СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
Согласовано Утверждаю
зам. директора по ВР директор школы
__________ Скорых Е.Н. _______ Чернышова А.П. «___» _________ 2021 «___» __________ 2021
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Экошкола»
Адресат программы: обучающиеся 10-16 лет
Срок реализации: 5 лет
Программу составил педагог дополнительного образования: Щербинина Е.В
Ладовская Балка
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Обоснование необходимости внедрения предлагаемой программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экошкола» имеет естественнонаучную направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Программа нацелена на формирование у учащихся системы знаний об окружающем мире; развитие навыков изучения и сохранения живой природы, рационального природопользования, экологической культуры и любви к природе родного края.
Актуальность программы «Экошкола» заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения. Актуальность программы обусловлена следующими позициями:
Развитием и углублением умений и навыков.
Организацией полноценного досуга детей.
Поддержка талантливых детей и их творческого потенциала
Уровень программы: базовый.
Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Экошкола» заключается в том, что она построена с учетом интересов детей к объектам окружающей природной среды, в том числе и к самим себе, как неотъемлемой части природы. Общаясь с ней, изучая её объекты и явления, обучающиеся постепенно постигают мир, в котором они живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно эстетические чувства и переживания, пробуждающие их, заботятся о сохранении и приумножении природных богатств.
Отличительные особенности программы: Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи обучающихся, их мышления, творческих способностей, культуры чувств.
Спецификой программы является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную эмоционально-поведенческую природу школьника средней школы, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную атмосферу, организует диалогическое общение с обучающимися о взаимодействии с природой.
Адресат: Рабочая программа кружка «Экошкола» ориентирована на мальчиков и девочек в возрасте 10-16 лет.
Срок реализации программы: Программа разработана на 5 лет (уровень среднего общего образования) с расчётом проведения 70 часов в год для каждой возрастной группы.
Количество часов в неделю – 2 часа в неделю, для каждой возрастной группы.
Режим работы: занятия проводятся еженедельно, во второй половине дня по 2 часа, для каждой возрастной группы, в том числе и в каникулярное время.
Особенности образовательного процесса: занятия проводятся в группах одной возрастной категории, что позволяет доступно объяснять материал с максимальной усвояемостью. Занятия проводятся в форме теории и практики, могут быть как коллективные, так и самостоятельные работы. Для отработки специальных навыков предусмотрены индивидуальные занятия.
Формы обучения: очная.
Методы обучения: практико-ориентированные.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: формирование экологической грамотности, нравственного поведения в мире природы и людей, здорового образа жизни.
Программа «Экошкола» ставит пред собой следующие задачи:
Образовательные:
Формировать знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве живой и неживой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
Формировать осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе.
Развивающие:
Развивать альтернативное мышление в выборе способов решения экологических проблем, восприятие прекрасного и безобразного.
Способствовать развитию исследовательских навыков, умению самостоятельно пользоваться информационными ресурсами, самостоятельно применять знания в жизненных ситуациях.
Воспитательные:
Воспитывать ответственное отношение к здоровью, к миру природы.
1.3. Содержание программы.
Учебно-тематический план
№
| Наименование учебного модуля | Количество часов | Формы промежуточной аттестации | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Первый год обучения | 70 | 40 | 30 |
|
2 | Второй год обучения | 70 | 40 | 30 |
|
3 | Третий год обучения | 70 | 40 | 30 |
|
4 | Четвертый год обучения | 70 | 40 | 30 |
|
5 | Пятый год обучения | 70 | 40 | 30 |
|
| Итого: | 350 | 200 | 150 |
|
Содержание программы первого года обучения
1. Введение в программу - 2 ч.
Знакомство с целями и задачами программы, техника безопасности на занятиях.
2. Знакомство с экологией - 14 ч.
Знакомство с понятием «Экология», экологическая этика, экологические знаки, экологические памятки. Экскурсии, творческие мастерские, составление кроссвордов, поделки, рисунки.
3. Жизнь растений. - 50 ч.
Показать разнообразие царства растений, познакомить учащихся кружка с растениями хищниками, комнатными растениями, лекарственными растениями, изучить растения, внесенные в Красную книгу. Выполнить исследовательские работы. Провести игры, викторины, рисунки, кроссворды, презентации. Конкурсы: «Угадай цветок», «Цветы радость жизни». Аппликации: «Мой любимый цветок», «Цветочная поляна», «Коллективное панно». Осуществить просмотр слайдов, выпустить экологические листовки.
4. Птицы наши друзья -14 ч.
Знакомство с птицами нашего края, перелетными птицами, зимующими птицами. Жизнь птиц зимой. Как изготовить кормушки. Показать презентацию «Разнообразие птиц»
5. Животные - 22 ч.
Многообразие животного мира. Животные в жизни человека и правила безопасного поведения в при встрече с животными. Животные Мордовии. Красная Книга. Представители домашних животных. Мои домашние любимцы. Презентации: «Собаки на службе», «В мире кошек». Выставки рисунков, викторины, загадки, жизнь в аквариуме, КВН многообразие птиц.
6. Вода в природе - 12 ч.
Вода в природе, экология воды. Презентация: «Вода – это жизнь». Знакомство с пресноводными водоемами. Роль воды в жизни растений, животных и человека.
7. Реки Родного края - 12 ч.
Знакомство с основными реками Мордовии: Сура, Мокша, Алатырь. Экология рек. Экологическая газета. Природа глазами детей. Экологический проект «Чистый берег». Загрязнение водоемов и способы очистки питьевой воды.
8. Загрязнение окружающей среды - 6 ч.
Презентации: «Загрязнение окружающей среды», «Мы за чистоту планеты». Круглый стол «Экологический патруль». Выпуск экологической газеты. Конкурс рисунков: «Загрязнение окружающей среды бытовыми и промышленными отходами», «Экологические запрещающие знаки». Экологическая этика.
9. «Здоровье человека и окружающая среда» - 12 ч.
Организм здорового человека. Просмотр слайдов. Заповеди здорового питания. Исследовательский проект «Береги зубы смолоду». Как сохранить хорошее зрение. «Как мы дышим…» органы дыхания. «Заповеди здорового питания». Правильное питание.
Содержание программы второго года обучения
Вводное занятие. Праздник «Как прекрасен этот мир!»
Мой дом, или Дом в котором я живу.
История с. Ладовская Балка, его историческое прошлое. Основные объекты скверы, парки. Промышленность.
Практические занятия:
Экскурсия по селу.
Изготовление композиционного панно «Село, от куда мы родом»
Мир вокруг.
Физико-географическая характеристика местности. Её особенности. Биологическое прошлое и настоящее края. Животный и растительный мир.
Практические занятия.
