СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка «Юный биолог» 5 – 6 классы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружка

«Юный биолог»

 5 – 6 классы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка «Юный биолог» 5 – 6 классы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

г. Сафоново Смоленской области


Рассмотрено

на заседании МО учителей естественно-математического цикла


Руководитель МО естественно-математического цикла

_____________Н.А. Петрова

Протокол № 1

От 28 августа 2023 г



Согласовано


Заместитель директора по воспитательной работе

МБОУ «СОШ № 8»

г. Сафоново


_________М.В. Кондратенкова

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ № 8»

г. Сафоново

_____________Е.В. Русакова


Приказ № ______


От 30 августа 2023 г





Рабочая программа кружка

«Юный биолог»

5 – 6 классы









Учитель биологии и химии

МБОУ «СОШ № 8» г. Сафоново

Петрушенкова Юлия Владимировна












ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Нашему времени свойственна все более возрастающая взаимозависимость людей. Их жизнь, условия труда и быта почти целиком зависят от правильности решений, принимаемых очень многими. В свою очередь, деятельность отдельного человека также влияет на судьбу многих. Именно поэтому очень важно, чтобы биология стала неотъемлемой составной частью мировоззрения каждого человека независимо от его специальности. Инженеру-строителю, инженеру-технологу, инженеру-мелиоратору знание науки о жизни необходимо так же, как врачу или агроному, ибо только в этом случае они будут представлять последствия своей производственной деятельности для природы и человека. Необходимы биологические знания и представителям гуманитарных специальностей как важная часть общечеловеческого культурного наследия. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их – это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже 20-21 веков,дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества, экологические и продовольственные проблемы можно решить с помощью открытий в области биологии. Поэтому обществу как никогда необходимы специалисты биологического профиля.

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок,ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов,научить высказывать свои мысли и отстаивать их -это основа организации биологического кружка,т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Биологический кружок организуется для учащихся 5 - 6-х классов, которые уже знакомы по урокам окружающего мира и биологии с миром живых организмов.

Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие:

  • Охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;

  • Добавлен раздел изучения особенностей природы Смоленской области и Сафоновского района (природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность);

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических,особенностей.

Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.

Курс, рассчитанный на 68 академических часа (два года обучения), включает теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии, ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека.


Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка,разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.

Цель программы:

Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься о огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.

Основные задачи программы:

Образовательные

  • Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.

  • Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.

  • Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;

  • Знакомить с биологическими специальностями.


Развивающие

  • Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.

  • Развитие навыков общение и коммуникации.

  • Развитие творческих способностей ребенка.

  • Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.

  • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.

  • Формирование потребности в здоровом образе жизни.


Воспитательные

  • Воспитывать интерес к миру живых существ.

  • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

  • Условия реализации программы

  • Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 5 – 6 класс.

  • Продолжительность образовательного процесса - 2 года.

  • Количество часов - 1 учебный час в неделю

  • За год (34 недель) - 34 занятия.


Формы организации деятельности учащихся на занятиях

  • Групповая

  • Индивидуальная


Формы и методы, используемые в работе по программе


Словесно-иллюстративные методы:

рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.


Репродуктивные методы:

воспроизведение полученных знаний во время выступлений.


Частично-поисковые методы

(при систематизации коллекционного материала).


Исследовательские методы

(при работе с микроскопом).


Наглядность

просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.


Ожидаемый результат:

  • положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.

  • повышение коммуникативности;

  • появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;

  • умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;

  • сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы;

  • ведение здорового образа жизни.





Тематический план работы биологического кружка 1 год обучения.

Тема 1. Природа под микроскопом.

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

1

Введение. Методы исследования природы. Правила безопасности и меры первой помощи.

1

Вводная лекция с элементами беседы и практической деятельности.

2.

Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом. Приготовление микропрепаратов.

1

Рассказ учителя. Беседа.

Практическая работа.

3.

Самые маленькие организмы. Особенности и разнообразие бактерий.

