26
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана «Детский сад «Звёздочка»
Принята решением Утверждена приказом
педагогического совета МБДОУ «Д/с «Звёздочка»
Протокол от ______201_ г. № от _______201__ г. № ____
Рабочая программа
кружка художественной направленности
«Ловкие ручки»
(вторая младшая группа, 3 -4 года)
2019 – 2020 учебный год
Разработала:
Сипкина Любовь Владимировна,
воспитатель первой квалиф.категории,
,
г. Абакан, 2019
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………………….…....3
1.1 Цели, задачи………………………………………………………………….…….3
1.2 Условия реализации образовательной программы…………………….……….4
1.3 Описание форм и методов проведения занятий…………………………….…..4
2. Содержательный раздел……………………………………………………….……..7
2.1 Учебный план, учебно-тематическое планирование……………………….…..7
2.2 Календарно-тематическое планирование…………………………………….…8
3. Прогнозируемые результаты………………………………………………………..14
3.1 Критерии и формы оценки качества знаний…………………………………..14
4. Материальное, методическое, кадровое обеспечение программы……………….17
Список литературы………………………………………………………………..18
Приложения………………………………………………………………………..19
1.Пояснительная записка.
1.1 Цели, задачи.
Актуальность
Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и речи у детей. Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Значение мелкой моторики очень велико. В. А. Сухомлинский писал: «От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность. Связная речь, так же напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом.
Известно, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Хорошая мелкая моторика у ребенка позволит ему совершать точные движения маленькими ручками и благодаря этому он быстрее начнет общаться, используя язык. Как правило, если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норме), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает- отстает и развитие речи.
Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Оптико-пространственное восприятие, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому. Что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он может «рассказывать пальцами» целые истории.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Цель программы - создание условий для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи программы:
Воспитательные:
1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость.
2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
3. Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
Развивающие:
1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
3. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
Образовательные:
1. Формировать навыки исполнительского мастерства.
2. Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.
1.2 Условия реализации образовательной программы.
Программа кружка «Ловкие ручки» рассчитана на один учебный год, предназначена для детей второй младшей группы. Занятия по программе кружка проводятся 1 раз в неделю, 4 раза в месяц (с сентября по май). Деятельность планируется во второй половине дня, продолжительностью не более 15 минут, в год – 35 занятий (525 минут).
Условия приёма – все дети группы, анкетирование родителей воспитанников (Приложение 1). Анализ анкет показал, что 54% (15 родителей) выбрали «Ловкие ручки» (развитие мелкой моторики), 21% (6 родителей) выбрали «Говорушки» (театрализованная деятельность), 18% (5 родителей) выбрали «Развивай-ку» (развитие математических представлений и логики) и 7% (2 родителя) выбрали «Крепыш» (физическое развитие).
1.3 Описание форм и методов проведения занятий
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, - так и практические занятия: рисование, аппликация, лепка из пластилина, конструирование.
Формы и методы занятий.
На занятиях используются различные формы это:
- традиционные и практические, комбинированные;
- игры, участие в конкурсах.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (беседа, рассказ);
- наглядный (показ готовых работ, наблюдение за процессом и др.)
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают данную информацию;
- репродуктивный – дети дошкольного возраста воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – дети ищут решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – сами дети без помощи воспитателя выполняют творческую работу.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:
- фронтальный – совместная работа педагога со всеми детьми;
- индивидуально-фронтальный – в индивидуальной и фронтальной работе ребенок может попросить помощи у воспитателя;
- групповой – совместная коллективная работа детей в группах;
- индивидуальный – ребенок сам выполняет поставленную перед ним задачу.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям развития ребенка);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие воспитателя и воспитанника в социуме, реализация своих собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
- «от простого к сложному» (научившись простым элементарным навыкам работы, затем ребенок применяет свои знания в выполнении более сложных творческих работах).
Программа включает в себя следующие разделы:
• пальчиковая гимнастика
• лепка
• аппликация
• нетрадиционные техники рисования
• штриховка
• игры и действия с предметами.
В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
В разделе “Лепка” в процессе деятельности дети изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.
