МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НИКОЛАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Николаевская СОШ»
Приказ от 31.08.2020 г № 97
________________Л.И. Иванова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка
для обучающихся 3 -5 классов
«НЕМЕЦКИЙ С УДОВОЛЬСТВИЕМ»
(ДЕТСКИЙ ОНЛАЙН-УНИВЕРСИТЕТ)
Количество часов 38 часов
Руководитель: МОГИЛЕНКО Н.В.
2020 – 2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа «Немецкий с удовольствием» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы «Немецкий язык с Детским онлайн-университетом», разработанной старшим преподавателем кафедры гуманитарных дисциплин ГАУ ДПО ЯО ИРО, методистом-мультипликатором Немецкого культурного центра им. Гёте в Москве Урывчиковой Натальей Владимировной.
.
Целью реализации данной программы является создание условий для использования обучающимися немецкого языка в качестве средства расширения своего фонда знаний об окружающем мире.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
создавать условия для активного включения обучающихся в процесс самостоятельного поиска решения проблем, для получения ими разнообразного опыта в процессе познания;
развивать умения работать с информацией (поиск информации в различных источниках, умение сокращать информацию, отделять важную информацию от несущественной, умение обобщать и делать выводы);
создавать условия для использования обучающимися как эмпирических (наблюдение, эксперимент, измерение, сравнение), так и теоретических (классификация, аналогия, моделирование) методов познания окружающего мира;
способствовать осознанию обучающимися иностранного языка как средства получения новой информации об окружающем мире;
развивать элементарные умения аудирования, чтения, письма и говорения на немецком языке;
развивать компенсаторные умения обучающихся в восприятии устной и письменной иноязычной речи;
развивать умения эффективно взаимодействовать в парах и группах при решении проблем;
создавать условия для формирования у обучающихся уверенности в своих силах и способностях.
Важным условием успешного решения сформулированных выше задач является погружение обучающихся на занятиях в языковую среду.
Содержание программы
Содержание Детского онлайн-университета распределено по трём «факультетам»: «Человек», «Природа» и «Техника». В течение года обучающиеся собирают свой языковой и исследовательский портфолио, заполняя по окончании работы над каждой темой лист самооценки «Это я уже могу» („Das kann ich schon“). По итогам реализации программы «Немецкий с удовольствием» в конце года возможно проведение интеллектуальной игры (по типу «Кто хочет стать миллионером?» или «Своя игра») для обучающихся начальной школы, для одноклассников, не являющихся членами научного общества, для учителей или родителей. Содержание игры разрабатывается членами общества во время итоговых собраний.
Программа готовит обучающихся к изучению предметов естественно-научного цикла (биология, физика, химия) в основной школе и одновременно мотивирует к изучению немецкого языка. Программа позволяет создать дополнительные возможности для использования языковых средств, изученных на уроках немецкого языка, и тем самым для интенсификации учебной деятельности по немецкому языку. Поскольку знакомство с явлениями окружающего мира происходит на иностранном языке, это производит мощный развивающий эффект на обучающихся.
Срок реализации программы: данная рабочая программа рассчитана на обучающихся 3 -5 классов – 38 занятий в год (1 занятие в неделю).
Формы и методы реализации программы:
С целью создания ситуации успеха для разных типов обучающихся при организации учебной деятельности используется мультисенсорный подход, учитывающий особенности восприятия информации визуалами, аудиалами и кинестетами. Особое внимание уделяется двигательной активности обучающихся на занятиях. Максимальное использование разных видов наглядности, включая моделирование, помогает обучающимся лучше понять изучаемые процессы и явления и даёт возможность участвовать в совместных исследованиях всем обучающимся, не зависимо от уровня владения иностранным языком, создаёт условия для формирования у обучающихся уверенности в своих силах и способностях. Активное участие в создании наглядных моделей изучаемых процессов и явлений, включение подвижных игр помогает обучающимся формировать абстрактные понятия и удовлетворяет их потребность в движении.
Каждое из собраний научного общества будет комбинированным по своей сути: включать просмотр видеосюжетов, естественно-научные эксперименты, нахождение причин наблюдаемым явлениям, художественное творчество, конструирование объектов либо моделирование явлений окружающего мира, подвижные игры.
Требование к результатам
Программа нацелена на внесение вклада в достижение обучающимися трёх групп результатов.
