СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка по математике на 2021/2022 учебный год

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, методическими рекомендациями для педагогических работников образовательных организаций системы дополнительного образования детей, в соответствии с учебным планом МБОУ «Тирянская основная школа», модульного курса «Я сдам ОГЭ» (Я сдам ОГЭ! Математика. Типовые задания. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В двух частях / И.В. Ященко, С.А. Шестаков  – М.: Просвещение, 2018.), ООП ООО МБОУ «Тирянская ОШ» и рабочей программой  воспитания МБОУ «Тирянская ОШ» на 2021/2022 учебный год, рассчитана на 34 часа  для реализации в основной школе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка по математике на 2021/2022 учебный год»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тирянская основная школа»

Кардымовского района Смоленской области








Рабочая программа

кружка по математике

«За страницами учебника математики»

для 9 класса

на 2021/2022 учебный год







Учитель

Кезикова Л.Н.







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, методическими рекомендациями для педагогических работников образовательных организаций системы дополнительного образования детей, в соответствии с учебным планом МБОУ «Тирянская основная школа», модульного курса «Я сдам ОГЭ» (Я сдам ОГЭ! Математика. Типовые задания. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В двух частях / И.В. Ященко, С.А. Шестаков – М.: Просвещение, 2018.), ООП ООО МБОУ «Тирянская ОШ» и рабочей программой воспитания МБОУ «Тирянская ОШ» на 2021/2022 учебный год, рассчитана на 34 часа для реализации в основной школе.

Программа дополнительного образования разработана в соответствии с основными нормативными документами:

- Приказом Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года);

- Федеральным законом РФ от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 2 июля 2021 года); - Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 «О направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы));

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;

- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

- Уставом МБОУ «Тирянская основная школа»

Актуальность программы.

Программа построена с опорой на знания и умения, полученные учащимися при изучении математики в основной школе. Особенность курса – его тесная связь с окружающим миром, междисциплинарный характер. Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания, но в то же время, они примыкают к основному курсу и входят в темы на ОГЭ по математике. При изучении данного курса наряду с приобретением дополнительных знаний по математике, развивается способность самостоятельно приобретать знания, оценивать информацию, излагать свое мнение по обсуждаемому вопросу, выслушивать мнение других.

Направление – познавательная деятельность.

Место курса в учебном плане. Согласно учебному плану школы на 2021/2022 учебный год на кружок по математике в 9 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 недели).

Адресат программы: программа кружка «За страницами учебника математики» рассчитана на учащихся 15-16 лет, обучающихся МБОУ «Тирянская основная школа». Состав группы – учащиеся 9 класса 1 человек.

Заниматься по данной программе имеют возможность дети с ОВЗ и дети - инвалиды, которым по рекомендациям медико-психолого-педагогической комиссии рекомендованы занятия по дополнительным общеразвивающим программам социально-педагогической направленности в общих группах, а также дети, находящиеся в трудных жизненных ситуациях, так как данная программа не предусматривает дорогостоящих материалов и специального оборудования и дети, проявляющие выдающиеся способности.

Форма организации образовательного процесса – очная. Она предусматривает применение информационных технологий.

Виды деятельности: лекции, практические занятия, семинарские занятия, диагностические работы.

Цель данного кружка:

раскрыть перед обучающимися широкую перспективу использования математики в повседневной жизни.

Основные задачи:

дать ученику возможность реализовать свой интерес к математике, способствовать осознанному восприятию окружающей действительности и осознанному выбору дальнейшего профиля обучения, раскрыть место математики как интегрирующей науки через усиление межпредметных связей с другими предметами, развивать информационную компетентность, закреплять умение находить нужную информацию, используя Интернет.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные

(по направлениям воспитательной деятельности)

Личностные результаты освоения программы учебного предмета «Математика» характеризуются:

1. Гражданское воспитание

готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основахфункционированияразличныхструктур,явлений,процедургражданского общества (выборы, опросы).

2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

проявлением интереса к прошлому и настоящему российскойматематики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладныхсферах.

3. Духовное и нравственное воспитание

готовностью кобсуждениюэтическихпроблем,связанныхспрактическимприменением достижений науки, осознанием важности морально-этическихпринциповвдеятельностиучёного.

4. Культурное наследие

способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.

5. Популяризация научных знаний

ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.

6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека.

7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.

8. Экологическое воспитание

ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения.

Метапредметные

  1. умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижение целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решений учебных и познавательных задач;

  2. умение осуществлять контроль по результатам и по способу действий на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

  3. умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

  4. умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

  5. умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  6. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

  7. сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

8)умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

9)умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

Предметные

  1. умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;

  2. владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

  3. умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

  4. овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;

  5. умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;

  6. умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

7) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.


Условие реализации программы

- помещение для занятий (кабинет математики и информатики), отвечает санитарно-гигиеническим нормами требованиям техники безопасности;

- столы, стулья, таблицы по математике;

- оформление кабинета для занятий.