Подборка экспонатов для уголка природы
Составление карт природных объектов края, памятников и достопримечательностей природы, подлежащих охране
Осень в природе.
Организация сезонных работ по охране природы. Взаимосвязь и взаимообусловленность явлений в природе. Сезонные ритмы природы. Характеристика осеннего сезона. Осень в произведениях писателей, поэтов, композиторов, художников.
Практические занятия.
Участие в фенологических наблюдениях.
Составление календаря природы «Осень»
Наблюдение за миграцией птиц
Экскурсия в природу для наблюдения за происходящими изменениями
Учет урожаев семян древесных и кустарниковых растений.
Флора и растительность района, их состояние и охрана.
Краткая характеристика ботанических ресурсов региона. Основные функции лесов и принципы их рационального использования. Редкие виды растений и их охраны.
Практические занятия.
Изготовление гербария древесно-кустарниковых пород.
Экскурсия в парк-дендрарий.
КВН «Лесные герои»
Просмотр видеофильма «Жизнь растений»
Животный мир района, его рациональное использование и охрана.
Краткая характеристика животных, обитающих на территории района и области. Виды, являющиеся объектами охоты. Основные причины снижения численности пушных зверей и ценных видов птиц. Сохранение биологического разнообразия представителей животного мира.
Практические занятия.
Просмотр видеофильма «Дикие животные»
Жизнь природы зимой.
Характеристика зимнего сезона года. Фенологические наблюдения зимой. Особенности природоохранной работы в зимнее время. Зима в произведениях поэтов, композиторов, художников.
Практические занятия.
Экскурсия в природу с целью ознакомления с жизнью животных и растений, процессами, происходящими в природе зимой.
Наблюдение за зимовками птиц и их охрана. Подкормка птиц.
Оформление календаря природы «Зима»
Изготовление кормушек для птиц.
Праздник «Зимушка – зима»
Природная среда и здоровье человека.
Природная среда – компонент окружающей среды.
Природная среда и здоровье человека. Воздушные солнечные ванны, водные процедуры, обливание, закаливание. Психологическое действие окружающей среды на здоровье человека.
Практическое занятие.
Конкурс плакатов «Слагаемые моего здоровья»
Ролевая игра «Болезни современного человека»
КВН «Я и моё здоровье»
9. Способы защиты и предотвращения вредных воздействий окружающей среды.
Основы здорового питания. Естественная красота. Экологическая культура использования косметических средств.
Практические занятия.
Ролевая игра «Целебные свойства чая»
Кроссворды, тесты «Я и моё здоровье»
Практикум: разработка памятки
как правильно загорать,
как правильно собирать грибы, ягоды
сбор и заготовка лекарственных растений,
как правильно питаться.
10. Фитотерапия.
Роль лекарственных растений в жизни человека. Фитонциды. Виды лекарственных растений Красногвардейского района. Фитотерапия и ароматерапия. Всё о чае.
Практические занятия:
Конкурс «Эффективный рецепт» (детям предлагается дома подготовить рецепты использования лекарственных трав для профилактики и лечения различных заболеваний).
Конкурс «Рекламная акция» (Презентация косметического средства на основе лекарственных трав)
Практическое занятие
«Искусство чаепития». Сервировка стола. Приготовление разных травяных чаев, их дегустация.
Праздник здоровья.
Весна в природе.
Характеристика весеннего периода года, фенологические наблюдения весной. Особенности природоохранной работы в весенний период. Весна в произведениях писателей, поэтов, композиторов, художников.
Практические занятия:
Экскурсия в природу для охраны и ознакомления с жизнью животных и растений в весенний период, с процессами, происходящими в природе.
Оформление календаря природы «Весна». Развеска новых искусственных гнездовий для птиц. Ролевая игра «Вестники весны». Весенний КВН.
Планета в опасности!
Анализ последствий экологических катастроф и пути их преодоления. Выделение наиболее опасных в экологическом отношении объектов на территории Свердловской области
Практические занятия:
Выпуск листовок об опасности экологических катастроф.
Пресс-конференция «Планета в опасности»
Насекомые. Муравьиный мир, тропа муравья.
Роль беспозвоночных животных в жизни природы и человека. Опылители растений. Создатели почвы. Основа биологических методов борьбы с вредителями лесного и сельского хозяйства. Охрана беспозвоночных животных. Муравьи и их роль в жизни природы.
Практические занятия:
Экскурсия в природу для знакомства с разнообразием местного видового состава беспозвоночных животных. Картирование муравейников. Участие в операции «Муравей»
Птицы – наши друзья.
Значение птиц в природе и хозяйстве человека. Жизнь птиц весной. Исчезнувшие и исчезающие виды птиц.
Практические занятия.
Экскурсия в природу с целью знакомства с разнообразием птиц Проведение праздника «День птиц» Изготовление искусственных гнездовий
Твоя «Красная книга»
Практические занятия:
Сбор материала для оформления коллективной работы над «красной книгой»
Ролевая игра «Мы помогаем природе»
Конкурс «Растения и животные под нашей защитой»
Судьба природы – наша судьба.
Заповеди юных защитников природы, или беседа о том, как надо вести себя в природном окружении.
Практические занятия:
Конкурс рисунков, плакатов, листовок, газет на тему «Природа глазами детей»
Конкурс сочинений литературных работ, книжек самоделок «Как прекрасен этот мир!»
Конкурс экологических знаков символов о правилах поведения и нормах действия в природной среде.
Заключительный праздник «Мы нужны друг другу на Земле!»
Содержание программы третьего года обучения
1.Праздник «Зеленая планета» (2 часа)
2.Экология человека (6 часов)
Угроза глобальных антропогенных изменений в окружающей среде. Проблемы рационального природопользования. Природный и общественный компоненты среды.
Адаптационные факторы. Адаптации человека.
Практическая часть
Возможные устранения последствий антропогенного влияния человека на окружающую среду.
Составление правил природопользования.
Человечество.
Составление картины взаимодействия человека со средой.
Различия в человеке по характеру места жительства.
Механизмы приспособления организма человека к среде.
Ярмарка знаний: «Мир вокруг тебя»
3.Человек на планете Земля (4 часа)
Земля - наш общий дом. Акция «Посади дерево»
4.Природная среда и здоровье человека. (15 часов.)
Атмосфера и здоровье. Гидросфера и здоровье человека. Литосфера и здоровье человека.
Почва и здоровье человека.
Практическая часть
Определение степени загрязнения воздуха.
Составление календаря здоровья по отношению к погоде.
Биоиндикация состояния пресного водоема.
Решение экологических задач.
Мониторинг состояния почвы.
Живые существа и их воздействие на здоровье человека.
Инфекция повсюду.
Чистюля.
Человек в экстремальных ситуациях.