В разделе “Аппликация” дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем.
В разделе “Нетрадиционные техники рисования” у детей формируются умения и навыки рисования различными способами, развивается воображение.
В разделе «Штриховка» дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш.
В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Содержательный раздел
2.1. Учебный план, учебно-тематическое планирование.
Учебный план:
Количество занятий в неделю | Количество недель | Всего занятий | Продолжительность одного занятия (мин.) |
1 | 35 | 35 | 15 |
Учебный план реализуется в групповой форме. Допустимое количество занятий не превышает 1 раза в неделю, в месяц 4 занятия. Деятельность организованна во второй половине дня, на основании расписания. Продолжительность не более 15 минут.
Учебно-тематический план:
№ п/п | Тема | Количество занятий | Примечания |
1 | «Умные пальчики» | 1 | Коллективная работа |
2 | «Игрушки» | 1 | Индивидуальная работа |
3 | «Осень золотая под зонтом гуляет» | 1 | Индивидуальная работа |
4 | «Фрукты из сада» | 1 | Индивидуальная работа |
5 | «Овощи с огорода» | 1 | Индивидуальная работа |
6 | «Деревья» | 1 | Индивидуальная работа |
7 | «Посуда» | 1 | Индивидуальная работа |
8 | «Птицы» | 1 | Индивидуальная работа |
9 | «Семья» | 1 | Индивидуальная работа |
10 | «Детский сад» | 1 | Индивидуальная работа |
11 | «Одежда» | 1 | Индивидуальная работа |
12 | «Подарок для мамы» | 1 | Индивидуальная работа |
13 | «Зимушка-зима» | 1 | Индивидуальная работа |
14 | «Наш город» | 1 | Коллективная работа |
15 | «Дикие животные» | 1 | Индивидуальная работа |
16 | «Новый год. Елка» | 1 | Коллективная работа |
17 | «Снег идет» | 1 | Индивидуальная работа |
18 | «Домашние животные» | 1 | Индивидуальная работа |
19 | «Электроприборы» | 1 | Индивидуальная работа |
20 | «Дом» | 1 | Индивидуальная работа |
21 | «Транспорт» | 1 | Индивидуальная работа |
22 | «Защитники отечества» | 1 | Индивидуальная работа |
23 | «Конец зимы» | 1 | Индивидуальная работа |
24 | «Мамин праздник» | 1 | Индивидуальная работа |
25 | «Весна» | 1 | Индивидуальная работа |
26 | «Звонкая капель» | 1 | Индивидуальная работа |
27 | «Весенние цветы» | 1 | Индивидуальная работа |
28 | «Весеннее солнышко» | 1 | Индивидуальная работа |
29 | «Веселые рыбки» | 1 | Коллективная работа |
30 | «Вкусное пирожное» | 1 | Индивидуальная работа |
31 | «Профессии» | 1 | Индивидуальная работа |
32 | «Цветы» | 1 | Индивидуальная работа |
33 | «Дождь» | 1 | Индивидуальная работа |
34 | «Насекомые» | 1 | Индивидуальная работа |
35 | «Лето» | 1 | Индивидуальная работа |
| Итого занятий: | 35 занятий | |
2.2 Календарно-тематическое планирование
Месяц | Тема | Цель | Оборудование |
сентябрь | «Умные пальчики» | Создание условия для развития и формирования мелкой моторики рук, укрепление мышц пальцев и кистей рук. | Гуашь. Ватман. Салфетки. |
«Игрушки» | Создание условия для развития тактильных ощущений, умения рисовать с помощью штриховки. | ¼ листа бумаги, смятой в комок, с нарисованными на ней контурами различных игрушек Счетные палочки. Кусочки тканей разной фактуры. Рисунки контуров игрушек Расчески для волос. |
«Осень золотая под зонтом гуляет» | Создание условия для формирования умения раскрашивать с помощью штриховки не выходя за контур. | Контурные изображения листьев дерева Карандаши Счетные палочки Сосновые шишки |
«Фрукты из сада» | Создание условия для формирования умения раскрашивать с помощью штриховки не выходя за контур. | Контурные изображения фруктов Карандаши Бусины |
октябрь | «Овощи с огорода» | Создание условия для развития координации движений, умения соотносить движения со словами текста. | 2 коробочки Мешочек с овощами. Орехи грецкие на каждого ребёнка. Фасоль белая, красная |
«Деревья» | Создание условия для формирования у детей умения завязывать узелки, бантики. | Шнурки, веревки Бельевые прищепки Подушечки с разными наполнителями Краски Карандаши с гранями |
