СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПЕРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»




РАССМОТРЕНО на ШМО. УТВЕРЖДАЮ

Протокол № ___ от «___» ___ 20 ___ г. Директор школы

Колпачкова М.В.

______________

«___» ___ 20 ___ г.

Зам. директора по ВР

__________________

Н.А. Гвозденкова

«___» ___ 20 ___ г.




Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«Культура речи: учимся говорить правильно»

Возраст обучающихся:13-14 лет

Срок реализации: 1 год







Составитель: Кутузова Наталья Викторовна,

педагог дополнительного образования








д. Перенка, 2021


I. пояснительная записка

Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Культура речи: учимся говорить правильно» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

- Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

- Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпрос РФ от 9 ноября 2018 г. № 196);

- СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 г. № 28);

- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки РФ «О направлении информации» от 18 ноября 2015 г. N 09- 3242);

- Уставом МБОУ «Перенская средняя школа».

Направленность программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Культура речи: учимся говорить правильно» является программой естественнонаучной направленности.

Актуальность программы:

В настоящее время проблема культуры речи является очень важной для обучающихся. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстракт­ное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Содержание программы обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспе­чивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. В реальном образовательном процессе формирование указанных компетенций проис­ходит при изучении каждой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны. Содержание программы уделяет особое внимание умению извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка, соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

Педагогическая целесообразность:

Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Программа построена на принципах личностно-ориентированного образования. Содержание программы ориентировано на общечеловеческие ценности и вместе с тем соответствует российским культурным традициям.

Программа доступна для мотивированных детей, для детей из сельской местности, для детей с ОВЗ.

Учреждение (адрес): муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Перенская средняя школа» (216555, Смоленская область, Рославльский район, деревня Перенка, дом 99).

Количество часов по программе в год- 36 часов.

По продолжительности реализации программа – одногодичная.

Занятия проводятся с группой 1 раз в неделю по 45 минут

Форма организации образовательного процесса – групповая.

Адресат программы (возраст детей) - обучающиеся 13-14 лет

Срок реализации программы - 2020-2021 учебный год.

По содержанию деятельности – интегрированная.

Уровень сложности – стартовый.

По уровню образования – общеразвивающая

Формы занятий: в процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий:

- лекции;

- беседы;

- практические занятия;

- творческие работы;

- семинары;

- дискуссии и т.д.

Кроме того, предусмотрены различные формы самостоятельной работы – подготовка сообщений, рефератов, написание сочинений, работа в библиотеке. Учитываются интересы детей к выполнению творческих заданий, оказывается помощь при их выборе и выполнении. При этом большая роль отводится индивидуально – личностному подходу. Обучающимся предлагается выбирать задания по желанию из ряда предложенных. В процессе изучения каждой темы будет проводиться отслеживание у обучающихся уровня усвоения знаний при помощи системы творческих работ, тестовых заданий, анкетирования и т.д.

Обязательными условиями проведения занятий являются:

- использование игровых методов преподавания;

- смена видов деятельности;

- положительная оценка личных достижений каждого учащегося;

- отсутствие каких – либо отметок и домашних заданий.

В процессе занятий важна доброжелательность, творческая атмосфера, когда ребенок может высказывать свои мысли вслух, не боясь того, что его засмеют или подвергнут критике.

Ожидаемый результат освоения данной программы:

• осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;

• увеличение словарного запаса; расширение круга используемых языковых и речевых средств; совершенствование способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

• совершенствование коммуникативных способностей; развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству.


Цель программы: совершенствование речевой культуры, воспитание культурно-ценностного отношения к русской речи; способствование полному и осознанному владению системой норм русского литературного языка; обеспечение дальнейшего овладения речевыми навыками и умениями.

Задачи:

Обучающая: формирование навыков по совершенствованию речевого самоконтроля.

Развивающая: развитие умения анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.

Воспитательная: воспитание у школьников патриотизма, любви к родному языку.

Система оценки образовательных и личностных результатов:

- педагогическое наблюдение;

- тестирование уровня мотивации и ценностных ориентаций;

- анкетирование среди учащихся и их родителей по эффективности данной программы;

- индивидуализация (учет продвижения личности в развитии).

