Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Криволесская основная школа»
Принята на заседании Педагогического совета, протокол №_____ от «28» августа 2021 года | | Утверждена приказом №______ от «__» ________2021года И.о. директора Е. Л. Афонина |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности
«Мир химии»
Срок реализации: 2 года |
Возраст обучающихся: 14-16 лет |
Составитель: Воробьева Елена Владимировна |
д. Криволес
2021г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир химии» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Направленность образовательной программы - естественнонаучная.
Новизна программы состоит в личностно-ориентированном обучении. Роль педагога состоит в том, чтобы создать каждому обучающемуся все условия, для наиболее полного раскрытия и реализации его способностей. Создать такие ситуации с использованием различных методов обучения, при которых каждый обучающийся прилагает собственные творческие усилия и интеллектуальные способности при решении поставленных задач.
Актуальность программы. Программа создана с целью формирования интереса к химии, расширения кругозора обучающихся, ориентирована на обучающихся 14-16 лет, то есть такого возраста, когда ребятам становится интересен мир, который их окружает и то, что они не могут объяснить, а специальных знаний еще не хватает. Дети с рождения окружены различными веществами и должны уметь обращаться с ними.
Педагогическая целесообразность программы связана с возрастными особенностями детей данного возраста 14-16 лет: любознательность, наблюдательность; интерес к химическим процессам; желанием работать с лабораторным оборудованием; быстрое овладение умениями и навыками. Программа носит развивающую, деятельностную и практическую направленность.
Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия предполагают не только изучение теоретического материала, они также ориентированы на развитие практических умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности обучающихся. Ребята научатся ставить простейшие опыты, работать с реактивами, планировать самостоятельную работу над выбранной темой, оформлять практические работы.
Цель программы: формирование у обучающихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике.
Задачи программы:
Обучающие:
- формировать умение работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;
- формировать умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые педагогом
Развивающие:
- развить познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельность приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- развить учебно-коммуникативные умения;
Воспитательные:
- воспитывать элементы экологической культуры.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: В творческое объединение принимаются дети в возрасте от 14 до16 лет.
Срок реализации программы: Данная программа предназначена для детей от 14 до 16 лет и рассчитана на 2 год обучения:
1 год обучения-1 раз в неделю по 2 часа (72 часа)- 36 занятий
2 год обучения-1 раз в неделю по 2 часа (72 часа)- 36 занятий
Формы и режим занятий:
Режим занятий объединения организован условиями техники безопасности при работе в объединении, так как процесс работы требует соблюдения правил и норм при использовании химического и лабораторного оборудования.
- оптимальный численный состав обучающихся - 10 человек
- количество занятий – 1 раз в неделю по 2 часа;
продолжительность занятий-45 минут с 10-ти минутным перерывом.
Учебное занятие - основная форма работы с детьми. На таких занятиях обучающиеся занимаются изучением теории, выполнением практических работ, составлением творческих работ и презентаций.
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные результаты:
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно - ориентированного подхода;
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с педагогом;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с педагогом вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты:
1 год обучения:
В познавательной (интеллектуальной) сфере: формулирование понятия химия, химический эксперимент, химия в повседневной жизни; приобретение опыта химических методов исследования объектов и явлений природы: наблюдения проведения опытов и простых экспериментальных исследований с использованием цифровых измерительных приборов;
В ценностно-ориентационной сфере: анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с растворами, умение применять теоретические знания на практике, умение наблюдать и описывать демонстрируемые химические эксперименты, делать выводы и умозаключения из наблюдений, структурировать изученный материал;
В сфере химической деятельности: решение практических задач повседневной жизни, обеспечение безопасности своей жизни.
2 год обучения:
В познавательной сфере: давать определения изученных понятий; описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский) язык и язык химии; классифицировать изученные объекты и явления; делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей; структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
В ценностно-ориентационной сфере: анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека; разъяснять на примерах материальное единство и взаимосвязь компонентов живой и неживой природы и человека как важную часть этого единства; строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе.