Личностные результаты:
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;
- сформированная мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебнопознавательные и внутренние, осознание личностного смысла учения;
- развитые навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
- устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
Метапредметные результаты:
- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, производить поиск средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- опыт работы с информационными объектами, объединяющими текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, и которые могут передаваться с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в сети Интернет;
- осознание возможности средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры;
- умение устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений окружающего мира;
- умение анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать аналогии, классифицировать, обобщать, делать выводы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты (по предметам «Иностранный язык», «Окружающий мир» и «Искусство»):
- приобрести начальный опыт использования немецкого языка как нового инструмента познания мира и культуры немецкоязычных стран;
- осознать личностный смысл овладения немецким языком;
- понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении, вербально и невербально реагировать на услышанное;
- воспринимать на слух и понимать основное содержание небольших научно-популярных видеофильмов.
- находить в видео конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы и словосочетания;
- расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира;
- приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
- использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
- готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в художественно-продуктивной деятельности;
- участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства;
- организовывать совместную музыкально-творческую деятельность с друзьями.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- использовать опору на наглядность, контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух информации, содержащей незнакомую лексику;
- не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание видеофильма;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- изображать многофигурные композиции и участвовать в коллективных работах;
- реализовывать собственные творческие замыслы в музыкальной деятельности.
Условия реализации программы.
В кружке занимаются обучающиеся 9 - 11 летнего возраста. Планируемое количество обучающихся в кружке 15 человек. Все, что показывается детям, должно быть высокоидейным и методически правильным. При распределении занятий учесть уровень подготовки и возраст обучающихся. Форма проведения кружка разная. При этом помнить: успехи каждого сравниваются только с предыдущим уровнем его знаний и умений. На каждом занятии проводить инструктаж по ТБ.
Тематическое планирование занятий кружка
«Немецкий с удовольствием»
(Детский онлайн-университет)
МБОУ «Николаевская СОШ»
2020-2021 учебный год
3-5 классы
38 часов (1 час в неделю)
№ п/п | Наименования разделов и тем | Количество часов |
| | 38 |
1. | Факультет «Человек» | 12 |
1.1 | Правила работы заседаний научного общества. | 1 |
1.2 | Шрифт для слепых. | 2 |
1.3 | Битбокс. | 2 |
1.4 | Граффити. | 2 |
1.5 | Игра теней | 2 |
1.6 | Пластилин из крахмала. Артур Фишер | 1 |
1.7 | Символ сердца. | 2 |
2. | Факультет «Природа» | 11 |
2.1 | Почему шумит ракушка? | 2 |
2.2 | Как измерить ширину реки? | 2 |
2.3 | Как отпугивать птиц? | 1 |
2.4 | Перископ. Иоганн Гутенберг | 2 |
2.5 | Поворачиваются ли подсолнухи за солнцем? | 2 |
2.6 | Собаки-поводыри | 2 |
3. | Факультет «Техника» | 12 |
3.1 | Автопилот. | 2 |
3.2 | Онлайн-игра. | 2 |
3.3 | Фейерверк. | 2 |
3.4 | Реактивный двигатель. Ханс-Иоахим Пабст фон Охайн | 2 |
3.5 | Как рисовать светом? | 2 |
3.6 | 3D-печать. | 2 |
4. | Подготовка и проведение интеллектуальной игры | 3 |
4.1 | Подготовка интеллектуальной игры. | 2 |
4.2 | Проведение интеллектуальной игры. | 1 |
Календарно - тематическое планирование занятий кружка
«Немецкий с удовольствием»
(Детский онлайн-университет)
МБОУ «Николаевская СОШ»
2020-2021 учебный год
3-5 классы
38 часов (1 час в неделю)
№ п/п | Наименования разделов и тем | Характеристика деятельности ученика | Сроки |
Факультет «Человек» |
1 | Правила работы заседаний научного общества. | Читать правила с извлечением необходимой информации с опорой на картинки. | 3.09 |
2 | Шрифт для слепых. | Соотносить значки шрифта Брайля с буквами латинского алфавита. Писать своё имя с помощью шрифта Брайля. | 10.09 |
3 | 17.09 |
