муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тирянская основная школа»
Кардымовского района Смоленской области
Рабочая программа
кружка по математике
«За страницами учебника математики»
для 9 класса
на 2021/2022 учебный год
Учитель
Кезикова Л.Н.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, методическими рекомендациями для педагогических работников образовательных организаций системы дополнительного образования детей, в соответствии с учебным планом МБОУ «Тирянская основная школа», модульного курса «Я сдам ОГЭ» (Я сдам ОГЭ! Математика. Типовые задания. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В двух частях / И.В. Ященко, С.А. Шестаков – М.: Просвещение, 2018.), ООП ООО МБОУ «Тирянская ОШ» и рабочей программой воспитания МБОУ «Тирянская ОШ» на 2021/2022 учебный год, рассчитана на 34 часа для реализации в основной школе.
Программа дополнительного образования разработана в соответствии с основными нормативными документами:
- Приказом Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года);
- Федеральным законом РФ от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 2 июля 2021 года); - Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 «О направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы));
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Уставом МБОУ «Тирянская основная школа»
Актуальность программы.
Программа построена с опорой на знания и умения, полученные учащимися при изучении математики в основной школе. Особенность курса – его тесная связь с окружающим миром, междисциплинарный характер. Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания, но в то же время, они примыкают к основному курсу и входят в темы на ОГЭ по математике. При изучении данного курса наряду с приобретением дополнительных знаний по математике, развивается способность самостоятельно приобретать знания, оценивать информацию, излагать свое мнение по обсуждаемому вопросу, выслушивать мнение других.
Направление – познавательная деятельность.
Место курса в учебном плане. Согласно учебному плану школы на 2021/2022 учебный год на кружок по математике в 9 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 недели).
Адресат программы: программа кружка «За страницами учебника математики» рассчитана на учащихся 15-16 лет, обучающихся МБОУ «Тирянская основная школа». Состав группы – учащиеся 9 класса 1 человек.
Заниматься по данной программе имеют возможность дети с ОВЗ и дети - инвалиды, которым по рекомендациям медико-психолого-педагогической комиссии рекомендованы занятия по дополнительным общеразвивающим программам социально-педагогической направленности в общих группах, а также дети, находящиеся в трудных жизненных ситуациях, так как данная программа не предусматривает дорогостоящих материалов и специального оборудования и дети, проявляющие выдающиеся способности.
Форма организации образовательного процесса – очная. Она предусматривает применение информационных технологий.
Виды деятельности: лекции, практические занятия, семинарские занятия, диагностические работы.
Цель данного кружка:
раскрыть перед обучающимися широкую перспективу использования математики в повседневной жизни.
Основные задачи:
дать ученику возможность реализовать свой интерес к математике, способствовать осознанному восприятию окружающей действительности и осознанному выбору дальнейшего профиля обучения, раскрыть место математики как интегрирующей науки через усиление межпредметных связей с другими предметами, развивать информационную компетентность, закреплять умение находить нужную информацию, используя Интернет.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
(по направлениям воспитательной деятельности)
Личностные результаты освоения программы учебного предмета «Математика» характеризуются:
1. Гражданское воспитание
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основахфункционированияразличныхструктур,явлений,процедургражданского общества (выборы, опросы).
2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
проявлением интереса к прошлому и настоящему российскойматематики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладныхсферах.
3. Духовное и нравственное воспитание
готовностью кобсуждениюэтическихпроблем,связанныхспрактическимприменением достижений науки, осознанием важности морально-этическихпринциповвдеятельностиучёного.
4. Культурное наследие
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.
5. Популяризация научных знаний
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека.
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.
8. Экологическое воспитание
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения.
Метапредметные
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижение целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решений учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результатам и по способу действий на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
8)умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
9)умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
Предметные
умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
7) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Условие реализации программы
- помещение для занятий (кабинет математики и информатики), отвечает санитарно-гигиеническим нормами требованиям техники безопасности;
- столы, стулья, таблицы по математике;
- оформление кабинета для занятий.
Формы аттестации и контроля
- диагностические работы,
- участие в районной научно-практической конференции.
Контроль уровня освоения программного материала
- проводится педагогами 2 раза в год (в середине и конце каждого года обучения).
Виды контроля: предварительный, промежуточный, итоговый
Сроки проведения
Предварительный контроль проводится в сентябре (для учащихся школы) и на первое занятие для вновь пришедшего учащегося в течение учебного года.
Промежуточный контроль – во 2-3 четверти.
Итоговый контроль - по окончанию срока освоения программы (май).
Цель каждого вида контроля:
Предварительный контроль: оценка исходного (начального) уровня знаний учащихся перед началом образовательного процесса по программе.
