СЛАЙД 1
Опыт работы на тему «Создание условий, направленных на достижение планируемых целевых ориентиров в области художественно-эстетического развития детей МБДОУ «Детский сад №24 «Колосок»
СЛАЙД 2
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
СЛАЙД 3
Стратегической целью государственной политики в области образования, как отмечено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, задачами конкурентоспособности России в глобальном мире и современными потребностями общества.
Исходя из поставленной цели, процесс модернизации системы образования сопровождается переосмыслением отечественной и зарубежной образовательной теории и практики, присвоением образованию гуманистического характера и уточнением механизмов всестороннего, гармонического развития личности.
СЛАЙ 4
Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.
В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что «искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей».
СЛАЙД 5
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки), одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования и образовательная программа дошкольного образования. Кроме того в нашем детском саду приоритетное направление – художественно–эстетическое развитие детей. Поэтому мы подробно обсуждали данное направление, чтобы понять, что делать и как необходимо действовать в современных условиях.
СЛАЙД 6.
Первый шагом по реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – была разработка образовательной программы дошкольного образования. Для этого наш коллектив был разделен на рабочие группы, каждая из которых рассматривала по одной образовательной области: подбирали парциальные программы, описывали возрастные особенности воспитанников, прописывали результаты освоения образовательной программы. Много разногласий было по поводу целевых ориентиров, представленные вариант был последним.
СЛАЙД 7.
Много разногласий было по поводу целевых ориентиров. На слайде представлен последний вариант планируемых результатов по художественно-эстетическому развитию детей. Здесь указаны результаты только по изобразительной и конструктивной деятельностей.
Планируемые результаты освоения программы в области художественно-эстетического развития разделены на следующие возрастные категории: от 1,5 лет до 3 лет; от 3 до 4 лет, от 5 до 6 лет.
СЛАЙД 8.
От 5 до 6 лет; от 6 лет о до выпуска ребенка в школу. Например, к 6 годам ребенок:
- Конструирует по собственному замыслу.
- Использует простые схематические изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
- Правильно держит ножницы, использует разнообразные приемы вырезания.
- Создает индивидуальные и коллективные рисунки, сюжетные и декоративные композиции, используя разные материалы и способы создания, в т. ч. по мотивам народно-прикладного творчества.
СЛАЙД 9.
Для получения ожидаемых результатов в нашем дошкольном учреждении создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
- создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание развивающей предметно – пространственной среды);
- обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
- организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями);
- координация работы с другими учреждениями и организациями.
Такая система работы предполагает тесное сотрудничество воспитателей и специалистов ДОУ, заведующей детским садом, старшего воспитателя. Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно – эстетического образования.
СЛАЙД 10.
Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметно – пространственной среды. Каждая группа детского сада эстетически оформлена в определенном стиле, имеются театральные, игровые уголки, центры искусства.
СЛАЙД 11.
Для занятий музыкой имеется музыкальный зал, костюмерная с театральным реквизитом. Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала.
СЛАЙД 12.
Созданная в детском саду развивающая предметно-пространственная среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.
СЛАЙД 13.
Для успешного освоения программ по художественно-эстетическому воспитанию необходимо грамотно организовать педагогический процесс. Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в ДОУ в трех направлениях:
- специально организованное обучение;
- совместная деятельность педагогов и детей;
- самостоятельная деятельность детей.
СЛАЙД 14.
Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы.
Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.
СЛАЙД 15.
В детском саду организована сеть дополнительных образовательных услуг: функционируют кружки эстетической направленности «До-ре-ми-фасолька» – по вокалу, «Бумажная фантазия» – по оригами, «Ловкие ладошки» - по тестопластике, клуб «Оранжевый апельсин» - по детскому дизайну. Цель кружковой работы – обогащение духовного мира детей различными средствами; формирование эстетического отношения к окружающему миру; развитие природных данных детей.