Санитарно-гигиеническая оценка классной комнаты.
Ярмарка знаний: «Человек и природа»
5.Воздействие человека на окружающую среду. (15 часа.)
Физическое загрязнение среды, его источники и здоровье человека. Химическое загрязнение среды. Фитонциды и их влияние на здоровье человека.
Практическая часть
Выявление физического загрязнения среды. Составление списка.
Подсчет объема мусора и поиск возможных путей решения проблемы бытовых отходов.
Несанкционированные свалки и выбросы в городе.
Защитим этот мир
Шум – одна из форм физического загрязнения среды жизни
Анализ водной вытяжки из почв
Транспорт, его влияние на окружающую среду
Берегись автомобиля
Экологическая оценка состояния воздушной среды
Ярмарка знаний: «У человека одна жизнь»
6.Социальная среда человека. (14часов)
Предмет социальной экологии, её отношение к другим наукам. Социально-экологическое взаимодействие и его субъекты. Взаимоотношения общества и природы в истории цивилизации. Глобальные социально-экологические проблемы и пути их решения: рост численности населения, ресурсный кризис. Глобальные социально-экологические проблемы и пути их решения: возрастные агрессивности среды, изменение генофонда. Поведение человека. Уровни регуляции поведения человека. Потребности как источники личности человека. Характеристика экологических потребностей. Адаптация человека к естественной и социальной среде. Своеобразие поведения в естественной и социальной среде. Поведение человека в критических и экстремальных ситуациях. Экология жизненной среды: социально-бытовая среда. Экология жизненной среды: трудовая среда. Экология жизненной среды: рекреационная среда.
Практическая часть
Решение экологических задач
Составление социального паспорта
Уровни регуляции поведения человека.
Составление схемы основных экологических потребностей
Гигиенические нормы.
Социальные среды жизни человека
Психологический тренинг
Человек и ноосфера.
Человек и космос.
Ярмарка знаний: «Человек в обществе природы»
7.Факторы сохранения и укрепления здоровья человека. (5часа.)
Здоровье человека и здоровый образ жизни. Факторы, формирующие здоровье и разрушающие его. Первая медицинская помощь при ранениях и травмах.
Практическая часть
Первая медицинская помощь при ранениях и травмах.
Парад вредных привычек.
Мы живем не для того чтобы есть, а едим для того чтобы жить! (Режим питания).
8. Практикум по экологии человека. (7часов)
Оценка состояния физического здоровья. Познай самого себя. Инфекция повсюду. Шумы на улицах города.
Экскурсия на местную реку.
Экскурсия по селу.
Праздник здоровья.
Веселые старты.
Исследовательская деятельность.
9. Итоговое занятие: «Роль человека на Земле и проблемы среды» (2 часа)
Содержание программы четвертого года обучения
1. Вводное занятие (4 ч): современные проблемы охраны природы. Природа – источник ресурсов человечества. Исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы. Необходимость охраны природы. Основные аспекты охраны природы. Правовые основы охраны природы.
2. Экологические основы охраны природы. Рациональное использование и охрана вод - 12 ч.
Круговорот воды на планете. Дефицит пресной воды. Нерациональное использование водных ресурсов и загрязнение водоемов. Очистные сооружения. Использование обратных вод.
3. Использование и охрана недр - 6 ч.
Минеральные и энергетические природные ресурсы и использование их человеком. Проблема исчерпаемости полезных ресурсов. Рациональное использование и охрана недр. Охрана окружающей среды при горных разработках полезных ископаемых.
4. Почвенные ресурсы и их использование - 6 ч.
Значение почвы и ее плодородия для человека. Современное состояние почвенных ресурсов района. Причины истощения почв. Меры предупреждения и борьбы с истощением почв.
Экскурсия на поле и овраг. Сбор материала для альбома и коллекции.
Изготовление коллекции «Почвы нашего края» и альбома по материалам экскурсии.
5. Современное состояние и охрана растительности - 6 ч.
Растительность – высший природный ресурс планеты. Роль леса в народном хозяйстве. Современное состояние лесных ресурсов края. Причины и последствия сокращения лесов. Рациональное использование, охрана и воспроизводство лесов. Красная книга и ее значение. Охрана редких видов растений. Экскурсия
6. Рациональное использование и охрана животных - 6 ч.
Прямое и косвенное воздействие человека на животных и их последствие. Причины вымирания животных. Редкие и вымирающие животные района, их состояние и охрана. Рациональное использование и охрана промышленных животных.
7. Создание проектных работ и отчет по ним (20 ч)
8. Участие в экологических олимпиадах, конкурсах (10ч).
Содержание программы пятого года обучения
1. Вводное занятие (2 ч): Изучение экологии взаимодействия организмов. Мониторинг окружающей среды. Длительные систематические исследования, их роль в изучении экологии окружающей среды. Наблюдения: эмперические зависимости. Современные технические средства мониторинга. Достоверность их результатов.
2. Мониторинг состояния окружающей среды (4 ч).
Ухудшение состояния окружающей среды. Постепенное и скачкообразное ухудшение состояния окружающие среды. Мониторинг нарушений окружающей среды и его задачи. Мониторинг и управление использования природных ресурсов района.
3. Местный и региональный мониторинг (6 ч).
Местный мониторинг и его задачи. Роль заводских лабораторий и общественных природоохранительных организаций. Региональный мониторинг. Оценка состояния природы Красногвардейского района. Организаций, осуществляющие региональный мониторинг.
4. Мониторинг загрязнения окружающей среды (12 ч).
Методы мониторинга загрязнения окружающей среды. Химические методы мониторинга. Биоиндукция. Биотестирование. Экскурсия для сбора материала по определению степени загрязнения окружающей среды.
Практическое занятие по определению степени загрязнения вод местной реки, занятие по определению степени загрязнения воздуха в окрестностях поселка, в школе, занятие по определению кислотности почвы и влияния удобрений на нее.
5. Мониторинг состояния живой природы (8 ч).
Реакция организмов на повреждающие факторы. Неспецифический характер реакций. Стресс. Реакция биоценозов на загрязнение окружающей среды. Нарушение биологического круговорота. Сравнение сообществ живых организмов на различных участках биоценоза. Экскурсии на луг для сбора материала исследования.
Практическое занятие по определению степени деградации фитоценоза, занятие по определению степени прогрессивности растительности луга.
6. Антропогенный фактор и его влияние (4 ч).
Меры борьбы с уничтожением окружающей природы. Экскурсия в зону отдыха жителей.
Выполнение проектных работ и отчеты по ним (16 ч).
Участие в экологических олимпиадах и конкурсах (10 ч).
Зачетная работа (8 ч).
