СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности в старшей группе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательные и образовательные возможности театрализованной деятельности очень широки.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности в старшей группе.»




.     













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка  по театрализованной деятельности

старшая группа №5.

срок реализации 2 года













Руководитель кружка: Пешкова Н.В.





2020 -2021 г.









1. Пояснительная записка.

Актуальность вижу в следующем:

Многие дети испытывают трудности при ответах на занятиях, при выступлениях на праздниках. Привычку к публичной речи можно воспитывать в человеке только путем привлечения его с раннего детства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь может оказать театрализованная деятельность.

Трудно найти более ценный материал для развития речи и художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки. Сказки – самая древняя из распространенных форм устного народного творчества. А в век технического прогресса, когда чтение художественных литературных произведений, в том числе и сказок, их заменили игры на компьютерах и телефонах, просмотр мультфильмов, происходит понижение освоения детьми духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта. Актуальность состоит еще и в том, что данный кружок сочетает в себе средства и способы развития речи, творческих способностей и коммуникативных навыков детей.

Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.

Главной задачей в области развития речи детей старшего возраста через театрализованную деятельность вижу в помощи освоения ими разговорной речи, так как она становится основным средством общения.

Считаю, своей задачей – открыть перед детьми общепринятые и социально-нравственные пути реализации своего любопытства и интереса, дающие ребенку возможность развиваться духовно и умственно. Именно сказки являются материалом для обучения детей старшего дошкольного возраста развитию речи.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки, ведь участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. Вопросы, поставленные перед ними, заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для дошкольников имеют нравственную направленность, также она позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Все это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности ребенка, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Для старших дошкольников характерно принятие действий взрослых в качестве образца. Именно через роль в театрализованной игре ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых. Только яркие художественные образы, запоминающиеся, увлекательные сюжеты, близкие жизненному опыту ребенка, становятся основой для детской игры.








Список детей



1

2

3

4

5

6

7

Ксюша Ш

-

-

-





Глеб Н

-

-

-





Алиса Ф

-

-

-





Георгий М

-

-

-





Максим Б

-

-

-





Катя Н

-

-

-





Лера Л



-





Стелла








София








Соня К

-

-






Соня Ш








Степа Ш

-

-

-





Варя Г

-







число

12.

10

19.

10

24.

10

29.

10





1.1 Цель программы:

- помощь в освоении детьми разговорной речи посредством театрализованной речи.


Задачи программы:

Обучающие:

- познакомить и закрепить знания детей о русских народных сказках.

- формировать желание быть похожими на положительных персонажей сказок.

Развивающие:

- обогащать словарь детей, развивать устную речь.

- развивать выразительную речь через участие детей в драматизациях, кукольных, настольных театрах.

Воспитывающие:

- воспитывать интерес к сказкам; прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок.

- воспитывать умение слушать взрослого, выполнять соответствующие действия, предложенные руководителем.


Срок реализации программы 2 года

1.2. Целевые ориентиры:


- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;

- эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами;

- стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

- проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности;

- владеет активной речью, включенной в общение;

- может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых.





2.  Содержание образовательной деятельности с детьми:

Программа предусматривает работу с детьми по 5 видам творческой деятельности:

Виды творческой деятельности

Содержание деятельности

Цель

Средства обучения

Литературная

Выразительное пересказывание литературных произведений. Изучение поэзии. Сочинительство.

Знакомить детей с художественными произведениями, которые лягут в основу театрализованной деятельности. Развивать дикцию детей.

Сказки, рассказы, стихотворения.

Игровая деятельность

Словесные, подвижные, дидактические игры, этюды, игра-терапия.

Способствовать развитию навыков общения и взаимодействия детей в игре. Развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния. Пополнять словарный запас.

Атрибуты, необходимые для проведения игры.

Драматизация

Основы актерского мастерства. Самостоятельная театрализованная деятельность. Пантомимика. Песенное творчество. Танцевальное творчество.

Формировать умение имитировать характерные действия персонажей сказок. Развивать умение разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям с использованием атрибутов, элементов костюмов, декораций. Вызвать эмоциональный отклик на желание двигаться под музыку

Этюды, фонограммы, атрибуты необходимые для упражнений, костюмы, декорации. Выбор средств из предметного окружения по собственному замыслу

Кукловедение

Основы кукловождения. Художественное творчество в процессе изготовления кукол и театральных атрибутов.

Обучать детей основным приемам управления разнообразными куклами. Учить сопровождать движения речью. Развивать мелкую моторику рук

Пальчиковый и перчаточный театры, материалы для изо деятельности.

Театральная азбука

Посещение театральных спектаклей, беседы о правилах поведения в театре. Просмотр презентаций, мультфильмов

Формировать представления детей о театре. Познакомить с правилами поведения в театре, приобщать к театральной культуре. Рассказывать о театральных профессиях

Видиотека презентаций, мультфильмов о театре. Дидактический материал по темам.





2.1. Реализация работы по программе.

1.        Программа составлена для детей 5 - 6 лет ( старшая – подготовительная группа).

Данный вид деятельности рекомендуется проводить один раз в неделю во второй половине дня, продолжительностью 25 минут.

2.        Работа с родителями: проводятся совместные театрализованные представления, праздники.

3.        Занятия проводятся по подгруппам и индивидуально во второй половине дня, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности

Педагогический анализ знаний и умений детей (мониторинг) проводится 2 раза в год: вводный - в октябре, итоговый – в мае.


2.2. Предполагаемые (ожидаемые) результаты:

- развитие речи детей;

- формирование интереса к устному народному творчеству – сказкам;

- умение через имитацию образа героев сказок различать добро и зло; характеризовать поступки, поведение; выражать эмоции;
- участие в инсценировке сказок.

- обогащение словарного запаса.


2.3. Принципы проведения занятий

- Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала.

- Доступность – занятие составлено с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному)

- Проблемность – направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций.

Развивающий и воспитательный характер обучения - на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов.

Часть 1. Вводная

Цель вводной части – установить контакт с детьми, настроить детей на совместную работу. Основные процедуры работы – чтение сказок, рассказов, стихов. Игры «Угадай, кто я», «Цепочка слов от А до Я», «Бусы из слов», «Дует ветер нам в лицо» и.т. д

Часть 2. Продуктивная

В нее входит художественное слово, объяснение материала, рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя, направленный на активизацию творческих способностей детей.


2.4. Элементы занятий:

- сказкотерапия, с элементами импровизации.

- разыгрываются этюды, стихи, сказки, небольшие рассказы с использованием мимики и пантомимики.

- игры на развитие воображения и памяти, развитие эмоций.

- рисование, аппликации, коллажи - использование различных видов нетрадиционного рисования, пластилинография, использование природного и бросового материала.

Часть 3. Завершающая

Цель  – получение знаний посредством создания совместных спектаклей, игр, викторин. А так же получение ребенком положительных эмоций на занятии. На практических занятиях по изо деятельности организуются выставки детских работ. 

Индивидуальная работа: разучивают стихи, потешки, роли, пантомимика.





2.5.  Основные направления программы:

  • Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; инсценировки стихов, рассказов, сказок.

  • Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие свободы и выразительности телодвижений.

Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.

  • Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.

Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.

  • Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:

- Что такое театр, театральное искусство;

- Какие представления бывают в театре;

- Кто такие актеры;

- Какие превращения происходят на сцене;

- Как вести себя в театре.

  • Работа над спектаклем. К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).


2.6. Формы работы с детьми:


1. Беседы: «Что такое театр?», «Как вести себя в театре», старшая группа «Мы играем в театр»;

2. Этюды и упражнения по развитию творческих способностей детей:

2 младшая группа: «Поймай хлопок», «Что слышно», «Весёлый дождик» и др.,

средняя группа: «Слушай хлопок», «Четыре стихии», «Шалтай-болтай», «Волшебная палочка», «Волшебная корзинка», «Как тебя ласково называет мама», «Покажи, как коза любуется собой в зеркало» (и подобные этюды на развитие творческого воображения).

3. Подвижные игры и этюды: через образ «покажи, как бегает ёж, как поссорились два петушка…» и т. д.

4. Разучивание скороговорок (работа с голосом);

5. Чтение художественной литературы (согласно программе);

6. Продуктивная деятельность: Рисование любимых сказочных героев, изготовление атрибутов для игры в «Театр», изготовление элементов костюмов;

7. Работа над постановкой сказки: чтение сказки, анализ каждого события, анализ характера каждого персонажа, создание образа, разучивание сказки по сценам.

8. Использование средств ТСО: прослушивание и просмотр сказок.





2.7. Методы и приёмы:

1. Словесные методы: чтение, разучивание, сочинение сказок. Метод творческой беседы (предлагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога), рассказ.

2. Наглядные методы: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий. Прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию)..

3. Практические методы: посещение театральных спектаклей с последующим анализом; изготовление атрибутов к спектаклю, рисование иллюстраций к художественному произведению, изображение героев, просмотр мультфильмов, презентаций по теме, подбор произведений для театрализации с усложнением согласно возрастным особенностям, участия в играх, придумывание сказок.

4. Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольные игры.

2.8. Принципы:

1. Принцип интеграции детских художественных деятельностей (музыкальной, изобразительной, речевой, игровой);

2. Принцип сотворчества взрослых и детей.

3. Принцип связи игры и искусства с жизнью.


    1. Особенности взаимодействия с родителями:

Октябрь: Консультация для родителей «Театр - наш друг и помощник».

Информирование о кружке. Оформление театрального уголка.

Ноябрь: Папка - передвижка «Что такое театр?».

Декабрь: Инсценировки с детьми: «Колобок».

Январь: Папка – передвижка – консультация «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

Февраль - Март: Конкурс: «Игрушка для театрального уголка своими руками». Помощь родителей в подготовке к спектаклю (изготовление костюмов, декораций) Сказка «Репка»

Апрель: Папка - передвижка «27 марта - всемирный день театра»

Май: Консультация для родителей «Роль эмоций в жизни ребенка». Сказка «Теремок»


3. Материально-техническое обеспечение

 В нем  находятся следующие материалы:

  • театр настольный

  • театр, сделанный родителями и воспитателями (конусы с головками-насадками, разные маски, декорации)

  • персонажи с разным настроением

  • маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы

  • атрибуты-заместители (круги разных цветов, полоски разной длины) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры в детском саду

  • настольная ширма

  • плоскостные деревянные фигурки персонажей сказок

  • наборы кукол для пальчикового театра; перчаточные куклы

  • раскраски по мотивам сказок, дидактические игры, книги, сюжетные картинки, DVD.




3.1 Календарно-тематическое планирование 1 год


Месяц

Неделя

Название темы

Задачи

Форма проведения, методы; необходимые материалы

Октябрь

1 неделя

«Давайте

знакомиться!»

Знакомство с уголком, в котором будут проходить занятия.            

Беседа, рассматривание,          диалог.            

2 неделя

«Для деда и бабы курочка Ряба яичко снесла золотое»

Познакомить со сказкой «Курочка Ряба».

Рассказывание, беседа, игра.

3 неделя

«Мы не просто ребятки, а ребятки-цыплятки»

Познакомить детей с «перчаточным» театром. Обогащать словарный запас детей.

Пересказ, подвижная игра «Курочка и цыплята».

4 неделя

«Колобок»

Способствовать развитию выразительных средств (голоса, движения).

Слушание, просмотр сказки.

Ноябрь

1 неделя

«Колобок»

 Развивать более точные имитационные движения. Способствовать развитию  диалогической речи.

Рассказывание, беседа, распределение ролей.

Куклы к сказке «Колобок»

Работа с «бабкой и дедом»

2 неделя

«Колобок»

Развивать умение изображать персонаж в движениях и голосом. Формировать четкое произношение отдельных звуков.

Рассказывание, обыгрывание, чистоговорки, простейшие движения задействованных зверей.

3 неделя

«Колобок»

Формировать умение четко произносить слова. Познакомить детей с элементами драматизации.

Репетиция с участием всех персонажей сказки. Декорации к сказке «Колобок»

4 неделя

«Колобок»

Выступление перед родителями

Декорации к сказке «Колобок»









Декабрь











Январь

1 неделя

«Желтый маленький комочек»

Развивать умение выполнять имитационные движения в соответствии с текстом.

Отгадывание загадок, имитационные упражнения, подвижная игра.

2 неделя

«Быстро времечко пройдет, и цыпленок подрастет»

Продолжать развивать умение выполнять имитационные движения.

Рассказ, беседа, имитационные упражнения.

3 неделя

«Волшебный сундучок»

 Способствовать развитию актерских данных у детей. Обогащать словарный запас воспитанников.

Отгадывание загадок, ряжение, имитационные упражнения.





4 неделя




«Мешок с сюрпризом»




Формировать исполнительские умения. Развивать умение вести диалог.




Сюрпризный момент, драматизация.

3 неделя

«Выросла репка большая-пребольшая»

Развивать имитационные движения. Способствовать четкому произношению отдельных фраз и звуков.

Рассматривание, слушание, имитационные упражнения.

4 неделя

«Тянут – тянут –

вытянуть не могут!»

Формировать умение выполнять имитационные движения в соответствии со словами взрослого.

Пересказ, имитационные упражнения. Декорации и куклы к сказке «Репка»

Февраль

1 неделя

«Дедушке все помогали»

Формировать умение работать в коллективе. Продолжать развивать умение вести диалог.

Выступление перед малышами и родителями. Декорации и маски к сказке «Репка»

2 неделя

«Без друзей

нам не прожить»

Познакомить детей с новой сказкой «Как собака друга искала».

Игра, рассматривание иллюстраций, беседа.

3 неделя

«Очень жить на свете туго без подруги или друга».

Совершенствовать умение двигаться в соответствии со словами текста. Развивать фонематический слух.

Рассказывание, беседа, подвижная игра.

Март

1 неделя

«Собачке грустно»

Познакомить детей с пантомимой. Развивать артистические способности.

Рассказывание,

пантомимические упражнения

Игра «Где мы были, мы не скажем..»

2 неделя

«Как собачка друга искала».

Вызвать желание у всех детей участвовать в драматизации сказки. Активизировать словарь детей.

Отгадывание загадок, драматизация.

3 неделя

«Воробей клевал зерно, кот хозяйский - цап его!»

Развивать умение выполнять имитационные движения согласно написанного текста.

Сюрпризный момент, рассказывание, имитационные упражнения.

