Рабочая программа
исторического кружка
для 9-11 классов
«Человек в истории»
Нестерович Ж.В.
Содержание
Раздел №1 « Комплекс основных характеристик программы»:
1.пояснительная записка
2.цель и задачи программы;
3.содержание программы;
4.планируемые результаты.
Раздел №2 « Комплекс организационно-педагогических условий»:
1.календарный учебный график;
2.условия реализации программы;
3.формы аттестации;
4.методические материалы;
5.список литературы.
Раздел №1. « Комплекс основных характеристик программы»
1.Пояснительная записка
Программа исторического кружка разработан на основе нормативных документов:
- Федерального закона Российской Федерации от 29.10.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09. 2014 года № 1726-р, распоряжение Правительства РФ;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 « Об утвеождении Сан ПиН 2.4.4.3172-14 « Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 г. Москва « Об утверждении Порядка организации и осуществленния образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Устав БОУ РА «РКЛ» от 03.03.2014 года;
- план учебно-воспитательной работы БОУ РА «РКЛ» от 01.08.2016 г.
Современное российское общество, живущее в условиях рыночной экономики, оказалось неготовым к восприятию коренных изменений, происходящих в государственной и общественной жизни, к трудностям социальной сферы. Результатом этого оказались апатия, безответственность и агрессивность, цинизм и индивидуализм, духовная опустошенность, а в конечном итоге - падение гражданственности и патриотизма, резкий поворот в противоположную сторону от отечественной культуры и истории, утеря нравственного ориентира в жизни подрастающего поколения.
В настоящее время в российском обществе патриотизм постепенно возрождается как высшая ценность, направленная на формирование социально значимых качеств у молодого поколения. Одним из важнейших направлений возрождения патриотизма у школьников является воспитание историей, на героическом прошлом и настоящем нашей Родины, на роли личности в истории.
Уроки истории не всегда могут однозначно ответить на извечные вопросы, волнующие умы многих поколений молодых людей - что такое любовь к Родине? Какие качества необходимо развивать в себе, чтобы быть гражданином, достойным своей страны? Что такое подвиг, что лежит в его основе? Что каждый из нас значит? Какова роль личности?
Актуальность темы кружка напрямую связана с реализацией основных направлений Федеральной программы развития образования; усиление воспитательной функции, формирование гражданственности, патриотизма, нравственных идеалов, любви к Родине, что представляется одной из важнейших задач экспериментальной работы по гражданскому воспитанию. Данная программа рассчитана на определенный возраст учащихся: 13-16 лет. Программа рассчитана на 210 часов в год по 6 часа в неделю.
2. Цели и задачи программы
Цели данной программы:
· познакомить учащихся с героическими страницами нашей истории;
· развивать у учащихся интерес к исторической личности, воспитывать чувство любви к Родине, гордости за ее героическое прошлое;
· выработать у учащихся исторический подход к изучению истории, диалектическое понимание многомерности и противоречивости исторического процесса;
· дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету;
· способствовать формированию убеждений и ценностных ориентаций учащихся, воспитанию их в соответствии с идеалами гуманизма, демократии, патриотизма.
· способствовать социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к определенной государственной, культурной, этнонациональной общности.
Учащиеся должны:
· иметь представление о сложности и многомерности истории нашего Отечества;
· знать об истории человеческого общества и месте в ней истории России.
· уметь анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним;
· владеть навыками работы с документами, источниками, хрестоматийным материалом
· иметь опыт исследовательской работы.
Задачи:
Воспитание бережного отношения к истории Родины и чувства благодарности за ратные подвиги своих соотечественников;
Пробуждение у молодёжи желания познать и приблизиться к высоконравственным понятиям – Родина, патриотизм, подвиг, героизм и на этой основе формирование готовности к совершению подвига и продолжению традиций героизма;
Более глубокое освещение недостаточно изученных исторических фактов с использованием мультимедийной аппаратуры.
Доведение до молодёжи примеров мужества и героизма защитников Отечества, проявленных нашими воинами в мирные и военные годы.
Предложенная программа выдержана в хронологических рамках истории Отечества, Это позволит учащимся разных возрастов более детально ознакомиться с важнейшими событиями истории.
Реализация целей и задач предполагает:
создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности;
последовательная ориентация на воспитание, призванное обеспечить формирование духовного мира человека;
создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально значимой деятельности;
формирование системы научных знаний и умения применять их в различных видах практической деятельности.
