СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Краеведение"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведение" для 5 -9 классов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Краеведение"»

СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ «ФЕНИКС»






Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Краеведение»

5 – 9 классы.





Направление: социальное

Срок реализации: 1 год.











Составитель

Дуюнова Елена Федоровна.




















2021 – 2022 учебный год.

Пояснительная записка


Рабочаяпрограммавнеурочнойдеятельности«Краеведение»составленанаосновеследующихдокументов:

  • Федеральныйзаконот29.12.2012№273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

  • ПриказМинобрнаукиРоссииот17.12.2010№1992федеральногогосударственногообразовательногостандартаосновногообщегообразования»;

    • СанПин2.4.2.2821-10«Санитарно-эпидемиологическиетребованиякусловиямиорганизацииобучениявобщеобразовательныхорганизациях.Санитарно-эпидемиологическиеправилаинормативы»утвержденные постановление Главного государственного санитарного врачаРФот29.12.2019№189 (далее Сан Пин 2.4.2.2821-10).

    • ООПНОО СОГБОУ «Лицей–интернат «Феникс»;

    • Учебный план СОГБОУ «Лицей-интернат«Феникс»на2020/2021учебныйгод;

    • Годовой календарный график СОГБОУ «Лицей-интернат

«Феникс» на2020 /2021учебный год;

    • Положениеорабочейпрограммепедагога,реализующегоФГОССОГБОУ«Лицей-интернат«Феникс»на2019/ 2020учебный год;

    • ПоложениеотекущемконтролеипромежуточнойаттестациивСОГБОУ«Лицей-интернат«Феникс»на2020/ 2021учебный год;

    • ФедеральныйзаконРФот29декабря2012г.№273-ФЗ«Обобразовании вРоссийской Федерации».

Направлениепрограммы–историческое.

Актуальность: Модель выпускника лицея «Феникс» осуществляет формирование нравственного потенциала, который предусматривает осмысление целей и смысла жизни. Усвоение ценностей «ОТЕЧЕСТВО», «КУЛЬТУРА», «ЛЮБВЬ». Наличие чувств гордости за принадлежность к своей нации. За свою Родину.

Краеведение является комплексом научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и встроенному познанию края в интересах гражданского общества.

На современном этапе развития российского социума стало очевидным, что решение множества жизненно важных проблем страны во многом зависти от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Его мощный потенциал должен быть направлен на консолидацию российского общества и духовно-нравственное, политическое и экономическое возрождение России. Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его боевых, трудовых, культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлении в воспитании чувства любви к своей «малой и большой Родине».

Основной целью программы курса является формирование социально активной, нравственной

личности с гражданским самосознанием и

интересом к прошлому своей страны, своей Малой

Родины


Задачи:


  • Активизация работы школьников по изучению

родного края;

  • Совершенствование средств и методов работы со

школьниками по изучению родного края, создание

школьного краеведческого музея;

  • Формирование навыков научно-исследовательской

деятельности у детей; выявление и поддержка

одаренных детей, обладающих способностями

творческой деятельности, проводящих

краеведческие исследования.

Формы работы и методы


  1. Личностные:

    • Потребность повышать свой культурный уровень, самореализовываться в разных видах деятельности;

    • в качестве личностных результатов освоения обучающимися этойчастипрограммывыступаютготовностьиспособностькосознанномувыборупрофессииипостроениюдальнейшейиндивидуальнойтраекторииобразования;

    • принятие моральных норм и правил нравственного поведения спредставителямиразныхпоколений(ветераны,инвалиды,детимладшеговозраста),носителейразныхубежденийипредставителейразличныхсоциальныхгруппнашегогорода;

    • способностьанализироватьнравственнуюсторонусвоихпоступковипоступковсвоихсверстников;

    • умение взаимодействовать со сверстниками в коллективе клуба ившколе,старшимиимладшимидетьми,взрослымивсоответствиисобщепринятыми нравственными нормами;

    • формирование бережного отношения к традициям своей семьи, школы;

    • об этике и эстетике повседневной жизни человека в обществе;

    • о принятых в обществе нормах поведения и общения;

    • об основах здорового образа жизни;

    • развитие ценностного отношения подростков к обществу.