В дошкольном учреждении создан учебно-методический комплект:
- программы художественно-эстетического воспитания и методические рекомендации;
- перспективные планы по приоритетному направлению работы, кружковой, организации культурно-досуговой деятельности детей по всем группам;
- конспекты занятий, сценарии досугов и праздников;
- дидактические игры по изодеятельности, дидактические музыкальные игры.
СЛАЙД 16.
Реализация программы творческо-эстетического развития дошкольников требует от воспитателей постоянного совершенствования своего педагогического мастерства.
Она осуществляется в нескольких направлениях:
- повышение квалификации воспитателей в рамках дошкольного учреждения через педагогические советы, семинары – практикумы, консультации, открытые занятия, смотры – конкурсы. Каждый год один из педсоветов в нашем ДОУ посвящен творческому развитию воспитанников, на методических днях опытные педагоги проводят консультации по организации работы в данном направлении, практикуем открытые просмотры учебной и культурно-досуговой деятельности, проводятся недели творчества, дни открытых дверей для родителей, постоянно организуются выставки детского творчества.
- ежегодное представление опыта работы по художественно-эстетическому развитию детей на городских методических объединений для воспитателей, представление своего опыта на городских конференциях, образовательных форумах семинарах мастер-классах.
- повышение квалификации на курсах в институте повышения квалификации работников.
СЛАЙД 17.
Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка – дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.
Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям:
- вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный дошкольным учреждением.
При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей, когда родители имеют возможность не только посетить любые занятия и режимные моменты в детском саду, но и принять активное в них участие; организация выставок – конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми («Семейное творчество», «Там, на неведомых дорожках…» и др.); привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов и театральных кукол. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.
- повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания, консультации, семинары-практикумы, папки – ширмы.
СЛАЙД 18.
Эффективность работы по эстетическому воспитанию зависит от сотрудничества с другими учреждениями. Так наше учреждение не реже 1 раза в месяц посещает тематические выставки в музейно-выставочном центре, где знакомятся с произведениями искусства; в третьем филиале детской библиотеки наши воспитанники часто встречаются с писателями, художниками, героями литературных произведений, выполняют разные творческие задания. Уже являются традицией встречи наших воспитанников с пожилыми людьми в генторологическом центре «Тонус», осенью на «День пожилого человека», весной – «День победы»: наши воспитанники готовят сюрпризы отдыхающим в центре – концерты, маленькие сувениры.
СЛАЙД 19.
Данная работа всего коллектива, дает свои результаты:
- воспитанники становятся участниками и победителями различных творческих конкурсах
2013 – 2014 учебный год:
- Городской конкурс «Дорожная елка» -диплом победителя в номинации «Самая оригинальная елочная игрушка»
-Городской конкурс «Золотой цыпленок» - диплом за участие в гала- концерте
- Всероссийский конкурс «Моя малая Родина» - участие: 2 коллективные работы и 5 индивидуальных, дипломы победителя первой и второй степени
2014 – 2015 учебный год:
- Фестиваль детского искусства «Звездочки Суэк» - грамота участника
- Городской конкурс детского рисунка «В гостях у сказки» - 5 дипломов победителей
- Городской фестиваль «Театральная весна - 2015» - дипломы лауреата в номинации «Юное дарование» ( вокал и хореография)
- Международный эвристический конкурс «Совенок - 2015» - участие 42 воспитанников
- Литературно-поздравительная программа «В сердцах поколений» - благодарственные письма Музейно выставочного центра и Краевого генторологического центра «Тонус»
- к концу дошкольного возраста дети любят и понимают искусство. Большинство детей продолжают занятия в художественной школе города, посещают кружки по данному направлению, музыкальную школу.
Просмотр содержимого документа
«Создание условий, направленных на достижение планируемых целевых ориентиров в области художественно-эстетического развития детей МБДОУ "Детский сад №24 "Колосок"»
Создание условий, направленных на достижение планируемых целевых ориентиров в области художественно-эстетического развития детей МБДОУ «Детский сад №24 «Колосок»
Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства.
Стратегической целью государственной политики в области образования, как отмечено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020г.» является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, задачами конкурентоспособности России в глобальном мире и современными потребностями общества.
Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.