3.Содержание программы
Содержание программы предоставляет возможность помимо формирования общеучебных умений на основе специфического обществоведческого материала развивать у учащихся специальные умения и навыки. В ходе формирования знаний идет успешное усвоение социально-гуманитарных дисциплин, формирование понятия исторической временной перспективы, формирование понятий, связанных с историей российской цивилизации.
Ратные подвиги русских князей. Первые русские князья. Основные направления внутренней и внешней политики. (Олег, Владимир 1, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Изяслав, Александр Невский. |
Герои Куликовской битвы. Куликовская Битва: Дмитрий Донской, Сергей Радонежский. Подвиг иноков Пересвета и Осляби. |
Герои Смутного времени. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Иван Сусанин. Затворник Иринарх. Герой Троицкого «сидения». |
Великие полководцы и покорители морей 18 века. Григорий Александрович Потемкин-Таврический. Самуил Карлович Грейг. Василий Яковлевич Чичагов. Суворов Александр Васильевич.Франц Лефорт и Патрик Гордон. Памятка офицеру .... |
Знакомство учащихся с героями Отечественной войны 1812 г. Вклад Саратовцев в победу. Евгений Оленин – "неизвестный" герой Отечественной войны 1812 года. Братья Тучковы. Земляки- герои Отечественной войны 1812 года |
У войны не женское лицо. (подвиги женщин-офицеров).УСТАВ ЖЕНЫ ОФИЦЕРА. Верные подруги моряков. Подвиги женщин военнослужащих в боях за наше отечество. |
Роль казачества в войнах XVIII и XIX в.в. Донское и кубанское казачество в войнах. История становления казачьих войск. Присяга верному делу. |
Героизм участников обороны Севастополя. Петр Кошка. Сестринское и врачебное дело. Нахимов, Корнилов. Владимир Иванович Истомин. |
Герои Первой мировой войны. Забытая война и преданные герои. Юные герои Первой мировой войны. Кузьма Крючков. Леонид Николаевич Пунин. |
Витте Ю.С., П.А.Столыпин - последние реформаторы российской империи. С. Ю. Витте и П. А. Столыпин - крупные политические деятели. Столыпин Петр Аркадьевич - выдающийся реформатор, государственный деятель, патриот. |
Гражданская война как способ решения общественных противоречий. Трагический характер судеб участников гражданской войны. Белое движение. Путешествие в революцию. Россия в огне Гражданской войны. Знаки отличия и различия эпохи Гражданской войны. Вожди и герои Белого движения: А. М. Каледин. А.В. Колчак. М. И. Репьев. М. П. Саблин. |
Массовый героизм в Великой Отечественной войне. Героизм советских людей. Подвиг народа бессмертен… |
Подвиги Волжской Военной Флотилии. Основание ВВФ, ее роль в годы Гражданской войны и Сталинградской битве. |
Деятели культуры в годы Великой Отечественной войны. Деятели культуры на войне и о войне. Работы художников, актеров и вокалистов на передовой. |
Вьетнамские исследователи из СССР. Герой СССР, Герой Вьетнама, лётчик-космонавт В. В. Горбатко; ... ветеран вьетнамской войны генерал-майор А. П. Поздеев |
Ребята из Афганистана. Александр Жадан - десантник из группы "СССР", Мироненко и Чепик –первые Герои афганской войны. Спецназовцы Кривенко, Гусев, Козлов. Бори́с Все́володович Гро́мов |
Чеченская компания и бессмертные подвиги солдат. Они защищали Отечество…… Дело Ю. Буданова. |
Космическое мышление. Космонавты Советского Союза и России. Первые космонавты. Наборы в группы космонавтов · Авдеев Сергей Васильевич, Аксенов Владимир….. Единый отряд космонавтов России. |
Героизм в наше время. Исследование героизма и героического личностного образца. Выдающиеся героические подвиги наших родных и близких. Сахаров, Бонер, Солженицин |
Чрезвычайные ситуации . МЧС. Подвиг для спасателя - это просто работа? Кодекс спасателя. Хроника бедствий и работа спасателей. |
Ребята- дошколята. Юные герои. Герои без золотых звезд. Юные пожарники. О юных героях в сердцах благодарных потомков. |
Патриоты современной России. Патриоты России - стихи о Великой России - Современные стихи о России. Формирование патриотизма современной молодежи как условие политической стабилизации российского общества. Влияние религии на развитие патриотизма. Герои современной России- электронный журнал. |
МЫ- будущее нашей страны! В жизни всегда есть место подвигу! |
В процессе обучения происходит формирование следующих умений:
– анализ и сопоставление фактов;
– оформление письменных сообщений;
– анализ документов;
– поиск идей, оценка которых откладывается до тех пор, пока они не высказаны и не сформулированы учащимися;
– поиск решения, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке;
– выстраивание линий сравнения, выявление взаимосвязи между понятиями, классификация, обобщение, умение делать вывод;
– умение использовать свой собственный опыт (рефлексия, абстрактная концептуализация, активное применение).