  1. Метапредметные:


Регулятивные:

    • умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся возможностей;

    • умениеоцениватьсвоюдеятельность,аргументируяприэтомпричиныдостиженияили отсутствия планируемого результата (участие в конкурсах);

    • формированиеумениянаходитьдостаточныесредствадлярешениясвоихучебныхзадач;

    • демонстрацияприёмовсаморегуляциивпроцессеподготовкимероприятийразногоуровня,участиевних,втомчислеивкачествеконкурсанта.


Познавательные:

    • навыкделатьвыводы,устанавливатьпричинно-следственныесвязинаосновеполученной информации об истории родного края.

    • анализипринятиеопытаразработкииреализациипроектаисследованияразнойсложности;

    • умениенаходитьвтекстетребуемуюинформацию,ориентироваться в тексте, устанавливать взаимосвязи между описываемымисобытиями иявлениями;

    • критическоеоцениваниесодержанияиформсовременныхтекстов;

    • овладение культурой активного использования словарей и другихпоисковыхсистем.

Коммуникативные:

    • умениеорганизоватьсотрудничествоисовместнуюдеятельностьспедагогомисверстникамина уроке;

    • приобретениенавыковработыиндивидуальноивколлективедлярешенияпоставленнойзадачи;

    • умениенаходитьобщеерешениеиразрешатьконфликты;

    • оправилахконструктивнойгрупповойработы;

    • опытпубличноговыступления;

    • опытсамообслуживания,самоорганизациииорганизациисовместной деятельности;

    • соблюдениенормпубличнойречивпроцессевыступления.

Первыйуровеньрезультатов–формирование познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи. Учить выражать свою речь в устной и письменной форме. Приобретение опыта исследовательской и проектной деятельности у обучающихся.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеетвзаимодействие обучающегося со своими учителями и родителями (в урочной,внеурочнойдеятельности)какзначимымидлянегоносителямигражданскихзнаний иположительногоповседневногоопыта.

Второйуровеньрезультатов–получениеобучающимисяопытавовлечения в сопереживание к жизни человека на земле. Усвоение ценностей «малая родина», «жизнь», «смысла жизни». Постижение этики поведения в музее.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеетвзаимодействиеобучающихсямеждусобойнауровнекласса,образовательногоучреждения,т. е.взащищённой,дружественнойсреде,вкоторойребёнокполучает(илинеполучает)первое

практическоеподтверждениеприобретённыхзнаний,начинаетихценить(илиотвергает).

Третий уровень результатов – получение обучающимся начальногоопыта самостоятельного общественно полезного действия, формирование уподросткасоциальноприемлемыхмоделейповедения.Тольковсамостоятельномобщественнополезномдействиичеловекдействительностановится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальнымдеятелем,свободнымчеловеком.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеетвзаимодействиеобучающегосяспредставителямиразличныхпрофессиональных и социальных субъектов за пределами образовательногоучреждения,воткрытойобщественной среде.


    • на первом уровне краеведение приближено к обучению, приэтомпредметомкраеведениякакученияявляютсянестолькотеоретическиезнания,сколько знанияо ценностях;

    • на втором уровне краеведение осуществляется в контекстежизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в формеотдельныхисторически ориентированныхэкскурсий, конференций, проектов;

    • на третьем уровне создаются необходимые условия для формирования у детей основ гражданской идентичности как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознании своей этнической принадлежности и становится личностным смыслом.



Организация работы.

При проведении занятий курса используются следующие формы и методы работы:

  • Поисково-исследовательский метод (самостоятельная

работа, выбор самостоятельной темы для оформления

отчета о проделанной работе в конкурсах, походах и на

экскурсиях)

  • Метод самореализации, самоуправления, через

различные творческие

дела, участие в соревнованиях, походах, экскурсиях.

  • Метод комплексного подхода к образованию и

воспитанию, предполагающий единство

нравственного, физического, эстетического и других

форм воспитания.


  • Социальный опрос (анкетирование)

  • Викторина, креативное оформление результатов викторины.

  • Художественная выставка.

  • Конкурс макетов.

  • Рубрика «А знаете ли Вы, что…». В этой рубрике организатором задаются малоизвестные, но очень интересные факты о событиях, о памятных местах, о

знаменитых земляках и предлагается детям проверить достоверность этого фактаи, тем самым, подтвердить или опровергнуть его.

  • Экскурсия.

  • Поход.

  • Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

  • Ролевая игра « Суд над…!».

  • Заочная экскурсия.

  • Презентация.

