СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка "Я - исследователь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружка "Я - исследователь". Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка "Я - исследователь"»



Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Я - исследователь » для 4 класса разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.№ 273 – ФЗ

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образова-ния, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федера-ции от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от 18 декабря 2012 г. № 1060, от 29 декабря 2014 г. № 1643, от 18 мая 2015 г. № 507 и от 31 декабря 2015г. № 1576

  • Основная образовательная программа начального общего образования по ФГОС МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков № 4» г. Курчатова (Приказ №104 от 26.05.2016г.)

  • Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189) с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2015 года №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»

  • Положение «О рабочей программе педагога» от 08.04.2016 №71

  • Методические рекомендаци Р.И. Сизовой, Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект» (Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект» Методическое пособие.- Москва: Издательство РОСТ, 2011г.)

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом.

  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;

  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 6-10 лет.

В соответствии с планом внеурочной деятельности школы на 2016-2017 уч. год на изучение данной программы выделено: в 1-м классе – 33 часа, занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 часу; во 2, 3, 4 классах по 68 часов, занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.

Занятия длятся по 45 минут.

Занятия по данному курсу проводятся во второй половине дня после динамической паузы по плану внеурочной деятельности школы.


Цель курса: Формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.

Задачи:

  • формирование системы интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и навыков учащихся;

  • развитие психических процессов;

  • развитие личности младшего школьника;

  • воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности


Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; · ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

· способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

· основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Обучающийся получит возможность для формирования:

· внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

· выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

· устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

· адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

· осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

· эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

· различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

· осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

· строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

· проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Обучающийся получит возможность научиться:

· осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

· записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

· осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

· осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

· осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

· строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

· формулировать собственное мнение и позицию;

· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

· использовать речь для регуляции своего действия;

· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

· учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

· учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

· понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

· аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;


Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов (1-й класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Второй уровень результатов (2–3-й класс) предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Третий уровень результатов (4-й класс) предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.


Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Клубные занятия проводятся 2 раза в неделю (68 часов в год) в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.

2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке.

Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.


Тематическое планирование с указанием количества часов ,

отводимых на освоение каждой темы


п/п

Название раздела

Кол-во часов

Темы раздела

Количество часов

Теория

Практика


Общее количество часов

1-2

Виды проектов



























Презентация проекта


Твои новые интересы увлечения.

1

1

2

3-4

Виды проектов.

1

1

2

5-6

Исследовательско-творческий проект

1

1

2

7-8

Творческий проект.

1

1

2

9-12

Ролево-игровой проект.

2

2

4

13-16

Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последуюшей ее проверкой.

2

2

4

17-18

Информационно-исследовательский проект.

1

1

2

19-20

Информационно-ориентированный проект

1

1

2

21-22

Проектно-ориентированный проект.

1

1

2

23-24

Монопредметный проект

1

1

2

25-26

Межпредметный проект

1

1

2

27-28

Виды презентационных проектов .

1

1

2

29-30

Вид презентации проекта как отчет участников исследовательской экспедиции

1

1

2

31-32

Вид презентации проекта в рамках научной конференции

1

1

2

33-34

Правильная подготовка презентации к проекту.

1

1

2

35-38

Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления

2

2

4

39-42


Работа с Памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом

2

2

4

43-44

Типичные ошибки проектантов

1

1

2

45-46

Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся

1

1

2

47-48

Это интересно

7

Программа МРР. Формирование умения в работе с диаграммой

1

1

2

49-50

Программа МРР. Формирование умения в работе с таблицей

1

1

2

51-52

Практическая работа

1

1

2

53-54

Тестирование. Самоанализ. Рефлексия

1

1

2

55-56

Использование ресурсов Интернета при подготовке презентации

1

1

2

57-60

Программа MicrosoftOfficeWord. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев.

2

2

4

61

Чему я научился

5

Твои впечатления от работы над проектом.

0,5

0,5

1

62

Пожеланиям будущим проектантам

0,5

0,5

1

63-64

Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. (Руководитель проекта – учитель; консультанты – родители; помощники – друзья; Мудрый Дельфин)

1

1

2

65-66

Пожелания будущим проектантам. Твои советы им

1

1

2

67-68

Советы на лето от Мудрого Дельфина

1

1

2


Итого:

68

68

34

34

68








Приложение

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

по программе курса Р. И. Сизовой , Р. Ф. Селимовой

«Учусь создавать проект» 4 класс


урока

п/п


Тема занятий

Кол-во

часов

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

1-2

Твои новые интересы увлечения.

2

01.09,

06.09



3-4

Виды проектов.

2

08.09,

13.09


5-6

Исследовательско-творческий проект

2

15.09,

20.09


7-8

Творческий проект.

2

22.09,

27.09


9-12

Ролево-игровой проект.

4

29.09, 04.10


06.10, 11.10


13-16

Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последуюшей ее проверкой.

4

13.10,18.10


20.10, 25.10


17-18

Информационно-исследовательский проект.

2

27.10,

01.11


19-20

Информационно-ориентированный проект

2

10.11,

15.11


21-22

Проектно-ориентированный проект.

2

17.11,

22.11


23-24

Монопредметный проект

2

24.11

29.11


25-26

Межпредметный проект

2

01.12

06.12


27-28

Виды презентационных проектов

2

08.12

13.12


29-30

Вид презентации проекта как отчет участников исследовательской экспедиции

2

15.12

20.12


31-32

Вид презентации проекта в рамках научной конференции

2

22.12

27.12


33-34

Правильная подготовка презентации к проекту.

2

29.12

29.12


35-38

Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления.

4

17.01, 19.01

24.01, 26.01


39-42

Работа с Памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом

4

07.02, 09.02

14.02, 16.02


43-44

Типичные ошибки проектантов

2

21.02

28.02


45-46

Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся

2

02.03

07.03


47-48

Программа МРР. Формирование умения в работе с диаграммой

2

09.03

14.03


49-50

Программа МРР. Формирование умения в работе с таблицей

2

16.03

21.03


51-52

Практическая работа

2

04.04

06.04


53-54

Тестирование. Самоанализ. Рефлексия

2

11.04

13.04



55-56

.

Использование ресурсов Интернета при подготовке презентации

2

18.04

20.04


57-60

Программа MicrosoftOfficeWord. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев.

4

25.04, 27.04

02.05,


61

Твои впечатления от работы над проектом.

1

04.05


62

Пожеланиям будущим проектантам

1

11.05


63-64

Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. (Руководитель проекта – учитель; консультанты – родители; помощники – друзья; Мудрый Дельфин)

2

16.05

18.05


65-66

Пожелания будущим проектантам. Твои советы им

2

23.05

25.05


67-68

Советы на лето от Мудрого Дельфина

2

30.05






Примечание: В соответствии с годовым календарно-учебным графиком общеобразовательного учреждения на 2016 – 2017 учебный год количество часов по курсу внеурочной деятельности « Я – исследователь» составляет 68. Фактическое количество часов по программе зависит от графика календарных праздничных дней, поэтому программа будет пройдена за счет уплотнения материала.


25