МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПЕРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО на ШМО. УТВЕРЖДАЮ
Протокол № ___ от «___» ___ 20 ___ г. Директор школы
Колпачкова М.В.
______________
«___» ___ 20 ___ г.
Зам. директора по ВР
__________________
Н.А. Гвозденкова
«___» ___ 20 ___ г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Культура речи: учимся говорить правильно»
Возраст обучающихся:13-14 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: Кутузова Наталья Викторовна,
педагог дополнительного образования
д. Перенка, 2021
I. пояснительная записка
Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Культура речи: учимся говорить правильно» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпрос РФ от 9 ноября 2018 г. № 196);
- СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 г. № 28);
- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки РФ «О направлении информации» от 18 ноября 2015 г. N 09- 3242);
- Уставом МБОУ «Перенская средняя школа».
Направленность программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Культура речи: учимся говорить правильно» является программой естественнонаучной направленности.
Актуальность программы:
В настоящее время проблема культуры речи является очень важной для обучающихся. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Содержание программы обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. В реальном образовательном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении каждой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны. Содержание программы уделяет особое внимание умению извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка, соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.
Педагогическая целесообразность:
Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.
Программа построена на принципах личностно-ориентированного образования. Содержание программы ориентировано на общечеловеческие ценности и вместе с тем соответствует российским культурным традициям.
Программа доступна для мотивированных детей, для детей из сельской местности, для детей с ОВЗ.
Учреждение (адрес): муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Перенская средняя школа» (216555, Смоленская область, Рославльский район, деревня Перенка, дом 99).
Количество часов по программе в год- 36 часов.
По продолжительности реализации программа – одногодичная.
Занятия проводятся с группой 1 раз в неделю по 45 минут
Форма организации образовательного процесса – групповая.
Адресат программы (возраст детей) - обучающиеся 13-14 лет
Срок реализации программы - 2020-2021 учебный год.
По содержанию деятельности – интегрированная.
Уровень сложности – стартовый.
По уровню образования – общеразвивающая
Формы занятий: в процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий:
- лекции;
- беседы;
- практические занятия;
- творческие работы;
- семинары;
- дискуссии и т.д.
Кроме того, предусмотрены различные формы самостоятельной работы – подготовка сообщений, рефератов, написание сочинений, работа в библиотеке. Учитываются интересы детей к выполнению творческих заданий, оказывается помощь при их выборе и выполнении. При этом большая роль отводится индивидуально – личностному подходу. Обучающимся предлагается выбирать задания по желанию из ряда предложенных. В процессе изучения каждой темы будет проводиться отслеживание у обучающихся уровня усвоения знаний при помощи системы творческих работ, тестовых заданий, анкетирования и т.д.
Обязательными условиями проведения занятий являются:
- использование игровых методов преподавания;
- смена видов деятельности;
- положительная оценка личных достижений каждого учащегося;
- отсутствие каких – либо отметок и домашних заданий.
В процессе занятий важна доброжелательность, творческая атмосфера, когда ребенок может высказывать свои мысли вслух, не боясь того, что его засмеют или подвергнут критике.
Ожидаемый результат освоения данной программы:
• осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;
• увеличение словарного запаса; расширение круга используемых языковых и речевых средств; совершенствование способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• совершенствование коммуникативных способностей; развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству.
Цель программы: совершенствование речевой культуры, воспитание культурно-ценностного отношения к русской речи; способствование полному и осознанному владению системой норм русского литературного языка; обеспечение дальнейшего овладения речевыми навыками и умениями.
Задачи:
Обучающая: формирование навыков по совершенствованию речевого самоконтроля.
Развивающая: развитие умения анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.
Воспитательная: воспитание у школьников патриотизма, любви к родному языку.
Система оценки образовательных и личностных результатов:
- педагогическое наблюдение;
- тестирование уровня мотивации и ценностных ориентаций;
- анкетирование среди учащихся и их родителей по эффективности данной программы;
- индивидуализация (учет продвижения личности в развитии).
Планируемы результаты освоения обучающимися программы «Культура речи: учимся говорить правильно»
Личностные универсальные учебные действия:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
- сформированность основ российской, гражданской идентичности.