  • Исследовательская деятельность.

  • Составление книги памяти.

  • Составление книги воспоминаний о войне.

  • Просмотр художественного фильма.

  • Создание фотоальбома

  • Мастер–класс. Этот блок предполагает изучение героических и

трагических моменты нашего прошлого в годыВОВ, в годы Отечественной войны 1812 года и вгоды Смутного времени 1609 - 1611 годов



Количествочасов:5– 8класс–34часоввгод

9класс– 33часа вгод

Режимпроведениязанятий:продолжительностьзанятий–45минут(1разв неделю).

Предметныерезультатыобучения

Обучающиесяполучатпредставления:

    • освоихвозможностях;

    • освоёмхарактере,своихдостоинствахинедостатках;

    • обособенностяхсвоегомышления,вниманияипамяти;

    • обисточникахнашего исторического прошлого,оеговлияниинанас;



Обучающиесяполучатопыт:

    • самопознания;

    • принятиярешений;

    • преодоленияповеденческихстереотипов;

    • работыстестовымматериалом;

    • межличностногообщениявгруппе.


Обучающиесянаучатся:

    • адекватнооцениватьсебя;

    • адекватнореагироватьнасобственныеэмоции;

    • навыкамсоциальноприемлемогоповедения;



Технологические особенности

Мультимедийное сопровождение курса: компьютер, медиа проектор,экран,множительнаятехника.Этопозволяетучителюпрезентоватьнеобходимыйтеоретическийматериал,размножатьтестовыйматериалистимулироватьпознавательнуюактивностьвходе проведениязанятий.

Оцениваниедеятельностиобучающихсяврамкахданногоучебногокурса. Специфика учебного материала и методика его преподавания требуютособыхформоцениваниярезультатовработыучащихся.Предлагаетсязачетнаясистема.

Возможнымикритериямиоцениванияврамкахзачетнойсистемымогутбыть:

    • точность определения понятий,

    • сформированная «понятийная» компетентность в рамках изучаемой тематики;

    • полнота ответов(кпримеру,заполнениеаналитическихтаблиц);

    • умение аргументировать свою точкузрениявовремядискуссии;

    • овладениенавыкамирефлексии,самоанализа;

    • активнаяпозициявовремязанятий

Содержание программы 5 классРаздел1.«Путешествие из века в век»

Введение. Знакомство.

Изучение традиций наших предков.

Их занятия, одежда, быт, питание.

Культура наших предков.

Трудовые подвиги наших земляков.


Раздел2.«заочные экскурсии по городам Смоленщины».

Презентация на тему «Родной город».

Подготовка сообщений о своей малой Родине.

Кемработаютмоиродные.Кемработаютмоиродители?Профессиимоего рода.


Чтотакоемалая Родина?

Раздел3.«знаменитые земляки»

Знакомство с жизнью и деятельностью великого русского ученого В.В. Докучаева. Его малая Родина Милюково. Святые Борис и Глеб. Авраамий смоленский. Художественные работы по теме.

Раздел4. «Мы помним, мы гордимся»

Изучение трагических и героических страниц нашего прошлого в годы ВОВ. Просмотр художественного фильма о войне. Конкурс макетов оружия ВОВ. Экскурсия в краеведческий музей. Итоговое занятие - подготовка презентаций.


Содержание программы 6 класс


Раздел1.«Трудом славен человек»

Знакомство с различными профессиями наших земляков благодаря просмотр презентации. Групповая работа учащихся по выбору понравившейся профессии. Сбор и предоставление расширенной информации о выбраннойпрофессии благодарядополнительнымисточникам.

Изучение трудового прошлого советского периода наших земляков.

Исследование «География совхозов на территории нашего района в советского времени

Раздел2. «Знаменитые имена земли Смоленской».

Известные актеры, ставшие теперь уже историей Юрий Никулин, Анатолий Папанов, Ольга воронец, Надежда Румянцева, Касаткина Людмила Гурченко. Все это наши земляки и их жизнь, так или иначе, связана со Смоленщиной.

Практическая работа: «Обзор фильмов связанных с актерами – земляками»

Раздел3.«Путешествие из века в век»

Прошлое–этонашикорни,началонашейжизни

Проведениеисторическойигрысовместносучителемпо истории.

Творческийурок

Совместнаяразработкапланапроекта«Мой город 100 лет назад».Обсуждениевгруппахнаиболееуспешногопланаивозможностиегореализации.