Планируемы результаты освоения обучающимися программы «Культура речи: учимся говорить правильно»

Личностные универсальные учебные действия:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;

- сформированность основ российской, гражданской идентичности.

Регулятивные универсальные учебные действия

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия по образцу и самостоятельно, письменно и устно.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению;

  • соблюдать корректность в высказываниях;

  • задавать вопросы по существу;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

Познавательные универсальные учебные действия

- осуществлять поиск нужной информации с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- высказываться в устной и письменной форме;

- анализировать объекты, выделять главное;

- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, выводы.


Метапредметные результаты:

- владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (по­-ниманием), говорением, письмом;

- владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использо­вание приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

- применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, обще­ственно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

- овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличност­ного и межкультурного общения;

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, по­лучаемую из различных источников;

- умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой инфор­мации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изуче­ния русского языка.

II. Учебный план

Реализация данной программы позволит учащимся расширить свой кругозор, научиться вести отбор необходимой информации, анализировать, делать выводы, приобрести навыки общения, культуры речевого поведения в общественных местах, а также оценивать культуру речевого поведения окружающих, применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы совре­менного русского литературного языка; соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; использовать основные приемы информационной переработки устного и письмен­ного текста.


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1


педагогическое наблюдение, беседа

2

Особенности русского ударения. Варианты русского литературного произношения.

10

2

8

педагогическое наблюдение, беседа

3

Лексические и фразеологические единицы русского языка. Лексико-фразеологическая норма, ее варианты.

9

2

7

педагогическое наблюдение, беседа

4

Синтаксис как учение о словосочетании и предложении. Синтаксические нормы

8

1

7

педагогическое наблюдение, беседа

5

Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Пунктуационные нормы.

6

1

5

педагогическое наблюдение, беседа

6


Итоговое занятие



2




2

тестирование, беседа


Итого

36

7

29


  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

1. Вводное занятие (1 час). Язык и речь. Основные единицы языка. Понятие о литературной норме, языке. Понятие культуры речи.

2. Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. (10 часов). Логическое ударение. Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков; произношение заимствованных слов. Нормы ударения и произношения, орфоэпия грамматических форм отдельных слов.

3. Лексика и фразеология (9 часов). Лексические и фразеологические единицы русского языка. Лексико-фразеологическая норма, ее варианты.

Употребление профессиональной лексики и научных терминов. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление.

4. Синтаксис (8 часов). Словосочетание, простое и осложненное предложение. Сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное сложное предложение.

5. Пунктуация (6 часов). Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Работа с правилами пунктуации.

6. Итоговое занятие (2 часа). Подведение итогов. Защита исследовательской работы.
