В трудовой сфере: – планировать и проводить химический эксперимент; – использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными в инструкциях по применению.
В сфере безопасности жизнедеятельности: – оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Формы подведения итогов реализации программы:
В течение учебного года осуществляется контроль и оценка успешности усвоения обучающимися разделов программы. Это контролируется путём наблюдения, тестирования, творческих и практических занятий. Аттестация обучающихся творческого объединения проводится в форме итогового собеседования.
Система отслеживания и оценивания результатов:
Программой предусмотрено проведение итоговой аттестации. Итоговая аттестация проводится в конце всего курса обучения в форме собеседования. При оценки результативности освоения обучающимися образовательной программы учитывается их участие в олимпиадах школьного и муниципального уровней.
Учебный план
Первый год обучения
№ п./п. | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля |
Всего | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | - | Беседа |
2. | Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности | 2 | 2 | - | Устный опрос |
3. | Знакомство с лабораторным оборудованием | 2 | 2 | - | Беседа |
4. | Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту | 14 | 8 | 6 | Беседа. Практикум |
5. | Ядовитые соли и работа с ними | 4 | 2 | 2 | Беседа. Практикум |
6. | Химия и пища | 12 | 8 | 4 | Беседа. Практикум |
7. | Химия в быту | 16 | 14 | 2 | Беседа. Практикум |
8. | Химия лекарств | 10 | 8 | 2 | Беседа. Практикум |
9. | Влияние вредных привычек на организм человека | 8 | 6 | 2 | Беседа. Практикум |
10. | Итоговое занятие. | 1 | 1 | - | Решение задач. Создание кроссвордов. Проекты учащихся |
11. | Промежуточная аттестация. | 1 | 1 | - | Собеседование |
| Итого: | 72 ч | 54ч | 18ч | беседа |
Содержание программы
Вводное занятие (2ч.)
Теория. Цели и задачи творческого объединения, знакомство с оборудованием рабочего места. Значимость химических знаний в повседневной жизни человека, представление об основном методе науки – эксперименте.
Тема 1. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности (2ч.)
Теория. Основные требования к учащимся (ТБ). Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.
Практика: оказание первой помощи, использование противопожарных средств защиты.
Тема 2. Знакомство с лабораторным оборудованием (2 ч.)
Теория. Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ.
Тема 3. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту (14 ч.)
Теория: Вода в масштабе планеты. Физические свойства, парадоксы воды. Строение молекулы. Круговорот воды в природе. Экологическая проблема чистой воды. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни.
Практика: Приготовление растворов и использование их в жизни. Просмотр фрагмента фильма ВВС «Тайна живой воды».
- Практическая работа №1. Приготовление насыщенных и перенасыщенных растворов. Составление и использование графиков растворимости.
- Практическая работа №2. Растворение оконного стекла в воде.
Тема 4. Ядовитые соли и работа с ними (4ч.)
Теория: Ядовитые вещества в жизни человека. Как можно себе помочь при отравлении солями тяжелых металлов.
Практика: Первая помощь при отравлениях ядовитыми солями.
- Практическая работа №3. Осаждение тяжелых ионов с помощью химических реактивов.
Тема5. Химия и пища (12 ч.)
Теория: Поваренная соль. Роль NaCl в обмене веществ, солевой баланс. Очистка NaCl от примесей. «Продуктовая этикетка», пищевые добавки, нитраты в пище человека. Значение возможных загрязнителей пищи. Как правильно соблюдать диету? Влияние на организм белков, жиров, углеводов. Витамины: как грамотно их принимать. «В здоровом теле – здоровый дух».