Ожидаемые результаты
В результате реализации программы в полном объеме обучающиеся должны
знать:
- наиболее типичных представителей животного мира России;
-какую пользу приносят представители животного мира;
- некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем.
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
-что такое наблюдение и опыт;
-экологически сообразные правила поведения в природе.
уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
- ухаживать за домашними животными и птицами;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
- улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
применять на практике:
- владеть основными экологическими терминами;
- делать заключение на основе наблюдений;
- быть способными отстаивать свою точку зрения;
- соблюдать правила поведения в природе;
- осуществлять уход за комнатными растениями;
- изготовлять экологические памятки.
Личностные результаты:
ориентирование в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивание их возможное влияние на будущее;
приобретение способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
ориентирование в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей.
понимание различные позиции других людей, отличные от собственной;
ориентирование на позицию партнера в общении;
учитывание разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Метапредметные результаты:
планирования своих действий в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
выполнения учебных действий в материализованной, речевой и мыслительной форме;
самостоятельное оценивание правильности выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
использование внешней и внутренней речи для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты:
использование дополнительных источников информации, нахождение фактов, относящихся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
на основе имеющих знаний умение отличать реальные исторические факты от вымыслов;
узнавание символики своей области, города;
описывания достопримечательностей столицы родного края;
использование различных справочных изданий (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о своём крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации.
использование знаково-символических средств, в том числе модели и схемы при работе с контурной картой и атласом.
работа с атласом, глобусом и картой.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
Сроки | I полугодие | Каникулы | II полугодие | Всего | ||||
реализ ации по годам освоен ия програ ммы | учебных недель | |||||||
Начало учебного года | 17 недель | 31.10.21 – 07.11.21 31.12.1-09.01.21 | 18 недель | Оконча ние учебног о года | ||||
1 год | 1 сентября | У | А | 8 дн. 10 дн | У | ИА | 30 мая | 35 |
2 год | 1 сентября | У | А | 8 дн. 10 дн. | у | ИА | 30 мая | 35 |
3 год | 1 сентября | У | А | 8 дн. 10 дн. | у | ИА | 30 мая | 35 |
4 год | 1 сентября | У | А | 8 дн. 10 дн. | у | ИА | 30 мая | 35 |
5 год | 1 сентября | У | А | 8 дн. 10 дн. | у | ИА | 30 мая | 35 |
Календарный учебный график дополнительной общеразвивающей программы «Экошкола»
Условные обозначения:
У – учебные занятия по расписанию
А – аттестация (текущая, промежуточная)
ИА – итоговая аттестация
2.2 Условия реализации программы
Занятия проводятся в кабинете, на свежем воздухе (экскурсии), актовом зале. Перед каждым практическим занятием проводится инструктаж по ТБ.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуаций оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуаций свободного выбора поступков по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу.
Средствами эффективного усвоения программы являются: ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, беседы, инсценировки, путешествия, викторины, экологические праздники, создание экологических проектов, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, экологические акции, составление памяток, домашних заданий.
Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
гербарии; изобразительные наглядные пособия – таблицы, учебные плакаты, атласы, муляжи, макеты, модели;
Информационное обеспечение
Одним из средств наглядности при изучении программного материала служит оборудование для мультимедийных демонстраций:
компьютер,
интерактивная доска
медиа проектор,
Доступность сети Интернет позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем по Программе.
Методическое обеспечение программы
Для осуществления образовательного процесса необходимо методико-дидактическое обеспечение: пакет творческих заданий по различным темам, способствующих созданию оптимальных условий развития познавательной активности; набор учебных плакатов по экологии; игры-задания; видеофильмы; аудиозаписи; художественная литература; энциклопедическая литература; географические карты.
С целью достижения качественных результатов учебный процесс оснащён современными техническими средствами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у обучающихся и создавая условия для успешной учебной деятельности каждого ребёнка.
Кадровое обеспечение
Реализация Программы обеспечена работниками в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: педагог, имеющий педагогическое образование, который грамотно осуществляет образовательный процесс.
2.3 Формы аттестации
Текущий контроль успеваемости результатов проводится по итогам обучения по разделам программы в форме итогового занятия, на котором проводится наблюдение за правильностью выполнения заданий. Итоговая аттестация по дополнительной программе «Экошкола» засчитывается по итогам участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах, смотрах, защита творческих работ, изготовление памяток, инсценировки, защита проектов.
Календарно-тематическое планирование
1 год обучения
№ занятия |
Наименование темы | Форма деятельности
| Количество часов | Дата прове- дения | ||
Теор. | Прак. | |||||
1 | Введение в программу | Беседа | 1 |
|
| |
2 | Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами программы. Техника безопасности на занятиях кружка. | Беседа | 1 |
|
| |
3 | Что такое экология. Экология и мы, жители планеты Земля. | Беседа | 1 |
|
| |
4 | Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи. | Беседа | 1 |
|
| |
5 | Экологическая тропа. Экскурсия. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
6 | Практическое занятие. Осень в природе. Экскурсия. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
7 | Осень глазами юных экологов. Природа и творчество. Практическое занятие. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
8 | Составление кроссвордов по теме «Осень». «Осенняя гостиная». | Практическое занятие |
| 1 |
| |
9 | Творческая мастерская. Презентации, поделки, рисунки. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
10 | Разнообразие царства растений. Какие бывают растения? | Беседа | 1 |
|
| |
11 | Деревья и кустарники нашего края. | Беседа | 1 |
|
| |
12 | Комнатные растения. Викторины, рисунки. Цветковые растения. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
13 | Лекарственные растения. | Беседа | 1 |
|
| |
14 | Цветочный карнавал. Презентация о цветах. Викторины «Мои любимые цветы». | Практическое занятие |
| 1 |
| |
15 | Такие удивительные растения. (Растения хищники). Презентация. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
16 | Красная книга – способ защиты редких видов растений. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
