Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
г. Сафоново Смоленской области
Рассмотрено на заседании МО учителей естественно-математического цикла Руководитель МО естественно-математического цикла _____________Н.А. Петрова Протокол № 1 От 28 августа 2023 г | Согласовано Заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «СОШ № 8» г. Сафоново _________М.В. Кондратенкова | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ № 8» г. Сафоново _____________Е.В. Русакова Приказ № ______ От 30 августа 2023 г |
Рабочая программа кружка
«Юный биолог»
5 – 6 классы
Учитель биологии и химии МБОУ «СОШ № 8» г. Сафоново Петрушенкова Юлия Владимировна |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Нашему времени свойственна все более возрастающая взаимозависимость людей. Их жизнь, условия труда и быта почти целиком зависят от правильности решений, принимаемых очень многими. В свою очередь, деятельность отдельного человека также влияет на судьбу многих. Именно поэтому очень важно, чтобы биология стала неотъемлемой составной частью мировоззрения каждого человека независимо от его специальности. Инженеру-строителю, инженеру-технологу, инженеру-мелиоратору знание науки о жизни необходимо так же, как врачу или агроному, ибо только в этом случае они будут представлять последствия своей производственной деятельности для природы и человека. Необходимы биологические знания и представителям гуманитарных специальностей как важная часть общечеловеческого культурного наследия. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их – это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже 20-21 веков,дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества, экологические и продовольственные проблемы можно решить с помощью открытий в области биологии. Поэтому обществу как никогда необходимы специалисты биологического профиля.
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок,ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов,научить высказывать свои мысли и отстаивать их -это основа организации биологического кружка,т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Биологический кружок организуется для учащихся 5 - 6-х классов, которые уже знакомы по урокам окружающего мира и биологии с миром живых организмов.
Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие:
Охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
Добавлен раздел изучения особенностей природы Смоленской области и Сафоновского района (природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность);
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических,особенностей.
Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.
Курс, рассчитанный на 68 академических часа (два года обучения), включает теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии, ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека.
Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка,разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.
Цель программы:
Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься о огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.
Основные задачи программы:
Образовательные
Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.
Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;
Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие
Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.
Развитие навыков общение и коммуникации.
Развитие творческих способностей ребенка.
Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Воспитательные
Воспитывать интерес к миру живых существ.
Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Условия реализации программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 5 – 6 класс.
Продолжительность образовательного процесса - 2 года.
Количество часов - 1 учебный час в неделю
За год (34 недель) - 34 занятия.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
Формы и методы, используемые в работе по программе
Словесно-иллюстративные методы:
рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.
Репродуктивные методы:
воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Частично-поисковые методы
(при систематизации коллекционного материала).
Исследовательские методы
(при работе с микроскопом).
Наглядность
просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Ожидаемый результат:
положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
повышение коммуникативности;
появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы;
ведение здорового образа жизни.
Тематический план работы биологического кружка 1 год обучения.
Тема 1. Природа под микроскопом.
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Форма занятий |
1 | Введение. Методы исследования природы. Правила безопасности и меры первой помощи. | 1 | Вводная лекция с элементами беседы и практической деятельности. |
2. | Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом. Приготовление микропрепаратов. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. Практическая работа. |
3. | Самые маленькие организмы. Особенности и разнообразие бактерий. | 1 | Рассказ, организация работы по мини-проектам |
4. | Бактерии в жизни человека. | 1 | Беседа, Проектная деятельность |
5. | Бактерии в жизни человека. | 1 | Проектная деятельность |
6. | «Суд над бактерией» | 1 | Деловая Игра |
7 | Простейшие организмы. | 1 | Рассказ, исследовательская работа с микроскопом |
8 | Клетки растений и животных. | 1 | Рассказ, исследовательская работа с микроскопом |
9 | Что показал нам микроскоп. | 1 | Викторина, отчетное занятие |
Тема 2. Осенние явления в природе.
