«Средняя общеобразовательная школа №32 с углубленным изучением отдельных предметов»
от 29 августа 2015 г. № 1
От 29 августа 2015 г. № 323
подпись Ф.И.О.
Направление: военно- патриотическое.
Зам. директора по УР на заседании МО
г. Набережные Челны
2015 г.
Программа курса «Юные инспектора дорожного движения» разработана для учащихся 4 класса, возраст – 10 -11 лет на основе примерной программы внеурочной деятельности начального и среднего образования «Юные инспектора движения» под редакцией В.А.Горского, Москва, «Просвещение», 2011год
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Программа предусматривает групповую и коллективную работу учащихся, совместную деятельность учащихся и родителей, закрепление получаемых знаний во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения.
Основными направлениями работы юных инспекторов движения следует считать воспитание на героических, трудовых традициях юных инспекторов движения в духе гуманного отношения к людям, углублённое изучение Правил дорожного движения, овладение методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, знакомство с оперативно-техническими средствами регулирования дорожного движения. Пропаганда Правил дорожного движения в школе, детском саду с использованием технических средств, знакомство с правилами для юных велосипедистов, воспитание коллективизма, дисциплинированности, ответственности за свои поступки.
Обучение школьников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие этих качеств становится причиной дорожных происшествий .
На занятиях по программе «Юные инспектора дорожного движения» используются нетрадиционные формы: КВН, игры-путешествия и другие, особенно эффективны видео-уроки по соблюдению правил дорожного движения, проходят конкурсы рисунков, плакатов «Мы по городу идем», «Ты и дорога».
Одним из важных направлений работы следует считать формирование у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.
В процессе занятий дети участвуют в рейдах по обеспечению безопасности движения на улицах и дорогах, в агитационных автопробегах по пропаганде правил поведения на дорогах и улицах. Проводятся состязания юных велосипедистов, конкурсы знатоков правил дорожного движения, состязания «Безопасное колесо» и др.
Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год). Работа ведётся в двух подгруппах по 15 человек. Таким образом, педагог ведёт работу кружка 2 раза в неделю (68 часов в год). В течение периода обучения учащиеся знакомятся с Правилами дорожного движения в доступной игровой форме, с использованием средств ИКТ.
Итоги освоения программы подводятся в форме игр-состязаний в автогородке, в форме отчётного театрализованного представления по мотивам правил безопасного поведения на дорогах и улицах.
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.
Тема 1.
Введение в образовательную программу кружка. ( 1час)
Теория.
Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы. Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности). Оформление уголка «Дорога, транспорт, пешеход».
Практика.
Оформление уголка по безопасности ДД.
Тема 2.
История правил дорожного движения. (2 часа)
Теория.
История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках…
Практика.
Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов.
Тема 3.
Изучение правил дорожного движения. (20 часов)
Теория.
Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.
Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения.
Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки.
Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты.
ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки.
ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.
Дорожные знаки. Предупреждающие знаки.
Дорожные знаки. Знаки приоритета.
Дорожные знаки. Предписывающие знаки.
Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации.
Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка.
Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды (1 час).
Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки».
Действие водителя при запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками бело- лунного цвета и специальным звуковым сигналом.
Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки.
Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием.
Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог.
Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств. Проезд мимо транспортных средств, предназначенного для перевозки детей.
Движение через железнодорожные пути.
Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде.
ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути.
Дорожные ловушки.
Причины ДТП.
Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД.
Практика.
Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Детства».
Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам.
Разработка викторины по ПДД в уголок.
Проведение занятия в начальной школе «Азбука дороги», «Сами не видят, а другим говорят».
Помощь начальным классам в создании схемы «Безопасный путь: Дом-школа-дом».
Участие в конкурсах по правилам ДД.
Тема 4.
Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи. (6 часов)
Теория.
Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.
Раны, их виды, оказание первой помощи.
Вывихи и оказание первой медицинской помощи.
Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.
Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.
Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.
Виды повязок и способы их наложения.
Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.
Практика.
Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.
Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе.
Транспортировка пострадавшего.
Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.
Тема 5.
Фигурное вождение велосипеда. (4 часа)
Теория. Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка. Правила движения велосипедистов. Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. Дополнительные требования к движению велосипедистов: Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков.
Изучение каждого препятствия отдельно. Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода. Движение групп велосипедистов.
Препятствия (прохождение трассы):
- змейка; восьмерка; качели; перестановка предмета; слалом; рельсы «Желоб»; ворота с подвижными стойками; скачок;
коридор из коротких досок.
Практика.
Прохождение отдельных препятствий на велосипеде.
Фигурное вождение велосипеда.
Составление памятки: «Юному велосипедисту».
Тема 6.
Традиционно-массовые мероприятия. (1 час)
Практика.
Подготовка и проведение игры «Зеленый огонек» в начальных классах.
Выступление в старших классах по пропаганде ПДД.
Подготовка и участие в конкурсе агитбригад по ПДД.
Подготовка и участие в районном конкурсе «Безопасное колесо».
