Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Я - исследователь » для 4 класса разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.№ 273 – ФЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образова-ния, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федера-ции от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от 18 декабря 2012 г. № 1060, от 29 декабря 2014 г. № 1643, от 18 мая 2015 г. № 507 и от 31 декабря 2015г. № 1576
Основная образовательная программа начального общего образования по ФГОС МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков № 4» г. Курчатова (Приказ №104 от 26.05.2016г.)
Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"
СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189) с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2015 года №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»
Положение «О рабочей программе педагога» от 08.04.2016 №71
Методические рекомендаци Р.И. Сизовой, Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект» (Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект» Методическое пособие.- Москва: Издательство РОСТ, 2011г.)
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом.
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 6-10 лет.
В соответствии с планом внеурочной деятельности школы на 2016-2017 уч. год на изучение данной программы выделено: в 1-м классе – 33 часа, занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 часу; во 2, 3, 4 классах по 68 часов, занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Занятия длятся по 45 минут.
Занятия по данному курсу проводятся во второй половине дня после динамической паузы по плану внеурочной деятельности школы.
Цель курса: Формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
Задачи:
формирование системы интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и навыков учащихся;
развитие психических процессов;
развитие личности младшего школьника;
воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; · ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
· способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
· основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
· внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
· выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
· устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
· адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
· осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
· эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
· различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
· осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
· строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
· проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Обучающийся получит возможность научиться:
· осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
· записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
· осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
· осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
· строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· использовать речь для регуляции своего действия;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
· учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
· учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
· понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
· аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1-й класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй уровень результатов (2–3-й класс) предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий уровень результатов (4-й класс) предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Клубные занятия проводятся 2 раза в неделю (68 часов в год) в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке.
Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
Тематическое планирование с указанием количества часов ,
отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Темы раздела | Количество часов |
Теория | Практика | Общее количество часов |
1-2 | Виды проектов Презентация проекта | | Твои новые интересы увлечения. | 1 | 1 | 2 |
3-4 | Виды проектов. | 1 | 1 | 2 |
5-6 | Исследовательско-творческий проект | 1 | 1 | 2 |
7-8 | Творческий проект. | 1 | 1 | 2 |
9-12 | Ролево-игровой проект. | 2 | 2 | 4 |
13-16 | Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последуюшей ее проверкой. | 2 | 2 | 4 |
17-18 | Информационно-исследовательский проект. | 1 | 1 | 2 |
19-20 | Информационно-ориентированный проект | 1 | 1 | 2 |