4 неделя

«Воробей и кот»

Совершенствовать мимику и жесты. Формировать речевую функцию.

Подвижная игра, рассказывание.







Апрель




1 неделя




«Хитрый воробышек обманул кота»

 



Развивать умение активно и в такт двигаться под музыку.




Отгадывание загадок, ряжение, рассказывание.

2 неделя

«Почему кот моется после еды»

Учить детей основам драматизации. Упражнять в четком произношении отдельных звуков и фраз.

Подвижная игра, драматизация.

3 неделя

«Теремок»

Познакомить детей с новой сказкой. Обогащать словарь детей.

Рассказывание, подвижная игра, рассматривание иллюстраций.

4 неделя

«Теремок»

Вызвать желание участвовать в пантомимических упражнениях.

Беседа, имитационные упражнения.

Май





1 неделя

«Кто в теремочке  живет?»

Познакомить детей со сказкой «Теремок». Вырабатывать интонационную выразительность речи.

Рассказывание, беседа, упражнения на развитие интонации. Куклы и декорации к сказке «Теремок»Игра «Угадай, чей голосок?»          

2 неделя

«В тесноте, да не в обиде»

Привлечь для участия в игре им-и, способствовать развитию умения двигаться в такт музыке.

Отгадывание загадок, игра - имитация, танцевальные движения.

3 неделя

«Дайте срок, построим теремок»

Закреплять умение выполнять имитационные упражнения персонажей под музыку.

Отгадывание загадок, имитационные упражнения.

4 неделя

«Теремок»

Инсценировка сказки «Теремок». Закреплять четкое произношение в речи отдельных фраз.

Выступление перед малышами и родителями. Декорации к сказке «Теремок»


3.2. Предполагаемые результаты реализации программы.

Результат

Способы проверки

1. Ребенок знает правила поведения в общественных местах (театре).

диагностика

2. Ребенок умеет связно и выразительно пересказывать сказки, рассказы, стихотворения; охотно поддерживает беседу с взрослым и сверстниками; формулирует полные предложения

Наблюдения, беседы, творческие задания

3. Ребенок понимает некоторые эмоциональные состояния другого человека и умеет выразить свое состояние

Беседы, наблюдения

4. У ребенка есть интерес к театрально-игровой деятельности (с удовольствием участвует в драматизации знакомых произведений, создавая образ персонажа, пользуется мимикой, жестом, выразительным движением, интонацией)

Наблюдения







3.3. Диагностика развития речи у детей 5-6 лет. Методы проведения диагностики и обсчета результатов.                               

                        Методика «словарная мобильность» Словообразование.
1. Как будет называться маленький предмет? 
мяч - мячик; рука - ...; солнце - ...; трава - ...; плечо - ...; ухо - ...; таз - ... 

Оценка.
6-7 баллов - высокий уровень,  4-5 баллов - средний,  2-3 балла - низкий.

2. Если предмет сделан из железа, то какой он?
железо - ...;  дерево - ...;  снег - ...; пух - ...;  бумага - .... 


Оценка.
4-5 баллов - высокий уровень,  2-3 балла - средний,  0-1 балл - низкий.

Общий словарный запас.
Как называется человек, который учит, столярничает, плотничает, строит, садовничает, переводит, проводит? 
Оценка.
6-7 баллов - высокий уровень,  4-5 баллов - средний,  2-3 балла – низкий.


Список использованной литературы:


Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М., 1991г.

Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.

Альхимович С.А.. Театр Петрушки в гостях у малышей.

Вакуленко Ю.А.,., О.П. Власенко. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду - Волгоград: Учитель, 2008.

Горохова Л.А.., Т.Н. Макарова. Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ.

Лазаренко О.И. «Артикуляционно - пальчиковая гимнастика». Комплекс упражнений.М.:2012г

Лыкова И.А. «Театр на пальчиках» М.2012г.

Маханова М.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985г.

Новотворцев Н. Развитие речи детей. Ярославль, 1995г.

Распопов А.Г. «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.

Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002.

Сорокина Н.Ф.. Сценарии театральных кукольных занятий. – М.: Аркти, 2004.

Театрализованные праздники для детей.- Воронеж, 2006.Г.А.Лапшина. - Волглград, 2007.

Чусовская А.Н. «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.: 2011г.

Ярыгина О.Г. «Мастерская сказок» М.:2010г.




ПРИЛОЖЕНИЯ

1 квартал

(октябрь-ноябрь)

Настольный театр (театр игрушек)

Показ представление по сказкам. Показы-импровизации. Игры импровизации с куклами. Упражнения «Игрушки-озорника», «Кукла, кукла походи»(9).

Этюды с настольными куклами (10, стр.16). Упражнение в кукловождении, выполнении простых движений «вперед-назад», «повернись, поклонись», упражнение на создание игрового образа.

Пальчиковый театр

Показ сказок, побуждение детей произносить простейшие слова, фразы.

Игра «Кто за кем» (последовательность выхода героев, пробы самостоятельного показа сказки). Упражнение по сказке Колобок (6, стр. 11).

Социальное развитие

Игра «Кто у нас хороший», «Догадайся, о ком расскажу».

Игры на общение «Узнай по голосу»(18, стр. 44). Подвижные игры «Жмурки», «Улитка и лягушки».

Игры на познавательное развитие «Волшебный мешочек», «Какой игрушки не стало», «Сочини сказку про игрушки».

Показ детям и родителям сказки «Колобок»



2 квартал

(декабрь-январь-февраль)

Разыгрывание детских потешек. «Кошка», «Мыши водят хоровод» (10, стр.14).

Представление «Петушок». Сценки «Мышка», «Соня петушок» (9). Упражнение «Палочки», «Ножки» для развития ручной умелости и подвижности кисти. Подражание походкам и манерам животных.

Театр масок

Знакомство с народным праздником Масленица.

Куклы - диски

Разыгрывание сказки (по выбору педагогов и возрастным возможностям детей). Импровизированные диалоги и монологи с куклами, Инсценирование знакомых детям стихотворений и сказок. (2, стр. 47.)

Прослушивание и отгадывание театральных шумов (развитие внимания, творческого воображения). Изобразить движениями, мимикой, кого услышали. Импровизация с предметами (лентами, платками и др.) под музыку. Показ и рассказ воспитателя «Волшебство в сказке» (набор предметов: палочка, шляпа, туфелька; в какой сказке встречается, для чего нужны героям сказок).

Упражнения на развитие подвижности руки «Рыбки».

Игры с бусами, выкладывание веревочкой.

Хороводные и подвижные игры «Заинька», «Печка», «Мы большой построим дом! (10, стр.19).

3 квартал

(март-апрель-май)

Работа над выразительным исполнением текста для будущей театральной постановки. Драматизация раннее разученных сценок, с элементами костюмирования.

Театрализованная игра « Путешествие в весенний лес» (10, стр. 34).

Игра «Повстречались», «Давай меняться». Игры на развитие ориентировки в пространстве и на сцене «Прятки», «Найди такой же», «Посади игрушку на место».

Упражнения и игры на общение «Приходите в гости к нам».

Показ характерных движений, имитация ролевых движений, формирование необходимых знаний, умений и навыков для выступления на сцене. Изготовление кукол артистов и соединение их в единое целое. Упражнения на дыхание и развитие силы голоса.





