речи. М. 1994.
36. С.Л. Таптапова Коррекционно- логопедическая работа при нарушениях голоса. М.;Просвещение,1984.
37. А.В. Соболева Загадки – смекалки. М. 1994.
38. Т.С. Третьякова Методическое руководство к раздаточному иллюстративному материалу. Играем и учимся. М.;Просвещение,1991.
39. Д.Б. Эльконин Букварь. М.;Просвещение,1993.
40. А.Ф. Бойцова, И.Г. Васильева, Л.Б. Маклакова, Т.Н. Орлова, Д.М. Тамбиева Здравствуй, школа. С-П. 1991.
41. С.Е. Костромина, Л.Г. Нагаева Как преодолеть трудности в обучении чтению. М. 1999.
42. О. С. Жукова Букварь. М. 2006.
43. А. И. Богомолова Нарушение произношения у детей. М.; Просвещение,1979.
44. А.Т. Ткаченко Логопедическая энциклопедия. Издательство Мир книги. 2008.
45. Е.М. Косинова Уроки логопеда. М. 2003.
46. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. М. 1998.
47. И.В. Скворцова 100 логопедических игр. Для детей 4-6 лет. С-П., 2005.
3.4. Циклограмма деятельности учителя-логопеда, расписание занятий
Циклограмма рабочего времени учителя логопеда построена из учета 4 часов
рабочего времени, из которых 3,5ч. в день отводятся на непосредственную
работу с детьми, и 0,5ч. – на методическую и организационную работу.
22