Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Волошинская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению Педагогическим советом школы Протокол № 2 от 31 августа 2020 г. | УТВЕРЖДАЮ. Директор школы ______________ Приказ № 99 от 31 августа 2020 г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Юный инспектор движения»
Направление «Социальное»
для 2 класса
на 2020 -2021 учебный год
| Составитель: Кожемякина Т.А., учитель 1 категории |
сл. Волошино
2020г
Пояснительная записка
1. Общие положения
1.1 Направленность Программы:
Программа кружка «ЮИД» относится к социальной направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
1.2 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений. Донести эти знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения - в этом и состоит задача учителя и кружка ЮИД.
Программа составлена на основе программы дополнительного образования по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожного движения»; в рамках реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» на основании постановления Правительства РФ. Программа составлена с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», Локального акта школы «Положение о рабочей программе внеурочной деятельности обучающихся».
1.3 Цели и задачи Программы:
Цель программы: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Задачи программы:
- Сформировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного движения и осознанное к ним отношения ;
- Сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного
движения;
- Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;
- Повысить интерес школьников к велоспорту;
- Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- Воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на дорогах и улицах.
- Выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику.
1.4 Возраст детей, участвующих в реализации Программы:
В работе кружка участвуют учащиеся 2 класса. Возраст 7-8 лет.
1.5 Сроки реализации Программы:
Программа рассчитана на один 2020-2021 учебный год . Занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего 35 часов за год. Но так как 5 часов выпадает на выходные и праздничные дни (22 февраля, 8 марта, 3 мая, 10 мая), то фактически выходит 30 часов.
1 четверть – 7 часов
2 четверть – 8 часов
3 четверть - 9 часов
4 четверть – 6 часов
1.6 Формы и режим занятий:
Основные формы деятельности кружка по данной программе: обучение в ходе теоретических занятий, применение знаний на практике через практические занятия, соревнования, игры. Занятия проводятся для учащихся 1 класса по понедельникам.
1.7 Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
определять цель деятельности;
учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
устанавливать причинно-следственные связи;
вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Учащиеся должны:
знать:
правила дорожного движения, об ответственности за нарушение ПДД;
основные дорожные знаки ;
сигналы светофора, регулировщика;
техническое устройство велосипеда.
уметь:
• переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);
• правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
управлять велосипедом.
иметь навыки:
дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
участия в конкурсах, соревнованиях.
активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
Проверка проходит в ходе практических занятий, тестов и викторин по изученным темам.
Ожидаемый результат:
- Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания первой доврачебной помощи;
- Формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций;
- Формирование глубоких теоретических знаний правил дорожного движения;
- Сокращение детского дорожно-транспортного травматизма по вине детей и подростков.
1.8 Формы подведения итогов реализации Программы.
- выставки
- соревнования
- конкурсы
- агитбригады
2. Содержание изучаемого курса
2.1 Перечень и название разделов и тем курса
История ПДД. История движения ЮИД.
История создания Российских Правил дорожного движения. История движения ЮИД.
Понятие об участниках дорожного движения
Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка и дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика дорожного движения.
Практическая работа: изучение действий участников дорожного движения по конкретным дорожным знакам.
Правила безопасного поведения на дорогах улицах
Правила для пешеходов и водителей транспортных средств. Виды перекрестков и правила разъезда на них. Ответственность за нарушение правил.
Практическая работа: разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретных дорожных ситуациях.
Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта
Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрестках. Правила движения для велосипедистов. Порядок движения группы велосипедистов. Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест.
Практическая работа: работа на карточках .
Дорожные знаки.
Группы знаков. Их название и предназначение.
Профилактика детского дорожного травматизма
Разработка маршрутов по схеме безопасного движения и безопасного поведения на улицах . Изучение основных законов безопасного движения для пешехода и водителя. Различные виды транспорта. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути. Дорожные «ловушки».
Практическая работа: тренинг по безопасному вождению велосипеда на перекрестке; участие в настольной игре на тему правил дорожного движения.
Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП
Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в ДТП. Обработка ран и способы остановки кровотечения. Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. Правила транспортировки пострадавших.
Практическая работа: отработка различных приемов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему.
Игры и конкурсы юных знатоков ПДД
Организация викторин и соревнований по правилам безопасного дорожного движения. Подготовка конкурса эрудитов по истории транспортных средств и на знание правил дорожного движения.
Практическая работа: проведение викторин, конкурса эрудитов и т.п.
2.2 Формы организации и виды деятельности
Основные формы деятельности кружка по данной программе: обучение в ходе теоретических занятий, применение знаний на практике через практические занятия, соревнования, викторины, игры.
3. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Дата план | Дата факт | Примечание |
История ПДД. История движения ЮИД | | |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях кружка. | 07.09 | | |
2. | История создания Российских Правил дорожного движения. История движения ЮИД. | 14.09 | | |
Понятие об участниках дорожного движения | | |
3. | Основные понятия и термины ПДД | 21.09 | | |
Правила безопасного поведения на дорогах улицах | | |
4. | Основные правила поведения на улице, дороге. ДДТТ. | 28.09 | | |
5. | Разбор ситуаций «Как должен поступить пешеход, если…» | 05.10 | | |
6. | Где и как правильно переходить дорогу? | 12.10 | | |
7. | Викторина «Как ты думаешь, почему?» | 19.10 | | |
8. | Держись правой стороны. | 02.11 | | |
9. | Дорога с односторонним и двусторонним движением. | 09.11 | | |
Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта | | |
10. | Особенности движения по загородной дороге. | 16.11 | | |
11. | Перекрёстки и их виды. | 23.11 | | |
12. | Нерегулируемые перекрёстки. | 30.11 | | |
13. | Регулируемые перекрёстки. | 07.12 | | |
14. | Путешествие в страну Светофорию. | 14.12 | | |
Дорожные знаки | | |
15. | Дорожные знаки. | 21.12 | | |
16. | Мы – предупреждаем. | 11.01 | | |
17. | Мы – запрещаем. | 18.01 | | |
18. | Мы – предписываем. | 25.01 | | |
19. | Информационно – указательные знаки. | 01.02 | | |
20. | Знаки сервиса. | 08.02 | | |
Игры и конкурсы юных знатоков ПДД | | |
21. | Игры по ПДД «Угадай знак», «Мозаика». | 15.02 | | |
22 | Игры по ПДД «Угадай знак», «Мозаика». | 01.03 | | |
Профилактика детского дорожного травматизма | | |
23. | Предупредительные сигналы водителей. | 15.03 | | |
24 | Безопасность пассажиров. | 22.03 | | |
25. | Дорожные ловушки. | 05.04 | | |
26. | Викторина «Проверь себя». | 12.04 | | |
27. | Дорожная разметка. | 19.04 | | |
Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП | | |
28. | Первая медицинская помощь. Виды кровотечений. Остановка кровотечений. | 26.04 | | |
29. | Вывихи, ушибы, переломы. | 17.05 | | |
30. | Безопасность на каникулах. | 24.05 | | |