СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка ЮИД, 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-темтическое планирование кружка "ЮИД", 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка ЮИД, 4 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №32 с углубленным изучением отдельных предметов»


«Утверждено»

Педагогическим советом протокол

от 29 августа 2015 г. № 1


Введено приказом

От 29 августа 2015 г. № 323

Директор школы


___________________ Рагузина В. И.

подпись Ф.И.О.



Программа внеурочной деятельности

«Юные инспекторы дорожного движения»

(для 4-В класса)

Направление: военно- патриотическое.


Составитель: Гишмеева Лидия Варламовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории.


«СОГЛАСОВАНО» РАССМОТРЕНО:

Зам. директора по УР на заседании МО

______________ Новоселова Н.Б. протокол № 1

от «29» августа 2015 г.

Руководитель МО

_____________ Чехун Н. А.



г. Набережные Челны

2015 г.



Программа внеурочной деятельности

«Юные инспекторы дорожного движения»

Направление: военно- патриотическое


Пояснительная записка:

Программа курса «Юные инспектора дорожного движения» разработана для учащихся 4 класса, возраст – 10 -11 лет на основе примерной программы внеурочной деятельности начального и среднего образования «Юные инспектора движения» под редакцией В.А.Горского, Москва, «Просвещение», 2011год

Цель программы «Юные инспекторы дорожного движения» — вовлечь учащихся в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма, познакомить их с содержанием работы специалистов, обеспечивающих безопасность дорожного движения. Занятия проводятся два раза в неделю.

Задачи: обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах; познакомить с работой современных технических устройств, используемых в различных службах ГИБДД; дать опыт реальной деятельности по профилактике детского дорожного травматизма; научить приёмам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; развить природные задатки, способствующие успеху в социальном и профессиональном самоопределении детей.

Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении.

Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.




Общая характеристика


Программа предусматривает групповую и коллективную работу учащихся, совместную деятельность учащихся и родителей, закрепление получаемых знаний во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения.

Основными направлениями работы юных инспекторов движения следует считать воспитание на героических, трудовых традициях юных инспекторов движения в духе гуманного отношения к людям, углублённое изучение Правил дорожного движения, овладение методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, знакомство с оперативно-техническими средствами регулирования дорожного движения. Пропаганда Правил дорожного движения в школе, детском саду с использованием технических средств, знакомство с правилами для юных велосипедистов, воспитание коллективизма, дисциплинированности, ответственности за свои поступки.

Обучение школьников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие этих качеств становится причиной дорожных происшествий .

На занятиях по программе «Юные инспектора дорожного движения» используются нетрадиционные формы: КВН, игры-путешествия и другие, особенно эффективны видео-уроки по соблюдению правил дорожного движения, проходят конкурсы рисунков, плакатов «Мы по городу идем», «Ты и дорога».

Одним из важных направлений работы следует считать формирование у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.

В процессе занятий дети участвуют в рейдах по обеспечению безопасности движения на улицах и дорогах, в агитационных автопробегах по пропаганде правил поведения на дорогах и улицах. Проводятся состязания юных велосипедистов, конкурсы знатоков правил дорожного движения, состязания «Безопасное колесо» и др.

Описание место кружка в учебном плане

Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год). Работа ведётся в двух подгруппах по 15 человек. Таким образом, педагог ведёт работу кружка 2 раза в неделю (68 часов в год). В течение периода обучения учащиеся знакомятся с Правилами дорожного движения в доступной игровой форме, с использованием средств ИКТ.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;

  • осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспектора дорожного движения»;

  • способность к самооценке;

  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

  • умение ставить и формулировать проблемы;

  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

  • установление причинно-следственных связей;

Регулятивные

  • использование речи для регуляции своего действия;

  • адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

  • В процессе обучения дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

  • ставить вопросы;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • слушать собеседника;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Итоги освоения программы подводятся в форме игр-состязаний в автогородке, в форме отчётного театрализованного представления по мотивам правил безопасного поведения на дорогах и улицах.





Содержание программы.

34 часа (1 час в неделю)

  • Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.

  • Тема 1.

  • Введение в образовательную программу кружка. ( 1час)

  • Теория.

  • Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы. Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности). Оформление уголка «Дорога, транспорт, пешеход».

  • Практика.

  • Оформление уголка по безопасности ДД.

  • Тема 2.

  • История правил дорожного движения. (2 часа)

  • Теория.

  • История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках…

  • Практика.

  • Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов.

  • Тема 3.

  • Изучение правил дорожного движения. (20 часов)

  • Теория.

  • Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.

  • Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения.

  • Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки.

  • Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты.

  • ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки.

  • ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.

  • Дорожные знаки. Предупреждающие знаки.

  • Дорожные знаки. Знаки приоритета.

  • Дорожные знаки. Предписывающие знаки.

  • Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации.

  • Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка.

  • Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды (1 час).

  • Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки».

  • Действие водителя при запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками бело- лунного цвета и специальным звуковым сигналом.

  • Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки.

  • Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием.

  • Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог.

  • Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств. Проезд мимо транспортных средств, предназначенного для перевозки детей.

  • Движение через железнодорожные пути.

  • Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде.

  • ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути.

  • Дорожные ловушки.

  • Причины ДТП.

  • Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД.

  • Практика.

  • Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Детства».

  • Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам.

  • Разработка викторины по ПДД в уголок.

  • Проведение занятия в начальной школе «Азбука дороги», «Сами не видят, а другим говорят».

  • Помощь начальным классам в создании схемы «Безопасный путь: Дом-школа-дом».

  • Участие в конкурсах по правилам ДД.

  • Тема 4.

  • Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи. (6 часов)

  • Теория.

  • Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.

  • Раны, их виды, оказание первой помощи.

  • Вывихи и оказание первой медицинской помощи.

  • Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.

  • Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.

  • Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.

  • Виды повязок и способы их наложения.

  • Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.

  • Практика.

  • Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.

  • Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе.

  • Транспортировка пострадавшего.

  • Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.

  • Тема 5.

  • Фигурное вождение велосипеда. (4 часа)

  • Теория. Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка. Правила движения велосипедистов. Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. Дополнительные требования к движению велосипедистов: Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков.

  • Изучение каждого препятствия отдельно. Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода. Движение групп велосипедистов.

  • Препятствия (прохождение трассы):

  • - змейка; восьмерка; качели; перестановка предмета; слалом; рельсы «Желоб»; ворота с подвижными стойками; скачок;

  • коридор из коротких досок.

  • Практика.

  • Прохождение отдельных препятствий на велосипеде.

  • Фигурное вождение велосипеда.

  • Составление памятки: «Юному велосипедисту».

  • Тема 6.

  • Традиционно-массовые мероприятия. (1 час)

  • Практика.

  • Подготовка и проведение игры «Зеленый огонек» в начальных классах.

  • Выступление в старших классах по пропаганде ПДД.

  • Подготовка и участие в конкурсе агитбригад по ПДД.

  • Подготовка и участие в районном конкурсе «Безопасное колесо».

  • Участие в различных конкурсах по ПДД (конкурсы рисунков, плакатов, стихов, газет, сочинений…)

Календарно-тематическое планирование


Тема

Кол-во час

Календ.

Факт.

Деятельность педагога, форма занятия

Деятельность

Знания и умения

1 группа

2 группа

1.

Введение. Правила движения – закон улиц и дорог

1





Рассказ, показ, презентация

Прослушивание.

Ответы на вопросы

По теме

2.

Оформление уголка по безопасности дорожного движения

1






Оформление уголка

Навыки оформления

3.

История и развитие правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках

1





Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы

По теме

4.

ПДД. Общие положения

1





Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы

По теме

5.

Обязанности пешеходов и пассажиров

1





Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы

Знать обязанности пешеходов

6.

Дорога, ее элементы и правила поведения на дороге

1





Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы

Знать элементы дороги и правила поведения на дороге

7.

Назначение тротуаров, обочин, проезжих частей, трамвайных путей, разделительной полосы, пешеходной и велосипедной дорожек

1





Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД

Знать материал по теме

8.

Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения

1





Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД

Знать материал по теме

9.

История дорожных знаков. Дорожные знаки и их группы

1





Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД

Знать материал по теме

10.

Предупреждающие знаки

1





Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД

Знать и называть предупреждающие знаки

11.

