Пояснительная записка
Программа кружка «Космическая физика» позволит учащимся расширить и углубить свои знания по физике и астрономии, увидеть значимость законов механики в конкретной области знаний и деятельности человека - в физике Космоса и его освоения. При изучении темы учащиеся получат новые знания, не содержащиеся в базовой программе. Программа способствует развитию и поддержанию интереса к изучению физики.
В программу включены прогрессивные научные знания, наиболее ценный опыт практической деятельности человека. Одна из составляющих целей программы раскрытие роли космонавтики в современном мире, обоснование необходимости мирного использования Космоса для практических нужд всего человечества.
Вся тема состоит из трех частей .
Первая часть содержит вопросы, которые знакомят учащихся со связями космонавтики с другими пауками, с се историей - от возникновения первых фантастических проектов до научно обоснованного изложения основных идей в трудах К.Э. Циолковского.
Вторая часть содержит вопросы принципа действия ракеты реактивных двигателей, свободного движения космических аппаратов в полях тяготения, расчет космических скоростей и расчет траекторий их полетов.
Третья часть содержит вопросы движения ракет под действием силы тяги, подробно анализируются перегрузки и невесомость в космических аппаратах. Обсуждаются различные виды космической навигации.
При изучении курса учащиеся решают задачи на Закон всемирного тяготения. Законы сохранения, расчет космических скоростей, изменение веса тела, движущегося с ускорением.
Для успешного усвоения вопросов избранной темы выполняются практические наблюдения, изучается справочная литература, энциклопедии; предусмотрено использование плакатов, таблиц, просмотр фильмов или фрагментов отдельных событий в космонавтике.
Методами контроля, подведения итогов усвоения материала, достижения цели изучения курса могут быть:
- Написание рефератов, которые заслушиваются на заключительных (по частям) занятиях. Некоторые после обсуждения, предлагаются на школьную научно- исследовательскую конференцию, а содержащие элементы исследовательского характера
- Учащиеся слушатели курса, участвуют в олимпиадах по физике;
Цели программы :
- расширить и углубить основы знаний, приобретаемых на уроке физики
-получить дополнительные знания в области естественных наук
-изучить принципы действия реактивных двигателей
-изучить влияние небесных объектов на Землю
-повысить эрудицию и расширить кругозор учащихся
Программа рассчитана на 70 (2ч. в неделю) Возраст учащихся 9 класс.
Содержание тем
Космос - как арена мирового сотрудничества государств на Земле.
Космонавтика и история ее развития. Циолковский К.О. - основатель научной космонавтики.
От первого ИСЗ первого полета человека, до наших дней.
Небесная механика
Закон Всемирного тяготения. Закон сохранения импульса. Закон сохранения энергии.
I и II законы Кеплера
Движение и устройство ракет. Законы реактивного двигателя
Реактивные поезда. Перспективы реактивной техники;
Человек в космическом корабле.
Опасности космических перелетов и их преодоление.
Движение ракеты под действием силы тяги.
Вывод космического аппарата на орбиту.
Управление ракетой при полете. Оптимальные космические траектории. I. II, III космические скорости
Требования к уровню подготовки
Учащиеся должны знать : законы сохранения импульса и энергии; закон всемирного тяготения; принцип работы реактивных двигателей; устройство ракет; законы Кеплера.
Учащиеся должны уметь: рассчитывать I. II, III космические скорости, решать задачи на законы сохранения импульса и энергии
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Тема | Кол-во часов | Дата (план.) | Дата (факт.) | Примечание |
1 | Введение. Космос - как арена мирового сотрудничества государств на Земле | 2 | | | |
2 | Космонавтика и история ее развития. Циолковский К.О. - основатель научной космонавтики. От первого ИСЗ первого полета человека, до наших дней | 4 | | | |
3 | Небесная механика | 4 | | | |
4 | Применение закона всемирного тяготения для расчета гравитационных сил между небесными телами. Решение задач. | 4 | | | |
5 | Применение закона сохранения импульса при движении небесных тел. Решение задач | 4 | | | |
6 | Выполнение закона сохранения энергии при движении космических объектов. Решение задач | 4 | | | |
7 | I и II законы Кеплера Решение задач | 4 | | | |
8 | Движение и устройство ракет. | 3 | | | |
9 | Законы реактивного двигателя. | 3 | | | |
10 | Реактивные поезда. | 3 | | | |
11 | Перспективы реактивной техники; | 3 | | | |
12 | Человек в космическом корабле. | 3 | | | |
13 | Опасности космических перелетов и их преодоление; | 3 | | | |
14 | Движение ракеты под действием силы тяги | 4 | | | |
15 | Вывод космического аппарата на орбиту. Управление ракетой при полете; Оптимальные космические траектории. I. II, III космические скорости | 4 | | | |
16 | Невесомость и перегрузки | 3 | | | |
17 | Искусственные спутники Земли | 3 | | | |
18 | Выведение ИСЗ на орбиту. Орбитальные станции. Сближение и стыковка ИСЗ. Орбитальные станции. | 4 | | | |
19 | Полеты к Луне и планетам III-я космическая скорость. Использование гравитационных полей планет | 4 | | | |
20 | Научное и практическое использование космонавтики. Перспективы космонавтики. | 4 | | | |
| Итого | 70 | | | |
Литература:
Космонавтика - М. Сов. Энциклопедия, 1985;
Е.А. Гребенщиков. В.Г.Демин «Межпланетные полеты», 1965г;
В.И. Леваптовский, Механика космического полета в элементарном изложении,
М. Наука, 1980г;
Б.А. Воронцов - Вельяминов, Очерки о Вселенной . М.Паука, 1980г;
Сборник задач по астрономии, М. Просвещение, 1997г;
В.А. Балат, Задачи по физике, М.11росвещспие,1983г;
Н.И. Гольдфарб, Сборник вопросов и задач по физике, М.Высшая школа 1973г;
И.С. Шкловский, Вселенная , жизнь, разум, М.Наука, 1984г;
Задачи для поступающих в ВУЗы, М.Наука, 1981 г;
Программы факультативных курсов, М. Просвещение. 1990г;