Пояснительная записка
Жизнь выдвигает на первый план проблемы укрепления физического, духовного и нравственного здоровья подрастающего поколения.
Стрелковый спорт пользуется большой популярностью среди молодежи и школьников. Он воспитывает у молодежи высокие морально-волевые качества, готовность к защите Отчества. Чем больше подросток получает информации, приобретает практических навыков, чем серьезнее психологическая подготовка к всевозможным социальным и природным катаклизмам, тем выше его эмоционально-волевая устойчивость. Стрелковый спорт воспитывает смелость, мужество, самообладание, целеустремленность, трудолюбие, внимательность, самостоятельность. Сильные люди умеют распорядиться своими знаниями и опытом на пользу себе и окружающим, готовы прийти на помощь другим, решают проблемы гуманными, законными путями.
Программа кружка «Юный стрелок» ориентирована на развитие у школьников таких качеств, как ответственное отношение к труду, дисциплинированность, дружба и товарищество. Соревнования и сопутствующее им эмоциональное возбуждение являются проверкой характера юного спортсмена, его волевых качеств. Доставляя радость или огорчение, они мобилизуют стрелка на дальнейшее совершенствование, на проявление значительных усилий для самовоспитания. В содержание курса «Юный стрелок» входит обучение школьников основам стрельбы из пневматической винтовки.
Цель:
- развитие у школьников таких качеств, которые будут обеспечивать не только достижения высоких результатов в стрелковом спорте (самообладание, внимательность и самостоятельность), но и сформируют социальный опыт школьника: готовность к защите Отечества, коллективизм, дружбу.
- формирование готовности школьников к отношениям в обществе и преодолению жизненных трудностей, проверка своих сил и возможностей, активное самовоспитание.
Задачи:
Воспитательные: воспитание у школьников смелости и мужества, решительности и самообладания, ответственного отношения к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Развивающие: развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих правильное поведение в обществе; способствовать развитию лидерских качеств подростков; развитие умений работать в группе, коллективе;
Знания, умения и навыки: получение знаний об основах стрельбы, получение навыков стрельбы из пневматической винтовки, получение навыков проведения физических упражнений для укрепления общей физической подготовки и для формирования правильной осанки.
Программа рассчитана на учащихся 12-17 лет. Срок реализации дополнительной образовательной программы «Юный стрелок» один год.
Ожидаемый результат изучения курса.
В результате изучения курса «Юный стрелок» учащийся должен
• знать:
Основы стрельбы их пневматической винтовки
• уметь:
Находить рациональную изготовку для производства точного выстрела, уметь правильно нажимать на спусковой крючок;
Проводить физические упражнения для повышения функциональных возможностей своего организма, для своего всестороннего гармоничного развития
Время проведения занятий:
1-й час: 13.40 – 14.25
2-й час: 14.30 – 15.15
II. Учебно-тематический план
№ | Название темы | Общее кол-во часов | Теоретич. часть (час.) | Практич. часть (час.) |
1. | Введение | 2 | 2 | |
2. | Меры безопасности при проведении стрельб | 2 | 2 | |
3 | Основы техники стрельбы | 4 | 4 | |
4 | Правила соревнований | 2 | 2 | |
5 | Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировки. | 46 | | 46 |
6 | Общая физическая подготовка | 10 | | 10 |
7 | Соревнования | 6 | 1 | 5 |
| Всего | 72 | 11 | 61 |
III. Содержание программы
Структурно программа состоит из семи разделов.
Раздел 1: Введение (2 часа)
Основы развития стрелкового спорта. Олимпийские чемпионы –россияне в стрелковом спорте. Ознакомление с программой и расписанием занятий. Ознакомление с методами местами проведения занятий. Закон «О всеобщей воинской обязанности». Обязанности дежурного по поддержанию порядка при проведении стрельб.