17 | Красная книга. Практическая работа. «Запрещающие знаки нашей планеты». Забота человека о сохранении многообразия растений. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
18 | Лекарственные растения. Презентация. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
19 | Игра - практикум «Что мы знаем о лекарственных растениях». | Практическое занятие |
| 1 |
| |
20 | Растения-синоптики. | Беседа | 1 |
|
| |
21 | Растения – синоптики. Кроссворды, рисунки, викторины. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
22 | Практическое занятие. Экологические памятки для детей и взрослых. Экологические знаки. Экологическая газета. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
23 | Аппликация «Мой любимый цветок». Коллективное панно «Цветочная поляна». | Практическое занятие |
| 1 |
| |
24 | Эти удивительные растения (слайды). Конкурсная программа «Угадай цветок».Цветы – радость жизни. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
25 | Практикум «Комнатные цветы» (наблюдение и отчет о домашних растениях). | Практическое занятие |
| 1 |
| |
26 | Практикум «Комнатные цветы» (наблюдение и отчет о домашних растениях). | Практическое занятие |
| 1 |
| |
27 | Выпуск школьной газеты «Зелёная страничка». | Практическое занятие |
| 1 |
| |
28 | Конкурс стихов «Мои любимые цветы». Изготовление открыток «Цветочный калейдоскоп». | Практическое занятие |
| 1 |
| |
29 | Уход за растениями. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
30 | Цветы со всего света. (Просмотр слайдов, энциклопедий, книг). «Цветочные загадки». | Практическое занятие |
| 1 |
| |
31 | Практикум. Инвентарь для ухода за комнатными растениями. Правила эксплуатации инвентаря. Подготовка почвы для посадки растений. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
32 | Исследовательская работа. «Факторы, влияющие на рост и развитие растений». | Практическое занятие |
| 1 |
| |
33 | Будь природе другом. Правила поведения в природе. | Беседа | 1 |
|
| |
34 | Охрана природы. Экологические листовки. Практическая работа. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
35 | Разнообразие птиц. | Беседа | 1 |
|
| |
36 | Птицы нашего края. Птицы нашего края. Зимующие птицы. | Беседа | 1 |
|
| |
37 | Исследовательская работа. «Синицы полезные или вредные птицы». Экскурсия. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
38 | Перелетные птицы. Викторины: «Как ты знаешь птиц». | Практическое занятие |
| 1 |
| |
39 | Жизнь птиц зимой. Берегите птиц зимой. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
40 | Материал для изготовления кормушек. Виды кормушек. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
41 | Презентация «Разнообразие птиц». | Практическое занятие |
| 1 |
| |
42 | Многообразие животного мира. | Беседа | 1 |
|
| |
43 | Правила безопасного поведения при встрече с животными. Значение животных в жизни человека. | Беседа | 1 |
|
| |
44 | Животные, занесенные в Красную книгу. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
45 | Животные, занесенные в Красную книгу. Животные родного края, занесенные в Красную книгу. Причины занесения животных в Красную книгу. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
46 | Выставка рисунков «Мои домашние любимцы». | Практическое занятие |
| 1 |
| |
47 | Собака – друг человека. Разные породы собак. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
48 | Презентация. «Собаки на службе». | Практическое занятие |
| 1 |
| |
49 | Кошки, которые нас окружают. | Беседа | 1 |
|
| |
50 | Презентация. «В мире кошек» | Практическое занятие |
| 1 |
| |
51 | Аквариумные рыбки. Жизнь в аквариуме. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
52 | Разнообразие рыбок. Рисунки, загадки, викторины. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
53 | Вода источник жизни. | Беседа | 1 |
|
| |
54 | Вода в природе. Экология воды. | Беседа | 1 |
|
| |
55 | Пресноводные водоемы, озера и реки. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
56 | Стихи о воде. Рисунки, кроссворды. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
57 | Презентация. « Вода – это жизнь» | Беседа | 1 |
|
| |
58 | Вода в жизни растений, животных, человека. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
59 | Охрана и экология рек | Беседа | 1 |
|
| |
60 | Загрязнение водоемов. Рисунки. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
61 | Презентация « Загрязнение воды и последствия». | Практическое занятие |
| 1 |
| |
62 | Экологический проект «Чистый берег». Способы очистки питьевой воды. Фильтр. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
63 | Экологическая газета. «Природа глазами детей». | Практическое занятие |
|
|
| |
64 | Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами. Презентация «Загрязнение окружающей среды». | Практическое занятие |
| 1 |
| |
65 | «Мы за чистоту планеты» Круглый стол. Экологический патруль «Экологическая газета». | Практическое занятие |
| 1 |
| |
66 | Я и мое здоровье. Организм здорового человека. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
67 | Как сохранить хорошее зрение. | Беседа | 1 |
|
| |
68 | «Как мы дышим…» органы дыхания. | Беседа | 1 |
|
| |
69 | Ваша кожа. Кожа - зеркало здоровья. | Беседа | 1 |
|
| |
70 | «Заповеди здорового питания». Правильное питание. | Беседа | 1 |
|
| |
| Итого |
| 22 | 48 |
|
2 год обучения
№ занятия |
Наименование темы | Форма деятельности
| Количество часов | Дата прове- дения | ||
Теор. | Прак. | |||||
1 | Введение в программу Праздник «Как прекрасен этот мир!» | Беседа | 1 |
|
| |
2 | История с. Ладовская Балка, его историческое прошлое. Основные объекты скверы, парки. Промышленность. | Беседа | 1 |
|
| |
3 | Экскурсия по селу. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
4 | Изготовление композиционного панно «Село, от куда мы родом» | Практическое занятие |
| 1 |
| |
5 | Физико-географическая характеристика местности. Её особенности. | Беседа | 1 |
|
| |
6 | Биологическое прошлое и настоящее края. Животный и растительный мир. | Беседа | 1 |
|
| |
7 | Подборка экспонатов для уголка природы | Практическое занятие |
| 1 |
| |
8 | Составление карт природных объектов края, памятников и достопримечательностей природы, подлежащих охране | Практическое занятие |
| 1 |
| |
9 | Организация сезонных работ по охране природы. | Беседа | 1 |
|
| |
10 | Взаимосвязь и взаимообусловленность явлений в природе. Сезонные ритмы природы. | Беседа | 1 |
|
| |
11 | Характеристика осеннего сезона. Осень в произведениях писателей, поэтов, композиторов, художников. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
12 | Участие в фенологических наблюдениях. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
13 | Составление календаря природы «Осень» | Практическое занятие |
| 1 |
| |
14 | Наблюдение за миграцией птиц | Практическое занятие |
| 1 |
| |
15 | Экскурсия в природу для наблюдения за происходящими изменениями | Практическое занятие |
| 1 |
| |
16 | Учет урожаев семян древесных и кустарниковых растений. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
17 | Краткая характеристика ботанических ресурсов региона. | Беседа | 1 |
|
| |
18 | Редкие виды растений и их охраны. | Беседа | 1 |
|
| |
19 | Изготовление гербария древесно-кустарниковых пород. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
20 | Просмотр видеофильма «Жизнь растений» | Практическое занятие |
| 1 |
| |
21 | Краткая характеристика животных, обитающих на территории района | Беседа | 1 |
|
| |
22 | Виды, являющиеся объектами охоты. | Беседа | 1 |
|
| |
23 | Основные причины снижения численности пушных зверей и ценных видов птиц.. | Беседа | 1 |