«Посуда» | Создание условия для развития мелкой моторики, формирования умения отрывать от большого листа бумаги небольшой кусочек и сминать его в комочек. | Резиновые ребристые мячики, Крышечки, баночки, разрезные детали, бумага, вазочка, карандаши. |
«Птицы» | Создание условия для развития зрительного внимания, мелкой моторики, закрепление умения ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии. | Манная крупа подносы кусочки цветной бумаги семена подсолнуха, тыквы бусины |
ноябрь | «Семья» | Создание условия для развития мелкой моторики рук, формирование умения детей сматывать нить в клубок. | Счётные палочки, красная и белая фасоль. Машины –грузовички. Карандаши, разные крышечки. |
«Детский сад» | Создание условия для развития мелкой моторики, тренировки навыка выкладывания изображения счетными палочками. | ¼ листа бумаги, смятой в комочки с нарисованными на ней пиктограммами, изображающими эмоции Манная крупа Прищепки Фигурки детей из картона Счетные палочки Бусины |
«Одежда» | Создания условия для формирования навыка различать предметы по размеру. | Картонные трафареты платья и другой одежды Пуговицы разных размеров Прищепки Кукла с набором одежды Карандаши с гранями |
«Подарок для мамы» | Создание условия для укрепления мелкой моторики рук через обрывную аппликацию. | Цветная бумага Клей Шаблоны подарков |
декабрь | «Зимушка-зима» | Создание условия для развития мелкой моторики, закрепление умение проводить прямые горизонтальные линии. | Манная крупа Нитки Мячики-«ёжики». 1/2 альбомного листа с изображением воробья ¼ листа бумаги, смятой в комочки, с нарисованными на ней контурами предметов для зимней прогулки |
«Наш город» | Создание условия для развития мелкой моторики, формирование умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания. | Горох Печатный лабиринт Геометрические фигуры из картона Бусины, шнур |
«Дикие животные» | Создание условия для развития зрительного внимания, мелкой моторики, умение изображать простейшие предметы с помощью пальцев. | Стакан, ложка, тарелка Зелёная бумага Краски Мячики-«ёжики» |
«Новый год. Елка» | Создание условия для закрепления умения обводить изображение по трафарету, проводить прямые горизонтальные линии. | Шерстяные нитки трафарет ёлки Карандаши. Геометрические фигуры |
январь | «Снег идет» | Создание условия для формирования умения координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания. | Пластилин Счётные палочки Прищепки, картонная крыша Карандаши с гранями |
«Домашние животные» | Создание условия для развития мелкой моторики рук, формирование умения рисовать с помощью штриховки. | Геометрические фигуры Фигурки животных 1/2 альбомного листа Зелёные карандаши Картинки животных и их детенышей Бельевые прищепки |
«Электроприборы» | Создание условия для развития мелкой моторики, координации движений, закрепление умения закрашивать готовые изображения. | Мячики-«ёжики» ¼ листа бумаги, смятой в комочки, с нарисованными на ней электроприборами Карандаши |
февраль | «Дом» | Создание условия для развития тактильных ощущений, упражнения в умении рисовать на манке, выкладывать изображение с помощью счетных палочек. | Геометрические фигуры из картона Манная крупа Счетные палочки Карандаши с гранями |
«Транспорт» | Создание условия для формирования умения работать с бумагой -разглаживать смятую в комок бумагу. | ¼ листа бумаги с контурными рисунками различных транспортных средств Манка, поднос Бусины |
«Защитники отечества» | Создание условия для отрабатывания навыка выкладывания изображения счетными палочками. | Счётные палочки Грецкие орехи шнур, бусины. |
«Конец зимы» | Создание условия для развития умения рисовать круги разного размера цветными мелками, развитие тактильных ощущений. | Красная и белая фасоль карандаши манная крупа предметы различной твердости. |
март | «Мамин праздник» | Создание условия для развития мелкой моторики, координации движений, тренировки умения создавать узор по образцу. | Счетные палочки ½ альбомного листа краски ватные палочки, макароны. |
