МКОУ «ООШ с. Талон» |
Секретная лаборатория |
кружок |
Разработала: учитель биологии географии химии Белякова Т. Ю. |
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка" Секретная лаборатория " для 6-7 классов разработана на основе Примерной программы по химии среднего общего образования.
Общая характеристика
Знания, получаемые в школе по химии, мы не очень часто используем в повседневной жизни, конечно, если мы не связали свою жизнь с химией в профессиональном плане. Тем не менее, этот предмет может стать источником знаний о процессах в окружающем мире, так как только при изучении химии мы знакомимся с составом веществ на нашей Земле. Благодаря этому мы узнаем, каким образом эти вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма, да и в целом на саму жизнь человека, что полезно нам и в каких количествах и, наконец, что вредно и до какой степени.
Предлагаемая программа имеет естественнонаучную направленность, которая является важным направлением в развитии и формировании у школьников первоначального целостного представления о мире на основе сообщений им некоторых знаний из естественнообразовательной области.
В процессе изучения данного курса учащиеся совершенствуют практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение для образованного человека. Прививает любовь и интерес к химии, которую начнут изучать в старших классах.
Программа кружка “Секретная лаборатория” рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не более 12 человек. Химический кружок - экспериментальный, поэтому состав учащихся должен быть постоянным. Годовой курс программы рассчитан на 34 часа (1 занятие по 1 ч. в неделю). Группа формируется из детей в возрасте от 11-13 лет.
Занятия в кружке проводятся индивидуальные и групповые. Подбор заданий проводится с учётом возможностей детей, в соответствии с уровнем их подготовки и, конечно, с учётом желания. В случае выполнения группового задания даётся возможность спланировать ход эксперимента с чётким распределением обязанностей для каждого члена группы. Программа кружка включает: знакомство с приёмами лабораторной техники, с организацией химического производства, изучение веществ и материалов и их применение.
Основные методы: Проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов, выполнение экспериментальных работ.
Основные формы: Лекции, беседы, дискуссии, лабораторные работы, практические работы, викторины, игры, химические вечера.
Цели и задачи
Цель программы – является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по предметам естественного цикла.
Задачи программы:
Обучающие:
- формирование навыков и умений научно-исследовательской деятельности;
- формирование у учащихся навыков безопасного и грамотного обращения с веществами;
- формирование практических умений и навыков разработки и выполнения химического эксперимента;
- продолжить развитие познавательной активности, самостоятельности, настойчивости в достижении цели, креативных способностей учащихся;
- продолжить формирование коммуникативных умений;
- формирование презентационных умений и навыков;
- дать возможность учащимся проверить свои способности в естественнообразовательной области.
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать конструктивное мышление и сообразительность;
Воспитательные:
Ожидаемые результаты
После изучения данного курса учащиеся должны знать:
• правила безопасности работы в лаборатории и обращения с веществами;
• правила сборки и работы лабораторных приборов;
• определение массы и объема веществ;
• правила экономного расхода горючего и реактивов;
• порядок организации своего рабочего места;
Уметь:
• осуществлять с соблюдением техники безопасности демонстрационный и лабораторный эксперимент;
• осуществлять кристаллизацию, высушивание, выпаривание, определять плотность исследуемых веществ;
• иметь необходимые умения и навыки в мытье и сушке химической посуды;
• работать со стеклом и резиновыми пробками при приготовлении приборов для проведения опытов;
• находить проблему и варианты ее решения;
• определять цель, выделять объект исследования, овладеть способами регистрации полученной информации, ее обработки и оформления;
• организовать свой учебный труд, пользоваться справочной и научно- популярной литературой;
• писать рефераты, придерживаясь определенных требований;
• работать в сотрудничестве с членами группы, находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;
• вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, найти компромисс;
• уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении.
Содержание программы
1. Вводное занятие. Знакомство с учащимися, анкетирование: (что привело тебя в кружок “Секретная лаборатория”). Выборы совета, девиза, эмблемы кружка, знакомства кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана работы кружка, предложенного учителем.
2. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности.Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.Игра по технике безопасности.
3. Знакомство с лабораторным оборудованием. Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования. Техника демонстрации опытов (на примерах одного - двух занимательных опытов).
Практическая работа. Ознакомление с техникой выполнения общих практических операций наливание жидкостей, перемешивание и растворение твердых веществ в воде.
4. Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории.Знакомство с различными видами классификаций химических реактивов и правилами хранения их в лаборатории.
Практическая работа. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ , изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения.
5. Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой горелки, водяной бани, сушильного шкафа. Нагревание и прокаливание.
Практическая работа. Использование нагревательных приборов. Изготовление спиртовки из подручного материала.
6. Взвешивание, фильтрование и перегонка. Ознакомление учащихся с приемами взвешивания и фильтрования, изучение процессов перегонки.Очистка веществ от примесей
Практическая работа.
1.Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей.
Перегонка воды.
7. Выпаривание и кристаллизация
Практическая работа. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли .
8. Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ.
Демонстрация фильма.
Практическая работа. Опыты, иллюстрирующие основные приёмы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.
Практическая работа. Получение неорганических веществ в химической лаборатории Получение сульфата меди из меди, хлорида цинка из цинка.
Наглядные пособия, схемы, таблицы, плакаты.
9. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни.
Практическая работа. Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества. Получение насыщенных и пересыщенных растворов, составление и использование графиков растворимости.
10. Кристаллогидраты.Кристаллическое состояние. Свойства кристаллов, строение и рост кристаллов.
Практическая работа. Получение кристаллов солей из водных растворов методом медленного испарения и постепенного понижения температуры раствора (хлорид натрия, медный купорос, алюмокалиевые квасцы).
Домашние опыты по выращиванию кристаллов хлорида натрия, сахара.
11. Химия и медицина. Формирование информационной культуры учащихся. Составление и чтение докладов и рефератов.
Устный журнал на тему химия и медицина.
12. Занимательные опыты по теме: Химические реакции вокруг нас. Показ демонстрационных опытов:
«Вулкан»на столе
«Зелёный огонь»
«Вода-катализатор»
«Звездный дождь»
«Разноцветное пламя»
Вода зажигает бумагу
13.Создание базы отпечатков пальцев.
Знакомство учащихся с наукой дактилоскопия. Практические занятии с двумя типами дактилоскопических карт для снятия отпечатков пальцев. Создание базы данных отпечатков пальцев, идентификация отпечатков.
14. Секретные послания.
Знакомство с тайными чернилами, использование самых простых из них. Шифровка и расшифровка секретных посланий.
15. Химия в природе. Сообщения учащимися о природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме « Химия в природе».
Демонстрация опытов:
Химические водоросли
Тёмно-серая змея.
Оригинальное яйцо.
Минеральный «хамелеон».
16. Химия и человек.Чтение докладов и рефератов.
-Ваше питание и здоровье
-Химические реакции внутри нас
17. Проведение дидактических игр
Проведение конкурсов и дидактических игр:
кто внимательнее
кто быстрее и лучше
узнай вещество
узнай явление
18. Химия в быту. Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Разновидности моющих средств. Использование химических материалов для ремонта квартир.
Практическая работа. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира.
Наглядные средства: плакаты, таблицы, образцы моющих средств.
19. Общий смотр знаний. Игра “Что? Где? Когда?”
Подведение итогов и анализ работы кружка за год. Отчет членов кружка, демонстрация изготовленных членами кружка наглядных пособий, простейших приборов, конкурсных газет, выращенных кристаллов, рефератов и т.д.
Проведение заключительной игры.
Игра. « Что? Где? Когда?»
Календарно-тематическое планирование
Всего 34 ч. (1ч. в неделю)
Кол-во часов | Тема занятий | Форма занятий |
1 | Вводное занятие. | Лекция |
1 | Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности | Игра по технике безопасности |
1 | Знакомство с лабораторным оборудованием. | Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования |
1 | Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории. | Практическая работа. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ, изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения. |
1 | Нагревательные приборы и пользование ими. | Практическая работа. Использование нагревательных приборов. Изготовление спиртовки из подручного материала. |
1 | Взвешивание, фильтрование и перегонка. | Практическая работа. Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей |
1 | Выпаривание и кристаллизация | Практическая работа. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли |
3 | Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ | Лекция. Практическая работа. Опыты. иллюстрирующие основные приёмы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами. Практическая работа. Получение неорганических веществ в химической лаборатории Получение сульфата меди из меди, хлорида цинка из цинка. |
1 | Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту. | Практическая работа. Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества. |
2 | Интересные опыты | Практическая работа. Проведение красочных и интересных опытов. |
1 | Химия и медицина. | Лекция, сообщения учащихся |
2 | Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас». | Показ демонстрационных опытов |
3 | Создание базы отпечатков пальцев. | Знакомство учащихся с наукой дактилоскопия. Практические занятии с двумя типами дактилоскопических карт для снятия отпечатков пальцев. Создание базы данных отпечатков пальцев, идентификация отпечатков |
2 | Секретные послания. | Знакомство с тайными чернилами, использование самых простых из них. Шифровка и расшифровка секретных посланий. |
2 | Химия в природе. | Сообщения учащимися о природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме « Химия в природе». |
1 | Химия и человек. Чтение докладов и рефератов. | Круглый стол, сообщения учащихся |
4 | Проведение дидактических игр: • кто внимательнее • кто быстрее и лучше • узнай вещество • узнай явление | Игры с учащимися кружка |
3 | Химия в быту. | Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Разновидности моющих средств. Использование химических материалов для ремонта квартир. Практическая работа. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира |
3 | Общий смотр знаний. Игра “Что? Где? Когда?” | Подведение итогов и анализ работы кружка за год. Отчет членов кружка, демонстрация изготовленных членами кружка наглядных пособий, простейших приборов, конкурсных газет, выращенных кристаллов, рефератов |