|
| |
24 | Сохранение биологического разнообразия представителей животного мира. Просмотр видеофильма «Дикие животные» | Практическое занятие |
| 1 |
| |
25 | Характеристика зимнего сезона года. Фенологические наблюдения зимой. | Беседа | 1 |
|
| |
26 | Особенности природоохранной работы в зимнее время. Зима в произведениях поэтов, композиторов, художников | Беседа | 1 |
|
| |
27 | Экскурсия в природу с целью ознакомления с жизнью животных и растений, процессами, происходящими в природе зимой. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
28 | Наблюдение за зимовками птиц и их охрана. Подкормка птиц. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
29 | Оформление календаря природы «Зима» | Практическое занятие |
| 1 |
| |
30 | Изготовление кормушек для птиц. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
31 | Праздник «Зимушка – зима» | Практическое занятие |
| 1 |
| |
32 | Природная среда – компонент окружающей среды. | Беседа | 1 |
|
| |
33 | Природная среда и здоровье человека | Беседа | 1 |
|
| |
34 | Психологическое действие окружающей среды на здоровье человека. | Беседа | 1 |
|
| |
35 | Конкурс плакатов «Слагаемые моего здоровья» | Практическое занятие |
| 1 |
| |
36 | Ролевая игра «Болезни современного человека» | Практическое занятие |
| 1 |
| |
37 | Основы здорового питания. | Беседа | 1 |
|
| |
38 | Естественная красота. Экологическая культура использования косметических средств. | Беседа | 1 |
|
| |
39 | Ролевая игра «Целебные свойства чая». Кроссворды, тесты «Я и моё здоровье» | Практическое занятие |
| 1 |
| |
40-41 | Практикум: разработка памятки как правильно загорать, как правильно собирать грибы, ягоды сбор и заготовка лекарственных растений, как правильно питаться. |
|
| 2 |
| |
42 | Роль лекарственных растений в жизни человека. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
43 | Фитонциды. Виды лекарственных растений Красногвардейского района. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
44 | Фитотерапия и ароматерапия. Всё о чае. Конкурс «Эффективный рецепт» | Практическое занятие |
| 1 |
| |
45 | Конкурс «Рекламная акция» | Практическое занятие |
| 1 |
| |
46 | «Искусство чаепития». Сервировка стола. Приготовление разных травяных чаев, их дегустация. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
47 | Характеристика весеннего периода года, фенологические наблюдения весной. Особенности природоохранной работы в весенний период. | Беседа | 1 |
|
| |
48 | Экскурсия в природу для охраны и ознакомления с жизнью животных и растений в весенний период, с процессами, происходящими в природе. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
49 | Оформление календаря природы «Весна». Развеска новых искусственных гнездовий для птиц. Ролевая игра «Вестники весны». | Практическое занятие |
| 1 |
| |
50 | Анализ последствий экологических катастроф и пути их преодоления | Практическое занятие |
| 1 |
| |
51 | Выделение наиболее опасных в экологическом отношении объектов на территории нашего края | Беседа | 1 |
|
| |
52 | Выпуск листовок об опасности экологических катастроф. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
53-54 | Пресс-конференция «Планета в опасности» | Практическое занятие |
| 2 |
| |
55 | Роль беспозвоночных животных в жизни природы и человека. Опылители растений. Создатели почвы. | Беседа | 1 |
|
| |
56 | Основа биологических методов борьбы с вредителями лесного и сельского хозяйства. Охрана беспозвоночных животных. | Беседа | 1 |
|
| |
57 | Муравьи и их роль в жизни природы. | Беседа | 1 |
|
| |
58 | Экскурсия в природу для знакомства с разнообразием местного видового состава беспозвоночных животных. Картирование муравейников | Практическое занятие |
| 1 |
| |
59 | Значение птиц в природе и хозяйстве человека. Жизнь птиц весной. Исчезнувшие и исчезающие виды птиц. | Беседа | 1 |
|
| |
60 | Экскурсия в природу с целью знакомства с разнообразием птиц Проведение праздника «День птиц» | Практическое занятие |
| 1 |
| |
61-62 | Изготовление искусственных гнездовий | Практическое занятие |
| 2 |
| |
63 | Предыстория «Красной книги». Красная книга фактов. Твоя «Красная книга» | Беседа | 1 |
|
| |
64 | Сбор материала для оформления коллективной работы над «красной книгой» Ролевая игра «Мы помогаем природе» | Практическое занятие |
| 1 |
| |
65 | Конкурс «Растения и животные под нашей защитой» | Практическое занятие |
| 1 |
| |
66 | Заповеди юных защитников природы, или беседа о том, как надо вести себя в природном окружении. | Беседа | 1 |
|
| |
67 | Конкурс рисунков, плакатов, листовок, газет на тему «Природа глазами детей» | Практическое занятие |
| 1 |
| |
68 | Конкурс экологических знаков символов о правилах поведения и нормах действия в природной среде. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
69-70 | Заключительный праздник «Мы нужны друг другу на Земле!» | Практическое занятие |
| 2 |
| |
| Итого |
| 26 | 44 |
|
3 год обучения
№ занятия |
Наименование темы | Форма деятельности
| Количество часов | Дата прове- дения | ||
Теор. | Прак. | |||||
1-2 | Праздник «Зеленая планета»
|
|
| 2 |
| |
3 | Экология человека. Угроза глобальных антропогенных изменений в окружающей среде. Проблемы рационального природопользования. | беседа | 1 |
|
| |
4-5 | Природный и общественный компоненты среды. Адаптационные факторы. Адаптации человека. | беседа | 2 |
|
| |
6 | Возможные устранения последствий антропогенного влияния человека на окружающую среду. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
7 | Составление правил природопользования. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
8 | Человечество. Составление картины взаимодействия человека со средой. Различия в человеке по характеру места жительства. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
9 | Механизмы приспособления организма человека к среде. Ярмарка знаний: «Мир вокруг тебя». | Практическое занятие |
| 1 |
| |
10-11 | Человек на планете Земля | беседа | 2 |
|
| |
12-13 | Земля - наш общий дом. Акция «Посади дерево» |
|
| 2 |
| |
14 | Природная среда и здоровье человека. Атмосфера и здоровье. Гидросфера и здоровье человека. | беседа | 1 |
|
| |
15 | Литосфера и здоровье человека. Почва и здоровье человека. | беседа | 1 |
|
| |
16 | Определение степени загрязнения воздуха. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
17 | Составление календаря здоровья по отношению к погоде. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
18 | Биоиндикация состояния пресного водоема. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
19 | Решение экологических задач. Мониторинг состояния почвы. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
20 | Инфекция повсюду. Чистюля. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
21 | Человек в экстремальных ситуациях. | беседа | 1 |
|
| |
22 | Санитарно-гигиеническая оценка классной комнаты. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
23 | Ярмарка знаний: «Человек и природа» | Практическое занятие |
| 1 |
| |
24 | Воздействие человека на окружающую среду. | беседа | 1 |
|
| |
25 | Физическое загрязнение среды, его источники и здоровье человека. | беседа | 1 |
|
| |
26 | Химическое загрязнение среды. | беседа | 1 |
|
| |
27 | Фитонциды и их влияние на здоровье человека. | беседа | 1 |
|
| |
28 | Выявление физического загрязнения среды. Составление списка. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
29 | Подсчет объема мусора и поиск возможных путей решения проблемы бытовых отходов.