Практическаяработа

Презентацияпроектов обучающихся «Мой город в будущем».

Дискуссиямеждунимипоразработаннымпроектам.



Раздел 4 « Отечество в огне».


Изучение мест боевой славы ВОВ.

Посещение мест ВОВ в окрестностях г. Вязьмы. Поле памяти в Богородицком, музей катюши в Угре и т.д.. Сбор фотоматериала.

Постижение этики поведения в музее.

Вовлечение в сопереживание к жизни человека на земле.

Проект – Презентация «Память времен».

Содержаниепрограммы7класс



Раздел 1. « Из века в век».

Социальный опрос (анкетирование).

Заочная экскурсия «Из века в век».

Мастер класс «Секреты бабушкиного сундучка».

Презентация на тему « Мой родной город»

Экскурсия в болдинский монастырь.



Раздел2.«Знаменитые имена земли Смоленской»



Изучение жизни и деятельности знаменитых земляков Смоленского края. Это Пржевальский, Твардовский, Исаковский, Булгаков, Глинка, Потемкин, Тухачевский, Грибоедов.


Тематическая викторина.


Художественная выставка по теме.


Ролевая игра «Суд над…!».


Раздел3.«Усадьбы и судьбы».

Знакомство с историей дворянских судеб некогда существовавших на Смоленщине.

Изучение архитектуры Смоленщины разных веков.


Рубрика «А знаете ли Вы, что….?».

Конкурс макетов архитектурных сооружений.

Исследовательские работы по теме.

Презентация на тему « Усадьбы и судьбы».

Экскурсия в музей – усадьбу Хмелита.

Раздел4.«Военная тайна».

Изучение герорические и трагические моменты прошлого нашего края в годы ВОВ.

Исследовательские проекты на тему «Письма победы», «Партизанские отряды», «Битва за Смоленск», Катыньская трагедия», «Рождение Советской гвардии». «Армия, которую предали».

Акция «Бессмертный полк».

Экскурсия в международный музейный комплекс «Катынь».

Содержание программы 8 классРаздел1.«Трудомславенчеловек»

Знакомствосразличнымипрофессиями наших земляковблагодаряпросмотрум/мпрезентации.Групповаяработаучащихсяповыборупонравившейсяпрофессии. Сбор и предоставление расширенной информации о выбраннойпрофессии благодарядополнительнымисточникам.

Изучение трудового прошлого советского периода наших земляков.

Исследование «География совхозов на территории нашего района в советский период».


Раздел2. «Знаменитые имена земли Смоленской».

Известные актеры, ставшие теперь уже историей Юрий Никулин, Анатолий Папанов, Ольга воронец, Надежда Румянцева, Касаткина Людмила Гурченко. Все это наши земляки и их жизнь, так или иначе, связана со Смоленщиной.

Практическая работа: «Обзор фильмов связанных с актерами – земляками».

Раздел3.«Путешествие из века в век»

Прошлое–этонашикорни,началонашейжизни

Проведениеисторическойигрысовместносучителемпо истории.

Творческийурок

Совместнаяразработкапланапроекта«Мой город 100 лет назад».Обсуждениевгруппахнаиболееуспешногопланаивозможностиегореализации.

Практическаяработа

Презентацияпроектов обучающихся «Мой город в будущем».

Дискуссиямеждунимипоразработаннымпроектам.



Раздел 4 « Отечество в огне».


Изучение мест боевой славы ВОВ.

Посещение мест ВОВ в окрестностях г. Вязьмы. Поле памяти в Богородицком, музей катюши в Угре и т.д.. Сбор фотоматериала.

Постижение этики поведения в музее.

Вовлечение в сопереживание к жизни человека на земле.

Проект – Презентация «Память времен».


Содержание программы9класс


Раздел 1. « Из века в век».

Социальный опрос (анкетирование).

Заочная экскурсия «Из века в век».

Мастер класс «Секреты бабушкиного сундучка».

Презентация на тему « Мой родной город». Смоленский кафедральный собор. Экскурсия в болдинский монастырь.



Раздел2. «Знаменитые имена земли Смоленской»



Изучение жизни и деятельности знаменитых земляков Смоленского края. Это Пржевальский, Твардовский, Исаковский, Булгаков, Глинка, Потемкин, Тухачевский, Грибоедов. Святые Борис и Глеб. Герасим Болдинский. Авраамий смоленский. Тематическая викторина. Художественная выставка по теме. Ролевая игра «Суд над…!».