Раздел 2: Меры обеспечения безопасности при проведении стрельбы из пневматической винтовки (1час)
Порядок обращения с оружием. Правила поведения в помещении для проведения стрельбы (спортзале, улице, лыжная база и др.), сигналы и команды, подаваемые при проведении стрельб и их выполнение. Изучение инструкции по обеспечению мер безопасности при проведении стрельб.
Раздел 3: Основы техники стрельбы (4 часа)
Материальная часть ПВ.
Назначение и боевые свойства пневматического оружия. Общее устройство винтовок ИЖ -22, ПЖ- 38. Виды прицелов и их устройство. Внесение поправок на прицеле. Осмотр оружия. Уход за оружием.
Основы стрельбы.
Явление выстрела. Движение пули по каналу ствола. Начальная скорость. Отдача ружья, полет пули в воздухе. Образование траектории и её элементы. Прицеливание. Варианты техники спуска курка. Подбор пулек. Темп стрельбы, выполнение упражнения в условиях соревнований.
Основы техники стрельбы.
Изготовки при стрельбе из положения стоя, с колена, лёжа. Особенности изготовки с учетом индивидуальных особенностей спортсмена, баланс оружия. Спуск курка.
Раздел 4: Правила соревнований (2часа)
Порядок стрельбы. Перерывы в стрельбе. Ошибки и помехи при медленной стрельбе. Нарушение правил соревнований. Определение занятых мест. Представители, тренеры и капитаны команд. Допуск участников к соревнованиям. Меры безопасности при обращении с оружием при проведении соревнований. Общие обязанности и права членов судейской коллегии.
Практические занятия: выполнение обязанностей судьи линии огня, судьи линии мишеней, судьи контролера, судьи показчика.
Тренировка в прицеливании.
Раздел 5: Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировки (46 часов)
Приемы изготовки. Прицеливание. Спуск курка.
Показ приемов изготовки для стрельбы сидя с опорой локтями о стол или стойку. Положение корпуса, рук, ног, головы, положение кисти правой руки на шейке приклада и приклада у плеча. Положение указательного пальца на спусковом крючке.
Понятие прицеливания. Спуск курка. Порядок заряжания и разряжения винтовки.
Изучение и освоение приемов изготовки. Тренировка.
Раздел 6: Общая физическая подготовка (10 часов).
Упражнения на расслабление различных групп мышц. На развитие координации и точности движений. Упражнения на формирование правильной осанки.
Спортивные и подвижные игры как средство активного отдыха. Упражнения с партнерами в равновесии, в сопротивлении.
IV. Методическое обеспечение программы
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения.
Для повышения интереса обучающихся к занятиям и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач на уроках рекомендуется применять разнообразные формы и методы их проведения.
Словесные методы создают у обучающихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания, инструкции.
Наглядные методы применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у обучающихся конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы позволяют освоить практические навыки и умения.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Дидактические и демонстрационные материалы: Упражнения учебные приборы и оборудование: пневматические винтовки, цветные таблицы, видеофильмы.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
№ п\п | Разделы и темы | Кол-во часов | Сроки проведения | Примечания |
| Раздел 1. Введение. | 1 | | |
1. | Ознакомление с программой и расписанием занятий. | 1 | | |
| Раздел 2. Меры безопасности при проведении стрельб из ПВ. | 2 | | |
2. | Порядок обращения с оружием. Правила поведения при стрельбе. | 1 | | |
3. | Команды, подаваемые при проведении стрельб и их выполнение. | 1 | | |
| Раздел 3. Основы техники стрельбы. | 4 | | |