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Форма занятий |
| Введение. Сезонность в природе. Фотопериодизм. | 1 | Вводная лекция с элементами беседы и практической деятельности. |
| Осень в жизни растений и животных. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. Практическая работа |
| «Тихая охота». Правила сбора и переработки грибов. Первая помощь при отравлении. | 1 | Беседа, экскурсия с фотоаппаратом |
| Подготовка выставки и презентации мини-проектов. | 1 | Практическая работа |
| Презентация работ | 1 | Практическая работа |
| Ах, осень | 1 | Игра |
Тема 3. Зеленый мир.
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Форма занятий |
1 | Мир растений. Особенности и многообразие растений. | 1 | Вводная лекция с элементами беседы , экскурсия. |
2. | Тайны жизни растений. Строение растений и жизнедеятельность. Органы растений и их функции. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. Практическая работа |
3. | Кто такие? Где живут? Определение растений. | 1 | Практическая работа с гербарием |
4. | Определение растений. Подготовка внеклассного мероприятия «Что ты знаешь о растениях?». | 1 | Практическая работа. |
5. | Роль растений в природе и жизни человека. | 1 | Беседа. Проектная деятельность |
6. | Съедобные и ядовитые растения. | 1 | Рассказ. Проектная деятельность. |
7 | Лекарственные растения. | 1 | Рассказ. Проектная деятельность. |
8 | Растения красной книги Смоленской области и меры по их охране. | 1 | Рассказ, проектная деятельность. |
Тема 4. Мир животных.
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Форма занятий |
1 | Мир животных. Особенности и многообразие животных. | 1 | Вводная лекция с элементами беседы . |
2. | Тайны жизни одноклеточных животных. Выращивание культуры инфузории-туфельки. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. Практическая работа |
3. | Мир беспозвоночных животных. | 1 | Исследовательская работа с рисунками и справочниками |
4. | Определение членистоногих по рисункам и коллекции. | 1 | Практическая работа. |
5. | В мире позвоночных животных. Холоднокровные животные. | 1 | Беседа. Проектная деятельность |
6. | В мире позвоночных животных. Теплокровные животные. | 1 | Рассказ. Проектная деятельность. |
7 | Животные в жизни человека. | 1 | Рассказ. Проектная деятельность. |
8-9 | Животные красной книги Смоленской области и меры по их охране. | 1 | Рассказ, проектная деятельность. |
10 | Праздничная зоо-викторина. | 1 | Игровое занятие |
Тематический план работы биологического кружка 2-ой год обучения
Тема 5. Организм человека.
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Форма занятий |
1 | Человек –особенный. | 1 | Вводная лекция с элементами беседы . |
2. | Как появился человек. Выявление доказательств эволюции человека. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. Практическая работа. |
3. | Особенности устройства и работы систем органов человека. | 1 | Исследовательская работа с рисунками и справочниками |
4. | Функциональные пробы и исследования работы организма человека. | 1 | Практическая работа. |
5. | Особенности человека. | 1 | Беседа. Проектная деятельность |
6. | Факторы здоровья человека. | 1 | Рассказ. Проектная деятельность. |
7 | Влияние вредных привычек на здоровье. | 1 | Рассказ. Проектная деятельность. |
8 | Я буду здоровым | 1 | Рассказ. Проектная деятельность. |
Тема 6. Эволюция природы.
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Форма занятий |
1 | Теория эволюции. От Дарвина до Опарина. | 1 | Вводная лекция с элементами беседы . |
2. | Доказательства эволюции. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. Поисково-исследовательская работа. |
3. | Начало эволюции. Рождение Земли. | 1 | Исследовательская работа с рисунками и справочниками |
4. | Первые «живые» в океане. Эволюционное дерево (аппликация). | 1 | Коллективная творческая деятельность |
5. | Завоевание суши. | 1 | Беседа. Проектная деятельность |
6. | История динозавров. | 1 | Рассказ. Проектная деятельность. |
7 | Необыкновенные предки современных теплокровных. | 1 | Рассказ. Проектная деятельность. |
8 | Эволюция сегодня и завтра | 1 | Рассказ. Викторина. |
9 | Взгляд в будущее | 1 | Рассказ. Викторина. |
Тема 7. Весна в природе.