Знаки приоритета. Запрещающие знаки

1





Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД

Знать и называть знаки приоритета, запрещающие знаки.

12.

Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний

1





Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД

Знать и называть предписывающие знаки, знаки особых предписаний.

13.

Информационные знаки. Знаки сервиса. Таблички

1





Рассказ, показ, презентация

Повторение

Знать и называть знаки

14.

Средства регулирования ДД. Транспортные светофоры. Опознавательные знаки транспортных средств

1





Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД

Знать и называть знаки

15.

Дорожная разметка как способ регулирования дорожного движения. Виды разметки. Ее назначение

1





Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД

Знать и называть

16.

Подготовка к игре «Зеленый огонек» в начальных классах

1






Составление программы для игры


17.

Проведение игры «Зеленый огонек» в начальных классах

1






Проведение игры


18.

Светофорное регулирование движения транспорта и пешеходов. Сигналы светофора. Виды светофоров

1





Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД


19.

Сигналы регулировщика. Изучение и тренировка в подаче сигналов

1





Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД

Знать материал по теме

20.

Расположение транспортных средств на проезжей части

1





Рассказ, показ, презентация


Знать материал по теме

21.

Перекрестки и их виды. Проезд перекрестков. Правила перехода перекрестка. Пешеходные переходы

1





Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД


22.

Выступление в старших классах по пропаганде ПДД

1






Составление вопросов, оформление плакатов


23.

Правила пользования транспортом. Правила перехода улицы после выхода из транспортных средств

1





Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы,

Знать материал по теме

24.

ДТП. Причины ДТП. Решение задач по теме

1





Рассказ, показ, презентация

Обсуждение

Уметь решать задачи по теме

25.

Основные требования при оказании ПМП при ДТП

1





Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.


Знать материал по теме

26.

Аптечка автомобиля и ее содержимое

1





Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД

Знать материал по теме

27.

Виды кровотечений. Способы наложения повязок

1





Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД

Знать материал по теме

28.

Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшим

1





Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД

Уметь оказывать первую помощь

29.

Транспортировка пострадавшего

1





Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД

Знать термины, оказывать первую помощь

30.

Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипедисту. Экипировка

1





Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД


31.

Правила движения велосипедистов

1





Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД


32.

Составление памятки «Юному велосипедисту»

1





Мозговой штурм

Работа в группе

составлять памятку

33.

Тренировочные занятия по фигурному катанию на велосипеде

1






Выполнять фигуры


34.

Зачет по ПДД. Тестирование. Инструктаж по ТБ в летние каникулы

1






Ответы на билеты

Отвечать на вопросы и карточки

Материально-техническая база

- библиотечный фонд

1. Бурьян В.М. Классные часы по ПДД – М.:ТЦ Сфера, 2004.- 64 с.

2. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 160 с.

3. Извекова Н.А . Правила дорожного движения для детей. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 6 с.

  1. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001 года, № 196-ФЗ.

  2. Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 7.05. 2003 года №265. Введены в действие с 1.07.2003 года.

  3. Комментарий к Правилам дорожного движения РФ за 2009, 2010 годы

  4. Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. М -1998.

  5. В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу.- М: «ВАКО», 2006, - 192 с.

  6. Г.Г. Кулинич Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников. – М: «ВАКО», 2006. – 208 с.

- цифровые образовательные ресурсы

- экранные, музыкальные пособия

CD- диск «Правила дорожного движения для школьников». Теория и практика поведения на дороге. Тесты.

CD- диск «Школа Смешариков». Игра на диске по правилам дорожного

Наглядные пособия:

  • макет светофора;

  • наглядная агитация для родителей и детей;

  • плакаты, сюжетные картинки;

  • переносные знаки ДД;

  • детский педальный транспорт (велосипед)

  • светофоры, игрушки транспортные;

  • Атрибуты для сюжетно-ролевых игр:

  • Форма ЮИД;

  • игрушки транспортные;

  • флажки для перехода улиц;

  • планшеты с перекрестком;

  • Дорожные знаки нагрудные и переносные

Дополнительные материалы:

  • слайдовые презентации, видеофильмы;

  • раздаточный материал по теме;

  • детская художественная, методическая литература


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!