Пояснительная записка
Рабочая программа кружка по физике для 8-9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам обучения, представленным в стандарте основного общего образования.
Программа составлена в соответствии с «Примерной программой по учебным предметам» (Физика. 7-9 классы: - М. Просвещение, 2011) с учетом распределения программного материала в учебнике физики (А.В.Перышкин, физика 8-9 класс, М.: Дрофа, 2018). Программа опирается на положения ФГОС основного общего образования по физике.
Она определяет содержание учебного материала, его структуру, последовательность изучения, пути формирования системы знаний, способов деятельности, развития учащихся, их социализации и воспитания.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в общеобразовательной школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения посредством знакомства с методами научного познания окружающего мира и через самостоятельную деятельность учащихся по разрешению поставленных перед ними проблем. Рабочая программа является частью программы курса физики для основной школы.
Школьный курс физики является системообразующим для естественнонаучных предметов, изучаемых в школе. Это связано с тем, что в основе содержания курсов химии, физической географии, биологии лежат физические законы. Физика дает учащимся научный метод познания и позволяет получать объективные знания об окружающем мире.
Гуманитарное значение программы как составной части общего образования заключается в том, что на ее основе учащимся предоставляется возможность получения научными методами познания объективных знаний об окружающем мире.
В 8 классе продолжается формирование основных физических понятий, овладение методом научного познания, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданному алгоритму. Программа кружка расширяет возможности для развития исследовательских и экспериментаторских навыков в ходе работы над экспериментальными заданиями при реализации краткосрочных проектов.
Изучение курса кружка по физике в 8-м классе по данной программе направлено на достижение следующих целей:
Формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
Систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для создания разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
Формирование убежденности в возможности познания окружающего мира и достоверности методов его изучения;
Организация экологического мышления и ценностного отношения к природе
Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся для достижения целей при реализации программы ставятся следующие задачи:
Создать теоретическую и практическую основу для понимания тепловых, электромагнитных, оптических явлений;
Использовать достижения современных педагогических технологий обучения, разнообразие форм и методов обучения для привития учащимся интереса в изучении физики;
Использовать возможности дополнительного образования для расширения представлений учащихся об окружающей их природе
Для достижения поставленных целей обучающимся необходимо овладение методом научного познания и методами исследования явлений природы, знания о механических, тепловых, электромагнитных, квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления. Рабочая программа кружка предусматривает необходимость формирования у обучающихся наблюдать физические явления и проводить экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов. В процессе изучения усваиваются такие общенаучные понятия, как природное явление, эмпирически установленный факт, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки, понимание ценности науки для удовлетворения потребностей человека.
В основе отбора содержания учебного материала по программе лежат принципы системности, научности, доступности; преемственности между различными разделами курса. Планирование программного материала осуществлено с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у обучающихся в процессе реализации принципов развивающего обучения.
Соблюдается преемственность с курсом физики 7 и 9 классов класса. Последовательность тем программного материала сочетается с последовательностью изложения программного материала по физике в 8 классе. Экспериментальные задания подобраны в соответствии с экспериментальными заданиями по темам курса.
Программа кружка подкрепляются демонстрационным экспериментом и решением исследовательских, проектных и экспериментальных задач.
На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей обучающихся, как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повышение интенсивности и плотности процесса обучения реализуется за счет использования различных форм работы на занятиях (как под руководством учителя, так и самостоятельной работы). Снижение утомляемости обучающихся в процессе работы в кружке обеспечивается сочетанием коллективной работы с индивидуальной и групповой.
Последовательность тем программного материала выстроена с учетом возрастных особенностей и возможностей учащихся, ориентирована на соответствие с изложением программного материала по физике в 8-9 классах.
При реализации программы кружка в 8-9 классах в учебном процессе предпочтение отдается:
использованию в учебном процессе здоровьесберегающих, проектных, информационных технологий, развивающему обучению, обучению в сотрудничестве, проблемному обучению;
комбинированным занятиям с использованием практического, проектного, исследовательского, игрового, видео-методов обучения. Большое внимание уделяется экспериментальным заданиям, лабораторным и практическим работам
Обязательные результаты изучения программы отражены в требованиях к знаниям и умениям учащихся. Предполагаемый результат достигается в реализации системно-деятельностного, лично-ориентированного, компетентностного подходов; освоении учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладении знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни для сохранения собственного здоровья, для ориентирования в окружающем мире, для сохранения окружающей среды.
