МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛЕНИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»
Рабочая программа
кружка по географии
«Меридиан»
6-7класс
Учитель: Каравская Людмила Александровна
1 категория
2017-2018г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка по географии «Меридиан» составлена на основе:
1.Закона № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
3 ООП ООО МБОУ «Ленинская ОШ».
Цель: воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире, через целенаправленное приобщение к географической культуре.
Задачи:
создание условий для формирования и развития у учащихся интереса к изучению предмета география;
формирование умения самостоятельно приобретать и применять на практике знания по теории предмета;
развитие творческих способностей учащихся, коммуникативных навыков по умению работать в группе, отстаивать свою точку зрения;
обучение учащихся приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
развитие наблюдательности, исследовательских навыков, любви к природе и гуманного отношения к окружающему миру.
Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся. Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы – внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно – воспитательного процесса.
Внеурочная деятельность способствует развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов. Участие школьников в занятиях кружка открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию, формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения. В основе кружка лежит метод проектной деятельности учащихся. Деятельность учащихся может быть: индивидуальной, групповой, парной.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
• гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
• осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
• осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
• осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
• эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
• уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность.
Метапредметные результаты.
Программа обеспечивает обучающимся организацию своей учебной деятельности через сформированные УУД. К ним относятся:
регулятивные УУД:
- умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью ТСО и информационных технологий;
- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о ЗОЖ, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
познавательные УУД включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. Обучающиеся должны уметь:
- самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор;
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- осуществлять поиск необходимой информации, в том числе с помощью ИКТ;
- осознанно оформлять речевое высказывание в устной и письменной форме;
- осуществлять смысловое чтение, извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров;
коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом;
- отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Предметные результаты:
• формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задачи в т. ч. охрана окружающей среды и рационального природопользования;
• формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
• формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
• овладение элементарными практическими умениями, использование приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик, компонентов географической среды, в т. ч. экологических параметров;
• овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;
• овладение основными навыками нахождения использования и презентации географической информации;
• формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф
В результате обучения на занятиях кружка учащиеся приобретут знания о природных и антропогенных достопримечательностях мира и России:
- истории их возникновения,
- их архитектуре,
- их географии;
приобретут практические навыки и умения:
- работы с картой,
- работы со справочной, научно- популярной литературой, Интернет- ресурсами,
- навыки организации работы в группе.
- правила поведения при выходе на экскурсии.
Программа рассчитана на 34 часа учебного времени.
Содержание курса внеурочной деятельности
Тема 1. Введение – 1 час
Знакомство с деятельностью кружка, планирование.
Тема 2. Ориентирование на местности - 12 часов
История изобретения компаса. Солнце как маяк. Определяем время по солнцу. Ориентирование по звездам и луне. Кто придумал компас. Загадочная стрелка. Компасы без магнитной стрелки. Движение по азимутам. Практическая работа на определение азимута школьных объектов. Географические координаты. Решение географических задач на определение координат. Местность и карта. Практическая работа по составлению плана своей местности, используя условные обозначения. Экскурсия на местность.
Тема 3. Жизнь земной коры – 5 часов
Современные гипотезы о происхождении гор на Земле. Вулканы, гейзеры, горячие источники. Землетрясения. Разнообразие форм рельефа на Земле. Рельеф своей местности. Плавают ли материки. Знакомство с гипотезами о движения земной коры. Как растут горы. Просмотр видеофильма. Как ищут полезные ископаемые. Практическая работа по сбору коллекции горных пород. Уметь определять вид горной породы по свойствам и признакам пород своей местности.. Просмотр презентации «Есть ли бесполезные ископаемые».
Тема 4. Голубая планета -8 часов.
-Современные способы изучения морей и океанов. Водяные смерчи, бури и ураганы в море.. Растительный и животный мир океанов и морей. Тайны Мирового океана. Крупнейшие реки Земли. Цветные моря. Крупнейшие озера земли, озера-диковинки. Великие реки Земли. Практическая работа по составлению каталога крупных рек мира и их характеристик. Находить нужную информацию и применять ее в учебной деятельности. Удивительные озера мира. Сбор информации и совместная подготовка презентации. Твердый океан. Мировой океан. «Цветные моря» Обсуждение полученной информации. «Белая смерть» - лавины. Бермудский треугольник. Выступление с сообщениями. Обсуждение. Водяное отопление материков. Опасный океан: смерчи, цунами. Просмотр видеофильма, обсуждение
Тема5. Воздушное покрывало – 5часов.
Современные методы изучения атмосферы. Обработка и оформление результатов наблюдения за погодой. Грозные явления в атмосфере. Местные признаки и приметы для предсказания погоды. Одежда Земли. Миф или правда: искусственный дождь. Учимся предсказывать погоду. Практическая работа. Как работает метеостанция. Живые барометры. Выступление с сообщениями. Обсуждение. примеры из жизни. Практическая работа по наблюдению за поведением живых организмов перед изменением погоды. Грозные явления в атмосфере.
Тема 6: Зеленая планета -3 часа.
Удивительные растения и животные, растения и животные рекордсмены. Уникальный подводный мир, планктон, его значение, морские сообщества, коралловые рифы. Крупные заповедники и охраняемые природные территории. Просмотр видеофильма. Урок-конференция. Защита проектов.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата |
1 | Введение. | 1 | |
2 | История изобретения компаса. | 1 | |
3 | Солнце как маяк. | 1 | |
4 | Определяем время по солнцу. | 1 | |
5 | Ориентирование по звездам и луне. | 1 | |
6 | Кто придумал компас. | 1 | |
7 | Загадочная стрелка. | 1 | |
8 | Компасы без магнитной стрелки. | 1 | |
9 | Движение по азимутам. Географические координаты. | 1 | |
10 | КВН «Эти загадочные координаты». | 1 | |
11 | Местность и карта. | 1 | |
12 | Местные ориентиры, приметы и признаки. | 1 | |
13 | Экскурсия. Народные приметы и признаки. | 1 | |
14 | Плавают ли материки. | 1 | |
15 | Как растут горы. | 1 | |
16 | О чем расскажут камни. | 1 | |
17 | Как ищут полезные ископаемые | 1 | |
18 | Есть ли бесполезные ископаемые | 1 | |
19 | Великие реки Земли. | 1 | |
20 | Удивительные озера мира | 1 | |
21 | Твердый океан | 1 | |
22 | Мировой океан. «Цветные моря». Проект. | 1 | |
23 | «Белая смерть» - лавины | 1 | |
24 | Бермудский треугольник | 1 | |
25 | Водяное отопление материков | 1 | |
26 | Опасный океан: смерчи, цунами. | 1 | |
27 | Одежда Земли. | 1 | |
28 | Миф или правда: искусственный дождь. | 1 | |
29 | Учимся предсказывать погоду | 1 | |
30 | Живые барометры. | 1 | |
31 | Грозные явления в атмосфере. | 1 | |
32 | Уникальные растения и животные. | 1 | |
33 | Природные лаборатории- заповедники. | 1 | |
34 | Конференция. Защита проектов. | 1 | |
Литература
1. Богданов Ю. А. и др. Происхождение и развитие облаков. – М., 2010.
2. Гаврилов В. П. Путешествие в прошлое Земли. – М., 2012.
3 Горшков С. П. Земные ресурсы мира: Антропогенные воздействия. – М., 2006.
4. Забелин И. М. Мудрость географии. – М., 2005.
5. Лавров С. В. Дайте планете шанс! – М., 2010.
6. Ушаков С. А. Дрейф материков и климат Земли. – М., 2009.