Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Арефьевская основная общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Зам. Директора: Директор школы: /____________/ В.В. Сидорова /________/О.А. Кожевникова
«27»августа2021г. Приказ № 42/5
«27»августа 2021г.
Рабочая программа кружка
«Я и мои права
для учащихся 8-9 классов
Срок реализации – 1 год
Составитель: учитель истории
первой квалификационной категории
Нагорняк Ирина Владимировна
с. Арефьево
2021.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа кружка: «Я и мои права» ориентирована на учащихся 8-9 классов, разработана на основе: следующих документов:
1. Учебного плана школы.
2. Авторской программы: Нагорняк И.В. - учителя истории.
Актуальность: в число актуальных задач современной школы входит воспитание членов общества, которые осознают наличие у них собственных прав и свобод, но одновременно уважительно относятся к правам других людей. Необходимость правового воспитания подрастающего поколения постоянно возрастает. Одной из главнейших целей этого является не допущение гибели планеты путём воспитания детей в духе мира и уважении прав личности, через формирование у каждого ребёнка чувства ответственности перед собой и окружающим, прошлыми и будущими поколениями. Таким образом, важнейшие события и международные документы последних лет подтверждают необходимость правового воспитания детей и молодёжи в духе мира, толерантности и взаимного уважения. Так как детям свойственно вырастать и становится взрослыми, следовательно, усвоенные ими установки, идеи и правила поведения они будут в последствии воплощать в практическую деятельность и передавать будущим поколениям.
Содержание правового образования подростков определяется с учётом коренных изменений, которые происходят в России и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина. Знание норм права способствует подготовке школьника к жизни в обществе в реальных условиях. Знание законов поможет обучающимся конструктивнее адаптироваться к требованиям социума. Правосознание личности формируется под влиянием окружающей правовой действительности, научной организации правового обучения и юридической практики государства. Основу правовых знаний составляет уяснение правовых требований. Воспринимая эти требования, человек соотносит их с реальной правовой практикой, вырабатывает соответствующие оценочные суждения о праве. Происходит накопление правовых знаний, вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к действующему праву.
Ориентирована на УМК:
Никитин А.Ф. Право и политика: учебное пособие для 8 класса общеобразовательных учреждений-8-е изд, ДОП.-М.: Научно-внедренческий Центр «Гражданин» Просвещение, 2002 г.
Никитин А.Ф. Право и политика: учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений-8-е изд, ДОП.-М.: Научно-внедренческий Центр «Гражданин» Просвещение, 2002 г.
Соколов Я.В. Граждановедение учебное пособие для учащихся 7-9 классов, их родителей и учителей Я.В.Соколов, Н.К. Прутченков.- 7-е изд., стереотип.- (7-9 кл., под ред. Я.В. Соколова.). - М., 2002 г.
Савченко М.Ю. профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/ под научной редакцией Л.А. Обухов- М.: Издательство «ВАКО», 2005г.
Исаев И. А. История государства и права России. — М., 2004г.
Кашанина Т. В., Каманин А. В. Основы российского права.— М., 2007г.
Никитин А. Ф. Школьный юридический словарь. — М., 2003г.
Нормативно-правовые документы:
1. Всеобщая Декларация прав человека и гражданина.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. М. Эксмо. 2007г.
3. Закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ"
4. Закон Российской Федерации "Об образовании" Спб, Весь, 2008г.
5. Кодексы и законы Российской Федерации. Спб, Весь, 2008г.
6. Конвенция о правах ребёнка.
7. Конституция Российской Федерации. М.: Дрофа. 2008г.
8. Конвенция ООН о правах ребёнка.
9. Семейный кодекс Российской Федерации. М, ОМЕГА-Д 2009 г.
10. Трудовой кодекс Российской Федерации. М., Эксмо. 2007 г.
11. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., ОМЕГА-Л,2005 г.
Цель: создать условия для формирования у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
1. Обучать правовым нормам и правилам поведения школьников, которые служат регулятором поведения людей в обществе.
2. Развивать творческие возможности и прививать устойчивый интерес к правовым знаниям.
3. Формировать познавательный интерес и приёмы умственной деятельности.
Результативность: -Развить нравственно – правовые качества личности (чувство долга, справедливости, уважение к старшим, и к существующим государственным символам и традициям).