Последовательность изучения тем дана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей с использованием учебника:
Перышкин А.В. Физика. 8 -9 кл.: учебник / А.В.Перышкин, 4-е изд. Стереотип. – М.:Дрофа, 2015. – 238[2] с, : ил
Изучение курса кружка по физике в 8-9 классе по данной программе предполагает достижение следующих результатов обучения
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Выработка компетенций:
Общеобразовательных, знаниево-предметных (учебно-познавательная и информационная компетенция)
самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, математизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
оценивать и корректировать своё поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.
Достижение личностных результатов обучения физике в основной школе являются:
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе в 8 классе должны стать:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации (с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач);
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметными результатами обучения физике в основной школе в 8 классе должны стать:
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации
Обучающиеся должны научиться:
Объяснять свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе атомной теории строения вещества;
Исследовать зависимость объема газа от давления при постоянной температуре;
Наблюдать процесс образования кристаллов;
Наблюдать изменение внутренней энергии тела при теплопередаче и работе внешних сил;
Исследовать явление теплообмена при смешивании холодной и горячей воды;
Вычислять количество теплоты и удельную теплоемкость вещества при теплопередаче;
Измерять удельную теплоемкость вещества;
Измерять теплоту плавления льда;
Исследовать тепловые свойства парафина;
Наблюдать изменения внутренней энергии воды в результате испарения;
Вычислять количество теплоты в процессах теплопередачи при плавлении и кристаллизации, испарении и конденсации;
Вычислять удельную теплоту плавления и парообразования вещества;
Измерять влажность воздуха по точке росы;
Обсуждать экологические последствия применения двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;
Наблюдать явление электризации тел при соприкосновении;
Объяснять явления электризации тел и взаимодействия электрических зарядов;
Исследовать действия электрического поля на тела из проводников и диэлектриков;
Собирать и испытывать электрическую цепь;
Изготавливать и испытывать гальванический элемент;
Измерять силу тока в электрической цепи;
Измерять напряжение на участке цепи;
Измерять электрическое сопротивление;
Исследовать зависимость силы тока в проводнике от напряжения на его концах;
Измерять работу и мощность электрического тока;
Вычислять силу тока в цепи, работу и мощность электрического тока;
Объяснять явления нагревания проводников электрическим током;
Знать и выполнять правила безопасности при работе с источниками электрического тока;
Экспериментально изучать явление отражения света;
Исследовать свойства изображения в плоском зеркале;
Измерять фокусное расстояние собирающей линзы;
Получать изображение с помощью собирающей линзы
Содержание тем учебной программы.
С учетом насыщенности программного материала примерной программы по физике в 8-м классе, требований стандартов к знаниям и умениям учащихся по вышеуказанным темам, содержание учебного материала и методика его подачи предполагают перемещение центра тяжести в учебном процессе на практические, исследовательские занятия, познавательную и творческую деятельность учащихся.
При организации занятий для выполнения программы с учетом учебно-тематического планирования предполагается проведение традиционных уроков с использованием объяснительно-иллюстративного, видео метода, практического, исследовательского, проектного, игрового методов обучения; комбинированных уроков, частью которых является лабораторная работа или практическое исследование; уроков, полностью посвященных практическим занятиям (лабораторная работа, решение задач); уроков контроля знаний. Освоение программы предполагает выполнение внеурочных домашних заданий.
С целью формирования ответственности у учащихся за качество осваиваемого программного материала, дисциплинированности в отношении к учебному процессу возможны фронтальный, персональный, текущий, тематический, административный, итоговый контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Контроль может осуществляться в виде самостоятельных работ, физических диктантов, контрольных тестов, контрольных работ, дифференцированных заданий по карточкам, защиты проектов, в игровой форме (с использованием за основу любой из интеллектуальных игр).
Содержание учебного материала разбито на пять основных разделов:
«Тепловые явления» (из раздела «Молекулярная физика» и «Термодинамика»);
«Изменение агрегатных состояний вещества» (из раздела «Молекулярная физика» и «Термодинамика»);
«Электрические явления» (из раздела «Электростатика» и «Электродинамика»);
«Электродинамика» (из раздела «Электродинамика» и «Колебания и волны»);
«Световые явления» (из раздела «Оптика»).
