СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка " Космическая физика"для учащихся 9-х классов

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка позволит учащимся расширить и углубить свои зна­ния по физике и астрономии,  увидеть  значимость законов механики в конкретной области знаний и деятельности человека - в физике Космоса и его освоения. При изучении темы учащиеся получат новые знания, не содержащиеся в базовой   программе. Программа способствует развитию и поддержанию интереса к изучению физики.позволит учащимся расширить и углубить свои зна­ния по физике и астрономии,  увидеть  значимость законов механики в конкретной области знаний и деятельности человека - в физике Космоса и его освоения. При изучении темы учащиеся получат новые знания, не содержащиеся в базовой   программе. Программа способствует развитию и поддержанию интереса к изучению физики.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка " Космическая физика"для учащихся 9-х классов»



Пояснительная записка


Программа кружка «Космическая физика» позволит учащимся расширить и углубить свои зна­ния по физике и астрономии, увидеть значимость законов механики в конкретной области знаний и деятельности человека - в физике Космоса и его освоения. При изучении темы учащиеся получат новые знания, не содержащиеся в базовой программе. Программа способствует развитию и поддержанию интереса к изучению физики.

В программу включены прогрессивные научные знания, наиболее ценный опыт практической деятельности человека. Одна из состав­ляющих целей программы раскрытие роли космонавтики в современ­ном мире, обоснование необходимости мирного использования Космоса для практических нужд всего человечества.

Вся тема состоит из трех частей .

Первая часть содержит вопросы, которые знакомят учащихся со связями космонавтики с другими пауками, с се историей - от возник­новения первых фантастических проектов до научно обоснованного из­ложения основных идей в трудах К.Э. Циолковского.

Вторая часть содержит вопросы принципа действия ракеты реак­тивных двигателей, свободного движения космических аппаратов в полях тяготения, расчет космических скоростей и расчет траекторий их полетов.

Третья часть содержит вопросы движения ракет под действием силы тяги, подробно анализируются перегрузки и невесомость в кос­мических аппаратах. Обсуждаются различные виды космической на­вигации.

При изучении курса учащиеся решают задачи на Закон всемирного тяготения. Законы сохранения, расчет космических скоростей, измене­ние веса тела, движущегося с ускорением.

Для успешного усвоения вопросов избранной темы выполняются практические наблюдения, изучается справочная литература, энциклопедии; предусмотрено использование плакатов, таблиц, просмотр фильмов или фрагментов отдельных со­бытий в космонавтике.

Методами контроля, подведения итогов усвоения материала, дос­тижения цели изучения курса могут быть:

- Написание рефератов, которые заслушиваются на заключительных (по частям) занятиях. Некоторые после обсуждения, предлагаются на школьную на­учно- исследовательскую конференцию, а содержа­щие элементы исследовательского характера

- Учащиеся слушатели курса, участвуют в олимпиа­дах по физике;


Цели программы :

- расширить и углубить основы знаний, приобретаемых на уроке физики

-получить дополнительные знания в области естественных наук

-изучить принципы действия реактивных двигателей

-изучить влияние небесных объектов на Землю

-повысить эрудицию и расширить кругозор учащихся

Программа рассчитана на 70 (. в неделю) Возраст учащихся 9 класс.



Содержание тем

Космос - как арена мирового сотруд­ничества государств на Земле.

Космонавтика и история ее развития. Циолков­ский К.О. - основатель научной космонавтики.

От первого ИСЗ первого полета человека, до на­ших дней.

Небесная механика

Закон Всемирного тяготения. Закон сохранения импульса. Закон сохранения энергии.

I и II законы Кеп­лера

Движение и устройство ракет. Законы реактив­ного двигателя

Реактивные поезда. Перспекти­вы реактивной техники;

Человек в косми­ческом корабле.

Опасности косми­ческих перелетов и их преодоление.

Движение ракеты под действием силы тяги.

Вывод космического аппарата на орбиту.

Управление ракетой при полете. Оптимальные космические траекто­рии. I. II, III космические скорости

Требования к уровню подготовки

Учащиеся должны знать : законы сохранения импульса и энергии; закон всемирного тяготения; принцип работы реактивных двигателей; устройство ракет; законы Кеплера.

Учащиеся должны уметь: рассчитывать I. II, III космические скорости, решать задачи на законы сохранения импульса и энергии



















Календарно-тематическое планирование


№ п\п

Тема

Кол-во часов

Дата (план.)

Дата (факт.)

Примечание

1

Введение. Космос - как арена мирового сотруд­ничества государств на Земле

2




2

Космонавтика и история ее развития. Циолков­ский К.О. - основатель научной космонавтики. От первого ИСЗ первого полета человека, до на­ших дней

4




3

Небесная механика

4




4

Применение закона всемирного тяготения для расчета гравитационных сил между небесными телами. Решение задач.

4




5

Применение закона сохранения импульса при движении небесных тел. Решение задач

4




6

Выполнение закона сохранения энергии при движении космических объектов. Решение задач

4




7

I и II законы Кеп­лера Решение задач

4




8

Движение и устройство ракет.

3




9

Законы реактив­ного двигателя.

3




10

Реактивные поезда.

3




11

Перспекти­вы реактивной техники;

3




12

Человек в косми­ческом корабле.

3




13

Опасности косми­ческих перелетов и их преодоление;

3




14

Движение ракеты под действием силы тяги

4




15

Вывод космического аппарата на орбиту. Управление ракетой при полете; Оптимальные космические траекто­рии. I. II, III космические скорости

4




16

Невесомость и перегрузки

3




17

Искусственные спутники Земли

3




18

Выведение ИСЗ на орбиту. Орбитальные станции. Сближение и стыковка ИСЗ. Орбитальные станции.

4




19

Полеты к Луне и планетам III-я космическая скорость. Использование гравитационных полей планет

4




20

Научное и практическое использование космонавтики. Перспективы космонавтики.

4





Итого

70






Литература:

  1. Космонавтика - М. Сов. Энциклопедия, 1985;

  2. Е.А. Гребенщиков. В.Г.Демин «Межпланетные полеты», 1965г;

  3. В.И. Леваптовский, Механика космического полета в элементарном из­ложении,

М. Наука, 1980г;

  1. Б.А. Воронцов - Вельяминов, Очерки о Вселенной . М.Паука, 1980г;

  2. Сборник задач по астрономии, М. Просвещение, 1997г;

  3. В.А. Балат, Задачи по физике, М.11росвещспие,1983г;

  4. Н.И. Гольдфарб, Сборник вопросов и задач по физике, М.Высшая школа 1973г;

  5. И.С. Шкловский, Вселенная , жизнь, разум, М.Наука, 1984г;

  6. Задачи для поступающих в ВУЗы, М.Наука, 1981 г;

  7. Программы факультативных курсов, М. Просвещение. 1990г;