1

Рассказ, организация работы по мини-проектам

4.

Бактерии в жизни человека.

1

Беседа,

Проектная деятельность

5.

Бактерии в жизни человека.

1

Проектная деятельность

6.

«Суд над бактерией»

1

Деловая Игра

7

Простейшие организмы.

1

Рассказ, исследовательская работа с микроскопом

8

Клетки растений и животных.

1

Рассказ, исследовательская работа с микроскопом

9

Что показал нам микроскоп.

1

Викторина, отчетное занятие

Тема 2. Осенние явления в природе.

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

Введение. Сезонность в природе. Фотопериодизм.

1

Вводная лекция с элементами беседы и практической деятельности.

Осень в жизни растений и животных.

1

Рассказ учителя. Беседа.

Практическая работа

«Тихая охота». Правила сбора и переработки грибов. Первая помощь при отравлении.

1

Беседа, экскурсия с фотоаппаратом

Подготовка выставки и презентации мини-проектов.

1

Практическая работа

Презентация работ

1

Практическая работа

Ах, осень

1

Игра


Тема 3. Зеленый мир.

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

1

Мир растений. Особенности и многообразие растений.

1

Вводная лекция с элементами беседы , экскурсия.

2.

Тайны жизни растений. Строение растений и жизнедеятельность. Органы растений и их функции.

1

Рассказ учителя. Беседа.

Практическая работа

3.

Кто такие? Где живут? Определение растений.

1

Практическая работа с гербарием

4.

Определение растений. Подготовка внеклассного мероприятия «Что ты знаешь о растениях?».

1

Практическая работа.

5.

Роль растений в природе и жизни человека.

1

Беседа. Проектная деятельность

6.

Съедобные и ядовитые растения.

1

Рассказ. Проектная деятельность.

7

Лекарственные растения.

1

Рассказ. Проектная деятельность.

8

Растения красной книги Смоленской области и меры по их охране.

1

Рассказ, проектная деятельность.


Тема 4. Мир животных.

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

1

Мир животных. Особенности и многообразие животных.

1

Вводная лекция с элементами беседы .

2.

Тайны жизни одноклеточных животных. Выращивание культуры инфузории-туфельки.

1

Рассказ учителя. Беседа.

Практическая работа

3.

Мир беспозвоночных животных.

1

Исследовательская работа с рисунками и справочниками

4.

Определение членистоногих по рисункам и коллекции.

1

Практическая работа.

5.

В мире позвоночных животных.

Холоднокровные животные.

1

Беседа. Проектная деятельность

6.

В мире позвоночных животных.

Теплокровные животные.

1

Рассказ. Проектная деятельность.

7

Животные в жизни человека.


1

Рассказ. Проектная деятельность.

8-9

Животные красной книги Смоленской области и меры по их охране.

1

Рассказ, проектная деятельность.

10

Праздничная зоо-викторина.

1

Игровое занятие




Тематический план работы биологического кружка 2-ой год обучения

Тема 5. Организм человека.

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

1

Человек –особенный.

1

Вводная лекция с элементами беседы .

2.

Как появился человек.

Выявление доказательств эволюции человека.

1

Рассказ учителя. Беседа.

Практическая работа.

3.

Особенности устройства и работы систем органов человека.

1

Исследовательская работа с рисунками и справочниками

4.

Функциональные пробы и исследования работы организма человека.

1

Практическая работа.

5.

Особенности человека.


1

Беседа. Проектная деятельность

6.

Факторы здоровья человека.

1

Рассказ. Проектная деятельность.

7

Влияние вредных привычек на здоровье.

1

Рассказ. Проектная деятельность.

8

Я буду здоровым

1

Рассказ. Проектная деятельность.


Тема 6. Эволюция природы.

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

1

Теория эволюции.

От Дарвина до Опарина.

1

Вводная лекция с элементами беседы .

2.

Доказательства эволюции.

1

Рассказ учителя. Беседа.

Поисково-исследовательская работа.

3.

Начало эволюции.

Рождение Земли.