К художественно-эстетической деятельности относится:
- Изобразительная деятельность;
- Музыкальное восприятие;
- Театрализованная деятельность.
Цели и задачи коллектива ДОУ
Основная цель – развитие потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.
Для достижения поставленной цели нами сформулированы следующие задачи:
- Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.
- Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.
- Использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей.
Планируемые результаты
1,5-3 года
3-4 года
- Различает основные формы конструктора.
- Сооружает со взрослым постройки.
- Знает назначение карандашей, фломастеров, красок и кисти, клея, пластилина
- Создает простые предметы из разных материалов, обыгрывает совместно со взрослым.
4-5 лет
- Знает, называет и правильно использует детали строительного материала.
- Изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.
- Изображает (проводит линии в разных направлениях, обозначая контур предмета и наполняя его) /создает отдельные предметы, простые по композиции и по содержанию сюжеты, используя разные материалы.
- Создает изображения предметов из готовых фигур.
- Украшает заготовки из бумаги разной формы.
- Преобразует постройки в соответствии с заданием взрослого, конструирует из разных материалов.
- Правильно держит ножницы и режет по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезает круг из квадрата, овал — из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.
- Изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, приклеивания, использования разных материалов. Объединяет предметы в сюжеты.
- Распознает некоторые виды народного прикладного творчества, использует их в своей творческой деятельности .
Планируемые результаты
5-6 лет
6-8 лет
- Конструирует по собственному замыслу.
- Использует простые схематические изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
- Правильно держит ножницы, использует разнообразные приемы вырезания.
- Создает индивидуальные и коллективные рисунки, сюжетные и декоративные композиции, используя разные материалы и способы создания, в т. ч. по мотивам народно-прикладного творчества
- Распознает некоторые виды искусства, имеет предпочтение в выборе вида искусства для восприятия, эмоционально реагирует в процессе восприятия.
- Распознает направления народного творчества, может использовать их элементы в театрализованной деятельности.
- Создает модели одного и того же предмета из разных видов конструктора и бумаги (оригами) по рисунку и словесной инструкции.
- Создает индивидуальные и коллективные рисунки, сюжетные и декоративные композиции, используя разные материалы и способы создания.
- Правильно пользуется ножницами, режет по извилистой линии, по кругу, вырезает цепочку предметов из сложенной бумаги.
Система работы по художественно-эстетическому воспитанию
- создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание эстетической развивающей среды);
- содержание образования (выбор программ и технологий);
- организация и содержание учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями, интеграция);
- сотрудничество с другими учреждениями..
Развивающая предметно-пространственная среда
Развивающая предметно-пространственная среда
Развивающая предметно-пространственная среда
Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в ДОУ в трех направлениях:
- специально организованное обучение;
- совместная деятельность педагогов и детей;
- самостоятельная деятельность детей.
Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:
- групповые и подгрупповые занятия,
- праздники,
- развлечения,
- тематические музыкальные вечера,
- недели творчества,
- дидактические игры,
- выставки рисунков и поделок,
- занятия по дополнительному образованию,
- создание книг – самоделок,
- другие.
Бесплатные дополнительные образовательные услуги:
Работа по совершенствованию педагогического мастерства педагогов
- повышение квалификации в рамках курсовой подготовки.
- повышение квалификации педагогов по художественно-эстетическому развитию в рамках дошкольного учреждения .
- повышение квалификации педагогов по художественно-эстетическому развитию на муниципальном уровне.
Сотрудничество с семьей
- Вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением через различные приемы и формы.
- Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляем с помощью традиционных и нетрадиционных форм работы.
Сотрудничество с другими учреждениями
- музейно выставочный центр,
- генторологический центр «Тонус»,
- филиал №3 детской городской библиотеки.
Результаты работы
- Участие и победы детей в различных творческих конкурсах на Всероссийском уровне «Моя малая Родина», «Совенок», Кенгуренок».
- Победы детей в различных творческих городских конкурсах «Театральная весна», «Танцующая весна», «Маленькие звездочки», «Звездочки СУЭК», конкурсы детского рисунка.