При реализации данной программы используются технологии: игровая, проектное и проблемное обучение, организации и проведения дискуссии, дистанционное обучение.
Программой предусмотрено сочетание различных форм и методов проведения занятий. Вместе с традиционными формами обязательным являются использование активных форм, что способствует более глубокому усвоению воспитанниками теоретических знаний, позволяет активизировать познавательную деятельность воспитанников и превратить знания в интересный и результативный процесс.
Методика работы с воспитанниками предполагает следующие формы и приемы работы:
– исследовательская работа (выявление проблемы, постановка, формулирование проблемы, пояснение неясных вопросов, формулирование гипотезы;
– планирование и разработка учебных действий, сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);
– анализ и синтез собранных данных, сопоставление (соотнесение) сообщения, выступление с подготовленным сообщением;
– переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы, проверка гипотез, построение обобщений, выводов, заключений;
– лекции с обсуждением документов;
– беседы;
– семинары;
– практические занятия;
– конференции;
– заседания круглых столов;
– «мозговой штурм»;
– анализ альтернативных ситуаций;
– работа в группах, парах, индивидуально;
– творческие работы;
– защита проектов.
4. Планируемые результаты
В соответствии с требованиями ФГОС система планируемых результатов включает личностные, метапредметные и предметные результаты. В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы следующие универсальные учебные действия.
Личностные результаты
У воспитанника будут сформированы:
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
-формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
-формирование основ патриотизма соответствующей современному уровню мышления, развитие опыта исторической ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
У воспитанников будут сформированы умения:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные универсальные учебные действия
Воспитанники научатся:
-определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Воспитанники приобретут умения:
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
-формирование и развитие исторического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты.
1. сравнивать отдельные исторические явления, объясняя, что в них общего и каковы различия;
2. выявлять взаимосвязь между изменениями условий жизни и прогрессивным развитием общества;
3. определять причины и следствия исторических процессов;
4. сравнивать, называть характерные, существенные черты происходящих изменений в жизни людей;
5. составлять описание (реконструкцию) исторических событий, объектов, образа жизни людей;
6. рассказывать об условиях и образе жизни людей в разные эпохи;
7. участвовать в работе группы по представлению реконструкции исторических событий;
8. самостоятельно работать с исторической информацией;
9. извлекать и критически осмысливать информацию разных источников о важнейших, в том числе неоднозначно оцениваемых событиях прошлого;
10. составлять краткое выступление по заданной теме;
11. аргументировано высказывать свое мнение и выводы
12. оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность;
13. использовать метафоры, аналогии, новые ассоциации и связи, развивать восприимчивость и воображение.
Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
1. Календарный учебный график
№ занятия | Тема занятия | сроки | Кол-во часов | Тип занятия | Форма контроля | Оборудование |
1-2 | Великие Рюриковичи | октябрь | 6 | Лекция | Работа с текстами тестирование | |
3-4 | Ратные подвиги русских князей. | октябрь | 8 | Практическая работа | Круглый стол Решение заданий ЕГЭ | МММУ, СМ Онлайн-тест |
5-6 | Самодержцы земли русской | октябрь | 6 | Лекция | Работа с текстами тестирование | |
7-8 | Герои Куликовской битвы | октябрь | 6 | Работа в группах, | Сообщения учащихся, просмотр видеофрагментов, дискуссия. Решение заданий ЕГЭ | СМ, ММУ Онлайн-тест |
9-10 | Герои Смутного времени | ноябрь | 6 | Работа в группах | Сообщения учащихся , работа с документами. Решение заданий ЕГЭ | СМ, ММУ Работа с текстами |
11-14 | Великие Романовы | ноябрь | 6 | Работа в группах | Сообщения учащихся , работа с документами. Решение заданий ЕГЭ | |
15-16 | Великие полководцы и покорители морей 18 века. | ноябрь | 6 | Семинар | Практическая работа Тестирование | СМ, ММУ |
17-18 | Знакомство учащихся с героями Отечественной войны 1812 г. | декабрь | 6 | Активный семинар | Сообщения учащихся. анализ источников. | СМ, ММУ |
19-20 | У войны не женское лицо. (подвиги женщин-офицеров) | декабрь | 6 | Круглый стол | Сообщения учащихся, дискуссия Решение заданий ЕГЭ | СМ, ММУ |
21-22 | Роль казачества в войнах XVIII и XIX в. в. | декабрь | 8 | Практическая работа. | Сравнение различных исторических источников, анализ, выводы. Решение заданий ЕГЭ | СМ, ММУ |
23-24 | Героизм участников обороны Севастополя. | декабрь | 6 | Видеолекция | Просмотр, краткий конспект. Практическое занятие | Фильм «Герои Севостополя» |
25-26 | Герои Первой мировой войны. | январь | 6 | Работа в группах | Выпуск боевого листа. Решение заданий ЕГЭ | Плакаты |
27-28 | Витте Ю.С., П.А.Столыпин - последние реформаторы российской империи | январь | 6 | Лекция-ММУ | Круглый стол. Сравнительный анализ | Портреты, СМ |
29-30 | Гражданская война как способ решения общественных противоречий. Трагический характер судеб участников гражданской войны. Белое движение. Красное движение. | февраль | 6 | Ролевая игра | Сообщения, анализ с позиции разных социальных слоев. Решение тестов | СМ |
31-34 | Правители советской России. Политические лидеры | февраль | 6 | Работа в группах | Сообщения учащихся , работа с документами. Решение заданий ЕГЭ | |
35-36 | Массовый героизм в Великой Отечественной войне. | февраль | 6 | Круглый стол | Сообщения учащихся, дискуссия Онлайн-тест | СМ, диск ВОВ. |
37-38 | Подвиги Волжской Военной Флотилии. | февраль | 8 | Практическая работа | Круглый стол Анализ документов | |
39-40 | Деятели культуры в годы Великой Отечественной войны. | февраль | 6 | Работа в группах, | Сообщения учащихся, просмотр видеофрагментов, проект | СМ, ММУ |
41-42 | Вьетнамские исследователи из СССР. | март | 6 | Работа в группах | Сообщения учащихся работа с документами. | СМ, ММУ |
43-44 | Ребята из Афганистана. | март | 6 | Семинар | Практическая работа Тестирование | Видео ролики |
45-46 | Чеченский конфликт и бессмертные подвиги солдат. | март | 6 | Активный семинар | Сообщения учащихся анализ источников. | Видео ролики |
47-48 | Космическое мышление. | март | 6 | Видеолекция | Просмотр, краткий конспект. Решение заданий ЕГЭ | Видео ролики |
49-50 | Героизм в наше время. | март | 6 | Работа в группах | Сообщения учащихся работа с документами. | Видео ролики |
51-52 | Чрезвычайные ситуации . МЧС. | апрель | 6 | Лекция-мультимедио | Круглый стол. Сравнительный анализ написание эссе | Видео ролики |
53-54 | Ребята- дошколята. Юные герои. | апрель | 6 | Практическая работа | Круглый стол Решение заданий ЕГЭ | ММУ, СМ |
55-56 | Патриоты современной России. | апрель | 6 | Семинар | Сообщения учащихся, просмотр видеофрагментов, дискуссия. Написание эссе | СМ, видео ролики |
57-60 | Поилитические и общественные деятели современной России | апрель | 6 | Видеолекция | Просмотр, краткий конспект. Решение заданий ЕГЭ | |
61-62 | Деятели культуры и искусств | апрель | 6 | Видеолекция | Просмотр, краткий конспект. Решение заданий ЕГЭ | |
63-64 | МЫ- будущее нашей страны | апрель | 6 | Семинар | Работы уч-ся тестирование | СМ |
66-68 | Повторение пойденного | апрель | 30 | Семинар | Защита проектов Написание эссе | |
ММУ – мультимедийное обеспечение
СМ- справочные материалы
2.Условия реализации программы
Необходимым условием является наличие соответствующей данной программы, материально – технической и методической базы.
Программно-методическое обеспечение включает: наглядные пособия, сценарии и разработки исторических мероприятий.