1

Исследовательская работа с рисунками и справочниками

4.

Первые «живые» в океане.

Эволюционное дерево (аппликация).

1

Коллективная творческая деятельность

5.

Завоевание суши.


1

Беседа. Проектная деятельность

6.

История динозавров.

1

Рассказ. Проектная деятельность.

7

Необыкновенные предки современных теплокровных.

1

Рассказ. Проектная деятельность.

8

Эволюция сегодня и завтра

1

Рассказ. Викторина.

9

Взгляд в будущее

1

Рассказ. Викторина.


Тема 7. Весна в природе.

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

Признаки весны.


1

Вводная лекция с элементами беседы . Стихи. Загадки.

Весна в жизни растений.

1

Рассказ учителя. Беседа.

Проращивание семян (опыты)

Первоцветы под охраной.

По страницам красной книги Смоленской области

1

Рассказ учителя, проектная деятельность

Вырастить растение своими руками.

Основы растениеводства. Выращивание рассады овощных и комнатных растений.

1

Рассказ. Практическая работа

Способы вегетативного размножения растений.

1

Беседа. Практическая работа

Весна в жизни животных.

1

Рассказ. Проектная деятельность.

Международный День птиц.


1

Подготовка праздника.


Тема 8. Природа под охраной.

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

1

Экологические проблемы. Экологические организации

1

Вводная лекция с элементами беседы . Выбор проекта.

2.

Состояние природы в районе нашего города.

1

Обзорная экскурсия, фоторепортаж

3.

Исследования состояния природы.

1

Практическая работа

4.

Методы охраны природы. Природоохранные территории.

1

Рассказ. Исследовательская работа .

5.

Экологическая тропа.

1

Разработка проекта, экскурсия

6

Экологические проекты.

1

Практическая деятельность, презентации


Тема 9. Здоровье человека и окружающая среда.

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

Здоровье и факторы риска болезни.

1

Вводная лекция с элементами беседы .

Здоровье и наследственность.Здоровье и среда жизнедеятельности человека.

1

Рассказ учителя, проектная деятельность

Влияние загрязнений среды на здоровье человека.

1

Рассказ. Поисково-исследовательская работа

Здоровый образ жизни.

.

1

Рассказ. Проектная деятельность.

Культура питания.

Анализ состава пищевых продуктов

1

Рассказ. Поисково-исследовательская работа




Литература для учителя

  1. Занимательное растениеводство. Автор-составитель : Г.Н. Белякова. – Барнаул, 2006. – 29 с.

  2. Ее величество почва./Методическое пособие по краеведению. Авторы – составители: Н.В. Батлук, Н.Б. Козлова. – Барнаул, 2006. – 44 с.

  3. Новиков В.С., Губанова И.А. Школьный атлас-определитель высших растений 6 Кн. Для учащихся. – М.6 просвещение, 1991. – 240с.

  4. Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологию – М.:Т.Ц. Сфера, 2005. – 96 с.

  5. Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод.пособ. – М.:Глобус, 2008. – 255с.


Литература для учащихся

  1. Герасимов С.О., Журавлев И.М. Редкие комнатные растения. – М. Аквариум, 1997, 224с.

  2. Акимушкин И.И. Причуды природы (кн. 2) – М.: Юный натуралист, 1992. – 128с.

  3. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана. – Ярославль, «Академия развития», 1998. – 240с.

  4. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых. – Ярославль, «Академия развития», 1998. – 256с.

  5. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о птицах. – Ярославль, «Академия развития», 1998. – 240с.

  6. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. – Ярославль, «Академия развития», 1998. – 240с.

  7. Косицкий Г.И., Дьяконова И.Н. Резервы нашего организма: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1993. – 159с.

  8. Кофман М.В. Озера, болота, пруды и лужи и их обитатели. М.: Муравей, 1996. 272с.

  9. Новиков В.С., Губанова И.А. Школьный атлас-определитель высших растений 6 Кн. Для учащихся. – М.6 просвещение, 1991. – 240с.