4. | Назначение и боевые свойства пневматического оружия. Общее устройство пневматической винтовки. | 1 | | |
5. | Виды прицелов и их устройство. Осмотр оружия. Уход за оружием. | 1 | | |
6. | Явление выстрела. Отдача оружия. | 1 | | |
7. | Прицеливание. Техника спуска курка. | 1 | | |
| Раздел 4. Правила соревнований. | 2 | | |
8. | Порядок стрельбы. Мишени. | 1 | | |
9. | Допуск участников к соревнова- ниям. | 1 | | |
| Раздел 5. Изучние и совершен- ствование техники стрельбы. | 19 | | |
10. | Приемы изготовки для стрельбы стоя. Положение корпуса, рук, ног, головы. | 2 | | |
11. | Приемы изготовки для стрельбы сидя. Положение корпуса, рук, ног, головы. | 2 | | |
12. | Приемы изготовки для стрельбы лежа. Положение корпуса, рук, ног, головы. | 2 | | |
13. | Понятие прицеливания. Спуск курка. | 2 | | |
14. | Тренировка в однообразии прице- ливания. Соревнования по стрельбе. | 11 | | |
| Раздел 6. Общая физическая подготовка. Соревнования. | 8 | | |
15. | Упражнения на развитие и расслабление различных групп мышц. | 2 | | |
16. | Упражнения на ормирование координации движения. | 2 | | |
17. | Упраженения на формирование правильной осанки. | 2 | | |
18. | Спортивные, подвижные игры и соревнования. | 2 | | |
| Всего: | 36 часов | | |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
№ п\п | Разделы и темы | Кол-во часов | Сроки проведения | Примечания |
| Раздел 1. Введение. | 2 | | |
1. | Ознакомление с программой и расписа ни ем занятий. | 2 | | |
| Раздел 2. Меры безопасности при проведении стрельб из ПВ. | 4 | | |
2. | Порядок обращения с оружием. Правила поведения при стрельбе. | 2 | | |
3. | Команды, подаваемые при проведении стрельб и их выполнение. | 2 | | |
| Раздел 3. Основы техники стрельбы. | 8 | | |
4. | Назначение и боевые свойства пневматичес кого оружия.Общее устройство пневматической винтовки. | 2 | | |
5. | Виды прицелов и их устройство. Осмотр оружия. Уход за оружием. | 2 | | |
6. | Явление выстрела. Отдача оружия. | 2 | | |
7. | Прицеливание. Техника спуска курка. | 2 | | |
| Раздел 4. Правила соревнований. | 4 | | |
8. | Порядок стрельбы. Мишени. | 2 | | |
9. | Допуск участников к соревнова- ниям. | 2 | | |
| Раздел 5. Изучние и совершенствование техники стрельбы. | 38 | | |
10. | Приемы изготовки для стрельбы стоя. Положение корпуса, рук, ног, головы. | 4 | | |
11. | Приемы изготовки для стрельбы сидя. Положение корпуса, рук, ног, головы. | 4 | | |
12. | Приемы изготовки для стрельбы лежа. Положение корпуса, рук, ног, головы. | 4 | | |
13. | Понятие прицеливания. Спуск курка. | 4 | | |
14. | Тренировка в однообразии прице лива- ния. Соревнования по стрельбе. | 22 | | |
| Раздел 6. Общая физическая подготовка. Соревнования. | 16 | | |
15. | Упражнения на развитие и расслабление различных групп мышц. | 4 | | |
16. | Упражнения на ормирование координации движения. | 4 | | |
17. | Упраженения на формирование правильной осанки. | 4 | | |
18. | Спортивные, подвижные игры и соревнования. | 4 | | |
| Всего: | 72 часа. | | |
Место проведения учебных занятий и тренировок и хранения оружия: школьные помещения: спортивный зал, лыжная база, оружейная комната.
Y. Список литературы.
1. Основы стрельбы из стрелкового оружия;
2. Наставления по стрелковому делу, Воениздат, 1985.- 111с.;
3. Дворкин А.Д. Стрельба из пневматических винтовок.- М., ДОСААФ, 1986.
4. Вайнштейн Л.М. Психология в пулевой стрельбе.- М., ФиС, 1969.
5. Гачачиладзе Л.В., Орлов В.А. Физическая подготовка стрелка.- М., ДОСААФ, 1986.
6. История винтовки от пищали до автомата, издание журнала "Техника-молодежи", 1993.- 11с.;
7. Жилина М.Я. Методика тренировки стрелка-спортсмена. –М., ФиС, 1986.