Регулятивные универсальные учебные действия
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия по образцу и самостоятельно, письменно и устно.
Коммуникативные универсальные учебные действия
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
Познавательные универсальные учебные действия
- осуществлять поиск нужной информации с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, выводы.
Метапредметные результаты:
- владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (по-ниманием), говорением, письмом;
- владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
- применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка.
II. Учебный план
Реализация данной программы позволит учащимся расширить свой кругозор, научиться вести отбор необходимой информации, анализировать, делать выводы, приобрести навыки общения, культуры речевого поведения в общественных местах, а также оценивать культуру речевого поведения окружающих, применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | | педагогическое наблюдение, беседа |
2 | Особенности русского ударения. Варианты русского литературного произношения. | 10 | 2 | 8 | педагогическое наблюдение, беседа |
3 | Лексические и фразеологические единицы русского языка. Лексико-фразеологическая норма, ее варианты. | 9 | 2 | 7 | педагогическое наблюдение, беседа |
4 | Синтаксис как учение о словосочетании и предложении. Синтаксические нормы | 8 | 1 | 7 | педагогическое наблюдение, беседа |
5 | Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Пунктуационные нормы. | 6 | 1 | 5 | педагогическое наблюдение, беседа |
6 | Итоговое занятие | 2 | | 2 | тестирование, беседа |
| Итого | 36 | 7 | 29 | |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1. Вводное занятие (1 час). Язык и речь. Основные единицы языка. Понятие о литературной норме, языке. Понятие культуры речи.
2. Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. (10 часов). Логическое ударение. Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков; произношение заимствованных слов. Нормы ударения и произношения, орфоэпия грамматических форм отдельных слов.
3. Лексика и фразеология (9 часов). Лексические и фразеологические единицы русского языка. Лексико-фразеологическая норма, ее варианты.
Употребление профессиональной лексики и научных терминов. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление.
4. Синтаксис (8 часов). Словосочетание, простое и осложненное предложение. Сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное сложное предложение.
5. Пунктуация (6 часов). Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Работа с правилами пунктуации.
6. Итоговое занятие (2 часа). Подведение итогов. Защита исследовательской работы.
IV. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | Тема занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Форма контроля |
1 | Вводное занятие | лекция | 1 | наблюдение |
2 | Особенности русского ударения | лекция | 1 | наблюдение |
3 | Основные тенденции в развитии русского ударения | лекция | 1 | наблюдение |
4 | Логическое ударение | практическое занятие | 1 | отчет |
5 | Варианты русского литературного произношения | практическое занятие | 1 | отчет |
6 | Произношение гласных и согласных звуков | практическое занятие | 1 | отчет |
7 | Произношение заимствованных слов | практическое занятие | 1 | отчет |
8 | Нормы ударения и произношения | практическое занятие | 1 | отчет |
9 | Нормы ударения и произношения | практическое занятие | 1 | отчет |
10 | Орфоэпия грамматических форм отдельных слов | практическое занятие | 1 | отчет |
11 | Орфоэпия грамматических форм отдельных слов | практическое занятие | 1 | отчет |
12 | Лексика и фразеология | лекция | 1 | наблюдение |
13 | Лексика и фразеология | лекция | 1 | наблюдение |
14 | Лексические и фразеологические единицы русского языка | практическое занятие | 1 | отчет |
15 | Лексические и фразеологические единицы русского языка | практическое занятие | 1 | отчет |
16 | Лексико-фразеологическая норма, ее варианты | практическое занятие | 1 | отчет |
17 | Лексико-фразеологическая норма, ее варианты | практическое занятие | 1 | отчет |
18 | Употребление профессиональной лексики и научных терминов | практическое занятие | 1 | отчет |
19 | Лексические ошибки и их исправление | практическое занятие | 1 | отчет |
20 | Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление | практическое занятие | 1 | отчет |
21 | Синтаксис | лекция | 1 | отчет |
22 | Словосочетание, простое и осложненное предложение | практическое занятие | 1 | отчет |
23 | Словосочетание, простое и осложненное предложение | практическое занятие | 1 | отчет |
24 | Словосочетание, простое и осложненное предложение | практическое занятие | 1 | отчет |
25 | Сложносочиненное предложение | практическое занятие | 1 | отчет |
26 | Сложноподчиненное предложение | практическое занятие | 1 | отчет |
27 | Сложноподчиненное предложение | практическое занятие | 1 | отчет |
28 | Бессоюзное сложное предложение | практическое занятие | 1 | отчет |
29 | Пунктуация | лекция | 1 | наблюдение |
30 | Принципы русской пунктуации | практическое занятие | 1 | отчет |
31 | Функции знаков препинания | практическое занятие | 1 | отчет |
32 | Работа с правилами пунктуации | практическое занятие | 1 | отчет |
33 | Работа с правилами пунктуации | практическое занятие | 1 | отчет |
34 | Работа с правилами пунктуации | практическое занятие | 1 | отчет |
35 | Работа с правилами пунктуации | практическое занятие | 1 | отчет |
36 | Итоговое занятие. | итоговое занятие | 1 | тестирование |
V. Методическое обеспечение программы
Формы и методы, используемые в работе по программе
Методы:
1. Словесные: рассказ, беседа, работа с книгой, лекция.