Календарно-тематическое планирование 2 год обучения


Месяц

Наименование тем

Краткий план

Материал и оборудование

Кол-во занятий

Сентябрь

1 неделя

Вводное занятие

«Радость встречи» 

Игровое занятие цель: вызвать у детей интерес к театрализованной деятельности

1. Путешествие на «осеннюю полянку».

2. Разминка.

3. Игра «Поздоровайся».

4. Инсценировка «Мышка-норушка» (показывает воспитатель).

Декорация осеней полянки (деревья, цветы); шапочки цветочки; театральная кукла Мышка; зерна; муляжи пирожков.  

1

Сентябрь

2 неделя

 

Игровое занятие цель: научить выражать эмоции через движения и мимику, познакомить со сказкой «Лиса и заяц».

1. Приглашение детей в гости к мышке – норушке.

2. Хоровод – игра «Мыши на лугу».

3. Настольный театр «Лиса и заяц» (показывает воспитатель).

4. Прослушивание русской-народной мелодии «Уж вы, сени».

Ширма- норка мышки; театральные куклы (мышка, лягушка, лиса, заяц, волк, медведь) и декорации для сказки «Лиса и заяц».

1

Сентябрь

3 неделя

«Сказка на столе» Игровое занятие цель: развитие памяти, учить выразительной интонации, дать пример элементарного кукловождения.

1. Вспомнить с детьми сказку.

2. Показ воспитателем действий с куклами.

3. Беседа по сказке.

4. Игра «Мыши на лугу».

5. Прослушивание спокойной «осеней» музыки.

Куклы и декорации к сказке «Волк и семеро козлят»

1

Сентябрь

4 неделя

«Выйдем в сад» Игровое занятие включает в себя рассказ воспитателя о красоте осенней природы

1. Приглашение детей в «осенний сад.

2. Игра- импровизация «Листочки в саду».

3. Имитация детьми щебета птиц.

4. Игра – разминка для голоса «Птички».

5. Беседа о том что увидели в осеннем лесу

Декорация осеннего сада; музыка птиц в записи.

1

Октябрь

1 неделя

«Сказка про мышат и петушка» (по мотивам сказки «Колосок») 

Игровое занятие цель: дать представление об урожае зерна, познакомить со сказкой «Колосок», дать оценку нравственным поступкам и поведению героев.

1. Воспитатель приглашает детей в поле на прогулку.

2. Беседа о мышке, которая сделала запасы на зиму.

3. Сказка про мышат и петушка. (показывает воспитатель).

4. Воспитатель спрашивает понравилась ли детям сказка.

5. Сюрпризный момент.

Ширма; куклы бибабо, (две мышонка, петушок) и деко-рации; атрибуты (мешок с зерном, горшок с привязанной к крышке лягушкой, деревянные ложки)

1

Октябрь

2 неделя

«По следам сказки» Игровое занятие цель: учить вспоминать знакомую сказку, характеризовать героев, сообща, вместе с воспитателем пересказывать знакомую сказку, показывая характер героя при помощи интонации.

1. Беседа по сказки «Колосок».

2. Дети вместе с воспитателем пересказывают сказку «Колосок», водят кукол эпизодически.

3. Игра «Мыши на лугу».

Куклы настольного театра.

1

Октябрь

3 неделя

«Овощи на грядке» Игровое занятие цель: дать представление об урожае овощей, побуждать детей к выражению образов героев в движении, мимике, эмоциях, учить импровизации под музыку, учить координации движений, дать заряд положительных эмоций

1. Беседа о том, что созревает на полях и в садах.

2. Хороводная игра «Огород наш хорош».

3. Этюд – импровизация «Овощная история».

4. Хоровод «Овощная песенка».

5. Заключительная беседа об умении дружить.

Шапочки овощей (морковь, капуста, свекла, перец, лук)

для подвижной игры.

1

Октябрь

4 неделя

«В огороде заинька» Игровое занятие цель: вовлекать детей в игровую ситуацию, создавать положительный эмоциональный настрой, дать пример диалога с героем, учить детей ориентировать в пространстве, выполнять несложные движения.

1. Беседа об осени.

2. В гости к зайцу.

3. Беседа с зайцем.

4. Игра «В огороде заинька».

5. Сюрпризный момент.

Костюм зайца; муляжи капусты; подарки для детей – очищенная свежая морковь.

1

Ноябрь

1 неделя

«К бабушке в деревню» 

Игровое занятие цель: вовлечь детей в игровой сюжет, активизировать слуховое восприятие, побуждать к двигательной и интонационной имитации, учить действовать с воображаемыми предметами.

1. В гости к бабушке в деревню.

2. Беседа с бабушкой о козе, собачке.

3. Игра «Дружок».

4. Этюд «Курочка, цыплята и петушок».

5. Дети едут на поезде домой.

Декорации деревенского быта: дом, бабушки, курятник, и его обитатели(игрушки: петушок, курочка, цыплята,); огород (грядки с зеленью и овощами); игрушка козочка, игрушка щенок.

1

Ноябрь

2 неделя

«Везёт, везёт лошадка» 

Игровое занятие цель: расширить круг действий с предметами, побуждать к звукоподражанию, упражнять в имитации, учить переключаться с одного действия на другое, давать возможность проявлять себя индивидуально и в общей игре

1. Чтение стихотворения

А. Барто «Лошадка».

2. Игра с лошадкой.

3. Разминка для голоса «И-го-го!».

4. Игра-оркестр «Музыка для лошадки».

5. Музыкально-ритмические движения «Лошадки скачут».

Игрушка лошадка; инструменты детского шумового оркестра.

1

Ноябрь

3 неделя

«Наступили холода» Игровое занятие цель: дать представление о «холодном» настроении в музыке и побуждать эмоционально на него отзываться, упражнять в звукоподражании, учить выразительной артикуляции, побуждать к участию в играх – драматизациях.

1. Беседа об осени.

2. Игра-разминка «Холодок».

3. Этюд-упражнение «Как воет ветер».

4. Игра-драматизация «Сыпал беленький снежок».

5. Песня про снежок (по выбору воспитателя).

Игрушка саночки; шапочка для героев игры-драматизации Вани и Тани.

1

Ноябрь

4 неделя

«Козочки и волки» в обработке А. Толстого. 

Игровое занятие цель: учить воспроизведению сюжета игры, побуждать к участию в игровом сюжете, упражнять в звукоподражании, учить детей взаимодействовать друг с другом в игре, учить выразительно двигаться в подвижной игре.

1. Под русскую народную мелодию «Полянка» дети пляшут, используя знакомые плясовые движения.

2. Приходит в гости дед Матвей, беседа.

3. Игра-разминка «Козочка, ау!»

4. Игра «Отгони злого волка».

5. Игра «Козочки и волки».

Декорации заснеженного леса; костюмы героев (дед Матвей, козочка Мила); колокольчик козочки; шапочки козлят и волков для подвижных игр.

1

Декабрь

1 неделя

«Сказка – ложь, да в ней намёк» 

Игровое занятие цель: учить вниманию, вслушиваться в рассказ воспитателя и отвечать на вопросы по сюжету

1. Беседа.

2. Чтение сказки «Козлятки и волк».

3. Беседа.

4. Игра «Козочки и волки».

Книга со сказкой «Козлятки и волк» (в обработке

А. Толстого).