Промежуточный контроль: оценка качества усвоения учащимися содержания образовательной программы.
Итоговый контроль: оценка уровня достижений учащихся по завершении срока обучения.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Задачи с практическим содержанием
Чтение и анализ данных, представленных в виде таблиц, графиков, диаграмм. Перевод единиц измерений; сравнение величин, прикидка и оценка; соответствия между величинами и их значениями; запись чисел в стандартном виде. Практические задачи на вычисление по данным формулам. Практические арифметические задачи с текстовым условием; практические задачи на проценты, части, доли; задачи на вычисление вероятностей.
Цель: отработка базовых математических навыков и умений применять эти навыки в практических ситуациях.
2.Алгебра
Вычисления и преобразования. Уравнения и системы уравнений. Текстовые задачи. Неравенства и системы неравенств. Функция и график функции.
Цель: отработка навыков решения задач на преобразования выражений, вычисление их значений, сравнение чисел, изображение чисел на числовой прямой; повторить основные методы решения уравнений и систем уравнений; повторить основные типы текстовых задач; отработка навыков решения неравенств; отработать навыки решения задач на построение и чтение графиков, определение свойств функций.
3. Геометрия
Прямые, отрезки, углы. Равнобедренный и равносторонний треугольники. Площадь треугольника. Прямоугольник, квадрат, ромб, их площади.
Цель: повторить теоретический материал и отработать навыки решения задач по указанным темам.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема | Количество часов фактически | Основные направления воспитательной деятельности (№ п/п) |
Задачи с практическим содержанием | 5 | 1, 2, 6, 8 |
Алгебра | 18 | 5, 7 |
Геометрия | 11 | 3, 4 |
Итого | 34 | |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата фактич. |
| Задачи с практическим содержанием (5 часов) | | |
1 | Введение. Чтение и анализ данных, представленных в виде таблиц, графиков и диаграмм | | |
2 | Практические задачи на вычисление по данным формулам | | |
3 | Практические арифметические задачи с текстовым условием | | |
4 | Практические арифметические задачи на проценты, части, доли | | |
5 | Понятие вероятности. Практические задачи на вычисление вероятностей | | |
| Алгебра (18 часов) | | |
| Вычисления и преобразования | | |
6 | Арифметические действия с целыми числами и с обыкновенными дробями | | |
7 | Арифметические действия с десятичными дробями | | |
8 | Арифметические действия с натуральными и с целыми степенями, действия с корнями | | |
9 | Изображение чисел на числовой прямой, сравнение и оценка | | |
10 | Формулы сокращенного умножения. Преобразование целых алгебраических выражений | | |
11 | Преобразование рациональных алгебраических выражений | | |
12 | Числовые последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии | | |
| Уравнения и системы уравнений | | |
13 | Линейные уравнения и их системы | | |
14 | Квадратные уравнения | | |
15 | Дробно-рациональные уравнения | | |
| Неравенства и системы неравенств | | |
16 | Линейные неравенства и их системы | | |
17 | Квадратные неравенства | | |
18 | Метод интервалов | | |
19 | Простейшие дробно-рациональные неравенства | | |
| Функция и график функции | | |
20 | Функция. График функции. Свойства функций. Чтение графиков функций. График линейной функции | | |
21 | График квадратичной функции. Парабола | | |
22 | График обратной пропорциональности. Гипербола | | |
23 | Диагностическая работа по алгебре | | |
| Геометрия (11 часов) | | |
24 | Прямые. Отрезки. Углы | | |
25 | Равнобедренный, равносторонний и прямоугольный треугольники | | |
26 | Площадь треугольника | | |
27 | Параллелограмм. Площадь параллелограмма | | |
28 | Прямоугольник, квадрат, ромб и их площади | | |
29 | Трапеция. Площадь трапеции | | |
30 | Окружность и круг. Углы, связанные с окружностью | | |
31 | Геометрия на клетчатой бумаге | | |
32 | Выбор верного утверждения | | |
33 | Диагностическая работа по курсу | | |
34 | Заключительное занятие | | |
Литература:
- ФИПИ школе. ОГЭ Математика. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов/ под редакцией И.В. Ященко – М.: Национальное образование, 2022.
- Я сдам ОГЭ! Математика. Типовые задания. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В двух частях / И.В. Ященко, С.А. Шестаков – М.: Просвещение, 2018.
- Алгебра. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др. – М.: Просвещение, 2017.
- Алгебра. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др. – М.: Просвещение, 2017.
- Алгебра. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др. – М.: Просвещение, 2017.
- Геометрия. 7 – 9 классы: учебник для общеобразовательных организаций/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. – М. : Просвещение, 2017.