21-22 | Проектно-ориентированный проект. | 1 | 1 | 2 |
23-24 | Монопредметный проект | 1 | 1 | 2 |
25-26 | Межпредметный проект | 1 | 1 | 2 |
27-28 | Виды презентационных проектов . | 1 | 1 | 2 |
29-30 | Вид презентации проекта как отчет участников исследовательской экспедиции | 1 | 1 | 2 |
31-32 | Вид презентации проекта в рамках научной конференции | 1 | 1 | 2 |
33-34 | Правильная подготовка презентации к проекту. | 1 | 1 | 2 |
35-38 | Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления | 2 | 2 | 4 |
39-42 | | Работа с Памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом | 2 | 2 | 4 |
43-44 | Типичные ошибки проектантов | 1 | 1 | 2 |
45-46 | Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся | 1 | 1 | 2 |
47-48 | Это интересно | 7 | Программа МРР. Формирование умения в работе с диаграммой | 1 | 1 | 2 |
49-50 | Программа МРР. Формирование умения в работе с таблицей | 1 | 1 | 2 |
51-52 | Практическая работа | 1 | 1 | 2 |
53-54 | Тестирование. Самоанализ. Рефлексия | 1 | 1 | 2 |
55-56 | Использование ресурсов Интернета при подготовке презентации | 1 | 1 | 2 |
57-60 | Программа MicrosoftOfficeWord. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев. | 2 | 2 | 4 |
61 | Чему я научился | 5 | Твои впечатления от работы над проектом. | 0,5 | 0,5 | 1 |
62 | Пожеланиям будущим проектантам | 0,5 | 0,5 | 1 |
63-64 | Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. (Руководитель проекта – учитель; консультанты – родители; помощники – друзья; Мудрый Дельфин) | 1 | 1 | 2 |
65-66 | Пожелания будущим проектантам. Твои советы им | 1 | 1 | 2 |
67-68 | Советы на лето от Мудрого Дельфина | 1 | 1 | 2 |
| Итого: | 68 | 68 | 34 | 34 | 68 |
Приложение
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
по программе курса Р. И. Сизовой , Р. Ф. Селимовой
«Учусь создавать проект» 4 класс
№ урока п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
1-2 | Твои новые интересы увлечения. | 2 | 01.09, 06.09 | |
3-4 | Виды проектов. | 2 | 08.09, 13.09 | |
5-6 | Исследовательско-творческий проект | 2 | 15.09, 20.09 | |
7-8 | Творческий проект. | 2 | 22.09, 27.09 | |
9-12 | Ролево-игровой проект. | 4 | 29.09, 04.10 06.10, 11.10 | |
13-16 | Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последуюшей ее проверкой. | 4 | 13.10,18.10 20.10, 25.10 | |
17-18 | Информационно-исследовательский проект. | 2 | 27.10, 01.11 | |
19-20 | Информационно-ориентированный проект | 2 | 10.11, 15.11 | |
21-22 | Проектно-ориентированный проект. | 2 | 17.11, 22.11 | |
23-24 | Монопредметный проект | 2 | 24.11 29.11 | |
25-26 | Межпредметный проект | 2 | 01.12 06.12 | |
27-28 | Виды презентационных проектов | 2 | 08.12 13.12 | |
29-30 | Вид презентации проекта как отчет участников исследовательской экспедиции | 2 | 15.12 20.12 | |
31-32 | Вид презентации проекта в рамках научной конференции | 2 | 22.12 27.12 | |
33-34 | Правильная подготовка презентации к проекту. | 2 | 29.12 29.12 | |
35-38 | Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления. | 4 | 17.01, 19.01 24.01, 26.01 | |
39-42 | Работа с Памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом | 4 | 07.02, 09.02 14.02, 16.02 | |
43-44 | Типичные ошибки проектантов | 2 | 21.02 28.02 | |
45-46 | Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся | 2 | 02.03 07.03 | |
47-48 | Программа МРР. Формирование умения в работе с диаграммой | 2 | 09.03 14.03 | |
49-50 | Программа МРР. Формирование умения в работе с таблицей | 2 | 16.03 21.03 | |
51-52 | Практическая работа | 2 | 04.04 06.04 | |
53-54 | Тестирование. Самоанализ. Рефлексия | 2 | 11.04 13.04 | |
55-56 | . Использование ресурсов Интернета при подготовке презентации | 2 | 18.04 20.04 | |
57-60 | Программа MicrosoftOfficeWord. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев. | 4 | 25.04, 27.04 02.05, | |
61 | Твои впечатления от работы над проектом. | 1 | 04.05 | |
62 | Пожеланиям будущим проектантам | 1 | 11.05 | |
63-64 | Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. (Руководитель проекта – учитель; консультанты – родители; помощники – друзья; Мудрый Дельфин) | 2 | 16.05 18.05 | |
65-66 | Пожелания будущим проектантам. Твои советы им | 2 | 23.05 25.05 | |
67-68 | Советы на лето от Мудрого Дельфина | 2 | 30.05 | |
Примечание: В соответствии с годовым календарно-учебным графиком общеобразовательного учреждения на 2016 – 2017 учебный год количество часов по курсу внеурочной деятельности « Я – исследователь» составляет 68. Фактическое количество часов по программе зависит от графика календарных праздничных дней, поэтому программа будет пройдена за счет уплотнения материала.
25