IV. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК


п/п

Тема занятия

Форма занятия

Кол-во часов


Форма контроля


1

Вводное занятие

лекция

1

наблюдение

2

Особенности русского ударения

лекция

1

наблюдение

3

Основные тенденции в развитии русского ударения

лекция

1

наблюдение

4

Логическое ударение

практическое

занятие


1

отчет

5

Варианты русского литературного произношения

практическое

занятие


1

отчет

6

Произношение гласных и согласных звуков

практическое

занятие


1

отчет

7

Произношение заимствованных слов

практическое

занятие


1

отчет

8

Нормы ударения и произношения

практическое

занятие


1

отчет

9

Нормы ударения и произношения

практическое

занятие


1

отчет

10

Орфоэпия грамматических форм отдельных слов

практическое

занятие


1

отчет

11

Орфоэпия грамматических форм отдельных слов

практическое

занятие


1

отчет

12

Лексика и фразеология

лекция

1

наблюдение

13

Лексика и фразеология

лекция

1

наблюдение

14

Лексические и фразеологические единицы русского языка

практическое

занятие


1

отчет

15

Лексические и фразеологические единицы русского языка

практическое

занятие


1

отчет

16

Лексико-фразеологическая норма, ее варианты

практическое

занятие


1

отчет

17

Лексико-фразеологическая норма, ее варианты

практическое

занятие


1

отчет

18

Употребление профессиональной лексики и научных терминов

практическое

занятие


1

отчет

19

Лексические ошибки и их исправление

практическое

занятие


1

отчет

20

Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление

практическое

занятие


1

отчет

21

Синтаксис

лекция

1

отчет

22

Словосочетание, простое и осложненное предложение

практическое

занятие


1

отчет

23

Словосочетание, простое и осложненное предложение

практическое

занятие


1

отчет

24

Словосочетание, простое и осложненное предложение

практическое

занятие


1

отчет

25

Сложносочиненное предложение

практическое

занятие


1

отчет

26

Сложноподчиненное предложение

практическое

занятие


1

отчет

27

Сложноподчиненное предложение

практическое

занятие


1

отчет

28

Бессоюзное сложное предложение

практическое

занятие


1

отчет

29

Пунктуация

лекция

1

наблюдение

30

Принципы русской пунктуации

практическое

занятие


1

отчет

31

Функции знаков препинания

практическое

занятие


1

отчет

32

Работа с правилами пунктуации

практическое

занятие


1

отчет

33

Работа с правилами пунктуации

практическое

занятие


1

отчет

34


Работа с правилами пунктуации

практическое

занятие


1


отчет

35

Работа с правилами пунктуации

практическое

занятие


1

отчет



36

Итоговое занятие.

итоговое

занятие

1

тестирование

V. Методическое обеспечение программы

Формы и методы, используемые в работе по программе

Методы:

1. Словесные: рассказ, беседа, работа с книгой, лекция.

2. Наглядные: инструкционные карты, словари, схемы, таблицы.

3. Практические: исследовательская и творческая работа, проекты, семинары.

Формы: практические занятия,  групповые и индивидуальные занятия, беседы, лекции, занятия-исследования.

Перечень основных пособий, материалов, используемых при работе по программе:

1. Словари русского языка.

2. Таблицы и схемы.

3. Инструкционные карты.

4. Материалы сети Интернет.

Технические средства обучения:

1. Ноутбук

2. Видеопроектор.

3. Принтер, сканер, копир.


Для эффективного использования времени на занятиях внедряются следующие современные элементы педагогических технологий: построение содержания обучения на концептуальной основе; игровые, информационно-коммуникативные технологии.






















VI. Диагностический инструментарий

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Культура речи: учимся говорить правильно»


Выраженность учебно-познавательного интереса учащихся творческого объединения «Культура речи: учимся говорить правильно»

2021-2020 учебный год

Стартовая, промежуточная, итоговая диагностика (подчеркнуть нужное)


№ п/п

Ф.И. учащихся

Наличие интереса

Реакция на новизну

Любопытство

Ситуативный учебный интерес

Устойчивый учебно-познавательный интерес

Обобщенный учебно-познавательный интерес

1








2








3








4








5








6








7








8








9








10









Итого по уровням

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Кол-во уч-ся



















%

































«Уровень личностных результатов обучающихся» (методика В.П. Степанова)


КАРТА мониторинга личностного роста обучающихся творческого объединения «Культура речи: учимся говорить правильно»


Педагог дополнительного образования: Кутузова Наталья Викторовна

Дата заполнения ______________________________


№ п/п



Ф.И.ребенка

Отношение к семье


Отношение к Родине, Отечеству

Отношение к природе

Отношение к труду


Отношение к миру


Отношение к культуре


Отношение к знаниям


Отношение к человеку такому как я



Отношение к человеку как к другому


Отношение к человеку как к иному


Отношение к своему здоровью


Отношение к своему душевному я


Отношение к своему духовному я








































































































































Шкала оценивания:

1 – устойчиво-негативное

2 – ситуативно-негативное

3 – ситуативно-позитивное

4 – устойчиво-позитивное















VII. Список литературы

Воителева Т.М., Антонова Е.С. Русский язык и культура речи. – М., 2013.

Воителева Т.М. Русский язык. Сборник упражнений. – М., 2013.

Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Дидактические материалы. – М., 2013.

Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. - М., 2006

Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. - М., 2004.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи.Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. - М., 2005.

Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб.пособ. для студ. сред. проф. учебн. заведений. - М., 2007.

Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. -4-е изд., испр. - М., 2006.

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл.- М., 2005.

Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник для общеобразоват. учрежд. - М., 2005.

Львова С.И. Таблицы по русскому языку. - М., 2003. Пахнова Т.М.

Шанский Н.М. Лингвистические детективы. -М., 2002.