| Практическое занятие |
| 1 |
| |
30-32 | Несанкционированные свалки и выбросы в селе.
| Практическое занятие |
| 3 |
| |
33 | Защитим этот мир Шум – одна из форм физического загрязнения среды жизни
| Практическое занятие |
| 1 |
| |
34 | Анализ водной вытяжки из почв
| Практическое занятие |
| 1 |
| |
35 | Транспорт, его влияние на окружающую среду. Берегись автомобиля
| беседа | 1 |
|
| |
36 | Экологическая оценка состояния воздушной среды
| Практическое занятие |
| 1 |
| |
37 | Ярмарка знаний: «У человека одна жизнь»
| беседа | 1 |
|
| |
38 | Социальная среда человека. Предмет социальной экологии, её отношение к другим наукам..
| беседа | 1 |
|
| |
39 | Социально-экологическое взаимодействие и его субъекты. Взаимоотношения общества и природы в истории цивилизации. | беседа | 1 |
|
| |
40 | Глобальные социально-экологические проблемы и пути их решения: рост численности населения, ресурсный кризис. | беседа | 1 |
|
| |
41 | Глобальные социально-экологические проблемы и пути их решения: возрастные агрессивности среды, изменение генофонда. Поведение человека | беседа | 1 |
|
| |
42 | Уровни регуляции поведения человека. Потребности как источники личности человека. | беседа | 1 |
|
| |
43 | Характеристика экологических потребностей. Адаптация человека к естественной и социальной среде. | беседа | 1 |
|
| |
44 | Своеобразие поведения в естественной и социальной среде. Поведение человека в критических и экстремальных ситуациях. | беседа | 1 |
|
| |
45 | Экология жизненной среды: социально-бытовая среда. Экология жизненной среды: трудовая среда | беседа | 1 |
|
| |
46 | Экология жизненной среды: рекреационная среда. | беседа | 1 |
|
| |
47 | Решение экологических задач
| Практическое занятие |
| 1 |
| |
48 | Составление социального паспорта
| Практическое занятие |
| 1 |
| |
49 | Уровни регуляции поведения человека | Практическое занятие |
| 1 |
| |
50 | Составление схемы основных экологических потребностей
| Практическое занятие |
| 1 |
| |
51 | Гигиенические нормы. Социальные среды жизни человека
| Практическое занятие |
| 1 |
| |
52 | Психологический тренинг
| Практическое занятие |
| 1 |
| |
53 | Человек и ноосфера. Человек и космос.
| Практическое занятие |
| 1 |
| |
54-55 | Ярмарка знаний: «Человек в обществе природы»
| Практическое занятие |
| 2 |
| |
56 | Здоровье человека и здоровый образ жизни. Факторы, формирующие здоровье и разрушающие его. | беседа | 1 |
|
| |
57 | Первая медицинская помощь при ранениях и травмах.
| беседа | 1 |
|
| |
58 | Первая медицинская помощь при ранениях и травмах.
| Практическое занятие
|
| 1 |
| |
59 | Парад вредных привычек.
| Практическое занятие |
| 1 |
| |
60 | Мы живем не для того чтобы есть, а едим для того чтобы жить! (Режим питания).
| Практическое занятие |
| 1 |
| |
61 | Оценка состояния физического здоровья. Познай самого себя.
| Практическое занятие |
| 1 |
| |
62 | Инфекция повсюду. Шумы на улицах города | Практическое занятие |
| 1 |
| |
63 | Экскурсия на местную реку.
| Практическое занятие |
| 1 |
| |
64-65 | Экскурсия по селу.
| Практическое занятие |
| 1 |
| |
66-67 | Праздник здоровья. Веселые старты. | Практическое занятие |
| 1 |
| |
68 | Исследовательская деятельность.
| Практическое занятие |
| 1 |
| |
69-70 | Итоговое занятие: «Роль человека на Земле и проблемы среды»
| Практическое занятие |
| 2 |
| |
| итого |
| 27 | 43 |
|
4 год обучения
№ Занятия |
Наименование темы | Форма деятельности
| Количество часов | Дата прове- дения | ||
Теор. | Прак. | |||||
1 | Вводное занятие. | беседа | 1 |
|
| |
2 | Современные проблемы охраны природы. | беседа | 1 |
|
| |
3 | Природа – источник ресурсов человечества. | беседа | 1 |
|
| |
4 | Исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы | беседа | 1 |
|
| |
5 | Необходимость охраны природы. | беседа | 1 |
|
| |
6 | Основные аспекты охраны природы. | беседа | 1 |
|
| |
7 | Правовые основы охраны природы.
| беседа | 1 |
|
| |
8 | Круговорот воды на планете. Дефицит пресной воды.
| беседа | 1 |
|
| |
9 | Нерациональное использование водных ресурсов и загрязнение водоемов. | беседа | 1 |
|
| |
10 | Очистные сооружения. Использование обратных вод. | беседа | 1 |
|
| |
11 | Минеральные и энергетические природные ресурсы и использование их человеком.
| беседа | 1 |
|
| |
12 | Проблема исчерпаемости полезных ресурсов. | беседа | 1 |
|
| |
13 | Рациональное использование и охрана недр. | беседа | 1 |
|
| |
14 | Охрана окружающей среды при горных разработках полезных ископаемых. | беседа | 1 |
|
| |
15 | Значение почвы и ее плодородия для человека. Современное состояние почвенных ресурсов района.
| беседа | 1 |
|
| |
16 | Причины истощения почв. Меры предупреждения и борьбы с истощением почв. | беседа | 1 |
|
| |
17-19 | Экскурсия на поле и овраг. Сбор материала для альбома и коллекции.
| Практическое занятие |
| 3 |
| |
20-22 | Изготовление коллекции «Почвы нашего края» и альбома по материалам экскурсии.