«Весна» | Создание условия для развития мелкой моторики, координации движений. | Прищепки Пуговицы Коробочки (желтые, красные, синие, зеленые) Бумага Верёвочки |
«Звонкая капель» | Создание условия для развития координации движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. | вода и пипетки разрезная картинка грецкие орехи |
апрель | «Весенние цветы» | Создание условия для развития мелкой моторики, координации движений, тренировки умения создавать узор по образцу. | Нарисованные половинки цветов Пуговицы разного размера Кусочки цветной бумаги Расчёски для волос |
«Весеннее солнышко» | Создание условия для развития мелкой моторики, координации движений, развития тактильных ощущений. | Геометрические фигуры, верёвочки ватные палочки |
«Веселые рыбки» | Создание условия для формирования умения делать отпечатки, дорисовывать их до определенного образа. | Эскиз аквариума Гуашь Кисточки Салфетки |
«Вкусное пирожное» | Создание условия для развития мелкой моторики, усидчивости, воображения. | Пластилин Шаблоны пирожных карандаши с гранями |
«Профессии» | Создание условия для развития мелкой моторики, развитие тактильных ощущений, знакомство с понятиями «гладкий», «шершавый», "мягкий", "твердый". | Ткань разной фактуры, Шнуровка, карандаши с гранями |
май | «Цветы» | Создание условия для развития мелкой моторики, координации движений, развития тактильных ощущений. | пластилин спички, геометрические фигуры (овалы), кусочки цветной бумаги карандаши с гранями |
«Дождь» | Создание условия для развития мелкой моторики, координации движений. | Фасоль Картонная тучка, прищепки отрезки каната |
«Насекомые» | Создание условия для формирования умения шнуровать, продевать шнурок в отверстие. | Карандаши, мозаика, шнуровка прищепки |
«Лето» | Создание условия для развития мелкой моторики, координации движений, формирование умения аккуратно наклеивать детали, создавать красивую композицию. | шишки пипетки краски мячики-«ежики» |
3.Прогнозируемые результаты
3.1. Критерии и формы оценки качества знаний.
Два раза в год в начале и в конце реализации программы проводится оценка уровня сформированной мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. (Приложение 2).
Для исследования мелкой моторики рук используем методику, разработанную О.В. Бачиной и Н.Ф. Коробовой.
1.Тест на определение полноты объема движений пальцев рук доминантной руки.
Цель: диагностирование полноты объема движений пальцев рук при разжимании кулаков по полноте амплитуды движений отводящих мышц.
Ход тестирования:
Тестирующий дает установку ребенку положить на стол кисти обеих рук ладонями вверх.
Последовательность выполнения задания:
1. Крепко сжать пальчики в кулачки, не поворачивая ладоней.
2. Удерживать сжатые кулачки под счет от 1 до 5.
3. Под счет раз-два сжимать и разжимать ладони (повторить 5-6 раз).
Тестирующий фиксирует полноту амплитуды отведения пальцев.
Интерпретация результатов тестирования:
Недостаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены не в полном объеме.
Достаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены в полном объеме.
2.Тест на выявление переключаемости движений пальцев рук доминантной руки «Кулак - ребро - ладонь» (А.Р. Лурия).
Цель: определение уровня переключаемости движений пальцев доминантной руки.
Ход тестирования:
Ребенку предлагается повторить по образцу, данному тестирующим, серию из девяти движений, которая состоит из трижды повторяющегося ряда движений «кулак - ребро - ладонь».
Могут быть нарушены:
- переключение с одного вида движений на другое;
- последовательность движений.
Интерпретация результатов тестирования:
Переключаемость оценивается как достаточная при безошибочном выполнении команд тестирующего.
Переключаемость считается недостаточно сформированной при нарушении переключаемости движений руки, когда характер действия тестируемого не соответствует командам тестирующего.