Формы аттестации и контроля

- диагностические работы,

- участие в районной научно-практической конференции.

Контроль уровня освоения программного материала

- проводится педагогами 2 раза в год (в середине и конце каждого года обучения).

Виды контроля: предварительный, промежуточный, итоговый

Сроки проведения

Предварительный контроль проводится в сентябре (для учащихся школы) и на первое занятие для вновь пришедшего учащегося в течение учебного года.

Промежуточный контроль – во 2-3 четверти.

Итоговый контроль - по окончанию срока освоения программы (май).

Цель каждого вида контроля:

Предварительный контроль: оценка исходного (начального) уровня знаний учащихся перед началом образовательного процесса по программе.

Промежуточный контроль: оценка качества усвоения учащимися содержания образовательной программы.

Итоговый контроль: оценка уровня достижений учащихся по завершении срока обучения.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Задачи с практическим содержанием

Чтение и анализ данных, представленных в виде таблиц, графиков, диаграмм. Перевод единиц измерений; сравнение величин, прикидка и оценка; соответствия между величинами и их значениями; запись чисел в стандартном виде. Практические задачи на вычисление по данным формулам. Практические арифметические задачи с текстовым условием; практические задачи на проценты, части, доли; задачи на вычисление вероятностей.

Цель: отработка базовых математических навыков и умений применять эти навыки в практических ситуациях.

2.Алгебра

Вычисления и преобразования. Уравнения и системы уравнений. Текстовые задачи. Неравенства и системы неравенств. Функция и график функции.

Цель: отработка навыков решения задач на преобразования выражений, вычисление их значений, сравнение чисел, изображение чисел на числовой прямой; повторить основные методы решения уравнений и систем уравнений; повторить основные типы текстовых задач; отработка навыков решения неравенств; отработать навыки решения задач на построение и чтение графиков, определение свойств функций.

3. Геометрия

Прямые, отрезки, углы. Равнобедренный и равносторонний треугольники. Площадь треугольника. Прямоугольник, квадрат, ромб, их площади.

Цель: повторить теоретический материал и отработать навыки решения задач по указанным темам.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Количество часов фактически

Основные направления воспитательной деятельности

(№ п/п)

Задачи с практическим содержанием

5

1, 2, 6, 8

Алгебра

18

5, 7

Геометрия

11

3, 4

Итого

34


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Дата по плану

Дата фактич.


Задачи с практическим содержанием (5 часов)



1

Введение. Чтение и анализ данных, представленных в виде таблиц, графиков и диаграмм



2

Практические задачи на вычисление по данным формулам



3

Практические арифметические задачи с текстовым условием



4

Практические арифметические задачи на проценты, части, доли



5

Понятие вероятности. Практические задачи на вычисление вероятностей




Алгебра (18 часов)




Вычисления и преобразования



6

Арифметические действия с целыми числами и с обыкновенными дробями



7

Арифметические действия с десятичными дробями



8

Арифметические действия с натуральными и с целыми степенями, действия с корнями



9

Изображение чисел на числовой прямой, сравнение и оценка



10

Формулы сокращенного умножения. Преобразование целых алгебраических выражений



11

Преобразование рациональных алгебраических выражений



12

Числовые последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии




Уравнения и системы уравнений



13

Линейные уравнения и их системы



14

Квадратные уравнения



15

Дробно-рациональные уравнения




Неравенства и системы неравенств



16

Линейные неравенства и их системы



17

Квадратные неравенства



18

Метод интервалов



19

Простейшие дробно-рациональные неравенства




Функция и график функции



20

Функция. График функции. Свойства функций. Чтение графиков функций. График линейной функции



21

График квадратичной функции. Парабола



22

График обратной пропорциональности. Гипербола



23

Диагностическая работа по алгебре




Геометрия (11 часов)



24

Прямые. Отрезки. Углы



25

Равнобедренный, равносторонний и прямоугольный треугольники



26

Площадь треугольника



27

Параллелограмм. Площадь параллелограмма



28

Прямоугольник, квадрат, ромб и их площади



29

Трапеция. Площадь трапеции



30

Окружность и круг. Углы, связанные с окружностью



31

Геометрия на клетчатой бумаге



32

Выбор верного утверждения



33

Диагностическая работа по курсу



34

Заключительное занятие



Литература:

- ФИПИ школе. ОГЭ Математика. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов/ под редакцией И.В. Ященко – М.: Национальное образование, 2022.

- Я сдам ОГЭ! Математика. Типовые задания. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В двух частях / И.В. Ященко, С.А. Шестаков – М.: Просвещение, 2018.

- Алгебра. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др. – М.: Просвещение, 2017.

- Алгебра. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др. – М.: Просвещение, 2017.

- Алгебра. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др. – М.: Просвещение, 2017.

- Геометрия. 7 – 9 классы: учебник для общеобразовательных организаций/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. – М. : Просвещение, 2017.