Кружок «Юный художник».
Направленность: художественно-эстетическая
Цель и задачи:
воспитание интереса к изобразительному искусству;
формирование графических навыков;
развитие эстетического и художественного восприятия;
активизация мыслительной деятельности учащихся;
коррекция недостатков познавательной деятельности;
знакомство с произведениями живописи и ДПИ.
Тематика:
Пояснительная записка
Кружковая деятельность в коррекционной школе несёт в себе особую направленность в развитии, обучении и воспитании учащихся с отклонениями в развитии.
Работа кружка «Юный художник» обеспечивает возможности для исправления недостатков в эмоционально – волевой сфере, мелкой моторики, развитии воображения, памяти.
Развитие осуществляется по четырём направлениям:
беседы об искусстве
рисование с натуры
рисование по темам
декоративное рисование
Ожидаемый результат:
Учащиеся должны знать:
1) разные приёмы рисования;
2) Хохломскую, Городецкую и Полхов – майданскую роспись;
3) понятие «стилизация»;
4) нетрадиционные техники рисования;
5) воздушную и линейную перспективу.
Учащиеся должны уметь:
1) работать в различной технике рисования;
2) пользоваться приёмами стилизации образов и предметов;
3) самостоятельно разбираться в этапах выполнения работы;
4) творчески подходить к выполнению работы.
По окончании обучения учащиеся оформляют большую выставку. Распространёнными формами подведения итогов реализации программы является выставка изделий учащихся.
Этапы проведения занятия
Подготовительная часть
1.Организационный этап (общая организация детей, подготовка необходимых учебных принадлежностей).
2.Вводная беседа (мобилизация внимания, создание эмоциональной заинтересованности, повышение мотивации изобразительной деятельности школьников).
3.Установление связи между новым и предыдущим материалом (проведение упражнений, закрепление или повторение пройденного).
Основная часть
1.Анализ объекта изображения (натуры или образца), его формы, величины, строения, цвета, положения в пространстве или выявление сюжета рисунка (в тематическом рисовании).
2.Определение последовательности выполнения рисунка (планирование деятельности).
3.Указания к началу работы (рекомендации по композиции и технике выполнения рисунка, предупреждение возможных ошибок).
4.Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности (осуществление фронтального, дифференцированного и индивидуального руководства; повторное привлечение внимания детей к объекту изображения; актуализация представлений, активизация и стимуляция деятельности учащихся, дополнительный показ технических приёмов рисования и т.п.).
Заключительная часть
1.Подведение итогов урока (просмотр и развёрнутый анализ работ с точки зрения поставленных задач; фиксирование внимания детей на достоинствах и ошибках рисунков; оценка их учениками и учителем).
2.Задание на дом (для учащихся 5-6 классов).
3.Организованное окончание урока.
Литература;
1.Грошенков И.А. «Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе», М. Просвещение, 1993.
2.Павлинов П. «Для тех, кто рисует», Москва, 1995.
3.Полунина В.Н. «Искусство и дети», М. Просвещение, 1982.
Содержание программы:
1. Вводное занятие «Как стать художником?» Организация рабочего места на кружке. Рассказ учителя о целях и задачах работы. Техника безопасности при работе.
2. «В гостях у сказки» - иллюстрирование любимой сказки.
Что такое композиция. Правила её составления.
ПРАКТИКА: Выбор любимой сказки для составления иллюстрации. Составление индивидуального рисунка. Выполнение его в цвете акварелью
3. «Чудо – матрёшки» - роспись матрёшек Полхов – майданской росписью.
ТЕОРИЯ: Знакомство с Полхов – майданской росписью. Рассматривание образцов матрёшек. ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи (цветов, травки и т. д.). Роспись матрёшки. Выставка работ.
4. Приём рисования по сухому, или равномерно окрашенному.
ТЕОРИЯ: Понятие техники «по-сырому». Использования приёма для закрашивания листа сплошным слоем краски. ПРАКТИКА: Упражнения по тренировке техники рисования, этапы выполнения работы. Рисование неба и земли.
5. Использование карандашей в рисовании цветов. ТЕОРИЯ: Виды акварельных карандашей. Правила нанесения акварельных карандашей, их смешение. Свойства акварельных карандашей. ПРАКТИКА: Способы тонировки. Этапы рисования цветов акварельными карандашами. Рисование цветов.
6. Художественный приём «заливка». Рисование неба. ТЕОРИЯ: Понятие «заливка». Использование заливки для изображения неба, воды, гор. ПРАКТИКА: Подготовка краски, способы нанесения линий, движение кисти, рисование неба.
7. Рисование по влажному. Пейзаж. ПРАКТИКА: Рисование пейзажа по влажному листу альбома. Лист предварительно смачивается полностью водой, а затем наносится рисунок. Главное, не дать листу высохнуть!
8. «Подводное царство» - рисование рыбок. ТЕОРИЯ: Разновидности рыбок. Правила рисования рыб. ПРАКТИКА: Рисование рыб разного вида. Тренировка построения рыб, рисование подводного мира.
9. Городецкая роспись. Роспись тарелочки, разделочной доски. ТЕОРИЯ: Знакомство с Городецкой росписью. Элементы городецкой росписи. Этапы выполнения цветов и листьев. ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи. Роспись тарелочки, разделочной доски.
10. Составление коллективного панно техникой «рваная бумага». ПРАКТИКА: Творческий подход к коллективному составлению панно.