Практика: Расшифровывать коды веществ, классифицировать их, записать формулы; выявлять продукты с запрещенными в РФ добавками; определять безопасность продуктов (по нитратам); выбрать полезный витаминный комплекс в аптеке; рассчитать суточный рацион питания, познакомить с мерами профилактики загрязнения пищевых продуктов.
- Практическая работа №4. Гашение соды.
- Практическая работа №5.Очистка загрязненной поваренной соли.
- Выращивание кристаллов поваренной соли.
Тема 6. Химия в быту(16 ч.)
Теория: Ознакомление с видами бытовых химикатов. Использование химических материалов для ремонта квартир. Разновидности моющих средств. Влияние вредных факторов на зубную эмаль. Вещества, используемые для окрашивания волос, дезодорантов и косметических средств. Современные лаки.
Спички. История изобретения спичек.
Бумага. От пергамента и шёлковых книг до наших дней.
Стекло. Из истории стеклоделия. Виды декоративной обработки стекла.
Керамика. Виды керамики. История фарфора.
Практика: расшифровка международных символов, обозначающих условия по уходу за текстильными изделиями; экспертиза зубной пасты «Бленд-а-мед», чистящего порошка «Комет», чистящего средства «Окноль».
Демонстрация: образцы средств ухода за зубами, декоративной косметики.
Практическая работа №6. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира.
Тема 7. Химия лекарств (10 ч.)
Теория: Лекарства и яды в древности. Антибиотики и сильнодействующие лекарственные препараты. Классификация и спектр действия на организм человека. Аспирин: за и против. Исследование лекарственных препаратов (антидепрессанты). Понятие о фитотерапии.
Практика: Экспериментально определять качественный состав седативных препаратов. Демонстрация образцов лекарственных препаратов, в том числе сильнодействующих и седативных.
Практическая работа №7. Исследование лекарственных препаратов методом «пятна» (вязкость).
Тема 8. Влияние вредных привычек на организм человека (8 ч.)
Теория: Токсическое действие этанола на организм человека. Курить – здоровью вредить! Наркомания – опасное пристрастие.
Практика: Поставить лабораторный эксперимент по токсическому действию этанола на белок; моделировать последствия токсического действия веществ на организм, орган, ткань, клетку.
Практическая работа №8. Действие этанола на белок.
Итоговое занятие (2ч.)
Учебный план 2 год обучения
№ п.п. | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля |
Всего | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | - | Беседа |
2. | Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности | 2 | 2 | - | Устный опрос |
3. | Химические средства гигиены и косметики | 2 | 2 | - | Беседа. Практикум. |
4. | Химия и планета Земля | 14 | 9 | 5 | Беседа. Практикум |
5. | История химии | 4 | 4 | | Беседа |
6. | Химия в быту | 22 | 22 | | Беседа |
7. | Химия за пределами дома | 14 | 14 | | |
8. | Химия красок и карандашей | 6 | 5 | 1 | практикум |
9. | Химия и ювелирные украшения | 2 | 2 | 2 | Беседа практикум |
10. | Бумага | 2 | 1 | 1 | Беседа. Практикум |
11. | Промежуточная аттестация. | 2 | 2 | - | Собеседование |
| Итого: | 72 ч | 54ч | 18ч | |
Содержание программы
Вводное занятие (2ч.)
Теория. Цели и назначение кружка, знакомство с оборудованием рабочего места. Значимость химических знаний в повседневной жизни человека, представление об основном методе науки – эксперименте. Проникновение химии во все области жизни человека.
Тема 1. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности (2ч.)
Теория: Основные требования к обучающимся (ТБ). Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.
Тема 2. Химические средства гигиены и косметики (2 ч.)
Теория: Мыло и СМС. Влияние вредных факторов на зубную эмаль. Вещества, используемые для окрашивания волос, дезодорантов и косметических средств. Современные лаки.
Практика: Демонстрация образцов средств ухода за зубами, декоративной косметики.
Тема 3. Химия и планета Земля (14 ч.)