Раздел «Тепловые явления» включает в себя сведения о строении вещества, тепловом движении молекул. Вводятся понятия температура вещества, внутренняя энергия. Рассматриваются способы изменения внутренней энергии: теплопередача и работа; разъясняется принципиальное различие способов теплопередачи: теплопроводности, конвекции, излучения и их проявления в природе и технике. Совершенствуются представления о значении табличных данных в физике. Вводится понятие удельная теплоемкость, удельная теплота плавления вещества, удельная теплота сгорания топлива. Рассматриваются практические вопросы, связанные с передачей энергии от одних тел к другим. Обращается внимание на фундаментальность законов сохранения в природе: сохранение и превращение энергии в механических и тепловых процессах.
Раздел «Изменение агрегатных состояний вещества» содержит информацию о процессах превращения агрегатных состояний веществ (плавление и кристаллизация, испарение и конденсация) на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества. В программном материале разъясняется смысл процесса кипения, вводится понятие температуры кипения, зависимость температуры кипения от давления; относительная влажность воздуха и ее практическое определение; преобразование энергии в тепловых машинах (паровой турбине, двигателе внутреннего сгорания, реактивных двигателях). В ознакомительном плане обсуждаются экологические проблемы использования тепловых машин.
Для реализации целей и задач программы проводятся и демонстрируются простые физические опыты и экспериментальные исследования по выявлению зависимостей: температуры остывающей воды от времени, температуры вещества от времени при изменении агрегатных состояний вещества. Объясняется устройство и принцип действия физических приборов и технических объектов: термометра, психрометра, паровой турбины, двигателя внутреннего сгорания, холодильника. Отмечается практическое применение физических знаний для учета теплопроводности и теплоемкости различных веществ.
Тема «Электрические явления» содержит объемный материал, который предлагается осваивать учащимся с содержательной стороны и с позиций практической и исследовательской направленности. Вводятся понятия электрический заряд, два вида электрических зарядов; взаимодействие зарядов. Из законов электростатики: закон Кулона и закон сохранения электрического заряда. Сложным является вопрос о механизме передачи взаимодействий посредством электрического поля. Характеристики электрического поля: напряженность, напряжение, силовые линии напряженности. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Конденсатор, энергия электрического поля конденсатора. Вводится понятие постоянный электрический ток, рассматриваются действия электрического тока, условия его существования, основные элементы электрических цепей. В ознакомительном плане рассматривается вопрос о носителях электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах, газах. Сила тока, напряжение, сопротивление – понятия, которые вводятся на практических занятиях по измерению амперметром и вольтметром соответствующих параметров. Изучается последовательное и параллельное соединение проводников, закон Ома для участка цепи. Работа и мощность электрического тока, закон Джоуля-Ленца рассматриваются в связи с использованием теплового действия тока в лампах накаливания и других электрических приборах. По программе предполагается освоение терминов: плавкие предохранители, короткое замыкание.
Рассматривается экономический вопрос расхода электрической энергии и стоимости электроэнергии; практическое применение физических знаний для безопасного обращения с электробытовыми приборами; предупреждение опасного воздействия на организм человека электрического тока и электромагнитных излучений.
В разделе «Электромагнитные явления» основные вопросы для изучения магнитные действия, магнитное поле, опыт Эрстеда, постоянные магниты, переменное магнитное поле, явление электромагнитной индукции, опыты Фарадея, переменный ток. Описываются процессы, происходящие в электрическом колебательном контуре; электромагнитные колебания, процесс возникновения и распространения электромагнитных волн, принципы радиосвязи и телевидения. В ознакомительном плане рассматривается вопрос о магнитном поле Земли, действии и использовании электромагнитов, электродвигателей, электрогенераторов, трансформаторов, передаче электрической энергии на расстояние.
Раздел «Световые явления» неразрывно связан с вопросом об электромагнитных волнах. Большая часть – вопросы из разделов геометрической и волновой оптики. Основные понятия и законы геометрической оптики: источники света, прямолинейность распространения света, отражение и преломление света, закон отражения света, плоское зеркало, закон преломления света, линзы, фокусное расстояние линз, глаз как оптическая система, оптические приборы. Явление дисперсии и дисперсии света. Из раздела волновой оптики в ознакомительном плане обсуждается электромагнитная природа света и влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
С целью реализации программного материала объясняется устройство и принцип действия физических приборов и технических объектов: амперметра, вольтметра, динамика, микрофона, электродвигателя, очков, фотоаппарата, проекционного аппарата.