Участие в различных конкурсах по ПДД (конкурсы рисунков, плакатов, стихов, газет, сочинений…)
№ | Тема | Кол-во час | Календ. | Факт. | Деятельность педагога, форма занятия | Деятельность | Знания и умения |
1 группа | 2 группа |
1. | Введение. Правила движения – закон улиц и дорог | 1 | | | | | Рассказ, показ, презентация | Прослушивание. Ответы на вопросы | По теме |
2. | Оформление уголка по безопасности дорожного движения | 1 | | | | | | Оформление уголка | Навыки оформления |
3. | История и развитие правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках | 1 | | | | | Рассказ, показ, презентация | Прослушивание, просмотр. Ответы на вопросы | По теме |
4. | ПДД. Общие положения | 1 | | | | | Рассказ, показ, презентация | Прослушивание, просмотр. Ответы на вопросы | По теме |
5. | Обязанности пешеходов и пассажиров | 1 | | | | | Рассказ, показ, презентация | Прослушивание, просмотр. Ответы на вопросы | Знать обязанности пешеходов |
6. | Дорога, ее элементы и правила поведения на дороге | 1 | | | | | Рассказ, показ, презентация | Прослушивание, просмотр. Ответы на вопросы | Знать элементы дороги и правила поведения на дороге |
7. | Назначение тротуаров, обочин, проезжих частей, трамвайных путей, разделительной полосы, пешеходной и велосипедной дорожек | 1 | | | | | Рассказ, показ, презентация | Прослушивание, просмотр. Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД | Знать материал по теме |
8. | Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения | 1 | | | | | Рассказ, показ, презентация | Прослушивание, просмотр. Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД | Знать материал по теме |
9. | История дорожных знаков. Дорожные знаки и их группы | 1 | | | | | Рассказ, показ, презентация | Прослушивание, просмотр. Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД | Знать материал по теме |
10. | Предупреждающие знаки | 1 | | | | | Рассказ, показ, презентация | Прослушивание, просмотр. Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД | Знать и называть предупреждающие знаки |
11. | Знаки приоритета. Запрещающие знаки | 1 | | | | | Рассказ, показ, презентация | Прослушивание, просмотр. Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД | Знать и называть знаки приоритета, запрещающие знаки. |
12. | Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний | 1 | | | | | Рассказ, показ, презентация | Прослушивание, просмотр. Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД | Знать и называть предписывающие знаки, знаки особых предписаний. |
13. | Информационные знаки. Знаки сервиса. Таблички | 1 | | | | | Рассказ, показ, презентация | Повторение | Знать и называть знаки |
14. | Средства регулирования ДД. Транспортные светофоры. Опознавательные знаки транспортных средств | 1 | | | | | Рассказ, показ, презентация | Прослушивание, просмотр. Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД | Знать и называть знаки |
15. | Дорожная разметка как способ регулирования дорожного движения. Виды разметки. Ее назначение | 1 | | | | | Рассказ, показ, презентация | Прослушивание, просмотр. Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД | Знать и называть |
16. | Подготовка к игре «Зеленый огонек» в начальных классах | 1 | | | | | | Составление программы для игры | |
17. | Проведение игры «Зеленый огонек» в начальных классах | 1 | | | | | | Проведение игры | |
18. | Светофорное регулирование движения транспорта и пешеходов. Сигналы светофора. Виды светофоров | 1 | | | | | Рассказ, показ, презентация | Прослушивание, просмотр. Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД | |
19. | Сигналы регулировщика. Изучение и тренировка в подаче сигналов | 1 | | | | | Рассказ, показ, презентация | Прослушивание, просмотр. Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД | Знать материал по теме |
20. | Расположение транспортных средств на проезжей части | 1 | | | | | Рассказ, показ, презентация | | Знать материал по теме |
21. | Перекрестки и их виды. Проезд перекрестков. Правила перехода перекрестка. Пешеходные переходы | 1 | | | | | Рассказ, показ, презентация | Прослушивание, просмотр. Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД | |
22. | Выступление в старших классах по пропаганде ПДД | 1 | | | | | | Составление вопросов, оформление плакатов | |
23. | Правила пользования транспортом. Правила перехода улицы после выхода из транспортных средств | 1 | | | | | Рассказ, показ, презентация | Прослушивание, просмотр. Ответы на вопросы, | Знать материал по теме |
24. | ДТП. Причины ДТП. Решение задач по теме | 1 | | | | | Рассказ, показ, презентация | Обсуждение | Уметь решать задачи по теме |
25. | Основные требования при оказании ПМП при ДТП | 1 | | | | | Рассказ, показ, презентация | Прослушивание, просмотр. | Знать материал по теме |
26. | Аптечка автомобиля и ее содержимое | 1 | | | | | Рассказ, показ, презентация | Прослушивание, просмотр. Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД | Знать материал по теме |
27. | Виды кровотечений. Способы наложения повязок | 1 | | | | | Рассказ, показ, презентация | Прослушивание, просмотр. Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД | Знать материал по теме |
28. | Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшим | 1 | | | | | Рассказ, показ, презентация | Прослушивание, просмотр. Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД | Уметь оказывать первую помощь |
29. | Транспортировка пострадавшего | 1 | | | | | Рассказ, показ, презентация | Прослушивание, просмотр. Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД | Знать термины, оказывать первую помощь |
30. | Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипедисту. Экипировка | 1 | | | | | Рассказ, показ, презентация | Прослушивание, просмотр. Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД | |
31. | Правила движения велосипедистов | 1 | | | | | Рассказ, показ, презентация | Прослушивание, просмотр. Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД | |
32. | Составление памятки «Юному велосипедисту» | 1 | | | | | Мозговой штурм | Работа в группе | составлять памятку |
33. | Тренировочные занятия по фигурному катанию на велосипеде | 1 | | | | | | Выполнять фигуры | |
34. | Зачет по ПДД. Тестирование. Инструктаж по ТБ в летние каникулы | 1 | | | | | | Ответы на билеты | Отвечать на вопросы и карточки |
2. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 160 с.
3. Извекова Н.А . Правила дорожного движения для детей. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 6 с.
CD- диск «Правила дорожного движения для школьников». Теория и практика поведения на дороге. Тесты.
CD- диск «Школа Смешариков». Игра на диске по правилам дорожного