Материально-техническое обеспечение предполагает:
Помещение для занятий должно быть светлым, просторным, хорошо проветриваемым, оборудованным столами (учебный кабинет истории), раздаточным оборудованием, интернет – ресурсами, фильмо-и медиатекой, фотоаппаратом. У каждого ребенка должно быть рабочее место и набор необходимых материалов и инструкций. Имеются учебные материалы для проведения практических и семинарских занятий.
В результате программа призвана создать условия для творческого самовыражения учащихся посредством выполнения исследований и исторических проектов.
Методическое обеспечение программы
Учебные и методические пособия. Научная и методическая литература (см. список литературы). Материалы из опыта работы педагога. Медиаресурсы: учебные видеофильмы, презентации на исторические темы, разработки внеклассных мероприятий по истории.
3. Формы аттестации
При создании программы учитываются принципы педагогической деятельности:
внимание к возрастным, физиологическим, психологическим особенностям воспитанников, их потенциальным возможностям;
принцип целесообразности (доступная учебная нагрузка, адекватные формы и методы работы);
принцип развивающего характера обучения (направленность на формирование приемов познавательной деятельности, расширение кругозора);
интеграция со смежными науками (комплексное изучение явлений).
Программой предусмотрены разнообразные формы контроля: написание эссе, защита рефератов, исторические диктанты, решение исторических задач, практические задания. Основные направления: Программа включает следующие направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение.
4.Методические материалы
1. Азисов Р.А. Символы Российского государства как элемент патриотического воспитания// Войны священные страницы в памяти людской/ МО, МРИО.- Саранск,2008.- С.21- 24 2.
2.Кудрявцева С.Ю. Школьный музей и его роль в становлении гражданственности школьников// Войны священные страницы в памяти людской/ МО, МРИО.- Саранск, 2008.- С.63- 64 3.
3.Левкина Т. Патриотическое воспитание при изучении Отечественной истории// Воспитание школьников.- 2007.- №10.- С.36- 38.
4. Лесняк В.И. патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения// Педагогика и жизнь.-2006.-№5.-С.53-55
5. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006– 2010 годы». Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года №422, Москва// Воспитание школьников.- 2006.- №2.- С.2- 8.
5. Список литературы
Амельченко В. В. Дружины Древней Руси. - М. : Просвещение, 1992.
Бескровный Л. Г. Русская Армия и флот в начале XIX в. - М. : Просвещение 1973.
Бескровный Л. Г. Армия и флот в начале XX в. - М. : Просвещение, 1986.
Борисов Н. С. Русские полководцы XIII – XIV в. -М. : Просвещение, 1993.
Буганов В. И. Петр Великий и его время. - М. : Просвещение, 1989.
Волков С. В. Русский офицерский корпус. - М. : Русь- РКБ, 1993.
Военная история Отечества с древних времён до наших дней. В 3-х томах. - М. : Просвещение, 1995.
Горский А. В. Александр Невский “Родина”, № 11, 1993.
Георгиевские кавалеры. Т. 1, 1769-1850. - М. : Просвещение, 1993.
Ермаков А. П. Характеристика полководцев 1812 г. “Родина”, № 1, 1994.
Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. - М. : Агентство печати Новости,1995.
Зверев Б. И. Страницы военно-морской летописи России. - М. : Просвещение 1981.
Карамзин Н. М. Об истории государства Российского. - М. : Просвещение, 1990.
Карганов В. В. , Сахаров А. Н. Полководцы Древней Руси. - М,: Просвещение, 1989.
Карпов В. С. Маршал Жуков. - М. : 1994 г.
Кулаков В. Ф. На службе Отечеству. - М. : Русь- РКБ 1999.
Кулаков В. Ф. Во имя России. - М. : Русь- РКБ, 2000.
Отечественная война 1812 года. - “Родина” № 6-7, 1992.
Кереновский А. А. История Русской армии. В 4-х томах. -С-П,: Полигон, 1992.
Павленко Н. И. Петр I. - М. : Просвещение, 1989.
Павленко Н. И. Александр Данилович Меньшиков. - М. :Просвещение,1989.
Решин Л. С. Освободители. “Родина” № 8 -9, 1992.
Старков Б. В. Сто дней “Лубянского маршала”. “Родина”, № 11 1993 г.
Сурмина И. О. Самые знаменитые герои России. - М. : Вече. 2002.
15