Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н.Решетова»
Кардымовского района Смоленской области
«Рассмотрена» | «Принята» | «Утверждена» |
протокол № 1 | педагогическим советом | приказом от « » августа 2020 г. |
от «17» августа 2020г. | | № 41 |
Руководитель ШМО | Протокол № 1 | Директор |
Николаенкова Т.П._________ | от « » августа 2020г. | ___________Силина Н.В. |
| | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка
эстетического направления
«Художник»
для учащихся 5-9- классов
Составитель:
учитель изобразительного искусства
первой категории
Калачева С. О.
«Согласована»
Заместитель директора
Морковкина Н.В. _______________
«___» августа 2020г
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка эстетического направления «Художник» для учащихся 5-9- классов на 2020-2021 учебный год на основании:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федерального государственного образовательного стандарта ФГОС ООО (2010г.)
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Кардымовская СШ»
Учебного плана МБОУ «Кардымовская СШ» на 2020-2021 учебный год.
Для реализации рабочей программы используется «Стандарты второго поколения» «Организация внеурочной деятельности школьников: методический конструктор» П.В.Степанов, Д.В. Григорьев. М. Издательство Просвещение, 2010 год.
На изучение данного кружка отводится – 34 часа.
Форма отчета – выставка работ.
Актуализация программы:
Программа обусловлена тем, что в современных условиях, далеко не все черты социальной жизни, безусловно, позитивны, и присвоение их подрастающим поколением, становится педагогической проблемой, так как дети усваивают не только положительные качества взрослых. Данная программа позволяет приобщить обучающихся к полезным видам рукоделия. Все предложенные виды рукоделия приносят огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальности ребенка. Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Необходимо всех детей, независимо от способностей, приобщать к творческой деятельности. Это можно достичь во внеклассной работе, занимаясь в разных кружках.
Курс разработан для обучающихся 5-9-х классов и рассчитан на 34 часа, занятия проводятся один раз в неделю. Программа кружка «Художник» предполагает выполнение работ в разных техниках. Возможными результатами деятельности могут быть декоративные предметы, используемые для декора интерьера, подарка родным и друзьям.
Основные методы обучения: лекции, беседы, объяснения, индивидуально-творческая деятельность, сбор информации и ее обработка.
Цель:
развивать творческие способности школьников через знакомство с традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок.
Задачи:
сформировать у школьников эстетическое отношение к труду, научить ценить красоту;
изучать народные традиции и обряды, семейные праздники;
совершенствовать практические умения и навыки при изготовлении изделий, которые могут быть использованы в качестве подарка, а также для оформления интерьера и дома;
воспитывать трудолюбие и культуру поведения;
познакомить с профессией дизайнера.
В качестве конечного результата обучения предусмотрена итоговая выставка творческих, проектных работ учащихся.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Обучающийся будет знать:
общие сведения о традициях и обрядах, семейных праздниках, о том, что принято дарить в эти праздники;
понятие «дизайн», особенности композиций в декоративно-прикладном творчестве;
этапы проектирования и создания декоративных изделий, подарков, сувениров;
построение узоров, цветовую гамму, символику;
свойства материалов и инструментов, используемых при изготовлении декоративных изделий, подарков и сувениров.
Обучающийся будет уметь:
проектировать и создавать декоративные изделия, сувениры, соответствующие празднику или торжеству с учетом закономерностей дизайна;
подбирать соответствующие материалы для изделий;
правильно пользоваться необходимыми инструментами и приспособлениями при выполнении работ;
оформлять и дарить подарки.
правильно определять круг вопросов и проблем, решаемых при выполнении своей работы;
формулировать требования к своему изделию;
анализировать что получилось, а что нет.
Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию;
реализовывать право на свободный выбор.
Обучающийся будет способен проявлять следующие отношения:
без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;
работать в коллективе, группе;
презентовать работу общественности.
Программа предполагает проведение занятий, работы обучающихся в группах, парах, индивидуальная работа. Предусматривается возможность привлечение к данному виду деятельности родителей, что позволит укрепить семейные взаимоотношения.
Используемые технологии и методики: проблемное обучение, уровневая дифференциация, моделирующая деятельность, поисковая деятельность, информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии.
Особое место в проведении занятий занимает самооценивание, цель которого – осмысление обучающимися собственного опыта, выявление причин успеха или неудачи, осознание собственных проблем и поиск внутренних ресурсов, способствующих их разрешению.
В сфере личностных универсальных учебных действий у обучающихся будут сформированы:
устойчивый познавательный интерес к видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов;
желание приобретать новые знания и умения, совершенствовать уже имеющиеся ЗУН;
умение осознавать свои трудности, стремится к их преодолению, адекватное понимание причин успешности и неуспешности творческой деятельности;
осознание себя как гражданина, представителя определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
стремление к красоте, готовность бережно относится к окружающей среде;
эмоционально ценностное отношение к добросовестному творческому труду.
