Пояснительная записка
Программа кружка "Мир вокруг нас ” составлена для учащихся 7-8 классов и направлена на развитие деятельности учащихся. Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.
Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а так же особенностью организации учебного процессе в школе.
Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.
Программа имеет особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность.
Основная цель занятий:
- формирование социального опыта школьника;
- осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество»;
- воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней.
Программа позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.
Основная задача – научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развить природные задатки и способности детей; воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.
Содержание программы носит личностно - ориентированный, деятельный и развивающий характер.
Ценностными ориентирами содержания курса в начальной школе являются:
—развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
—формирование представлений о природе как универсальной ценности;
—изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
—развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему мир природы;
—развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
—формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
—вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Основной акцент сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.
Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём и т. п.).
Подобное содержание программы не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция курса заключается в формировании у младших школьников необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.
Занятия в кружке «Мир вокруг нас» проводятся один раз в неделю по 1часу.
Срок реализации программы – 1 год, рассчитан на 34часа.
Содержание программы
Вводные занятия(2ч)
Экскурсия на пришкольный участок. Сбор природного материала.
Природа вокруг нас (4ч)
«Что у нас над головой?» «Что у нас под ногами?» Живая, неживая природа.
Экскурсия в природу.
Животные вокруг нас (8ч)
Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери?Коллективная работа «Насекомые на лугу». Чтение и обсуждение произведений Бианки о птицах, их отличительных признаков «чей нос лучше». Коллективная работа «Лесные домишки». Конкурс рисунков о животных.
Растения вокруг нас (5ч)
Учимся распознавать растения ближайшего природного окружения: кустарники, деревья, травы. Что это за листья? Что такое хвоинки? Что такое экология? Изготовление гербария из природного материала.
Планета Земля (15 часов)
Наша земля на глобусе и карте. Чем Земля отличается от других планет солнечной системы. Игра с макетом Земли, глобусом. Изображение земли в рисунках детей. Горы, равнины, низменности, возвышенности нашего края. Поделка из пластилина (горы, вулканы). Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит. Признаки реки и озера. Водоемы нашего края. Экскурсия к реке. Организация поста «Береги воду» по бережному использованию питьевой воды в школе. Главный город страны – Москва. Заочное путешествие. Поделки из бросового материала. Итоговая работа.
Ожидаемые результаты реализации программы
В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД:
- готовность и способность к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
- установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура;
- ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; устойчивое следование в поведении социальным нормам;
- этические чувства: доброжелательность, эмоционально – нравственная отзывчивость.
Коммуникативные УУД:
- обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- договариваться о распределении функций в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- определять общую цель и пути её достижения;
- проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные УУД:
- формулировать и удерживать познавательную задачу;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно воспринимать замечания и предложения других людей по исправлению допущенных ошибок;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;
- сбор, обработка и передача информации различными способами;
- классификация по заданным критериям;
- установление аналогий и причинно – следственных связей;
- осуществлять рефлексию способов и условий действий;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
- построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации;
- презентовать полученную информацию с помощью ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Календарно – тематическое планирование
№ занятия | Дата проведения | Тема раздела, занятия | Планируемые результаты УУД | |
Вводные занятия (2ч.) |
1 | | Экскурсия на пришкольный участок | Научатся различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений | |
2 | | Сбор природного материала | Оценивать собственную деятельность, делиться впечатлениями. | |
Природа вокруг нас (4ч.) |
3 | | «Что у нас над головой?» | Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации | |
4 | | «Что у нас под ногами?» | Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации; - составлять план и последовательность действий | |
5 | | Живая, неживая природа | Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации; - составлять план и последовательность действий | |
6 | | Экскурсия в природу | Научатся различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений | |
Животные вокруг нас (8ч.) |
7 | | Кто такие насекомые? | Научатся наблюдать за насекомыми, различать их по их внешнему виду; классифицировать по группам, видам; анализировать, делать выводы | |
8 | | Кто такие рыбы? | Научатся различать рыб по их внешнему виду; классифицировать по группам, видам; анализировать, делать выводы | |
9 | | Кто такие птицы? | Научатся наблюдать за птицами, различать их по их внешнему виду; классифицировать по группам, видам; анализировать, делать выводы | |
10 | | Кто такие звери? | Познакомятся с разнообразием зверей, научатся различать их по их внешнему виду; классифицировать по группам, видам; анализировать, делать выводы | |
11 | | Коллективная работа «Насекомые на лугу» | Использование приобретенных знаний в повседневной жизни и практической деятельности, научатся извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения | |
12 | | Чтение и обсуждение произведений Бианки о птицах, их отличительных признаков «чей нос лучше» | Строить связанное высказывание по теме, использование приобретенных знаний | |
13 | | Коллективная работа «Лесные домишки» | Использование приобретенных знаний в повседневной жизни. Осознавать смысл коллективной работы | |
14 | | Конкурс рисунков о животных | Использование полученных знаний | |
Растения вокруг нас (5ч.) |
15 | | Учимся распознавать растения ближайшего природного окружения: кустарники, деревья, травы | Научатся распознавать растения ближайшего природного окружения (кустарники, деревья, травы). Различать, что общего у разных растений? | |
16 | | Что это за листья? | Научатся распознавать растения ближайшего природного окружения (кустарники, деревья, травы). | |
17 | | Что такое хвоинки? | Научатся распознавать хвойные растения | |
18 | | Что такое экология? | Научатся распознавать растения ближайшего природного окружения (кустарники, деревья, травы). Различать, что общего у разных растений? Выяснят, что такое экология | |
19 | | Изготовление гербария из природного материала | Понимать учебную задачу и стараться ее выполнить | |
Планета Земля (15ч.) |
20 | | Наша земля на глобусе и карте | Научатся работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны | |
21 | | Чем Земля отличается от других планет солнечной системы | Узнают, чем Земля отличается от других планет Солнечной системы; познакомятся с планетами Солнечной системы | |
22 | | Игра с макетом Земли, глобусом | Использование полученных знаний | |
23 | | Изображение Земли в рисунках детей | Использование полученных знаний | |
24 | | Горы, равнины, низменности, возвышенности нашего края | Познакомятся с особенностями рельефа Смоленской области | |
25 | | Поделка из пластилина (горы, вулканы) | Использование полученных знаний, проявление индивидуальных творческих способностей | |
26 | | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе. Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребности эмоционально-эстетического характера. Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы | |
27 | | Признаки реки и озера | Познакомятся с особенностями рек и озер. | |
28 | | Водоемы нашего края | Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе. Оценивать чистоту воды в водоёме и в системе водоснабжения своего края. | |
29 | | Экскурсия к реке | Делают обобщения и выводы. | |
30 | | Организация поста «Береги воду» по бережному использованию питьевой воды в школе | Использование приобретенных знаний в повседневной жизни и практической деятельности. Осознают значимость и важность природных ресурсов. | |
31 | | Главный город страны – Москва. Заочное путешествие | Получат знания о столице нашей Родины, ее достопримечательностях. | |
32 | | Экскурсия по поселку Шумячи | Использовать представленную информацию для получения новых знаний. Научатся делиться своими впечатлениями. | |
33 | | Поделки из бросового материала | Использование приобретенных знаний. Проявление индивидуальных творческих способностей | |
34 | | Итоговая работа | Обсуждение важности полученных знаний. | |
Формы работы и контроля
Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
Индивидуальная работа
Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:
- выявить уровень знаний учащихся о природе;
- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;
- определять сформированность познавательного интереса учащихся.
2. Работа в парах
Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.
Работа проходит в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.
этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.
Групповая работа
Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.
Организация групповой работы:
- распределение работы между участниками;
- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;
- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
- умение представить результат работы, обосновать выбор решения
Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки.
Методические рекомендации
работы с младшими школьниками.
Продолжительность занятий не должна превышать 40 минут.
Использование игр, упражнений, задействующих слуховые, зрительные, осязательные рецепторы, способствует углубленному восприятию детьми информации.
Применение данных методических рекомендаций, позволяет наиболее
оптимально активизировать внимание детей и способствует успешному освоению детьми программы.
При работе с учащимися младшего школьного возраста выделяется определённая специфика: творческий и репродуктивный вид деятельности находятся в особом соотношении друг с другом.
Более глубокому, сознательному и активному отношению к практическим занятиям помогает наглядный материал.
Материально-техническое обеспечение программы
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
Библиотечный фонд (для учителя) |
1 | Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. Береги природу! | 1 |
2 | Т.И.Жукова. Часы занимательной зоологии. | 1 |
3 | Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей. | 1 |
4 | Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Учебно-методическое пособие. | 1 |
5 | Л.Экономов. Мир наших чувств | 1 |
6 | Петров В.В. Растительный мир нашей Родины Книга для учителя. | 1 |
7 | А.А.Воскрушев. О.А.Бурсий. Мир человека | |
Библиотечный фонд (для учеников) |
1 | Гэнери А. Я познаю мир Детская энциклопедия. Растения | 1 |
2 | Губанов И.А. и др. Популярная энциклопедия растений | 1 |
3 | Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко. С любовью к природе: / Под ред.И. Д. Зверева | 1 |
4 | Леокум А. Скажи мне, почему…? Детская энциклопедия | 1 |
5 | Леокум А. Все обо всем Популярная энциклопедия для детей | 1 |
6 | Онегов А.С. Занимательная ботаническая энциклопедия: Цветущие травы | 1 |
7 | Петров В.В. Из жизни зеленого мира Пособие для учащихся | 1 |
8 | Петров В.В. Цветы. Моя первая книга о природе | 1 |
9 | Плешаков А.А. Зеленые страницы Книга для учащихся начальных классов | 1 |
10 | Г.К. Плотников. Животный мир Краснодарского края. | 1 |
11 | Тайны живой природы. Рик Моррис | 1 |
Наглядные пособия |
1 | Растения, животные. | |
2 | Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых. | |
3 | Гербарии; коллекции насекомых. | |
4 | Изобразительные наглядные пособия – таблицы. | |
Печатные пособия |
1 2 3 4 | Наборы сюжетных картинок по тематике, определённой примерной программой кружка. Толковые словари. Репродукции картин. Справочная литература |
Игры и игрушки |
1 | Настольные развивающие игры, лото, викторины. |