СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка по химии "Секретная лаборатория"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа кружка по химии лоя малокомплектной школы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка по химии "Секретная лаборатория"»

МКОУ «ООШ с. Талон»

Секретная лаборатория

кружок





Разработала: учитель биологии географии химии Белякова Т. Ю.






Пояснительная записка

Рабочая программа кружка" Секретная лаборатория " для 6-7 классов разработана на основе Примерной программы по химии среднего общего образования.

Общая характеристика

Знания, получаемые в школе по химии, мы не очень часто используем в повседневной жизни, конечно, если мы не связали свою жизнь с химией в профессиональном плане. Тем не менее, этот предмет может стать источником знаний о процессах в окружающем мире, так как только при изучении химии мы знакомимся с составом веществ на нашей Земле. Благодаря этому мы узнаем, каким образом эти вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма, да и в целом на саму жизнь человека, что полезно нам и в каких количествах и, наконец, что вредно и до какой степени.

Предлагаемая программа имеет естественнонаучную направленность, которая является важным направлением в развитии и формировании у школьников первоначального целостного представления о мире на основе сообщений им некоторых знаний из естественнообразовательной области.

В процессе изучения данного курса учащиеся совершенствуют практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение для образованного человека. Прививает любовь и интерес к химии, которую начнут изучать в старших классах.

Программа кружка “Секретная лаборатория” рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не более 12 человек. Химический кружок - экспериментальный, поэтому состав учащихся должен быть постоянным. Годовой курс программы рассчитан на 34 часа (1 занятие по 1 ч. в неделю). Группа формируется из детей в возрасте от 11-13 лет.

Занятия в кружке проводятся индивидуальные и групповые. Подбор заданий проводится с учётом возможностей детей, в соответствии с уровнем их подготовки и, конечно, с учётом желания. В случае выполнения группового задания даётся возможность спланировать ход эксперимента с чётким распределением обязанностей для каждого члена группы. Программа кружка включает: знакомство с приёмами лабораторной техники, с организацией химического производства, изучение веществ и материалов и их применение.

Основные методы: Проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов, выполнение экспериментальных работ.

Основные формы: Лекции, беседы, дискуссии, лабораторные работы, практические работы, викторины, игры, химические вечера.

Цели и задачи

Цель программы – является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по предметам естественного цикла.




Задачи программы:



Обучающие:


- формирование навыков и умений научно-исследовательской деятельности;

- формирование у учащихся навыков безопасного и грамотного обращения с веществами;

- формирование практических умений и навыков разработки и выполнения химического эксперимента;

- продолжить развитие познавательной активности, самостоятельности, настойчивости в достижении цели, креативных способностей учащихся;

- продолжить формирование коммуникативных умений;

- формирование презентационных умений и навыков;

- дать возможность учащимся проверить свои способности в естественнообразовательной области.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

  • Развивать конструктивное мышление и сообразительность;

Воспитательные:

  • Вызвать интерес к изучению наук естественного цикла.



Ожидаемые результаты

После изучения данного курса учащиеся должны знать:

• правила безопасности работы в лаборатории и обращения с веществами;

• правила сборки и работы лабораторных приборов;

• определение массы и объема веществ;

• правила экономного расхода горючего и реактивов;

• порядок организации своего рабочего места;

Уметь:

• осуществлять с соблюдением техники безопасности демонстрационный и лабораторный эксперимент;

• осуществлять кристаллизацию, высушивание, выпаривание, определять плотность исследуемых веществ;

• иметь необходимые умения и навыки в мытье и сушке химической посуды;

• работать со стеклом и резиновыми пробками при приготовлении приборов для проведения опытов;

• находить проблему и варианты ее решения;

• определять цель, выделять объект исследования, овладеть способами регистрации полученной информации, ее обработки и оформления;

• организовать свой учебный труд, пользоваться справочной и научно- популярной литературой;

• писать рефераты, придерживаясь определенных требований;

• работать в сотрудничестве с членами группы, находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;

• вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, найти компромисс;

• уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении.


Содержание программы

1. Вводное занятие. Знакомство с учащимися, анкетирование: (что привело тебя в кружок “Секретная лаборатория”). Выборы совета, девиза, эмблемы кружка, знакомства кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана работы кружка, предложенного учителем.

2. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности.Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.Игра по технике безопасности.

3. Знакомство с лабораторным оборудованием. Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования. Техника демонстрации опытов (на примерах одного - двух занимательных опытов).

Практическая работа. Ознакомление с техникой выполнения общих практических операций наливание жидкостей, перемешивание и растворение твердых веществ в воде.

4. Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории.Знакомство с различными видами классификаций химических реактивов и правилами хранения их в лаборатории.

Практическая работа. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ , изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения.

5. Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой горелки, водяной бани, сушильного шкафа. Нагревание и прокаливание.

Практическая работа. Использование нагревательных приборов. Изготовление спиртовки из подручного материала.

6. Взвешивание, фильтрование и перегонка. Ознакомление учащихся с приемами взвешивания и фильтрования, изучение процессов перегонки.Очистка веществ от примесей

Практическая работа.