Теория: Состав атмосферы. Кислород как важнейший компонент атмосферы. Углекислый газ и его значение для живой природы и человека. Вода. Свойства воды. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Растворы насыщенные и ненасыщенные. Кристаллы. Растворы с кислотными и основными свойствами. Индикаторы. Растения – индикаторы. Состав земной коры. Минералы и горные породы. Природные ресурсы и их химическая переработка. Представление о рудах. Биосфера. Растительный и животный мир на земле. Химия и окружающая среда. Химическое загрязнение окружающей среды.
Практика: Практические работы:
- № 1 «Растворение в воде сахара, соли. Заваривание чая, кофе, приготовление настоев, отваров.
- №2 «Приготовление насыщенного раствора соли. Выращивание кристаллов»
- № 3 «Методы разделения смесей: фильтрование, выпаривание, разделение при помощи делительной воронки; разделение твердой смеси песка и железных опилок при помощи магнита»
- №4 «Испытание индикаторами растворов соды, мыла, лимонной кислоты»
- №5 «Испытание индикаторных свойств соков, отваров, варенья»
Тема 4. История химии (4ч.)
Теория: Алхимический период в истории химии. Жизнь и научная деятельность Д.И. Менделеева и М.В. Ломоносова. Химическая революция. Основные направления развития современной химии.
Тема 5. Химия в быту (22ч.)
Теория: Кухня. Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд. Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара. Необычное применение сахара. Растительные и другие масла. Почему растительное масло полезнее животных жиров. Что такое «антиоксиданты». Сода пищевая или двууглекислый натрий и его свойства. Опасный брат пищевой соды – сода кальцинированная. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной. Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие. Душистые вещества и приправы. Горчица. Перец и лавровый лист. Ванилин. Фруктовые эссенции. Какую опасность могут представлять ароматизаторы пищи и вкусовые добавки. Аптека. Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренной склянке. «Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки. Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Что полезнее: аспирин или упсарин. Перекись водорода и гидроперит. Свойства перекиси водорода. Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка. Нужна ли в домашней аптечке борная кислота. Старые лекарства, как с ними поступить. Чего не хватает в вашей аптечке.
Ванная комната или умывальник. Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Щелочной характер хозяйственного мыла. Горит ли мыло. Что такое «жидкое мыло». Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств. Кальцинированная сода и тринатрийфосфат – для чего они здесь. Соль для ванны и опыты с ней.
Туалетный столик. Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. Могут ли представлять опасность косметические препараты. Можно ли самому изготовить питательный крем. Чего должна опасаться мама, применяя питательный крем и другую парфюмерию.
Папин «бардачок». Каких только химикатов здесь нет – и все опасные! Паяльная кислота это на самом деле кислота? Суперклеи и другие строительные материалы. Кто такие «токсикоманы» и на что они себя обрекают. Электролит – это что-то знакомое. Бензин, керосин и другие «- ины». Обыкновенный цемент и его опасные свойства.
Садовый участок. Медный и другие купоросы. Можно ли хранить медный купорос в алюминиевой посуде. Ядохимикаты. Забытые ядохимикаты: что с ними делать. Минеральные удобрения. Значение различных минеральных удобрений. Чем опасны нитраты. Как распознать минеральные удобрения. Как долго хранят минеральные удобрения.
Тема 6. Химия за пределами дома (14ч.)
Теория: Магазин. Домашняя лаборатория из хозяйственного и продуктового магазина. Магазин «Дом. Сад. Огород». Серный цвет и сера молотая. Отбеливатель «Персоль». Калиевая селитра. Каустическая сода. Кислота для пайки металла. Растворители. Керосин и другое бытовое топливо. Минеральные удобрения и ядохимикаты. Раствор аммиака. Стеклоочистители. Хозяйственный магазин каждому необходим. Магазин «Продукты». Сахар, соль, крахмал, сода, уксус, спички. Знакомые незнакомцы. Могут ли представлять опасность вещества из хозяйственного и продуктового магазинов.