3.Тест на определение уровня сформированности умения удерживать заданную позу пальцев доминантной руки.
Цель: определение уровня сформированности умения ребенка управлять мышцами-сгибателями при удержании пальцев рук в заданной позе.
Ход тестирования:
Тестирующий предлагает ребенку (по образцу: педагог показывает – ребенок за ним повторяет) сделать крючки большим, указательным и средним пальцами. Остальные пальцы нужно прижать к ладони и удержать их в этом положении, не меняя позы, под счет от 1 до 10.
Интерпретация результатов тестирования:
Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями, если он удерживает заданную позу, не разжимая пальцев.
Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями недостаточно (или не владеет совсем), если пальцы непроизвольно начинают разгибаться.
4.Тест на определение уровня точности выполнения движений пальцами доминантной руки.
Цель: определение уровня умения ребенка совершать движения пальцами рук с заданной точностью.
Ход тестирования:
Тестирующий предлагает ребенку (по образцу: педагог показывает – ребенок за ним повторяет) последовательно делать колечки двумя пальцами доминантной руки: большим и указательным; большим и средним; большим и безымянным; большим и мизинцем. Тестирование рекомендуется повторить 3 раза, слегка убыстряя темп движений.
Интерпретация результатов тестирования:
Точность выполнения движений пальцами считается достаточной, если ребенок соединяет пальцы колечками ловко, не сбиваясь, не нарушая последовательности.
Точность выполнения движений пальцами считается недостаточной при нарушении точности, ловкости, последовательности соединения пальцев в колечки.
5.Тест на определение уровня мелкой моторики рук.
Цель: определение уровня умения ребенка совершать движения пальцами рук с заданной точностью.
Ход тестирования:
Тестирующий дает ребенку карандаш и бумагу и предлагает ему повторить по показу рисунок вертикальной, горизонтальной линии, нарисовать вслед за педагогом круг и точку.
Если ребенок проявляет разносторонние способности, можно попросить его скопировать изображение с образца (в этом случае ребенок не должен видеть, как это было нарисовано).
Интерпретация результатов тестирования:
Точность выполнения движений пальцами считается достаточной, если ребенок точно повторил за тестирующим все линии и заданные фигуры.
Точность выполнения движений пальцами считается недостаточной при нарушении точности и ловкости в прорисовывании линий и заданных фигур.
В ходе проведения практического обследования на основе представленных выше критериев, я смогла выявить уровни развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты по итогам обучения программы «Ловкие ручки»:
Дети должны знать:
-правила техники безопасности;
-основные формы штриховки;
-основные правила склеивания;
-некоторые приёмы лепки.
Должны уметь:
-работать с различными предметами;
-правильно держать кисть, карандаш;
-пользоваться клеем, салфеткой;
-заштриховывать изображение;
-изготавливать поделки в технике «аппликация» по образцу;
-повторять пальчиковые гимнастики за воспитателем;
-выполнять несложные техники рисования.
4.Материальное обеспечение программы.
1. Непосредственная образовательная деятельность по решению задач дополнительного образования детей проводится в специальном, регулярно проветриваемом, хорошо освещенном помещении, где имеются рабочие места для детей.
2. Для проведения непосредственной образовательной деятельности необходим рабочий материал: пластилин, доски для лепки, цветной картон, цветная бумага, клей, краски – гуашь, альбомы для рисования, пуговицы, карандаши цветные, ножницы, крупы, текстильный материал, ватные палочки, диски.
3. Дидактический материал:
- использование учебных пособий и книг;
- наглядные пособия поделок и изделий, собственноручно изготовленных педагогом;
- творческие работы, стенды и т. д.
Список литературы
1. Гатанова Н.В., Тунина Е.Г. Развиваю мелкую моторику. – СПб.: «Питер»,2000.
2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – Ь. ТЦ Сфера, 2008.
3. Урмакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб.:»Литера», 2008.
4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. – М.: «КАРАПУЗ», 2009.
5. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования». – СПб: ООО «Детство-Пресс», 2013.
6. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 3 -4 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.