-Сформировать умения и навыки правового поведения.
-Принимать участие в классных, школьных, муниципальных, краевых мероприятиях, всевозможных социально значимых акциях.
2. Место предмета в базисном учебном плане
Рабочая программа кружка «Я и мои права» в 8-9 классах рассчитана на 68 учебных часов.
Вид кружка: предметно-ориентированный. Теоретические занятия объединения гармонично сочетаются с практическими, что позволяет учащимся глубже усвоить сложный, но интересный материал, изучение которого формирует полноценную гражданскую личность, с чёткими представлениями о своих правах и обязанностях.
Данный кружок базируется на учебном пособии для 9 класса А.Ф. Никитина «Право и политика» и нормативно-правовых документах Российской Федерации: конституции, уголовном кодексе, уголовно-процессуальном кодексе.
Предлагаемый материал углубляет знания учащихся, способствует формированию их правовой культуры и социальной активности. Практик ориентированный характер обучения направлен на осознание приоритета прав личности, развитие умений школьников строить конструктивные отношения с окружающими.
Реализуя данную программу необходимо добиться развития правовой культуры у школьников знаний, умений, навыков с убеждённостью.
Основные формы и методы проведения занятий.
Занятия кружка «Я и мои права» проводятся 2 часа в неделю: группой - работая в парах, группах, учащиеся учатся размышлять, задавать вопросы, делать собственные выводы, критически воспринимать разнообразную информацию, самостоятельно искать решение проблемы, получают навык устного выступления, умение оценить свою работу.
Основные формы и методы проведения занятий: беседа, сообщение, диалог, дискуссия, практикум, круглый стол, правовая игра, деловая игра, ролевая игра, викторина, тестирование, анкетирование. Интерес к деятельности резко возрастает, если школьники включены в игру. В игре ребёнок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры - сделать серьёзный напряжённый труд интересным для учащихся.
На занятиях используются практические задания, которые позволяют заметно оживить беседу, преодолеть или ослабить влияние формального изложения материала, рассмотреть положение закона на конкретном примере с тем, чтобы раскрыть его актуальность и стимулировать интерес учащихся в целом. Кроме того, практические задания дают информацию для разработки методики изучения педагогом степени сформированности правового и гражданского сознания (гражданственности).
3. Планируемые результаты
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы | Выпускник получит возможность для формирования: |
В рамках когнитивного компонента будут сформированы: историко-географический образ; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций; образ социально-политического устройства; знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений; освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России; освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; ориентация в системе моральных норм и ценностей; экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях. В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы: гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; уважение к истории, культурным и историческим памятникам; уважение к другим народам России и мира и принятие их; уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признании е ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении. В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы: готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций; готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности; потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности; потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности; умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий; устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; готовность к выбору профильного образования. | выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; готовности к самообразованию и самовоспитанию; адекватной позитивной самооценки и Я-концепции; компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; |
Предметные результаты
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
Характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления; правильно определять инстанцию (государственный орган), в который следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации; сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства; описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности; характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя; различать факты и мнения в потоке политической информации; на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и ответственность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско-правовых споров; анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления; объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних; находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом. | Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы; выделять основные этапы избирательной кампании; в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях; отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления; самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров; характеризовать особенности политического процесса в России; анализировать основные тенденции современного политического процесса. Правовое регулирование общественных отношений действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений; перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции; характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ; ориентироваться в предпринимательских правоотношениях; выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства; применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону; характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму. Характеризовать права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений; механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России; |
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия |
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели; планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; | самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; построению жизненных планов во временной перспективе; основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; основам саморегуляции эмоциональных состояний; |
Коммуникативные универсальные учебные действия |
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; основам коммуникативной рефлексии; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи. | учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра; в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого. понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; в совместной деятельности чётко формулировать цели группы |
Познавательные универсальные учебные действия |
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
основам реализации проектно-исследовательской деятельности; проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; обобщать понятия; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий. | основам рефлексивного чтения; ставить проблему, аргументировать её актуальность; самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; организовывать исследование с целью проверки гипотез |
4. Содержание рабочей программы кружка «Я и мои права»
Глава 1. Государство и право. 18 ч.