| Практическое занятие |
| 3 |
| |
23 | Растительность – высший природный ресурс планеты. Роль леса в народном хозяйстве. | беседа | 1 |
|
| |
24 | Современное состояние лесных ресурсов края.. | беседа | 1 |
|
| |
25 | Причины и последствия сокращения лесов | беседа | 1 |
|
| |
26 | Рациональное использование, охрана и воспроизводство лесов. | беседа | 1 |
|
| |
27 | Красная книга и ее значение. Охрана редких видов растений. | беседа | 1 |
|
| |
28-32 | Экскурсия на Соленое озеро. | Практическое занятие |
| 5 |
| |
33-35 | Отчет о поездке на озеро | Практическое занятие |
| 3 |
| |
36 | Рациональное использование и охрана животных | беседа | 1 |
|
| |
37 | Прямое и косвенное воздействие человека на животных и их последствие. | беседа | 1 |
|
| |
38 | Причины вымирания животных. | беседа | 1 |
|
| |
39 | Редкие и вымирающие животные района, их состояние и охрана. | беседа | 1 |
|
| |
40 | Рациональное использование и охрана промышленных животных.
| беседа | 1 |
|
| |
41-60 | Создание проектных работ и отчет по ним
| Практическое занятие |
| 20 |
| |
61-70 | Участие в экологических олимпиадах, конкурсах
| Практическое занятие |
| 10 |
| |
| итого |
| 26 | 44 |
|
5 год обучения
№ занятия |
Наименование темы | Форма деятельности
| Количество часов | Дата прове- дения | ||
Теор. | Прак. | |||||
1 | Изучение экологии взаимодействия организмов. Длительные систематические исследования, их роль в изучении экологии окружающей среды.
| беседа | 1 |
|
| |
2 | Наблюдения: эмперические зависимости. Современные технические средства мониторинга. Достоверность их результатов.
| беседа | 1 |
|
| |
3 | Ухудшение состояния окружающей среды. | беседа | 1 |
|
| |
4 | Постепенное и скачкообразное ухудшение состояния окружающие среды. | беседа | 1 |
|
| |
5 | Мониторинг нарушений окружающей среды и его задачи. | беседа | 1 |
|
| |
6 | Мониторинг и управление использования природных ресурсов района. | беседа | 1 |
|
| |
7 | Местный мониторинг и его задачи. | беседа | 1 |
|
| |
8 | Роль заводских лабораторий и общественных природоохранительных организаций | беседа | 1 |
|
| |
9 | Региональный мониторинг. Оценка состояния природы Красногвардейского района. | беседа | 1 |
|
| |
10 | Организации, осуществляющие региональный мониторинг. | беседа | 1 |
|
| |
11-12 | Экскурсия в лабораторию . | Практическое занятие |
| 2 |
| |
13 | Методы мониторинга загрязнения окружающей среды | беседа | 1 |
|
| |
14 | Химические методы мониторинга. | беседа | 1 |
|
| |
15 | Биоиндукция. Биотестирование. | беседа | 1 |
|
| |
16-17 | Экскурсия для сбора материала по определению степени загрязнения окружающей среды.
| Практическое занятие |
| 2 |
| |
18-20 | Определение степени загрязнения вод местной реки. | Практическое занятие |
| 3 |
| |
21-24 | Определению степени загрязнения воздуха в окрестностях поселка, в школе, занятие по определению кислотности почвы и влияния удобрений на нее.
| Практическое занятие |
| 4 |
| |
25 | Реакция организмов на повреждающие факторы..
| беседа | 1 |
|
| |
26 | Неспецифический характер реакций. Стресс. | беседа | 1 |
|
| |
27 | Реакция биоценозов на загрязнение окружающей среды. Нарушение биологического круговорота | беседа | 1 |
|
| |
28-29 | Сравнение сообществ живых организмов на различных участках биоценоза. Экскурсии на луг для сбора материала исследования. | Практическое занятие |
| 2 |
| |
30-32 | Определение степени деградации фитоценоза и степени прогрессивности растительности луга.
| Практическое занятие |
| 3 |
| |
33 | Антропогенный фактор и его влияние | беседа | 1 |
|
| |
34 | Меры борьбы с уничтожением окружающей природы. | беседа | 1 |
|
| |
35-36 | Экскурсия в зону отдыха жителей | Практическое занятие |
| 2 |
| |
37-52 | Выполнение проектных работ и отчеты по ним
| Практическое занятие |
| 16 |
| |
53-62 | Участие в экологических олимпиадах и конкурсах
| Практическое занятие |
| 10 |
| |
63-70 | Зачетная работа
| Практическое занятие |
| 8 |
| |
| итого |
| 18 | 52 |
|
Список литературы
Литература для педагога:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников" СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
Александрова, Ю. Н. «Экошкола» Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
Гаев, Л. Наши следы в природе Текст /Л. Гаев, В. Самарина. – М. : Недра, 1991.
Елизарова Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007.
Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников Текст /А. Ердакова //Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22.
Любимцев В. В., «Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему» - М,;Дрофа, 1995
Молодова Л.П. “Игровые экологические занятия с детьми».
Моложавенко, В. С. Тайна красоты Текст / В. С. Моложавенко. – М., 1993.
Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное естественно-математическое образование. Учебное пособие. Саратов. Издательство: ИЦ «Наука» 2011.57 с.
Морозова Е.Е., Пономарева О.Н., Федорова О.А., Золотухина О.А. «Эколого-образовательный проект «Школа добрых дел». Учебное пособие для учащихся начальной школы. Саратов. Издательство: Научная книга. 2011. 36 с.
Морозова Е.Е., Исаева О.А., Федорова О.А., Золотухина О.А. «Эколого-образовательный проект «Мой зелёный друг». Серия: начальное естественно-математическое образование. Учебное пособие для учащихся начальной школы. Саратов. Издательство: ИЦ «Наука» 2011. 48 с.
Морозова Е.Е., Буланая М.В., Исаева О.А., Тимофеева А.Г. «Экологический дневник школьника». Учебно-методическое пособие. Саратов. Издательство: Научная книга. 2011.36 с.
Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.
Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.
Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.
Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.
Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.
Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.
Интерактивные и мультимедийные разработки, ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ.
Литература для обучающихся:
1. Морозова Е.Е., Пономарева О.Н., Федорова О.А., Золотухина О.А. «Эколого-образовательный проект «Школа добрых дел». Учебное пособие для учащихся начальной школы. Саратов. Издательство: Научная книга. 2011. 36 с.
2. Морозова Е.Е., Исаева О.А., Федорова О.А., Золотухина О.А. «Эколого-образовательный проект «Мой зелёный друг». Серия: начальное естественно-математическое образование. Учебное пособие для учащихся начальной школы. Саратов. Издательство: ИЦ «Наука» 2011. 48 с.
3. Морозова Е.Е., Буланая М.В., Исаева О.А., Тимофеева А.Г. «Экологический дневник школьника». Учебно-методическое пособие. Саратов. Издательство: Научная книга. 2011.36 с.
4. Журнал «Юный натуралист».
5. Журнал «Муравейник».