1

Декабрь

2 и 3 неделя

«В театре кукол» Игровое занятие цель: знакомство с искусством театра, дать представление о его атрибутике (афиша, зрительный зал, билеты), учить правилам поведения в театре, учить настраиваться на восприятие сказки с первых звуков, внимательно слушать сказку, учить рассказывать о своих первых впечатлениях сразу после окончания спектакля

1. Беседа о театре.

2. Кукольный спектакль «Козлятки и волк». (коза, волк, ведущий - взрослые; козлята-дети).

Ширма; куклы (коза, семеро козлят, волк); декорации (задний план - «Лес и деревня», дом козы, куст) и атрибуты (корзина для козы).

2

Декабрь

4 неделя

«Новогодние приключения» Игровое занятие цель: создание сказочной атмосферы занятия, порадовать детей, расширить круг воспринимаемых музыкально – драматических образов, побуждать к двигательной активности.

1. Беседа о новогоднем празднике.

2. Дети отправляются в гости к Снегурочке.

3. Игра «Беличий хоровод».

4. Подарки от Снегурочки

Костюм Снегурочки; волшебный клубочек; шапочки белок для подвижной игры.

1

Январь

1 неделя

«Снегири и синички» Игровое занятие цель: дать представление о жизни птиц зимой, формировать участливое отношение к зимующим птицам, учить воплощаться в роли и ролевом поведении

1. Приглашение детей на «зимнюю прогулку».

2. Дети танцуют под музыку птиц.

3. В гости приходят снегирь и синичка.

4. Проводится кукольный театр на палочке.

5. Игра-разминка для голоса «Птички».

Декорации заснеженной лужайки; шапочки снегирей и синиц; кормушки; зерно.

1

Январь

2 неделя

«Уборка леса» Игровое занятие цель: порадовать детей, вовлечь в весёлую игру, учить переключаться с движения на пение и обратно, координировать действие и слово, учить чётко произносить слова.

1. В гости Лесовичку.

2. Игра-разминка «Уборка леса».

3. Угощение на скатерти самобранке.

Музыкальные записи (для композиций («Уборка леса»); лопата, скатерть-самобранка; костюм Лесовичка; веник; сервировка для чая.

1

Январь

3 неделя

«Зайцы на полянке» Игровое занятие цель: побуждать детей к образному воплощению в роли, учить выразительно двигаться, дать интонационно – образное представление о сказке «Заяц – хваста», учить выразительной мимике движениям в играх – этюдах..

1. Дети в шапочках зайцев идут на «снежную полянку».

2. Игра «Зайкины лапки».

3. Чтение сказки «Заяц-Хваста».

4. Беседа по сказке.

5. Этюды «Зайцы веселятся», «Зайцы увидели охотников».

Декорации снежной полянки; шапочки зайцев для подвижной игры; книга со сказкой «Заяц-Хваста» в обработке А. Толстого.

1

Январь

4 неделя

«Мороз –Красный нос»

Игровое занятие цель: порадовать детей, вызвать эмоциональный отклик на игру, приобщить к инсценировке песни, вести в волшебный мир театра, познакомить со сказкой «Заяц – Хваста», учить внимательно слушать сказку.

1. Под музыку дети едут «зимний лес».

2. Под грозную музыку входит Дед Мороз.

3. Игра «Заморожу».

4. Песенка-игра «Мы поиграем немножко».

5. Кукольный спектакль «Заяц-Хваста».

6. В конце звучит рус. нар. мелодия «Заинька».

Музыкальные записи (для композиций «Зимний лес», «Дед Мороз», к сказке «Заяц-Хваста»); декорации к сказке «Заяц-Хваста» (задний план «Лес и деревня», береза).

1

Февраль

1 неделя

«На дворе метёт, у печки - жарко» Игровое занятие цель: приобщить детей к русской национальной традиции, учить инсценировке, учить взаимодействовать друг с другом в игровом сюжете.

1. В гости в горницу.

2. Инсценировка «Во светлице». (Ульяна- воспитатель, остальные роли - дети).

3. Хоровод «Утушка луговая».

4. Сценки «Свинка Ненила», «Две вороны».

5. Загадки.

6. Инсценировка «Гости прощаются».

Декорация русской избы (половички, веник, почка. Чугун, ухват, стол, самовар, чашки, лавочки); народные костюмы; сервировка для чая; подарки для детей (лепные лошадки, мягкие игрушки зайки и цыплята).

1

Февраль

2 неделя

«Дуют ветры в феврале» Игровое занятие цель: рассказать об армии, показывать солдат как защитников, вовлекать в ролевую игру, учить ритмично двигаться в соответствии с ритмом стиха и музыки, упражнять в звукоподражании, учить выполнять правила.

1. Беседа о солдатах.

2. Дети шагают под музыку «Марш деревянных солдатиков». (П.И. Чайковский).

3. Игра «Солдатики».

Игрушки солдатики; костюмы (моряка, танкисты, летчики); музыкальные записи

(Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковский, записи для выхода моряка, танкиста, летчика).

1

Февраль

3 неделя

«Знакомые сказки» Игровое занятие цель: вызвать положительный эмоциональный настрой на театрализованную игру, активизировать воображение детей, побуждать эмоционально откликаться на предложенные роли

1. Игра «Путешествие по сказкам».

2. Сценка «Мама коза приходит домой».

3. Игра-инсценировка по сказке «Колосок».

4. Сценка из сказки «Заяц-Хваста».

5. Сценка по сказке «Теремок».

Диск для игры, юла; шапочки для героев сказок; картинки для сказки; кукла Петушок.

1

Февраль

4 неделя

«Ловкий мышонок» Игровое занятие цель: дать прикладное понимание о колыбельной, приобщить детей к колыбельной песни, будить воображение детей, познакомить детей со сказкой В.Бианки, вовлечь в игровой сюжет, учить действовать в игре.

1. В гости приходит мышонок.

2. Песенка для мышонка.

3. Рассказывание сказки

В. Бианки «Лис и мышонок».

4. Игра «Мышиная зарядка».

5. Подарки детям.

Книга со сказкой В. Бианки «Лис и мышонок»; шапочки и лиса и мышат; мягкие игрушки (лис, мышонок); колыбелька для мышонка.

1

Март

1 неделя

«У куклы Кати день рождения» Игровое занятие цель: дать представление о том, как вести себя на дне рождении, побуждать детей к активности и инициативности, вызвать положительные эмоции, способствовать импровизации, учить вступать в игре в диалог.

1. В гости к кукле Кате.

2. Дети показывают концерт для куклы.

3. Игра «Хозяйка и гости».

4. Танец с куклами.

Куклы; сервированный игрушечный стол; подарки для танцев (гномов, снежинок).

1

Март

2 неделя

«Кошка и ее котята» Игровое занятие цель: познакомить детей со сказкой «Кошка и котята», развивать сопереживание, учить внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы по её содержанию

1. Сказка на фланелеграфе «Кошка и котята».

2. Беседа по сказке.

3. Песня «Кошка» муз.

А. Александрова.

Картинки для театра (котята, кошка, пес, будка, миска с молоком).

1

Март

3 неделя

«Мамины детки» Игровое занятие цель: развить сопереживание, чуткое отношение к другому, учить показывать сказку на настольной ширме, учить пересказывать сюжет знакомой сказки, дать заряд положительных эмоций в этюдах и играх, побуждать к воплощению в игровых образах

1. Песенка «Кошка» для кошечки.