Учебно-тематическое планирование
кружка по физике
на 2023-2024 учебный год
количество часов: всего 68часов; в неделю 2 часа
| Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе: | Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся | |
Проектная деятельность | Лабораторные работы | Зачетные работы | |
1. | Наблюдения и опыты. Физические величины. Измерение физических величин | 2 | | 1 | 1 | 1 |
2. | Тепловые явления | 6 | 1 | 2 | 1 | 1 |
3. | Изменение агрегатных состояний вещества | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 |
4. | Электрические явления | 24 | 2 | 8 | 2 | 6 |
5. | Электромагнитные явления | 12 | 2 | 4 | 2 | 1 |
6. | Световые явления | 14 | 2 | 4 | 2 | 1 |
| Резерв | 4 | | | | |
| Итого: | 68 | 8 | 20 | 9 | 11 |
Календарно-тематическое планирование
кружка по физике
на 2023-2024 учебный год
№ урока | Тема урока | Дата | Дата при корректировке | Дата по факту |
1 | Наблюдения и опыты. Физические величины. | | | |
2 | Измерение физических величин. | | | |
| Тепловые явления | | | |
3 | Количества теплоты. | | | |
4 | Практическая работа №1 по определению количества теплоты, которое тело передает в процессе теплопередачи. | | | |
5 | Процесс теплопередачи. | | | |
6 | Удельной теплоемкости. | | | |
7 | Практическая работа по определению массы тела, которое участвует в теплообмене | | | |
8 | Практическая работа № 3 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела». | | | |
| Изменение агрегатных состояний вещества | | | |
9 | Агрегатные состояния вещества. | | | |
10 | Плавление и кристаллизация кристаллических тел на основе МКТ. | | | |
11 | Решение практических задач по теме «Плавление и кристаллизация кристаллических тел». | | | |
12 | Практическая работа № 4 «Определение относительной влажности воздуха с помощью гигрометра» | | | |
| Электрические явления | | | |
13 | Строение вещества. Электрический заряд. | | | |
14 | Два вида электрических зарядов. Взаимодействие электрических зарядов. | | | |
15 | Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. | | | |
16 | Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора | | | |
17 | Электрические цепи и их составляющие. | | | |
18 | Сила тока. Амперметр. | | | |
19 | Практическая работа № 5 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках» | | | |
20 | Напряжение. Вольтметр. | | | |
21 | Практическая №6 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи». | | | |
22 | Электрическое сопротивление. | | | |
23 | Практическая работа № 7 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении» | | | |
24 | Зависимость силы тока в проводнике от напряжения. | | | |
25 | Практическая работа № 8 «Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его геометрических параметров и характера вещества, из которого он изготовлен» | | | |
26 | Закон Ома для участка электрической цепи. | | | |
27 | Практическая работа № 9 «Исследование зависимости силы тока в электрической цепи от сопротивления при постоянном напряжении. Регулирование силы тока реостатом». | | | |
28 | Последовательное соединение проводников. | | | |
29 | Практическая работа № 10 «Изучение последовательного соединения проводников» | | | |
30 | Параллельное соединение проводников. | | | |
31 | Практическая работа № 11 «Изучение параллельного соединения проводников» | | | |
32 | Работа и мощность электрического тока. | | | |
33 | Практическая работа №12 «Измерение работы и мощности электрического тока» | | | |
34 | Урок-практикум. Защита проектов по теме «Работа со смешанными соединениями в цепях постоянного тока» | | | |
35 | Урок-практикум. Защита проектов по теме «Работа со смешанными соединениями в цепях постоянного тока» | | | |
36 | Урок-практикум. Защита проектов по теме «Работа со смешанными соединениями в цепях постоянного тока» | | | |
| Электромагнитные явления | | | |
37 | Постоянные магниты. | | | |
38 | Практическая работа № 13 «Изучение взаимодействия постоянных магнитов» | | | |
39 | Действие магнитного поля на проводник с током. | | | |
40 | Практическая работа № 13 «Изучение взаимодействия постоянных магнитов» | | | |
41 | Переменное магнитное поле. | | | |
42 | Явление электромагнитной индукции. | | | |
43 | Опыты Фарадея. | | | |
44 | Практическая работа № 15 «Сборка электромагнита и испытание его действия» | | | |
45 | Двигатель постоянного тока. | | | |
46 | Практическая работа № 16 Изучение двигателя постоянного тока (на модели)» | | | |
47 | Урок-практикум. Защита проектов по теме «Электромагниты и их применение» | | | |
48 | Урок-практикум. Защита проектов по теме «Электромагниты и их применение» | | | |
| Световые явления | | | |
50 | Источники света. | | | |
51 | Практическая работа № 17 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света». | | | |
52 | Закон отражения. | | | |
53 | Практическая работа № 18 «Исследование свойств изображения в плоском зеркале» | | | |
54 | Преломление света. Линзы. Оптическая сила линзы | | | |
56 | Практическая работа № 19 «Исследование угла преломления от угла падения света» | | | |
57 | Изображения, даваемые линзой. | | | |
58 | Практическая работа № 20 «Получение изображений с помощью линзы». | | | |
59 | Линзы. Оптическая сила линзы | | | |
60 | Практическая работа № 21 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы». | | | |
61 | Оптические приборы. | | | |
62 | Урок-практикум. Защита проектов по теме «Дефекты зрения и способы их устранения» | | | |
63 | Урок-практикум. Защита проектов по теме «Дефекты зрения и способы их устранения» | | | |
64 | Урок-практикум. Защита проектов по теме «Дефекты зрения и способы их устранения» | | | |
65-68 | Резерв | | | |
| Итого | | | |