Путешествие по истории прав человека на машине времени. Права человека в различные исторические эпохи. Афины 5 в. до.н.э. Народное собрание в Афинском полисе. Права человека в трудах античных философов. Южная Греция. Англия. Мятеж баронов. Великая Хартия вольностей. Декларация прав человека и гражданина. Европа конца 19 в. Рабочие митинги и революции в защиту своих прав. Пакт о правах. Основные международные документы о правах человека. Всеобщая декларация прав человека. Международный пакт о гражданских и политических правах. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Европейская конвенция о защите прав и свобод человека.
Юридическая характеристика основных источников права. Система законодательства. Законы и подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления правительства и т. д.). Конституция основной закон государства. Её отличительные признаки. Договор как форма права. Индивидуальные и нормативные договоры. Понятие и признаки права. Социальные нормы и их роль в регулировании общественных отношений. Общее и особенное в видовом многообразии социальных норм: религиозные, политические, экономические, эстетические и другие нормы. Формы права. Конституция как Основной закон государства. Признаки и особенности Конституции как важного закона страны. Понятие основ конституционного строя. Формы правления, государственного устройства. Виды политического режима.
Как принимаются законы. Особенности процесса законотворчества. Органы государственной власти. Принцип разделения властей. Государственный аппарат. Президент государства как глава страны. Федеральное собрание как представитель законодательной власти в стране. Совет Федерации и Государственная Дума как палаты российского парламента. Исполнительная власть. Роль правительства страны в системе исполнительных органов государства. Судебная власть. Органы государственной власти субъектов Федерации. Представительные законодательные органы субъектов РФ. Исполнительные органы субъектов РФ. Избирательное право. Право избирать и быть избранным. Налоги и их роль в государстве. Особенности налоговой системы России. Прямые и косвенные налоги. Налоговые органы. Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговые правонарушения. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Глава 2. Право и человек. 36 ч.
Основы правового статуса человека и гражданина. Правовой статус как совокупность прав и обязанностей личности. Права человека в историческом контексте. Всеобщая Декларация прав человека. Международные документы по правам человека.
Правовое положение человека. Гражданство. Принципы гражданства. Принципы единого гражданства, равного гражданства. Основания приобретения гражданства. Признание гражданства. Приобретение гражданства по регистрации, рождению. Приём в гражданство. Восстановление в гражданстве. Выбор гражданства. Основания прекращения гражданства. Выход из гражданства. Права и обязанности, которые принадлежат только гражданину государства. Материалы средств массовой информации в контексте прав человека. Способность рассматривать повседневные ситуации или события экономической, социальной, политической и культурной жизни нашей страны и других стран в контексте прав человека.
Понятие гражданского правоотношения и его структура. Характеристика объектов гражданского правоотношения: нематериальные и материальные объекты. Содержание гражданских правоотношений. Субъективные гражданские права и субъективные гражданские обязанности. Субъекты гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Виды гражданских правоотношений. Юридическая характеристика субъектов гражданского права. Признаки юридического лица. Правоспособность и дееспособность юридических лиц.
Политические права - свобода мысли и слова. Мирные собрания. Самое важное из политических прав - право на участие и управление делами государства. Правовые акты Конституции РФ Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.
Экономическое право-право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Право иметь землю. Социальные права призваны поддерживать существование человека в основных общественных сферах. Право на жилище, на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, свободный выбор труда и на отдых. Социально-культурное право - на образование. Культурное право-право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры.
Права несовершеннолетних. Возрастные границы детства. Декларация прав ребёнка. Конвенция о правах ребёнка. Развитие положений международного права о правах детей в российском национальном законодательстве.
Демократическое правовое государство. Основные признаки и сущность правового государства. Международные нормы и принципы В правовой системе России. Понятие и сущность международного права. Особенности международного права. Организация Объединённых Наций, как международное объединение государств. Международные договоры. их виды (межгосударственные, межправительственные, межведомственные). Порядок заключения международных договоров. Нормы международного права как составная часть право вой системы России. Общепризнанные принципы норм международного права (суверенитет, неприменение силы и угрозы и др.).