2. Дети рассказывают сказку «Кошка и котята» на настольной ширме.

3. Этюды «Котята просыпаются», «Котята резвятся», «Котята охотятся за мышкой».

4. Хоровод-игра «Как кошки расплясались»..

Мягкая игрушка кошка; картинки к сказке «Кошка и котята»; шапочки кошек для подвижной игры.

1

Март

4 неделя

«Путешествие на автобусе» Игровое занятие цель: учить детей вступать во взаимодействие в сюжетно – ролевой игре и распределять роли, развивать двигательную активность детей, учить внимательно слушать сказку, следить за сюжетом, дать представление о театре игрушек на ковре.

1. Путешествие на автобусе в деревню.

2. Сказка «Лис и мышонок». (театра игрушек).

3. Беседа по сказке.

4. Игра «Мыши делают зарядку».

5. Едим домой.

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры (прилавок с товаром, коляски с куклами и мишками); оборудование для театра игрушек (игрушки лис и мышонок, кроватка, миска с крупой, игрушечный лес, зеркальце).

1

Апрель

1 неделя

«Корзина с подснежниками» Игровое занятие цель: порадовать детей и вовлечь их в игровой сюжет, побуждать детей к двигательной импровизации, активизировать их слуховое внимание и восприятие, учить самостоятельности в ролевом поведении, прививать эстетический вкус.

1. Дети идут на «заснеженную полянку».

2. Игра- импровизация «Снежинки».

3. Игра-хоровод под сосной.

4. Тане с подснежниками.

Декорации снежной полянки, белые накидки для снежинок; шапочки зверей для подвижной игры; костюм Лесной Феи.

1

Апрель

2 неделя

«Шутки и потешки» Игровое занятие цель: приобщение детей к русской национальной традиции, показать возможности лепной свистульки, познакомить со сказкой в театре лепной игрушки, побуждать детей к ролевому воплощению, учить отчетливо и эмоционально говорить потешки и прибаутки.

1. В гости в избу.

2. Сказка в театре лепной игрушки «Лошадка –златогрива и Баран-круторог».

3. Пляска под рус. нар. мелодию «Как под горкой, под горой».

Декорации русской избы; лепные свистульки для театра игрушек (барашек, лошадка, птичка); русские костюмы для детей и взрослых.

1

Апрель

3 неделя

«Ладушки»

Игровое занятие цель: приобщать детей к русской национальной традиции; упражнять в пальчиковой гимнастике; учить проговаривать слова в потешках; включать детей в игровой сюжет; вызвать положительный эмоциональный отклик на произведения фольклора; порадовать детей.

1. Приходит в гости лисенок.

2. Пальчиковая гимнастика

«Шли лисята по дорожке»,

3. Песенка- игра «Ладушки».

4. Рус. нар. прибаутка «Лиса по лесу ходила».

Шапочка лисы (для взрослого); мягкая игрушка лисенок; детские игрушечные плита, кастрюля, сковорода; лапти.

1

Апрель

4 неделя

«Весна на улице» Игровое занятие цель: развить эмоционально – чувственную сферу детей, учить откликаться на звуки и интонации в музыке, слышать контраст интонации в речи, побуждать к двигательной активности, проявлять самостоятельность в выборе и исполнении ролей, упражнять в звукоподражании.

1. Беседа о весне.

2. Прослушивание фонограммы пения птиц.

3. Игра-разминка для голоса «Птички».

4. Этюд –игра «Цветы на полянке».

Декорации весенней лужайки; ваза с цветами; шапочки цветов для подвижной игры; фонограмма «Звуки леса»; музыкальные записи для этюда и танцев птичек и цветов.

1

Май

1 неделя

«Такие разные дожди» Игровое занятие цель: развить эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховые представления, упражнять в пальчиковой гимнастике, учить ролевому воплощению, отчётливой и выразительной речи, порадовать детей.

1. Пальчиковая игра-гимнастика «Пальчики гуляют».

2. Беседа о дождях.

3. Приходят в гости дожди (озорник, ленивец).

4. Игра «Дождливо-солнечно».

5. Игра «Прогулка под дождем».

Музыкальные записи для игр и этюдов; султанчики для игры в дождик; зонтики

1

Май

2 неделя

«Вспомни сказку» Игровое занятие цель: развить воображение, память детей, вызывать ассоциации, учить пересказывать сказку с использованием предметов (игрушек), учить отвечать на вопросы по содержанию сказки, развить эмоциональную сторону речи детей, создать эмоционально – положительный настрой на сказку.

1. Путешествие в магазин игрушек.

2. Сценка по сказке «Кошки и котята».

3. Сценка по сказке «Лис и мышонок».

4. Сценка по сказке «Лошадка-златогривка и Баран-круторог»,

Мягкие игрушки (кошки, лис); лепные игрушки (свистулька лошадка, свистулька барашек, свистулька птичка); шапочка мамы-кошки (для взрослого); шапочка мышонка (для ребенка).

1

Май

3 неделя

«Дедушка Ежок» Игровое занятие цель: порадовать детей, создать эмоционально – положительное отношение к произведениям малых фольклорных форм, научить детей выступать перед сверстниками, развивать эстетический вкус, побуждать к импровизации, познакомить со сказкой «Как ёжик друга нашёл».

1. В гости к детям приходит дедушка Ежок.

2. Рус. нар. песенка –игра «Дедушка Ежок».

3. Кукольный театр «Как ежик друга нашел».

4. Вопросы по сказке.

Мягкие игрушка еж; куклы театра (еж, белка, заяц).

1

Май

4 неделя

«Выходи на зелёный лужок» Игровое занятие цель: порадовать детей, вовлечь в игру, учить действовать в игре группой и по одному, учить выразительно двигаться под музыку, побуждать к двигательной активности

1. Прогулка по «зеленому лужку».

2. Песня-игра «По лугу».

3. Песня- этюд «Ручейки».

Музыкальные записи (народных мелодий, звуков леса); корзинки; султанчики, накидки для ручейков.

1

Всего:

36 занятий 1 раз в неделю



Диагностика театральной деятельности по методике Комаровой Т. С, делает акцент не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.

1. Основы театральной культуры:

• Высокий уровень 3 балла (проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности)

• Средний уровень 2 балла (интересуется театральной деятельностью)

• Низкий уровень 1 балл (не проявляет интереса к театральной деятельности. Знает правила поведения в театре).

2. Речевая культура:

• Высокий уровень 3 балла (Умеет пересказывать произведения от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности)

• Средний уровень 2 балла (В пересказе использует средства языковой выразительности эпитеты, сравнения, образные выражения)

• Низкий уровень 1 балл (Пересказывает произведение с помощью педагога)

3. Эмоционально образное развитие

• Высокий уровень 3 балла (Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев)

• Средний уровень 2 балла (Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение.)

• Низкий уровень 1 балл (Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затрудняется их продемонстрировать средствами жеста и движения)

4. Музыкальное развитие

• Высокий уровень 3 балла (Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы)

• Средний уровень 2 балла (Передаёт в свободных пластических движениях характер музыки)

• Низкий уровень 1 балл (Затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки)

5. Основы коллективной творческой деятельности

• Высокий уровень 3 балла (Проявляет инициативу, согласованность действий с партнёрами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем)

• Средний уровень 2 балла (Проявляет инициативу и согласованность действий с партнёрами в планировании коллективной деятельности)

• Низкий уровень 1 балл (Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.)