С целью формирования ответственности у учащихся за качество осваиваемого программного материала, дисциплинированности в отношении к учебному процессу возможны фронтальный, персональный, текущий, тематический, административный, итоговый контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Контроль может осуществляться в виде самостоятельных работ, физических диктантов, контрольных тестов, контрольных работ, дифференцированных заданий по карточкам, защиты проектов, в игровой форме (с использованием за основу любой из интеллектуальных игр). Текущий контроль может реализовываться в форме устного фронтального вопроса, контрольных работ, физических диктантов, тестовых работ, кратковременных проверочных работ, лабораторных работ. Итоговый контроль проводится в виде контрольных тестовых работ и контрольных работ.
Система контроля за знаниями и умениями реализуется с помощью «Тетради открытий». В этой тетради учащиеся записывают план проведения и результаты своих наблюдений, экспериментов, которые они проводят как в классе, так и дома.
Формы подведения итогов: организация и проведение предметной недели по физике. В течении этой недели: выпускается газета научных открытий; учащиеся выступают с докладами перед другими классами; защита проекта, на котором учащиеся представляют самостоятельно сконструированные модели, приборы или демонстрационные опыты по любой теме.
Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования отличается тем, что при оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося.
Можно оценивать:
степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
количество новой информации использованной для выполнения проекта;
степень осмысления использованной информации;
уровень сложности и степень владения использованными методиками;
оригинальность идеи, способа решения проблемы;
осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;
владение рефлексией;
творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
социальное и прикладное значение полученных результатов
Программа кружка по физике для 8-9 класса рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю). Осваивается в течение учебного года.
Требования к результатам освоения учебного материала по данной программе:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса физики.
С введением ФГОС реализуется смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на «системно-деятельностную», акцент переносится с изучения основ наук на обеспечение развития УУД (ранее «общеучебных умений») на материале основ наук. Важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями по предметам, становятся универсальные (метапредметные) умения (и стоящие за ними компетенции).
Личностными результатами обучения в рамках программы кружка по физике являются:
Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения в рамках программы кружка по физике являются:
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами изучения в рамках программы кружка по физике являются:
умение пользоваться методами научного исследования явлений природы: проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, использовать физические модели, выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез.
Предметными результатами изучения в рамках программы кружка по физике являются:
понимание физических терминов: тело, вещество, материя;
умение проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру;
владение экспериментальными методами исследования при определении цены деления прибора и погрешности измерения;
понимание роли ученых нашей страны в развитие современной физики и влияние на технический и социальный прогресс;
понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
владение экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел;
понимание причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;
умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы;
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды);
понимание и способность объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение;
умение измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность, тела равнодействующую двух сил, действующих на тело в одну и в противоположные стороны;
владение экспериментальными методами исследования в зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления;
умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела;
умение переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот;
понимание принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, быту, охране окружающей среды;
понимание и способность объяснить физические явления: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю, способы уменьшения и увеличения давления;
умение измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда;
владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда;
понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда;
понимание принципов действия барометра-анероида, манометра, насоса, гидравлического пресса, с которыми человек встречается в повседневной жизни и способов обеспечения безопасности при их использовании
понимание и способность объяснять физические явления: равновесие тел превращение одного вида механической энергии другой;
умение измерять: механическую работу, мощность тела, плечо силы, момент силы. КПД, потенциальную и кинетическую энергию;
владение экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага;
понимание смысла основного физического закона: закон сохранения энергии;
понимание принципов действия рычага, блока, наклонной плоскости, с которыми человек встречается в повседневной жизни и способов обеспечения безопасности при их использовании;
владение способами выполнения расчетов для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии;
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.