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Форма занятий |
| Признаки весны. | 1 | Вводная лекция с элементами беседы . Стихи. Загадки. |
| Весна в жизни растений. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. Проращивание семян (опыты) |
| Первоцветы под охраной. По страницам красной книги Смоленской области | 1 | Рассказ учителя, проектная деятельность |
| Вырастить растение своими руками. Основы растениеводства. Выращивание рассады овощных и комнатных растений. | 1 | Рассказ. Практическая работа |
| Способы вегетативного размножения растений. | 1 | Беседа. Практическая работа |
| Весна в жизни животных. | 1 | Рассказ. Проектная деятельность. |
| Международный День птиц. | 1 | Подготовка праздника. |
Тема 8. Природа под охраной.
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Форма занятий |
1 | Экологические проблемы. Экологические организации | 1 | Вводная лекция с элементами беседы . Выбор проекта. |
2. | Состояние природы в районе нашего города. | 1 | Обзорная экскурсия, фоторепортаж |
3. | Исследования состояния природы. | 1 | Практическая работа |
4. | Методы охраны природы. Природоохранные территории. | 1 | Рассказ. Исследовательская работа . |
5. | Экологическая тропа. | 1 | Разработка проекта, экскурсия |
6 | Экологические проекты. | 1 | Практическая деятельность, презентации |
Тема 9. Здоровье человека и окружающая среда.
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Форма занятий |
| Здоровье и факторы риска болезни. | 1 | Вводная лекция с элементами беседы . |
| Здоровье и наследственность.Здоровье и среда жизнедеятельности человека. | 1 | Рассказ учителя, проектная деятельность |
| Влияние загрязнений среды на здоровье человека. | 1 | Рассказ. Поисково-исследовательская работа |
| Здоровый образ жизни. . | 1 | Рассказ. Проектная деятельность. |
| Культура питания. Анализ состава пищевых продуктов | 1 | Рассказ. Поисково-исследовательская работа |
Литература для учителя
Занимательное растениеводство. Автор-составитель : Г.Н. Белякова. – Барнаул, 2006. – 29 с.
Ее величество почва./Методическое пособие по краеведению. Авторы – составители: Н.В. Батлук, Н.Б. Козлова. – Барнаул, 2006. – 44 с.
Новиков В.С., Губанова И.А. Школьный атлас-определитель высших растений 6 Кн. Для учащихся. – М.6 просвещение, 1991. – 240с.
Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологию – М.:Т.Ц. Сфера, 2005. – 96 с.
Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод.пособ. – М.:Глобус, 2008. – 255с.
Литература для учащихся
Герасимов С.О., Журавлев И.М. Редкие комнатные растения. – М. Аквариум, 1997, 224с.
Акимушкин И.И. Причуды природы (кн. 2) – М.: Юный натуралист, 1992. – 128с.
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана. – Ярославль, «Академия развития», 1998. – 240с.
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых. – Ярославль, «Академия развития», 1998. – 256с.
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о птицах. – Ярославль, «Академия развития», 1998. – 240с.
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. – Ярославль, «Академия развития», 1998. – 240с.
Косицкий Г.И., Дьяконова И.Н. Резервы нашего организма: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1993. – 159с.
Кофман М.В. Озера, болота, пруды и лужи и их обитатели. М.: Муравей, 1996. 272с.
Новиков В.С., Губанова И.А. Школьный атлас-определитель высших растений 6 Кн. Для учащихся. – М.6 просвещение, 1991. – 240с.