Формы взаимодействия работы с родителями:

  • анкетирование;

  • индивидуальные беседы;

  • наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов;

  • выставки и фотовыставки;

  • совместная деятельность;

  • день открытых дверей, дружеские встречи; помощь в изготовлении костюмов и декораций


Сроки

 Тема

Форма проведения

Октябрь

«Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей.

Стендовая информация

Ноябрь-декабрь

«Знаете ли вы своего ребёнка?»

Анкетирование

Музыкальный спектакль «Волк и семеро козлят»

Спектакль для родителей

Февраль

«Мои любимые герои»

Выставка рисунков

Март-апрель

Спектакль «Колобок в хлебном царстве»

Спектакль

Апрель-май

«Наши успехи»

Стендовая информация






Анкета для родителей

Ф.И. ребенка___________________________________________________________

Уважаемые  родители, ответьте на ряд утверждений, используя варианты ответов «да» или «нет».

Утверждения

1. Чаще ребенок обращает внимание на замысел литературного произведения, его художественную идею.......................................................................................

2. Чаше ребенок реагирует на героев литературного произведения……………

3. Чаше ребенок обращает внимание на обстановку, место и время развития событий произведения..................................................................... ………………

4. Ребенок целостно воспринимает литературное произведение.........................

5. Ребенок хорошо понимает эмоциональное состояние героев и интересно интерпретирует образы.............................................................................................

6. Ребенок любит задавать вопросы о прочитанном произведении……………..

7. Ребенок любит рисовать литературные сюжеты, «фантазировать на бумаге»................................................................................................. ……. ………
8. Ребенок может организовать игру с другими детьми.................................. …..
9. Ребенку легче оценить игру другого, чем играть самому...................................

10. Ребенок легко создает образы литературных персонажей с помощью декламирования, мимики и пантомимики...............................................................

11. Ребенок легко подбирает необходимые атрибуты и декорации для игры-драматизации................................................................................................................

12. Ребенок может выразить свое мнение о понравившихся или непонравившихся персонажах....................................................................................

13. У ребенка хорошо развито творческое воображение, он тяготеет к импровизациям.............................................................................................................

14. Ребенок обладает лидерскими качествами..........................................................
15. Ребенок хорошо чувствует цвет, форму, стремится выразить свои впечатления о литературном произведении, персонажах произведения на бумаге с их помощью.................................................................................................

16. Ребенок умеет подсказать и показать другим детям, как и что надо изображать в игре-драматизации...........................................................................

17. Ребенок умеет сопереживать игровым персонажам...................................….

18. Ребенку присущи качества - настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать неудачи, решать конфликты.............................................................

19. У ребенка развиты элементы самоконтроля в театрализованной деятельности (может следовать сюжетной линии, театральную постановку доводит до конца)....................................................................................................

20. У ребенка развиты художественно-изобразительные умения, он хорошо рисует, предпочитает рисование другим видам детской художественной деятельности...............................................................................................Оценка результатов.
Ответ «да» оценивается в 1 балл. Баллы суммируются по каждой позиции (актер, режиссер, зритель):
• позиция «режиссер» — ответы «да» на вопросы 1, 8, 14, 16, 18;
• позиция «декоратор» — ответы «да» на вопросы 3, 7, 11, 15, 20;
• позиция «актер» — ответы «да» на вопросы 2, 5, 10, 13, 19;
• позиция «зритель» — ответы «да» на вопросы 4, 6, 9, 12, 17.
В какой позиции получилось наибольшее количество баллов, к той ребенок и имеет наибольшую склонность.



Список используемой литературы

1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005, №4, с. 24.

2. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада.—М.: Просвещение, 1991.— 127 с;

3. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Москва, «Вако», 2011, 255 с.

4. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Москва. Мозаика Синтез. 2010. 119 с.

5. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности. 2012. 287 с.

6. Коноваленко В.В, С.В.Коноваленко. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика. Москва. «Гном». 2012. 15 с.

7. Лыкова И.А, В.А.Шипунова. Теневой театр: вчера и сегодня. Москва.2012. 94 с.

8. Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. «Каро».2009. 59 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Консультация для родителей

 «Развитие детей в театрализованной деятельности»

Цели:

1)приобщать родителей к театральному искусству, к театрализованной деятельности;

2)способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду;

3)содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению в жизнедеятельность группового сообщества;

4)развитие творческих способностей родителей.

Задачи:

-создавать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на сближения детей, родителей и педагогов ДОУ;

-способствовать формированию эстетического вкуса;

-приобщать родителей к театрально-культурной жизни ДОУ;

-осуществлять полноценный подход к психическому и физическому развитию детей через взаимодействие родителя, знающего особенности своего ребёнка, посредством театрализованной деятельности;

-повышать физиологическую и валеологическую компетентность родителей.

«Волшебный край!» - так когда-то назвал  театр   великий русский поэт       А. С. Пушкин.

Хочется добавить - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир.

Театральное искусство, близко и понятно детям ведь в основе театра лежит игра. Театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный мир ребёнка.

На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берут на себя родители, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но, уже начиная с 3-4 летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности.

Домашний театр - это совокупность театрализованных игр и разнообразных видов театра.

 Для домашнего пользования доступны - кукольный, настольный, теневой театры.

Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготавливая своими руками из разных материалов, например, папье-маше, дерева, картона, ткани, ниток, старых носков, перчаток.


К работе по изготовлению кукол, костюмов желательно привлекать и ребенка. В дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок. Например: старый меховой воротник в ловких руках может стать хитрой лисой или коварным волком. Бумажный пакетик может превратиться в весёлого человечка. На пакетике нарисуйте лицо и прорежьте дырку для носа, в которую просуньте указательный палец, а большой и средний станут руками. Кукла из носка: набейте носок тряпками и вставьте внутрь линейку. Все скрепите верёвочкой или резинкой. Кукла из бумажной тарелки. На бумажной тарелке нарисуйте рожицу. К обратной стороне прикрепите липкой лентой палочку. Игрушки и куклы из пластмассовых бутылок и коробок. Коробки можно склеить друг с другом, обклеить бумагой и приклеить детали. И тому подобное…

Создавая домашний кукольный театр, вы вместе с малышом примеряете на себя множество ролей: будете делать кукол, рисовать декорации, писать сценарий, оформлять сцену, продумывать музыкальное сопровождение и, конечно, показывать сам спектакль. Только представьте, сколько творчества, смекалки, уверенности в себе потребует это занятие от ребенка. А еще тренировка мелкой моторики, развитие речи, художественного вкуса и фантазии, познание нового и интересного, радость совместной деятельности с близкими людьми, гордость за свои успехи… Действительно, создание домашнего кукольного театра - настолько развивающая и многогранная деятельность, что стоит не пожалеть на это времени и сил. 

Дети любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей.

Домашние постановки помогают удовлетворить физический и эмоциональный потенциал. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!

Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Дети смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними.

Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Родители могут также стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры-забавы, игры-драматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием и другое. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.