Аптека. Аптека – рай для химика. Аптечный иод, чем он отличается от истинного иода. Марганцовка и глицерин – опасное сочетание. Формалин. Как посеребрить монету и стекло. Салициловая кислота и салицилаты. Какие кислоты есть в аптеке. Желудочный сок. Необычный препарат «Ликоподий». Эта вкусная и полезная глюкоза. Химические свойства и применение глюкозы. Спирт и спиртовые настойки. Сорбит: тоже спирт. Эфиры из аптеки. Мазь «Вьетнамский бальзам». Перекись водорода, активированный уголь и другие старые знакомые. Кто готовит и продаёт нам лекарства.
Берег реки. Крупные открытия иногда делают случайно. Что можно найти на берегах наших рек. Карбонаты вместе с силикатами составляют основу земной коры. Как обнаружить в природе карбонатные минералы и горные породы. Есть ли у нас железная руда. Чем полезен неглазурованный фарфор. Медная руда не такая уж редкая. Как отличить медный колчедан от золота.
Тема 7. Химия красок и карандашей (6ч.)
Теория. Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Виды красок. Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в живописи.
Практика: Практическая работа № 6: Изготовление минеральных пигментов разных цветов. Экскурсия-лекция в краеведческий музей п. Шумячи.
Тема 8. Химия и ювелирные украшения (4 ч).
Теория: Украшения из металла, декоративных камней, природных материалов, керамики, полимерных материалов, покрытых эмалью.
Практика: Практическая работа № 7: Изготовление украшений из бисера.
Тема 9. Бумага (2 ч).
Теория: От пергамента и шелковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практическое использование.
Практика: Практическая работа № 8: Изучение свойств различных видов бумаги.
Методическое обеспечение программы
Специфика программы позволяет использовать многообразные формы обучения и различные методы и приемы:
- Словесный метод (рассказ, беседа, устный опрос);
- Наглядный метод (личный показ педагога);
- практический метод (практические работы);
- репродуктивный метод (объяснение нового материала с учетом пройденного);
- метод самостоятельной творческой работы.
Литература для педагога:
1. Артамонова И.Г., Сагайдачная В.В. Практические работы с исследованием лекарственных препаратов и средств бытовой химии.// Химия в школе.- 2002.-№ 9. с. 73-80.
2. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс: Методическое пособие. М.: Дрофа, 2008.
3. Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Остроумова Е.Е. Изучаем химию в 8 классе: Дидактические материалы. М.: Дрофа,2003.- 400с.
4. Запольских Г.Ю. Элективный курс "Химия в быту".// Химия в школе. -2005.-№ 5.- с. 25-26.
5. Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни: Сборник заданий для старшеклассников и абитуриентов с решениями и ответами. М.: АРКТИ, 2000.
6. Савинкина, Свердлова: Сборник задач и упражнений по химии к учебнику О.С. Габриеляна "Химия. 8 класс" Экзамен.2010
7. Химия, 8 класс, Контрольные и проверочные работы, Габриелян О.С., Дрофа. 2018.
8. Энциклопедия для детей. Химия. М.: Аванта +, 2003.
Литература для обучающихся
1. Мультимедийный учебник «Химия. 8—9». Урок 15.Приложение
2. Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни: Сборник заданий для старшеклассников и абитуриентов с решениями и ответами. М.: АРКТИ, 2000.
3. Энциклопедия для детей. Химия. М.: Аванта +, 2003.
4. Электронное издание. Виртуальная химическая лаборатория.
Интернет-ресурсы:
1. http://fcior.edu.ru (Модули электронных образовательных ресурсов «Химия»)
2. www.hij.ru (журнал «Химия и жизнь»).
3. www.hvsh.ru (журнал «Химия в школе»).
4. www.enauki.ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»).
5. www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников).
6. www.hemi.wallst.ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).