4 | Битбокс. | Кратко передавать содержание видеосюжета. Сопровождать битбоксом исполнение песни. | 24.09 |
5 | 1.10 |
6 | Граффити. | Описывать картинку, используя названия цветов. Определять стиль надписи в технике граффити. | 8.10 |
7 | 15.10 |
8 | Игра теней | Называть животных по их тени. Проводить эксперимент, следуя инструкциям. | 22.10 |
9 | 29.10 |
10 | Пластилин из крахмала. Артур Фишер | Познакомиться со свойствами вещества. Получить представление об экопродуктах, возобновляемых материалах. | 5.11 |
11 | Символ сердца. | Извлекать необходимую информацию из видеоролика. Соотносить символы с их значением. | 12.11 |
12 | 19.11 |
Факультет «Природа» |
13 | Почему шумит ракушка? | Делать краткие записи наблюдений по результатам эксперимента. Определять и называть источник звука из школьной реальности. | 26.11 |
14 | 3.12 |
15 | Как измерить ширину реки? | Фиксировать результаты измерений. Понимать на слух и выполнять инструкции учителя по проведению измерений. | 10.12 |
16 | 17.12 |
17 | Как отпугивать птиц? | Понимать основное содержание видеосюжета по контексту, игнорируя незнакомое. Кратко представлять основную информацию в виде карточки для каталога. | 24.12 |
18 | Перископ. Иоганн Гутенберг | Получить представление о перископе и о законе отражения. Научиться подготавливать развертку и конструировать на ее основе перископа. | 7.01 |
19 | 14.01 |
20 | Поворачиваются ли подсолнухи за солнцем? | Понимать основное содержание речи учителя с опорой на контекстуальную догадку. Определять с помощью компаса и называть стороны света. | 21.01 |
21 | 28.01 |
22 | Собаки-поводыри | Находить в видеосюжете ответы на вопросы. Моделировать ситуации «собака-поводырь и слепой человек» | 4.02 |
23 | 11.02 |
Факультет «Техника» |
24 | Автопилот. | Оценивать увиденное, используя оценочную лексику. Находить в видеосюжете подтверждение или опровержение своих предположений. | 18.02 |
25 | 25.02 |
26 | Онлайн-игра | Понимать правила онлайн-игры. Воспроизводить последовательность действий по картинкам. | 4.03 |
27 | 11.03 |
28 | Фейерверк | Описывать свои впечатления от фейерверка. Рассказывать с опорой на картинки и ключевые слова о последовательности действий при создании фейерверка. | 18.03 |
29 | 25.03 |
30 | Реактивный двигатель. Ханс-Иоахим Пабст фон Охайн | Познакомиться с понятием реактивного движения, с его особенностями и характеристиками. Получить представление о движении ракет и их запуске. | 1.04 |
31 | 8.04 |
32 | Как рисовать светом? | Понимать основное содержание с опорой на контекст и на видеоряд. Составлять план и выполнять действия по плану. | 15.04 |
33 | 22.04 |
34 | 3D-печать | Называть назначение технических средств, используемых в школе. Моделировать принцип действия 3D-принтера по описанию. | 29.04 |
35 | 6.05 |
Подготовка и проведение интеллектуальной игры |
36 | Подготовка интеллектуальной игры. | Выбирать необходимое содержание для составления вопросов. Составлять вопросы для интеллектуальной игры. | 13.05 |
37 | 20.05 |
38 | Проведение интеллектуальной игры. | Публично выступать и взаимодействовать с публикой в процессе проведения игры. | 27.05 |
Список
обущающихся кружка
«Немецкий с удовольствием»
(Детский онлайн-университет)
МБОУ «Николаевская СОШ»
2020-2021 учебный год
№ п/п | Фамилия, имя, отчество учащегося | Класс |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
6 | | |
7 | | |
8 | | |
9 | | |
10 | | |
11 | | |
12 | | |
13 | | |
14 | | |
15 | | |
Директор _____________________________ Л.И.Иванова
Инструкция по технике безопасности
для учащихся на занятиях кружка
«Немецкий с удовольствием»
(Детский онлайн-университет)
Требования безопасности перед началом занятий
Входить в кабинет спокойно, не торопясь.
Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при выполнении работы.
При слабом зрении надеть очки.
Приготовить необходимые материалы и инструменты.
Требования безопасности во время занятий
Выполнять все действия только по указанию учителя.
Не делать резких движений во время работы.
Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину.
Не покидать рабочее место без разрешения учителя.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю.
При возникновении пожара в кабинете, немедленно прекратить занятия, по команде учителя организованно, без паники покинуть помещение.
При получении травмы немедленно сообщить о случившемся учителю.
Требования безопасности по окончании занятий
После окончания работы произведите уборку своего места.
Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите учителю.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического совета Заместитель директора по УВР МБОУ «Николаевская СОШ» ______________ (Редичкина С.В.)
от 31.08.2020 года № 1 31.08.2020 года