Перечень учебно-методического обеспечения, необходимого для реализации рабочей программы:
Методические и учебные пособия:
Перышкин А. В. Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведений. М.: Дрофа, 2014;
Перышкин А. В. Сборник задач по физике: 7-9 к учебникам А. В. Перышкина и др. «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», «Физика. 9 класс» /А.В. Перышкин; Сост.Г.А.Лонцова. – 11-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2014 – 269;
Иванова В.В., Экспресс-диагностика. Физика. 8 класс/В.В.Иванова. – М.: Издательство «Экзамен», 2014, - 96с;
Ханнанова Т.А. Физика. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику А.В.Перышкина/ Т.А.Ханнанова, Н.К.Ханнанов, - 5-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2015, - 108;
Видео-серия по разделам физики: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, уроки физики Кирилла и Мефодия 8 класс;
Современная гуманитарная академия. Сборник демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы. Школьный физический эксперимент (по разделам курса физики);
Енохович А.С. Справочник по физике и технике: Учебное пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1997. – 384с;
Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля Физика 7-9 класс основная школа. Лаборатория аттестационных технологий МИОО.
Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждений. Книга для учителя./ Под ред. В.А. Бурова и Г.Г. Никифорова. – Москва: Просвещение. Учебная литература., 1996. – 368с.: ил.;
Гулиа, Н. В. Удивительная физика: о чем умолчали учебники. - М., 2003;
Горев, Л. А. Занимательные опыты по физике. - М., 1985;
З.Дягилев, Ф. М. Из истории физики и жизни ее творцов. - М., 1986;
Перельман, Н. Я. Занимательные опыты по физике. - М., 1972.
Оборудование и приборы:
Учебно-технический комплекс по физике по разделам:
технические средства обучения;
оборудование общего назначения;
оборудование демонстрационное;
оборудование лабораторное;
библиотечный фонд (книгопечатная продукция);
печатные пособия (таблицы, схемы, диаграммы и т.д.).
Список литературы (основной и дополнительной):
Нормативные документы и литература, использованная при подготовке программы:
Губанова Е.В. С 57 Содержание и структура образовательных программ ОУ, рабочих программ педагогов: Методическое пособие. – Министерство образования Саратовской области; ГОУ ДПО «СарИПКиПРО»;
Положение о рабочей программе педагога МОУ «СОШ №12 ЗАТО Шиханы Саратовской области»;
Краснова Т.И.Разработка учебной программы курса в стратегии активного обучения, [email protected];
Сборник нормативных документов. Физика. / Составитель Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 111, [1]с. ISBN 5-7107-8657-8;
Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / Составитель В.А. Коровин, В.А.Орлов. – М.: Дрофа, 2008. – 334. [2] с;
Смирнов А.В. Современный кабинет физики. – М.: 5 за знания, 2006. – 304с.
Литература, рекомендованная для учащихся:
Перышкин А. В. Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведений. М.: Дрофа, 2014;
Гальперштейн Л. Забавная физика. Научно-популярная литература – М.: Дет. лит., 1993. – 255с.;
Тарасов Л.В. Физика в природе.: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1988. – 351 с.: ил.;
Детская энциклопедия «Я познаю мир. Физика»/ Под ред. О.Г.Хинн. – М.: ТКО «АСТ», 1997. – 480 с.
Образовательные диски:
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. «Уроки физикиКирилла и Мефодия»:
2. Физикон:
Программы нового поколения:
А.И.Фишман, А.И.Скворцов, Р.В.Даминов «Видеозадачник по физике» часть 1-2;
А Современная Гуманитарная Академия. Сборники
демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы. Школьный физический эксперимент:
«Молекулярная физика»;
«Основы молекулярно-кинетической теории» часть 1;
«Основы молекулярно-кинетической теории» часть 2;
«Гидроаэростатика».
Сайты:
http://afizika.ru/
https://sites.google.com/site/sajtucitelafiziki580/
http://class-fizika.narod.ru/7_class.htm
21