Трудовой договор. Трудовые отношения и их характеристика. Наёмный работник и его право вой статус. Права и обязанности работника. Социальное партнерство. Коллективные соглашения и их особенности. Трудовой договор работника и работодателя. Существенные условия трудового договора. Дополнительные условия. Условие об испытательном сроке. Срок трудового договора. Порядок оформления на работу. Трудовая книжка как документ о трудовой деятельности. Основания прекращения трудового договора. Порядок расторжения трудового договора по инициативе работника. Порядок расторжения трудового договора по инициативе работодателя.
Административное право - регулирует отношения в сфере управления. Её нормы определяют порядок организации и деятельности органов управления, их аппарата, права и обязанности должностных лиц. Административная ответственность. Понятие административного правонарушения как основания административной ответственности. Административное наказание как мера ответственности. Административная ответственность несовершеннолетних.
Правоотношения. Права несовершеннолетних в школе.
Демократическое правовое государство. Основные признаки и сущность правового государства. Международные нормы и принципы В правовой системе России. Понятие и сущность международного права. Особенности международного права. Организация Объединённых Наций, как международное объединение государств. Международные договоры. их виды (межгосударственные, межправительственные, межведомственные). Порядок заключения международных договоров. Нормы международного права как составная часть право вой системы России. Общепризнанные принципы норм международного права (суверенитет, неприменение силы и угрозы и др.).
Уголовное право.
Виды гражданских правоотношений. Юридическая характеристика субъектов гражданского права. Признаки юридического лица. Правоспособность и дееспособность юридических лиц.
Обобщение и повторение. 12ч. Вопросы для обсуждения (основные обязанности и права человека и гражданина. Ролевая игра: Разрешение конфликта. Интеллектуальные игры: «Кругозор прав»; «Правовой калейдоскоп». Интеллектуальная викторина: «Я и мои права». Интеллектуально-познавательная игра: «Своя игра». Заключительное занятие по теме: «Я и мои права».
5. Тематическое планирование
№ п/п Часов всего | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
| | Глава 1. Государство и право. | 18 ч. | |
1-2 | 1-2 | Вводное занятие. История прав человека. | 2 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru |
3-4 | 3-4 | Зачем нам необходимо знать права, законы. | 2 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru |
5-6 | 5-6 | Права и законы граждан. | 2 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru |
7-8 | 7-8 | Что такое право. Формы права. | 2 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru |
9-10 | 9-10 | Отрасли права. | 2 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru |
11-12 | 11-12 | Конституционное право. Основы конституционного строя России. | 2 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru |
13-14 | 13-14 | Конституция РФ. | 2 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru |
15-16 | 15-16 | Разделение властей. Избирательное право. | 2 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru |
17-18 | 17-18 | Обобщение по главе 1. : Государство и право. | 2 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru |
| | Глава 2. Право и человек. | 38 ч. | |
19-20 | 1-2 | Знакомство с Всеобщей декларацией прав человека | 2 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru |
21-22 | 3-4 | Права человека. Декларация ООН о правах человека. | 2 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru |
23-24 | 5-6 | Права человека в СМИ. | 2 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru |
25-26 | 7-8 | Политические права. | 2 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru |
27-28 | 9-10 | Экономические, социальные и культурные права. | 2 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru |
29-30 | 11-12 | Гражданин и собственность. О гражданском праве. | 2 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru |
31-32 | 13-14 | Права и обязанности родителей и детей. Семейное право. | 2 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru |
33-34 | 15-16 | Правоотношения. Права несовершеннолетних в школе. | 2 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru |
35-36 | 17-18 | Учимся защищать свои права. | 2 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru |
37-38 | 19-20 | Трудовое право. | 2 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru |
39-40 | 21-22 | Практическая работа: Трудоустройство. | 2 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru |
41-42 | 23-24 | Административное право. | 2 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru |
43-44 | 25-26 | Практическая работа: Административное право. | 2 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru |
45-46 | 27-28 | Уголовное право. | 2 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru |
47-48 | 29-30 | Практическая работа: Уголовное право. | 2 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru |
49-50 | 31-32 | Международное право. | 2 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru |
51-52 | 33-34 | Дело совета Европы о соблюдении прав человека в школьном сообществе России. | 2 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru |
53-54 | 35-36 | Лица, нуждающиеся в специальных правах. | 2 | |
55-56 | 37-38 | Мои права - твои права: ситуации, в которых возникает конфликт прав. | 2 | |
| | Обобщение и повторение. | 12ч. | |
57-58 | 1-2 | Ролевая игра: Разрешение конфликта. | 2 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru |
59-60 | 3-4 | Интеллектуальная игра: «Кругозор прав». | 2 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru |
61-62 | 5-6 | Интеллектуальная викторина: «Я и мои права». | 2 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru |
63-64 | 7-8 | Интеллектуальная игра: «Правовой калейдоскоп». | 2 | |
65-66 | 9-10 | Интеллектуально-познавательная игра: «Своя игра». | 2 | |
67-68 | 11-12 | Заключительное занятие по теме: «Я и мои права». | 2 | |
Приложение
6. Календарно-тематическое планирование кружка «Я и мои права» 8-9 классы
№п/п | №п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Дата проведения |
| | | | План | Факт |
| | Глава 1. Государство и право. | 18 ч. | | |
1-2 | 1-2 | Вводное занятие. История прав человека. | 2 | | |
3-4 | 3-4 | Зачем нам необходимо знать права, законы. | 2 | | |
5-6 | 5-6 | Права и законы граждан. | 2 | | |
7-8 | 7-8 | Что такое право. Формы права. | 2 | | |
9-10 | 9-10 | Отрасли права. | 2 | | |
11-12 | 11-12 | Конституционное право. Основы конституционного строя России. | 2 | | |
13-14 | 13-14 | Конституция РФ. | 2 | | |
15-16 | 15-16 | Разделение властей. Избирательное право. | 2 | | |
17-18 | 17-18 | Обобщение по главе 1. : Государство и право. | 2 | | |
| | Глава 2. Право и человек. | 38 ч. | | |
19-20 | 1-2 | Знакомство с Всеобщей декларацией прав человека. | 2 | | |
21-22 | 3-4 | Права человека. Декларация ООН о правах человека. | 2 | | |
23-24 | 5-6 | Права человека в СМИ. | 2 | | |
25-26 | 7-8 | Политические права. | 2 | | |
27-28 | 9-10 | Экономические, социальные и культурные права. | 2 | | |
29-30 | 11-12 | Гражданин и собственность. О гражданском праве. | 2 | | |
31-32 | 13-14 | Права и обязанности родителей и детей. Семейное право. | 2 | | |
33-34 | 15-16 | Правоотношения. Права несовершеннолетних в школе. | 2 | | |
35-36 | 17-18 | Учимся защищать свои права. | 2 | | |
37-38 | 19-20 | Трудовое право. | 2 | | |
39-40 | 21-22 | Практическая работа: Трудоустройство. | 2 | | |
41-42 | 23-24 | Административное право. | 2 | | |
43-44 | 25-26 | Практическая работа: Административное право. | 2 | | |
45-46 | 27-28 | Уголовное право. | 2 | | |
47-48 | 29-30 | Практическая работа: Уголовное право. | 2 | | |
49-50 | 31-32 | Международное право. | 2 | | |
51-52 | 33-34 | Дело совета Европы о соблюдении прав человека в школьном сообществе России. | 2 | | |
53-54 | 35-36 | Лица, нуждающиеся в специальных правах. | 2 | | |
55-56 | 37-38 | Мои права - твои права: ситуации, в которых возникает конфликт прав. | 2 | | |
| | Обобщение и повторение. | 12ч. | | |
57-58 | 1-2 | Ролевая игра: Разрешение конфликта. | 2 | | |
59-60 | 3-4 | Интеллектуальная игра: «Кругозор прав». | 2 | | |
61-62 | 5-6 | Интеллектуальная викторина: «Я и мои права». | 2 | | |
63-64 | 7-8 | Интеллектуальная игра: «Правовой калейдоскоп». | 2 | | |
65-66 | 9-10 | Интеллектуально-познавательная игра: «Своя игра». | 2 | | |
67-68 | 11-12 | Заключительное занятие по теме: «Я и мои права». | 2 | | |
МКОУ «Арефьевская ООШ»
Учитель истории: Нагорняк И.В.