Для осуществления данной работы в семье должна быть создана соответствующая художественно-эстетическая среда, предполагающая наличие игрушек или кукол, сделанных своими руками, фонотеки и библиотеки сказок, детских музыкальных инструментов, инструментов-самоделок, дидактических игр. Но самое главное – организация взрослыми разнообразной совместной с ребенком художественно-творческой деятельности в различных формах ( пение, танцы, хороводы, игры и др.).



Уважаемые родители! Предлагаем вам примерный перечень игр:

Игра «Узнай по голосу»

Водящий в центре круга с закрытыми глазами. Все движутся по кругу со словами:

Мы немножко поиграли, 
А теперь в кружок мы встали. 
Ты загадку отгадай. 
Кто назвал тебя – узнай!

Водящий называет по имени сказавшего ему: «Узнай, кто я?»

Игра «Иностранец»

Вы попали в другую страну, языка которой не знаете. Спросите с помощью жестов, как найти кинотеатр, кафе, почту.

Упражнения

1. С помощью мимики выразите горе, радость, боль, страх, удивление.

2. Покажите, как вы сидите у телевизора (захватывающий фильм), за шахматной доской, на рыбалке (клюет).

Игры со скороговорками

Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной артикуляцией губ; затем шепотом, затем вслух и быстро (несколько раз). Скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

Варианты скороговорок:

Король – орел, орел-король.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Пантомимические этюды и упражнения

Давайте детям дома задания: понаблюдать, запомнить, повторить поведение людей и животных, бытовые предметы в простейших ситуациях. Лучше начать с предметов, потому что дети хорошо их зрительно помнят и для этого не требуется особых наблюдений. Покажи, как: 
-вратарь ловит мяч; 
-зоолог ловит бабочку; 
-рыбак поймал большую рыбу; 
-ребенок ловит муху.

Попробуй изобразить:  Парикмахера, пожарника, строителя, космонавта.

Большое значение для ребенка имеет театр, театральная деятельность. Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого не возможно полноценное восприятие художественной литературы. Ведь умение живо представить себе то, о чем читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего видения, из опыта реальных представлений. Драматизация служит для ребенка средством проявления артистических способностей, развития речи, морального опыта. Игра в театр очень близка ребенку, стремящемуся все свои переживания и впечатления выразить в действии.

Родители не должны задаваться вопросом: а нужно ли посещение театра в наше время? Да еще с ребенком? Есть Интернет, кабельное телевидение. 

Занимаясь с детьми театром, мы сделаем их жизнь интересной и содержательной, наполним ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, представлениях дети смогут использовать в повседневной жизни.






Краткий словарь театральных терминов

Антракт — промежуток между действиями спектакля.
Аплодисменты — одобрительные хлопки зрителей.
Афиша — объявление о представлении.
Грим — подкрашивание лица, искусство придания лицу (посредством специальных красок, наклеивания усов, бороды и т.д.), внешности, необходимой актеру для данной роли.
Декорация — украшение, художественное оформление действия на театральной сцене.
Диалог — разговор между двумя или несколькими лицами.
Жест — движения рук, головы, передающие чувства и мысли.
Занавес — полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала.
Пантомима — выразительное телодвижение, передача чувств и мыслей лицом и всем телом.
Парик — накладные волосы.
Режиссер — управляющий актерами, раздающий роли; лицо, руководящее постановкой спектакля.
Игры

1.        Игра «Угадай, кто я»
Игра проходит веселее, когда в ней принимает участие много ребят. С помощью считалки выбирают водящего. Ему завязывают глаза. Дети берутся за руки и встают в круг вокруг водящего. Водящий хлопает в ладоши, а дети двигаются по кругу. Водящий хлопает еще раз и круг замирает. Теперь водящий должен указать на какого-либо игрока и попытаться угадать, кто он. Если ему удается сделать это с первой попытки, то игрок, угаданный им, становится водящим. Если же водящий с первой попытки не угадал, кто перед ним, он имеет право дотронуться до этого игрока и попробовать угадать второй раз. В случае правильной догадки водящим становится ребенок, которого опознали. Если же водящий так и не смог правильно догадаться, он водит по второму кругу.

Вариант игры. Можно ввести правило, по которому водящий может попросить игрока что-либо произнести, например, изобразить животное: прогавкать или мяукнуть. Если водящий не узнал игрока, он водит еще раз.

2.        Игра «Цепочка слов от А до Я»
Играющие садятся в кружок и по часовой стрелке называют: первый называет слово на букву а-, например, арбуз, второй на последнюю букву этого слова, на з- заяц, третий на ц- цапля, четвертый я- яблоко и т.д.

3.        Игра «Горячий картофель»
Традиционно в игре используется настоящий картофель, но его можно заменить теннисным мячиком или волейбольным мячом. Дети садятся в круг, водящий находится в центре. Он бросает «картошку» кому-нибудь из игроков и тут же закрывает глаза. Дети перебрасывают «картошку» друг другу, желая как можно быстрее от нее избавиться (как будто это настоящая горячая картошка). Вдруг ведущий произносит: «Горячий картофель!» Игрок, у которого оказалась в руках «горячая картошка», выбывает из игры. Когда в кругу остается один ребенок, игра прекращается, и этот игрок считается победившим.

4.        Игра «Музыкальный стул»
Несколько стульев ставят в круг, спинками внутрь; стульев должно быть на один меньше, чем игроков. Звучит музыка, дети медленно идут вокруг стульев. Когда музыка прекращается, игроки должны попытаться занять стулья. Тот, кому не досталось стула, выбывает из игры. Убирают один стул, так как игроков стало на одного меньше, и игра продолжается. Выигрывает тот, кто остался один и сидит на последнем стуле.

5.        Игра «Проверка памяти»
Педагог кладет на поднос несколько разных предметов и накрывает их полотенцем. Дети садятся в круг, педагог открывает перед ними поднос на несколько секунд, затем накрывает вновь полотенцем и уносит. Дети получают задание нарисовать как можно больше предметов, которые они запомнили.

6.        Игра «Угадай, кто главный!»
Дети с помощью считалки выбирают водящего. Он на одну минуту покидает комнату, а в это время дети назначают «главного». Когда ведущий возвращается, по его команде «главный» начинает делать различные движения, например, качать головой, топать ногами, хлопать в ладоши, а дети должны повторять эти движения за «главным». Они должны это делать так, чтобы водящий не догадался, кто эти действия придумывает. Задача водящего - попытаться быстро отгадать, кто «главный», и если ему это удалось, то «главный» становится водящим в следующем кону.

7.        Игра «Кто из нас самый наблюдательный?»
Эту игру любят все дети и охотно играют в нее. Выбирают водящего, который внимательно осматривает играющих: их одежду, обувь, кто где сидит или стоит, запоминает позы игроков. Водящий выходит из комнаты. Ребята меняются местами; изменяют позы, переобуваются; обмениваются кофточками, сумочками, ленточками, платочками, шарфиками. Входит водящий и ищет изменения. Чем больше изменений он находит, тем лучше, тем он наблюдательнее.

8.        Игра «и вдруг…»

Игра направлена на снятие стереотипов действия: в знакомом сюжете игры изменяются условия, а задача остается прежней. Непременно найти другой способ решения задач или обходной путь. Например, играем в поход, собираемся готовить на костре еду, и вдруг оказывается, что котелок забыли дома. Поехали на соревнования лыжников, и вдруг растаял весь снег. Можно брать сюжеты из сказок и менять в них условия.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!