Раздел3.«Усадьбы и судьбы».

Знакомство с историей дворянских усадеб некогда существовавших на Смоленщине. Изучение архитектуры Смоленщины разных веков. Смоленский кафедральный собор. Православные церкви на Смоленщине. Рубрика «А знаете ли Вы, что….?»Конкурс макетов архитектурных сооружений. Презентация на тему « Усадьбы и судьбы».

Экскурсия в музей – усадьбу Хмелита.


Раздел4. «Военная тайна».

Изучение героических и трагических моментов прошлого нашего края в годы ВОВ.

Исследовательские проекты на тему «Письма победы», «Партизанские отряды», «Битва за Смоленск», Катыньская трагедия», «Рождение Советской гвардии». «Армия, которую предали».

Акция «Бессмертный полк».

Экскурсия в международный музейный комплекс «Катынь».

Тематическое планирование


п/п

Тема

Количество Часов

5класс

1

Вводный инструктаж по технике безопасности. Путешествие из века в век. Влияние православия на обычаи Смоленской земли.

9

2

Заочные путешествия по городам Смоленщины. Зодчество. Храмовое строительство на территории Смоленщины.

7

3

Знаменитые земляки. Святые монгольского периода. Первые христиане на смоленской земле. Герои Великой отечественной войны.

10

4

Мы помним, мы гордимся

7

5

Итоговые занятия

1

Итого:

34

6класс

1

Вводный инструктаж по технике безопасности. Трудом славен человек. Традиционные занятия на Смоленской земле.

8

2

Знаменитые имена земли Смоленской. Святые земли Смоленской. Герои Великой Отечественной войны.

7

3

Из века в век. Иконопись Смоленской земли. Знаменитый путь иконы Одигитрии Смоленской.

9

4

Отечество в огне

9

Итого:

33

7класс

1

Вводный инструктаж по технике безопасности. Из века в век Влияние православия на обычаи Смоленской земли.

9

2

Знаменитые имена земли Смоленской. Святые земли Смоленской. Смоленской. Святые земли Смоленской. Герои Великой Отечественной войны.

7

3

Усадьбы и судьбы. Смоленский кафедральный собор. Храмовое строительство на территории Смоленщины.

10

4

Военная тайна. Смоленщина в годы Великой Отечественной войны.

8

Итого:

34

8класс

1

Вводный инструктаж по технике безопасности. Трудом славен человек. Строительство Смоленской крепостной стены. Храмовое строительство на Смоленщине.

9

2

Знаменитые имена земли Смоленской. Святые земли Смоленской. Герои Великой Отечественной войны.

7

3

Из века в век. Иконопись Смоленской земли. Знаменитый путь иконы Одигитрии Смоленской.

10

4

Отечество в огне. Смоленщина в годы Великой Отечественной войны.

8

Итого:

34

9класс


Вводный инструктаж по технике безопасности. Введение

1

1

Из века в век. Иконопись Смоленской земли. Мастер класс «Секреты бабушкиного сундучка».

8

2

Знаменитые имена земли Смоленской. Святые земли Смоленской.

7

3

Усадьбы и судьбы. Смоленский кафедральный собор. Усадьбы «Высокое», «Дугино». Строительство Смоленской крепостной стены. Экскурсия в музейный комплекс «Хмелита».

10

4

Военная тайна. Смоленщина в годы Великой Отечественной войны.

7

5

Итоговое занятие

1

Итого:

34


Методическое обеспечение:

  1. Строев К.Ф. с. 86. Краеведение. Учебное пособие для студентов. Изд.2-е. Испр. И доп. М., «Просвещение». 1974г.

  1. «Учебное пособие по краеведению»., учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения., Составитель: старший преподователь кафедры экологии и географии МПГУ Никонова М.И., Тула 2005 г.

Рекомендуемая литература:

Интернет-ресурсы:

  1. http://becmology.ru/blog/

  2. http://www.elitarium.ru/2012/06/22/

  3. http://cyberleninka.ru/article/n/

  4. http://www.bibliotekar.ru/

  5. http://vsetesti.ru/256/

  6. http://www.bibliotekar.ru/

  7. http://brainmod.ru/

  8. http://spravochnikpro/

3