Пояснительная записка
В современном мире стала актуальной проблема сохранения культурных, исторических и нравственных ценностей народа, его национальных традиций. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в наш быт и продолжает развиваться, сохраняя и преумножая культурно-историческое богатство стран и народов, которое своими корнями уходит в далёкое прошлое.
В связи с ростом объёма знаний и увеличением учебной нагрузки учащихся в области предметов гуманитарного и естественно - научного цикла, а также снижением познавательного интереса к предметно-практической деятельности детей, возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ в области декоративно-прикладного творчества.
Кроме того программа отражает основные цели и задачи Программы развития «Тур-Навигатор» МАОУ СОШ №34 на 2017-20 учебные годы, направленной на развитие компетенций учащихся в рамках краеведения и туризма.
Дополнительная образовательная программа «Дерево пермского счастья» является прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами и техниками работы с бумагой и декоративными принадлежностями. Занятия по данной программе способствуют развитию интеллектуального и духовного потенциала личности ребёнка, его художественных творческих способностей, развивает его познавательную активность в процессе практической деятельности, расширяет познания в области пермской флоры и символики Пермского края. Программа позволяет учащимся самореализоваться в исполнении индивидуальных творческих композиций.
Данная программа разработана в рамках внедрение проекта муниципальной модели основной школы «Основная школа – пространство выбора». Настоящая программа предназначена для учащихся 5 -6 классов.
Данный курс рассчитан на 8 учебных часов, предусматривает проведение 1го теоретического занятия и 7ми практических работ.
Форма занятий – групповая.
Занятия осуществляются по заранее подготовленному плану. Оптимально количество детей для более эффективной, производительной и оптимальной работы, составляет примерно 10 – 15 человек.
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту у учащегося основной школы должны сформироваться личностные ценностно-смысловые ориентиры и установки, системы значимых социальных и межличностных отношений. Учащийся должен обладать личностными характеристиками, способствующими его успешной социализации и самоопределению. В связи с этим представляется актуальным разработка краткосрочного курса, позволяющего учащимся основной школы в процессе творческой деятельности развивать свой творческий потенциал, фантазию, получить возможность своими руками создать необычные тематические подарки для друзей и близких. Следует подчеркнуть большой развивающий потенциал краткосрочного курса, так как при его изучении задействованы почти все анализаторы (зрительный, слуховой, речевой, тактильный).
Данная цель достигается путем решения следующих задач:
-
образовательные - углубление и расширение знаний об истории и развитии создания топиария, о флоре и символике Пермского края;
-
воспитательные – привитие любви и интереса к культурному наследию прошлого, к истокам творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, внимательности, терпения, усидчивости, взаимопомощи при выполнении работ, экономичного расходования необходимых материалов;
-
развивающие – развитие художественного представления, образного мышления, фантазии, инициативы и творчества, формирование эстетического вкуса, общей культуры гармонически развитой личности. Овладение методами моделирования и конструирования.
Результатом является изготовление декоративно-подарочного изделия – топиариев из салфеток и другого подручного материала.
Деятельность учащихся оценивается с помощью ступенчатого контроля по образцу. Итоговая работа является показательной на презентации работ всей параллели по окончании курса.
За основу взяты материалы с сайта «Страна мастеров» по созданию поделок.
Результаты изучения данной программы
Личностные:
-
разовьют внимание, воображение, мелкую моторику рук и глазомер;
-
улучшат свои коммуникативные способности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе творческой деятельности.
-
разовьют осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
-
Будут способствовать развитию эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Метапредметные:
-
обретут умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; научатся работать индивидуально и в группе;
-
обретут умение соотносить свои действия с планируемыми результатами и осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Требования к уровню подготовки учащихся 5-6 класса
Учащиеся должны знать:
- понятие и характеристики топиария;
- технику изготовления цветов, топиария;
- сочетание цветов;
- правила поведения в кабинете, технику безопасности.
Учащиеся должны уметь:
- работать с различными типами материалов; ножницами, иголкой.
- проводить описания топиария;
- составлять проект изделия;
- сравнивать различные топиарии;
Содержание курса
Тема 1. Вводный урок (1,5 часа)
Знакомство с историей создания топиария, его разновидности, интересные факты. Углубление знаний по флоре и символике Пермского края. Составление проекта изделия.
Тема 2. Цветы из салфеток (2,5 часа)
Знакомство с разными техниками изготовления цветов из салфеток. Выбираем цвет, узор, тип цветов.
Тема 3. Дерево счастья (4 часа)
Создаем заготовки (основа, ствол, крона). Декор. Сбор изделия.
Календарно-тематическое планирование
Тема | Кол-во часов | Тема урока | Результат | УУД |
предметный | метапредметный | личностный |
1 Топиарий | 1,5 часа | Топиарий. Составление проекта изделия. | Знакомство с историей создания топиария, его разновидности, интересные факты. Знакомство с символикой и флорой Пермского края. Развитие умения создавать схему композиции. | Определять и формулировать цель, задачи деятельности на уроке. Развитие умения формулирования и самостоятельного создания способов решения проблемы творческого характера учащимися. | Создание мотивационной основы предстоящей деятельности. Развитие познавательного интереса к созданию топиария. Развитие памяти, внимания, аккуратности, воображения. | Познавательные - поиск и выделение информации; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные - постановка вопросов; - умение точно выражать свои мысли; - оценка действий партнера; Регулятивные -учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы; -принимать и сохранять учебную задачу. Личностные - нравственно- этическое оценивание; -широкая мотивационная основа учебной деятельности; - формирование эмпатии. |
2 Цветы из салфеток | 2,5 часа | Изготовление основы по плану (схемам) | Знакомство с правилами выбора и создания основы для топиария. | Развитие умения подготовки рабочего места. Развить понимание информации предоставленной разными способами (словесно, в виде таблицы, схемы). | Развитие внимания, памяти, воображения. |
Знакомство с разными технологиями изготовления цветов, выбор цвета, узора. | Выбираем цвет, узор, тип цветов. Изучение правил комбинирования различных видов цветов. | Развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию. Развитие мелкой моторики рук и глазомера. |
3 Дерево счастья | 4 часа | Составление композиции, декорирование и сбор изделия. | Развитие умения составления плана работы. Практическое применение полученных знаний в процессе создания топиария. | Развитие способности планирования совместного (с другими учащимися) представления работы. | Развитие учебно-познавательного интереса к материалу и способам решения частной задачи. Формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе создания топиариев. Получение положительных эмоций от результата своей деятельности. Улучшение коммуникативных способности в общении. Развитие эмпатии как осознанного понимания чувств других людей, выражающихся в поступках, направленных на помощь. |
Требования к курсу
-
Шар-основа
-
Салфетки однотонные простые (2 уп.)
-
Китайские палочки
-
Основа для дерева (стакан, цветочный горшок, кружка)
-
Украшения
-
Клей-пистолет
-
Клеевые патроны
-
Ножницы
-
Нитки под цвет салфеток
-
Степлер
-
Газеты
-
Гипс
Список литературы
1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования.
2. http://sweetlies.ltalk.ru
3. http://stranamasterov.ru
4. http://podelki.boxter.org/topiaria/
5. http://www.myjulia.ru
6. http://101dizain.ru/topiarij-svoimi-rukami/