В сфере метапредметных универсальных учебных действий:
Регулятивные универсальные учебные действия, которые связаны со способностью детей ставить цели, планировать действия по достижению цели и оценивать результат обучающиеся научатся:
планировать необходимые действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно оценивать свои достижения по определенным критериям;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи;
использовать инструменты, организовывать своё рабочее место, следовать режиму учебной деятельности;
проговаривать последовательность действий при работе с технологическими картами и схемами;
высказывать своё предположение при выполнении изделия;
выбирать тему работы;
составлять план решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия, обусловленные умением искать информацию, связанную с обучением обучающиеся научатся:
читать, слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в дополнительной литературе, в интернете;
понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме;
осуществлять для решения творческих задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы;
анализировать устройство изделий;
выделять и называть части изделия, способы соединения деталей.
Коммуникативные универсальные учебные действия, связанные со способностью осуществлять продуктивное общение совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учетом конкретной ситуации обучающиеся научатся:
учитывать разные мнения;
формулировать собственное мнение и позицию;
участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;
осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах, распределять обязанности;
владеть монологической и диалогической формами речи;
разрешать конфликты.
Предметными результатами освоения программы будут:
знания основы цветоведения;
знания различных видов материалов и их свойств, их использование при изготовлении творческих изделий;
знания видов соединения материалов, их применение на практике;
соблюдение правила техники безопасности.
знания истории основных календарных и семейных праздников: Новый год, Рождество, День матери, день рождения и т.д.;
знания истории некоторых старинных праздников: Масленица, Пасха и т.д.
проявление активного интереса к их истории;
умение делать тематические подарки и их упаковку;
знания, как можно декорировать квартиру, дом.
Обучающимся предлагается 3 раздела, объединенных единой смысловой направленностью.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В КРУЖКЕ «Художник»
Кол-во часов | | Тема занятия | Дата | Корректировка | |
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (17 занятий) |
1. | | Букет из осенних листьев «Поляна с ландышами» | 03.09 | | |
2 | | Знакомство с разнообразием природы. «Ночь, метель, улица». | 10.09 | | |
3 | | Освоение природного пространства. «Красные рыбки в пруду». | 17.09 | | |
4 | | Ритм и орнамент в природной сфере. «Солнечный день в горах». | 24.09 | | |
5 | | Композиционное размещение предметов на листе. «Букет цветов». | 01.10 | | |
6 | | Композиционное размещение предметов на листе. «Артисты на арене цирка». | 08.10 | | |
7 | | Выполнение портрета по наблюдению. «Моя мама». | 15.10 | | |
8 | | Образы людей. «Хоккеист и балерина». | 22.10 | | |
9 | | Рисование с натуры предметов. | | | |
«Утюг, часы». |
10 | | Передача движения. Наброски кистью с фигуры человека. | | | |
11 | | Лепка из глины или пластилина. Сосуд в виде какой-либо птицы, животного или дерева. | | | |
12 | | Лепка по памяти. «Лыжник. Играющие животные». | | | |
13 | | Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм. «Дом в виде ракушки» «Дом в стране Чиполлино» (в виде фрукта, овоща). | | | |
14 | | Выразительность формы в декоративной композиции: обобщённость, силуэт. «Кот, лиса и петух». | | | |
15 | | Представление о контрасте. | | | |
«Петушок и маковое зёрнышко». |
16 | | Выполнение эскизов одежды. «Как одеты жители Цветочного города». | | | |
17 | | Составление карты достопримечательностей и особенностей местности родного края. «Географическая карта». | | | |
Развитие фантазии и воображения.(11 занятий) |
18 | | «Натюрморт на кухонном столе». | | | |
19 | | Создание книжки-раскраски. | | | |
20 | | Иллюстрации к произведению. | | | |
21 | | Эскизы оформления сцены по мотивам сказок. «Аленький цветочек». | | | |
| | | | |
22 | | Эскизы оформления сцены по мотивам сказок. «Василиса Премудрая» | | | |
23 | | Декоративная лепка. «Кувшин в виде поющего петуха». | | | |
24 | | «Вместе с коробейниками по ярмаркам и базарам». | | | |
25 | | Сказочный дворец: «Дворец сказок». | | | |
26 | | Знаки города мастеров: «Булочник», «Сапожник», «Портной», «Кузнец». | | | |
27 | | Знаки города мастеров: «Булочник», «Сапожник», «Портной», «Кузнец». | | | |
28 | | Написание (крупно) своего имени с выражением характера автора. | | | |
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства.(6 занятий) |
29 | | Архитектура и декоративно-прикладное искусство. | | | |
30 | | Экскурсия в мастерскую художника (или работа с видео-материалами). | | | |
31 | | Экскурсия в музей изобразительного ис-ва или выставочный зал (заочная). | | | |
32 | | Жанры изобразительного искусства. Экскурсия в музей или в выставочный зал. | | | |
33 | | Экскурсия по городу (работа с видео-материалами). Архитектурные достопримечательности. | | | |
34 | | Знакомство с крупными музеями России. Экскурсия в Государственный Русский музей Санкт-Петербурга (заочно). | | | |
| | | | | |
| | | | | |