1.Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей.

  1. Перегонка воды.

7. Выпаривание и кристаллизация

Практическая работа. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли .

8. Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ.

Демонстрация фильма.

Практическая работа. Опыты, иллюстрирующие основные приёмы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.

Практическая работа. Получение неорганических веществ в химической лаборатории Получение сульфата меди из меди, хлорида цинка из цинка.

Наглядные пособия, схемы, таблицы, плакаты.

9. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни.

Практическая работа. Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества. Получение насыщенных и пересыщенных растворов, составление и использование графиков растворимости.

10. Кристаллогидраты.Кристаллическое состояние. Свойства кристаллов, строение и рост кристаллов.

Практическая работа. Получение кристаллов солей из водных растворов методом медленного испарения и постепенного понижения температуры раствора (хлорид натрия, медный купорос, алюмокалиевые квасцы).

Домашние опыты по выращиванию кристаллов хлорида натрия, сахара.

11. Химия и медицина. Формирование информационной культуры учащихся. Составление и чтение докладов и рефератов.

Устный журнал на тему химия и медицина.

12. Занимательные опыты по теме: Химические реакции вокруг нас. Показ демонстрационных опытов:

«Вулкан»на столе

«Зелёный огонь»

«Вода-катализатор»

«Звездный дождь»

«Разноцветное пламя»

Вода зажигает бумагу

13.Создание базы отпечатков пальцев.

Знакомство учащихся с наукой дактилоскопия. Практические занятии с двумя типами дактилоскопических карт для снятия отпечатков пальцев. Создание базы данных отпечатков пальцев, идентификация отпечатков.

14. Секретные послания.

Знакомство с тайными чернилами, использование самых простых из них. Шифровка и расшифровка секретных посланий.

15. Химия в природе. Сообщения учащимися о природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме « Химия в природе».

Демонстрация опытов:

  • Химические водоросли

  • Тёмно-серая змея.

  • Оригинальное яйцо.

  • Минеральный «хамелеон».

16. Химия и человек.Чтение докладов и рефератов.

-Ваше питание и здоровье

-Химические реакции внутри нас

17. Проведение дидактических игр

Проведение конкурсов и дидактических игр:

  • кто внимательнее

  • кто быстрее и лучше

  • узнай вещество

  • узнай явление

18. Химия в быту. Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Разновидности моющих средств. Использование химических материалов для ремонта квартир.

Практическая работа. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира.

Наглядные средства: плакаты, таблицы, образцы моющих средств.

19. Общий смотр знаний. Игра “Что? Где? Когда?”

Подведение итогов и анализ работы кружка за год. Отчет членов кружка, демонстрация изготовленных членами кружка наглядных пособий, простейших приборов, конкурсных газет, выращенных кристаллов, рефератов и т.д.

Проведение заключительной игры.

Игра. « Что? Где? Когда?»

















Календарно-тематическое планирование

Всего 34 ч. (1ч. в неделю)

Кол-во

часов

Тема занятий

Форма занятий

1

Вводное занятие.

Лекция

1

Ознакомление с кабинетом химии

и изучение правил техники

безопасности

Игра по технике безопасности

1

Знакомство с лабораторным

оборудованием.

Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования

1

Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории.

Практическая работа. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ, изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения.

1

Нагревательные приборы и пользование ими.

Практическая работа. Использование нагревательных приборов. Изготовление спиртовки из подручного материала.

1

Взвешивание, фильтрование и перегонка.

Практическая работа.

Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей

1

Выпаривание и кристаллизация

Практическая работа. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли

3

Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ

Лекция.

Практическая работа. Опыты. иллюстрирующие основные приёмы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.

Практическая работа. Получение неорганических веществ в химической лаборатории Получение сульфата меди из меди, хлорида цинка из цинка.

1

Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту.

Практическая работа. Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества.

2

Интересные опыты

Практическая работа. Проведение красочных и интересных опытов.

1

Химия и медицина.

Лекция, сообщения учащихся

2

Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас».

Показ демонстрационных опытов

3

Создание базы отпечатков пальцев.

Знакомство учащихся с наукой дактилоскопия. Практические занятии с двумя типами дактилоскопических карт для снятия отпечатков пальцев. Создание базы данных отпечатков пальцев, идентификация отпечатков

2

Секретные послания.


Знакомство с тайными чернилами, использование самых простых из них. Шифровка и расшифровка секретных посланий.


2

Химия в природе.

Сообщения учащимися о природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме « Химия в природе».

1

Химия и человек. Чтение докладов и рефератов.

Круглый стол, сообщения учащихся

4

Проведение дидактических игр:

• кто внимательнее

• кто быстрее и лучше

• узнай вещество

• узнай явление

Игры с учащимися кружка

3

Химия в быту.

Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Разновидности моющих средств. Использование химических материалов для ремонта квартир.

Практическая работа. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира

3

Общий смотр знаний.

Игра “Что? Где? Когда?”

Подведение итогов и анализ работы кружка за год. Отчет членов кружка, демонстрация изготовленных членами кружка наглядных пособий, простейших приборов, конкурсных газет, выращенных кристаллов, рефератов