2. Наглядные: инструкционные карты, словари, схемы, таблицы.
3. Практические: исследовательская и творческая работа, проекты, семинары.
Формы: практические занятия, групповые и индивидуальные занятия, беседы, лекции, занятия-исследования.
Перечень основных пособий, материалов, используемых при работе по программе:
1. Словари русского языка.
2. Таблицы и схемы.
3. Инструкционные карты.
4. Материалы сети Интернет.
Технические средства обучения:
1. Ноутбук
2. Видеопроектор.
3. Принтер, сканер, копир.
Для эффективного использования времени на занятиях внедряются следующие современные элементы педагогических технологий: построение содержания обучения на концептуальной основе; игровые, информационно-коммуникативные технологии.
VI. Диагностический инструментарий
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Культура речи: учимся говорить правильно»
Выраженность учебно-познавательного интереса учащихся творческого объединения «Культура речи: учимся говорить правильно»
2021-2020 учебный год
Стартовая, промежуточная, итоговая диагностика (подчеркнуть нужное)
№ п/п | Ф.И. учащихся | Наличие интереса | Реакция на новизну | Любопытство | Ситуативный учебный интерес | Устойчивый учебно-познавательный интерес | Обобщенный учебно-познавательный интерес |
1 | | | | | | | |
2 | | | | | | | |
3 | | | | | | | |
4 | | | | | | | |
5 | | | | | | | |
6 | | | | | | | |
7 | | | | | | | |
8 | | | | | | | |
9 | | | | | | | |
10 | | | | | | | |
| Итого по уровням | Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В |
Кол-во уч-ся | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
% | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Уровень личностных результатов обучающихся» (методика В.П. Степанова)
КАРТА мониторинга личностного роста обучающихся творческого объединения «Культура речи: учимся говорить правильно»
Педагог дополнительного образования: Кутузова Наталья Викторовна
Дата заполнения ______________________________
№ п/п | Ф.И.ребенка | Отношение к семье | Отношение к Родине, Отечеству | Отношение к природе | Отношение к труду | Отношение к миру | Отношение к культуре | Отношение к знаниям | Отношение к человеку такому как я | Отношение к человеку как к другому | Отношение к человеку как к иному | Отношение к своему здоровью | Отношение к своему душевному я | Отношение к своему духовному я |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
Шкала оценивания:
1 – устойчиво-негативное
2 – ситуативно-негативное
3 – ситуативно-позитивное
4 – устойчиво-позитивное
VII. Список литературы
Воителева Т.М., Антонова Е.С. Русский язык и культура речи. – М., 2013.
Воителева Т.М. Русский язык. Сборник упражнений. – М., 2013.
Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Дидактические материалы. – М., 2013.
Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. - М., 2006
Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. - М., 2004.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи.Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. - М., 2005.
Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб.пособ. для студ. сред. проф. учебн. заведений. - М., 2007.
Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. -4-е изд., испр. - М., 2006.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл.- М., 2005.
Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник для общеобразоват. учрежд. - М., 2005.
Львова С.И. Таблицы по русскому языку. - М., 2003. Пахнова Т.М.
Шанский Н.М. Лингвистические детективы. -М., 2002.